Каллиник, муч. Вифинский при Декии, с Фирсом и Левкием. 14 дек. Каллиник, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Каллиник, муч. Гангрский. 29 июля. Каллиник муч., с Серапионом Египтянином. 21 мая. Каллиник, патриарх Цареградский 8 века. 23 авг. Каллиста мученица, с Дорофеей, постр. в Кесарии Капп. при Диоклетиане. 6 февр. Каллиста, мученица Никомидийская, и ее братья мучч. Евод и Ермоген. 1 сент. Каллистрат и дружина его, 49 воинов, мучч. Римские при Диоклетиане, ок. 304 года 27 сент. Каллист турмарх, из 42 мучч. Амморейских, пострад. ок. 840 г. от СарацИн.6 марта. Каллист преп. В субб. с. Каллисфения, св. Фракийская 4 в., с муч. Давиктом, своим отцом. 4 окт. Каллиопий, муч. Помпеопольский (в Киликии) ок. 304. 7 апр. Калуф, Египтянин, муч. при Максимиане. 19 мая. Кандидий и Кантидиан, мучч. Египетские, 5 авг. Кандид, муч. Трапезунтский при Диоклетиане, с Валерианом и др. 21 янв. Кандид, из 46 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Кантидиан, муч. Египетский с Кандидием. 5 авг. Капетолина и Еротиида, мученицы Каппадокийские ири Диоклетиане. 27 окт. Капик, муч. Кампанийский, с Лукией девицей. 6 июля. Капитон священномуч., еп. Херсонский, времени Константина Вел. 7 марта. Капитон муч., с Памфилом. 12 авг. Карион монах, и Захария, сын его, преп. Египетские 4 века. 5 дек. Карп, ап. из 70. 26 мая. Карп, еписк. Фиатирский, Папила, Агафодор и Агафоника, мучч. Пергамские при Декии. 13 окт. Картерий священномуч., постр. в Кесарии Палестинской около 304. 8 янв. Касиния, мученица Анкирская ири Иулиане, с Меласиппом. 7 ноября. Кассиан преп., Римлянин, ум. ок. 444. 29 февр. Кассиан грек, Угличский чудотворец, ум. 1504. 21 мая. Касторий, муч. Римский ири Диоклетиане, с Севастианом и др. 18 дек. Кастор муч. 18 сент. Кастор преп. В субб. с. Кастрихий, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Кастул, муч. Римский при Диоклетиане, с Севастианом и др. 18 дек. Катерий, муч. Севастийский при Декии, с Аттиком. 3 ноября. Катун, из 10 мучч., постр. и Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Книг для чтения взять было негде, да и чтение книг в это время еще не было в обыкновении, и я целый год питался двумя-тремя учебниками. Целые дни и ночи я проводил почти без всякого дела, в ужасной тоске, которая часто доводила меня до слез. Между тем, по окончании года семинарское начальство хотело совсем исключить меня из семинарии на том основании, что я целый год был болен и не ходил в класс. К счастью, за меня заступился один учитель, священник Василий Михайлович Суворов. Указав на то, что я поступил в семинарию из Нолинского училища первым учеником и что он лично знает моего батюшку, как заботливого отца и меня как ученика хорошего и даровитого, упросил начальство оставить меня в семинарии еще на год. Я помню, как грустно было мне, когда я, пришедши в первый раз в класс, должен был, как показано было по списку, занять почти последнее место, на последней парте. Заметив мою грусть, учитель риторики Никанор Агафоникович Романов, подошедши ко мне, одобрил меня, сказавши, что это ненадолго, что мне скоро возвратят прежнее место, когда я буду хорошо учиться. Для меня очень дорого было это утешение учителя. Соскучившись по учению, по классным занятиям и, так сказать, проголодавшись в течение целого года без них, я начал заниматься с такой жадностью, что к экзамену перед Рождеством перешел с последней парты на первую, а через полгода переведен был в следующий философский класс в числе первых учеников. В 30-х и 40-х годах направление в образовании было еще теоретическим: согласно еще со средневековой классификацией науки, все науки разделялись на главные и второстепенные. Главными науками в семинариях и академиях считались словесность, или риторика, философия и богословие. Словесность преподавалась в низшем отделении семинарии (два года), которое поэтому и называлось словесным или риторическим отделением; философия – в среднем отделении, которое называлось философским, богословие – в высшем или богословском отделении. До 40-х годов все эти три науки (да и некоторые другие) преподавались на латинском языке, а в 40-м году произошла в духовных заведениях реформа, главным пунктом которой было постановление преподавать все науки на русском языке.

http://pravoslavie.ru/29752.html

и П. пыткам в случае отказа совершить жертвоприношение. Придя в Фиатиру, проконсул призвал жителей города в храм Зевса для совместного поклонения божеству. К. и П. не захотели войти в святилище, после чего случилось землетрясение и храм рухнул. Тогда мучеников заковали в цепи и привели в преторий. Там они снова отказались подчиниться приказу императора, обличили языческих богов и исповедовали Христа. Проконсул повелел привязать К. и П. к коням и т. о. тащить в Сарды. За мучениками следовали их слуги, в числе к-рых был Агафодор. Ночью К. и П. явился ангел и укреплял их. В Сардах К. и П. заключили в темницу, а на следующий день доставили в преторий. Проконсул пытался склонить мучеников принести жертву богам, обещая им почести и славу. Т. к. К. и П. оставались непреклонными, их вновь бросили в темницу, а Агафодора били воловьими жилами и мучили до тех пор, пока он не скончался. Жители Сард похоронили останки святого в пещере. На следующий день проконсул вызвал К. и П. на допрос, но мученики вновь отказались выполнить имп. повеление. Тогда проконсул приказал привязать их к коням и тащить т. о. в Пергам. Во время следующего допроса Коккиан, узнав, что К.- сын языческого жреца, предложил епископу последовать примеру отца, но он не согласился. Тогда его подвергли страшным мучениям: истязали крюками, опаляли светильниками, раны посыпали солью, а затем бросили в темницу. После этого на допрос привели П. Он сказал, что родом из Фиатиры и по профессии врач. Проконсул стал убеждать П. поклониться Асклепию, Гиппократу и Галену - покровителям медицины. На это мученик предложил Валлериану, чтобы языческие врачеватели исцелили его советника Коккиана, слепого на один глаз. Однако все их попытки оказались тщетными, тогда П. сотворил чудо: по его молитве невидящий глаз советника прозрел, и многие уверовали во Христа. В тот же день П. исцелил мн. др. тяжелобольных, а Коккиан крестился и остался в Пергаме среди христиан. Через 3 дня П. был подвергнут страшным пыткам: его жгли горящими светильниками и бросали в него камни, однако мученик оставался непреклонен.

http://pravenc.ru/text/1681131.html

3. Бог да простит тебя! Да простит Бог честнейшую настоятельницу и управляемых ею монахинь! Да простит Он монахиню Агафонику! Да простит Он отца и матерь твою! Я молюсь, чтобы чада их устремились к благодеянию и благоугождению Богу; желаю, чтобы родители их отныне разлучились друг с другом, пребывали бы в монастырях и остатние дни свои провели бы в монашеском житии 43 . И это для того, чтобы они в течение немногих дней седмеричной жизни сей уделили бы часть и тому, что принадлежит восьмому [дню] 44 , и обрели в будущей жизни никогда не прекращающееся отдохновение, когда покинут здешнее бытие. В молитвах ваших не забывайте мое ничтожество. Перевод с греческого А. Сидорова 1 О схожем духовном опыте преподобный Макарий пишет так: “Будь в душе всегда сладость, покой и веселие, она не знала бы различия, не ведала, чем владеет, и стала беззаботнее; не видела превосходства добра, превосходства благости Господней (см. Рим 2:4) и наслаждения ею не понимала, так что, даже получив ее, не знала бы, чем владеет; и страшной тяжести и ужаса греха также не знала бы, и лукавства его не понимала. Но так устраивает все неизреченная Мудрость Божия, чтобы душа узнала собственное благо на опыте через сравнение и сопоставление с горечью лукавства и получила двойную пользу: приобретая опыт горечи и тяжести греха — и вкушая благость Господню”. — Творения преподобного Макария Египетского. М., 2002. С. 544. 2 Так мы переводим в данном случае слово (букв. «ослабление напряженности, облегчение, отдых, покой», иногда и ‘разнузданность’). Ср. у аввы Дорофея: “Скорби привлекают к душе милость Божию, подобно тому, как ветры наносят дождь. И как продолжительный дождь, действуя на нежное растение, производит в нем гниение и портит плод его, а ветры постепенно осушают и укрепляют оное, так и бывает с душою: нерадение (расслабленность), беспечность и покой расслабляют и рассеивают ее, искушения же, напротив, скрепляют и соединяют ее с Богом». — Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения и послания. М., 2001. С. 170. Текст: Doroth — e de Gaza. Oeuvres spirituelles/ Ed. par L. Regnault et J. Pr — ville //Sources chr u tiennes.  92. Paris, 1963. P. 418.

http://pravmir.ru/poslaniya-k-monahine-e...

    но чувствуя во всем теле легкую усталость, с удовольствием принялся за «Вавилонскую принцессу». Так я просидел вплоть до позднего вечера. Наташа, милая, всем существом своим чувствую я, какую горькую боль причинить Тебе это письмо и в особенности описание вчерашнего вечера. Чувствую я и то, до чего жестоко с моей стороны, схоронив в душе любимый образ моего Алеши, сразу же перейти к очередным делам, усесться в кресло, закурить папиросу и утешиться вишнями и «принцессой». Но что же мне делать родная? Каков есть, таким и умру. Тут — моя основная черта: пока верю в победу, всеми средствами борюсь против врага, но побежденный, сразу же с инстинктивною жаждою самосохранения, сосредоточиваю все силы на желании забыть проигранную борьбу и победившего врага. Бой за Алешу мною проигран; проигран потому, что его «черная кровь» убила в его душе всех моих союзников; любовь ко мне в его сердце сейчас так же мертва, как мои мысли мертвы в его голове. Для меня он сейчас непобедим. Пусть его потому для меня просто не будет. Но, конечно, я извергаю из своей души лишь бритоголового и медно-красного прапорщика, квартирующего в Агафонихе у Афимьи кривой; с Алешей же я не расстаюсь. Память о нем я свято схороню в своей душе и в чудо воскресения нашей любви ни когда не перестану верить.     Быть может, Наташа, все это покажется Тебе странно элементарным и мало понятным во мне, повинном скорее в разъедающей сложности переживаний, чем в элементарном жизненном здоровье. Но видишь ли, страстно любя всяческую сложность жизни, я очень не люблю осложнений мешающих мне жить. Тут во мне действительно есть какая-то освобождающая жестокость. Нежно целую Тебя и прошу простить все мои недобрые, тёмные чувства. Твой Николай.   Сельцы, 28-го июля 1911 г. Не знаю, моя родная, за что, но только судьба злостно преследует мое самое нежное чувство. Напряженность, с которой я ожидаю Твоих писем, составила мне в дивизионе, как это ни странно, репутацию страшного чревоугодника. Дело в том, что почта не разносится у нас по домам, а раскладывается к обеду по приборам. Не ясно ли, что я прихожу в собрание первым, чтобы как можно раньше получить Твое письмо. Однако мысль, что такое мое предобеденное волнение может относиться не к буфету, а к почтовому конверту, для здешней публики, конечно, совершенно недопустима; в результате чего я и прозван Петром Петровичем Петухом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

Автор первого в России сборника стихотворений и по сути первый поэт - иеромонах Симеон Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович; 1629-1680). Он был образованнейшим человеком своего времени, окончил Киево-Могилянскую академию - один из центров гуманитарного образования на Руси, был наставником царских детей. Как говорит один из исследователей его творчества, Симеон Полоцкий " положил основание в русской литературе той отрасли художественного творчества, которая до него была почти совсем не разработана - поэзии и драматургии " . Симеон был основоположником силлабического стихосложения в русской поэзии: поэтическая речь организуется чередованием равносложных строк. Но все его творчество было направлено на разъяснение христианских истин в доступной форме, на подлинное просвещение, в евангельском смысле. Конечно, порой для современного уха это звучит наивно:   Блаженна страна и град той блаженный, В них же начальник благий поставленный...   Симеон также изложил Псалтирь рифмованными славянскими виршами . Этот поэтический перевод Псалтири был издан в 1680 году отдельной книгой. Тот же иеромонах Симеон Полоцкий - один из основоположников редактирования в современном понимании . Активно занимался он и педагогической деятельностью. В 1679 году в Москве был издан " Букварь языка славенска " , составленный Симеоном Полоцким для малолетнего Петра . Симеон придавал большое значение именно печатному слову и активно участвовал в книгоиздательской деятельности, в частности в работе Верхней типографии. Он даже сочинил панегирик печатному станку:   ... Россия славу расширяет Не мечем токмо, но и скоротечным Типом, чрез книгисущим многовечным...   Прославились также и ученики иеромонаха Симеона Полоцкого, в частности монах Сильвестр (в миру Семен Агафоникович Медведев; 1641-1691). После смерти Симеона он на некоторое время занял его место придворного поэта, почему впоследствии, после свержения царевны Софьи, и был казнен, а его поэтические произведения - уничтожены. Большинство ученых также приписывают именно Сильвестру один из первых библиографических трудов в России - " Оглавление книг, кто их сложил " .

http://radonezh.ru/analytics/monashestvo...

Цвиленева. Обернибесова. Полторана. Звездочетовых. Зеленых. Мизинова. Парского. Валуева. Новосильцевых. Гористицких. Обресковых. Тимашевых. Окуневых. Нееловых. Мотовилова. Бедарова. Костюрина. Шестунова. Маркова. Ежова. Языкова. Лисицына. Моклокова. Алексеевых. Александровского со свери. Блоковых. Троскина. Коптева. Байковых. Усовых Государева Ловчева. Хлоповых. Елеуферия. Хозигеевых. Яковлева. Казакова. Бородулина. Нелединских. Шелицакова. Жагалова. Пустошнина. Обрютина. Хрипуновых. Дубровиных. Переводчика. Солецких. Блана. Литневых. Ноздроватого. Скудина. Тверитина Московского жильца. Калехова. Рубцовых. Туровых. Хломовых. Гонцовых. Березнюковых. Клевцовых. Корсаковых. Алыских. Топильского. Бартлева. Кузнецовых. Козловых. Вохинских. Остерского. Лунева. Лугина. Сарпунова. Дубоцкого. Пыляева. Красноглебова. Микулина. Бибикова. Патрушевых. Горлана. Загорского. Ветряковых. Тручаловых. Ворыгиных. Хозина. Щукина. Порываева. Мордасова. Никулинца. Вязмятина. Рыбкина. Иероминых. Бурнашевых. Мшохина. Монькиных. Подберезного Атаманы: Дементий и Агафоник. Черносовых. Карлы Богдана. Ошитковых. Кляиковых. Букина. Буркова. Колтовских. Горяшиных. Кожевникова. Лакомцовых. Тарушинского. Моклокова. Егнутьева. Зайцева. Девчихина. Отрубского. Скобельцына. Нащокина. Титова. Пестова (Сергия). Левашовых. Трусеньева. Скупщиковых. Яблочникова. Кононова. Котехина. Тупичника. Рыбкина. Горылевых. Вруцких. Кораблева. Кудрявца. Жеглова. Филипьева. Бахтерова. Христианинова. Симонова (дьяка). Аминева. Сепергилвова. Дмитриева (дьяка). Неденева. Огрофенина. Евдокимова (дьяка). Сумарокова. Кубасова. Теплого. Пуляева. Махова. Шипова. Конопницына. Беклешова. Дюкина. Иголкина. Ипаналехова. Кадашеца. Коровника. Климентиева. Ларионова. Кулибакина. Петрова. Страхова. Постоева. Репы. Борзилова. Иевлева. Алексеева. Головиных. Ододуровых. Лошаковых. Чеглоковых. Порониных. Подберезковых. Ярышкина. Козмина. Чистова. Зиноева. Лапухиных. Неелова. Парского. Скобеева. Шамшова. Бакина. Строкина. Грязева. Криволединского.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Климент Александрийский 226 рассказывает, что язычник, приведший к судье св.Иакова, видя непоколебимую веру св.апостола, так был поражен этим, что тут же объявил себя уверовавшим во Христа Спасителя и был приговорен к казни вместе со св.апостолом Иаковом. Римский воин Василид 227 мучил христианскую девушку Потамиэну. Несмотря на юные годы, Потамиэна мужественно переносила ужасные муки и скончалась верной Христу. Немного времени спустя, Василид, не будучи в силах победить могущественное впечатление, произведенное на него твердой верой св.мученицы, признал Христа и отдался судьям. Четыре воина 228 присутствовали при мучениях христиан в качестве стражи. Когда один из мучеников, видимо, уже стал колебаться, то уверовавшие во Христа воины, забыв присутствие судьи, всячески принялись выражать мученику сочувствие и ободрять его. Схваченные, они радостно пошли на страдания и смерть. Присутствуя при страданиях и кончине свв.мучеников – епископа Карпа и диакона Папилы 229 , сожженных в амфитеатре города Пергама, знатная и чтимая женщина – Агафоника уверовала во Христа Спасителя. Отвергнув все убеждения и угрозы, она, по приговору суда, с радостью взошла на тот же костер и скончалась с улыбкой на устах. Можно бы дать еще целый ряд примеров такого чудесного обращения, но и приведенных примеров достаточно для фактического подтверждения чуда в психической области. Из всех указанных фактов можно видеть, как одна человеческая воля бессильна для преодоления препятствий к своему обращению. Часто все обстоятельства жизни направляются как бы к одной цели – к уничтожению всякой возможности обращения к Богу. Никакими искусственными мерами нельзя бывает добиться положительных результатов в этом направлении. Своими собственными силами человек бесполезно порывался бы к торжеству своих лучших природных влечений. Одна только Божественная всемогущая помощь чудесно преодолевает все препятствия и премудро-спасительно, не нарушая свободы Своего создания, приводит его в лучшее состояние. Человек не только освобождается от насилий над собой, но и от греховности языческого неведения. Божественная благодать содействует ему и в развитии его добрых начинаний. Он не уклоняется и в другую сторону, подчас более опасную для него. Поддерживаемый нежным родительским попечением, он достигает высшего состояния человеческой жизни, сподобляясь благодатного божественного наслаждения. И такие высшие состояния – после рабства тлению и греху!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Уже во время Стоглавого Собора (1551 г.) было, по-видимому, значительное различие в способе исполнения, с одной стороны, церковных песен, с другой – предначинательных псалмов, кафизм со связанными с ними седальнами и тропарями, и канонов, как можно заключить из следующих выражений Собора о том и другом способе исполнения: «А о прочем церковном пении все по уставу творити, славословие пети и катавасия на сходе, а на вечернях бы и на заутренях говорити псалмы и Псалтырю тихо и не спешно, со всяким вниманием, такоже тропари и седальны сказывали по чину и не спешно, и потом чли бы, а псалмов бы и Псалтыри вдруг не говорили и канонов по два вместе не конархали» 2561 . Но до половины XVII в. и немного далее так или иначе пели и кафизмы, и тропари канонов, как то видно из все более распространявшегося обычая так наз. многогласного пения: так как пение сплошь всего на службе очень удлиняло службу, то стали в одно время петь – один шестопсалмие, другой Бог Господь и тропари, третий кафизмы, четвертый канон один, пятый – другой канон, диакон же в это время сказывал ектении и т. д. «Вонми, св. владыко, – писал некий Агафоник Суздальскому архиеп. Софронию в XVII в., – апостола гласу, яко беснующихся являет быти всех глаголющих вдруг; не яве ли мы, егда в гласа в два, и в три, и в четыре, и в пять, овогда и в шесть и в семь, не точию невернии, но и верный, благочестие и благочиние церковное любяй, наречет ли нам – беснуемся?» 2562 Это вызвало, должно быть, и законодательное запрещение со стороны одного из Московских Соборов XVII в. петь целый канон. Арсений Суханов отмечает, что на Востоке поют в каноне каждый тропарь весь, а не конец только 2563 ; следовательно, в России при нем совершался переход от пения тропарей к их чтению: пели только концы их. Ныне на Востоке поют весь канон с тропарями, а не ирмосы только, почему пение канона занимает там большую часть утрени, хотя иногда поет на каждом клиросе кто-нибудь один 2564 . Напев канонов на воскресной утрене Как ни различен в каждом гласе канонный напев от стихирного и тропарного, тем не менее и в нем выдерживается общий характер гласа (указанный выше, с. 539), и так как канон на всем бдении представляет наиболее длинный ряд песней (при условии, конечно, пения тропарей), то своим гласом он наиболее сообщает музыкальный колорит бдению. Для характера последнего далеко не безразлично, будут ли петься эти 80 тропарей канонов Октоиха ((4†3†3) 8) на воскресной утрене самым радостным гласом (1-м), менее радостным (4-м) или столь печальными, как 6-й и 2-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Сый злобы обретатель вселукавый Христовы угодники немилостивно пожжению негасимому предает,/ослабити их силу мнев,/но испепелишася того коварствия. Богородичен: Пристанище спасения, Дево, Тя имамы,/иже в пучине лютых обуреваемии всегда:/к Тебе прибегаем и на Тя уповаем,/да не убоимся невидимых врагов навета. Песнь 5 Ирмос: Просветивый сиянием/пришествия Твоего, Христе,/и осветивый Крестом Твоим мира концы/сердца просвети светом Твоего Богоразумия/православно поющих Тя. Ни бед гонения, ни глад, ниже смерть/разлучи от любве Христовы Богомудрых,/но усерднейше воздания предзряще, неудобных нерадиша. Вжиляеми Божественною силою,/претерпесте лютейшая провертения стоп, всехвальнии,/путь шествующе свидетельства/и жала безбожия сокрушающе. Неугасимый светельник страдания носяще,/претекосте невежества нощь, мученицы,/и Свету приближишася невечернему,/яко дне истинно сынове верою. Богородичен: Зачала еси неискусомужно Бога Невместимаго,/родила еси Преестественнаго Создателя естества./Велие таинство, недомысленное чудо, Дево Едина Пренепорочная. Песнь 6 Ирмос: Обыде нас последняя бездна,/несть избавляяй,/вменехомся, яко овцы заколения,/спаси люди Твоя, Боже наш:/Ты бо крепость немощствующих и исправление. Благоухают ваша добродетельства человеческим сонмом,/злосмрадие отгоняще яве многобожия, достославнии:/ибо Божие ныне благовоние явистеся, мученицы. Возгараемый пламень росою веры погасисте, блаженнии,/и возжгосте желание тепле, Агафонике сущей с вами благославными,/с неюже мужественне страсти совершисте. Обощряемы болезней приложеньми, Карпе и Папиле, доблии страдальцы,/мечи истинно небокованнии явистеся, вражия ополчения секуще. Богородичен: От тины страстей и от рова падений воздвигни мя/и управи раба Твоего, Чистая, исповедающаго Тя, Богородицу:/Ты бо еси присно падающих исправление. Кондак, глас 4: Подобен: Вознесыйся: Яко сокровище многоценное, Владыка,/и источник, источающ токи исцелений,/сущим на земли подаде мощи ваша,/недуги убо отъемлющия страстей различныя,/благодать же дающия душам непрестанно./Темже согласно любовию/ваше, мученицы Божественнии, совершаем торжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010