Вот так те выдающиеся родом и славою мужи отнеслись к скверному Паламе и такие вынесли суждения о нем. Книга 30, раздел 119 А император, молча выслушав эти поношения в адрес Паламы, хотел было назначить приличествующее наказание, но пощадил его по свойственной ему от природы доброте, отложив пока изречение и приведение в исполнение приговора, и выжидал, видя Паламу негодующим и удрученным, и в то же время не пресекал нападки поносящих его, но мимолетными улыбками скорее выказывал душевную радость и высидел много времени, охотно слушая поношения против Паламы. И было это приговором или неким предвозвещением приговора и обозначением предстоящего осуждения Паламы, имеющего быть вынесенным императором и теми славными мужами по результатам только что проведенного с Григорой диспута. Книга 31, раздел 1 [Феотим:] «Рассказанное тобою до сих пор, о лучший из друзей Агафоник, доставило мне глубокое и такое, как я хотел, понимание того, о чем я тебя прежде спрашивал. Да будет же тебе благодать у Бога! Однако в твоем рассказе недостает кое-чего из сказанного там Паламой, как я слышал от неких присутствовавших там друзей. Пусть это было бессмысленным и несущим в себе больше невежества чем нечестия, однако этого недостает, и ты должен был сказать и об этом, поскольку я хочу знать точнее. Ибо говорят, что его нечестие постоянно замутнялось обычной темностью всей его речи, весьма далекой от науки и истины, а особенно в этих вопросах – либо из страха перед ожидающим его большим позором, либо по безрассудству свойственной ему от природы испорченности. И чтобы, опустив за отсутствием времени большую часть, упомянуть о немногом, первым и главным [пунктом] из пропущенного тобою называют следующее. Книга 31, раздел 2 Желая освободиться от выдвинутого Григорой против него обвинения в том, что он утверждает, будто Бог составлен из многих и различных божеств или качеств, что противоположно сказанному божественным Дамаскиным: Божественное – просто и несложно, а составляемое из многих и различных [элементов], является сложным, и так далее 684 , [Палама] отвечал не согласно положению этого высказывания, но, по своему обыкновению, искажая его, [и сказал] следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

284 Розенблюм Е. М. «Акты Карпа, Папилия и Агафоники» как источник по истории православно-монтанистской полемики//Диалог со временем. 2014. 48. С. 216–224. 285 К вопросу о языческой дивинации обращались Афинагор («Что же, Нереллин, Протей или Александр движут эти изваяния или, может быть, [это делает] их вещественный состав? Но их вещество – это медь, а что может медь сама по себе?.. Какая же польза болящим от Нереллина, Протея или Александра?» – Leg., 26; пер. А. В. Муравьева) и Тертуллиан («Они (демоны. – А. П.) хотят казаться и виновниками того, о чем возвещают; и иногда являются, – виновниками зла, конечно, но никогда не добра. Даже замыслы Бога они разузнали у провещевавших ранее пророков и ныне выведывают их, когда читается Писание». – Apol., 7; пер. А. Ю. Братухина). Добавим к этому Минуция Феликса : «Они (демоны. –А. П.) вдохновляют прорицателей, обитают в капищах, действуют на внутренности животных, руководят полетом птиц, управляют жребиями, произносят смешанные с ложью прорицания. Они обманываются и обманывают то не зная истины, то когда знают, не открывая ее, чтобы не погубить себя» (Oct., 27; пер. П. Преображенского ). В «Апостольских постановлениях» говорится: «Многое предрекают и диавол, и бесы его, но от этого в них нет и искры благочестия» (VIII, 2). Также см.: Nieto IbânezJ. М. Pagan Divination in the Greek Patristic. The Terms Used in Criticizing Oracles//Adamantius. Annuario di Letteratura Cristiana Antica e di Studi Giudeoellenistici. Vol. 16. 2010. P. 308–319. 286 Perendy L. “Deum qui fecit caelum et terram”: Identifying the God of Christians in the Acts of Martyrs//Martyrdom and Persecution in Late Ancient Christianity: Festschrift Boudewijn Dehandschutter/Ed. J. Leemans. Leuven, 2010. P. 221–239. 287 Korteweg T. The reality of the Invisible//Studies in Hellenistic Religions/Ed. M. J. Vermaseren. Leiden, 1979. P. 50–102. 289 О таких формулах см.: Kelley N. Philosophy as Training for Death. Reading the Ancient Christian Martyr Acts as Spiritual Exercises//Church History. Vol. 75. 2006. P. 723–747.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Пасхальной хронике под 163 г. со ссылкой на некий агиографический текст упоминается о мученичестве П. во время гонения на христиан в Пергаме (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 481). Такое же сообщение приведено в Сирийской хронике 724 г. (Chronica minora. Louvain, 1955. T. 2. P. 96. (CSCO. Ser. 3; Syr. 4)). По мнению Дж. Б. Лайтфута , представление о П. как о мученике основано на отождествлении его с мч. Папилом (см. ст. Карп, Папил(а), Агафодор и Агафоника ), к-рый пострадал в Пергаме, согласно Евсевию, при имп. Марке Аврелии (161-180). Др. исследователи считают вопрос о происхождении этих сведений открытым (см.: Shanks. 2008. P. 112-124, 281-282). Хотя блж. Иероним назвал П. святым ( Hieron. Ep. 71. 5), о его почитании в древности нет сведений. Лишь в IX в. архиеп. Адон Вьеннский, опираясь на свидетельства Евсевия и Иеронима, внес память П. в составленный им Мартиролог под 22 февр. Из Мартиролога Адона поминовение было заимствовано в Мартиролог Узуарда и затем в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 72). В календаре РПЦ память П. отсутствует. Сочинение «Объяснение Господних изречений» (Λογων κυριακν ξγησις) состояло из 5 книг ( Euseb. Hist. eccl. III 39; ср.: Iren. Adv. haer. V 33.4). Его лит. форма и содержание остаются предметами дискуссий. Согласно цитате из предисловия, приведенной Евсевием, наряду с толкованиями (τας ρμηνεαις) П. в тексте изложил предания, о которых он узнал от старцев (παρ τν πρεσβυτρων). Евсевий упоминал, что в сочинении П. содержались рассказы о чудесах, «странные притчи Спасителя и Его наставления» (ξνας... παραβολς το Σωτρος κα διδασκαλας ατο), некие сказочные (μυθικτερα) утверждения, в т. ч. о 1000-летнем царстве Христа на земле (см. Хилиазм ). «Господние изречения», к-рые были главной темой сочинения П., одни исследователи понимают как логии Христа ( Bauckham. 2014), другие пишут о наличие в тексте сведений о Его земном служении ( Shanks. 2008. P. 150-157). Согласно наиболее распространенной т. зр., в сочинении П. были и толкование изречений Христа, и сведения о Его земной жизни, заимствованные из Евангелий и из устной традиции ( Schoedel. 1993. S. 245-246; K ö rtner. 2010. P. 165-168). Возможно, рассказы о деяниях Христа и апостолов приводились для пояснения богословских суждений П. ( K ö rtner. 1983. S. 151-167; ср.: Baum. 1996). Сочинение П. можно рассматривать либо как экзегетический труд ( Hill. 1998), либо как подражание евангельским текстам ( K ö rtner. 2010. P. 165-168). Согласно др. т. зр., задачей П. было только изложение сведений о Христе, заимствованных из письменных и устных источников, но не их толкование ( K ü rzinger. 1983. S. 76-77), поэтому сочинение П. следует отнести к историографическому жанру ( Bauckham. 2014).

http://pravenc.ru/text/2578925.html

3. С другой стороны, вопрос о " начертании " (печати), о котором в последнее время говориться и пишется много разного, что нарушило душевное спокойствие верующих и послужило причиной волнения, беспокойства и шума среди лиц ответственных и лиц, не облеченных ответственностью, надо отметить, что этот вопрос не является темой для народных обсуждений и толков, ни тем более темой для личных и коллективных " авторитетных " заявлений. Святые отцы с трепетом затрагивают темы Апокалипсиса и, просвещаемые Святым Духом, с большой осторожностью высказываются о признаках соответствия переживаемых исторических событий с пророчествами Апокалипсиса и советуют бодрствовать и трезвиться на всякое время. " Начертание " , будь то имя антихриста или число его имени, когда наступит время его наложения на человека, тогда лишь оно влечет за собой отречение от Христа и сочетание с антихристом, поскольку сопровождается добровольным его принятием со стороны человека. Добровольное же принятие " начертания " , которое представляет собой открытое отречение от Христа, делает Божественную Благодать недейственной, поскольку человек сам по своей воле не делается соучастником этой благодати и настаивает нераскаянно в отречении от нее. Чада о Господе возлюбленные, Наша эпоха характеризуется обесцениванием духовных ценностей и опасностью изменения православных убеждений. Особенно беспокоят феномены, что отмечается в международной духовной и общественной сфере, где идея " синкретизма " , сведения к единому мировому образцу, имеет тенденцию не делать никакого различия между Православием и ересью, правдой и прелестью, здоровым и больным рассудком. Это все вкупе и к тому же настойчивость на употреблении числа 666, призывают нас к пробуждению, трезвению, духовному бодрствованию и к непреложной надежде на победу Христа. Поэтому отечески побуждаем всех по апостольскому слову: " Не смущаться " (2 Фес. 2, 2). Укрепляйтесь в вере и доверяйтесь Богу. Стойте в вере и храните веру, с благодатию Господней. Его же сила и беспредельная милость да будет со всеми вами. + Серафим Афинский, председатель + Феоклит Этольский и Акарнанский + Никодим Патрийский + Иерофей Идрский, Специйский и Эгинский + Никифор Левкадский и Ифакийский + Серафим Каристийский и Скирский + Феофил Гортинский и Мегалопольский + Максим Серрийский и Нигритийский + Хрисостом Мифимнийский + Евдоким Элевферупольский + Хрисостом Эдесский, Пельский, Альмопийский + Агафоник Китрийский и Катеринский + Никифор Дидимотийхийский и Орестиадский

http://pravoslavie.ru/shengen/greek_sino...

Итак, матери и сестры! Теперь вы точно узнали, что следует избегать страданий, причиняемых друг другу, поскольку они являются причиной тягостных духовных болезней и расстройств души; питайте взаимную любовь, которая есть полезная пища, дарующая божественное наслаждение. А поэтому, соблюдая себя силой любви, поспешайте достичь полноты возраста Христова (см. Еф. 4:13 ), Который любит нас. Ему же слава и сила во веки веков. Аминь. Слово X. Частичное разъяснение для напоминания того, что было по различным случаям сказано и написано смиренным Феолиптом Филадельфийским наипочтеннейшей царевне и монахине Евлогии, а также монахине Агафонике, подвизающейся с ней и под ее руководством (MD 23) Ум обладает рассуждающей силой и силой любящей; своей рассуждающей силой он трудится над [осуществлением] способов добродетелей, размышляет над Божественными смыслами и умозрениями, неложно различает истину в этих сущих [вещах] и с помощью такой истины шествует к Боговедению. Итак, ум с помощью рассуждающей силы отличает зло от добра, творит добро, взыскует и находит Бога, как сказано 135 , соединяется с Ним посредством любящей силы, сочетаясь с Ним любовью 136 и обретая радость только в созерцании красоты Его, как [вечно] Пребывающего, Высочайшего и Желанного по природе 137 . А потому [такой ум] не рассуждает и не мыслит ни о чем из [тварных] сущих, поскольку его рассуждающая сила пребывает бездействующей вследствие своего соединения со Сверхсущим и Находящимся превыше всякого ведения Богом 138 . Он обретает свое наслаждение только в непостижимом созерцании Его и в горячей любви к Нему; озаряемый сладчайшей и неизреченной Красотой и Светом, струящимся оттуда, ум приходит в состояние покоя, ибо [Писание] гласит: «Насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей» ( Пс. 16:15 ). Так действует ум, сообщающий мощь силе разума, и так он подвергается действию, будучи [тесно] связан теплой любовью к Богу. Но когда он, устремляясь к телесным органам чувств, достигает [области] чувств посредством восприятия чувственных [вещей], то тогда если он сделает разум главой чувств, этот разум сочетает с собою желания и успешно исполняет то, о чем было сказано выше, а поэтому ум достигает преуспеяния, как мы показали. Однако же если ум склоняется к вожделению чувственных [вещей] посредством чувства, лишенного разума, то желание, прилепившись с помощью нашего свободного произволения к неразумному чувству, соделает мощным восстание плоти против души. А когда господствует закон плоти 139 , то он делает ум горделивым, тщеславным, лицемерным и человекоугодливым, а разумение – лукавым, суетливым, всей своей силой придумывающим различные способы наслаждения и усердно трудящимся над изысканием этих способов и над исполнением [греховного] вожделения, которое есть не что иное, как удовольствие плоти 140 . Плотское же удовольствие есть вожделение, осуществляемое в членах тела, и оно называется наслаждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

3. 171–173). Митрополит связывает страдание Евлогии с ее неотрывностью от внешнего мира. По его мнению, она сама должна понять это и сказать себе: «Если бы я обуздала плотское вожделение уздою самоконтроля, я не была бы наказана неразумным горем отвержения моей семьей» (ер, 3. 190–193). «Когда ты так думаешь, – продолжает наставник, – ты ненавидишь вожделения и приобретаешь терпение, ты бежишь от удовольствий через самоконтроль и выносишь боль терпеливо, а когда ты покоришь удовольствие и боль, никакое препятствие не встанет перед тобой ниоткуда, чтобы помешать тебе быть с Богом» (ер. 3. 200–204). Эту тему Феолипт продолжает в своем рассуждении (MD 23), упоминание о котором содержится в третьем письме (ер. 3. 253–257). Святитель адресует этот трактат Ирине, но предлагает сделать его копию для монахини Агафоники (А.-К. Хироу предполагает, что это виновница вышеописанной ссоры) 37 . Евлогия должна была прочесть своей подопечной и само письмо. Чем это объяснить, остается только догадываться. Вероятно, последняя также окончательно не порвала связи с «внешним» миром с его страстями. Наставник суров к своим ученицам: повторяя уже затронутую им и предыдущих письмах тему, он запрещает им думать о чувственных вещах, ибо «когда не достает возможностей для получения плотского удовольствия, оно достигается в уме через неразумные фантазии и мысли». Поэтому, продолжает он, «всякий, кто желает искоренить вожделения плоти и украсить тело целомудрием, и сохранить его чистым, должен всегда поспешно бежать от чувственных способностей тела, через которые чувственные удовольствия посредством деятельности органов приковывают мысль к чувственным вещам» (MD 23. 40–43). Феолипт является большим знатоком Священного Писания , и его Наставление двум монахиням (MD 23) – ярчайшее тому подтверждение. Он не только приводит примеры из Библии, но и дает им толкование, как личное, так и с опорой на Отцов Церкви. В сочинениях митрополита очень много отрывков из Псалтири. Он хорошо знает псалмы царя Давида и всегда подходящим образом цитирует их.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Относительно тридцатилетнего мира между Львом IV и Омортагом существуют некоторые сомнения хронологического свойства. Известно, что Крум умер в 814 г. весной в приготовлениях к походу против Византии; из этого уже видно, что его старания о мире не увенчались успехом. Царь Лев IV, вступивший на престол при трудных обстоятельствах, заключил этот столь желанный мир с преемником Крума, как об этом говорит летопись 457 . Но о хронологическом приурочении этого важного акта высказываются различные мнения. В самое последнее время этот вопрос получил живой интерес вследствие новых фактов, открытых раскопками в Болгарии, произведенными Русским археологическим институтом, которые бросили новый свет на время Крума и Омортага. Между прочим, вновь подвергнут был тщательному изучению фрагмент надписи на колонне, найденной поблизости от древней болгарской столицы, в Сулейман-кей, в которой начертан был занимающий нас договор Болгарии с Византией 458 . По новым исследованиям, с разных сторон направленным к раскрытию хронологии древней болгарской истории, следует прийти к выводу, что тридцатилетний мир с Византией был чрезвычайно важной эпохой, и что он заключен при Омортаге, а не при его предшественнике 459 . Этим договором, относительно подлинной даты которого все же остаются сомнения, разрешались давние споры между империей и Болгарией, и на продолжительное время устанавливались добрососедские отношения, продолжавшиеся почти до обращения Болгарии в христианство 460 . Насколько можно судить по фрагментарному тексту, сохранившемуся в надписи на колонне, договор заключал следующие статьи: 1-я – пограничная полоса между договаривающимися сторонами, которая шла от Девельта на запад до Констанции на Марице, проходя через Агафоники и Макри-Ливада, по линии между Адрианополем и Филиппополем 461 . Далее во 2-й статье трактуется о населении на той полосе, которая по миру отходила к Болгарии, – это население остается за болгарами, а те славяне, которые не были под византийской властью и участвовали в войне, возвращаются (на места их прежнего обитания). По статье 3-й определяются условия обмена военнопленными, причем за лиц чиновных военного звания назначается определенная цена в 1 и 2 номисмы, а простой народ обменивается «душа за душу». Недостающая часть на конце, по всей вероятности, заключала в себе статью о торговых сношениях, т. е. о требовании с торговых людей грамот, скрепленных печатями.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Урок любви к ближнему. Английский проповедник говорил своим слушателям, что люди в своих отношениях к ближним часто стоят ниже животных. „На моей родине, рассказывал проповедник, на кладине встретились две козы, и ни одной нельзя было подвинуться вперед, не столкнув в реку другую. Тогда одна из коз улеглась на кладине, а другая прошла по ней»... А люди в подобном случае начали бы с брани и попреков. Лев, согревающий человека. Авва Агафоник, настоятель Кастеллийской киновии св. отца нашего Саввы, рассказывал нам: „однажды я пришел в Руву к отшельнику авве Пимену. Найдя его, я поведал ему свои помыслы. Настал вечер, и он пустил меня в пещеру. Тогда стояла зима, и в ту ночь было особенно холодно, так что я иззяб страшно. Утром приходит ко мне старец и говорит: – Что с тобою чадо? – Прости отче! Я очень плохо провел ночь от холода. – Правда?! Но я, чадо, не озяб. Я удивился этому, потому что он был наг. – Сделай милость, скажи мне, почему ты не озяб? спросил я. – Пришел лев, лег подле меня и согревал собою. Это повествует Иоанн Мосх в Луге Духовном. Пастух. Один мальчик пас корову на лугу, возле сада. Взглянув наверх, на вишневое дерево, он заметил на нем несколько зрелых блестящих красноватых вишень. Ему захотелось набрать их. Тогда он бросил скот и полез на дерево. Но корова, не видя пастуха, ушла, забралась в сад, наелась вволю цветов и травы, а остальное растоптала. Увидав это, взбешенный мальчик спрыгнул с дерева на землю, побежал к корове, схватил ее за рога и, с бранью, стал бить ее безпощадно. Тогда отец, видевший все это, подошел к мальчику, строго посмотрел на него и сказал: „кто заслужил это наказание, ты или животное, не понимающее, что хорошо, что дурно? Или ты меньше поддался страсти в сравнении с животным, которое должен был пасти? И ты устраиваешь над нею безпощадный суд, забывая о данном тебе рассудке и своей собственной вине?»... Тогда пристыженный мальчик покраснел, стоя пред отцем. (Круммихер). Когда наши прародители, Адам и Ева, жили в раю, все птицы, звери и животные пребывали в дружбе с ними. Цивилизация неустанно стремится к осуществлению этой райской дружбы. Не было года, не было и часа в истории человечества, когда бы оно останавливалось в движении вперед к этому райскому идеалу. Дикие породы животных, зверей и птиц постепенно и неуклонно или подчинялись условию служить человеку и жить в дружбе, или вымирали в соседстве с человеком. Так произошли наши домашние друзья: коровы, лошади, свиньи, собаки, кошки и пр. Все это – живые и вековые друзья человечества, услуги которых людям безконечны, безграничны и неисчислимы. Память эта должна быть источником наслаждения каждого умного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Когда и почему перестали петь тропари канона?    Уже во время Стоглавого Собора (1551 г.) было, по-видимому, значительное различие в способе исполнения, с одной стороны, церковных песен, с другой - предначинательных псалмов, кафизм со связанными с ними седальнами и тропарями, и канонов, как можно заключить из следующих выражений Собора о том и другом способе исполнения:    «А о прочем церковном пении все по уставу творити, славословие пети и катавасия на сходе, а на вечернях бы и на заутренях говорити псалмы и Псалтырю тихо и не спешно, со всяким вниманием, такоже тропари и седальны сказывали по чину и не спешно, и потом чли бы, а псалмов бы и Псалтыри вдруг не говорили и канонов по два вместе не конархали».    Но до половины XVII b. и немного далее так или иначе пели и кафизмы, и тропари канонов, как то видно из все более распространявшегося обычая так наз. многогласного пения: так как пение сплошь всего на службе очень удлиняло службу, то стали в одно время петь - один шестопсалмие, другой Бог Господь и тропари, третий кафизмы, четвертый канон один, пятый - другой канон, диакон же в это время сказывал ектении и т. д. «Вонми, св. владыко, - писал некий Агафоник Суздальскому архиеп. Софронию в XVII b., - апостола гласу, яко беснующихся являет быти всех глаголющих вдруг; не яве ли мы, егда в гласа в два, и в три, и в четыре, и в пять, овогда и в шесть и в семь, не точию невернии, но и верный, благочестие и благочиние церковное любяй, наречет ли нам - беснуемся?» Это вызвало, должно быть, и законодательное запрещение со стороны одного из Московских Соборов XVII b. петь целый канон. Арсений Суханов отмечает, что на Востоке поют в каноне каждый тропарь весь, а не конец только; следовательно, в России при нем совершался переход от пения тропарей к их чтению: пели только концы их. Ныне на Востоке поют весь канон с тропарями, а не ирмосы только, почему пение канона занимает там большую часть утрени, хотя иногда поет на каждом клиросе кто-нибудь один. Напев канонов на воскресной утрене

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Император заметил, как какой-то куман дерзко выехал из рядов и разъезжает вдоль строя, как будто вызывая противника для поединка; Алексей не мог стерпеть, что и левое и правое крыло его войска бездействуют, отделился от остальных и во весь опор помчался на жаждавшего боя варвара. Он ударил копьем кумана, по рукоять вонзил ему в грудь меч и сбросил с коня. В этот день император отличился скорей как воин, чем как полководец. Этим он сразу вселил мужество в ромейское войско и страх в скифское. Как башня двинулся он на скифов и рассек их ряды. Таким образом строй варваров был разорван, а сами они в беспорядке и смятении бежали во все стороны. Куманов в тот день погибло около семи тысяч, в плен было уведено три тысячи. Отнятую добычу император не разрешил, как обычно, поделить между воинами – совсем недавно она была награблена в окрестностях, и Алексей велел вернуть ее жителям. Как птица, облетел приказ императора окрестности, и каждый, кто был ограблен, приходил, узнавал свое добро и забирал его. Ударяя себя в грудь, с мольбой воздевая к небу руки, они просили у бога благ для самодержца. И слышен был слившийся воедино глас мужчин и женщин, долетавший до самой лунной сферы. Но достаточно об этом. Сам же император, исполненный радости, собрал свое войско и вернулся в Малую Никею. Там он пробыл два дня, а на третий ушел в Адрианополь, где провел немало дней в доме Сильвестра. В это время все предводители куманов решили обмануть самодержца и, покинув остальное войско, пришли к нему якобы по собственной инициативе, будто бы с целью немедленно заключить с ним мир. Они рассчитывали, что за время переговоров куманское войско успеет подтянуться к своим передовым отрядам. Пробыв у императора три дня, на четвертый они ночью отправились к себе. Распознав обман куманов, самодержец спешно послал скороходов сообщить тем, кому была поручена охрана проходов Зига, чтобы они не ослабляли внимания, а напротив, особенно бдительно несли стражу и постарались схватить беглецов. Сам же он, узнав, что куманское войско движется вперед со всеми имевшимися при нем воинами, явился в место под названием Скутари 960, в восемнадцати стадиях от Адрианополя, а на другой день – в Агафонику 961.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010