– Это прислала вам святая мученица Перепетуя из рая Жениха своего. И с этими словами он стал невидимым. Все присутствующие исполнились удивления, вкусили от предложенных плодов, и множество людей уверовало во Христа. Вспомним, что из числа мучеников много было истинных аристократов, изнеженных девушек, как, например, святые великомученицы Екатерина и Варвара, но все они мужественно претерпевали различные истязания, и красной нитью через все жития проходит, что они радостно страдали и с торжеством отходили ко Господу, Который во время их подвига подкреплял их Своей Благодатью. Помощь Божия всегда была близ мученика. Поддерживает Господь и тайных мучеников-отшельников. Явные мучения терпят от людей, тайные – от бесов. Всякий народ принес Христу как жертву мучеников из своей среды. Больше всего явных мучеников было среди греков, а тайных – среди русского народа. Меньше всего было мучеников у индейцев и персов. Даже в Китае была проповедь о Христе, но были ли мученики – неизвестно 51 . В древних китайских памятниках говорится, что из Палестины пришли к ним евреи и проповедовали нового Царя. Многие уверовали, и было отправлено посольство, но когда оно пришло, Христос уже пострадал и воскрес. Без Христа жизнь действительно не имеет никакой цели, она вполне безсмысленна. Недавно в «Братском листке», издаваемом в Саратове, было сообщено о самоубийстве одной девушки. Она жила самостоятельно, обладала колоссальным богатством, капитал ее доходил до девяносто миллионов рублей, что дает в месяц около девяносто с лишним тысяч рублей. Подле нее нашли записку: «Не вижу смысла жизни». И немудрено, что не видела! Смысл жизни – в исполнении заповедей Евангельских, и пойди она со Христом, сколько добра могла бы сделать, но она не искала Христа и погибла. Конечно, исполнение Евангельского закона вначале может показаться трудным, но не оставляет Господь работающих Ему. Однажды я возвращался от батюшки Амвросия и на пути заехал в Васильсурск. Остановился в знакомом монастыре, и мне предложили посетить послушника монастыря брата Василия, жившего отшельником в лесу. Постучался я, сотворил молитву. Старец с любовью меня принял.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Краткая биографическая справка 8 Николай Никанорович Беляев родился 12 (25) мая 1887 года в крестьянско-рабочей семье (с. Раменское, Московская губерния). Окончил с золотой медалью гимназию, затем – в 1915 – Московскую духовную академию. 11 (24) июня 1911 года принимает монашеский постриг с именем Варнава (Зосимова пустынь). Был в близких духовных отношениях с о. Павлом Флоренским и рядом выдающихся аскетов небольших монастырей, находившихся недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Работал инспектором и преподавателем гомилетики Нижегородской духовной семинарии. В 1920 был посвящен в епископа Васильсурского, викария Нижегородской епархии. В 1922 в знак протеста против советизации Церкви ушел с кафедры, представившись психическим больным. Далее жил как частное лицо, работая над книгами и руководя небольшой общиной из «бывших» людей. Положения знаменитой Декларации фактического главы РПЦ митр. Сергия (Страгородского) , опубликованной в 1927 году, о необходимости для верующих подчиняться советской власти не за страх, а за совесть, епископ не разделял. (Однако несколько его духовных детей, священников, находилось в подчинении у митрополита.) В 1928 году уехал в Среднюю Азию, организовав в Кзыл-Орде тайный монастырь. В 1930 монастырь был раскрыт и епископ уехал в Москву, где тайно проживал до 1933 года, когда был арестован, обвинен по статье 58 УК РСФСР и приговорен к трем годам концлагерей. Заключение отбывал на Алтае (район Бийска). В заключении отказывался от работы, за что был переведен в психиатрическую больницу тюремного типа под Томском. В 1936 освобожден с запретом проживать в европейской части страны. Поселился в Томске вместе со своей духовной дочерью Верой Васильевной Ловзанской (1904–2000; в иночестве Серафима), отправившейся за ним в Сибирь и выдававшей себя за его племянницу. С того времени превратился для окружающих в «дядю Колю» (изменив также отчество и год рождения). В 1920–1921 он завел синюю тетрадь, занося в нее в классическом неспешном стиле все знаменательное что принес новый день.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Летом 1523 года великий князь сам отправился в Нижний, откуда отпустил на Казань хана Шиг-Алея с судовою ратью по Волге, а других воевод – с конною ратью сухим путем, велев пленить казанские места; воеводы возвратились благополучно и привели с собою много черемисских пленников, но поход этим не ограничился: на устье Суры, в земле Казанской, срубили город Васильсурск; в Москве митрополит Даниил очень хвалил за это великого князя, говорил, что новопостроенным городом он всю землю Казанскую возьмет; действительно, в этом деле высказывалось намерение стать твердою ногою на земле Казанской, положить начало ее полному покорению, ибо подручнические отношения, клятвы царей казанских и народа уже два раза оказывались ручательствами недостаточными; Василий, построив Васильсурск, сделал первый шаг к совершенному покорению Казанского царства; сын его, Иоанн, как увидим, построением Свияжска сделает второй; третьим будет взятие самой Казани. Летом 1524 года отправилась опять под Казань многочисленная рать, которую полагают во 150000 и более, под главным начальством князя Ивана Бельского. Саип-Гирей испугался и, оставив в Казани тринадцатилетнего племянника Сафа-Гирея, убежал в Крым, обещая казанцам возвратиться с войском турецким. Казанцы, провозгласивши царем молодого Сафа-Гирея, приготовились выдерживать осаду. Князь Бельский отправился из Нижнего Волгою на судах; Хабар Симский с конницею шел сухим путем; князь Палецкий, нагрузивши на суда наряд и съестные припасы, должен был плыть Волгою за главным войском. 7 июля Бельский вышел на берег, расположился станом в виду Казани у Гостиного острова и двадцать дней дожидался конницы – она не приходила; а между тем загорелась стена в деревянной казанской крепости; московские полки не двинулись ни для того, чтоб воспользоваться пожаром и овладеть крепостью, ни для того, чтобы после мешать казанцам в строении новой стены. 28 июля Бельский перенес стан на берег Казанки; недалеко отсюда стоял и Сафа-Гирей и несколько раз покушался тревожить русский стан пешею черемисою, но понапрасну.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

«И вот спустя дня три отправилась я к матушке игумении, но по дороге споткнулась, упала и так сильно ударилась о что-то твердое лицом, что вылетели передние зубы». Что касается кубков, то, действительно, как после оказалось, несколько монахинь (чуть ли не столько) сделались одержимыми, вплоть до припадков беснования и невозможности выносить святынь. Жесточайшие же скорби, постигшие монастырь после, показали, что демоны взялись за свое дело крепко. 16 июля 1921 года Когда жил я в Лыскове, [будучи] 52 на кафедре епископа Васильсурского, то узнал об одном интересном человеке. Зовут его там Петруха. Работал он, между прочим, на соседнем кладбище (с общинкой подворьем, где я жил), по специальности же был столяр. Примечательна эта личность тем, что почти полжизни (ему теперь уже седьмой десяток) Петруха знается, и неволей, с бесами. Епархиальные дела и разные обстоятельства не дали мне возможности поговорить с ним лично и услышать от него все обстоятельства и причины этого явления, как на исповеди, однако и того, что мне говорили заведующая подворьем, монахиня высокой духовной жизни старица мать Антонина, и другие лица, непосредственно знающие его и от него слышавшие рассказы, довольно, чтобы получить не только назидание, но и удостоверение в ложности некоторых явлений общецерковного характера, причинивших и доселе причиняющих немалый вред Церкви и ее чадам, – явлений, однако, считаемых за истинные некоторыми, даже учеными, людьми. Петруха в молодости, после смерти своей жены, повел очень невоздержную жизнь, сильно пил и гулял. И вот после какого-то случая вдруг явилась ему толпа (до тридцати) бесов. С этих пор он уже не может от них отвязаться. С течением времени он остепенился, теперь даже ходит в церковь и сделал на свое иждивение хоругви, но бесы его не оставляют. Благодаря сообщениям бесовским он знает о таких событиях, которые временно скрыты от прочих. Но об этом дальше. Рассказывал он, как одно время бесы, их было девять, входили в него самого. Обычно же он видит их вне себя, в виде неких лиц, одетых в красные, кумачового цвета, рубахи (дело было до последней революции). Демоны сообщают обычно о предметах мелкожитейского и даже грешного порядка. В последнее время, когда дело подвигается к смерти, он стал их очень бояться, потому что они ему сказали, что не оставят его до самой смерти и ничем ему от них не избавиться. Думает он, что они его утащат к себе, но предпринимает ли Петруха, однако, что-нибудь радикальное для избавления себя от них, не знаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Святой Василий Великий пишет, что хотя он изучал философию в юности, но в сравнении со Священным Писанием она кажется ему детской игрой. Святые Василий Великий и Григорий Богослов говорили об определенной пользе философии не для спасения и духовной жизни, а для занятий богословием, так как богословие пользуется терминологией, отчасти взятой из античной философии. В этом смысле святой Иоанн Дамаскин называет философию служанкой теологии. Ваше отношение к противоречиям в Толкованиях Апокалипсиса у различных отцов Церкви? Святые отцы в своих Толкованиях не противоречат, а дополняют друг друга, как не противоречат несколько фотографий человека, снятого с разных сторон. Действительно ли в православном учении о человеке «дух и сердце – это одно и то же»? Библейская и святоотеческая терминология многогранна и многомерна. Только в контексте можно определить значение таких слов, как: «дух» и «сердце». Дух и сердце имеют различные семантические значения. Они могут быть синонимами друг друга, но могут иметь в другом контексте различный смысл. Мне непонятно, зачем нужно руководствоваться учением многих святых отцов. Разве недостаток того, чему можно научиться, например, у святого Феофана Затворника ? А у святых отцов есть разные воззрения на одно и то же. Духовный опыт святых отцов проходил в одном русле аскетического Предания, но каждый из них отличался своей индивидуальностью, и поэтому они не повторяли, а дополняли друг друга. О духовной литературе и духовном образовании Знакома ли Вам книга епископа Васильсурского Варнавы (Беляева) «Основы искусства святости», если – да, то каково Ваше мнение? У меня книга есть, но наряду с положительными отзывами приходилось встречать и резко отрицательные. В книге епископа Варнавы собран большой материал, но сама книга, как мне кажется, пропитана духом гуманизма. Каково Ваше отношение к русскому философу и богослову Виктору Несмелову и к его труду «Наука о человеке»? Я считаю книгу Несмелова «Наука о человеке» одной из наиболее выдающихся апологий христианства с позиции психологии. В свое время эта книга произвела на меня сильное впечатление, но она больше действует на рассудок, чем на сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Васильсурск. Неизвестная часовня на Базарной площади. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:не ранее 1890. Год утраты:Не установлен. Адрес: Нижегородская область, Воротынский район, Васильсурск Координаты: 56.126771, 46.00029 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Васильсурск. Неизвестная часовня на Базарной площади Васильсурск - некогда уездный город Нижегородской губернии, один из древнейших городов Поволжья. Основан в 1523 г. во время одного из походов Василия III на Казань. Именно поэтому он всегда носил созвучные имени князя названия: Васильев Новгород, Васильгород, Василь. В 1779 году Васильсурск имел статус уездного центра Нижегородского наместничества, а затем и губернии. Была небольшая часовенка на рыночной площади Васильсурска. http://lib.podelise.ru/docs/371/index-5942.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=39657

Васильсурск. Церковь " Всех Скорбящих Радость " иконы Божией Матери при тюремном замке. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:приблизительно 1865 - 1870. Год утраты:Не установлен. Адрес: Нижегородская область, Воротынский район, Васильсурск Координаты: 56.128336, 46.005643 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=39656

Васильсурск. Церковь Смоленской иконы Божией Матери на кладбище. Напольная церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В конце XIX века начинает застраиваться нагорная часть поселка, появляются новые улицы, и в 1897 г. открылось новое кладбище. В 1901 г. при кладбище была заложена церковь. Строилась она на пожертвования разных лиц местной буржуазии и нижегородских купцов. Городская управа выделила 1000 рублей. 27 июля 1902 г. Его Преосвященство Преосвященнейший Назарий, епископ Нижегородский и Арзамаский освятил новый храм Смоленской иконы Богоматери. Действовал храм до 1939 г. Во время Великой Отечественной войны он был закрыт и долгое время стоял заколоченный. В 1975 г. его сломали. В 2006 г. на месте старой церкви возведена новая часовня. Старая церковь послужила прообразом новой часовни. И построена она наподобие старой церкви. Фундамент старой церкви из кирпича оказался крепки, он и послужил фундаментом новой часовни. Была небольшая часовенка и на рыночной площади Васильсурска. http://lib.podelise.ru/docs/371/index-5942.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=41214

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГНИЯ ВАСИЛЬСУРСКАЯ (Мытикова Анна Филипповна; 60-е гг. XIX в., с. Малые Четаи Нижегородской губ.- 5.02.1953, пос. Васильсурск Горьковской обл.), игум. Род. в чуваш. семье. В возрасте 22 лет поступила в мон-рь близ пос. Канаш (Чувашия), где приняла монашество и прожила 12 лет. Затем стала строительницей и игуменией нового мон-ря, к-рый в 1918 г. был разорен большевиками. Насельницы с игуменией вскоре вернулись в прежнюю обитель. После окончательного разорения мон-ря А. В. поселилась в лесу, недалеко от Васильсурска, где вела жизнь в нищете и молитве. Скончалась после болезни. Погребена в Васильсурске. Ее могила особенно почитается марийцами. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 15. Рубрики: Ключевые слова: АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/63346.html

Саврасово. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1869. Адрес: Россия, Нижегородская область, Лукояновский район, село Саврасово Координаты: 55.116661, 44.697155 Проезд:На шоссе Лукояново-Гагино по указателю на Саврасово Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм был построен в стиле эклектики. Объем моленного зала был двухъярусным и завершался крупной луковичной главой на световом барабане. Колокольня была двухъярусной с шатровым завершением. Декоративное убранство фасадов составляли угловые пилястры, карнизы, наличники окон. Саврасово – село в Лукояновском районе. Село Саврасово располагалось на тракте Лукоянов - Сергач - Васильсурск. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Троицкая церковь, престолы: главный (холодный) – в честь святой Троицы, придел – в честь Казанской иконы Божией Матери. Датировка объекта – 1869 год. По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом 159. http://www.gttp.ru/map_NN/lukoyanov.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=33516

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010