Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской (с 1932 Горьковской) епархии РПЦ (см. Нижегородская и Арзамасская епархия ); получило название от образованной 4 нояб. 1920 г. Марийской автономной обл. (см. Марий Эл ). Существовало в 1929-1937 гг., в 1934-1937 гг. действовало как самостоятельная епископия. До 1917 г. и в первые годы советской власти приходы Марийского края входили в Вятскую (Уржумский и Яранский уезды; см. Вятская и Слободская епархия ), Нижегородскую (Васильсурский и Макарьевский уезды), Казанскую (Царёвококшайский, Козьмодемьянский, Казанский и Чебоксарский уезды; см. Казанская и Татарстанская епархия ) епархии. Учреждение епископии с центром в Йошкар-Оле (до 1919 Царёвококшайск, в 1919-1927 Краснококшайск) было вызвано необходимостью борьбы с обновленчеством , замещения на кафедрах арестованных архиереев новорукоположенными епископами для нормализации церковной жизни Нижегородской епархии, а также изменениями административно-территориального деления РСФСР. 5 апр. 1923 г. в Казань прибыл обновленческий Казанский «архиепископ» Алексий (Баженов) . 26 дек. того же года на съезде раскольничьего духовенства Казанской епархии Марийским «епископом» был назначен женатый свящ. Владимир Дерябин, клирик ц. Владимирской иконы Божией Матери с. Кузнецово Краснококшайского кантона (ныне Медведевского р-на Марий Эл). После того как 31 июля 1924 г. он прибыл в Краснококшайск, часть белого духовенства, прежде всего Краснококшайского кантона, уклонилась в раскол. Вскоре обновленческое Краснококшайское вик-ство было преобразовано в Краснококшайскую и Марийскую епархию Нижегородской (с 1932 Горьковской) раскольничьей митрополии, существовавшую под упр. Дерябина (с 1927 «архиепископ») до ареста последнего в 1938 г. Во мн. случаях переход в обновленчество был следствием недостатка информации о ситуации, сложившейся в Церкви. Поэтому вскоре после образования обновленческого М. в. под влиянием духовенства, отбывавшего ссылку в Марийском крае, бывш.

http://pravenc.ru/text/2562032.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЫСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской (с 1932 Горьковской) епархии, существовало в 1923-1931 и в 1943-1950 гг. До 1922 г. на территории Л. в. находилось Васильсурское викариатство Нижегородской епархии. 3 июля 1922 г. Президиум ВЦИК утвердил перенесение центра Макарьевского у. из Макарьева (с 1920 с. Макарьево) в г. Лысково и переименование уезда в Лысковский. Однако учрежденное в 1923 г. на этих землях вик-ство Нижегородской епархии первоначально называлось Макарьевским. 30 авг. 1923 г. временно управляющий Нижегородской епархией Балахнинский еп. Филипп (Гумилевский; впосл. архиепископ) обратился к патриарху свт. Тихону с рапортом. В нем он просил избранного им вместе с духовенством и мирянами бывших Макарьевского и Васильсурского уездов священника лысковской Вознесенской ц. Александра Щукина (см. ст. Александр (Щукин) , сщмч., архиеп.) утвердить епископом Макарьевским с совершением его хиротонии в Н. Новгороде. Резолюцией патриарха от 3 сент. просьба еп. Филиппа была удовлетворена. Свящ. А. И. Щукин был пострижен в монашество с сохранением имени, его епископскую хиротонию 5 сент. 1923 г. в Н. Новгороде совершили еп. Филипп и Лукояновский еп. Поликарп (Тихонравов). В начале служения еп. Александр пребывал в Макариевом Желтоводском во имя Св. Троицы женском монастыре . Здесь архиерею удалось организовать преподавание детям Закона Божия, через год запрещенное властями. В 1924 г. он переехал в Лысково и, вероятно, тогда же стал именоваться епископом Лысковским. В кон. 1928 г. еп. Александр был арестован и в апр. 1929 г. приговорен к 3 годам заключения в Соловецком лагере. После освобождения ему было запрещено возвращение в Нижегородский край, поэтому 31 дек. 1931 г. он был назначен епископом Болховским (см. Болховское викариатство ), викарием Орловской епархии. Л. в. было возобновлено с назначением на кафедру прот. Владимира Красовского, постриженного в монашество с именем Зиновий и хиротонисанного 22 дек. 1943 г. во епископа. До 1946 г. он временно управлял Горьковской епархией. В послевоенный период Лысковские архиереи были настоятелями Казанской ц. в Лыскове и благочинными церквей Лысковского окр. В февр. 1946 г. еп. Зиновий был назначен на Горьковскую кафедру, а на Л. в. перемещен Каменец-Подольский еп. Максим (Бачинский), в мае того же года переведенный на Измаильскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2110944.html

Великоустюжская Основана 03.1682 (выделена из Вологодской епархии). Именование – по г. Великий Устюг (Вологодская область). Архиепископия (после 1718 г. обычно замещалась епископами). С 1731 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Упразднена 06.06.1788 (присоединена к Вологодской епархии). Возобновлена 30.01.1888. Вологодское викариатство. Самостоятельная с 21.08(03.09)1918 (Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Российской Православной Церкви 305 от этой даты: «...ныне же открыть следующие новые самостоятельные епархии, образовав из соименных им викариатств:... 2) Велико-Устюжскую с наименование Епархиального Преосвященного Велико-Устюжским и Усть-Вымским и со включением в ея состав уездов Никольского, кроме 1-го благочиннического округа, Сольвычегодского, Яренского и Усть-Сысольского Вологодской епархии...» [РГИА ф. 831, оп. 1, д. 58, л. 1.]). Именовалась: Великоустюжская и Тотемская; с 30.01.1888 – Великоустюжская; с 05.10.1916 – Великоустюжская и Усть-Вымская. Упразднена в 1937 г. Викарная кафедра: Никольская. 12.03.1682 04.10.1684 Геласий 08.02.1685 19.07.1699 03.03.1700 25.01.1719 15.01.1726 22.05..1727 11.05.1731 Лаврентий Горка 09.12.1731 06.10.1735 18.09.1737 09.03.1738 Лука Конашевич 09.03.1738 28.02.1748 28.02.1748 20.02.1761 11.11.1761 09.11.1766 Феодосий Голосницкий 09.11.1766 11.07.1767 09.06.1767 09.07.1786 21.02.1888 03.05.1891 Иоанникий Казанский 03.05.1891 07.05.1892 Петр Лосев 21.06.1892 10.12.1894 Варсонофий Курганов 14.09.1895 04.10.1897 Антоний Каржавин 04.10.1897 12.08.1904 Гавриил II Голосов 05.09.1904 25.04.1906 09. 12. 1909 1923(?) Сщмч. Алексий Бельковский, паки 17(30) 08 1923 10(23)03.1924 10(23)03.1924 06.1925 27.11(10.12)1925 Иринарх Синеоков-Андреевский 01(14)12.1927 25.02(09.03)1932 25.02(09.03)1932 29.07(11.08)1933 Серафим Афанасьев 09(22)03.1933 29.07(11.08)1933 29.07(11.08)1933 24.11.(07.12)1935 01.1936 07(20)06.1937 Великоустюжская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Великий Устюг (Вологодская область).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАСНОСЛОБОДСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Пензенской и Саранской епархии (см. Пензенская и Нижнеломовская епархия ), существовало в 1910-1928 гг., названо по г. Краснослободску (ныне в Республике Мордовия ). 11 июня 1910 г. Высочайшим указом было утверждено синодальное постановление об учреждении К. в. На кафедру назначен протоиерей пензенского кафедрального собора Григорий Соколов, после пострижения в монашество 11 июля 1910 г. хиротонисанный во епископа Краснослободского. Резиденцией его определен пензенский в честь Преображения Господня муж. мон-рь , где он был утвержден настоятелем. С 30 окт. 1910 г. являлся председателем Пензенского епархиального училищного совета. После 1917 г. еп. Григорий (Соколов) был возведен в сан архиепископа, в 1922 г. уклонился в обновленчество (по-видимому, вслед за Пензенским еп. Борисом (Лентовским) , перешедшим в раскол летом 1922), 14 янв. 1923 г. уволен на покой. 3 марта 1923 г. Краснослободский уездный собор духовенства просил патриарха Московского и всея России св. Тихона назначить на К. в. нового архиерея, до поставления епископа - передать приходы вик-ства из ведения Нижнеломовского еп. Иоанна (Ягодинского) в ведение епископа Саранского. 1 авг. 1923 г. патриарх Тихон благословил работу Краснослободского уездного собора духовенства для избрания кандидата на кафедру. Вскоре на К. в. был назначен еп. Леонтий (Устинов), но уже 9 янв. 1924 г. он был переведен на Печерское вик-ство Нижегородской епархии (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 273. Л. 75). Указом патриарха Тихона от 9 мая 1924 г. на К. в. был поставлен Васильсурский еп. Макарий (Знаменский) , живший в Н. Новгороде. Нижегородский отдел ГПУ 19 мая 1924 г. запретил ему отъезд в Краснослободск (Там же. Л. 125), тем не менее в нач. 1927 г. архиерей продолжал упоминаться в документах как епископ Краснослободский. Последним Краснослободским викарием с 7 сент. 1927 г. являлся Кирилл (Соколов) . После перевода его 24 авг. 1928 г. на Пензенскую кафедру К. в. больше не замещалось. Лит.: Политбюро и церковь. 1998. Кн. 2; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2458957.html

1918 г., вместо духовных консисторий образовывались епархиальные советы (см. ст. Епархиальный совет ). Нижегородский епархиальный совет был избран епархиальным собранием духовенства и мирян губернии 26 июня 1918 г. Он должен был переизбираться епархиальным собранием каждые 3 года, однако по причине гонений на Церковь епархиальные собрания созывать перестали. После истечения в 1921 г. полномочий членов 1-го состава Нижегородского епархиального совета было организовано Нижегородское ЕУ (в нек-рых документах продолжало именоваться епархиальным советом). 10 апр. 1918 г. архиеп. Иоаким был уволен на покой по прошению. Временное управление Н. и А. е. поручено еп. Лаврентию. 4 июля 1918 г. на собрании духовенства епархии Нижегородским архиереем был избран Тифлисский митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) . Однако его перемещение на Нижегородскую кафедру не состоялось, епархией продолжал временно управлять еп. сщмч. Лаврентий до своего ареста 3 сент. того же года (расстрелян в ночь на 7 нояб. 1918). 21 окт. 1918 г. временно управляющим Н. и А. е. был назначен Алеутский архиеп. Евдоким (Мещерский) , вскоре он был утвержден в качестве правящего архиерея. По нек-рым данным, с февр. 1920 г. недолгое время титуловался «архиепископом Нижегородским и Макарьевским» ( Лавринов. 2016. С. 241), уже в июне 1922 г. подписывался как «архиепископ Нижегородский и Арзамасский» (Акты свт. Тихона. С. 219). Кафедра Балахнинского викария прекратила существование после 1923 г. В условиях гонений на Церковь с 1919 по 1929 г. в Н. и А. е. появилось более 10 викарных кафедр, вновь учрежденных либо вошедших в состав епархии из соседних регионов. Образование вик-ств основывалось на определении Поместного Собора 1917-1918 гг. от 15 апр. 1918 г. и на постановлении Синода и Высшего церковного совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа викарных епископов и о повышении степени их самостоятельности. Епископские кафедры возникали как в уездных (районных) центрах, так и в некоторых крупных промышленных селах. В уездных и районных городах и селениях располагались центры Арзамасского викариатства , Богородского викариатства , Васильсурского викариатства , Лукояновского викариатства , Лысковского викариатства (до 1924 центр находился в с.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Где мне было разобраться в этой, окружившей меня, лжи, кроме как с помощью своих внутренних чувств, которые заглушены были молодежным разумом, когда даже такие умы и лица, как будущий Патриарх Сергий... зосимовские старцы... и многие другие путались – и допускали большие вещи, чем я. Но если Господь даровал прощение апостолу Петру, отрекшемуся от Него (а я этого не сделал), и вернул ему апостольское достоинство, то и я надеюсь на то же и, конечно, не отказываюсь от покаяния личного или общественного, как и апостол нес его до конца жизни» 420 . Во время богослужений, которые совершал молодой епископ, часто кричали бесноватые. Однажды один из них пронзительно громко сказал: «Молодой, а уже святой, ходит да помахивает. (Во время каждения на величании.) Молодого боюсь, старого не боюсь» 421 . И вот после вдохновенного пастырского и аскетического труда, после молитв, постов и благодатных озарений – падение. Для подвижника, стремящегося на небо, вдруг превратиться в падшего, в худшую разновидность грешника – в еретика – это и есть дно адово. Он видел себя поруганным собственными грехами, политиканами от религии и, конечно, бесами. Надо было собираться в дорогу. 337 Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о викарных епископах от 2 (15) апреля 1918 г., а также определение Собора «об учреждении новых епархий и викариатств» от 26 июля (8 августа) 1918 г.//Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви1917–1918 гг. Вып. 1–4. М., 1994. С. 21–22, 42. 341 Приветственное письмо от паствы (приход церкви Иоанна Милостивого) в связи с хиротонией. 20 февраля 1920. Переписано рукой еп. Варнавы. 342 Речь архимандрита Варнавы при наречении его во епископа Васильсурского//Дар ученичества. С. 393. 350 Смысл здесь тот, что медицина говорит одно, а Бог, если не берет к Себе душу, то, значит, еще рано, и ничто не повредит ей, если даже че­ловеку и тягостно, и претрудно. – Прим. еп. Варнавы. 351 Хотела отравиться или как-нибудь покончить с собой от невырази­мых страданий и нападений демонов. – Прим. еп. Варнавы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Епископ Варнава. (в Николай Никанорович Беляев; 12.5.1887 — 6.5.1963) — богослов, церковный писатель, подвижник. После окончания гимназии посетил Оптину Пустынь, где был радушно принят старцем Варсонофием, определившим его дальнейший жизненный путь. В 1911 году Николай Беляев поступил в Московскую Духовную академию, принял монашеский постриг, здесь же проявил себя одаренным богословом. По завершении образования иеромонаха Варнаву определили преподавателем в Нижегородскую Духовную семинарию. В тягчайшее послереволюционное время, в пору беспощадных гонений на Церковь, наречен во епископа Васильсурского с возглавлением Нижегородского викариатства (с 16 февраля 1920 г.), Вскоре епархия, управляемая архиепископом Евдокимом (Мещерским), подверглась обновленческой смуте. Епископ Варнава решительно порывает всякое общение с отступниками, уходит в затвор и в октябре 1922 года принимает подвиг юродства Христа ради. С этой поры основное занятие Владыки — богословское творчество, написание потаенных книг. В 20е годы блаженный Варнава создает капитальный трактат — «Основы искусства святости». К настоящему времени из четырех томов трактата изданы два (Нижний Новгород, 1995–1996). В 1933 году Владыку арестовали органы ОГПУ, срок отбывал в Бийских концлагерях на Алтае. По освобождении в 1936 году епископ Варнава сначала жил в Томске, затем в Киеве, совершенно устранившись от канонического и молитвенного общения с легально действующим церковным священноначалием. В частной жизни был известен как «дядя Коля». Из других творений Владыки напечатаны: «Тернистым путем к небу» (Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерной пустыни. М., 1996, а также художественные очерки, вошедшие в сборник «Дар ученичества» (М., 1993). Творческое наследие оригинального богослова вызывает в последнее время возрастающий интерес в среде православных людей. Впрочем, впечатления верующих от прочитанного зачастую складываются самые противоречивые, что не мешает, однако, ценить им искренность и «всеохватную» эрудицию автора.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Упраздненные: Больше-Юнгинская Покровская пуст. (мужская, в устье р. Б. Юнга, при резиденции Суздальских епископов, ныне с. Покровское Горномарийского р-на, основана в 1607, упразднена в 1764); Ново-Спасский Мало-Юнгинский (мужской, с. М. Юнга (после 1764) совр. Горномарийского р-на, основан между 1625 и 1627, упразднен в 1764); Вознесенский (женский, в Козмодемьянске (ныне Козьмодемьянск), основан не позднее 1655, закрыт в 1764); скит во имя прп. Михаила Малеина (мужской, между современными слободой Хмелёвка Воротынского р-на Нижегородской обл. и дер. Барковка Горномарийского р-на Марий Эл, основан в 1671, упразднен в 1764, приписной к Хмелёвской Троицкой муж. пуст. в Васильгороде (ныне пос. Васильсурск)); Черноозерская Троицкая Ветлужская пуст. (мужская, на р. Ветлуге, на границе совр. Нижегородской обл. и Горномарийского р-на Марий Эл, в 1710 приписана к Казанскому архиерейскому дому); Мусерская Тихвинская пуст. (мужская, совр. дер. Мусь Килемарского р-на, основана не позже 1710, в 1726 приписана к Казанскому архиерейскому дому в качестве скита, упразднена в 1764); Ильинская пуст. (мужская, между современными дер. Токари Горномарийского р-на Марий Эл и с. Ильинка Моргаушского р-на Чувашии, основана в 1720, упразднена в 1764, приписная к Мало-Юнгинскому мон-рю); Богоявленский (мужской, в Козмодемьянске, упразднен в 1764); Свято-Троицкий (женский, в Царёвококшайске, упразднен в 1764); Сурский Михаило-Архангельский (мужской, на р. Сура, близ совр. дер. Нов. Слобода Горномарийского р-на, построен в 1868-1871, закрыт в 1921, возрождается с 2008); Свято-Троицкий (женский, в Козмодемьянске, образован в 1887, закрыт в 20-х гг. XX в.); Богородице-Сергиевский (женский, в царёвококшайске (Краснококшайске), основан в 1888 при богадельне, закрыт в 1921); Вершино-Сумский Введенский (женский, близ с. Вершино-Сумка, ныне выселок Революция Горномарийского р-на, основан в 1898, закрыт в 1921-1933); Аштавай-Нырская Николаевская пуст. (мужская, близ совр. выселка Октябрьский (Аштавай) Горномарийского р-на, основана в 1906, закрыта в 1921); Куженерский Николаевский (женский, близ совр. пос. Куженер Куженерского р-на, образован в 1910, закрыт в 1918). Церковная архитектура

http://pravenc.ru/text/1238037.html

Летом 1523 года великий князь сам отправился в Нижний, откуда отпустил на Казань хана Шиг-Алея с судовою ратью по Волге, а других воевод – с конною ратью сухим путем, велев пленить казанские места; воеводы возвратились благополучно и привели с собою много черемисских пленников, но поход этим не ограничился: на устье Суры, в земле Казанской, срубили город Васильсурск; в Москве митрополит Даниил очень хвалил за это великого князя, говорил, что новопостроенным городом он всю землю Казанскую возьмет; действительно, в этом деле высказывалось намерение стать твердою ногою на земле Казанской, положить начало ее полному покорению, ибо подручнические отношения, клятвы царей казанских и народа уже два раза оказывались ручательствами недостаточными; Василий, построив Васильсурск, сделал первый шаг к совершенному покорению Казанского царства; сын его, Иоанн, как увидим, построением Свияжска сделает второй; третьим будет взятие самой Казани. Летом 1524 года отправилась опять под Казань многочисленная рать, которую полагают во 150000 и более, под главным начальством князя Ивана Бельского. Саип-Гирей испугался и, оставив в Казани тринадцатилетнего племянника Сафа-Гирея, убежал в Крым, обещая казанцам возвратиться с войском турецким. Казанцы, провозгласивши царем молодого Сафа-Гирея, приготовились выдерживать осаду. Князь Бельский отправился из Нижнего Волгою на судах; Хабар Симский с конницею шел сухим путем; князь Палецкий, нагрузивши на суда наряд и съестные припасы, должен был плыть Волгою за главным войском. 7 июля Бельский вышел на берег, расположился станом в виду Казани у Гостиного острова и двадцать дней дожидался конницы – она не приходила; а между тем загорелась стена в деревянной казанской крепости; московские полки не двинулись ни для того, чтоб воспользоваться пожаром и овладеть крепостью, ни для того, чтобы после мешать казанцам в строении новой стены. 28 июля Бельский перенес стан на берег Казанки; недалеко отсюда стоял и Сафа-Гирей и несколько раз покушался тревожить русский стан пешею черемисою, но понапрасну.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Чудь исстари отличалась колдунами. В XV веке, когда на севере не было уже «священных» деревьев, чудь поморья балтийского, в Ижории и Копорье, хотя давно знала Христа, ходила еще к жрецам-арбуям, чтила камни и дерева, совершала обряды языческие при рождении и смерти родных, и оставляла таинства христианские. Архиеп. новгородский Макарий, по сношении с государем, отправил в 1533 г. способного священника к суеверам, велел разорять мольбища их, местному духовенству строго подтвердил об его долге. Старики со страхом смотрели, как сокрушались страшные для них деревья и камни. Но молодое поколение помогало священнику в его рвении. С такою же ревностью старался об искоренении суеверия преемник Макария, архиеп. Феодосий. (Архиеп. Филарет). Россия много страдала от, выделившегося из Золотой Орды, казанского царства, подошедшего вплотную к ея восточным пределам. Повторились времена нападения кочевников на Киевскую Русь. Тысячи пленных томились в мрачных темницах Казани и продавались в рабство. В 1445 г. казанскому царевичу Улу-Махмету, доходившему в 1439 г. даже до Москвы, удалось на р. Нерли разбить московское войско и полонить в. кн. Василия II. Только за значительный выкуп удалось государю получить свободу. Вел. кн. Иоанн III, выдающийся государь, сумел создать в Казани группу сторонников Москвы и ставить угодных ему царей. При Василии III другой, выделившейся из Золотой Орды, – Крымской Орде – удалось иметь в Казани своих сторонников и тоже ставить своих царей, враждовавших с Москвой. Необходимо было сокрушить казанское царство. В 1523 г., после удачного похода в землю Казанскую, на устье Суры, сооружен был город Васильсурск, за что митр. Даниил очень хвалил Василия Иоанновича. Боролись с татарами и за свободу несчастных пленников, и за торжество христианства. Так думали тогда все, от селянина и до царя и митрополита. Язычники черемисы видели, как неземной старец ходил вокруг лесной поляны, на которой возник потом Свияжск. Понимали, что узрели пр. Сергия. Проводился план сооружения крепостных укреплений около Казани. Царь Иоанн IV, обозревая в 1550 г. в устье Свияги с Круглой горы окружающую местность, говорил: «Здесь будет город христианский, стесним Казань; Бог вдаст ее нам в руки». Через год на месте явления пр. Сергия создался г. Свияжск, и сооружена была церковь во имя Рождества Богоматери и Пр. Сергия. Верховные Апостолы и св. Николай, в явлениях «мужам достойным», предвещали победу креста в мусульманской стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

  001     002    003    004    005