Среди одноклассников будущий иеромонах, а тогда мальчик Виталик, был изгоем, над которым постоянно издевались и били. А как такого не бить, если он сдачи не сдает? Разве можно спокойно пройти мимо мальчика, которого не интересует футбол или игры в «войнушку», а природа и музыка, да еще классическая? Ах, ты у нас такой правильный!? А вот поставлю тебе синяк под глазом, и будешь не таким правильным! Детство Не принятый сверстниками, он находил покой на природе, и до сих пор с трепетом вспоминает маленький поселок Васильсурск, что на Волге в Нижегородской области, где с родителями проводил каждое лето. Глядя на волжские просторы, мальчик забывал обо всех невзгодах и оставался один на один с пронзительным ощущением свободы и бесконечного счастья… О Боге он стал задавать вопросы очень рано, а в семь лет потащил маму в Церковь, чтобы окреститься. Он был уверен, что только так можно стать ангелом и подружиться со Христом и когда окрестился, неделю ходил как именинник. Но на этом его воцерковление остановилось:  родные, хоть и были людьми крещенными, но как большинство вокруг в Церковь не ходили. Это сейчас его мама – регент православного храма в Германии, а тогда религиозным исканиям сына родители удивлялись и только качали головой. Спустя пять лет его педагог по вокалу из музыкальной школы взял его в детский православный лагерь. Лагерь был при воскресной школе одного храма, там впервые он стал ходить на литургию и петь на клиросе. Церковное пение и служба в храме так ему понравились, что по возвращении домой  он стал учить молитвы и купил первые маленькие иконы. Мама сразу заметила в сыне сильные перемены: он стал каким-то праздничным, окрыленным. Каждое утро и вечер старательно читает молитвенное правило, а еще жжет ладан на ложке…. Детская чистая вера нежна как цветок и беззащитна перед ветрами жизни: спустя какое-то время молитвенный пыл мальчика угас. К тому же Виталий поступил в музыкальное училище, свободного времени почти не осталось, и дорога к храму начала потихоньку забываться. Но его мудрая мама, которая всерьез восприняла духовные увлечения сына, стала воцерковляться, читать духовную литературу и ходить в храм. И раз в месяц причащалась и убедила его поступать также. Иначе, какие же мы христиане, если будем жить без Христа?

http://pravmir.ru/pro-monaha-fotiya/

Но, скажут мне, если ты никогда не желал епископства, если ты стремился всегда в пустыни и леса, то зачем же жил в городах и зачем теперь обрекаешь себя на деятельность “шумных градов”, на непосредственное служение миру? Вот потому-то, отвечаю, я и дерзаю воспринять на себя этот великий сан, что никогда не желал его и даже не мечтал о нем; потому и принимаю, что это дар Божий, воля Божия. Как хотелось уйти святителю Николаю Чудотворцу в тишину уединенной кельи и на всю жизнь остаться одному с Богом, но что услышал он в ответ от Самого Господа: “Николай, иди служить народу, если хочешь быть увенчанным от Меня”. И когда он недоумевал о сем, голос свыше повторил: “Николай, не эта нива, на которой ты имеешь принести ожидаемый Мною плод, но обратись к людям, да прославится в тебе имя Мое”. Несмотря на все мое ничтожество, я вижу промыслительную десницу Божию, руководящую мною со дня моего рождения в чудесах надо мною и видениях, по молитвам Богоматери, святых и сего великого угодника, о чем яснее я не могу по своей молодости говорить, а вернее, не хочу. Упомяну только о том, как иногда ясно, иногда прикровенно я слышал о своей будущей судьбе от таких великих старцев-прозорливцев, как Варнава Гефсиманский , Гавриил Спасо-Елеазаровский, Серапион Параклитский, и другие. Некоторые из здесь присутствующих задолго до моего назначения знали даже название города, куда меня посылают, потому что чрез эти лица я получал ответы на свои вопросы. Думается, что этих моих слишком откровенных слов, нетерпимых при всякой другой обстановке, вполне достаточно, чтобы опровергнуть ненавистные обличения меня в самочинии незримых врагов и удовлетворить немощные смущения совести колеблющихся братии. И по существу епископство не является чем-то противоречащим монашеству, совершенно несовместимым с ним, если только не понимать монашество слишком узко и не соединять с ним особых специфических представлений, которые оно, может быть, даже и не имеет. Сами строжайшие аскеты и пустынники никогда не ограничивали монашество известными одеждами, постами, поклонами, веригами и прочим.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Революция 1917 года возбудила в обществе невиданное дотоле ожесточение, зажгла неугасимую ненависть друг к другу. Отныне Церковь обрекалась на уничтожение, верующие объявлены людьми третьего сорта, несознательными, а духовной жизни отказано в праве на существование. Человеку предписано было исходить в своих действиях не из евангельского закона, а из классового сознания. В частном письме от 16 ноября 1917 года о. Варнава высказал свой взгляд на происшедшее: «...сатана обозлился на христиан и хочет вытравить всю веру». Ему лично приходилось нелегко, довелось бедствовать, вести полуголодное существование, быть на волоске от отправки в дисциплинарный батальон, куда новая власть сплавляла всех бывших» и уже непригодных для светлого будущего людей. Но многим пришлось тогда гораздо хуже; епископа Лаврентия (Князева), временно управлявшего Нижегородской епархией (с ним иеромонах Варнава состоял в духовной дружбе), в октябре 1918 года коммунисты расстреляли за ревностное служение Богу и отстаивание интересов Церкви. Тридцати трех лет от роду, 16 (29) февраля 1920 года, по представлению правящего архиерея и решением патриарха Тихона и Священного Синода, архимандрит Варнава хиротонисан в сан епископа Васильсурского, викария Нижегородской епархии. В его служении Христу открывалась новая глава – апостольская, как он называл ее позже. Но не успев развернуться, она вскоре была прервана чрезвычайными обстоятельствами. Важнейшим достижением новой государственной Системы в страшном, голодном и предательском 1922 году стала организация Красной Церкви (прозванной так народом, иначе – обновленческой, Живой Церкви, а официально – ВЦУ и т.д.). Для победы на духовном фронте требовалось расколоть православие изнутри, чтоб глаза, обращенные к небу, и там встречали идейно выдержанные лозунги. В считанные месяцы чуть ли не все храмы и большинство духовенства оказались в рядах религиозных реформаторов. Последние дерзновенно брали на себя освящение нового государственного строя – вместе с классовой борьбой, расстрелами заложников, толпами иуд, работавших для установления земного рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Господи, прости нас за то, что трудности жизни не связываем с подвигом страдания за Христа и не доводим свои усилия до победного конца. Без Христа жизнь действительно не имеет никакой цели, она вполне бессмысленна. Недавно в «Братском листке», издаваемом в Саратове, было сообщение о самоубийстве одной девушки. Она жила самостоятельно, обладала колоссальным богатством, капитал ее доходил до девяноста миллионов рублей, что дает в месяц около девяноста с лишним тысяч рублей. Подле нее нашли записку: «Не вижу смысла жизни». И немудрено, что не видела! Смысл жизни – в исполнении заповедей Евангельских, и пойди она со Христом, сколько добра могла бы сделать, но она не искала Христа и погибла. Конечно, исполнение Евангельского закона вначале может показаться трудным, но не оставляет Господь работающих Ему. Господи, из прочитанного мы теперь жизнь понимаем по иному. Она и для нас – блаженство, если научимся исполнять заповеди Христовы и любить Христа. А исполняя заповеди, мы радостно будем жить, радостно терпеть находящие скорби, а впереди нам будет сиять солнце Правды – Господь, к Кому мы и устремляемся. Все Евангельские заповеди начинаются словом «блаженны»: блаженны кроткие, блаженны милостивые, блаженны миротворцы. Отсюда вытекает истина, что исполнение заповедей приносит людям высшее счастье. Господи, а мы еще не вжились в исполнение заповедей Христовых так, чтобы это исполнение приносило нам высшее счастье. Прости нас, Господи, что исполнение заповедей для нас не стало еще условием блаженной жизни. Прости, Господи, что по этой же причине мы не научены радоваться страданиям, как это умели делать святые мученики. Однажды я возвращался от батюшки Амвросия и на пути заехал в Васильсурск. Остановился в знакомом монастыре, и мне предложили посетить послушника монастыря брата Василия, жившего отшельником в лесу. Постучался я, сотворил молитву. Старец с любовью меня принял. – Кто ты такой будешь? – спросил он меня. – Я – воин Павел, благословите меня, батюшка. – Какой я батюшка, я – простой послушник.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Святыней монастыря является икона Божией Матери «Знамение», прославившаяся многими чудесными исцелениями и ныне подающая таковые всем, прибегающим к ней с верой и надеждой на предстательство Царицы Небесной перед Богом. Монастырь вполне благоустроен; при нем имеются иконописная школа, училище для девиц-сирот духовного звания, гостиница, разные мастерские и больница. Количество сестер весьма значительно. Управляет ими игуменья. Спасо-Зеленогорский монастырь в Арзамасском уезде. Этот нештатный общежительный монастырь именуется Зеленогорским по месту своего расположения при селе Зеленых горах, вблизи реки Пасмуровки. На месте Зеленогорского монастыря в XVII и XVIII веке существовала Спасо-Белогорская обитель, основанная иноком Ионой. В 1764 году, при пересмотре штатов монастырей, Белогорский монастырь был упразднен. В начале XIX века на его месте возникла женская обитель, основанная старицей Ириной Лазаревой с благословения прп. Серафима Саровского чудотворца. Жизнь сестер этой общины вначале была весьма тяжела; нередко им приходилось кормиться подаянием. В трудные моменты своей жизни они, однако, всегда находили утешение и отраду в заботах о них прп. Серафима, облегчавшего по мере сил своих их тяжелое положение. В 1887 году Спасо-Зеленогорская община была возведена на степень монастыря. В монастыре два храма: новый каменный в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» и деревянный, во имя Нерукотворного образа Спаса; последний остался от бывшего здесь в прежнее время Спасо-Белогорского монастыря. В этих храмах хранятся, как святыни, крест с 35 частями мощой свв. угодников, икона Богородицы, также с мощами, и другие священные предметы. 29 мая ежегодно устраивается крестный ход вокруг монастыря, привлекающий в обитель много паломников. Управление игуменское. Спасская Троицкая община в Васильсурском уезде. Эта община находится в селе Спасском. Сначала здесь была открыта богадельня: община же была основана в конце века крестьянином Алексеем Шуминым, перешедшим в православие из раскола. Храм в общине один, каменный, во имя Св. Троицы. В нем имеются две местночтимые иконы Афонского письма – Иисуса Христа и Богоматери. Обитель принадлежит к числу бедных в виду того, что она находится среди раскольнического населения и не встречает поддержки со стороны местных жителей. При общине имеется богадельня, школа живописи и рукодельные мастерские. Управляет общиной настоятельница.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

бежал в Литву. В Описи 1626 г. указаны следующие материалы «Свяска, а в ней рознь всякая про князя Ивана Ивановича Резанского, как он отъехал в Литву, и грамотка ево к Московскому митрополиту Данилу о печалованье, чтоб был за него он государю печальник» 249 . В связи с процессом централизации государственной власти в Московской Руси возможный ранее отъезд бояр от своего господина теперь стал восприниматься как измена. Поэтому митрополит Даниил печаловался перед Великим князем за бояр, попавших в опалу 250 . Великий князь со своей стороны проявлял заботу о Церкви и митрополите. Вскоре после первосвятительской интронизации он дал жалованную грамоту митрополиту Даниилу, освободив жителей митрополичьего села Голенищево от исполнения княжеских повинностей 251 , он пожаловал митрополичьи владения в Переславском уезде 252 , Костромском уезде 253 , дал жалованную грамоту по просьбе митрополита Даниила Воскресенскому Череповецкому монастырю 254 . Давал жалованные грамоты митрополиту Даниилу и Дмитровский князь, освободивший живших в Дмитровском уезде митрополичьих крестьян от уплаты податей 255 . Он же дал жалованную грамоту Савину монастырю «для Даниила митрополита всеа Руси» 256 и другие грамоты для Звенигородского уезда 257 . Можно говорить о переписке государя с главой Церкви, о чем свидетельствуют «грамотки от Великого князя Василья Ивановича всеа Руси к митрополиту Данилу» 258 . В 1523 г. Василий III, отправляясь в военный поход в Казань, написал «дополнение» к своей духовной грамоте, где говорится об обещании создать Новодевичий монастырь в память присоединения Смоленска. «А коли есми запись писал, и тогды был у отца нашего Данила, митрополита всеа Русии» 259 . Митрополит Даниил скрепил своею печатью духовную грамоту Василия III 260 . В 1523 г. во время казанского похода в устье реки Суры был основан город Васильсурск, который содействовал продвижению русского влияния, и «митрополит Даниил очень хвалил за это Великого князя, говорил, что новопостроенным городом он всю землю Казанскую возьмет» 261 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Архиеп. Евдоким поддержал политику властей во время кампании по изъятию церковных ценностей . После образования обновленческого (см. ст. Обновленчество ) Высшего церковного управления (ВЦУ) в открытом письме от 19 мая 1922 г. он выразил солидарность с «прогрессивной группой духовенства» и обвинил патриарха Московского и всея России свт. Тихона в «разрушении Церкви». 16 июня архиеп. Евдоким признал ВЦУ единственной законной церковной властью, подписав «Меморандум трех» вместе с Владимирским митр. Сергием (Страгородским; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и Костромским архиеп. Серафимом (Мещеряковым) . 19 июня 1922 г. в Н. Новгороде состоялось епархиальное собрание по вопросу об отношении к ВЦУ. Часть духовенства (в т. ч. викарные Арзамасский еп. Михаил (Кудрявцев), Печерский еп. Варнава (Беляев) и Васильсурский еп. Макарий (Знаменский)) подписали резолюцию о его признании. Сергачский еп. Александр (Казанский) и Лукояновский еп. Поликарп (Тихонравов) также уклонились в раскол. По причине отсутствия канонического Нижегородского архиерея приходы епархии окормлял до ареста в нач. 1924 г. Балахнинский еп. Филипп (Гумилевский) . Единоверческий Керженский еп. Павел (Волков) возвратился в Церковь из обновленческого раскола не позднее марта 1923 г. Освобожденный из-под стражи патриарх свт. Тихон 23 июля 1923 г. официально назначил еп. Филиппа временно управляющим епархией, после чего началось массовое воссоединение с Патриаршей Церковью обновленческих клириков и общин. 30 июля 1923 г. принес покаяние Арзамасский еп. Михаил (Кудрявцев). 25 авг. 1923 г. возвратились из раскола Павловский еп. Александр (Похвалинский) и Лукояновский еп. Поликарп (Тихонравов). Архиерейские хиротонии епископов Павла (Волкова) и Александра (Похвалинского) были совершены обновленческими иерархами во главе с архиеп. Евдокимом (Мещерским), однако свт. Тихон подтвердил их законность. Активно противостоял обновленцам до ареста в 1923 г. Ветлужский еп. Григорий (Козлов ; впосл. архиепископ). В дальнейшем количество обновленческих приходов неуклонно сокращалось. В 1929 г. в Н. Новгороде действовали 3 обновленческие церкви. В 1931 г. в крае было зарегистрировано 108 религ. об-в обновленцев. К нач. 1935 г., по офиц. данным, в регионе имелось 1230 «тихоновских» религ. об-в и 105 обновленческих; православным принадлежало 1121 молитвенное здание, обновленцам - 101. В 1935 г. было закрыто 18 молитвенных зданий обновленцев, количество принадлежавших раскольникам храмов в г. Горьком сократилось до 2. В том же году Горьковская обновленческая митрополия была упразднена, ее территория присоединена к раскольничьей Кировской митрополии.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

9 окт. 1771 г., после службы в нижегородской ц. во имя вмч. Георгия, впервые был совершен крестный ход с иконой вокруг города; всего с 9 по 20 окт. 1771 г. состоялось 9 таких ходов. Согласно устному преданию об этих событиях, чума не распространялась далее той улицы, по к-рой была пронесена святыня. В память об избавлении от эпидемии благодарные нижегородцы дали обет ежегодно приносить Оранскую икону в Н. Новгород для всеобщего поклонения. Крестный ход устраивался с четверга Светлой седмицы до 19 июля. В связи с той же эпидемией список чудотворной иконы с 1771 г. начали ежегодно приносить в с. Павлово Горбатовского у. Первоначально, как и Нижегородский крестный ход, Павловский совершался после Пасхи, но впосл. был перенесен на Великий пост. В 1791 г. был учрежден 3-й крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери «Оранская» в Арзамас «вследствие избавления жителей его от падежа скота и умножения бесноватых». Шествие начиналось 26 авг., первоначально икона находилась в Арзамасе до Рождества, после чего возвращалась в обитель. С кон. XIX в. чудотворный образ стали переносить крестным ходом из Арзамаса в Ардатов, в результате чего шествие продолжалось более 6 месяцев (заканчивалось в Лазареву субботу, весной следующего года). По пути следования процессии икону приносили в храмы, а также в Высокогорский муж. мон-рь, в Серафимо-Понетаевский женский монастырь и в Дивеевскую обитель. С 29 авг. 1866 г. совершался миссионерский крестный ход со списком Владимирской иконы Божией Матери «Оранская» по местам расселения старообрядцев в г. Семёнове и в его окрестностях, охватывая при этом обширную часть Заволжья. Первоначально он проводился с 29 авг. до мясопустной недели. В нач. XX в. маршрут крестного хода был продлен, он совершался с 29 авг. до Страстной седмицы, охватывал уезды: Нижегородский, часть Семёновского, Макарьевский, Васильсурский, Княгининский, Сергачский, Лукояновский. Крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери «Оранская» в празднование 300-летия династии Романовых. 1913 г. Фотография. 1913 г. Крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери «Оранская» в празднование 300-летия династии Романовых. 1913 г. Фотография. 1913 г. Начиная с 1872 г. список чудотворной иконы стали приносить в ряд уездных городов на юге Нижегородской губ.: Княгинин, Сергач, Лукоянов, а также в др. населенные пункты (в т. ч. заштатный г. Починки). Этот ход официально именовался осенне-зимним мордовским. Длилось это шествие с 29 авг. по 31 марта. Кроме упомянутых, в кон. XIX - нач. XX в. из Оранского мон-ря по Н. и А. е. регулярно устраивались 4 менее продолжительных крестных хода. Мордовский весенний и мордовский летний ходы ограничивались деревнями и селами Нижегородского и части Княгининского уездов, где находились компактные поселения мордвы. Первый длился с Фоминой недели до сер. июня, второй - с 26 июня по 22 авг.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Иоанн (Доброзраков), Калининский (Тверской) архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский) , Томский еп. Порфирий (Соколовский) , Оренбургский еп. Антоний (Радонежский), Омский еп. Григорий (Полетаев) , Вологодский еп. Алексий (Соболев), Енисейский еп. Евфимий (Счастнев), Горийский еп. Вениамин (Барнуков), Курский еп. Михаил (Лузин) , миссионеры архим. Петр (Каменский) , прот. Стефан Ландышев и прот. Василий Вербицкий , богослов проф. прот. Александр Ветелев, богослов, литургист, историк Церкви проф. А. Л. Катанский . В 1799 г. вместо духовных гимназий было учреждено Нижегородское уездное ДУ (также именовалось Сергиевским). Оно располагалось в комплексе построек (3-этажный главный корпус возведен в 1872) на углу Сергиевского пер. и Сергиевской ул., напротив Сергиевской ц. При уч-ще имелось общежитие для воспитанников (на углу Ильинской ул. и Успенского пер.). С 1867 г. действовали фундаментальная и ученическая б-ки. В 1885 г. в уч-ще было 6 преподавателей и 337 учащихся. Среди выпускников Нижегородского ДУ - профессор догматического богословия СПбДА прот. П. И. Лепорский ; в 1880-1881 гг. латинский язык преподавал буд. профессор КазДА прот. Н. П. Виноградов . Арзамасское ДУ было открыто в 1815 г. при арзамасском Преображенском мон-ре. Однако первоначально оно не удовлетворяло требованиям, предъявляемым даже к приходскому ДУ. Статус приходского оно приобрело в сент. 1822 г., а во 2-й пол. 30-х гг. XIX в. было преобразовано в уездное. С 80-х гг. XIX в. здание уч-ща располагалось на углу Сальниковой (ныне ул. Карла Маркса) и Алексеевской (ныне ул. Свободы) улиц. При уч-ще имелась фундаментальная б-ка. Среди выпускников - патриарх Сергий, педагог В. П. Вахтеров. Печерское ДУ было учреждено в 1822 г. в нижегородском Вознесенском Печерском мон-ре; имело статус уездного. В 1855 г. в уч-ще насчитывалось 3 преподавателя и 770 учащихся. После открытия в 1849 г. Лысковского ДУ число учеников Печерского ДУ существенно сократилось (в нояб. 1849 их было 99, в 1-м классе училось лишь 5 чел.), поскольку духовенство Васильского (Васильсурского), Княгининского и части Макарьевского уездов получило возможность отправлять своих детей в ближайшее Лысковское ДУ.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Михаило-Архангельский Черемисский монастырь в Козьмодемьянском уезде. Недалеко от места слияния Суры с Волгой, среди густого леса в живописной местности находится обитель во имя Архистратига Михаила. Монастырь этот общежительный и находится в 10 верстах от уездного города Козьмодемьянска. Так как уезд этот населен преимущественно чувашами и черемисами, из которых очень многие обратились уже к Христовой вере, то возникла нужда в обители, которая могла бы укрепить здесь православие. История возникновения монастыря говорить, что ревнители христианства из черемисов, некий Михаил Герасимов с двумя своими товарищами, поселились в Сурском лесу, недалеко от Козьмодемьянска. Известно, что черемисы, даже и крещеные, до сих пор еще боятся злых духов и втайне приносят им жертвы, особенно в лесах, которые почитаются главным обиталищем черемисского божества Керемети. И вот, Герасимов, желая удобнее споспешествовать искоренению языческих заблуждений своих родичей, начал с товарищами подвизаться в лесных дебрях, как бы наперекор страшному Керемети. В противовес же почитанию черемисами ложных духов отшельники решили основать на месте своего поселения храм в честь истинного бесплотного духа, архангела Михаила. Дикие черемисы, узнав об их намерении, старались всеми мерами воспрепятствовать этому богоугодному делу, но козни их не привели ни к чему, и в 1868 году на месте подвигов троих пустынников возникла уже делая обитель. Церковь окончена было постройкой в 1871 году. При монастыре существует второклассная школа во имя Св. Иосифа Песнописца. Управляет обителью игумен. Ближайший адрес монастыря такой: Васильсурск, Нижегородской губерния, Настоятелю Черемисского монастыря с братией. Мироносицкая пустынь близ Царевококшайска. Эта пустынь, называемая еще «Святым местом», расположена в 15 верстах от города Царевококшайска. Обитель стоит на сухом и возвышенном месте. Окрестное население состоит преимущественно из черемисов. Климат в этой местности суровый, и растительность встречается очень редко. Монастырь находится на левом берегу реки Малой Кокшаги. Основана обитель в царствование Алексея Михайловича, в половине века, в честь явления на месте нынешнего монастыря иконы Свв. Жен-мироносиц. В монастыре этом один каменный двухэтажный храм во имя Свв. Жен-мироносиц. В этой церкви помещается и явленый образ Свв. Жен-мироносиц. Икона находится здесь с 1647 года. Образ резной, на аспидном камне. Ежегодно в пустыни 21 июля и 23 июня совершаются крестные ходы: 21 июля из пустыни в Царевококшайск с чудотворной иконой, которая остаются в городе до 2 В августа, a 23 июня – в часовню, находящуюся в деревне Ежовой, при которой расположена обитель. Управляет пустынью игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010