7 Епископ Вениамин (Милов). Дневник инока//Троицкое слово. 8. М., 1991. Существуют также свидетельства о том, что и после окончательного закрытия МДА в Высоко-Петровском монастыре под руководством владыки Варфоломея существовало подпольное церковное учебное заведение. Упоминания об этом уже появлялись в печати, см. Проф. Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья//Церковь и время. 1991, 2, с. 57. Об этом говорит и протоиерей Глеб Каледа в своих воспоминаниях “Очерки жизни православного народа в годы гонений” (в печати). К сожалению, документы или свидетельства, более полно раскрывающие эту сторону жизни Высоко-Петровского монастыря, пока не обнаружены, а все названные выше свидетельства, видимо, черпают эту информацию из устных преданий, которые, однако, безусловно имеют под собой реальную основу. 9 См. Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга I. Тверь, 1992, с. 50. Имеется в виду будущий епископ Васильсурский Варнава (Беляев; †1963), впоследствии — крупный церковный писатель. О нем см. Дар ученичества. Сборник. М., 1993. 10 Разумеется, удары монашеских четок, плетенных из шелкового шнурка, не могут быть болезненными. — Ред. 11 Этот эпизод из жизни владыки Варфоломея другая прихожанка Высоко-Петровского монастыря передает так: “Однажды, вернувшись с Пятницкого кладбища, где были похоронены его родители, он, быстро проходя, сказал: «Был на кладбище, видел родные могилы, а у меня могилки не будет»”. О. Глеб Каледа в уже упоминавшихся воспоминаниях говорит об этом: “За неделю до своего ареста он служил панихиду на могиле о. Алексия Мечева и сказал: «Счастливый. У него есть могилка, а у меня ее не будет». Его расстреляли”. 12 Во время вечерни и утрени, согласно уставу, при чтении канона читается определенное число тропарей в одной его песне. Это число может варьироваться в зависимости от порядка службы, принятого в данном храме. Так, в приходских храмах обычно принят порядок так называемой четверичной или шестиричной службы (по 4–6 тропарей в песне канона), в монастырских — десятиричной или четырнадцатиричной. Выражение “канон на 12” означает, что одна песня канона состояла из двенадцати тропарей. — Ред.

http://pravmir.ru/vysoko-petrovskij-mona...

Казань была взята, но надобно было распорядиться насчет дикого, воинственного народонаселения, жившего в ее области: Иоанн разослал по всем улусам черным ясачным людям жалованные грамоты, писал, чтоб шли к нему без страха, он их пожалует, а они бы платили ему ясак, как и прежним казанским царям; арские люди и луговая черемиса прислали с челобитьем. 4 октября вся Казань была очищена от трупов; царь поехал в нее в другой раз, выбрал среди города место, водрузил на нем своими руками крест и заложил церковь во имя Благовещения Богородицы; отслужили молебен, освятили воду и с крестами ходили по городским стенам. На третий день, 6 октября, заложенная церковь Благовещения уже была готова и освящена. В тот же день царь назначил наместником в Казань большого боярина князя Александра Борисовича Горбатого и боярина князя Василия Семеновича Серебряного, оставил с ними дворян своих больших, много детей боярских, стрельцов и козаков, 11 октября Иоанн выступил в обратный путь: сам государь поехал Волгою в судах, а конная рать пошла берегом на Васильсурск с князем Воротынским. В Нижнем Новгороде царь встретил посланных с поздравлением от царицы, от князя Юрия Васильевича и от митрополита; тут он вышел из судов и поехал сухим путем на Балахну во Владимир. Здесь ждала его новая радость; прискакал боярин Траханиот с вестью о рождении первого сына, Димитрия. Из Владимира чрез Суздаль и Юрьев царь поехал в Троицкий монастырь, где прежний митрополит Иоасаф, игумен и братия встретили его с крестами; в селе Тайнинском он встречен был братом Юрием, под Москвою – кликами бесчисленного множества народа: «Многая лета царю благочестивому, победителю варваров, избавителю христианскому!» У Сретенского монастыря встречен был митрополитом с крестами; благословившись у митрополита, Иоанн говорил ему речь, которая оканчивалась так: «А тебе, отцу своему и Богомольцу, и всему освященному собору вместе с князем Владимиром Андреевичем и со всем войском за ваши труды и молитвы, потому что вашими молитвами Бог соделал такие великие чудеса, много челом бьем».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Как единственное вероятное объяснение этой загадки нам представляется следующее: В конце 1550 года царь приговорил с боярами разместить в московском уезде тысячу человек детей боярских, лучших слуг, и 28 человек бояр и окольничих, которым быть готовым к посылке, т. е. всегда находиться в Москве, при дворе, и у которых не было вотчин и поместий в московском уезде 1635 . Так как для этого размещения требовалось огромное количество земли, то, вероятно, что государь, находившийся в затруднении со своими землями казёнными, желал купить у митрополита вотчины его кафедры, находившиеся именно в московском уезде. Если митрополит крайне энергичным образом протестует против желания государя, которое не заключало в себе никаких видов хищничества, то, вероятно, потому, что он видел в этом весьма опасный прецедент: купив у митрополита вотчины в одном месте, государь мог потом изъявить желание купить и все вообще церковные вотчины. В начале 1555 года, как упоминали мы выше, была учреждена епархия в новозавоёванной Казани (взятой 2 Октября 1552 года). Область епархии была образована из города Казани с окрестными улусами, из города Свияги или Свияжска с горной (правой) стороной (Волги), из города Василя или Васильсурска и из всей вятской земли 1636 . Епископу казанскому усвоено титло архиепископа и назначено место под архиепископом новгородским и выше архиепископа ростовского 1637 . Первым архиепископом казанским поставлен был 3 Февраля 1555 года Гурий, игумен Селижарова Троицкого монастыря. На содержание архиепископа назначено было: десятина из казанских, свияжских и чебоксарских таможенных пошлин, определённое жалованье в количестве 865 рублей и дача хлеба и всех столовых запасов натурой 1638 . В первоначальном заведения помогали архиепископу деньгами и хлебом митрополит, все епископы и монастыри 1639 . Относительно обращения в христианскую веру Татар архиепископу дано было наставление: «всякими обычаи, как возможно (т. е. всякими способами, сколько возможно), приучать ему Татар к себе и приводити их любовью на крещение, а страхом их ко крещению никак не приводити» 1640 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Преосвященные: Сергий, митрополит Владимирский и Шуйский, член патриаршего Синода, Евдоким, архиепископ Нижегородский, Серафим, архиепископ Костромской, Макарий, епископ Васильсурский, Иувеналий, епископ Павловский, Серафим, епископ Муромский, Пимен, архиепископ Каменец-Подольский, Артемий, епископ Лужский, Леонтий, епископ Волынский, Алексий, епископ Тираспольский, Гавриил, епископ Барнаульский, Иоанн, архиепископ Кубанский, Корнилий, епископ Сумской, Виталий, епископ Епифанский, Мелхиседек, епископ Каширский, Иерофей, епископ Иваново-Вознесенский, Анатолий, епископ Царевский, викарий Астраханской епархии, Тихон, архиепископ Воронежский, Вениамин, архиепископ Рязанский, Алексий, епископ Елисаветградский и другие иерархи. Трое первых обратились с воззванием, текст которого следующий: «Воззвание. Мы, Сергий, митрополит Владимирский и Шуйский, Евдоким, архиепископ Нижегородский и Арзамасский и Серафим, архиепископ Костромской и Галичский, рассмотрев платформу Временного Церковного Управления и каноническую законность Управления, заявляем, что целиком разделяем мероприятия Временного Церковного Управления, считаем его единственной, канонически законной верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными. Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов Церкви, как вверенных нам, так и других епархий. Митрополит СЕРГИИ (будущий Патриарх), Архиепископ ЕВДОКИМ, Архиепископ СЕРАФИМ» 505 . 4 июля 1922 года на организационном собрании группы «Живая Церковь » в Троицком подворье в Москве был избран ЦК группы и принят Устав, состоявший из 14 параграфов. Об этом подробно пишет И. Трегубов 506 : «Вновь избранный орган идейного руководства, т. е. центральный комитет группы “Живая Церковь ” немедленно поспешил обратиться к представителям прогрессивного духовенства всех епархий со следующим циркуляром: “Организуйте немедленно местные группы “Живая Церковь ” на основе признания справедливости социальной революции и международного объединения трудящихся. Лозунги: белый епископат, пресвитерианское управление и единая церковная касса. Первый организационный Всероссийский съезд группы “Живая Церковь” переносится на 3 августа. Выбирать на съезд по 3 представителя от прогрессивного духовенства каждой епархии”» 507 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Научные способности владыки можно оценить по отзывам о его диссертации научного руководителя и рецензента. Так, руководивший его научной работой свящ. Павел Флоренский , описывая положительные стороны, а затем недочеты работы будущего владыки, в конце отзыва писал: «Мелких недочетов можно указать в разбираемом сочинении и еще не мало. Но все они перевешиваются хотя бы одной только высокой оценкой старчества у о. Варнавы, не говоря о других указанных в начале отзыва положительных сторонах, и не мешают признать Автора достойным степени кандидата богословия» 32 . А рецензент ректор Московской Духовной Академии епископ Феодор (Поздеевский) так отозывался о диссертанте: «Автор видимо обладает всеми данными для серьезной научной работы. По крайней мере, первая часть его сочинения... свидетельствует о несомненной способности автора к научному анализу, к способности ориентироваться в материале источников и пособий и к самостоятельной оценке данных этого материала. И вот очень жалко, что при наличии этих благоприятных данных для серьезной научной работы у автора не хватило выдержки или, быть может, умения удержать определенный план и строгую последовательность изложения... Язык у него везде довольно ясный и литературная сторона работы чужда особенных недочетов. Степени кандидата богословия автор заслуживает» 33 . После окончания Академии в августе 1915 иером. Варнаву назначили преподавателем Нижегородской семинарии. Он с ревностью взялся за это послушание. При этом одну из главных своих задач он видел в установлении личного контакта с молодыми людьми. Обаяние и живая вера привлекали к нему. Действовать он старался с мягкостью, покрывая некоторые проступки студентов, при этом старался привить понимание насущности церковного учения для современников 34 . Но уже началась Первая Мировая война, и жизнь в стране становилась все тяжелей и тяжелей. В феврале 1917 года в России произошел переворот, в результате которого к власти пришло Временное правительство. А в октябре того же года власть захватили большевики, которые стали гнать Церковь и Ее служителей. Они убили управлявшего тогда Нижегородской епархией еп. Лаврентия, и на его место в 1918 году был поставлен перешедший впоследствии в оновленчество архиеп. Евдоким (Мещерский). А в 1920 году отца Варнаву рукоположили во епископа Васильсурского, викария Нижегородской епархии. И вскоре с правящим архиереем у него произошло столкновение из-за неправедной личной жизни последнего. После разбирательства их дела Синод на несколько месяцев отправил еп. Варнаву в «отпуск» в Зосимову пустынь. Таким образом последний получил возможность еще раз пообщаться со старцами этой пустыни и решить с ними некоторые свои духовные вопросы 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Есть предание, что пр. Макарий крестил в нем язычников и магометан, принимавших христианскую веру. Ныне это озеро составляет русло р. Волги. В XVII в. в числе послушников обители был Никон, впоследствии патриарх Всероссийский. При мон. общежительный епархиальный приют на 25 сирот с приготовительным классом. Ягодинский Введенский , 3 кл., общ., при с. Ягодном, Княгининского y., в 7 в. от зашт. г. Пьянского Перевоза, в 39 в. от г. Княгинина. Основан в 1884 г. из существовавшей с 1864 г. женской общины. При нем школа и живописная мастерская. Знаменская община , при урочище Курихе, в 25 в. от уез. г. Ардатова. Учреждена в 1899 г. из женского богадельного дома. Маровская Крестовоздвиженская община, при часовне на Марах, близ с. Прудища (Зверево тож), Василь-Сурского у. Учреждена в 1901 г. на месте прежде бывшей Крестомаровской Воздвиженской мужской пуст., которая основана была в 1632 г. иноком Матфеем и сожжена шайками Пугачева. Мелявская Умиленская община, в 3 в. от с. Теплова, на Мелявской поляне, в Ардатовском у. Учреждена в 1899 г. старицею Серафимо-Дивеевского мон. Наталией Дмитриевной Молозевой († 1900 г.). Трехпрестольный храм в честь иконы Божией Матери «Умиление» освящен в 1903 г. При общине разные мастерские, пасека и кирпичный завод. Спасская Троицкая община, при с. Спасском, в 35 в. от г. Васильсурска. Учреждена в 1888 г. с богадельнею для престарелых и безродных женщин. При ней имеются школа живописи и рукодельные мастерские. Новгородская епархия Мужские: Антониево-Дымский , зашт., общ., в 15 в. от г. Тихвина. на бер. оз. Дымского. Основан в XIII в. пр. Антонием (см. 17 янв.), мощи которого и покоятся в мон.; здесь же находится его 15-ти фунтовая железная шляпа, найденная на оз. Дымском. На это озеро ежегодно 24 июня совершается крестный ход. В. Кирилло-Белозерский Успенский , 1 кл., при г. Кириллове, на бер. Сиверского канала. Основан в 1397 г. пр. Кириллом, мощи которого почивают здесь под спудом в церкви его имени (см. 9 июня): пред серебряной ракой, на стене, находится образ пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

регент Порфирий, до Ратова жил в другом месте; во время коллективизации его хозяйство было разграблено сельсоветом, и он покинул родное село и устроился в храме Ратова; обладал большими музыкальными дарованиями как в регентском искусстве, так и в сочинении музыки; с успехом обучал прихожан церковному пению; Александр Савелин был арестован за то, что ходил в церковь, несмотря на угрозы безбожников; член церковного совета Петр Делява; церковный сторож Петр Левадонов; ко времени ареста ему было около семидесяти лет, он был арестован вместе с другими мужиками по делу о. Михаила. После ареста митрополита Феофана начались массовые аресты духовенства и верующих. Среди других был арестован священник Александр Иванович Крылов. Он родился в 1879 году в селе Варганы Лысковского уезда Нижегородской губернии. Служил священником в селе Ляпуны Лысковского района Нижегородской области. 17 сентября 1937 года он был арестован на основании показаний, вымученных под пыткой у арестованных ранее. Отца Александра обвинили в том, что он будто бы участвовал в сожжении двадцати домов и скирды соломы в селе Островском, колхозного двора в селе Уварово и мельницы в деревне Гугино. Отец Александр отверг все обвинения. 11 ноября 1937 года он был приговорен Тройкой УНКВД к расстрелу и расстрелян. По тому же делу был арестован священник Павел Васильевич Борисоглебский. Он родился в Васильсурске Нижегородской губернии. Служил в селе Плотинское Лысковского района Нижегородской области. Отец Павел был арестован 24 июля 1937 года и обвинен в том, что, находясь в ссылке в 1930–1931 годах допустил антисоветские высказывания. Виновным себя не признал. 11 ноября 1937 года был приговорен к расстрелу и расстрелян. Священник Порфирий Михайлович Колосовский родился в 1868 году селе Долгое Поле Нижегородской губернии. Служил в селе Варганы Лысковского района Нижегородской области. Был арестован 17 сентября 1937 года; на основании ложных показаний ранее арестованного священника, который сломленный тюремным содержанием и пытками, подписал все показания, составленные следователем. С предъявленным обвинением о. Порфирий не согласился, и следователи не смогли доказать его виновность. Священник держался мужественно. 11 ноября 1937 года он был приговорен к расстрелу и расстрелян.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

В 40-80-х гг. XX в. их общины имелись в Йошкар-Оле, Волжске, а также в Ронгинском, Оршанском, Новоторъяльском, Сернурском, Килемарском, Юринском, Горномарийском районах. В XXI в. различные группы, причисляющие себя к катакомбникам, действовали в Йошкар-Оле, в поселках Визимьяры, Килемары и Майский Килемарского р-на, в пос. Оршанка и дер. Хорошавино Оршанского р-на, в дер. Орловка Медведевского р-на. Римско-католическая Церковь Группы евангельских христиан и баптистов появились в Йошкар-Оле в начале Великой Отечественной войны. В сент. 1965 г. среди подписавших заявление об образовании Совета церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ; см. Инициативники ) был йошкар-олинский пресв. В. И. Козлов. Он вошел в состав делегации из 5 инициативников, в том же месяце принятой Председателем Президиума Верховного Совета СССР А. И. Микояном. К сер. 1969 г. в городе насчитывалось ок. 80 сторонников СЦ ЕХБ. От этой незарегистрированной группы отделились 12 чел., перешедших в подчинение Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ); новая община получила регистрацию 28 авг. 1969 г. Др. группа баптистов была зарегистрирована в Йошкар-Оле 16 февр. 1978 г. 3 февр. 1984 г. обе группы объединились. В июле 1990 г. ок. 20 чел. вышли из йошкар-олинской общины инициативников и подали заявление о регистрации в горисполком; регистрация состоялась 27 сент. того же года. В 1971 г. в пос. Юрино имелась община, состоявшая из 18-20 сторонников СЦ ЕХБ. С 1975 г. группа баптистов существовала в дер. Нов. Слобода Горномарийского р-на. До 1987 г. она состояла из 4 чел. и примыкала к общине, действовавшей в Васильсурске Горьковской обл., а с распадом васильсурской общины примкнула к горьковской, находившейся в подчинении ВСЕХБ. К кон. 1987 г. в новослободской общине насчитывалось 8 чел., она была зарегистрирована 31 марта 1988 г. (в наст. время действует без регистрации). Наиболее активной из совр. групп баптистов является зарегистрированная в 1999 г. йошкар-олинская церковь «Примирение» (численность в 2013 - ок.

http://pravenc.ru/text/2562030.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Иванович Новосельский (1.10.1883, с. Смирново Арзамасского у. Нижегородской губ. (ныне Шатковского р-на Нижегородской обл.) - 15.09.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи диакона (по др. данным, священника). В 1894 г. поступил в подготовительный класс Починковского ДУ, к-рое окончил в 1899 г. по 1-му разряду и был без экзаменов принят в Нижегородскую ДС, к-рую окончил в 1905 г. по 1-му разряду с присвоением звания студента. 1 сент. того же года назначен псаломщиком на священническое место к церкви с. Ивашевка Лукояновского у. (ныне Починковского р-на Нижегородской обл.). 15 сент. переведен на священническое место к церкви с. Воскресенского Васильсурского у. (ныне Сергачского р-на). 4 окт. того же года рукоположен во диакона и назначен на священническое место в Преображенскую ц. с. Николо-Погост Балахнинского у. (ныне Городецкого р-на). В нояб. того же года Балахнинским еп. Исидором (Колоколовым) рукоположен во иерея. В Николо-Погосте преподавал Закон Божий в земской школе. 20 авг. 1908 г. переведен вторым священником к Покровской ц. г. Балахны. Начиная с 1909 г. входил в состав Балахнинского епархиального училищного совета. С 1914 г. казначей и член попечительского совета Серафимовского дома призрения, а также казначей Балахнинского отд-ния братства Св. Креста. После 1916 г. на П. были возложены обязанности благочинного и смотрителя местной свечной лавки. Награжден набедренником (1911) и скуфьей (1916). В 1918 г. был арестован, но через неск. дней отпущен. Известен как прекрасный оратор и проповедник. Проводил с атеистами открытые диспуты. На первом уездном Учительском собрании 15 мая 1918 г. в Балахне отстаивал право преподавания Закона Божия в школах. В 1922 г. выступал против изъятия церковных ценностей . 26 февр. 1925 г. арестован в Балахне по обвинению в участии в конспиративных встречах с нижегородскими священниками, хранении религ. лит-ры и поддержке патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина). Вместе с П. по делу проходила группа нижегородских священников, в т. ч. священномученики протоиереи Петр Сахаровский и Михаил Пылаев (впосл. епископ Тульский Онисим (Пылаев) ). П. виновным себя не признал и сообщил, что встречи нелегального кружка по борьбе с атеизмом были необходимы ему для подготовки к религ. диспутам. 6 марта освобожден под подписку о невыезде до окончания следствия. Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 26 марта 1926 г. приговорен к 3 годам адм. ссылки без права жительства в Нижегородской губ., а также в Москве и 5 др. крупных городах. Ссылку отбывал в Воронеже, где служил в Покровской ц.

http://pravenc.ru/text/2580190.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879, с. Варганы Макарьевского у. Нижегородской губ.; ныне Лысковский р-н Нижегородской обл.- 20.11.1937, Горьковская обл.), сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. В 1897 г. окончил Нижегородскую ДС. С 1898 г. служил учителем в школах Нижегородской губернии. 20 авг. 1902 г. епископом Нижегородским Назарием (Кирилловым) рукоположен во диакона к храму Рождества Христова с. Вершинино Васильсурского у. Нижегородской губ. В 1926 г. рукоположен во иерея. Назначен в храм с. Ляпуны Нижегородской епархии. В 1931 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации, осужден на 2 года принудительных работ, но потом оправдан. В 1935 г. опять арестован, находился в заключении месяц. 17 сент. 1937 г. арестован и обвинен в том, что, являясь членом контрреволюционной церковной организации, участвовал в поджоге колхозного имущества. На допросах А. виновным себя не признал и показаний на других не дал, 11 нояб. приговорен и 20 нояб. расстрелян. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Нижегородской обл. Арх. П-6820. Т. 2. Л. 50-51. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 187. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Курмышский (1879– 1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАЛЕНТИН Иванович Никольский (1885 -1937), свящ., сщмч. (пам. 21 сент. , в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Никанорович Яковлев (1856-1937), свящ., сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Иванович Гусев (1887-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/64110.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010