Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варнава (Беляев), еп. Печерский. Фотография. 20-е гг. XX в. (Беляев Николай Никанорович, 12.05.1887, с. Раменское Бронницкого у. Московской губ.- 6.05.1963, Киев), еп. Печерский, вик. Нижегородской епархии. Из семьи слесаря ткацкой фабрики, религиозным воспитанием обязан матери - дочери диакона погоста Дорки Загорновской вол. Бронницкого у., в детстве и отрочестве любил читать книги духовного содержания, особенно жития святых. В 1910 г. Беляев познакомился со старцами Смоленской Зосимовой пуст. игум. Германом (Гомзиным) и иером. Алексием (Соловьёвым), стал духовным сыном последнего. В 1908 г. Беляев окончил с золотой медалью 3-ю московскую гимназию, по благословению архим. Оптиной пуст. прп. Варсонофия (Плиханкова) в 1911 г. поступил в МДА. 11 июня 1911 г. в Зосимовой пуст. ректором МДА еп. Феодором (Поздеевским) был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Варнавы, вскоре рукоположен во иеродиакона, в 1913 г.- во иеромонаха. Во время учебы в академии В. часто посещал мон-ри и скиты, расположенные вокруг лавры, знакомился с насельниками и образом их жизни. В 1915 г. он окончил академию со степенью канд. богословия за соч. «Св. Варсонофий Великий. Его жизнь и учение» и был назначен преподавателем гомилетики в Нижегородскую ДС, где прослужил до ее закрытия летом 1918 г. Указом Свящ. Синода от 13 февр. 1920 г. В. был определен к епископской хиротонии на Васильсурское вик-ство Нижегородской епархии, хиротония состоялась 29 февр. того же года. В нач. авг. того же года В. был назначен епископом Печерским. Летом 1922 г. духовенство Н. Новгорода во главе с архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым) , а также Нижегородскими викариями, в т. ч. В., приняло резолюцию о признании обновленческого Высшего церковного управления . Впосл., объясняя свой поступок, В. писал, что это был «плод малодушия и послушания». Через нек-рое время В. поехал в московский Даниловский мон-рь к архиеп. Феодору (Поздеевскому), чтобы принести покаяние, но тот его не принял, и В. отправился в Зосимову пуст., где иеросхим. Алексий (Соловьёв) наложил на него епитимью.

http://pravenc.ru/text/154275.html

Скачать epub pdf «Благодарение Богу за неизреченный дар Его» ( 2Кор. 9, 15 ), – воскликну ныне вместе с апостолом, по заповеди того же о «всем благодарите» ( 1Фес. 5,18 ). Епископство для меня, почти юноши по летам, недостойного по грехам, неразумного по делам, неделю только назад бывшего иеромонахом, – это действительно есть дар Божий, неизреченный, непознаваемый, нежданный, незаслуженный, и во всяком случае выше моей меры. Епископство предстоящее для меня является именно даром, и даром, сшедшим с самого неба. Беру на себя смелость сказать, что по благодати Божией я никогда, даже в помысле, не позволил себе остановиться на этом, могущем быть даже камнем преткновения и тщеславия звании. Если я и желал епископства, то, выражаясь словами преподобного Иоанна Лествичника , епископства над своим сердцем (Слово 28, 51). Вот мое желание, вот моя дума, вот постоянный огонь, сжигающий мое сердце и тело днем и ночью. Освободить себя от страстей ветхого человека, уничтожить гнев, истребить похоть, сокрушить в прах привязанность к земным окружающим вещам и утопить в бездне смирения всякого беса – вот в чем я полагал всегда свое епископство. Желал я быть не внешним владыкой над чужими душами, а полновластным хозяином над своей собственной. Для этого я десять лет тому назад, в пору увлечения общества и молодежи новым реальным, или, точнее сказать, плотским направлением жизни, пришел, только что окончив гимназию с золотой медалью, почти мальчиком, в скит Оптиной пустыни, к старцу, тогда иеросхимонаху, о. Варсанофию. Пришел в скит, убежавши с экзамена в институте инженеров путей сообщения. Я не своим, конечно, умом, а благодатию Божиею понял, почувствовал сердцем, что призвание человека, прежде всего, – созидать внутреннюю культуру духа, красоту души и сердца, а не усовершать культуру внешнюю, устраивать благополучие земное. И насколько сильно я раньше увлекался мечтами о своих будущих постройках мостов, машин, кругосветных путешествиях с целью приобретения знаний, настолько в тысячу раз сильнее у меня загорелось желание, вернее, меня охватил какой-то бушующий пламень – быть истинным носителем человеческого призвания, точнее, совершенным христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Священномученик Фаддей (Иван Васильевич Успенский) родился в городе Васильсурске (Нижегородская губерния) в семье священника. Учился в Нижегородской Духовной семинарии, а затем в Московской Духовной академии, которую закончил в 1896 г. В 1897 г. принял монашество и был рукоположен в иеродиакона, а затем - в иеромонаха. Преподает в Смоленской (1897 г.), Минской (1898 г.) и Уфимской (1900 г.) Духовных семинариях. С 1902 г. занимает пост инспектора, а затем, с возведением в сан архимандрита, ректора Олонецкой Духовной семинарии. Отец Фаддей работает как православный ученый-библеист. Он пишет и издает диссертацию " Единство книги пророка Исайи " и другие научные труды, за которые ему была присвоена степень доктора богословия. 21 декабря 1908 г. архимандрит Фаддей был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского. Но, будучи ученым и архипастырем, владыка Фаддей всегда оставался прежде всего монахом, обращавшим первостепенное внимание на внутреннее делание. Он достиг удивительного смирения и всю жизнь отличался доходившей до нищенства нестяжательностью. После 14-летнего управления Волынской епархией в 1922 г. владыка Фаддей был арестован и выслан за ее пределы. Вскоре, освободившись из тюрьмы, он едет в Москву, где встречается со Святейшим Патриархом Тихоном, но снова арестовывается и ссылается в Усть-Сысольск. По преданию, во время встречи святитель Тихон сказал епископу Фаддею: " Вы - чудо нашего времени " . Известно, что в ссылке епископ Фаддей многих укреплял духовно и поддерживал материально. После окончания срока ссылки в декабре 1923 г., уже в сане архиепископа, он был назначен на Астраханскую кафедру. В Астрахань владыка Фаддей приехал в самый разгар обновленчества, однако он не выступал против обновленцев публично, а обличал их примером своей святой жизни. Благодаря своему духовному авторитету, нестяжательности, доступности в общении архиепископу Фаддею удалось сплотить вокруг себя верующих, горячо полюбивших своего предстоятеля. Во многих домашних иконостасах рядом с иконами можно было увидеть фотографии Владыки. В декабре 1926 г. архиепископ Фаддей, назначенный перед тем одним из заместителей Патриаршего Местоблюстителя, должен был выехать в Москву в связи с арестом последнего. Однако до Москвы Владыка не доехал. Он был задержан властями в Саратове и отправлен в Кузнецк, где находился до марта 1928 г., когда был назначен на Саратовскую кафедру. В ноябре 1928 г. архиепископ Фаддей был переведен в Тверь. Здесь он продолжал жизнь молитвенника и аскета, окормляя и утешая свою паству. В 1936 г. власти лишили Владыку возможности служить, а в конце этого года он был уволен на покой. 20 декабря 1937 г. архиепископ Фаддей был арестован. 31 декабря, после десяти дней допросов и пыток, он был расстрелян. 26 октября 1993 г. в Твери, на заброшенном кладбище, были обретены мощи священномученика Фаддея, которые ныне почивают в городском Вознесенском соборе.

http://pravicon.com/info-3515

Все храмы Михаила Малеина (28 всего, 28 на карте) Архангельская область Соловецкий район. Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Троицкий скит. Церковь Троицы Живоначальной (с приделом Михаила Малеина) Вологодская область Вологда, город. Вологда. Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Михаила Малеина) Калужская область Боровский район. Боровск. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Михаила Малеина) Костромская область Галичский район. Галич. Спаса Преображения, собор (с приделом Михаила Малеина) Макарьевский район. Макарьев. Макариев-Унженский женский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (с приделом Михаила Малеина) Кострома, город. Кострома. Троицкий Ипатьевский монастырь. Собор Троицы Живоначальной (с приделом Михаила Малеина) Липецкая область Елецкий район и г. Елец. Елец. Владимирской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Михаила Малеина) Краснинский район. Никольское. Николая Чудотворца, церковь (с приделом Михаила Малеина) Литва Вильнюсский уезд. Вильнюс. Константина равноапостольного и Михаила Малеина, церковь Московская область Сергиево-Посадский городской округ. Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Церковь Михаила Малеина Можайский городской округ. Милятино. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Михаила Малеина) Богородский городской округ. Тимково. Михаила Малеина, церковь Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск. Караллово, посёлок д/о. Толгской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Михаила Малеина) Нижегородская область Воротынский район. Васильсурск. Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Михаила Малеина) Павловский район. Ворсма. Островоезерский Троицкий монастырь. Церковь Михаила Малеина Новгородская область Великий Новгород, город. Великий Новгород. Михаила Малеина, церковь Пензенская область Наровчатский район. Наровчат. Покрова Пресвятой Богородицы, собор (с приделом Михаила Малеина) Республика Татарстан Арский район. Старое Чурилино. Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Михаила Малеина)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=195

Новая Слобода (Авасир). Козьмодемьянский Михаило-Архангельский черемисский мужской монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1868 и 1871. Адрес: Республика Марий Эл, Горномарийский район, деревня Новая Слобода (Авасир), близ которой расположены немногие сохранившиеся постройки монастыря Координаты: 56.098056, 46.088611 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Деревня расположена на правом берегу реки Суры в 7 км от Васильсурска и в 64 км от районного центра Козьмодемьянска Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 2008 г. исполнилось сто сорок лет с момента основания Козьмодемьянского Михаило-Архангельского черемисского (мужского) монастыря (КМАЧМ), приобретшего до революции широкую известность не только в Казанской епархии, но и во всей России. Монастырь начал возводиться в 1868 г. (освящен в 1871 г.) на правом берегу реки Суры в горно-черемисском стороне, на территории Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (в непосредственной близости от Нижегородской губернии). В 1917 г. КМАЧМ относился к третьему округу монастырей Казанской епархии. Сегодня деревня Новая Слобода (Авасир), близ которой расположены немногие сохранившиеся постройки монастыря, относится к Горномарийскому району Республики Марий Эл. Будучи первым инородческим монастырем, в котором, помимо черемисов (марийцев), в разное время подвизались и чуваши, он за короткое время превратился в один из центров религиозно-духовного просвещения народов Поволжья. Особую роль сыграл КМАЧМ в развитии марийского народа. В школе при монастыре училось более семисот человек из окрестных селений. Трудами монахов и усилиями благотворителей КМАЧМ были отстроены несколько прекрасных храмов, разбиты сады, проложены дороги, в монастыре обучали земледелию, пчеловодству, различным ремесленным специальностям... Монастырь владел собственностью не только в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии, но и в соседнем Васильском (Васильсурском) уезде Нижегородской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=24330

П.Г. Проценко Глава 4. На епископской кафедре. 1920–1922 Хиротония и первые опыты пастырского врачевания душ 1920/Нижний Новгород. Васильсурск. Макарьев/Архиерейские обеты. Различные мнения по поводу ранней хиротонии о. Варнавы. Взаимоотношения с еп. Петром (Зверевым) . Устроение еп. Варнавой монашеской жизни в монастырях епархии. Борьба за погибающую душу Серафимы Чуркиной (м. Георгии). Прощальная беседа умирающей монахини со своим духовником Всероссийский Собор 1917–1918 годов – дабы преодолеть разрыв между иерархией и церковным народом – решил увеличить в епархиях количество викарных епископов 337 . По представлению преосвященного Евдокима, Священный Синод принял указ (13 февраля 1920 г.) о возведении на кафедру маленького городка Васильсурска иеромонаха Варнавы. Хиротония по традиции состоялась в неделю Торжества Православия 29 февраля 1920 года. В этот день в Вознесенском храме Нижнего Новгорода архимандрит Варнава произнес перед лицом молящегося народа следующие знаменательные слова обряда: «Еще же и церковный мир обещаюся соблюдати и твердо держати, и ни единым убо нравом в чесом противная православней кафоличестей восточней христианстей вере мудрствовати во вся дни живота моего, и последствовати мне во всем и повиноватися всегда Великому Господину нашему, святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону и Священному Синоду и преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом, братии моей, во всем согласну быти и купночинну по божественным законам и Священным правилам святых апостол и святых отец, и любовь духовную вседушно к ним имети, и яко братию почитати... Обещаюсь во страсе Божием и боголюбивым правом вверенное ми стадо управляти, и усердно учити, и от всех ересей охраняти со всяким усердным тщанием... С сим же обещаюся ничтоже творити ми по нужде, аще и от сильных лиц или от множества народа нудиму, аще и смертию мне воспретят, веляще что сотворити ми вопреки божественным и священным правилам... Обещаюся врученную ми паству по обычаю апостол посещати и назирати: како пребывают вернии в вере и во исправлении дел благих, а наипаче иерее; и смотрити с прилежанием, учити и запрещати, дабы расколы, суеверия и ереси не умножалися и дабы противнии христианскому благочестию обычаи не повреждали христианскаго жития» 338 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Разнежье. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм Благовещения Пресвятой Богородицы с. Разнежье Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в 1854 г. В 1930-е гг. храм был разрушен и воссоздан в 1991 году. http://lsk-e.cerkov.ru/xramy/ Разнежье – одно из древнейших поселений Нижегородского края, известно с XIV столетия. Расположено на левом берегу Волги. Сохранившаяся до наших дней кабальная запись Семена Степанова сына Разнежского свидетельствует, что в 1392 г. он взял в долг у настоятеля Благовещенского монастыря 20 рублей серебром под залог своей вотчины. Видно, понимал боярин, что не вернуть ему свои владения, поэтому и оговорил в этой записи поминовение его вместе со всем родом 3 февраля каждого года. Так владельцем разнежской вотчины становится нижегородский Благовещенский монастырь. В 30-х годах XVII в. Разнежье был возведен деревянный шатровый Благовещенский храм, в его ризнице были не только обычные для сельских церквей оловянные сосуды, но и серебряный потир и дискос. Колокола храма каждодневно оповещали о возрождении здесь жизни. Местные жители начали активно, хозяйственно осваивать земли. Рубили в лесу строевой и поделочный лес, варили по болотам кричное железо, жгли древесный уголь для окрестных кузнецов, заготовляли для продажи смолье, лучину, грибы и ягоды. Свои изделия они поставляли на рядом действующую знаменитую Макарьевскую ярмарку. В 1764 г. земли, принадлежавшие Благовещенскому монастырю, были отписаны в казну, и Разнежье было подчинено Коллегии экономии. Тогда в селе насчитывалось 376 мужчин и 403 женщины. Село стало центром особой Разнежской волости, которая в 1779 г. вошла в состав Васильсурского уезда. При государственном управлении жизнь местных крестьян стала куда как легче, что тотчас сказалось и на росте численности населения. Так, в 1887 г. в селе проживало почти 2500 человек. По сведениям Нижегородского епархиального Адрес-календаря на 1888 г., в Разнежье в 1854 г. была построена деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с Никольским приделом. Готовый сруб храма нашелся в селе Просек, что стоит на правом берегу Волги. Первоначально он предназначался для Маровского монастыря, однако по неизвестной нам причине в обитель так и не попал. Вот его-то и выкупили разнежцы. По большой вешней воде сруб перевезли в село и поставили на стрелке (мыс на южной оконечности села) на берегу Заводи. И только в 1912 г. храм перенесли поближе к центру села. На следующий год около него посадили березы. Четверик церкви увенчан небольшим восьмериком под луковичным куполом, трапезной соединен с колокольней под шпилем.

http://sobory.ru/article/?object=29181

Что же касается подворья Арзамасской Алексеевской общины, к которой Н.Ф. Филатов отнес часовню на Варварке, то на самом деле оно находилось на Дворянской улице (ныне улица Октябрьская). В списке домов Нижнего Новгорода 1900 года указано, что дома этой общины и некоей Бузиной «выходят на площадку против церкви». Имелась в виду уже упоминавшаяся церковь св. великомученицы Варвары. Таким образом, подворье локализуется на месте современного комплекса зданий Сбербанка России. История возникновения часовни на Ильинке во многом схожа с вышеизложенной историей появления часовни на Варварке. В 1902 году один из фабрикантов города Иваново-Вознесенска П.А. Акифьев пожертвовал свое домовладение на Ильинской улице 86 по современной нумерации) женской Свято-Троицкой общине, находившейся в селе Спасском Васильсурского уезда (позже преобразована в монастырь). Здесь также было организовано подворье, для нужд которого к одноэтажному деревянному жилому дому была пристроена краснокирпичная часовня. Её проект, по заключению архитектора Н.М. Вешнякова, был согласован Строительным отделением Нижегородского губернского правления в апреле 1911 года. Проектные чертежи в архивном деле отсутствуют, также как не указан автор их разработавший. По схожести облика часовни с таковой же на Варварской улице, можно предположить, что автором являлся всё тот же П.А. Домбровский. Строительство часовни на Ильинской улице было осуществлено на средства нижегородского почетного гражданина (одна из сословных градаций в царской России) А.А. Худякова, за что Свято-Троицкая община через газету «Волгарь» выразила ему и его супруге «искреннюю и глубокую благодарность». При этом подчеркивалось, что часовня «останется вечным памятником их благотворительности и доброго сочувствия к нуждам бедной безызвестной общины». Эту благодарность затем перепечатал «Нижегородский церковно-общественный вестник». Архитектура обоих вышеназванных культовых сооружений относится к «русскому стилю», основанному на использовании форм и декора, характерных для русского средневекового зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=01879

В начале XVII века нынешняя Нижегородская губерния называлась Низовою землею и была заселена мордвой с небольшою примесью русских. Часть мордвы исповедовала христианство , имела в многолюдных селах церкви, отли­чалась трудолюбием и известною степенью зажиточности; кром­е общего всем землепашества, некоторые деревни занима­лись и занимаются до сих пор овцеводством. Среди селений в ту эпоху известны были Княгинин, Вельдеманово, Григорово, Колычево и другие; ближайшими городами Васильсурск и Нижний Новгород, а уважаемою всеми православ­ными святыней – Макариев-Желтоводский монастырь, второй по древности в Низовой земле, основанный св. Макарием унженским (ск. 25 июля 1444 г.). Не смотря на политиче­ские волнения, потрясавшие в конце XVI и в начале XVII веков всю Россию, мордвины жили спокойно, пахали землю и вовсе не интересовались тем, что делалось вне их округа. В последние дни кратковременного царствования Федора II Годунова, у молодого вельдемановского крестьянина Мины родился сын Никита. Это произошло 24 мая 1605 г. Приблизительно около этого же времени, в соседних русских селах Григорове и Колычеве, также родились два мальчика, жизнь которых стран­но переплелась с жизнью новорожденного Никиты: в первом у священника Петра, родом также мордвина, попадья Марья подарила ему сына Аввакума, впоследствии знаменитого рас­колоучителя, а у колычевского священника Ивана родился сын Павел, позднее епископ коломенский и тоже расколоучитель. Как можно догадываться, Никита был первенцем у болез­ненной молодой матери, по имени Мариамна, которая вскоре после родов умерла. Малютка остался на руках Мины, который недолго оставался вдовцом и женился вторично. Кто была родом мачеха Никиты и как ее звали, неизвестно, сохрани­лось только указание, что своим характером она вполне оправдала обычную славу на Руси мачех; приведя в дом Мины своих детей от первого брака, она принялась бесцеремонно преследовать маленького Никиту, пользуясь выгодами своего положения бесконтрольной хозяйки в избе. Правда, первые годы своей жизни малютка провел в избе какой-то Аксиньи, взявшей на себя попечение о ребенке по сердоболию. На пятом или на шестом году мальчик вернулся к отцу и тогда началось его грустное житье-бытье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Я уже тогда видел, что нынешняя культура в самых лучших и высоких сторонах своего бытия не выше греко-римской, классической, а и от той люди спасались в пустыню, бежали, как от огня, переставали заниматься ею и начинали заниматься другим. Почему? Назвать их эгоистами или людьми, любящими устраивать только свое собственное благополучие за счет страданий других, как называли таких людей окружающие меня, я не мог. Это было очень неразумно, неправдоподобно, или, просто и очень грубо сказать, неграмотно. Из истории я уже знал, что величайший и первый из пустынников, Антоний Великий , по любви к ближним оставил однажды пустыню и пришел в Александрию. Тогдашняя Александрия – это нынешний Париж или Берлин. И вот “все сбегались, чтобы видеть его, – говорит историк, – даже язычники и жрецы приходили в храм Господень, говоря: “Желаем видеть человека Божия””... В эти немногие дни столько обратилось в христианство , сколько в иные времена обращалось в продолжение года. Я помнил, как яркими, бриллиантовыми звездами кристальной чистоты душевной сверкали сквозь дебри и чащи дремучих боров, топи болот и пустынь и из-за мшистых порогов лесных землянок и тесных затворов древней Руси наши преподобные и святые, единственные иногда светлые точки на темном небе окружавшей их тьмы невежества, пороков и страстей. Я помнил, как преподобный Пафнутий Боровский, считавший за грех всякое общение с миром, не позволявший себе ни слова к женщине, ни взгляда на нее даже издалече, изгонявший вон монаха за какой бы то ни было разговор, “кроме Божественного Писания”, этот кажущийся человеконенавистник во время голодного года кормил в своем монастыре более чем по 1000 человек в день. Когда я слышал обвинительные речи против “тунеядцев” монахов, не желающих иметь дела с миром, ни яже в мире ( 1Ин. 2, 15 ), у меня пред мысленным взором вставал преподобный Иосиф Волоколамский, этот подвижник, дерзновенно, смело и грозно относившийся к сильным мира сего, но полный милосердия к “меньшей братии”, к крестьянам и ко всем нуждающимся: украдут ли у кого-либо из них косу или иное что, пала ли у кого лошадь или “доилица-коровушка”, и вот “вси от скорби притекаша к отцу, исповедуя скорбь свою, он же им даяше цену их”.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010