17(30)05.1932 НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ, обн. в/у МАРИУПОЛЬСКАЯ, обн., паки (1935) Сщмч. Макарий Гневушев БАЛАХНИНСКАЯ 10.08.1914 28.01.1917 ОРЛОВСКАЯ 28.01.1917 26.05.1917 в/у РИЖСКАЯ ВЯЗЕМСКАЯ 30.07(12.08)1918 22.08(04.09)1918 Макарий Даев МОЖАЙСКАЯ 01(14)05.1944 31.12.1959 13.01.1960) в/у ТВЕРСКАЯ Макарий Дарский КИРЕНСКАЯ 09.10.1883 15.07.1889 СЕЛЕНГИНСКАЯ 15.07.1889 25.10.1892 в/у ИРКУТСКАЯ 02.02.1892 28.03.1892 КАМЧАТСКАЯ 25.10.1892 07.09.1897 Макарий Евлашевский ПИНСКАЯ, III Макарий Звездов ВЕЛИКОЛУКСКАЯ 03(16)05.1926 02(15)09.1927 МУРОМСКАЯ 02(15)09.1927 31.01(13.02)1933 в/у ВОРОНЕЖСКАЯ 01(14)02.1928 03.1928 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ ИРБИТСКАЯ 31.01(13.02)1933 23.02(08.03)1933 в/у ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 31.01(13.02)1933 23.02(08.03)1933 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 23.02(08.03)1933 20.04(03.05)1934 ВЯТСКАЯ 20.04(03.05)1934 29.05(11.06)1934 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ, паки 29.05(11.06)1934 16(29)06.1935 Макарий Знаменский ВАСИЛЬСУРСКАЯ 25.07(07.08)1920 03(16)06.1922 ВАСИЛЬСУРСКАЯ, обн. 03(16)06.1922 25.08(07.09)1923 ВАСИЛЬСУРСКАЯ, паки 25.08(07.09)1923 26.04(09.05)1924 КРАСНОСЛОБОДСКАЯ 26.04(09.05)1924 Макарий Ильинский БРУКЛИНСКАЯ после 1935 18(31)10.1947 АМЕРИКАНСКАЯ 18(31)10.1947 30.10(12.11)1953 Сщмч. Макарий Кармазин УМАНСКАЯ в/у КИЕВСКАЯ ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 12.1925 12.1925 в/у ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 05.1934 09.1934 Макарий Кучин ТОБОЛЬСКАЯ 19.12.1624 24.07.1635 Макарий Липгариди Грек в/у СЛУЦКАЯ в/у МОГИЛЕВСКАЯ 1690(?) БАЛАХНИНСКАЯ 17.07.1866 29.08.1867 ОРЛОВСКАЯ 29.08.1867 25.12.1876 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 25.12.1876 23.05.1879 НИЖЕГОРОДСКАЯ 23.05.1879 07.06.1885 ВЯТСКАЯ 07.06.1885 05.12.1887 ДОНСКАЯ 05.12.1887 30.04.1894 Макарий Москвитянин ПИНСКАЯ 10.1525 24.04.1528 ЛУЦКАЯ 24.04.1528 в/у КИЕВСКАЯ 01.03.1534 09.04.1535 КИЕВСКАЯ 09.04.1535 Макарий Павлов БИЙСКАЯ 18.03.1901 17.01.1905 ЯКУТСКАЯ 17.01.1905 01.05.1909 ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ 28.01.1917 ПЯТИГОРСКАЯ, обн. Св. Макарий Парвицкий Невский БИЙСКАЯ 12.02.1884 26.05.1891 ТОМСКАЯ 26.05.1891 25.11.1912 МОСКОВСКАЯ 25.11.1912 20.03.1917 АЛТАЙСКАЯ 19.08(01.09)1920 03(16)02.1926

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Леонтий Туркевич –1947: Чикагская (заруб.) Леонтий Устинов 24 .04(07.05).1922–1923: Печерская (Нижегородское вик.) 1923–1924: Житомирская (обн.) Леонтий Филиппович 26 .11(09.12).1941–1942: Бердичевская (укр.) (окк.) 13(26).11.1941–1943: Житомирская, в. у., окк. Леонтий фон Вимпфен 16(29).12.1916–06(19).05.1917: Петровская 05(18).09.1917–1918: Енотаевская 1918–1918: Астраханская, в. у. 1918–23.06(06.07).1919: Царевская Лоллий Юрьевский 14(27).02.1921–1922: Могилёв-Подольская 1922–1928(?): Могилёв-Подольская (обн.) 1928(?)–: Изюмская (обн.) Лука Войно-Ясенецкий 12(25).03.1923–1925: Ташкентская 12(25).01.1925–09.1927: Ташкентская, паки 22 .09(05.10).1927–29.10(11.11).1927; Елецкая 1942–1943: Красноярская и Енисейская 01 .1944–05.1946: Тамбовская Лука Мартынов Уманская (самозв.) Макарий Быстров 1926–1928: Сталинская (обн.) 1930–1935: Мариупольская(обн.), в. у. –1931: Саратовская(обн.) 1931–: Астраханская (обн.), в. у. Мариупольская (обн.) Макарий Гневушев 10(23).08.1914–28.01(10.02).1917: Балахнинская 28 .01(10.02).1917–26.05(08.06).1917: Орловская 1917–1917: Рижская, в. у. Макарий Даев 01(14).05.1944–31.12(13.01).1959: Можайская Макарий Звездов 1926–: Белокопытская 16(29).05.1926–02(15).09.1927: Великолукская и Торопецкая 02(15).09.1927–02.1933: Муромская 1928–: Владимирская, в. у. 1928–1928: Воронежская, в. у. 02 .1933–23.02(08.03).1933: Ирбитская 02 .1933–23.02(08.03).1933: Свердловская, в. у. 23 .02(08.03).1933–03(16).05.1934: Свердловская 03(16).05.1934–29.05(11.06).1934: Кировская 11(24).06.1934–20.06(03.07).1935: Свердловская, паки Макарий Знаменский 25 .07(07.08).1920–03(16).06.1922: Васильсурская 03(16).06.1922–: Васильсурская (обн.) Краснослободская Макарий Ильинский 1933–: Бостонская (заруб.) 1933–18(31).10.1947: Бруклинская Макарий Кармазинов 1922–1924: Уманская 1924–1924: Киевская, в. у. 1925–1928: Днепропетровская Макарий Крамаренко 1923–: Уманская (укр.) Макарий Невский 25 .11(08.12).1912–20.03(02.04).1917: Московская и Коломенская 19 .08(01.09).1920–16(29).02.1926: Алтайская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Все это внешнее, стороннее, временное; это, грубо выражаясь, – леса для постройки чудного здания души, и не в этом заключается сущность монашества. Когда к одному великому старцу, рассказывается в Патерике, пришел брат и, выходя, сказал ему: “Прости, авва, что я отвлек тебя от правила твоего”, – старец сказал ему в ответ: “Мое правило таково, чтобы успокоить тебя и отпустить с миром. Вот мое правило.” Вот истинное монашество. И если Христос пришел для того на землю, чтобы люди и, конечно, прежде всего монахи подражали Ему, “шли по следам Его” ( 1Петр. 2, 21 ), то посмотрим, к чему призывает нас Господь, Архиерей архиереев, Прошедый небеса ( Евр. 4, 14 ). Он, говорит Евангелист ( Мф. 10, 20 ), трости сокрушенной не преломит, то есть души, надломленной страданиями, угнетенной скорбью, обидами, сокрушенной неправдами людскими, Христос не отягчит двойным искушением, не скажет: “добейте ее”, “так ей и надо”, но поддержит, вразумит, подкрепит и утешит. Он “льна курящегося не угасит”. Он не презрит и тех, кто хотя бы малую имел искру веры, кто хотя бы с самым маленьким усердием прибегал к Нему, и исполнял Его святые заповеди. Приидите ко Мне, – зовет Христос, – не сытые, довольные и широко живущие, но вси труждающиеся и обремененные грехами, немощами, скорбями, слезами... И Аз упокою вы ( Мф. 11, 28 ). Вот в чем состоит подлинное монашество, конец его и цель, вот в чем состоит и истинное епископство. Но люди часто ошибаются и принимают средство за цель и, хватаясь за крайности, готовы обвинять всякого, кто не подходит под условные рамки установившегося взгляда на вещи. Помолитесь же за меня, святители Божии, носящие сугубую благодать священства, чтобы Служение мое было непорочно и вера нескверна. Чтобы благодать Божия, которую вы имеете мне передать, была во мне не тща, но возгревалась день ото дня в сильнейший огнь и пламя любви Божественной. Прошу и вас всех, возлюбленные братья и сестры, о том же. Я сотни раз получал от вас выражения любви, расположения и признательности. Не имея и не чувствуя за собой ни единой добродетели и каких-либо особых личных качеств, я, не зная почему, вызывал у многих из вас желание обращаться ко мне за советом и даже лечением своих растравленных душевных ран. Теперь и вы мне помогите своей молитвой. Аминь. 15 февраля 1920 г. Читать далее Источник: Дар ученичества : сборник/сост. П. Г. Проценко. - М. : Руссико, 1993. - 416 с. - (Христианская Россия 20 век. Потаенная сокровищница)/Епископ Варнава (Беляев). Речь архимандрита Варнавы при наречении его во епископа Васильсурского. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Отчасти они обнаружились в так называемой «рябиновщине». Толк появился, вероятно, во второй половине XVIII века. 574 Название – «рябиновщина» указывает только на внешний признак. Последователи толка имеют в домах кресты – без изображения на них Спасителя, на том основании, что он с креста был снят – исключительно сделанные из рябины, потому что в Писании, по их мнению, названием певга обозначается именно это дерево. В первоначальном своем виде рябиновщина являлась отраслью самокрещенства, с тем видоизменением, что своих детей рябиновцы крестили сами, без всяких бабушек. Очевидно, что при такой практике рябиновцы должны были согласиться на безпоповщинскую мысль, что и мирянин может действовать священная. И действительно, в недавнее время эта мысль сказалась, по крайней мере, в том, что рябиновцы ввели чтение некоторых молитв при крещении, назначили духовников, которые, в отличие от поморских, являются только свидетелями при исповеди, и наконец – совсем не по нетовски – стали строить моленные и отправлять в них богослужение. 575 Более резкий поворот к общебезпоповщинской практике, с тем добавлением, какое оно получило у брачников, сделан в согласии «новоспасовом». Оно образовалось в сороковых годах текущего столетия, по почину одного из главных наставников нетовщины, симбирского мещанина Светова. 576 Отличительным учением новоспасовцев служит то, что они позволяют мирянину совершать крещение и брак, а также имеют «стариковскую» исповедь. Таким образом у них есть свои наставники или «попы», как называют их в народе. 577 «Попы» совершают и общественное богослужение: вечерню, утреню, часы они отправляют по Уставу, с пением, отчего и согласие иначе известно под именем «поющей нетовщины». В недавнее время в Васильсурском и Макарьевском уездах, Нижегородской губернии, совершилось новое выделение из спасова согласия в виде «некрещеных старообрядцев». Их можно назвать строгими нетовцами. Они не признают возможным ни того, чтобы крещение совершал мирянин, ни того, чтобы обращаться за таинством к православному священнику, и в виду этого оставляют своих детей совсем без крещения, говоря, что «можно, по нужде, спастись одним упованием на Спасову милость».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

1918). Постановлением НКВД от 16 июня 1919 г. Горбатовский у. преобразован в Павловский у. (центр - г. Павлово), а из части Макарьевского у. создан Воскресенский у. (центр - г. Воскресенск). Декретом ВЦИК от 18 июня 1920 г. в Нижегородскую губ. были переданы Козьмодемьянский, Чебоксарский, Цивильский и Ядринский уезды, однако постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 24 июня 1920 г. Цивильский, Чебоксарский, Ядринский и часть Козьмодемьянского у. были переданы Чувашской автономной обл., а декретом ВЦИК и СНК от 4 нояб. 1920 г. Козьмодемьянский у. и Емангашская вол. Васильсурского у. отошли к Марийской автономной обл. 13 янв. 1921 г. образован Выксунский р-н на правах уезда (с того же года уезд), 18 июня 1921 г. из части Лукояновского у. образован Починковский у., 6 марта 1922 г. из части Балахнинского у.- Сормовский у., тогда же образован Канавинский р-н. 3 июля 1922 г. Балахнинский у. слит с Сормовским в единый Сормовский у. (10 авг. 1922 Балахна оставлена в составе Сормовского у., а территория Балахнинского у. составила Городецкий у., при этом Городец вновь обрел статус города), Макарьевский у. преобразован в Лысковский у., тогда же в состав Нижегородской губ. переданы Варнавинский и Ветлужский уезды Костромской губ. Постановлением ВЦИК от 27 апр. 1923 г. ликвидированы Ардатовский, Варнавинский, Васильсурский, Воскресенский, Княгининский, Курмышский и Починковский уезды; из Варнавинского и Воскресенского уездов образован Краснобаковский у. 27 июня 1924 г. образованы Балахнинский и Растяпинский рабочие районы, Сормовский у. преобразован в рабочий район. В 1926 г. г. Княгинин преобразован в с. Княгинино. В 1927 г. открыто движение по железнодорожной линии Н. Новгород - Котельнич. Постановлением Президиума ВЦИК от 14 янв. 1929 г. была создана Н. о., включившая территории Нижегородской губ., Вятской губ., Муромского у. Владимирской губ., Марийскую и Вотскую автономные области. Постановлением Президиума ВЦИК от 22 апр. 1929 г. в Н. о. была включена Чувашская АССР, а постановлением от 3 июня 1929 г.- Унженский лесной массив Костромской губ.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Докладчик полагал, что перекрещивание в пашковщине стало входить в практику позже, – лет 8–10 не более, т.е. с того времени, как и в южнорусской штунде стало усиливаться влияние учения немецкого баптизма. В настоящее время столичная пашковщина, как южнорусская штунда, развивается в совершенно тождественных направлениях – духовной и баптистической фракции. Участвуя в прошлом году в качестве эксперта, в процессе по делу о распространении штунды в Васильсурском уезде, Нижегородской губернии, прибывшими из Петербурга крестьянином С.-м и надворною советницею С-ю, В.М. Скворцов пришел к заключению, что в упомянутой местности сектантское движение совершенно тождественно с южнорусскою штундой. Между тем главный распространитель Ш-в, 14 лет, как отступил от Церкви, служил дворником, по его словам, у Пашкова и кн. Ливень, и только 8 лет назад принял перекрещивание. Явившись на родину, в качестве миссионера, он успел совратить до 60 душ, которых баптист, – немец, вызванный из Саратовской губернии, перекрестил в реке. А упомянутая надворная советница, содействуя всем пропаганде Ш-ва, не признает однако для себя необходимым перекрещивание. Пашковисты столичные чрез надворную советницу прислали новой общине 6 пудов книг в количестве 300 названий, в английском переплете с выбитыми на корешке инициалами В.П. (Василий Пашков) и построили для моленной домик. Киевские штундисты поддерживают деятельные сношения с столичными пашковцами; последние являются ходоками по делам южнорусских братьев в разных департаментах и не только письмами, но и телеграммами извещают южнорусских поселян о ходе разных кляузных дел штунды. В своем заключении докладчик пришел к тому, что штунда и пашковщина и по существу своего учения, и по истории своего происхождения и дальнейшей жизнедеятельности – составляет одну секту – штунду. Усвоенное же столичному сектантству название, по фамилии главного столичного распространителя штунды, Пашкова – не основательно служит к выделению этой секты во что-то отдельное, самостоятельное. Пашков не создал нового учения, а распространил уже известное на юге протестантское лжеучение в форме штунды. Его и барона Корфа поездки в Киев к Демиевским штундистам, в Чаплынку и Косяковку имели миссионерские цели и оказали влияние не на южное сектантство, а на северное, пашковщину.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Число церквей в нем показывают едва вероятное; говорят, что их более 41500. Обширный город этот очень грязен, почему на разных, более других посещаемых местах находятся мосты. Крепость, построенная из кирпича, с одной стороны омывается рекою Москвою, а с другой-Неглинною. Последняя подле верхней части крепости является в виде пруда; вытекая из него, наполняет крепостные рвы, в которых находятся мельницы. Крепость кроме обширных и великолепных палат великокняжеских заключает в себе дом митрополичий, домы братьев великого князя, вельмож и разных других лиц, все большие и деревянные; кроме того, много в ней церквей " . На литовской границе приобретена была крепость первой важности по тому времени-Смоленск; на этой стороне ограничились ею да укреплением Пскова; в 1517 году здесь пало стены 40 сажен; мастер Иван Фрязин надделал эти 40 сажен, камень возили священники, псковичи носили песок и сеяли решетом; несмотря на то, постройка обошлась великому князю в 700 рублей. Более старались укреплять города на южной и восточной украйне от крымцев и казанцев: в 1509 году построили в Туле город деревянный, в 1520-каменный; в 1525 построен в Коломне город каменный; в Чернигове и Кашире построены города деревянные в 1531 году, а на реке Осетре-каменный; на востоке укреплен каменным городом Нижний еще в 1508 году, строил город мастер Петр Фрязин; мы упоминали уже о построении нового деревянного города Васильсурска. В 1508 году великий князь прислал в Новгород боярина, велел ему урядить здесь торги, ряды и размерить по-московски улицы; в 1531 году прислал туда же дьяков, приказал им на Софийской стороне размерить улицы; они начали размерять Великую улицу от Владимирских ворот прямо в конец, и все улицы от поля прямо в берег, и места по всему пожару; дьяки приказали также поставить решетки по всему городу и учредить пожарных сторожей (огневщиков); с 1 октября начали стоять сторожа у решеток; эта мера оказалась благодетельною: прежде было в городе много злых людей, грабежей, воровства, убийства, с этих же пор начала быть тишина по всему городу; многие злые люди от такой крепости городской побежали прочь, а другие исправились и привыкли к честному труду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Белопесоцкий, Моск. г., II, 1261. Белый-Кириллов-Новоезерский, Новг. г., II, 868. Белый-Николаев.-Новгород., II, 976. Бельская-Андрианова, Яросл. г., II, 600. Бельский-Николаев., Гродн. г., I, 308. В Вадожская-Богород., Яросл. г., II, 684. Важбахтская-Пятниц., Новг. г., II, 685. Важский-Богослов., Архан. г., II, 659. Валаамский, Выборг. г., I, 95. Валуйский-Успен.-Пристанский или Пристанничский, II, 1329. Ванишский, Твер. г., II, 1314. Варварейский-Новгородский, II, 686. Варваринский-Волоколамский, I, 97. Варваринский-Киевский, I, 196. Варваринский-Новгородский, II, 686. Варваринский из-за Петровских ворот-Псковский, I, 98. на Варварском крестце Знамен.-Московский, II, 813. Варлаамиев-Хутын., Новг. г., II, 1349. Варнавинская-Троиц., I, 101. Варницкий-Троиц.-Сергиев, Яросл. г., II, 1281. Варсонофиев. на Рву, Моск., г., II, 729. Васильев.-Анастасиев., Нижег., II, 613. Васильев.-Архан., Нижег. г., II, 625. Васильев.-Кесарийский-Новоторжск., II, 689. Васильев.-Кесарий.-Суздаль., II, 688. Васильев.-Киевский, II, 691. Васильев.-Мячков., Влад. г., II, 690. Васильев.-Нижегородский, I, 102. Васильевский – Покровский. Нижег. г., I, 371. Васильев.-Староладожский, II, 687. Васильегор.-Троиц., Ниж. г., II, 1262. Васильсурский – Троиц. -Васильегорский- Хмелевский, II, 1262. Вассианов-Каргопольский, II, 1160. Вашезерская – Задне-Никифоров.-Спасская, Олон. г., I, 193. Введен.-Антониева, Волог. г., II, 1042. Введен.-Богород.-Оханская, II, 646. Введен.-Богород.-Тихвинский, II, 704. Введен.-Бежецкий, II, 701. Введен.-Верх-Теченский., Перм. г., II, 705. Введен.-Владычин-Серпухов., I, 115. Введен.-Вязниковский, II, 696. Введен.-Езерская-Зосимо-Савват., Волог. г., II, 692. Введен.-Заозерская, Волог. г., II, 692. Введен. – Иоанно-Предт.– Междугорский, Тоболь. г., I, 224. Введен.-Карачевский, II, 700. Введен.-Кизичский, Каз. г., II, 862. Введен.-Киржачский, II, 864. Введен.-Корнилиев-Комельский, Волог. г., II, 884. Введен. – Красногородищенская, Смол. г., II, 887. Введен.-Краснояр., Енисей, г., II, 703.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В XVII в. территория Марийского края входила в состав Казанской земли и включала части Казанского, Уржумского, Яранского, Царёвосанчурского, Кокшайского, Козьмодемьянского уездов и полностью Царёвококшайский у. Управление краем осуществлял Приказ Казанского дворца, из Москвы в уездные города направлялись воеводы. В XVII в. в крае существовали государственная (ясачные, посадские и казенные земли), помещичья, дворцовая и церковно-монастырская формы собственности на землю. Ведущее место занимала государственная собственность. Более 9/10 населения составляли ясачные люди, остальную часть - дворцовые, монастырские, помещичьи крестьяне, а также служилые, посадские люди и др. Основная масса монастырских крестьян размещалась на правобережье, дворцовых - в среднем течении М. Кокшаги, помещичьих - в Поветлужье, ясачных - по притокам р. Вятки. В XVII-XVIII вв. население края участвовало в событиях Смутного времени , в восстаниях С. Т. Разина (1670-1671) и Е. И. Пугачёва (1773-1775). В 1708-1920 гг. основная территория М. Э. входила в Казанскую губ. В результате губ. реформы 1775 г. имп. Екатерины II Алексеевны почти 2/3 территории Марийского края вошло в Царёвококшайский, Козьмодемьянский, Чебоксарский и Казанский уезды Казанской губ. (в 1781-1796 Казанское наместничество), ок. 1/3 - в Царёвосанчурский (упразднен в 1796), Уржумский и Яранский уезды Вятской губ. (1780-1920; до 1796 Вятское наместничество), остальные земли - в Васильсурский и Макарьевский уезды Нижегородской губ. (1779-1920; до 1796 Нижегородское наместничество). Города Козьмодемьянск, Царёвококшайск и Кокшайск в XVIII в. были немноголюдными, их население в основном составляли русские. В кон. XVII - нач. XVIII в. ясачных марийцев направляли на сооружение каналов, строительство С.-Петербурга, крепостей в вост. части Казанского у., а также на Симбирские селитренные заводы. С 1705 г. они обязаны были выполнять рекрутскую и ряд других повинностей. В 1724 г. ясачные люди Ср. Поволжья были переведены в разряд гос. крестьян и начали выплачивать подушную подать. Кроме подушных и оброчных денег с 1737 г. с государственных крестьян собирали натуральный хлебный налог и различные виды косвенных налогов. В 1732-1737 гг. гос. крестьян направляли на строительство 2-й Закамской оборонительной линии, на ремонт крепостных сооружений Азова, в период русско-тур. войны 1768-1774 гг.- на работы по укреплению юж. крепостей. В XVIII в. в Марийском крае появилась промышленность - стекловаренные, купоросные, полотняные, кожевенные и поташные мануфактуры, к кон. столетия действовали 20 лесопильных предприятий. Главным земельным собственником в Марийском крае в XVIII в. продолжало оставаться гос-во, владевшее более 90% всех земель. В сельском хозяйстве ведущая роль принадлежала земледелию, крестьяне занимались также животноводством, бортничеством, охотой, рыболовством. Часть сельского населения была занята на заготовке и сплаве леса, работала на лесопильных заводах, пополняла ряды работных людей уральских заводов.

http://pravenc.ru/text/2562030.html

После внутренних преобразований правители занялись покорением Казанского царства. Прежде подручное московскому государю, это царство находилось теперь в руках злейшего врага русских - Сафа-Гирея. Тогда Казань, по выражению современников, " допекала Руси хуже Батыева разорения; Батый только один раз протек русскую землю словно горящая головня, а казанцы беспрестанно нападали на русские земли, жгли, убивали и таскали людей в плен " . Их набеги сопровождались варварскими жестокостями; они выкалывали пленникам глаза, обрезывали им уши и носы, обрубливали руки и ноги, вешали за ребра на железных гвоздях. Русских пленников у казанцев было такое множество, что их продавали огромными толпами, словно скот, разным восточным купцам, нарочно приезжавшим для этой цели в Казань. Но Сафа-Гирей не крепко сидел в Казани, которая была постоянно раздираема внутренними партиями. В 1546 году враждебная ему партия выгнала его и опять пригласила в цари Шиг-Алея, освобожденного Еленою из заточения. Не мог ужиться с казанцами этот новый царь и скоро бежал от них. Сафа-Гирей опять сел на престол, но не надолго. Напившись пьян, он зацепился за умывальник и расшиб себе голову. Казанцы провозгласили царем его малолетнего сына Утемиш-Гирея, под опекой матери Сююн-Беки В это время русские последовали примеру Василия, построившего Васильсурск, и построили в 1550 году, в тридцати семи верстах от Казани, крепость Свияжск. Последствием такой постройки было полное покорение горной черемисы, или чувашей. Этот народ, хотя и единоплеменный луговой черемисе или настоящим черемисам, был, однако, совершенно отличен от последних по нравам. Тогда как черемисы, жившие на левой стороне Волги, отличались дикостью и воинственностью, чуваши был народ смирный и земледельческий. Чуваши легко покорились русской власти, особенно когда им дали льготу на три года от платежа ясака, а царь в Москве подарил их князьям шубы, крытые шелковой материей. Близость русского поселения и подчинение правого берега Волги, находившегося прежде под властью Казани, произвели такое волнение в столице Казанского царства, что казанцы в августе 1551 года выдали Сююн-Беку с сыном, отпустили часть содержавшихся у них русских пленников и снова призвали Шиг-Алея, в надежде, что русские возвратят им владение над горным берегом Волги. Русские посадили Шиг-Алея на казанском престоле, но не думали отдавать горной страны. Шиг-Алей через то не ладил с казанцами; они беспрестанно требовали от него, чтобы он старался восстановить прежние пределы царства, не хотели отпускать остававшихся у них русских пленников и, наконец, составили заговор убить своего царя за его преданность Москве, но этот царь предупредил врагов, зазвал значительнейших из них к себе и приказал их перебить находившимся при нем русским стрельцам. Тогда многие казанцы поспешили в Москву жаловаться на Шиг-Алея, и вследствие этих жалоб в Казань приехал Адашев.

http://sedmitza.ru/lib/text/435603/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010