В 1934 году часть монастырских строений передали Музею архитектуры, благодаря чему они и сохранились. В 1946 году возобновились богослужения в Малом соборе. Иноческая жизнь в обители начала возрождаться в 1991 году. 19 февраля 1992 года в Малом соборе Донского монастыря были обретены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Новоспасский Преображенский ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, Крестьянская площадь, д. 10, (м. «Пролетарская», м. «Крестьянская Застава»). Новоспасский монастырь – старейшая монашеская обитель города Москвы. Он основан в XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 году перенес монастырь в Кремль, откуда в конце XV века обитель была переведена на Крутицкий холм (Васильевский стан) на берегу Москвы-реки и стала важнейшим оборонительным пунктом, отражая многочисленные нападения врагов на город. По своему новому местоположению монастырь получил название «Спас Новый», или Новоспасский. Первоначально все строения обители, кроме соборной церкви Преображения Господня, были деревянными, равно как и монастырские стены, выдержавшие набеги чужеземцев: крымских ханов Девлет-Гирея в 1561 году и Казы-Гирея в 1591 году, а также польско-литовских интервентов. В Смутное время монастырь был разорен и опустошен, поскольку вблизи него пролегала дорога, по которой проходили толпы поляков и литовцев. В это время многое из того, что было пожертвовано великим князем Иоанном III, было утеряно. У стен монастыря воины-ополченцы готовились к окончательному освобождению Москвы от польско-литовских интервентов. «У стен Новоспасского в 1612 год, на Крутицах, князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы». В 1640 году по указу царя Михаила Федоровича деревянную стену заменили каменной высотой 7,5 метра, толщиной в два метра, протяженностью 650 метров, с лучным, мушкетным и пушечным боями, с башнями и стрельницами. Стены представляли собой неправильный пятиугольник с 8ю башнями по углам. Башни помимо военной выполняли хозяйственные функции: в них устраивались кладовые, мастерские, куда выносили монастырские производства, связанные с шумом или неприятным запахом (кузницы, производство посуды, чистку рыбы), в них также устраивалось жилье для служителей монастыря. Для постройки стен и башен из вологодского Белозерского монастыря в 1642 году были затребованы каменщики и кирпичники. Строил стену каменных дел мастер Федор Конь. Каменщики, вызванные Михаилом Федоровичем, поселились вблизи монастыря и образовали слободу, называвшуюся Каменщики, от этой слободы пошли 2 улицы, ведущие от Новоспасского монастыря к Таганской площади – улицы Большие и Малые Каменщики.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

123 Харько, Харко (? – 1737) – запорожский казак, сотник. Со своим отрядом принимал участие в гайдамацком восстании 1734 г. После поражения отступил в Сечь. Со временем снова объявился на Правобережной Украине, где совместно с другими гайдамацкими отрядами громил шляхетские имения. Есть сведения, что Харько погиб в битве с татарами. 124 Иловайский Дмитрий Иванович (1832 – 1920) – русский историк, публицист. Окончил Московский университет (1854). Основной труд – «История Рязанского княжества» (1858). Автор ряда школьных учебников по отечественной истории консервативного содержания. 125 Трахтемировский (Трехтемировский) монастырь принадлежал украинскому реестровому казацкому войску с 70-х годов XVI в. до 60-х годов XVII а Время основания неизвестно. Согласно привилегии Стефана Батория монастырь был превращен в «шпиталь» – приют для раненых и пожилых казаков. Разрушен поляками в 1664 – 1665 гг. 126 Межигорский Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан в 988 г. недалеко от Вышгорода в глубоком ущелье между днепровскими горами. В XI – XII вв. получил земельные владения от киевских князей. В 1240 г. был разрушен монголо-татарами, восстановлен в XVI а В первой половине XVII а был одним из центров антиуниатской борьбы на Украине. В 1786 г. монастырь был закрыт. В описываемые Н. И. Костомаровым времена на его территории размещалась фаянсовая фабрика. 127 Видимо, речь идет о Васильевской церкви в Вышгороде. Первоначально церковь была построена в 989 г. великим князем киевским Владимиром Святославичем. В 1015 г. в ней были перезахоронены князья Борис и Глеб. В 1029 г. церковь сгорела; на ее месте Ярослав Мудрый построил новую, которая в 1240 г. была разрушена Батыем. Отстроенная Васильевская церковь снова была разрушена татарами в 1622 г. Отстраивалась в 1669 и 1744 гг. Острогожский уезд со всею южной частию Воронежской губернии в то время принадлежал к Слободско-Украинской губернии – ныне Харьковской. Обычай сечь всех учеников по субботам, не обращая внимания, кто из них в чем виноват или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

3-го июня в 6 ч[асов] утра вышла из покоя и пошла к ранней обедне. В 8 ч[асов] утра отправилась в Покровский женский стоящий в 3½ верстах от города Суздаля, где отстояла позднюю обедню. В 10 ч[асов] 20 м[инут] утра отправилась в Васильевский женский стоящий в 5-ти верстах, где посетила покои игуменьи. И отправилась вторично в женский Покровский монастырь. В один час дня выехала из Покровского монастыря. В автомобиле отправилась в Суздальскую земскую управу, где пробыла 20 м[инут], и в автомобиле отправилась в Боголюбский мужской монастырь, стоящий в 27-ми верстах от г[орода] Суздаля, где посетила монастырь и собор. Пробыла 2 ч[аса] 20 м[инут] и в 4 ч[аса] дня на автомобиле отправилась в г[ород] Владимир, от Боголюбского монастыря стоящего в 15-ти верстах. В 4 ч[аса] 40 м[инут] прибыла в г[ород] Владимир, где посетила дом губернатора, после чего отправилась в земскую больницу. После чего отправилась в кафедральный собор, где отстояла всенощную, и отправилась в дом епископа где пробыла до 10-ти часов вечера. В автомобиле отправилась на вокзал, где простилась с администрацией и зашла в свой вагон. В один час 20 м[инут] ночи с поездом 7 выехала до Москвы, куда прибыла 4-го июня в 7 часов утра. В 7 ч[асов] 45 м[инут] утра вышла из вагона и на собственном автомобиле отправилась в свою обитель. Во время путешествия по охране обстояло все благополучно. Бычков, Медведев.   7 июля 1916 г. В 10 ч[асов] 20 м[инут] вечера прибыла на Ярославский вокзал и с поездом 9 отправилась в гор[од] Кострому. 8-го июля 1916 г. В 9 ч[асов] 30 м[инут] утра прибыла в гор[од] Кострому, в карете отправилась в Ипатьевский простояла обедню, прошла в покои наместника монастыря, пробыла один час 20 м[инут]. Отправилась в лазарет Общины Красного Креста по Дербеневской улице, пробыла один час. Отправилась в собор, прослушала краткую литию, прошла к памятнику в память 300-летия Дома Романовых, где осматривала [его], и отправилась в Богоявленский В 8 ч[асов] 40 м[инут] вечера отправилась на заседание в дом губернатора, пробыла 2 часа. Вернулась в Богоявленский монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

В 1874 году храм был построен, территория вокруг храма обнесена глухим забором, возле храма была построена деревянная звонница с полным набором колоколов. Очень скоро при храме начали селиться женщины, которые желали целиком посвятить свою жизнь Богу. В 1884 году Лабзиным были построены два келейных корпуса, в которых поселились около сорока женщин. 2 декабря 1891 года благочестивый Яков Иванович Лабзин преставился ко Господу, после его кончины заботы по содержанию храма и женской общины перешли к трем его дочерям. Одна из них, Ольга Яковлевна, постоянно жила и трудилась вместе с другими насельницами общины. В начале 1903 года Указом Его Императорского Величества Покровско – Васильевская женская община была преобразована в женский общежительный монастырь того же наименования. Игуменией была назначена монахиня Алевтина. Сестры монастыря занимались рукоделием и огородничеством. При монастыре действовал приют для бедных детей и сирот. После революции в 1920 году монастырь был закрыт, Покровско-Васильевский храм действовал как кладбищенский до 1931 года. После закрытия монастыря была снесена кирпичная ограда, в жилых корпусах разместили рабочее общежитие. В 1989 году Покровско – Васильевский храм был возвращен Русской Православной Церкви. Первая Божественная литургия была совершена в 1990 году на Рождество Христово. В 1995 году было подано прошение об основании монастыря Высокопреосвященнейшему митрополиту Ювеналию, но в прошении не было указано какой монастырь мужской или женский. В июне того же года состоялось открытие мужского монастыря, которое возглавил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Иеромонаха Андрея (Тонкова) возвели в сан игумена с вручением жезла. В обители почитаются храмовая икона Покрова Божией Матери и «Скоропослушница», написанные на св. горе Афон. Чудом сохранилась ещё от старого монастыря икона св. великомученика и целителя Пантелеймона, которая прославилась уже в наше время чудесами исцелений неизлечимых больных. В 2002 году в монастырь были доставлены более 100 частиц мощей Киево-Печерских святых, которые выставлены для поклонения молитвенной поддержки верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 90-х гг. XX в. в Московской обл. были возобновлены следующие муж. мон-ри епархиального подчинения: Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресв. Богородицы (1991), Бобренёв в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Ст. Бобренёво Коломенского р-на (1992), Екатерины вмц. в Видном (1992), дмитровский во имя святых Бориса и Глеба (1993), Ферапонтов Лужецкий в честь Рождества Пресв. Богородицы в Можайске (1993), коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления (1994), Давидова в честь Вознесения Господня пуст. в пос. Нов. Быт Чеховского р-на (1995), павловопосадский Васильевский в честь Покрова Пресв. Богородицы (1995), Гуслицкий в честь Преображения Господня в Куровском Орехово-Зуевского р-на (1998). Были открыты жен. обители: Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя близ дер. Семёновское Можайского р-на (1992), Белопесоцкий во имя Св. Троицы в Ступине (1993), Колоцкий в честь Успения Пресв. Богородицы в дер. Колоцкое Можайского р-на (1997), Александро-Невский (Александровский) в с. Маклакове Талдомского р-на (1996), Брусенский в честь Успения Божией Матери в Коломне (1997), Казанской иконы Божией Матери в дер. Колычёво Егорьевского р-на (1999). Благодаря усилиям митр. Ювеналия в 1994 г. была возрождена жен. община при московском Новодевичьем мон-ре. Восстановление мон-рей продолжилось в 2000-х гг. Возрождены Серафимо-Знаменский скит в с. Битягове Домодедовского р-на (2000), Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь в пос. Деденёво Дмитровского р-на (2001), Берлюковская во имя свт. Николая Чудотворца мужская пустынь близ дер. Авдотьино Ногинского р-на (2006), Радовицкий во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь в с. Радовицы Егорьевского р-на (2006), Мефодиев Пешношский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь в пос. Луговой Дмитровского р-на (2007), Мариинский егорьевский во имя Св. Троицы женский монастырь (2008). В дек. 2014 г. по благословению митр. Ювеналия создан Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

В приписном монастыре во имя вмч. Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих. В 1741 г. в монастыре значились 35 насельников, при монастыре служили 65 человек. В обители также жили 8 отставных военных. В 1722 г. на территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение - цифирная школа, где обучались 7 мальчиков. Указом императрицы Елизаветы Петровны 16 июля 1744 г. Богородице-Рождественский монастырь в связи с образованием Владимирской епархии был упразднен и превращен в резиденцию Владимирского архиерея. С 6 мая 1788 по апрель 1798 г., когда Суздальский и Владимирский еп. Виктор (Онисимов) и все епархиальные учреждения находились в Суздале, монастырь принадлежал «казенному ведомству» и оставался «праздным», в служебных зданиях архиерейского дома размещалась администрация Владимирского наместничества (позднее губернии). Указом императора Павла I от 14 апреля 1798 г. Суздальскому епископу предписывалось «немедленно» вернуться во Владимир «для пребывания в ... Рождественском монастыре». Никоновская летопись в статье, сообщающей о смерти князя Всеволода Большое Гнездо, пишет, что князь, создав Богородице-Рождественский монастырь во Владимире, наделил его «селы, и бортми, и озеры, и реками и многим имением удоволи». Наиболее ранними из известных документов о пожаловании обители населенных земель являются жалованные грамоты великого князя Юрия Даниловича 1317-1322 гг. на с. Борисоглебское во Владимире, а также с. Весское, Васильевское (Васильково) и Улолское в Суздале. В конце XIV - начале XV в. св. кн. Евдокия (в иночестве Евфросиния) дала Богородице-Рождественскому монастырю села Арбузово во Владимире и Баскаково в Суздале. В первой половине XV в. великие князья Василий I Димитриевич и Василий II Васильевич пожаловали монастырю мельницу на реке Рпень, села Новгородское, Горицы и Ильинское близ Владимира. В XVI в. были пожалованы великим князем Василием III Иоанновичем высокорецкие деревни и починки, царем Феодором Иоанновичем Новгородские луга по реке Рпень у Владимира и село Шахово Московского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=01817

Первое известное упоминание о нём находим в записи Ростовской княгини Марии о дарованных монастырю землях в 1253 году. Но в отечественной истории можно найти следы существования Васильевской обители гораздо ранее. Так в повествовании о междоусобной войне российских князей в 1095 году упоминается один монастырь, пощажённый князем Олегом в Суздале от сожжения. Если принять во внимание, что древнейшие Суздальские монастыри были основаны в более позднее время, то не трудно понять, что здесь вероятнее всего речь идёт о Васильевском монастыре. Существует предположение, что обитель святителя Василия обязана своим основанием святому равноапостольному князю Владимиру, который во время пребывания в Суздале просветил здешних жителей святым крещением и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители. В подтверждение такого мнения можно привести то обстоятельство, что все древнейшие церкви во имя Василия Великого в городах, современных началу христианства в России, имеют своим основанием равноапостольного князя Владимира. Это храмы в Киеве, Овруче, Владимире-Волынском и проч. В пользу этого предположения говорит также особенное уважение к Васильевскому монастырю Российских князей и многих царей, выражавшееся в наделении его вотчинами. Интересно, что к XVIII веку все древнейшие монастыри Суздаля уже были упразднены, кроме Васильевского и Ризоположенского. Даже Лжедмитрий, за нарушение жалованных грамот Васильевскому монастырю, угрожает смертной казнью, а царь Михаил Фёдорович именует игумена и братию Васильевского монастыря " своими богомольцами " , а монастырь - " своим царским богомольем " . Монастырь имел своё подворье в Суздальском Кремле, а это дозволялось только знатным монастырям. Подворье занимало место между Суздальским Собором и резиденциями Суздальских князей и воевод. У монастыря были значительные земляные угодья и княжеские сёла - Минское, Романовское, оброчное сельцо Васильевское. В XVII веке к монастырю была приписана Каменная часовня, так называемая у " Креста " , построенная в воспоминании о чудесном избавлении жителей г.

http://sobory.ru/article/?object=01826

Так в рукописи, правильно: приходу. Тетрадь не установлена. Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, основан прп. Сергием и Германом Валаамскими на островах Валаамского архипелага Ладожского озера в конце XIV – начале XV в. В XVI в. монастырь создал крупное хозяйство, владел соляным промыслом на побережье Белого моря. В 1578 и 1611 гг. значительно пострадал от действий шведских отрядов, в результате чего пришел в упадок. Оставшаяся братия переселилась в Васильевский монастырь города Ладоги. Восстановлен на прежнем месте в 1715 г. Своего расцвета достиг во второй четверти XIX в. при настоятеле Дамаскине. С 1918 г. в составе Финляндии. С выходом Финляндии из Второй мировой войны в 1944 г. возвращен в состав СССР. В 1952–1989 гг. здесь действовал интернат для инвалидов Великой Отечественной войны. В 1988 г. начат процесс передачи Валаамского монастыря Русской Православной Церкви; с 1990 г. ставропигиальный (См.: Пулькин М. В. Монастырь Спасо-Преображенский Валаамский//Карелия: энциклопедия. Т. 2. Петрозаводск, 2009. С. 235). Паянское (Поякондское; современный поселок Пояконда Мурманской области) усолье – соляной промысел, находившийся на побережье Ругозёрской губы Белого моря. Известны переписные книги Поякондского усолья Валаамского монастыря, составленные 20 июля 1666 г. старцем Крестного Онежского монастыря Селевкием (ОР РНБ, ф. 1283, 19, л. 1–8 об.). После 1666 г., как дает основание заключить роспись, усолье перешло Троицкому Печенгскому монастырю. Роспись не установлена. Так в рукописи. Игнатий Рекунов – подьячий приказной избы Кольского острога. В 1687 г. И. Рекунов отмежевал старцам Троицкого Печенгского монастыря угодья на реке Туломе и Улите, являвшиеся предметом спора с саамами Нотозерского и Сонгельского погостов. В 1692 г. из-за тяжелой болезни подьячий отошел от дел, уступив свою должность сыну Алексею (См.: РГАДА, ф. 141, оп. 6, 1687 г., д. 238, л. 3–3 об.; ф. 159, оп. 3, д. 3844, л. 3; Сборник материалов… 78. С. 151–152). Схима – монашеское облачение.

http://sedmitza.ru/lib/text/9941231/

XIV. В Суздальской епархии, муж. монастыри: II кл. – Спасо-Евфимиев в Суздали, Троицкий Данилов в Переяславле-Залесском, Царевоконстиновский в Владимирском окр.; III кл. – Никитский в г. Переяславле-Залесском, Спасский и Благовещенский в г. Муроме, Архангельский в Юрьеве-Повольском, Николаевский-Шартоминский в Шуйском у., Боголюбов в Владимирском окр., Касьянин в Юрьевском окр., всего – 10 мон. На своем содержании: Успенская Флорищева пуст, в Гороховецком окр., Васильевский в г. Суздали, Золотниковская пустынь в Суздальском окр., Боровская пустынь в Вязниковском окр., Николаевский мон. в Переяславле-Залесском, Солбинская пустынь в Переяславском окр., Лукоянова пуст, в Александровском окр., Введенская Островская пуст, в Покровском окр., Благовещенский мон. в Вязьниках, Николаевский в г. Гороховце; всех муж. мон. – 20. Женские: I кл. – Успенский в Александрове, Покровский в г. Суздали, II кл. – Ризположенский в Суздали, Феодоровский в Переяславле-Залесском, Успенский к г. Владимире; III кл. – Троицкий в г. Муроме, Введенский в Юрьеве- Польском. Церкви: в г. Суздали – 29, в округе – 128, в г. Владимире – 22, в окр. – 75, в г. Переяславле-Залесском – 24/95, в Юрьеве-Польском – 5/128, в Муроме – 20/55, в Шуе – 5/56; в Коврове – 1/75, в Вязниках – 3/58, в Меленках – 1/49, в Судогде – 1/42, в Александрове – 3/83, в Киржаче – 2/58, в Покрове – 1/39, в Гороховце – 3/37, всего – 1092 церкви. 834 XV. В Тамбовской епархии монастыри: в Тамбове – III кл. Вознесенский женский монастырь близ Тамбова, оставленный на своем содержании, мужской Трегуляев – Предтеченский монастырь, в г. Козлове III кл. – Троицкий муж., в Пензе – Троицкий III кл. девичий и своекоштный Спасо-Преображенский муж., в Нижнем Ломове – II кл. Казанский муж. монастырь; на своем содержании – Наровчатский Троицкий и Краснослободский Спасо-Преображенский муж. монастыри, Рязанской губернии – в г. Раненбурге – Петропавловская пустынь. Вновь поступили из Владимирской епархии Тамб. губернии Темниковского округа – Саровская Успенская пустынь и Санаксарский Богородицкий монастырь, всего в Тамбовской епархии классных монастырей и пустынь мужских – 9, женских – 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

и 570 кв. саж., болота – 100 дес.; под речкою Разсохою 200 кв. саж., под проселочною дорогою 1 дес. 1,065 кв. саж., а всего 464 дес. 235 кв. саж. Причт помещается в собственных домах. Границы прихода: Успенский женский монастырь, Успенская усадьба г. Томилова, слобода «Подмонастырская» Успенского прихода, Никольский мужской монастырь, деревня «Извоз» Ильинского прихода, Волхов, Васильевский и Песоцкий приходы. Приход составляют деревни: Местовка, Неважи и Княжины. Всех прихожан, по клир, ведомостям 1883 года было: м. п. 161, ж. 187. Кроме Волхова в приходе находятся речки: Равдушка, Заклюка и Ладожка. Прихожане занимаются рыбной ловлей, судоходством по Волхову и извозом – в зимнее время. Грамотных не более 20 человек. До 1850 года была школа при церкви, а потом переведена в Николаевский монастырь и при архимандрите Иоанне она была в довольно цветущем состоянии. Впрочем, учащихся в ней было немного. Сельские праздники суть следующие: в Местовке празднуют пророку Илии, в Неважах и Княжинах – Успению Божией Матери. В Неважах постятся неделю пред праздником Покрова, в память бывшего когда-то скотского падежа. Крестные ходы бывают следующие: 1) на 2 день Пасхи – пред литургией бывает крестный ход из Георгиевской церкви и из двух монастырей. Георгиевский причт и причт мужского монастыря соединяются на Георгиевском мосту и здесь, пред часовенкой, служится молебен Георгию и Скорбящей Божией Матери; потом идут ко кресту, стоящему на средней улице селения, на месте сгоревшей, в 1857 году, деревянной часовни; здесь присоединяется крестный ход из женского монастыря, служится общий молебен и крестный ход обходит селение, монастыри и завод – Балка. На заводе освящается вода и завод окропляется св. водою. Крестный ход установлен в память пожаров, неоднократно истреблявших селения Старой Ладоги; 2) 26 июня бывает крестный ход из Георгиевской церкви в деревню Княжины; 3) 29 июня – в Неважи; 4) 8-го июля – в Местовку. Эти крестные ходы установлены в память холеры. Приходское кладбище есть внутри крепости; кроме его есть остатки кладбища на церковной сенокосной земле, у стоящих тут древних часовен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010