Приписаны были Архиерейскому дому в 1695 году, а упразднены по издании Духовного Регламента: УСПЕНСКИЙ КЕБСКИЙ, мужской, на реке Кебе в Заряковской Губе во Псковском Уезде. ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА ПУТЯТИН во Пскове, мужской; по Штатам 1764 года Церковь оного обращена в приходскую с окладным жалаваньем вместо Рождественской, тогда в наличности не оказавшейся: но в 1786 году упразднена и здание оной отдано на устроение Лютеранской Кирхи. ВВЕДЕНСКИЙ за Петровскими воротами, мужской. ЛАЗАРЕВСКИЙ, мужской, во Пскове. СВЯТООТЕЦКИЙ, мужской, во Пскове близ Ильинских ворот на Запсковье. ТОЛВИЦКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ, мужской, в Толвицком Погосте. НИКОЛЬСКИЙ С ПОЛЯ, мужской, во Пскове. ЗНАМЕНСКИЙ, женский, во Пскове Упоминаются упраздненными до Штатов: ЗЕТЕЙСКИЙ ТРОИЦКИЙ, мужской, Торопецкого Уезда в Погосте Зетии обращен в приходскую Церковь того Погоста. МОЛОЧКОВСКИЙ, мужской, в Молочковском Погосте. ТРОИЦКИЙ МЕДОВСКИЙ, женский, в Погосте Холмского Уезда. СЕРЕБРЯНИЦКИЙ, мужской, в Погосте Серебреницах Холского Уезда. ШНЯКИНСКИЙ, мужской, в Шнякинском Погосте. Упоминаются упраздненными до Штатов по издании Духовного Регламента: ЗАЧАТЕЙСКИЙ ОТ НОВАГО ТОРГУ, женский, во Пскове по упразднении обращен был в приходскую Церковь , которая по Штатам 1764 года положена была с жалованным окладом вместо Ильинской, тогда в наличности не оказавшейся: но в 1786 году и оная упразднена. В сей Церкви была Икона писанная и обложенная в 1606 году. ВАСИЛЬЕВСКИЙ С БОЛОТА близ Спаса с Усохи во Пскове, женский. Упоминаются упраздненными при Штатах 1764 года: РОЖДЕСТВО- БОГОРОДИЦКИЙ, женский, в Изборске. ХВОИНСКИЙ, мужской, от Новоржева к северу в 5 верстах при озере Хвоинском. НИКОЛАЕВСКИЙ ДВОРЕЦКИЙ с Заволочья, мужской Монастырь, упраздненный в 1764 году, находился близ города Холма на устье реки Куньи, впадающей в Ловать. КНЯЖИЦКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ, мужской, в Княжицком Погосте от Пскова к северу в 30 верстах. УСПЕНСКИЙ, женский, в Опочке. УСПЕНСКИЙ, женский в Порхове. ЯКОБШТАДСКИЙ СВЯТОДУХОВ, мужской, бывший в Курляндском городе Якобштате, упразднен 1817 года и обращен в приходскую Церковь . Он построен был в Якобштате в Голмгофском Амте для выходцев православных Россиян по привилегии Курляндского Герцога Иакова, данной 12 февраля 1670 г. Хронологический список Древних Псковских Церквей, упоминаемых в Летописях и старых Грамотах

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Женский, упразднённый, находился в Нижегородской Епархии в Васильевской слободе, почему и назывался Васильевослободским. В нём были строения: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Архангела Михаила каменная, по которой и монастырь ещё Архангельским именовался; 2) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Рождества Божьей Матери; 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) КЕЛЬИ; и 5) ОГРАДА, деревянные. В 1764 году при учреждении Штатов упразднён. Василеевослободский Покровский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Нижегородской Епархии близ Васильевой слободы, почему и назывался Васильевослободским. Строения в нём были: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня с приделом Покрова Пресвятой Богородицы; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) КЕЛЬИ и 4) ОГРАДА, все деревянные. При учреждении в 1764 году Штатов оставлен на своём содержании, а потом вовсе упразднён. Васильевский Ладожский или Старо-Ладожский монастырь Мужской, упразднённый. Находился близ города Старой Ладоги на правом берегу реки Волхова, напротив города близ Васильевского погоста. В 1687 году грамотой Святейшего Патриарха Иоакима, от 14 Июня, приписан был к Зеленецкому монастырю; потом в 1699 году отписан от оного и состоял в непосредственном вместе с прочими ведении Епархиального Новгородского Архиерея до самого упразднения своего. Настоятельство было здесь Игуменское, иногда Строительское. Из Игуменов в 1673 году упоминается Адриан, а из Строителей Сергий. Васильевский Нижегородский монастырь Женский, упразднённый. Находился внутри Нижнего Новгорода. В 1764 году при сочинении Духовных Штатов оставлен на своём содержании, а потом упразднён. Васильевский Новоторжский монастырь Женский, упразднённый. Находился близ города Торжка и до 1764 года приписан был к Воскресенскому женскому Новоторжскому, а потом упразднён. Васильевский Суздальский монастырь Мужской заштатный. Находится во Владимирской Епархии близ города Суздаля на восточной стороне оного на берегу реки Каменки. Строений в нём ныне: одна церковь каменная во имя св. Василия Великого , почему и монастырь называется Васильевским, а прочие – кельи и ограда – деревянные. Церковная ризница и вся утварь состоит из драгоценнейших сокровищ: золота, серебра и каменьев. Начальство было до Штатов 1764 года Архимандричье и крестьян 24 души, а потом доныне Строительское.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Наконец, в прошлом 1899 г. Св. Синод особым указом, упразднивши мужской Васильевский монастырь, приписал его к Ризположенскому монастырю, переименовав его в женский. Монастырь этот принадлежит также к числу древнейших Суздальских монастырей и в XIII веке уже имел жалованные грамоты на земельные владения. Благодаря монастырской реформе 1764 г., монастырь этот обеднел и до последнего времени еле влачил своё существование. Число братии в нём было ничтожно, храмы и строения в обители от бедности стали приходить в упадок, благотворители мало поддерживали благолепие монастыря, и Св. Синод, приписавши его к Ризположенскому монастырю, имел в виду улучшить его благосостояние. И действительно, в течение первого же года заботливой игуменьей Серафимой весь Васильевский монастырь обновлён. Храмы окрашены внутри и снаружи, братский корпус ремонтирован и сюда переведено для жительства 20 сестёр из Ризположенского монастыря, надворные и хозяйственные постройки частью перестроены, частью воздвигнуты вновь. Это присоединение Васильевского монастыря к Ризположенскому и обращение его в женский в особенности благоприятно для Ризположенской обители. Васильевский монастырь владел 386 дес. и 146 кв. саж. пахотной, покосной и огородной земли, рыбной ловлей в с. Гнездилове и мукомольной мельницей на р. Каменке. Для Ризположенского монастыря особенно важны земельные владения Васильевского монастыря. Ранее инокини снимали в аренду пахотную землю у города, а покосную у Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря, – теперь они получили во владение для обработки собственную землю. Так как монахини все полевые и сенокосные работы производят сами своими руками, то эта земля является для них большим подспорьем в их монастырском хозяйстве. Замечательно, что почти все эти земельные владения подарены Васильевскому монастырю инокиней Мариной, женой Ростовско-Суздальского князя Василька Константиновича Ростовского, в мире. Марией Михайловной, родной сестрой преподобной Евфросинии, младшей дочерью Михаила Черниговского, в 1253 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

ПОСТАНОВИЛИ: Освободить архимандрита Петра (Кучера) от обязанностей наместника Свято-Боголюбского мужского монастыря поселка Боголюбово Суздальского района Владимирской области. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о преобразовании Константино-Еленинского прихода г. Владимира в Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь, о переводе в него Свято-Боголюбского мужского монастыря из поселка Боголюбово Суздальского района и о назначении настоятеля обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Константино-Еленинского прихода г. Владимира в Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь. 2. Перевести Свято-Боголюбский мужской монастырь поселка Боголюбово Суздальского района в Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь г. Владимира. 3. Утвердить настоятелем Свято-Боголюбского Алексиевского мужского монастыря г. Владимира игумена Авраамия (Павличенко), освободив его от должности настоятеля Свято-Васильевского мужского монастыря г. Суздаля Владимирской области. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об утверждении иеромонаха Гавриила (Крускопа) настоятелем Свято-Троице-Никольского мужского монастыря г. Гороховца Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить иеромонаха Гавриила (Крускопа) настоятелем Свято-Троице-Никольского мужского монастыря г. Гороховца Владимирской области. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного Епископа Кагульского и Лапушнянского Анатолия о благословении на открытие Свято-Владимирского женского монастыря г. Кагул Республики Молдова. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Владимирского женского монастыря г. Кагул Республики Молдова для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить духовником-администратором Свято-Владимирского женского монастыря г. Кагул Республики Молдова протоиерея Михаила Урсаки, клирика Кагульско-Лапушнянской епархии. СЛУШАЛИ: 7. Прошение Преосвященного Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония о благословении на открытие Свято-Вознесенского женского монастыря п. Кочергино Курагинского района Красноярского края и о назначении настоятельницы обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/429517/

1) соборная ЦЕРКОВЬ в два этажа: вверху во имя образа Страстной Пресвятой Богородицы; а внизу – Собор Архистратига Михаила, с приделом Св. Николая Чудотворца; 2) над воротами под колокольней ХРАМ во имя Преподобного Алексея человека Божьего. При этом монастыре в шестое после Пасхи воскресенье бывает стечение народа весьма великое, по той причине, что в этот день празднуется образу Страстной Богородицы. Стревкиловский монастырь Находился в Могилёвской Епархии в Воеводстве Мстиславском. См. Историческое Известие о возникшей в Польше Унии. Изд. 1805 года, стр. 302. Строкина или Строкинская пустынь Так именовался Спасокаргапольский монастырь. См. Каргопольский Спасский. Стромынский монастырь Мужской упразднённый, находившийся в Московском уезде на речке Стромынке от Москвы к востоку в 50 вёрстах, на большой дороге к Юрьеву Польскому городу, между дорог в Троицкой Сергиевой Лавре и Владимиру лежащих, построен в 1379 году по повелению Великого Князя Димитрия Ивановича Пр. Сергием Радонежским, а потому до 1764 года, т. е. до упразднения своего, принадлежал к Сергиевой Лавре. Первоначально сооружённая: церковь во имя Успения Божьей Матери освящена в том же году, Декабря 1 дня, а Игуменом определён из монашествующих Троицы-Сергиева монастыря Леонтий. См. Историю России Татищева, ч. IV, стр. 258. Судженская Предтечева пустынь Мужская, Курской Епархии, находящаяся между реками Псёлом и Суджей на острове, от уездного города Суджи в 6 вёрстах, построена в конце XVII столетия при Преосвященном Авраамии, Митрополите Белгородском, трудами Иеромонаха Антония Бенза, иждивением же Подполковника Семёна Кнова. Здания в этом монастыре все деревянные. Настоятельство было до Штатов 1764 года Игуменское и Строительское, а со Штатов доныне только Строительское. Судиславская Николаевская пустынь Мужская. См. Сендегская. Суздальский Васильевский монастырь См. Васильевский Суздальский. Суздальский Козмодемьянский монастырь См. Козмодемьянский Суздальский. Суздальский Николаевский монастырь Девичий, упразднённый в 1764 году, находился в городе Суздале Владимирской Епархии. Суздальский Покровский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Прибавление из VI тома ВАСИЛЬЕВСКИЙ СУЗДАЛЬСКИЙ монастырь мужской заштатный. Строения в нём все каменные следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая, 2) КОЛОКОЛЬНЯ, 3) КЕЛЬИ, 4) ОГРАДА. Выше ошибкой напечатано, что одна только церковь каменная, ризница богатейшая; но это не справедливо, ибо ризница скудна. Васильегорская Хмелевская пустынь См. Хмелевская Васильегорская. С-Ватку Николаевский монастырь Мужской, упразднённый. В 1740 году упоминается между Синодальными монастырями. Вашезерская пустынь Мужская, в 1764 году упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии в Петрозаводском уезде расстоянием от Новгорода 430, а от Петрозаводска 80 вёрст. До учреждения Духовных Штатов приписана была к Александросвирскому монастырю. Строения в оной ныне одна церковь деревянная, во имя Благовещения Божьей Матери с приделом св. Николая. Пахотной, сенокосной и неудобной земли 55 десятин, священно- и церковнослужителей 3 человека. Вашеостровская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась также в Новгородской Епархии в Олонецком уезде и до Штатов 1764 года приписана была к Александросвирскому монастырю. В переписи Стольника Князя Василия Жирового Засекина, да подьячего Сидора Родионова (1678) года написано в Петровском Челможском Погосте за Вашеостровским монастырём двор монастырский, к (29) дворов крестьянских, г (3) двора бобыльских. Вашский или Важский Богословский монастырь Мужской, упразднённый, как значится в вышеупомянутой переписи. Находился в Новгородской, а ныне Архангельской Епархии в Важском, ныне Шенкурском, уезде Лецкого стана на устье речки Пемешки, впадающей в реку Вагу. Тогда была в нём церковь во имя Сошествия Св. Духа. См. Богословский Архангельский. Введенская Заозерская пустынь См. Заозерская Введенская. Введенская Красногородищенская пустынь См. Красногородищенская Введенская. Введенская Островская пустынь См. Островская Введенская. Введенский Арзамасский монастырь См. Арзамасский Введенский. Введенский Бежецкий монастырь См. Бежецкий Введенский. Введенский Вязниковский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

б) Малый каменный одноэтажный братский же корпус в северовосточном монастырском углу, длиною 6 сажен; в нем ныне помещаются рабочие. в) Сторожка у ворот каменная, крытая железом, занимающая в длину и ширину по две сажени, с деревянною пристройкою. г) Каменный сарай для экипажей, с сеновалом, длиною 7, а шириною 3 саж. д) Построенная с ним под одну кровлю деревянная конюшня, в длину 4 1/2 саж. е) Деревянный погреб с каменным ледником, и ж) Деревянная баня. Сверх того, внутри монастыря устроен колодезь и разведен небольшой огород и сад. С наружной стороны монастырской ограды, в одной из башен, помещается часовня. 1) Средствами к существованию монастыря ныне служат: 1) денежный капитал в билетах на сумму свыше 10,000 рублей, обращающийся для приращения процентами в кредитных установлениях; он образовался из вкладов, в числе коих важнейшее место занимают - графини Орловой-Чесменской и действительнаго статскаго советника Митрофана Ивановича Алакринскаго; 2) 386 десятин 146 квадратных сажен пахатной, покосной и огородной земли, на которою имеются два плана генеральнаго межевания и две межевые книги: земля эта отдается в аренду; 3) рыбная ловля в селе Гнездилове и 4) мукомольная мельница на реке Каменке при селе Киболе, также отдаваемая в аренду. Сверх того, к поддержанию благолепия храмов св. обители служат, по временам, доброхотныя пожертвования усердствующих. 2) Относительно личнаго состава братства нужно заметить, что на основании 5 пункта Высочайше утвержденных в 1832 году правил о монашествующих, коим (пунктом) постановлено в монастырях иметь число послушников против числа монашествующих, - братство Васильевскаго монастыря с тех пор обыкновенно простирается до 14 человек; причем на одного из старшей братии возлагаются обязанности казначея, а другой избирается в ризничие, для заведывания церковною утварью, ризницею и библиотекою. Суздальскаго Васильевскаго монастыря Настоятель, Игумен Модест, 1874 г. Свято-Васильевский мужской монастырь в г. Суздале является единственным монастырём в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

http://sobory.ru/article/?object=01826

И жил при оной некто из монашествующих. И что на том месте, где часовня была, стояла прежде церковь монастырская; но во имя какого святого оная была освящена и каким образом уничтожилась, не известно. А достоверно знают, что монастырская трапезная церковь в воспоминание перенесения мощей Святителя Николая одна, и все монастырские келейные и прочие строения, кроме большой церкви, были выстроены в близости местечка Нефорощи над самой рекой Орелью на острове, которая, де, церковь была освящена во имя Святителя Николая. Но, спустя несколько лет после Шведской баталии, по причине разлития вод и потопления оной того острова, как означенная трапезная церковь , так и все строения перенесены к той часовне при Игумене Феодосии Нестеровиче на то место, где ныне монастырь и оная трапезная церковь , в то же именование освящённая, находится. Но и после перенесения монастыря на новое сие место от различных неприятельских нападений многократно был он разоряем и опустошаем. Здания в монастыре сем были все деревянные следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ во имя Успения Божьей Матери; 2)  ЦЕРКОВЬ во имя святого Николая; 3) КЕЛЬИ. Начальство было в нём издавна Игуменское, а крестьян 484 души мужского пола и женского 437. Но по Штатам 1786 года о Малороссийских монастырях Именным Указом от 10 Апреля упразднён. Нижегородский Благовещенский монастырь См. Благовещенский Нижегородский. Нижегородский Богородицкий Оранский монастырь См. Оранский Нижегородский Богородицкий. Нижегородский Васильевский монастырь См. Васильевский Нижегородский. Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь См. Крестовоздвиженский Нижегородский. Нижегородский Печерский Вознесенский монастырь 1 класса мужской, находящийся подле губернского Нижнего Новгорода вниз по реке Волге и соединяющийся с оным подмонастырской слободой. Построен в XIV столетии св. Дионисием, бывшим наконец Архиепископом Суздальским, и стоял от нынешнего вниз по Волге около версты на нагорном месте, близ коего находились расселины или пещеры; и поскольку св. Дионисий и сотрудники его были пострижениками Киево-Печерского монастыря, то и обитель сию основали по подобию оного, наименовав её Печерским монастырём.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Казанском кремле, основан в 1556 г. архимандритом Варсонофием. В 1918–1919 гг. закрыт военными властями; в нем располагалась воинская часть. Позднее был полностью разрушен ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6225, л. 353–354. Подлинник. Рукопись Там же, ф. 63, оп. 44, д. 6592, л. 171–172 об. Подлинник. Рукопись Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале, основан в 1352 г. суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем († 1393 г.), с 1764 г. второклассный, в XIX в. первоклассный; закрыт в 1918 г. В советское время на территории обители располагался политизолятор. В начале 1990-х гг. монастырь возобновлен. Ризположенский женский монастырь в Суздале, основан в 1207 г. в северной части города Суздальским епископом Иоанном. Монастырь известен духовными подвигами монахини Евфросинии, дочери князя Михаила Черниговского, замученного в Орде. В 1923 г. монастырь был закрыт. 12 колоколов с монастырской колокольни были отправлены на переплавку, в монастырских зданиях разместились охранники политизолятора, который находился в Спасо-Евфимиевом монастыре. В Ризположенском соборе утроена электростанция. В 1999 г. монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Покровский женский монастырь в Суздале основан около 1360 г., в XVI–XVII вв. был местом пострижения аристократок, с 1764 г. первоклассный; в 1923 г. закрыт, в разное время на его территории размещались музейные экспозиции, туристско-гостиничный комплекс, концертный зал. В 1992 г. возвращен Русской Православной Церкви. Васильевский монастырь на восточной окраине Суздаля, основан в XIII в. В 1764 переведен в разряд заштатных, до 1899 г. был приписан к суздальскому Ризположенскому, а до 1916 г. – к Спасо-Евфимьеву монастырю. В 1916 г. стал женским. 15 февраля 1923 г. закрыт.В советские годы использовался под склады. В 1995 г. монастырь частично передан русской Православной Церкви. Епископ Владимирский и Суздальский Алексий (Дородницын), см. о нем примечание 142. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6592, л. 209–209 об. Подлинник. Рукопись.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

Корецкий Воскресенский монастырь в Новград-Волынском уезде. Эта необщежительная 2 класса обитель находится при местечке Корце, над рекой Корчиком, в 28 в. от уездн. г. Новград-Волынска. Основана она около 1571 г. князем Богушем Корецким и возобновлена в 1625 или 1633 году княжной Софией Корецкой, впоследствии игуменьей Серафимой. Несколько лет (с 1752 по 1765 г.) обитель находилась в руках униатов. В ней два храма – соборный Воскресенский и теплый Успенский. Оба они под одной крышей с корпусом. В обители хранится древняя икона Богоматери «Споручница грешных», по преданию привезенная из Рима кн. Корецким. С 1897 г. здесь учреждена двухклассная школа. Управляет игуменья. Любарский Свято-Георгиевский монастырь в Новград-Волынском уезде. Расположен в местечке Любаре, в 25 в. от станции Ю.-Зап. ж. д. «Печановки» и в 90 в. от уездн. города Новград-Волынска. Этим местечком в XVII в. владели князья Любарские, которые и основали в 1666 г. здесь мужской монастырь. Он считался православным, но в 1740 г. был занят униатскими монахами-базилианами. Через сто лет произошло воссоединение униатов с православной церковью, и обитель в 1839 г. перешла к православным, оставаясь мужской до 1871 года. По определению Св. Синода от 9 декабря 1872 г. она обращается в женский монастырь, а с 23 апр. 1873 г. фактически стала необщежительным женским монастырем, управляемым игуменьей. Храмов каменных три: соборный Свято-Георгиевский; теплый храм, построенный в 1776 г. и реставрированный в 1888 г., и третий – строящийся на доброхотные пожертвования. Овручская Васильевская община в г. Овруче. Община находится в городе, при древнем, возобновленном ныне храме во имя Св. Василия Великого . Учреждена по определению Св. Синода от 15–29 ноября 1906 года. Святогорский Зимненский монастырь во Владимиро-Волынском уезде. Монастырь этот находится в селе Зимне, в 5 в. от уездного города Владимира-Волынского, и расположен на высокой горе, на левом берегу реки Луга, почему и назван «Святогорским». Это первый по времени основания монастырь в Волынской епархии: предание говорит, что он сооружен в 1001 г. Св. равноап. кн. Владимиром и был первоначально мужским Успенским монастырем. Называется он еще «Печерским», так как в нем, под главной верхней Успенской церковью, расположены на протяжении нескольких десятков сажень пещеры, в которых некогда подвизались иноки монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010