И жил при оной некто из монашествующих. И что на том месте, где часовня была, стояла прежде церковь монастырская; но во имя какого святого оная была освящена и каким образом уничтожилась, не известно. А достоверно знают, что монастырская трапезная церковь в воспоминание перенесения мощей Святителя Николая одна, и все монастырские келейные и прочие строения, кроме большой церкви, были выстроены в близости местечка Нефорощи над самой рекой Орелью на острове, которая, де, церковь была освящена во имя Святителя Николая. Но, спустя несколько лет после Шведской баталии, по причине разлития вод и потопления оной того острова, как означенная трапезная церковь , так и все строения перенесены к той часовне при Игумене Феодосии Нестеровиче на то место, где ныне монастырь и оная трапезная церковь , в то же именование освящённая, находится. Но и после перенесения монастыря на новое сие место от различных неприятельских нападений многократно был он разоряем и опустошаем. Здания в монастыре сем были все деревянные следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ во имя Успения Божьей Матери; 2)  ЦЕРКОВЬ во имя святого Николая; 3) КЕЛЬИ. Начальство было в нём издавна Игуменское, а крестьян 484 души мужского пола и женского 437. Но по Штатам 1786 года о Малороссийских монастырях Именным Указом от 10 Апреля упразднён. Нижегородский Благовещенский монастырь См. Благовещенский Нижегородский. Нижегородский Богородицкий Оранский монастырь См. Оранский Нижегородский Богородицкий. Нижегородский Васильевский монастырь См. Васильевский Нижегородский. Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь См. Крестовоздвиженский Нижегородский. Нижегородский Печерский Вознесенский монастырь 1 класса мужской, находящийся подле губернского Нижнего Новгорода вниз по реке Волге и соединяющийся с оным подмонастырской слободой. Построен в XIV столетии св. Дионисием, бывшим наконец Архиепископом Суздальским, и стоял от нынешнего вниз по Волге около версты на нагорном месте, близ коего находились расселины или пещеры; и поскольку св. Дионисий и сотрудники его были пострижениками Киево-Печерского монастыря, то и обитель сию основали по подобию оного, наименовав её Печерским монастырём.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Прибавление из VI тома ВАСИЛЬЕВСКИЙ СУЗДАЛЬСКИЙ монастырь мужской заштатный. Строения в нём все каменные следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая, 2) КОЛОКОЛЬНЯ, 3) КЕЛЬИ, 4) ОГРАДА. Выше ошибкой напечатано, что одна только церковь каменная, ризница богатейшая; но это не справедливо, ибо ризница скудна. Васильегорская Хмелевская пустынь См. Хмелевская Васильегорская. С-Ватку Николаевский монастырь Мужской, упразднённый. В 1740 году упоминается между Синодальными монастырями. Вашезерская пустынь Мужская, в 1764 году упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии в Петрозаводском уезде расстоянием от Новгорода 430, а от Петрозаводска 80 вёрст. До учреждения Духовных Штатов приписана была к Александросвирскому монастырю. Строения в оной ныне одна церковь деревянная, во имя Благовещения Божьей Матери с приделом св. Николая. Пахотной, сенокосной и неудобной земли 55 десятин, священно- и церковнослужителей 3 человека. Вашеостровская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась также в Новгородской Епархии в Олонецком уезде и до Штатов 1764 года приписана была к Александросвирскому монастырю. В переписи Стольника Князя Василия Жирового Засекина, да подьячего Сидора Родионова (1678) года написано в Петровском Челможском Погосте за Вашеостровским монастырём двор монастырский, к (29) дворов крестьянских, г (3) двора бобыльских. Вашский или Важский Богословский монастырь Мужской, упразднённый, как значится в вышеупомянутой переписи. Находился в Новгородской, а ныне Архангельской Епархии в Важском, ныне Шенкурском, уезде Лецкого стана на устье речки Пемешки, впадающей в реку Вагу. Тогда была в нём церковь во имя Сошествия Св. Духа. См. Богословский Архангельский. Введенская Заозерская пустынь См. Заозерская Введенская. Введенская Красногородищенская пустынь См. Красногородищенская Введенская. Введенская Островская пустынь См. Островская Введенская. Введенский Арзамасский монастырь См. Арзамасский Введенский. Введенский Бежецкий монастырь См. Бежецкий Введенский. Введенский Вязниковский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Календарь Материалы 6 июня 2008 г. [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] иеромонах Иов (Гумеров) Несколько раз попадал на сайты, на которых неверующие люди с какой-то нездоровой активностью опровергают чудо схождения Благодатного огня в Великую субботу. Всякий раз остается неприятный осадок. Такое впечатление, что есть люди, которым приятно отравлять другим праздничную радость. Хотелось бы увидеть обстоятельный разбор и оценку этих писаний. [Вопросы священнику/Богословие] иеромонах Иов (Гумеров) Подскажите, что может означать 81-й псалом, потому что мормоны используют его для подтверждения политеизма. «Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд… Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс. 81: 1, 6–7). [Вопросы священнику/Богословие] иеромонах Иов (Гумеров) Какие значения включает в себя слово завет в Священном Писании? [Встреча с Православием/Подвижники благочестия] Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь основан в 1998 г. схирархимандритом Зосимой (Сокуром). Расположен в с. Никольское Волновахского района Донецкой области. Этот монастырь уникален не только тем, что объединяет в себе по сути две обители - мужской Свято-Васильевский и женский Свято-Николаевский монастыри, - эта обитель самая большая из вновь основанных монастырей на Руси. Стивен Рансимен В первые две недели апреля непрерывно дул сильный северный ветер. Три генуэзские галеры, нанятые папой и наполненные им оружием и припасами, вынуждены были из-за шторма отсиживаться у острова Хиос. Однако 15 апреля ветер неожиданно переменился на южный, и корабли немедленно взяли курс на Дарданеллы. На подходе к проливу к ним присоединилось большое грузовое судно императора с зерном, которое его люди закупили в Сицилии; судном командовал опытный моряк по имени Флатанелас. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Страницы биографии : На первом же допросе отца Иоанна познакомили с солидным делом, собранным на него и вопиющем о его инакомыслии. Доносы, провокации, клевета, составлявшие дело, должны были, по мнению следователя, заставить простодушного священника изменить свой взгляд на окружающую его среду и людей. Напористость и жесткость следователя разбивалась о молчаливую доброжелательность отца Иоанна.

http://pravoslavie.ru/archive/080606

После смерти основателя этого кладбищенского храма Я.И. Лабзина его дочери подали прошение в Святейший синод об учреждении Покровско-Васильевской общины; ее официально зарегистрировали и торжественно открыли в 1894 г. В общине было около 150 сестер, был открыт приют на 12 бедных детей и сирот. В 1903 г. эту женскую православную общину преобразовали в женский общежительный монастырь. Монахини занимались рукоделием, вели обширное монастырское хозяйство, в котором были большой огород и сад с несколькими прудами. Воспитанниц мо¬настырского приюта с 7 лет учили Закону Божию, чтению, арифметике, летом они работали в огороде, круглый год пели в церковном хоре. Когда воспитанницам исполнялось 16 лет, по желанию их или отпускали с приданым, или оставляли в обители. Обитель славилась тем, что в ней воспитывали благочестивых и мудрых жен, матерей, хозяек. Со временем в монастыре построили келейные корпуса, обнесли обитель большой каменной стеной. Покровско-Васильевскии женский монастырь не был очень богатым, он вел размеренную жизнь скром¬ной женской обители, посильно служил Богу и людям. События конца 1917 г. изменили жизнь монастыря, новая власть не нуждалась в православной идеологии. В 1920 г. Покровско-Васильевскии монастырь закрыли, но до 1932 г. он еще действовал, правда, уже как приходской Покровско-Васильевский храм. При закрытии монастыря в 1920 г. большевики устроили суд над игуменьей Алевтиной, а монахинь обманули и обокрали. Монахини при известии о закрытии их обители забрали из нее иконы, золотую и серебряную церковную утварь. Тогда власти известили их об открытии монастыря. Монахини вернули ценности в монастырь и стали готовиться к его возрождению. После того как материальные ценности вернулись в монастырь, представители советской власти их конфисковали, а иконы сожгли или разрубили. Советские годы привели обитель в запустение. Были разрушены монастырские стены и многие постройки, пострадал храм. В бывших келейных корпусах разместили общежитие для рабочих. В 1960-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=04620

Корецкий Воскресенский монастырь в Новград-Волынском уезде. Эта необщежительная 2 класса обитель находится при местечке Корце, над рекой Корчиком, в 28 в. от уездн. г. Новград-Волынска. Основана она около 1571 г. князем Богушем Корецким и возобновлена в 1625 или 1633 году княжной Софией Корецкой, впоследствии игуменьей Серафимой. Несколько лет (с 1752 по 1765 г.) обитель находилась в руках униатов. В ней два храма – соборный Воскресенский и теплый Успенский. Оба они под одной крышей с корпусом. В обители хранится древняя икона Богоматери «Споручница грешных», по преданию привезенная из Рима кн. Корецким. С 1897 г. здесь учреждена двухклассная школа. Управляет игуменья. Любарский Свято-Георгиевский монастырь в Новград-Волынском уезде. Расположен в местечке Любаре, в 25 в. от станции Ю.-Зап. ж. д. «Печановки» и в 90 в. от уездн. города Новград-Волынска. Этим местечком в XVII в. владели князья Любарские, которые и основали в 1666 г. здесь мужской монастырь. Он считался православным, но в 1740 г. был занят униатскими монахами-базилианами. Через сто лет произошло воссоединение униатов с православной церковью, и обитель в 1839 г. перешла к православным, оставаясь мужской до 1871 года. По определению Св. Синода от 9 декабря 1872 г. она обращается в женский монастырь, а с 23 апр. 1873 г. фактически стала необщежительным женским монастырем, управляемым игуменьей. Храмов каменных три: соборный Свято-Георгиевский; теплый храм, построенный в 1776 г. и реставрированный в 1888 г., и третий – строящийся на доброхотные пожертвования. Овручская Васильевская община в г. Овруче. Община находится в городе, при древнем, возобновленном ныне храме во имя Св. Василия Великого . Учреждена по определению Св. Синода от 15–29 ноября 1906 года. Святогорский Зимненский монастырь во Владимиро-Волынском уезде. Монастырь этот находится в селе Зимне, в 5 в. от уездного города Владимира-Волынского, и расположен на высокой горе, на левом берегу реки Луга, почему и назван «Святогорским». Это первый по времени основания монастырь в Волынской епархии: предание говорит, что он сооружен в 1001 г. Св. равноап. кн. Владимиром и был первоначально мужским Успенским монастырем. Называется он еще «Печерским», так как в нем, под главной верхней Успенской церковью, расположены на протяжении нескольких десятков сажень пещеры, в которых некогда подвизались иноки монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Лабзин и его дочери стали собирать сведения о прав. Василии и его прижизненных и посмертных чудесах, чтобы подготовить документы к его канонизации. В 1874 г. мощи прав. Василия перенесли в склеп Васильевского (нижнего) придела храма. Были отделены 2 перста и помещены в серебряный ковчежец. В 1896 г. О. Я. Лабзина направила митрополиту Московскому Сергию жизнеописание прав. Василия и заявку на канонизацию. В архиве П. В. П. м. сохранился «Устав Иаковлевского бесплатного Лабзинского приюта при Покровско-Васильевской общине для бедных бесприютных детей женского пола», из к-рого известно, что девочек принимали в приют с 7 лет, обучали молитвам, Закону Божию, церковнославянскому и русскому языкам, арифметике, церковному пению, рукоделию, огородничеству. В возрасте 16 лет девочек выпускали из приюта; они получали 25 р. серебром. Покровско-Васильевская церковь. 1870–1874 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Покровско-Васильевская церковь. 1870–1874 гг. Фотография. Нач. ХХ в. 4 янв. 1903 г. община получила статус мон-ря. Настоятельницей была назначена мон. Алевтина (возведена в сан игумении). 21-22 июня состоялись торжества: всенощное бдение и литургию отслужили митрополит Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) , неск. настоятелей московских мон-рей, посадское духовенство, в торжествах принимали участие товарищ обер-прокурора Синода В. К. Саблер и представители местного дворянства и купечества. В 1907-1910 гг. по проекту архит. В. П. Десятова церковь была расширена за счет трапезной, к храму была пристроена колокольня. 23 янв. 1911 г. епископ Можайский Василий (Преображенский) совершил освящение обновленного и расширенного верхнего, Покровского, придела храма. 8 авг. 1913 г. в обители отслужил всенощное бдение митрополит Московский свт. Макарий (Невский) . Согласно страховой ведомости П. В. П. м. от 10 авг. 1911 г., мон-рь владел имуществом, в к-рое входили: храм, два 3-этажных келейных корпуса, игуменский дом, деревянные здания: больница, 10 домов-келий, приютский дом, дом для скотниц и др. (всего 41 постройка). Кроме того, П. В. П. м. имел недвижимость в городе: жилые дома, погреба, сараи, баню и др. (всего 15 объектов), а также лесную сторожку в Ямском лесу (Буньковская вол. Богородского у. Московской губ.) (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 876).

http://pravenc.ru/text/2578616.html

Покровско-Васильевская церковь, трапезная и колокольня. 1907–1910 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Ю. А. Демидова Покровско-Васильевская церковь, трапезная и колокольня. 1907–1910 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Ю. А. Демидова Сохранились воспоминания последней монахини мон-ря Ксении (Кокурниковой; 1895-1993), принявшей малый постриг в 1915 г.: в П. В. П. м. в то время подвизались 150 монахинь, служили каждый день, в хоре на праздники было 40 певчих, в будни - 20, мн. монахини играли на скрипке. Жили в кельях по 4 чел., во время первой мировой войны шили солдатское белье и гимнастерки. В П. В. П. м. в то время в отдельных кельях жили известные в регионе старицы - схимон. Серафима ( 19 июня 1919) и схимон. Агния ( Пэнэжко. 2011. С. 174-176). Сестры обители организовывали миссионерские беседы для старообрядцев, на к-рые приглашали известных проповедников прот. И. Г. Виноградова, А. Е. Шашина и др. После 1917 г. монастырь лишился большей части своих доходов. Было заведено Дело об инсценировке культа павловопосадского фабриканта В. И. Грязнова. В окт.-нояб. 1919 г. сотрудники губ. ЧК произвели обыск в монастыре, на фабрике и в доме Н. Я. Лабзиной; были изъяты все предметы, свидетельствовавшие о почитании прав. Василия, в т. ч. ковчежец с частицами его мощей. 13 янв. 1920 г. на кафедре анатомии МГУ проведена судебно-медицинская экспертиза частиц мощей (ГАРФ. Ф. 145. Оп. 6. Д. 195). 16 окт. в здании бывш. реального уч-ща в Павловском Посаде состоялся показательный суд над О. Я. Лабзиной, племянником прав. Василия В. Н. Грязновым (скрылись) и игум. Алевтиной (по причине старости не присутствовала). В целях пресечения почитания прав. Василия суд посмертно был произведен и над ним (ГАРФ. Ф. 353. Оп. 4. Д. 392). 17 окт. решением суда прав. Василий был признан «хитрым плутом и прожженным пройдохой», О. Я. Лабзина и В. Н. Грязнов объявлены врагами народа (приговор - 10 лет с применением тяжелых работ), игум. Алевтину ввиду старости суд счел нецелесообразным подвергать физическому наказанию (ГАМО. Ф. 4776. Оп. 1. Д. 42). Вещественные доказательства были сданы в музей, мон-рь закрыт. 3 янв. 1922 г. дело за отсутствием обвиняемых сдано в архив (ГАРФ. Ф. 353. Оп. 4. Д. 392). Об этих событиях следователь И. Шпицберг написал в 1921-1922 гг. одиозную книгу, был снят фильм. Т. о. искаженные сведения о прав. Василии получили широкое распространение.

http://pravenc.ru/text/2578616.html

Подробнее... Свято-Васильевский мужской монастырь (Суздаль) [ править править код ] Дата основания: 1253 Статус: действующий Адрес: Владимирская обл. г. Суздаль, ул. Васильевская, д. 32-б. Телефон: +7(49231) 2-18-00 Свято-Васильевский мужской монастырь в городе Суздале является единственным монастырём в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. При обители имеется гостиница. Монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Его основные постройки — Васильевский собор (1662—1669), Сретенская трапезная церковь (кон. XVII века), ограда (некоторые части её относятся к XVII веку) с невысокими Святыми воротами (XVII века). При обители имеется гостиница. Вместимость гостиницы – 11 чел. Заказать номер Вы можете по телефону : 8(49231)2-18-008(49231)2-18-00 . Подробнее... Александровский женский монастырь (Суздаль) [ править править код ] Дата основания: XIII в. Статус: 1240 Адрес: Владимирская обл. г. Суздаль, ул. Гастева, д.3 Телефон: +7(49231) 2-35-71 Стоящий на высоком берегу Каменки Александровский женский монастырь, по преданию, был основан в 1240г. Александром Невским. По данным XVIIb., им же была построена первая деревянная церковь монастыря, не сохранившаяся. В XIVb. Монастырю покровительствовали московские князья, жаловавшие ему земли. Вероятно, тогда он и стал называться «Большая лавра». От тех времен не сохранилось никаких построек, только поздние надгробия с указанием, что здесь похоронены две суздальские княгини - Мария (1362) и Агриппина (1393). В 1650г. по разрешению суздальского архиепископа Серапиона на территории старого монастыря были построены новые здания, уничтоженные вскоре пожаром. И в 1695г. на месте сгоревшего деревянного шатрового храма строится новая церковь - Вознесенская. Средства на ее сооружение пожертвовала царица Наталья Кирилловна, мать Петра I. В 1764 году, при проведении Екатериной II секуляризации земель, Александровский монастырь был упразднён с обращением собора в приходской храм города.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_о...

Даниловские колокола посетят Петербург августа 2008 7 сентября в Санкт-Петербурге торжественно встретят колокола Свято-Даниловского монастыря, более семидесяти лет находившиеся на территории США. По случаю прибытия колоколов будет отслужена Божественная литургия в Исаакиевском соборе. 7 сентября в Санкт-Петербурге торжественно встретят колокола Свято-Даниловского монастыря, более семидесяти лет находившиеся на территории США. Московский Свято-Даниловский ставропигиальный мужской монастырь, основанный " первым на Москве " (по летописным источникам, не позднее 1282 года), в 2008 году отмечает двадцатилетие возрождения монашеской жизни. К этой дате приурочено возвращение в обитель исторического ансамбля колоколов. С 1930 года он находился в собственности Гарвардского Университета. Переговоры о возвращении реликвии в Россию велись с момента воссоздания обители - с 1988 года, финальный их успех во многом был связан с объединением усилий Русской Православной Церкви, органов государственной власти и культурно-исторического фонда " Связь времен " . В соответствии с договором о возвращении в Россию колоколов Свято-Даниловского монастыря, в 2007 году точные копии этих колоколов были отправлены в США. 8 июля 2008 года состоялась торжественная церемония передачи колоколов в собственность Русской Православной Церкви. Нынешний путь колоколов на Родину практически полностью повторяет маршрут, которым колокола в свое время вывозили из России.   Колокола прибудут в Санкт-Петербург, а затем через Новгород и Тверь проследуют в Москву. По случаю прибытия колоколов в Северную столицу 7 сентября будет отслужена Божественная литургия в Исаакиевском соборе, которую возглавит викарий Санкт-Петербургской митрополии архиепископ Тихвинский Константин. После Литургии состоятся крестный ход и молебен, который отслужит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, а в 14 часов петербуржцы смогут услышать звон даниловских колоколов на Исаакиевской площади.   Одновременно большой праздничный колокольный звон зазвучит в исторических храмах города - Казанском соборе, Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, Князь-Владимирском соборе, соборе Владимирской иконы Божией Матери, Николо-Богоявленском соборе, храме Богоявления Господня на Гутуевском острове, храме Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове, храме вятого апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=193...

Поскольку время осуществления этого строительства Вкладная книга не сообщает, исследователь обращается к известным биографическим данным о самом В.Г. Ховрине и приходит к выводу, что рассматриваемые ховринские постройки в Симонове монастыре были возведены в 50-70-е годы XV века. Датировку В.И. Троицкого и С.А. Торопова, относившую строительство В.Г. Ховрина к середине 1480-х годов, автор исследования оспаривает, приводя веский довод: «к этому времени... Ховрина уже не было в живых. Согласно же записи во Вкладной книге, он сам «поставил» храм с колокольницей и «сделал» ограду, т.е. все строительство явно было произведено при жизни ктитора, а не на вклад после его смерти». Несмотря на то, что в монастыре ранее существовал ещё один престол во имя Спаса Преображения, В.П. Выголов доказывает, что он располагался «у Святыя Богородицы на полатех», то есть был придельным и помещался на хорах первого Успенского собора. «Сооруженная В.Г. Ховриным церковь Спаса была самостоятельным зданием, ибо сама имела два придела да ещё колокольницу... Что же касается существования в монастыре двух одинаковых престолов, то придел Спаса Преображения, первоначально находившийся на хорах собора, был затем превращен в самостоятельный, отдельный храм». Анализируя жалованную льготную грамоту от 21 декабря 1543 года, В.П. Выголов утверждает, что «ховринская церковь была возведена вместо трех приделов собора, которые и обусловили наименование всех ее престолов. По каким-то неизвестным нам причинам она в 1543-1545 гг. была заменена церковью «иже под колоколы», которая сохранила ее престолы, добавив к ним еще Васильевский из собора». Таким образом, в церкви было четыре престола: во имя Спаса Преображения, Архангела Михаила, Николая Чудотворца и Васильевский. В этот строительный период, в середине XVI века, незадолго до постройки (или кардинальной перестройки) древнего Успенского собора монастыря, по мнению исследователя, «престолы из разобранной ховринской церкви, очевидно, временно перенесли обратно на хоры собора и после окончания церкви-колокольни разместили вместе с Васильевским в соответствующих ярусахэтажах здания. Лишь после этого смогли приступить к возведению нового собора, который создавался, как показывают вновь полученные монастырем льготы, в течение 1546-1549 гг.».

http://sobory.ru/article/?object=37261

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010