Arhiva A ieit de sub tipar volumul 58 al „Enciclopediei Ortodoxe” 28 iulie 2020 11:45 В июле 2020 года  Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»  выпустил в свет очередной, 58-й том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «П». Том открывает статья о Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского и завершает статья о Псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре. Большое место в томе занимает тема Преображения Господня. Явление Божественной природы Господа Иисуса Христа перед избранными учениками и один из важных праздников церковного года рассматриваются, в частности, и с иконографической точки зрения. Том содержит статьи о Преображенских монастырях в различных епархиях России и зарубежья. Издание содержит статью о Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете , одном из ведущих образовательных учреждений Русской Православной Церкви, много лет возглавляемом протоиереем Владимиром Воробьевым . Эта статья следует за материалом о Богословском институте прп. Сергия Радонежского в Париже. 58-й том «Православной энциклопедии» знакомит читателей с рядом православных епархий и монастырей. В частности, в том включены статьи о Преображении Господня монастыре в г. Кирове, Спасо-Преображенском монастыре на Нередице южнее Новгорода, а также Преображенских монастырях в Одесской , Хмельницкой , Черкасской и ряде других епархий. Книга содержит подробную статью о Преображенском кладбище на востоке Москвы, материалы о Прешовской епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии , Приамурской митрополии , Прилукском викариатстве, дунайской Проилавской митрополии Константинопольского Патриархата  с кафедрой в городе Брэила. В издание вошли материалов о румынских монашеских обителях, например, есть статья о монастыре Пробота. Новый том «Православной энциклопедии» содержит большое число статей, посвященных различным персоналиям. Заметное место занимают блоки статей «Пров», «Прокл», «Прокопий». Читатели могут ознакомиться со статьями о прп. Прокопии Сазавском, вмч. Прокопии, прав. Прокопии Устьянском, блж. Прокопии Устюжском и Прокопии Кесарийском — выдающемся историке и биографе императора Юстиниана Великого.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5670185...

Было принято решение заместить Нежинское вик-ство Черниговской епархии. 2 апр. 1944 г. во епископа Нежинского был хиротонисан архим. Борис (Вик) , ставший 16 апр. 1945 г. самостоятельным епископом Черниговским и Нежинским. Кафедральным являлся Николаевский собор в Нежине. Большинство храмов края было закрыто в ходе антирелиг. кампании 1958-1964 гг. На 25 июня 1973 г. в пределах совр. Н. и П. е. находилось 43 храма и 23 молитвенных дома, 4 из них были в аварийном состоянии. Шесть общин не имели молитвенных помещений, 8 приходов являлись вакантными. Служили 43 священника, в т. ч. 5 протоиереев. В 1988 г. в числе первых возродились приходы в селах Вертиевка и Шатура Нежинского р-на, в пос. Дмитровка Бахмачского р-на, в с. Хорошее Озеро Борзнянского р-на, в пос. Понорница Коропского р-на. В 1990 г. Церкви были возвращены Николаевский собор в Нежине (закрыт в 1920, действовал в 1941-1943), Воскресенский собор в г. Ичня и Георгиевский собор в г. Бахмаче. В 1991 г. переданы Воскресенский собор в г. Батурине Бахмачского р-на (усыпальница последнего укр. гетмана генерал-фельдмаршала К. Г. Разумовского) и Преображенский собор в Прилуках, в 2005 г.- Сретенский собор в Прилуках. Кроме собора в Нежине действуют храмы: во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, св. Иоанна Милостивого, Васильевский, Вознесенский и Богоявленский замковый. Святыни В Н. и П. е. почитаются иконы Божией Матери: Густынская - в Троицкой ц. Густынского во имя Святой Троицы монастыря , Иржавецкая (Ржавецкая, Ржавская) из с. Иржавец Ичнянского р-на, Ладинская из упраздненного Ладинского (Ладанского) Покровского жен. монастыря. Ранее были известны Перекопская икона из Рождество-Богородичной ц. в мест. Варва Лохвицкого у., Прилуцкая икона Божией Матери «Скорбящая», нежинский список Толгской иконы Божией Матери. Местами паломничеств являются св. источник в с. Свидовец Бобровицкого р-на, Михаило-Архангельский храм в с. Полонки Прилукского р-на, где хранится десница свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , митр. Ростовского. Монастыри

http://pravenc.ru/text/2564832.html

Внутреннее пространство заключает в себе площадь вместимостью около 25 кв. саж.; потолок и пол дощатые. Иконостас старого устройства, простой работы и состоит из десяти посредственного письма икон. Кроме сего, в церкви находится древняя храмовая икона Святителя Николая с серебряною низкопробною ризою, пожертвованною лет 120 тому назад местным владельцем Пищалою. Вообще, по внешнему и внутреннему своему состоянию церковь отличается ветхостью. Необходимые утварные вещи имеются, но все они малоценны; облачений священнических хотя имеется десять приборов, в том числе два прибора недорогой серебряной парчи, но из них годны к употреблению только шесть. Богослужебных Евангелий два, оба в апликовых окладах с простыми финифтами; из прочих богослужебных книг не достает праздничной и месячной миней. В архиве церковном хранятся визитные книги с 1773 по 1830 гг., метрические с 1778 г., a исповедные списки с 1809 г.; других каких-либо документов не сохранилось. Вокруг церкви сделана деревянная решетчатая ограда. В колокольне, устроенной отдельно от церкви на шести деревянных столбах, имеется три колокола: в 7, 1 ½ пуд. и в 30 фунт. В приходе имеется пять кладбищ и одна приписная церковь в деревне Новом Дворе. В состав прихода входят 22 селения, из них самое дальнее отстоит на 12 верст. Всех прихожан числится: мужского пола 830, а женского – 808 душ; все они крестьянского сословия; по религиозно-нравственному состоянию можно признать их набожными, к церкви довольно усердными. Из молитвословий между прихожанами развито совершение крестных ходов по селениям и служение по временам заздравных и заупокойных литургий. Единственное занятие прихожан составляет земледелие. Причт при церкви положен одноклирный, состоящий из настоятеля и псаломщика. Настоятелем в настоящее время состоит священник Федор Гомолицкий, священствует с 1838 г. И. д. псаломщика Михаил Жданович, в должности состоит с 1862 г. Кроме собственного церковного дохода, простирающегося в течение года до 100 руб., других оброчных статей, доставляющих доход церкви, нет. Причт, кроме штатного жалованья, получает 10 руб. аннуатных денег, 40 руб. за отдаваемую в аренду церковную землю в деревне Чиках, и около 200 руб. дохода за участие в служении в Витовецкой церкви, приписной к Прилукской; а также пользуется еще земельным участком при самостоятельной церкви, состоящим из 1 дес. усадебной, 33 пахотной, 2 сенокосной и 2 неудобной земли, расположенной в трех местах. Никаких церковных построек для помещения причта нет, а живет оный в собственных ветхих домах; к возведению новых строений для помещения причта не приступлено.

http://sobory.ru/article/?object=42156

Митрополит Владимир участвовал во всех заседаниях Собора, детально вникал в его дела и шел навстречу соборным нуждам, в частности выделив 60 тысяч рублей на содержание членов Собора. Участник Собора епископ Черниговский Пахомий (Кедров) писал о митрополите Владимире: «Особенно большое утешение доставила... владыке усердная молитва членов Собора в Лавре 14 января. В этот день митрополит Владимир с несколькими другими иерархами и священниками – членами Собора совершил Божественную литургию в Великой лаврской церкви, причем и все другие члены Собора с великим усердием молились за этой литургией, а потом поклонялись печерским угодникам, почивающим как в Ближних, так и в Дальних пещерах. Эта усердная молитва членов Собора умиротворила их дух и доставила великую духовную радость... киевскому первосвятителю» 51 . Гражданская война и приближение к Киеву большевистских войск дали о себе знать в Лавре 14 января 1918 года, когда на ее территорию залетел первый снаряд. 16 января на территорию Лавры стали залетать ружейные пули, но по дальности расстояния они не причинили никому вреда. 17 января с утра поднялся гул и свист от ружейных пуль, пулеметов и орудий. Митрополит Владимир в сослужении епископов Прилукского Феодора (Лебедева) и Балтского Пимена (Пегова) и старшей братии Лавры совершил литургию в Великой лаврской церкви под непрекращающийся грохот орудий. Перед литургией был отслужен акафист Успению Божией Матери. На всех присутствующих произвело большое впечатление, с каким спокойствием держался митрополит. Ввиду начавшихся боевых действий первая сессия украинского Собора 19 января была прервана, а открытие второй сессии было назначено на май. Ни митрополит Владимир, ни председатель Собора епископ Пимен уже не участвовали в последнем заседании Собора, так как находились в то время в Лавре, отрезанной военными действиями от остальной части города. 18-го, 19-го и 20 января продолжался обстрел той части города, в которой находилась Лавра; обстрел стал причинять все большие повреждения лаврским зданиям. 21 января, в воскресенье, обстрел города несколько ослабел, и митрополит Владимир совершил Божественную литургию в Великой церкви Лавры в сослужении старшей братии монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

23 февр. 1912 г. было высочайше утверждено назначение И. епископом Слуцким, викарием Минской епархии. 11 марта в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге Московский и Коломенский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) возглавил хиротонию И., который стал на тот момент самым молодым архиереем Русской Церкви. И. пребывал в Минске, был настоятелем минского Свято-Духова мон-ря и председателем училищного совета Минской епархии. 1 июня 1912 г. в связи с кончиной Минского и Туровского архиеп. Михаила (Темнорусова) был назначен временно управляющим Минской епархией. 1 нояб. того же года решением Святейшего Синода по просьбе заболевшего Херсонского архиеп. Димитрия (Ковальницкого) командирован в Херсонскую епархию. 4 апр. 1913 г. назначен епископом Таганрогским, викарием Екатеринославской епархии, с 5 окт. 1916 г. носил титул «епископ Приазовский и Таганрогский». Во время первой мировой войны организовал школы и приюты для многочисленных беженцев из Галиции и зап. губерний России. Снискал в Таганроге любовь и уважение верующих. После Февральской революции 1917 г., опираясь на поддержку паствы, публично осуждал органы революционной власти. Был арестован, но вскоре освобожден по требованию верующих, которые подошли крестным ходом к тюрьме. После этого И. повсюду сопровождало множество народа, готового защитить своего архиерея. Участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 7 (по др. данным, 13) сент. 1917 г. назначен епископом Старицким, викарием Тверской и Кашинской епархии. После высылки в кон. дек. того же года из Твери по решению Тверского губ. совета Тверского архиеп. сщмч. Серафима (Чичагова) временно управлял епархией. 22 апр. 1918 г. назначен на Пензенскую и Саранскую кафедру, был возведен в архиепископы. В это время ситуация в Пензе резко осложнилась в связи с действиями бывш. Пензенского архиеп. Владимира Путяты (20 апр. извергнут Поместным Собором из сана), сторонники которого после смерти при невыясненных обстоятельствах управляющего Пензенской епархией Прилукского еп. Феодора (Лебедева ; † 10 марта 1918) захватили Спасский кафедральный собор.

http://pravenc.ru/text/469171.html

Arhiva Odat cu însprirea msurilor de carantin eparhiile Bisericii Ortodoxe din Ucraina au activizat asistena umanitar a celor nevoiai 25 noiembrie 2020 17:18 С усилением карантинных мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции COVID-19 епархии Украинской Православной Церкви активизировали гуманитарную помощь социально незащищенным слоям населения. Поддержка нуждающимся оказывается через приходы, монастыри и православные молодежные организации. Нежинская епархия   доставила продукты питания в Нежинский детский дом-интернат и в Областное социальное общежитие для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Детям-инвалидам и сиротам передано почти две тонны продуктов. Реализуя инициативу  митрополита Нежинского и Прилукского Климента по постоянной поддержке медицинских учреждений г. Нежина, представители епархии привезли еще две тонны продуктов питания в Нежинскую районную больницу. В рамках проекта #ДоброОбъединяет,  Одесская епархия   предоставила помощь Каролино-Бугазской общеобразовательной санаторной школе-интернату ступеней для детей с малыми и затухающими формами туберкулеза. Воспитанники учреждения получили посуду и подарки. Кировоградская епархия   пожертвовала продукты проживающим в Доме престарелых «Милосердный самарянин». Продуктовые наборы и православные журналы «Отрок» были вручены одиноким прихожанам Спасо-Преображенского кафедрального собора. Продукты и деньги переданы семье пенсионеров, которая ремонтирует свое жилье, разрушенное ураганом. Помощь детским домам семейного типа Полтавской области оказала   Полтавская епархия . Сотрудники социального отдела Воскресенского кафедрального собора Украинской Православной Церкви  доставили в Киевский центр социально-психологической реабилитации детей партию фруктов, кондитерские изделия, новую одежду. Община собора призывает неравнодушных людей участвовать в жизни нуждающихся пожертвованием вещей, игрушек, продуктов, денежных средств, духовной литературы. К участию в благотворительных акциях призывают , в частности,  Мукачевская епархия  и  социальный отдел   Успенской Киево-Печерской лавры . «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5725164...

Первоначально он был построен в каменной горе над обрывом и состоял из келлий, высеченных в скале, на которую вела одна узкая и опасная тропинка, проходящая над бездною; здесь скрывались миряне от татар. По миновании опасности иноки скита переселились из пещер на вершину горы, где устроили каменную церковь и кельи. В 1842 г. по отобрании земли от скита Киприановским мон. иноки поставлены были в бедственное положение, почему в 1846 г. он и приписан к Сахарнянскому мон. Защук, “Бессараб. обл.”, II, 231; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1846 г., 8. 166. Городищенский -Рождество – Богородицкий , женский, 3-го класса, Волынской губ., Заславского у., Городищенской волости, при селе Городище, в 18 вер, к вост.-юго-вост. от Заславля и в 10 вер. к сев.-зап. от села Косой Рашневки (волостное правление). Основан в 1538 г. кн. Богушем Корецким; в 1777 г. приписан к Гощанскому базилианскому м-рю; в 1858 г. сюда переведены инокини из Успенского-Полонского женск. м-ря. В 1857 г. ему был дан участок леса из казен. оброч. статей. При м-ре существует училище. Забелин, “Военно-стат. обозр. Волын. губ.”, 1887 г., 128; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1857 г., 106; 1884 г., 250; “Прибавл. к Церковн. вед.”, 1888 г., 1, 17; Батюшков, “Волынь”, 63; “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 5; 1868 г., 22 (опис. мест. Полонного). 167. Густынский – Троицкий – Прилуцкий , мужской, 3-го класса, Полтавской губ., Прилукского у., в 8 вер. к сев.-вост. от Прилук, при р. Удае. Основан в начале XVII ст. старцем Иоасафом и учениками его иеромонахом Евфимием и монахом Геннадием, удалившимися из Межигорского монастыря по благословению игумена Афанасия с целью „како бы и еще распространити, хваление Богу Творцу». Избрав место для монастыря на острове р. Удая, издавна называвшемся Густынью, отшельники в 1614 году построили небольшую церковь во имя св. Троицы. В 1786 г. монастырь упразднен, но в 1843 г. восстановлен по ходатайству еписк. Гедеона с возведением на степень 3-го класса. Он издревле славился чудотв. иконою Бож. Матери и пребыванием в нем св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXIX  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXXIX КРИТОВУЛ Михаил (1400-1410 - после 1468), византийский историк, идеолог проосманского направления греческой исторической мысли КРИШНА в индуизме почитаемое в качестве одной из аватар Вишну или же как отдельное (иногда и высшее) божество КРОМВЕЛЬ Оливер (1599-1658), политический деятель и военачальник, лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии (с 1653) КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) КРОНИОН мч. Александрийский (пам. греч. 30 окт.) - см. в ст. Иулиан, Кронион, Макарий, Епимах, Александр и 13 мучеников Александрийских «КРУГ ВЕЛИКИЙ МИРОТВОРНЫЙ» («Великий миротворный круг»), древнерусский календарно-хронологический сб. энциклопедического характера КРУПА мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви КРУПИЦКИЙ Василий Егорович (1819-1875), певчий и учитель пения Придворной певческой капеллы, автор духовно-муз. сочинений КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) КРУТИЦКАЯ КАФЕДРА РПЦ, исторически восходит к Сарайской и Подонской епархии Киевской (со 2-й пол. XV в. Московской) митрополии, а также к Коломенской епархии (сер. XIV в. - 1799) КРУЧИНИНА Альбина Никандровна (род. 12.07.1943), исследователь истории и теории древнерус. церковного пения КРУШЕДОЛ муж. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Сремской епархии Сербской Православной Церкви 93-146 146-152

http://pravenc.ru/vol/xxxix.html

Екатерина 3 августа 2017, 13:28 Святой Николай-чудотворец явил и мне чудо: спас от неминуемой смерти моего 18-летнего сына, пострадавшего от случайной пули пьяного самодура. Пуля перебила подвздошную вену левой ноги, повредила кишечник. Операция шла более 6 часов, была очень большая кровопотеря. Утром хирург позвал меня в свой кабинет и сказал, что будет чудом, если сын проживёт сутки. Наступилао утро страстной субботы, я вышла из больницы, зашла в Крестовоздвиженский храм, где шла очень тяжёлая служба как " мать обняла ноги мёртвого сына своего " , я с мольбой упала на колени перед иконой Николая-чудотворца и, плача, молила его о чуде, просила спасти сына моего! Чудо свершилось! Сын жив! Слава Богу за всё! Елизавета Матис 15 июня 2017, 01:30 Я в своей жизни много раз просила о помощи св.Николаю, и он всегда скоро мне помог - буквально в ту же минуту. Спасибо мебе, св.Николай! Однажды я его просила мне помочь. Но ответ непоследовал и я испугалась, думала, что я натворила.. В воскресение пошла в храм и там после Богослужения ко мне подходит батюшка и знакомит с одним прихожанином, который мне заказывает реставрировать иконы.. Я св. Николаю просила мелочи, а он мне дал интереснейшую работу! Спасибо тебе, св. Николай! Татьяна 12 июня 2017, 19:06 Николай Угодник помогает мне всегда, он настоящий Волшебник! И в детстве всегда меня слышал, и потом во взрослой жизни, и вот вчера подвернула ногу, нелепо как то, но боль была ужасная, ночью вообще боль разошлась, читала акафист Матронушке, молилась Николаю Чудотворцу, помогли, боль утихает, отечность спадает. Я очень благодарю Николаю Угоднику и святую мати Матрону! Ирина Золина 24 мая 2017, 22:52 Эту историю рассказала мне моя бабушка Ксения.Было это в селе Яблуновка Прилукского района Черниговской области.Во время Великой Отечественной войны во время бомбёжки бабушка уходила из хаты последней(прятались во дворе в погребе),несла ведро с водой,но на полпути от выхода остановилась, оглянулась назад и подумала о том, что надо с собой икону Николая Угодника взять.Как только она сняла икону со стены,прогремел взрыв. Снаряд снёс часть дома вместе со входной дверью.Очнулась бабушка лежащей на полу,к груди прижимает икону,а рядом с ней полное ведро воды стоит.Вот так Николай Чудотворец спас бабушке жизнь.

http://pravoslavie.ru/61692.html

Страха не имея ниже трепета, повергся в блато смрадное священный мученик, и вниде в светлыя чертоги Небесныя, взывая: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки. Ина слава солнцу и ина луне; такожде и оваго святаго мощи всяк возмогает лобзати, твое же, Василие, честнейшее и многострадальнейшее тело точию Бог весть, где лежит. Обаче кланяемся пред иконою твоею святою, яко самому тебе сущу с нами, и величающе дивнаго во святых Своих Бога, зовем: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки. Богородичен: Леностию греховною омрачен, и недугами страстными обложен, камо бежу или к кому возопию? токмо, по Бозе, к Тебе, Дево Богородице. Тя прошу: помози ми, недостойному, избави мя от мук молитвами Твоими. Песнь 9. Ирмос: Странствия Владычня, и безсмертныя трапезы на Горнем Месте, высокими умы, вернии приидите насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся, егоже величаем. Иоанна восприемь Предтечу яко соратника, и Илию споборника, устремился еси, Василие, на тьмы безбожных врагов с мечем веры, плевелы посекая и всех научая веровати в Бога Истиннаго, егоже величаем. Язык умолкает восхвалити по достоянию все терпение твое и мужество, святе, имиже всяк язык просветил еси, ведуще, яко несть скиф ниже иудей, ниже еллин для Господа, егоже величаем. Преподобен в житии, злат в словесех, велик в мужестве явился еси, Василие, смиренно служа Богу Единому, егоже величаем. Богородичен: Образ Твой древле видев патриарх яко лествицу, на нейже Господь утверждашеся; ныне же, ликующе, купно со всеми пророки, рцы, Иакове: радуйся, Дево, пророческое сбытие; радуйся, Еюже Господь на землю сниде; радуйся, Ковчеже Завета Вечнаго; радуйся, Истинная Богородице и Приснодево. Светилен: Юже древле Давид прорече, приял еси, Василие, смерть честну пред Господем, яко преподобный и праведный, потщався же Богови воздати и житие твое, обрел еси мзду болезней твоих в Светлом Царствии Небеснем. На хвалитех: стихиры, глас 1. Подобен: Н ебесных чинов. Невещественных житию поревновав,/яко Михаил Архистратиг/устремился еси на диавола,/и того под ногу поправ,/торжествуя, Василие, взывал еси:/кто, яко Бог наш!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010