от мирян. Епископ Василий еще до того, как митрополит Сергий успел вступить в полемику с григорианами, оперативно (4 января 1926 г.) отправил ему рапорт, в котором подробно (хотя и не совсем точно) описал историю поручения Собора Святейшему Тихону назначить себе заместителей, что Патриарх незамедлительно и сделал 894 . Митрополиту Сергию этот рапорт весьма пригодился и в споре с архиепископом Григорием, и в последующей борьбе с теми, кто отвергал его заместительские полномочия. Также Заместителем была взята на вооружение и отработанная епископом Василием в 1925 г. на лубенцах тактика борьбы посредством сбора подписей православных епископов. (По разным поводам архиерейские подписи собирались затем весь 1926 г., пока ОГПУ решительно не пресекло эту практику – об этом дальше. Что же касается самого священномученика Василия Прилукского, то пройдет не очень много времени, года два с половиной, и он станет одним из самых активных критиков митрополита Сергия, впрочем, такая перемена произойдет далеко не только с ним.) После присоединения Заместителя к осуждению «главарей лубенского раскола», последние не успокоились и подали жалобу в ВВЦС, который в пылу борьбы с митрополитом Сергием 8 марта 1926 г. объявил их восстановленными в сане 895 , чем навсегда отсек от себя подавляющее большинство православных Украины. Ответ последовал незамедлительно. 12 марта того же года находившиеся в Киеве православные украинские епископы направили Экзарху Украины донесение по вопросу о мерах канонического воздействия в отношении организаторов ВВЦС: «Настоящим честь имеем почтительнейше донести Вашему Высокопреосвященству, что мы, нижеподписавшиеся, вполне разделяем мнение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Вашей Святыни по вопросу о епископах, дерзнувших в декабре 1925 г. нарушить мир церковный и вновь поднявших смуту в январе 1926 г., – узурпаторов власти Патриаршего Местоблюстителя и его канонических преемников. Находим необходимым против нарушителей церковного правопорядка немедленное принятие самых решительных мер» 896 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

119. Определение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного при нем Патриаршего Священного Синода по делу о перемещении митрополита бывшего Ленинградского Иосифа [Петровых] на Одесскую кафедру 524. Выписка из протокола заседания Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Нижегородском Сергии [Страгородском] по делу о переводе из Ленинграда в Одессу митрополита Иосифа [Петровых] «Необходимые канонические поправки к Посланию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия [Страгородского] и Временного при нем Патриаршего Священного Синода от 16(29) июля 1927 г.» епископа Прилукского Василия [Зеленцова] (Соловки) 08(21).10.1927. 549. Указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] о поминовении за богослужением предержащей власти и об отмене поминовения всех епархиальных архиереев, находящихся в ссылках 1195. Послание Патриарха Иерусалимского Дамиана [Касатоса] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] и Временному при нем Патриаршему Священному Синоду Письмо епископа Полонского Максима [Руберовского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] по поводу нового церковного курса, осуществляемого Заместителем в связи с изданной им Декларацией от 16(29) июля 1927 г. Письмо митрополита бывшего Ленинградского Иосифа [Петровых] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] по поводу перемещения первого на Одесскую кафедру Телеграмма Экзарха Украины митрополита Киевского и Галицкого Михаила [Ермакова] митрополиту бывшему Ленинградскому Иосифу [Петровых] в связи с перемещением последнего на Одесскую кафедру Ответная телеграмма митрополита бывшего Ленинградского Иосифа [Петровых] экзарху Украины митрополиту Киевскому и Галицкому Михаилу [Ермакову] в связи с перемещением первого на Одесскую кафедру Письмо архиепископа Илариона [Троицкого] к H.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Полиелей. Величание: В еличаем тя,/святый священномучениче Василие,/и чтем святую память твою,/ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. По полиелеи: седален, глас 6. Подобен: А нгельския силы. Ангелов воинства снидошася/к месту преставления твоего,/и, трепетом обдержими,/друг ко другу глаголаху:/како сей, человек сый,/пачечеловеческия мучения терпит,/како силы изыскует глаголати:/Господи, слава Тебе. (Дважды) Слава, и ныне: Богородичен, глас тойже Радуйся, Ходатаице спасения нашего,/породившая нам Христа Господа;/радуйся, Мосте,/преводяй к райским обителем; радуйся, святителей радование;/радуйся, мучеников укрепление./Молися со святым Василием к Сыну Твоему/о спасении нашем. Степенна: 1-й антифон 4-го гласа, О т юности моея: Прокимен: Ч естна пред Господем/смерть преподобных его. Стих: Ч то воздам Господеви о всех, яже воздаде ми. Евангелие: Лк.64 По Евангелии: Стихира, глас 6. Самогласен. Днесь пророческое слово исполняется,/ днесь восхваляется преподобный в житии,/и процветает яко финикс/во дворех Бога нашего/страстотерпец предивный/и пастырь добрый,/Василий богомудренный,/смиреннейший на земли,/и со Христом в Царствии горнем пребывающий,/и молящийся о всех нас. Канон, глас 6, егоже краегранесие (без ирмосов): Богомудраго священномученика Bacuлiя пою. Песнь 1. Ирмос: Сеченое сечется море Чермное,/волнопитаемая изсушается глубина:/таяжде купно безоружным бывши проходима,/и всеоружным гроб./Песнь же богокрасная воспевашеся:/славно прославися Христос Бог наш. Богомудра хощу восхвалити Василия, егоже Господь яви венценосна страдальца и велика пастыря. Темже прошу тя, священномучениче, испроси у Бога ми слово твердо, и ум чист, да пою, яко в тебе славно прославися Христос Бог наш. Очервлены ризы твоя святительския, Василие, токами кровей твоих, и убелены благодатию Божественною, и сам еси светел и чист предстоиши ныне у престола Господня, вопия: славно прославися Христос Бог наш. Горя желанием послужити Христу, весь себе Богу от юности возложь, пострадал еси, Василие, законно при кончине жития твоего, воспевая: славно прославися Христос Бог наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Полтаве совершено освящение памятника репрессированному священномученику Василию, епископу Прилукскому 16 января 2007 г. 19:10 Сегодня в Полтаве возле Свято-Макариевского кафедрального собора открыт и освящен памятник священномученику Василию, епископу Прилукскому. Как сообщили в пресс-служба Полтавской епархии УПЦ , владыка Василий служил в Троицкой церкви г. Полтавы, разрушенной в годы борьбы с религией. Он неоднократно арестовывался за веру в Христа, сопротивление грабительскому изъятию церковных ценностей. В 1930 г. года был замучен в тюрьме. Еще до канонизации верующие поминали  убиенного святителя Василия. В 1998 году впервые состоялось местное прославление новомученика. В 2000 году Юбилейный архиерейский собор совершил общецерковное прославление священномученика Василия (Зеленцова), епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. По благословению архиепископа Полтавского и Кременчугского Филиппа , в 2006 году была начата работа над созданием памятника небесному заступнику Полтавы. Авторский коллектив составили преподаватели Национального технического университета имени Ю. Кондратюка: скульпторы Дмитрий Коршунов, Валерий Голуб, архитектор Василий Шулык создали памятник на основании сохраненных немногочисленных прижизненных изображений мученика. 16 января архиепископ Полтавский и Кременчугский Филипп в сослужении старшего духовенства епархии, в присутствии клириков города и при большом собрании верующих совершил молебен священномученику и освящение монумента. Символическую ленту перерезали архиепископ Филипп и четыре ректора полтавских вузов профессор Вячеслав Ждан (Украинская медицинская стоматологическая академия), академик Владимир Пащенко (Государственный педагогический университет), профессор Владимир Онищенко (Национальный технический университет) и профессор Алексей Нестуля (Университет потребкооперации). УНИАН /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/183763.htm...

В Крестовоздвиженском монастыре Полтавы восстановлен древний иконостас 31 августа 2007 г. 16:27 Уже несколько лет в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре идут работы по возрождению иконостаса главного собора обители. На днях в храме был завершен монтаж резьбы для третьего яруса этого уникального иконостаса. Возрождение святыни началось в 1999 году на добровольные пожертвования верующих. Планируется, что в окончательном виде иконостас будет четырехъярусным. В соответствии с церковными традициями, каждый из ярусов будет содержать иконы определенного «чина». Важно, что многие иконы будут изображать святых, связанных с Полтавской землей — преподобного Паисия Величковского, святителей Афанасия Лубенского и Иоасафа Белгородского, новомученика Василия (Зеленцова), епископа Прилукского, кафедра которого находилась в монастыре. Пресс-служба УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/289642.htm...

Синод Украинской Православной Церкви изверг из сана двух заштатных клириков и освободил от занимаемой должности настоятельниц трех монастырей 26 сентября 2008 г. 10:33 Священный Синод Украинской Православной Церкви, состявшийся 23 сентября в Свято-Успенском Святогорском Зимненском монастыре, заслушав рапорты архиепископа Хустского и Виноградовского Марка , архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа и епископа Уманского и Звенигородского Антония , принял решение освободить от занимаемых должностей в управляемых ими епархиях настоятельниц трех женских монастырей: — монахиню Анастасию (Бернацкую), бывшую настоятельницей монастыря «Свято-Сергиева Пустынь» в с. Грушево (урочище «Опчина») Тячевского района ( Хустская епархия ); — игумению Галину (Биляк) из Полтавского Крестовоздвиженского монастыря; — игумению Рафаилу(Горбань) из Свято-Георгиевского монастыря в с. Кочержинцы Уманской епархии . Помимо этого Синод постановил лишить священного сана двух запрещенных в служении клириков. На основании рапорта епископа Нежинского и Прилукского Иринея , Правил Святых Апостолов 18, 25; Неокесарийского Собора 1, Василия Великого 32, 70 и поданного прошения Синод лишил сана запрещенного в священнослужении заштатного клирика Нежинской епархии священника Алексея Черненко . Рассмотрев рапорты архиепископа Сарненского и Полесского Анатолия и архиепископа Житомирского и Новоград-Волынского Гурия , Синод постановил на основании поданных рапортов Правил Святых Апостолов 15, 18, 25, 39; Неокесарийского Собора 1 и за уклонение в раскол лишить священного сана запрещенного в священнослужении заштатного клирика Сарненской епархии протоиерея Николая Ковтача. Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/465610.htm...

18-го ч. получено было мною два письма: одно из села Радьковки, Прилукского уезда, Полтавской губернии, от помещика Егора Александровича Раковича, со-воспитанника по Горному Корпусу Преосвященного Леонида; другое из Киева от профессора Дух. Академии, Протоиерея А. М. Воскресенского. Вот что писал мне от 12-го числа г. Ракович: „Дошло до моего сведения, что Ваше Преосвященство изволите интересоваться письмами покойного Архипастыря Леонида, писанными им к разным лицам. Если приложенные у сего три письма моего однокашника, с семейством которого я был хорошо знаком, могут быть, по усмотрению Вашего Преосвященства, напечатаны вместе с разными другими, то благоволите, Преосвященнейший Владыко, приказать, сняв с них копию, переслать мне обратно, адресуя в г. Прилуки, Полтавской губернии. Последнее письмо покойный писал в ответ на мою просьбу молиться о выздоровлении жены моей, которая была тогда при смерти. Несмотря на то, что из 30-ти разных лекарств, прописанных больной тремя докторами, жена моя не приняла ни одного, здоровье её совершенно восстановилось. Конечно, я приписываю это чудное исцеление усердным молитвам богоугодных людей. С душевным наслаждением просматриваю я часто изданную Вашим Преосвященством книгу об усопшем товарище. С чувством глубочайшего уважения к Особе Вашей, Милостивый Архипастырь, имею честь быть“... Из трёх, приложенных при сём, писем Преосвящен- —826— 1878 г. ного Леонида одно от 9-го ноября 1870 г., другое от 5-го ноября 1871 г., а третье от 9-го июля 1873 года. Прочитавши с живым интересом эти письма и оставивши у себя с них точные списки, подлинники я возвратил владельцу их при следующем письме от 29-го того же декабря: „Милостивый Государь, Георгий Александрович! Возвращая при сём три письма покойного Архиепископа Леонида, к Вам адресованные, приношу Вам, досточтимый Георгий Александрович, искреннюю благодарность за доставление мне утешения прочитать эти дружеские назидательные послания почившего Архипастыря. Сделав с них точные копии, я постараюсь, при удобном случае, с Вашего позволения огласить их в печати.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    Викариартства: Белыническое (1923—1925); Бердичевское (1921—1922, 1941—1942); Владимиро-Волынское (до 1943 г.); Камень-Каширское (1925—1935); Ковельское (1941—1942); Коростенское (1922—1931); Кременецкое (до 1934 г.); Луцкое (1922—1944); Острожское (до 1942 г.); Полонское (1923—1931).    ЛЬВОВСКАЯ и Дрогобычская (1941—1988 Л. и Тернопольская).     1945    МУКАЧЕВСКАЯ и Ужгородская.     1993    НИКОЛАЕВСКАЯ и Вознесенская.     1993    ОВРУЧСКАЯ и Коростенская.     Викариатство: Брусиловское.    ОДЕССКАЯ и Измаильская (1928—1944 Херсонская и О.; 1944—1946 Херсонская и Николаевская; 1946—1947 О. и Кировоградская; 1947 — после 1959 г. О. и Херсонская).     Викариатства: Ананьевское (1923—1924); Балтское (1957—1958); Белгород-Днестровское (1960—1961); Зиновьевское (1930—1931); Кировоградское (1944—1946; 1950—1962); Николаевское (до 1944 г.); Новомиргородское (до 1923 г.); Тираспольское (1921—1922).    ПОЛТАВСКАЯ и Кременчугская (до 1928 г. П. и Переяславская).     Викариатства: Лубенское (1920—1927); Переяславское (1922); Пирятинское (1925—1927); Прилукское (до 1928 г.); Роменское (1927—1931).     1990    Ровенская и ОСТРОЖСКАЯ.    Симферопольская и КРЫМСКАЯ (до 1928 г. Таврическая и Симферопольская; 1928—1936 К.; 1936—1944 упразднена).     Викариатство: Керченское (1924—1928); Мелитопольское (1923—1924); Севастопольское (до 1924 г.); Феодосийское (1921—1930); Ялтинское (1922—1927).     1945    СУМСКАЯ и Ахтырская.     1991    ТЕРНОПОЛЬСКАЯ и Кременецкая.     Викариатство: Почаевское.     1994    ТУЛЬЧИНСКАЯ и Брацлавская.    ХАРЬКОВСКАЯ и Богодуховская (до 1945 г. Х. и Ахтырская).     Викариатства: Андреевское (1925—1926); Волчанское (1918—1919); Лебединское (1917—1919); Старобельское (до 1924 г.); Сумское (до 1935 г.).    ХЕРСОНСКАЯ и Таврическая (до 1926 г. Х. и Одесская; 1927—1928 Х. и Николаевская; 1928—1944 Х. и Одесская; 1944—1946 Х. и Николаевская; 1946—1947 присоединена к Одесской и Кировоградской; 1947 — после 1959 г. Одесская и Х.).     Викариатства:; Елисаветградское (до 1926 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Arhiva Пн La Kiev a avut loc conferina de pres „Adresarea credincioilor Bisericii Ortodoxe din Ucraina ctre autoriti: legi discriminatorii i constrângeri” 1 aprilie 2021 16:59 1 апреля 2021 года в пресс-центре информационного агентства «Украинские новости» в Киеве под председательством главы Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви митрополита Нежинского и Прилукского Климента состоялась пресс-конференция, посвященная теме «Обращение верующих Украинской Православной Церкви к власти: дискриминационные законы и притеснения». В брифинге также приняли участие настоятель Михайловского храма в селе Задубровка Черновицко-Буковинской епархии протоиерей Виталий Дуров, религиозный эксперт, председатель Государственного комитета по делам национальностей и религий в 2009-2010 годах Юрий Решетников, политолог Кость Бондаренко. Пресс-конференция была посвящена обращению верующих Украинской Православной Церкви из всех регионов Украины к украинским властям по поводу продолжения эскалации религиозных конфликтов, спровоцированной принятием Верховной Радой Украины законов, которые не соответствуют Конституции Украины и реализация которых приводит к нарушению фундаментальных прав на свободу совести и религиозных убеждений для миллионов граждан страны.  Как сообщил митрополит Климент, на сегодня около десяти законопроектов, поданных в Верховную Раду, так или иначе нарушают права верующих Украины и противоречат ее основному закону — Конституции. Владыка Климент напомнил, что еще в декабре прошлого года Синод Украинской Православной Церкви от имени всего епископата, священников и мирян обращался к властям, однако ответа не получил. По этой причине «верующие взяли дело в свои руки» и во всех епархиях Украинской Православной Церкви были собраны подписи под обращениями с целью обратить внимание власти на факты дискриминации Украинской Православной Церкви и нарушение Конституции Украины вследствие принятия антицерковных законов.  Обращение к Президенту Украины Владимиру Зеленскому, Кабинету министров и другим институтам власти подписали 1 060 238 граждан Украины.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5794242...

Но Мазепа, сверх того, написал царю такое соображение: " Если я особой моей гетманской, оставя Украину, удалюсь, то вельми опасаюсь, дабы по сие время внутреннее между здешним непостоянным и малодушным народом не произошло возмущение " . Мазепа давал царю такой отзыв о всем малороссийском народе: " Я у здешних не только мало, но и никого так верного не имею, который бы сердцем и душой, вернее и радетельнее вашему царскому величеству по сей случай служил " . Это было сказано в такт с тогдашними воззрениями Петра, который и сам опасался, чтобы прокламации Карла XII, расходясь по Малороссии, не возволновали там умов. В октябре Карл уже подходил к пределам Малороссии; Шереметев и Меншиков с русским войском находились близ Стародуба, готовые встречать идущего в Малороссию неприятеля. Сам Петр, после победы под Лесным, готовился лично идти к своей армии. Головкин, по царскому приказанию, торопил гетмана письмами, побуждая идти к Стародубу со своими казаками на соединение с царскими силами. Мазепа еще раз хотел отделаться " хирагричной и головной болезнью и многодельствием " , а более всего указывал на опасность беспокойств в Малороссии. " Уже теперь, - писал он к Меншикову, - по городам великими толпами ходят пьяницы, мужики по корчмам с ружьями вино насильно берут, бочки рубят и людей побивают. Из Лубен пишут, что там гуляки, напившись насильно взятым вином, убили до смерти арендатора и старшину чуть не убили. Мятеж разливается в Полтавском, Гадячском, Лубенском, Миргородском, Прилукском, Переяславльском полках... Стародубский полковник пишет, что в Стародубе сапожники и портные и весь черный народ напали на дом тамошнего войта с дубьем, отбили погреб, забрали закопанные в земле вина и в иных дворах побрали бочки с вином и, перепившись, побили до смерти пятьдесят жидов. В Мглине сотника до смерти приколотили и три дня в тюрьме держали: если бы товарищи, казаки его сотни, не освободили его, то он бы жив не остался; арендаторов хотели перебить, да они в лес ушли. В Черниговском полку сын генерального есаула насилу ушел от своевольников ночью со своим имуществом...

http://sedmitza.ru/lib/text/435690/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010