Русские иноки-богословы первой половины и даже середины XIX в. никогда не вторгались так глубоко в область светских религиозно-философских исканий. И по воспитанию, и по складу мышления они были прежде всего иноки, уже потом – богословы и разве только по необходимости – критики и полемисты. Богословы нового поколения были, напротив, прежде всего религиозные мыслители, через искушения философствующего разума пришедшие к вершинам догматического ведения и от него восходившие к личному подвигу как живому воплощению и действенному раскрытию церковной истины и евангельского идеала. Потому их творения и отличаются синтезом догматического и нравственного богословия, строгостью логического анализа – и вместе с тем силой пастырского педагогического воздействия. По существу, происходило возрождение святоотеческого богословского метода, в своей духовной цельности не знавшего схоластического подразделения на богословские «дисциплины». Церковное богословие было осмыслено владыкой Михаилом и его учениками как конкретная форма личного крестного подвига во спасение ближнего, пастырского «хождения пред Богом». Последние десять лет жизни омрачила борьба с наступавшим недугом: мыслитель не смог уже вернуться к продолжению задуманной им системы православной философии. Врачи предписывают жить на юге. В 1889 г. он уезжает лечиться в Крым, в 1890–1894 гг. служит настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Шестого августа 1894 г. хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии, с конца 1895 г. – епископ Каширский, викарий Тульской епархии, с 19 января 1897 г. – снова в Крыму, епископ Таврический и Симферопольский. В Симферополе 19 августа 1898 г. его и настигла смерть. Говорят, именно его кончину описал Чехов в своем рассказе «Архиерей». Но он успел оставить нам еще одну удивительную книгу. В 1896 г. вышла первым изданием книга «Над Евангелием». Цель работы состояла в том, чтобы дать почувствовать и самым искушенным читателям конца XIX в. «освобождающую силу Откровения». Цитированные слова были сказаны владыкой Михаилом в предисловии к книге «Истина бытия Божия». Автор писал далее о необходимости обрести в Писании «вожделенный ответ на свои собственные чаяния и мысленные запросы». 21

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

О том, как относится к школе общество, свидетельствуют его жертвы на школу: возникновение новых, специально школьных зданий, а также ассигнование средств на содержание их показано нами выше. А вот новейшие примеры. В истекшем сентябре кобелякское уездное земское собрание по предложению своего гласного профессора Шимкова на местные церковные школы ассигновало 700 рублей; прилукское уездное земское собрание в начале текущего октября добавило 300 рублей на школы для девочек; хорольское уездное земское собрание тогда же ассигновало 300 рублей; в сентябре окончено постройкой и освящено здание для церковно-приходской школы в посаде Крюкове стоимостью более 5 тысяч рублей (построено на средства частного лица) и т.д. Все это цифры слишком и слишком скромные и сами по себе, и по сравнению с нашей нуждой. Мы привели цифры средств наших школ не с тем, чтобы показать (и не автору разбираемой статьи, конечно) наше богатство, но с тем, чтобы показать, чего достигло дело, несколько лет тому назад начавшееся из ничего, чтобы показать, что наше дело школьное развивается и растет, потому что исполняет свое назначение и достигает цели. Внимание и сочувствие общества к нашим церковным школам постепенно увеличивается и увеличивалось бы, если бы не поселяли недоразумений между ним и нами те, кто компонует свои статьи о школах выше разобранным способом. Мы видели, что разобранная статья представляет собой не критическое отношение к действительности, а прямую неправду. Не будем разбирать – легкомыслие это или злонамеренность, – пред нами факт газетной лжи, снабженной полным аппаратом, чтобы произвести на читателя впечатление. И зло сделано. Нам не обидна ложь неизвестного нам человека в органе, заявившем уже свою несправедливость в отношении церковных школ (например, летом настоящего года – хлесткая передовая статья о Киевских педагогических курсах для учителей второклассных школ; опровержение ее своевременно в «Киевлянине»); нам обидно то, что честные и добрые люди под влиянием статьи подобной получают превратное представление о деле. До каких пор будет продолжаться эта недостойная травля многострадальных школ церковных, да еще в Киеве, где впервые воссиял и окреп свет нашего родного церковно-книжного учения?!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Села Никольского на Филиной Зушице, Чернского уезда, церковной земли при одном священнике 36 дес. Помещение есть, прихожан 217 м. и 223 ж. и т. д. 689 Открывалось мест вообще много, но все в 200 душ: не много завидного! В Полтавской епархии открывалось очень много мест, особенно псаломщических и пономарских. Для образца укажем следующие: Села Великого Булатца (Лубенского уезда) – второе псаломщицкое место; жалованья положено 30 р. в год, земли ружной 42 дес., дом церковный; душ м. 798, ж. 776. Села Городни (Прилукского уезда) – священническое место; жалованья 120 р., земли ружной 33 дес., дом общественный; душ м. 983 и ж, 980. Села Ивахников (Лохвицкого уезда) – 2-е священническое место; жалованья положено 70 р. в год, земли ружной 32 дес., дом общественный; число душ: м. 2190, ж. 2265. Довольно любопытное явление представляют здесь средства обеспечения пономарей. Напр. «При церкви села Ново-Ивановки – вознаграждение пономарю – от прихожан 15 р. и добровольные доходы при требоисправлениях приблизительно около 30 р. и от церкви 10 р., всего 55 р.». «При церкви села Заплавки Троицкой (Константиноградского уезда) – содержание от причта по 4 коп. с рубля братских доходов, от прихожан небольшое пособие хлебом, и 20 р. за учительство в школе грамоты в д. Миненковой». —121— «При церквах местечка Сорочинец и местечка Шишак (Миргородского уезда) положено вознаграждения пономарям по 30 р. в год и добровольные доходы от прихожан при требоисправлениях и за занятие в школе грамоты приблизительно 30 р. в год». 690 Обязанностей много, а всего доходу приблизительно 60 р. в год. Не отправиться ли, читатель, за поисками хороших мест в другую епархию? В Подольских епархиальных Ведомостях в отчете о ревизии церквей, произведенной в сентябре 1892 г. Преосвященным Николаем, Епископом Балтским, Викарием Подольской епархии, между прочим читаем: С. Савватиновка (Балт. уезда). Священник из окончивших курс местной семинарии Порфирий Рженишевский, по отзыву благочинного, пастырь энергичный, открывший в 4-х поселках своего прихода в каждом по школе грамоты и толково научивший всех своих прихожан повседневным молитвам путем открытых им же внебогослужебных собеседований. Псаломщик Семен Добранский, домашнего образования, человек болезненный, но по службе исправен. Пономарь Никандр Ловинский, уволенный из III-ro класса Шаргородского духов. училища, назначен на настоящее место в конце Ноября 1891 г., но не явившийся к должности по день ревизии. Причтовые помещения очень стары, с земляными полами, между тем устройство новых на очередь еще не поставлено здесь даже и на 1893-й год». 691

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

викарий митр. Евлогия; с 17.04.1946 в сане архиепископа; с 7.06.1946 архиеп. Венский, вик. Западноевропейского экзархата; с окт. 1946 г. экзарх Среднеевропейских православных Церквей МП; с 16.11.1948 архиеп. Берлинский и Германский; с 26.09.1950 архиеп. Казанский и Чистопольский; † 18.12.1952. Сергий (Костин) 14.08.1955 хирот. во еп. Новороссийского; с 17.09.1956 еп. Костромской и Галичский; † 15.06.1959. Сергий (Кудрявцев) после 1917 г. хирот. во еп. Краснохолмского; † 16.04.1955. Сергий (Куминский) 1.09.1923 хирот. во еп. Радомышльского, вик. Киевской епархии; с 1928 г. еп. Бершадский, вик. Киевской епархии; с 1930 г. еп. Бузулукский, вик. Самарской епархии; с 22.11.1934 назначен еп. Ливенским, но в управ. не вступал; с 9.02.1935 еп. Рыльский; с 16.10.1935 еп. Вольский; с 1.04.1936 еп. Ачинский; с 4.11.1937 в заключении. Сергий (Лабунцов) после 1922 г. хирот. во еп. Прилукского; уклонился в лубенский раскол. Сергий (Лавров [Петров]) с 21.01.1917 еп. Семиреченский, вик. Туркестанской епархии; 1923–1926 врем. управ Ташкентской епархией; с 6.02.1927 в обновленческом расколе; женился. Сергий (Ларин) 15.08.1944 хирот. во еп. Кировоградского, вик. Одесской епархии; с 1946 г. еп. Одесский и Кировоградский (затем Одесский и Херсонский); с 30.10.1947 еп. Ростовский и Таганрогский; с 24.02.1948 еп. Ростовский и Новочеркасский; с дек. 1949 еп. Житомирский и Овручский; с 17.03.1950 еп. Гродненский и Брестский; с 1.02.1951 на покое; с 1.04.1952 еп. Тульский и Белевский; с 9.02.1954 еп. Астраханский и Сталинградский; с 27.07.1959 еп. Омский и Тюменский; с 3.04.1961 архиеп. Пермский и Соликамский; с 10.10.1962 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский; с 20.05.1964 архиеп. Ярославский и Ростовский; † 12.09.1967. Сергий (Мельников) 16.11.1925 хирот. во еп. Любимского, вик. Ярославской епархии; с 1927 г. епархией не управлял; † 12.12.1934. Сергий (Никольский) 23.03.1925 хирот. во еп. Ефремовского, вик. Тульской епархии; с 1927 г. еп. Бузулукский, вик. Самарской епархии; † 16.05.1930. Сергий (Петров Стефан) с 22.12.1913 еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

От монахов УПЦ потребовали покинуть Киево-Печерскую лавру из-за расторжения договора аренды 30 марта, 2023. Новостная служба Представители УПЦ обратились в суд 30 марта. ПРАВМИР. В начале марта руководство украинского национального заповедника «Киево-Печерская лавра» объявило о расторжении договора аренды с представителями УПЦ, заключенного в 2013 году, и потребовало, чтобы монахи покинули территорию лавры, пишут «Ведомости». «Основанием для расторжения договора дирекция заповедника назвала «нарушение монастырем условий договора по использованию государственного имущества», выявленное специальной комиссией, созданной по распоряжению украинского минкультуры в конце декабря 2022 года», — уточняет ведомство Представители УПЦ обратились в суд с просьбой оспорить расторжение договора. По словам председателя Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополита Нежинского и Прилукского Климента, для выселения монахов из монастыря нет юридических обоснований, и такое требование незаконно. Информация о выселении насельников Лавры вызвала общественный резонанс и даже обеспокоенность Папы римского Франциска. Он призвал стороны относиться с уважением к местам религиозного поклонения. Также монахов поддержали тысячи верующих, которые пришли на службу в Киево-Печерской лавре 29 марта. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ot-monahov-upcz-potreb...

Отталкиваясь от показаний окружения митрополита, судебный следователь по особо важным делам Н.Лучицкий допросил иеромонаха Германа (Нетребко), названного одним из убийц митрополита своим родственником. Герман оказался родом из села Ладино Прилукского уезда Полтавской губернии. Монах показал, что действительно имеет дальнего родственника Трофима Харитоновича Нетребко, который в 1913–1914 годах был послушником в Голосеевской пустыни, жил в Китаевской пустыни. Эти сведения совпадали с теми, которые сообщил о себе монахам один из явившихся к митрополиту солдат. В Ладино направили сотрудника Киевского уголовно-розыскного отделения, установившего, что Т.Нетребко в январе 1918 г. находился в Киеве. Допрошенный 6 ноября в Прилуках Трофим Нетребко свое участие в убийстве митрополита отрицал. Будучи арестованным и этапированным в Киев, показал, что и правда был послушником, но монахом не стал, работал до войны сторожем в Китаево-Голосеевской пустыни. В 1916 г. был призван, служил до 16 декабря 1917 г. в крепостной артиллерии Севастополя. Поехав в отпуск, Трофим послушался родственника Макария Нетребко и в разваливавшуюся армию больше не вернулся. Поступил на службу в Сердюцкий артиллерийский горный дивизион армии УНР. Правда, на службе Украине Т.Нетребко долго не задержался (с 3 по 15 января), дезертировал второй раз за один месяц и поселился у тетки Василисы Троянчук. Тут «классовое чутье» подсказало Трофиму переход на сторону красных, и он стал одним из защитников «Арсенала» от отрядов УНР. Попав в плен, содержался на гауптвахте, однако через сутки был освобожден красногвардейцами, зачислен ими в 436-й Новоладожский полк, но там прослужил лишь до 10 февраля и вернулся в родное село. Допрошенная 20 октября тетка Василиса сообщила, что Т.Нетребко проживал у нее, рассказывал, что 25 или 26 января (в дни убийства) был задержан красными на Александровской улице – у него нашли удостоверение военнослужащего армии УНР, чуть было не «вывели в расход». При этом трудно считать Трофима «идейным» борцом какой бы то ни было ориентации – типичная судьба крестьянского парня, попавшего в водоворот гражданского лихолетья.

http://pravmir.ru/bolshe-vyi-mitropolita...

Сердце чисто созда Господь во святем Василии; того бо ради и богословствова архипастырь Божественне, уясняя неизреченныя тайны Божества, и яко пророк древле, взываше: Единороднаго бо Сына, Благий, очищение в мир послал еси. Вознесе ум ко Пребожественным царственный священник Василий, и досточудно поучаше в Дусе ко Отцу глаголати: Единороднаго бо Сына, Благий, очищение в мир послал еси. Богородичен: Явися Тобою Господь в мир в рабии зраце, да нас от работы горькия измет, и Тя яви Свою Матерь, аки бы кладезь некий, от негоже всяк пиющий восприемлет токи благодати, аще токмо с верою притекает. Песнь 5. Ирмос: Союзом любве связуеми апостоли,/Владычествующему всеми себе Христу возложше,/красны ноги очищаху,/благовествующе всем мир. Щедрому и Милостивому Господу твоему подражая, коегождо возлюбил еси, отче священнейший, и о спасении душ попечение имея, радостно текл еси со апостолы стезею Евангельскою, благовествующе всем мир. Еже о нас закланному себе принесл еси, о Василие царственноимените, и в Царствии Небеснем вселился еси, вся глаголы Господни исполняя, яко сущий друг Божий; ныне же яко жив зде предстоиши, укрепляя данною ти благодатию души наша, благовествующе всем мир. Никакоже отступая пути праваго, богоборческое шатание низложил еси, Василие, сиянием святости твоея мглу греховную просвещая, и вкупе с мученики благовествующе всем мир. Богородичен: Никтоже возможет изрещи и капли от моря чудес Твоих, Чистая, никтоже и песни сложити Тебе достойныя дерзнет; обаче приими наше убогое пение, и излей на вся люди милости Твоя обильно. Песнь 6. Ирмос: Бездна последняя грехов обыде мя,/и волнения не ктому терпя,/яко Иона Владыце вопию Ти:/от тли мя возведи. Огнь возжег в сердце своем ревности яже по Бозе, и не убоявся страданий купно же и клеветы, уготова Василий себе обитель Духа Святаго, ничтоже отвещавая на поношения, обаче, якоже Павел древле, себе мня первым от грешник, смиренно ко Господу глаголаше: от тли мя возведи. Мужески ополчаяся противу козней диавольских, покаянием себе предуготовав к мучениям, взывал еси, отче Василие, ко Владыце: от тли мя возведи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На следующий день, 8-го числа, я пригласил этих вечерних собеседниц к своему обеденному столу. За обедом и недолго после обеда продолжалась в том же тоне, как и накануне, взаимная беседа. При прощании я дал им на дорогу 25 рублей, которые они приняли с видимым удовольствием и признательностью. После той роли, какую та и другая из этих странниц играли, в свое время, и в мире и в монашеской сфере, видеть их в настоящем положении было для меня и страшно и жалко. Того же 8-го числа, в 9-м часу вечера получена была мною из Софии (в Болгарии) от командира Тамбовского полка полковника Шульца телеграмма следующего содержания: «Тамбовцы, празднуя день своего полкового праздника, пьют за драгоценное здоровье Вашего Преосвященства и благодарят за Ваши молитвы ко Всевышнему, благодаря которым полк вышел со славою из борьбы со врагом». Телеграмма напоминает о том обстоятельстве, когда я 28-го ноября, при выходе из Харькова полков – Пензенского и Тамбовского за Дунай, напутствовал их, по совершении в Кафедральном Соборе молебна в путь шествующим, краткой речью и благословил иконой 1159 . 18-го ч. получено было мною два письма: одно из села Радьковки, Прилукского уезда, Полтавской губернии, от помещика Егора Александровича Раковича, совоспитанника по Горному Корпусу Преосвященного Леонида; другое из Киева от профессора Дух. Академии, Протоиерея А. М. Воскресенского. Вот что писал мне от 12-го числа г. Ракович: «Дошло до моего сведения, что Ваше Преосвященство изволите интересоваться письмами покойного Архипастыря Леонида, писанными им к разным лицам. Если приложенные у сего три письма моего однокашника, с семейством которого я был хорошо знаком, могут быть, по усмотрению Вашего Преосвященства, напечатаны вместе с разными другими, то благоволите, Преосвященнейший Владыко, приказать, сняв с них копию, переслать мне обратно, адресуя в г. Прилуки, Полтавской губернии. Последнее письмо покойный писал в ответ на мою просьбу молиться о выздоровлении жены моей, которая была тогда при смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Феодосий (Ганецкий) 18.05.1920 хирот. во еп. Коломенского, вик. Московской епархии; с 1929 г. сведений нет. Феодосий (Дикун) 4.07.1967 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 7.10.1967 еп. Полтавский и Кременчугский; с 7.09.1978 в сане архиепископа; с 4.10.1979 архиеп. Вологодский и Великоустюжский; с 27.12.1979 архиеп. Астраханский и Енотаевский; с 19.02.1990 архиеп. Хмельницкий и Каменец-Подольский; с 20.03.1990 архиеп. Ивано-Франковский и Коломыйский; с сент. 1991 г. архиеп. Винницкий и Брацлавский; с 1992 г. архиеп. Полтавский и Кременчугский. Феодосий (Кирика) 14.10.1933 хирот. во еп. Николаевского, вик. Одесской епархии; с 23.05.1937 еп. Курский; с авг. 1937 г. еп. Костромской; с 26.08.1937 в заключении. Феодосий (Коверницкий) авг. 1945 хирот. во еп. Черновицкого и Буковинского; с 12.12.1947 еп. Кировоградский и Николаевский; с 21.10.1949 на покое; с 16.11.1953 еп. Архангельский и Холмогорский; с 17.02.1956 на покое; † 27.05.1980. Феодосий (Нагашима) 02.11.1969 хирот. во еп. Токийского; в наст. время архиеп. Токийский, мирт. всей Японии. Феодосий (Погорский) 22.06.1958 хирот. во еп. Калининского и Кашинского; с 22.03.1960 еп. Пензенский и Саранский; с 25.02.1964 в сане архиепископа; с 30.07.1968 архиеп. Ивановский и Кинешемский; с 16.10.1973 архиеп. Уфимский и Стерлитамакский; † 3.05.1975. Феодосий (Процюк) 2.12.1962 хирот. во еп. Черниговского и Нежинского; с 30.03.1964 еп. Полтавский и Кременчугский; с 7.10.1967 еп. Черновицкий и Буковинский; с 2.02.1972 еп. Смоленский и Вяземский; с 9.09.1978 в сане архиепископа; с 26.12.1984 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх в Средней Европе; с 29.06.1986 архиеп. Омский и Тюменский; с 26.01.1990 архиеп. Омский и Тарский; с 25.02.1997 в сане митрополита. Феодосий (Сергеев) 2.02.1923 хирот. во еп. Прилукского; с 1923 г. в обновленческом расколе. Феодосий (Феодосиев) с 1918 г. архиеп. Смоленский и Дорогобужский; с 1919 г. в эмиграции; с 1922 г. архиеп. Виленский и Лидский ПАЦ; с 1939 г. на покое; † 1942.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И в этот момент пришла на помощь Алина Леонтьевна. Узнав о бедственном положении Костомарова, она бросила все свои дела и приехала в Петербург. Их свадьба состоялась уже 9 мая 1875 года в имении Алины Леонтьевны Дедовцы Прилукского уезда. Новобрачному было 58 лет, а его избраннице – 45. Костомаров усыновил всех детей А.Л. Кисель от первого брака. Семья супруги стала и его семьёй. Алина Леонтьевна не просто заменила Костомарову мать, взяв на себя организацию быта известного историка. Она стала помощницей в работе, секретарём, чтицей и даже советчицей в учёных делах. Самые известные свои сочинения Костомаров написал и опубликовал, будучи уже женатым человеком. И в этом есть доля участия его супруги. С тех пор лето историк проводил почти постоянно в селе Дедовцы, в 4-х верстах от г. Прилук (Полтавской губернии) и одно время был даже почетным попечителем Прилуцкой мужской гимназии. Зимой он жил в Петербурге, окруженный книгами и продолжая работать, несмотря на упадок сил и почти полную потерю зрения. Из последних трудов его можно назвать «Начало единодержавия в древней Руси» и «Об историческом значении русского песенного народного творчества» (переработка магистерской диссертации). Начало второго было напечатано в журнале «Беседа» за 1872 год, а продолжение частью в «Русской Мысли» за 1880 и 1881 годы под названием «История казачества в памятниках южнорусского народного песнетворчества». Часть этого труда вошла в книгу «Литературное наследие» (СПб. 1890 г.) под названием «Семейный быт в произведениях южнорусского народного песенного творчества»; часть просто затерялась (см. «Киевская Старина», 1891 год, 2, Документы и пр. ст. 316). Конец этой масштабной работы написан историком не был. В то же время Костомаров писал «Русскую Историю в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», тоже не оконченную (заканчивается биографией Императрицы Елизаветы Петровны) и крупные труды по истории Малороссии, как продолжение прежних работ: «Руина», «Мазепа и Мазепинцы», «Павел Полуботок». Наконец, им был написан ряд автобиографий, имеющих не одно только личное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010