Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕЖИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ), находится в г. Нежине Черниговской обл. (Украина). Нач. XVIII в.- 20-е гг. XX в. Монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. Нач. ХХ в. Монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. Нач. ХХ в. Основан в 1716 г. местоблюстителем Патриаршего престола митр. Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) , уроженцем Правобережной Украины, откуда его родители переехали в с. Красиловка близ Нежина. По инициативе митрополита и его брата - настоятеля (1702-1730) нежинского Николаевского собора прот. Павла Яворского было решено построить каменный храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы. П. Яворский скупил неск. дворов и передал митр. Стефану для построения на этой территории церкви, закладка которой состоялась в 1702 г. После победы царя Петра I Алексеевича над швед. войсками в 1709 г. под Полтавой митр. Стефан решил основать при строившемся храме обитель: «Отныне да будет памятник в Нежинском монастыре о победе, Богом дарованной всероссийскому самодержцу Петру Великому». Митр. Стефан прислал в церковь икону с изображением ангела и царя Петра I ( Филарет (Гумилевский). 1872. С. 164-165), с 1712 г.- неск. Евангелий в серебряных окладах, напрестольные кресты с частицами мощей святых и серебряные позолоченные потиры, жезл из слоновой кости и др. реликвии. 22 июля 1716 г. митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России Иоасаф (Кроковский) , митр. Стефан, епископы Черниговский и Новгород-Северский свт. Антоний (Стаховский) и Переяславский и Бориспольский Кирилл (Шумлянский) освятили храм. В том же году грамотой митр. Стефана повелевалось церковь «нарещи Назаретом Богородичным и монастырю быти при ней» (Там же. С. 166). В обители учреждалась архимандрития, «вечными времены Киевским митрополитам подлежащая». Архимандрит служил с рипидами, в мантии со скрижалями. С 1716 г. Н. Б. м. возглавлял архим. Модест (Ильницкий), с 1719 г.- архим. Епифаний (Тихорский), кандидат на Черниговскую архиерейскую кафедру, к-рый завел в обители синодик для ежедневного поминовения представителей царской фамилии и благотворителей, с 1722 г.- архим. Савва (Шпаковский; † 1749), в 1739 г. рукоположенный во епископа Архангелогородского и Холмогорского.

http://pravenc.ru/text/2564834.html

«“Закон о переименовании” государство принимало, чтобы ликвидировать УПЦ» Митрополит Климент (Вечеря) о Православии в пост-майданной Украине Сергей Мудров Украинская Православная Церковь, невзирая на смену руководства на Украине весной 2019 года, по-прежнему ощущает на себе давление со стороны центральных властей, а также продолжает оставаться объектом информационно-пропагандистских атак. По информации, которая была обнародована руководителем «Общественной правозащиты» Олегом Денисовым, с 2015 до 2018 годы в украинских СМИ появилось около 700 негативных материалов об УПЦ. По-прежнему действуют антицерковные законы 2018–2019 гг., обязывающие УПЦ сменить название (указав принадлежность к «государству-агрессору»), а также определяющие порядок «смены юрисдикции». Впрочем, для церковных рейдеров даже положения нового закона не обязательны к исполнению: храмы УПЦ захватывают и переводят в другую юрисдикцию безо всяких законов, просто по желанию «общественности» и местных властей. Храмы УПЦ захватывают и переводят в другую юрисдикцию безо всяких законов Но и в сложившейся ситуации УПЦ остается наиболее многочисленной Церковью Украины. О том, как приходится жить и действовать в непростых условиях пост-майданной страны, рассказывает митрополит Климент (Вечеря), председательУчебного комитета и Синодального информационно-просветительского отдела, главный редактор официального сайта УПЦ и управляющий Нежинско-Прилукской епархией. Митрополит Климент (Вечеря) Информационная политика – Мы отслеживаем публикации в СМИ, наблюдаем за медийной ситуацией. Но тенденции в целом очевидны, и они нас не удивляют. На Украине (да и не только в нашей стране) сегодняшние средства массовой информации – это отнюдь не независимая «четвертая власть». Как правило, СМИ – часть какого-то бизнеса, а этот бизнес связан с сопровождением определенных политических процессов. Все это отображается на содержании публикаций или телепрограмм. Конечно, если мы встречаем голословные обвинения, которые влекут за собой негативные последствия, то требуем опровержения этой информации.

http://pravoslavie.ru/142023.html

Есть один архивный источник, в котором говорится: «Села Прилуки Св. Духовская (прежде Покровская, в Духовскую освящена униатами)… шестого класса, деревянная церковь, построенная в 1763 году помещицей Ивановской. Штатного годичного жалованья причту 160 р. Земли при ней 33 десятины. Прихожан муж. пола 465 и женскаго пола 460 душ». Это единственный источник из находящихся в нашем распоряжении, в котором упоминается церковь Покровская, т. е. освященная в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Более нигде этот факт не нашел своего подтверждения, сколь мы ни старались. И это можно было бы оставить без внимания. Но сложнее отрицать другое: в хронологическую цепь событий этот факт без большой натяжки не вставить. Нет места, нет логики. Мы склонны считать, что это ошибка, таковые случались, увы. Если ошибаемся мы, более скрупулезный исследователь нас поправит, а мы ему будем благодарны. Семнадцатого мая 1795 г. благочинный Минской округи иеромонах Иоаким рапортовал в Минскую духовную консисторию о том, что «в результате его поездки с помощниками в село Прилуки с целью присоединения униатов к благочестию " ничего не успели " ». До 1839 г. прилукский приход находился в унии. В первой составленной после возвращения прихода в Православие ведомости за 1840 год есть свидетельство о том, что в 1778 г. церковь в Прилуках перестраивалась. Так как постройка была деревянной, к 1840 г. она изрядно обветшала. В клировой ведомости Прилукской церкви за 1842 год отмечалось, что храм из-за большой течи для проведения богослужений был непригоден. Утвари было недостаточно, церковь нуждалась в книгах, посуде и одежде. Земли при церкви усадебной было около десятины, пахотной одна уволока, сенокосной на 35 возов. Землей владел сам священник. Собственный дом священника был построен из дерева на церковной земле, к 1842 г. постройка была уже старой. Причт церковный состоял из священника и дьячка. На их содержание выделялось жалованье 160 рублей серебром в год. В состав прихода, кроме Прилук, входили селения Тимошки, Кохановщина, Слободка, Щомыслица, Максимилия, Волчковичи, Прилучки, Подгай, Лецковщина и Черкасы - всего около 750 жителей.

http://sobory.ru/article/?object=11481

кн. Н. Д. Жеваховым. 7 Материалы для биографии Святителя Иоасафа Горленко Ч. 1-я, стр. 141. 1907 г. Собран. кн. Н. Д. Жеваховым. С 1759–1706 г. Митрофан Горленко состоял игуменом Густынского монастыря (Краткий истор. очерк Густынского Святотроицкого монастыря). 9 Густынский Свято-Тройцкий монастырь (мужской), Прилукского Уезда, Полтавской губернии, в 7 (или 8) верстах от уездного города, расположен в долине реки Удая. Основан в 1600 г. на земле князей Вишневецких Афонскими выходцами («Густынская летопись»). Теперешние ученые утверждают, что время основания его относится к 1613–1614 г. (кратк. историч. очерк Густынского Свято-Троицк. мона­стыря, стр. 6-я, соч. Вл. Пархоменко). В этом монастыре в 1675 г. посвящен во иеромонахи Святитель Димитрий Ростовский . В 1843 г. эта обитель возобновлена с правами третьего класса монастыря. В течение многих лет она служила оплотом православия в борьбе с римск. католичеством. 10 Ладинский Пушкаровский Покровский Полтавской епархии, 3-го класса девичий монастырь, находится в Прилукском уезде, на правой сторон реки Удая, напротив местечка Журавки, в селе Ладыне, на берегу речки Ладинки, от которой и монастырь получил название свое – Ладинский. Время построения монастыря точно неизвестно. Но он существовал еще в XVI в. и был мужским. С января 18 дня 1619 года этот монастырь становится девичьим. Княгиня Ирина Ми­хайловна Вишневецкая ходатайствовала пред высшим духовным начальством о переводе монахов Ладинского монастыря в Густынский и об учреждении в Ладине девичьего монастыря. Просьба княгини Вишневецкой была удовлетворена. В Ладинском монастыре две цер­кви: 1) во имя Покрова Божией Матери и 2) во имя Св. Николая с пределом во имя Вознесения Господня. (История российской иерархии. Соч. архимандр. Амвросия, ч. Ч-я, стр. 2-я. 1813 г. Москва). 11 Во время болезни, незадолго до кончины, святитель Иоасаф, как известно, сказал родной своей сестре, полковнице Квиткиной: «Сестра! Излишняя строгость жизни не дает мне веку дожить». Из этих слов, видно, что причиною болезни его служила строго-подвижническая жизнь, которую он вел во время своего искуса, когда не ел ничего вареного, и в последующее время – до кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

до Росс., 1860–61 г.”, 6 (За­метки о г. Торжке; здесь сказано, что приписан к Борисоглеб. м-рю); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VIII, прилож., (в 1690 г. со­стоял приписным к Новгор. архиер. дому). 1958 . Пятницкий – Полотский, мужской, давно уничтоженный, в городе Полоцке, Витебской губ. В судной гра­моте 1553 г. Полоцк. архиеп. Германа упоминается игумен м-ря Кондратий. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 507; “Акты Зап. Р.”, III, 12 (Судн. гр. 1553 г.). 1959 . Раифская – Богоявлен­ская, мужская пустынь, где ныне село Пышакское, Вятской губ., Орловского у., в 50 вер. к сев.-вост. от Орлова, при р. Пышаке. О ней известно только, что в 1703 г. здесь был строителем Иа­ков, а в 1708 г. Филарет. В 1722 г. пустынь имела во владении 13 дворов крестьян со 142 душами. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 811; “Календарь Вят. губ.”, 1885 г., 193 (список м-рей Вят. края). 1960 . Ризположенский – Деймановский, мужской, ныне село Деймановка, Полтавской губ., Прилукского у., в 35 вер. к вост. от Прилук и в 5 вер. к зап. от мест. Сребного, при рч. Лесогоре. О нем известно только, что он в XVIII ст. был приписан к Густинскому Троицкому мон. и имел тогда деревянную церковь во имя Поло­жения ризы Божией Матери. В 1723 г. в реестре монастыря Киевской епархии значится в числе пустыней Заднепров­ских – и Деймановская. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 12; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, 1723 г., прилож., CXI, XXIX. 1961 . Роговский, мужской, ныне едва заметные остатки близ дер. Роги, Херсонской губ., Тираспольского у., в 63 вер. к сев.-сев.-зап. от Тирасполя и в 7 вер. к сев. от Дубоссар, у самой по­дошвы крутой, возвышенной каменистой горы, на лев. бер. р. Днестра. История его неизвестна, но, судя по неприступности местности, он еще существовал до за­владения краем татарами. Остатки цер­кви и келии иссечены в отвесной скале. “Херсон. губ. в.”, 1850 г., 2 (Заметки о Дубоссарах). 1962 . Рогозерская – Богоявлен­ская, мужская пустынь, совсем уни­чтоженная, ч. место ее заросло диким лесом, ныне озеро Рогозеро (на карте Ран­гозеро), Олонецкой губ., Пудожского у., в 40 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

7 декабря 1910 года состоялось определение Святейшего Синода, а 10 декабря последовало высочайшее повеление о бытии протоиерею Иустину Ольшевскому, по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита, епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии. Примечательно, что определение Святейшего Синода о возведении отца Иустина в сан епископа состоялось 7 декабря – в день памяти святого Амвросия Медиоланского и в день памяти архиепископа Амвросия (Серебренникова), нетленно почивающего в полтавском Крестовоздвиженском монастыре, настоятелем которого по возведении в сан епископа и назначался отец Иустин. Высочайшее же повеление о бытии отцу Иустину епископом последовало 10 декабря, в день смерти святителя Иоасафа Белгородского , уроженца города Прилуки, от какового города отец Иустин имел именоваться епископом Прилукским. Пострижение отца Иустина в монашество совершил 23 декабря архиепископ Полтавский Назарий и нарек отцу Иустину имя Сильвестр в память знаменитого епископа-богослова Сильвестра, но отец Иустин узнал свое иноческое имя только во время самого чина пострижения. 16 января 1911 года была совершена хиротония архимандрита Сильвестра во епископа Прилукского в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. По возвращении преосвященного Сильвестра в Полтаву встретило его полтавское духовенство вместе с отцом преосвященного Сильвестра, маститым старцем иереем Львом, здравствующим и ныне, и с матерью владыки, недавно скончавшейся. Три с лишком года святительствовал преосвященный Сильвестр на Прилукской кафедре, настоятельствуя в Крестовоздвиженском полтавском монастыре. 13 ноября 1914 года состоялось назначение преосвященного Сильвестра епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии. Покидая Полтаву, ставшую для владыки второй родиной, и отправляясь в далекую Сибирь, преосвященный опасался погрузиться в холод, но теплота отношений, скоро создавшихся на новом месте служения владыки, сделала то, что и не почувствовалось холода. Недолго был в Челябинске преосвященный Сильвестр: 4 июня 1915 года последовало высочайшее повеление о бытии епископу Челябинскому Сильвестру епископом Омским и Павлодарским. Совершив паломничество к мощам небесного покровителя Сибири святителя Иркутского Иннокентия, 8 августа преосвященный Сильвестр прибыл в город Омск.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Одним из людей, сиянием своей чистой души освятившим эпоху Елисаветы и пользовавшимся личным почитанием императрицы –был епископ Белгородский Иоасаф. Почитание святителя Иоасафа Белгородского чрезвычайно распространено в малороссийских губерниях. Постоянно приходится встречать там иконописные, и часто большого размера, изображения святителя, висящие в углу комнаты, как иконы, или в божницах, вместе с другими образами. В Белгород „к святителю Иоасафу ездят на богомолье“. Несомненно, краткая, но чрезвычайно богатая подвигами добра и христианской ревностью жизнь святителя произвела сильное впечатление на соплеменную ему Малороссию, а „жизнь святителя по смерти“ – засвидетельствованные случаи подачи им чудесной помощи поддерживают это впечатление. Святитель Иоасаф происходил из известного малороссийского рода Горленко. Его прадед, Лазарь Горленко был выходцем из Заднепровья. Он бежал от гнета польской унии 6 вместе с другими православными. Он славился своей воинской удалью. В начале XVII века он основался в городе Прилуках, где долгое время занимал влиятельную должность полковника Прилукского казачьего полка. Сын его Димитрий и внук Андрей наследовали его звание. Лазарь и Андрей получили от государей значительные земли в Черниговской области, наследованные Андреем. Любовь к бедным была отличительной чертой Андрея Горленки, наравне с благочестием. Женат был Андрей на представительнице знаменитой малорусской фамилии Апостол, Марии Даниловне. Ее отец был малороссийским гетманом. Доселе сохранились многие малороссийские фамилии, считающие себя в родстве со святителем Иоасафом. Святитель Иоасаф родился в праздник Рождества Богородицы, во время литургии – 8 сентября 1705 г. По древнему обычаю давать новорожденному имя святого, память которого празднуется вскоре за днем его рождения – младенца назвали Иоакимом, в честь отца Пресвятой Девы. О детстве святителя Иоасафа почти никаких сведений не сохранилось. Можно думать, что он был в высшей степени серьезный, вдумчивый ребенок. Развитие в нем религиозности с первых лет его жизни не подлежит сомнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прилуки. Храмовый комплекс. Спасо-Преображенского собора и Николаевской церкви. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Украина, Черниговская обл., Прилукский р-н, Прилуки, ул. Шевченко,1 Координаты: 50.597894, 32.388249 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Собор Спаса Преображения Церковь-колокольня Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты На территории бывшей Прилукской крепости, рядом с " полковой канцелярией " , возвышается величественный пятикупольный храм, оформленный в сдержанных формах позднего барокко. Это Спасо-Преображенский собор - архитектурная доминанта Прилук, украшение и гордость старинного города. Строительство храма началось в 1705 г. силами и средствами общины на месте сгоревшей в 1655 г. деревянной Спасской церкви. Когда в 1714 г. прилуцким полковником стал Игнат Галаган, он выделил значительные средства на завершение храма, а также Николаевской церкви с колокольней. Структура Спасо-Преображенского собора повторяет деревянные украинские пятикупольные храмы, и внешне он очень был на них похож - с компактной планировкой и суровым, аскетическим видом белых, почти лишенных декора фасадов. Архитектурный образ собора, вероятно, был навеян Нежинским Николаевским собором и Троицким собором Густынского монастыря. Однако народные мастера, которые строили храм, не стали просто копировать, а придали ему собственные неповторимые черты. Строительство было закончено в 1720 г. Внутри сохранились росписи и старинные иконы. В правой апсиде собора находится склеп с останками прилуцкого полковника Игната Галагана. В 1781 и 1834 гг. храм пострадал от пожаров. В результате ремонтов изначальная грушевидная форма куполов была изменена на сферическую граненую с фонариками. В интерьере, как и на фасадах, подчеркнута вертикальная направленность композиции. Этому способствуют высокие ниши, в которых размещены окна в два яруса. Спасо-Преображенский собор в Прилуках завершает линию развития девятикамерных пятиглавых соборов. Этот архитектурный стиль, сформировавшийся после освободительной войны 1648-1652 гг., был самым распространенным на первом этапе развития архитектуры эпохи Гетманщины.

http://sobory.ru/article/?object=05974

Варсонофий (Еропкин; † 1688), митрополит. С 1667 г. архимандрит Симонова монастыря. В 1671 г. хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского с возведением в сан архиепископа. С 1676 г. митрополит Сарский и Подонский. Варфоломей (Ремов Николай Федорович; 1888–1935), архиепископ. С 1916 г. экстраординарный профессор МДА. В 1920 г. подвергался аресту. В 1921 г. хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Московской епархии. В 1923–1929 гг. настоятель Московского Высокопетровского монастыря. В 1928 г. арестован, освобожден после дачи подписки о сотрудничестве с ОГПУ. С 1932 г. архиепископ. В 1935 г. вновь арестован. Расстрелян. Василий (Беляев Павел Ильич; 1870 – после 1931), епископ. В 1925 г. хиротонисан во епископа Спасо-Клепиковского, викария Рязанской епархии. В 1925–1927 гг. находился в заключении в Соловецком лагере. С 1 августа по 23 сентября 1927 г. в ссылке в пос. Хэ Обдорского р-на Тобольского округа, проживал вместе с митрополитом Петром. В 1927–1929 гг. епископ Елецкий, викарий Орловской епархии; в 1929–1931 гг. епископ Бутурлиновский, викарий Воронежской епархии. Арестован в 1931 г. Дальнейшая судьба неизвестна. Василий (Богдашевский Дмитрий Иванович; 1861–1933), архиепископ, доктор богословия, профессор. В 1914–1920 гг. ректор КДА. В 1914 г. хиротонисан во епископа Каневского, викария Киевской епархии. В 1923 г. арестован, до 1925 г. в ссылке. С 1925 г. архиепископ. Умер от голода в Киеве. Василий (Димопуло; 1867–1934), архимандрит. В 1924 г. назначен настоятелем подворья Вселенского Патриарха в Москве при храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, представитель Константинопольского Патриарха в Москве, почетный член обновленческого «Священного Синода». С 1932 г. представитель Александрийского Патриарха в Москве. Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870–1930), священномученик, епископ. Член Св. Собора 1917–1918 гг. по избранию как мирянин от Рязанской епархии. В 1925 г. хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Арестован в 1926 г. В 1926–1929 гг. в заключении в Соловецком лагере. Находился в оппозиции к митрополиту Сергию (Страгородскому) . После лагеря был отправлен в ссылку, где в 1929 г. был арестован и этапирован в Москву. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

22 января обстрел снова усилился и достиг своего апогея 23 ян­варя, когда Лавра оказалась под непрерывным огнем, так как большевистские разведчики доносили, будто с лаврской коло­кольни ведется обстрел большевистских отрядов, чего в действи­тельности не было. Во время ураганного обстрела Лавры 23 янва­ря в одну из икон попала шрапнельная пуля; пробив стекло, она вошла в икону, в область сердца Богоматери, – это был образ Казанской иконы Божией Матери. Вид этой иконы впоследствии произвел потрясающее впечатление не только на верующих бого­мольцев, но и на большевиков, которые с изумлением останавли­вались перед ней. Вечером 23 января большевики овладели Лаврой, и, по сви­детельству очевидцев, в «ней начались такие дикие насилия и проявления варварства, перед которыми бледнеют известные нам из древних летописей сказания о грабежах и насилиях, про­изводившихся дикими монголами во время разорения Киева и Лавры в 1240 году. Вооруженные толпы людей врывались в хра­мы, с шапками на головах и папиросами в зубах, производили крик, шум и безобразия во время богослужения, произносили невыразимые ругательства и кощунства над святыней, вламыва­лись в жилища монахов днем и ночью, стреляли над головами... избивали стариков, грабили что только попадалось под руку, останавливали монахов днем на дворе, заставляли их раздевать­ся и разуваться, обыскивали и грабили, издевались и секли нагайками... Подобные насилия происходили в течение всего дня 24 января» . Митрополит Владимир до 23 января жил в верхнем этаже мит­рополичьих покоев, а 23 января по совету близких он перешел жить в нижний этаж, куда пригласил епископа Прилукского Феодора. Сутки они провели в алтаре нижнего храма во имя святителя Михаила, первого митрополита Киевского. 24 января, перед литургией, митрополит Владимир отслужил в Великой церкви акафист Успению Божией Матери. По наблюде­ниям сослуживших с ним, чтение акафиста митрополитом в этот день отличалось особенной проникновенностью и задушев­ностью. Около полудня 24 января в трапезную Лавры явилось четверо солдат, которыми руководил предводитель, одетый в кожанку и морскую фуражку. Главарь остался недоволен черным хлебом, ко­торый был подан к обеду. Бросив хлеб на пол, он заявил:

http://fond.ru/kalendar/89/vladimir/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010