Т.Г. Шевченко во время своих путешествий в 1844-1845 г.г. по Переяславщине обратил внимание на церковь в Иваницах. В 1854-1855 г.г. в своей повести «Музыка» Шевченко записал, что в селе Иваница возле Прилук видел «старую деревянную одноэтажную церковь и четырёхгранную колокольню». Это и была церковь Юрия; ей тогда было уже около сотни лет. Стояла на кладбище в начале XX в. и старая бревенчатая колокольня - простых монументальных архитектурных форм. Квадратный в плане сруб стен нижней половины (кладовка) окружал подвал на столбиках. В верхней половине сруба размещались колокола. В каждой грани было прорезано по одному окну «слуха». Перекрывала колокольню стремительная палаточная «подпоясанная» крыша, крытая дранкой. Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко, перевод с украинского. Иваница - сотенное местечко Прилукского полка. С 1802 года в составе Прилукского уезда Полтавской губернии. На сегодняшний день село Ичнянского района Черниговской области. Храмы: Николаевский, Георгиевский, Троицкий. 1779 год. Исповедная роспись ЦГИАК Ф. 127, оп. 1012, ед. хр. 1136 Старейшей из деревянных церквей Левобережья башенного типа является церковь Юрия в Иванице Черниговской области, построенная в 1654 г. Строение трехсрубное, одноэтажное, сосновое на дубовых основах. План церкви состоит из четырехгранного притвора, просторного восьмигранного центра и шестигранного в плане алтаря. Центральный участок в плане чуть ли не вчетверо больше бабинец, и сруб стен центра более чем втрое выше сруба бабинца. В алтаре сруб стен такой же небольшой и низенький, как и в притворе. Контрастом объемов срубов притвора и алтаря и центра мастер выделил и максимально подчеркнул монументальность объема сруба стен центрального участка и сосредоточил на нем внимание зрителя. Сруб стен церкви Юрия в Иванице в интерьере наверху застегнут напряженно возведенными гранями крутого излома. Снаружи зал перекрыт низкой «подпоясанной», когда-то вероятно гонтовой или с драниц, крышей. Завершает участок маленький стройный глухой декоративный фонарик. Этому типу церквей, как и его прототипу – замковой башне – вполне подходит строго простая и в то же время лаконично выразительная форма верха.

http://sobory.ru/article/?object=38517

В 1993 г. общине и братии досталось тяжёлое наследие. Памятник истории и архитектуры был изуродован и полуразрушен. В течение 20 лет были восстановлены храмы, братские корпуса, благоустроена территория. При монастыре созданы пекарня, мастерские, животноводческая ферма, птичник, сенокос, пасека, теплицы, гостиница для паломников. 28 августа, в День Успения Пресвятой Богородицы, проводятся ярмарки, на которой представлены монастырский мёд и пряники, травяные сборы, мыло ручной работы, свечи. Открыта воскресная школа. Возле монастыря зеленеет новой крышей здание 1843 года, на охранной табличке которого написано, что это гостиница. Святыми покровителями Густынского Свято-Троицкого женского монастыря являются святитель Димитрий Ростовский, святитель Иоасаф Белгородский, Прилукский чудотворец и три христианские добродетели Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. В центральной части обители под высоким ясенем установлена памятная табличка Тарасу Григорьевичу, увидевшему в 1845 г. Густынь в плачевном состоянии и изобразившему храмы в альбоме и в прозе: «Я изволите видеть, по поручению Киевской археографической комиссии, посетил эти полуразвалины... Узнавши все это и нарисовавши, как умел, главные, или святые ворота, да церковь о пяти главах Петра и Павла, да ещё трапезу и церковь, где погребен вечныя памяти достойный князь Николай Григорьевич Репнин, да ещё уцелевший циклопический братский очаг, - сделавши, говорю, всё это, как умел... » http://www.trip-impressions.com Густынский Троицкий мужской расположен на территории Прилукского уезда Полтавской губернии, сегодня - Прилукского района Черниговской области. В прошлом мужской монастырь, а возрожденная обитель - женская. Из дневниковых записей Стефана Таранушенко: «Колокольню каменную с церковью во имя Великомученицы Варвары коштом монастырским за игумена Иосифа Дудуревича заложено в 1719 году и алтарь было довершено, а колокольня развалилась в 1724 году, а алтарь в целости с крайне обветшалой крышкою. Варвариснкая церковь возобновлена в 1875 году.

http://sobory.ru/article/?object=06326

312 Это храм Воскресения Христова, построенный святым равноапостольным царем Константином († 337) и матерью его Еленой († 327) над гробом Господним и освященный 13 сентября 335 года. В память этого события установлено празднование Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) – 13 сентября. 313 Святитель Иоасаф происходил из известного малороссийского рода Горленко. Его прадед, дед и отец носили звание полковника Прилукского казачьего полка. Прадед и дед святителя получили от Государей значительные земли в Черниговской области, наследованные его отцом Андреем. 314 Не получив родительского благословения на монашество, Иоаким тайно от родителей удалился в уединенный Киевский Межегорской монастырь, где на двадцатом году был пострижен в рясофор с именем Илариона. Узнав об этом, родители простили его и послали ему благословение. Спустя еще два года, 21 ноября 1626 года, будущий святитель был пострижен в мантию с именем Иоасафа в Киево-Братском монастыре. 316 Тело святителя Иоасафа оставалось непогребенным в ожидании прибытия посланного на погребение Переяславского епископа Иоанна (Козловича), задержавшегося из-за сильного разлива вод. 320 Ср.: «...Честныя мощи твоя нетленны обретошася, яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, и всем верным источающе различная исцеления...» (кондак на обретение мощей, 5 июля, глас 8-й). 321 Ср.: «Поминай стадо, еже собрал еси, мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие преподобие отче наш» (тропарь преподобному Сергию, глас 4-й). 322 Ср.: «Ублажим Иоанна приснопамятнаго, от земли преселяющагося, и земли не отступающаго, но живуща, и ждуща страшное Владыки второе пришествие» (служба на преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 26 сентября, на малой вечерни, стихира на Господи воззвах, на «Слава»). 324 Икона Божией Матери «Избавительница» первоначально находилась в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой горе Афон; одним из первых чудес, которыми прославилась эта икона, было чудо исцеления умирающего мальчика из греческого селения Мавровуни. В 1889 г. она была отдана в благословение новоустроенной тогда Ново-Афонской Симоно-Кананитской обители на Кавказе, в пределах Российской империи. Празднование 17 октября было установлено в воспоминание чудесного спасения Государя императора Александра III с его семейством при крушении поезда 17 октября 1888 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Архимандрит Михаил (Грибановский) , уроженец Тамбовской епархии, – магистр С -Петербургской духовной академии, XLI курса (1880–1884). По окончании академического курса, в течение которого он принял иночество, иеромонах Михаил в мае 1884 года богословским отделением Академии был представлен академическому совету для замещения кафедры основного богословия. После защиты им в собрании профессоров диссертации pro venia legendi под заглавием «Религиозный элемент в философии Гераклита» и двух пробных лекций, иеромонах Михаил 14 июня 1884 года был допущен к преподаванию в Академии основного богословия в качестве приват-доцента, с возложением на него обязанностей штатного преподавателя. В 1887 году он был назначен исправляющим должность инспектора С -Петербургской академии и утвержден в степени магистра богословия по защите представленной им диссертации под заглавием «Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью. Выпуск первый. Истина бытия Божия». В следующем году иеромонах Михаил был утвержден в должности инспектора и возведен в сан архимандрита. Через два года расстроившееся здоровье о архимандрита заставило его просить об увольнении от духовно-учебной службы, каковое и последовало по определению Святейшего Синода от 16–19 августа 1890 года, а 22 августа того же года архимандрит Михаил был назначен настоятелем посольской церкви в Афинах и эту должность проходил до настоящего времени. По всеподданнейшему докладу Святейшего Синода 28 июня сего года последовало Высочайшее соизволение на возведение архимандрита Михаила в сан епископа с назначением его викарием Полтавской епархии. Чин наречения о архимандрита во епископа совершали: первенствующий член Святейшего Синода высокопреосвященный митрополит Палладий и присутствующие в Святейшем Синоде преосвященные архипастыри: Антоний, архиепископ Финляндский, Виссарион, епископ Костромской и Галичский, и епископ Маркелл, а хиротония во епископа совершена собором архипастырей 6-го августа в Казанском соборе. При наречении во епископа о архимандрит Михаил произнес нижеследующую речь: Речь архимандрита Михаила при наречении его во епископа Прилукского

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

С особенной нежностью и лаской отец Иустин относился к детям, которых любил безгранично. Дети инстинктивно чувствовали это и в присутствии его не обнаруживали ни малейшей тени смущения или робости, что, конечно, отражалось и на их ответах. Неудивительно поэтому, что всякое посещение отца Иустина являлось истинным праздником для школы. Вместе с отцом Иустином в школьную атмосферу проникала свежая, бодрящая струя тепла, ласки и нравственного освежения. И чем дальше шло время, тем глубже и прочнее становились духовные связи отца Иустина с церковно-школьной семьей...» 16 12 мая 1902 года определением Святейшего Синода священник Иустин Ольшевский был награжден саном протоиерея 17 . В этот период епархиальное начальство, видя его ревностную деятельность на церковном поприще, а также высоконравственный образ его жизни, неоднократно предлагало ему принять сан архиерея, но отец Иустин по своему смирению всякий раз отклонял это предложение. Только в конце 1910 года, после двадцатилетнего служения на поприще епархиального миссионера, восемнадцатилетнего служения в сане пресвитера он наконец дал свое согласие на возведение в сан епископа. Радостным для епархии стало известие о призвании отца Иустина к святительскому служению. В глазах верующего народа, перед которым проходила вся жизнь и деятельность пастыря-подвижника, он уже давно почитался достойным этого ответственного сана. Архиепископ Полтавский Назарий (Кириллов) призвал протоиерея Иустина Ольшевского принять иночество и ходатайствовал о назначении к себе викарным епископом. 10 декабря 1910 года Святейший Синод распорядился назначить протоиерея Иустина Ольшевского епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии с пострижением в монашество. 23 декабря 1910 года архиепископ Назарий постриг протоиерея Иустина в мантию с наречением ему имени в память преподобного Сильвестра Печерского, а 25 декабря, в праздник Рождества Христова, иеромонах Сильвестр был возведен в сан архимандрита 18 . В субботу 15 января 1911 года в Санкт-Петербурге, в зале заседаний Святейшего Синода, произошло наречение архимандрита Сильвестра во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

О таковом приглашении долгом поставляю сообщить Вашему Преосвященству и покорнейше просить Вас, в том случае, если по каким либо причинам Вы не изволите воспользоваться сим приглашением, не оставьте меня извещением о сем к 4-му числу мая, для уведомления Обер-Гофмаршала Нарышкина“. 3 ч. случайно зашла ко мне, отыскивая Киевского митрополита, супруга Тайн. Сов. Н.А. Новоселова, Анна Павловна. Я принял ее с уважением, пригласил в гостиную и вступил с нею в беседу. Она оказалась особою умною, образованною и благочестивою. Имея при себе некоторые сочинения своего мужа Николая Александровича, а —223— 1884 г. именно: 1) Средства к подъему производительных сил России, СПб. 1883 г.; 2) Мысли о деньгах и кредит в России, СПб. 1883 г.; 3) Социальные вопросы в России, СПб. 1884 г. и 4) Современные задачи Государственной экономии в России, СПб. 1884 г., Анна Павловна хотела представить их, без сомнения, по поручению мужа, Киевскому Владыке, но, увлекшись беседою, вручила их мне. я не захотел остаться в долгу и предложил Ее превосходительству некоторые из своих изданий. Это случайное обстоятельство было поводом к моему знакомству с Н.А. Новоселовым. Н. А-ч, по окончании курса в университете, был в 50–х годах чиновником за Обер-Прокурорским столом в Св. Синоде при граф. Н.А. Протасове. Состоя впоследствии Градским Головою в Одессе, он занимался, между прочим, изданием переводов с немецкого книг церковно-полемического и духовно-нравственного содержания; в последнее время занимается социальными, политико-экономическими и финансовым вопросами и нередко помещает свои рефераты в Московских ведомостях. Но вдаваясь в разные, более или менее, выгодные предприятия, он, как слышно, расстроил свое состояние. В тот же день, в 2 часа пополудни, в домовой церкви, В. Кн. Николая Николаевича Старшего, совершен был Московским Митрополитом благодарный молебен по случаю 2-ий годовщины учреждения Православного Палестинского Общества, и затем, в обширной зале дворца, происходило торжественное годичное заседание общества под председательством В. Кн. Сергия Александровича, в присутствии В. Княг. Александру Иосифовны, В. К. Константина Константиновича, митрополитов Исидора и Иоанникии, архиепископов: Варшавского Леонтия, Тверского и Ярославского Ионафана, епископов: Рязанского Феоктиста 2280 и Прилукского Илариона, ново-рукоположенного викария Полтавского и др. лиц. В этом заседании избраны были в Почетные Члены епископы: Дионисий 2281 Уфимский, Никанор Херсонской и протоиерей Мих. Федор. Раевский (накануне сего дня скон-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—224— 1884 г. чавшийся в Вене, где он состоял настоятелем Посольской церкви) 2282 . —225— 1884 г. А в 3 часа я присутствовал, вместе с прочими членами Синода и многими светскими лицами, за трапезою у высокопреосвященного митрополита Киевского Платона. Это были, кажется, прощальный обед ради Наместника его по Киево-Печерской Лавре, архимандрита Илариона, за несколько дней пред тем, именно 29 апреля, рукоположенного во епископа Прилукского. 5-го ч. получил я письмо из Москвы от протоиерея Казанского Собора Д. Кастальского, который писал мне от 3-го числа; „Осмеливаюсь во имя уважаемой Вашим Высокопреосвященством, а также и мною, памяти покойного протоиерея Александра Ивановича Новоструева и по просьбе его супруги Софьи Михайловны, снова беспокоить Ваше Высокопреосвященство тем же делом о Церковно-Библейском Словаре, о котором уже и писал Вам прежде, если не ошибаюсь, в январе. После того от Его Превосходительства г. Директора Хозяйственного Управления, Андрея Григорьевича Ильинского я получил извещение, что словарь к изданию признается неготовым, но что Св. Синод согласен приобрести его, если на то согласна будет вдова Невоструева, и что в таком случае признается возможным исходатайствовать ей вознаграждение в размере 400 рублей. Я 10-го февраля отвечал Его Превосходительству, что Софья Михайловна Невоструева согласна оставить Словарь в собственность Св. Синода за означенное вознаграждение, что она и заявила собственноручно на моем письме. Она теперь ждет этого вознаграждения и просит меня ходатайствовать о нем. Передавая её просьбу Андрею Григорьевичу, я в тоже время осмеливаюсь просить и Ваше Высокопреосвященство исходатайствовать пред Св. Синодом вдове Невоструевой обещанное вознаграждение 400 рублей за Словарь её мужа“. В тот же день получено было мною от Обер-Проку- —226— 1884 г. рора Св. Синода от 4-го числа, за 2025, отношение след. содержания: „Согласно определению Святейшего Синода, сделано было мною сношение с Военным Министром о командирований депутатов от воск в Высочайше утвержденную, под председательством Вашего Преосвященства, Комиссию, для обсуждения вопроса о соединении в одном лице исполнения обязанностей по должностям Главного священника Гвардии и Гренадер и Главного священника Армии и Флотов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стоя в тоже время в преддверий светлого и преславного торжества о тридневном Воскресении из гроба Христа Жизнодавца, простираю к Вашему Блаженству из отдаленного, но не чуждого Вам, края радостное, сыновнее o Христе приветствие с сим всемирным торжеством и смиренно прошу Вас, приснопамятный для меня Святитель, не лишить меня и вверенную мне паству Вашего молитвенного воспоминания при совершении Бескровной Жертвы в великом и пречудном храме Живоносного Христова Воскресения. Вашего Блаженства, Досточтимого o Господе Святителя, всецело преданный и покорнейший послушник Савва Архиепископ Тверской и Кашинский. P. S. Пишу из Твери, куда прибыл из Петербурга на Страстную и Светлую Седмицы“. 17-го ч. мною получено из Полтавы и из Харькова два письма. Из Полтавы писал мне от 14-го числа преосвященный архиепископ Иоанн: „Издавна питаю к Вам чувства глубокого уважения и братской любви, хотя, за недосугом, никогда не писал Вам, даже и тогда, как Вы были моим добрым соседом по Харьковской епархии; но я никому не писал, не взирая на то, что ко многим и многим из моих собратий по Архиерейству питаю те же чувства любви и уважения. Ныне и я решаюсь беспокоить Вас моим письмом и покорнейшею просьбою. Ослабленный постигшею меня болезнию, хотя – милосердием Божиим – укрепился настолько, что уже третий месяц занимаюсь текущими делами, я решился, по примеру своих собратий, просить Святейший Синод о назначении мне Викария. Прошу Ваше Высокопреосвященство – не откажите в своем братском содействий по этому делу и, если имеете в виду не старого и достойного кандидата на должность Викария, по обсуждении —195— 1884 г. по сему предмету в Святейшем Синоде, не оставьте своим указанием“. Ходатайство Преосвященного Св. Синодом было уважено: ему Викарием назначен был наместник Успенской Киево-Печерской Лавры, архимандрит Иларион 2260 , с званием епископа Прилукского. Из Харькова от 15-го ч. писал протоиерей С.А. Иларионов: „Помолившись Господу Богу в знаменательный день Вашего рождения о вашем драгоценном здравии и непременяемом благополучии, спешу выразить чувства глубокого сыновнего высокопочитания и беспредельной Вам преданности. Да приложит Вам Господь дни на дни и да приосенит Своею благодатию и души приснопамятных родителей ваших в Царстве Славы! В сердце моем, вашим отеческим вниманием ко мне, так много напечатлено отрадного и незабвенного, что я не знаю, когда и чем могу возблагодарить или послужить Вам; одна недостойная молитва за Вас и родителей ваших служит мне утешением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из месяцеслова Православных святых Святитель Иоасаф Белгородский 22 (К 200-летию его преставления) 4 сентября, 10 декабря Из родовитых семей малороссийского края произошел святитель Иоасаф. Полковниками Прилукского казачьего полка были предки, с отцовской стороны, Иоакима Горленко, родившегося 8 сентября 1705 г. Дочерью гетмана Даниила Апостола была его мать Мария. Благочестив был отец Иоакима, Андрей Горленко, сестра же и брат последнего приняли иноческий образ. Учениками Киево-Братской Могилянской академии состояли отец и дядя Иоакима. В ту духовную школу и был отдан в обучение восьмилетний отрок. Мать городов Русских, с Печерской Лаврой, другими обителями и храмами, дала много умному и восприимчивому ко всему доброму Иоакиму, утвердив то хорошее, что вложено было в него боголюбивой семьей. При постоянном молитвенном общении с великими святынями колыбели русского христианства рано созрела у него решимость посвятить себя Богу. Достигнув 18 лет, он открыл свое благое намерение родителям, но, неожиданно для себя, встретил препятствия с их стороны. Нелегко далась ему борьба между исполнением воли любимых им родителей и все больше захватывавшим его стремлением к иночеству. Наконец, решение принято Иоакимом. Он покидает академию и скрывается под сень старого Межигорского монастыря вблизи Киева. 27 октября 1725 г. он принимает иноческий постриг и нарекается Иларионом. Только тогда он дает, через верного слугу, весточку родителям, от которых получает долгожданное благословение. В мантию постригается он 21 ноября 1727 г. в Киево-Братском монастыре, где в годы учения задумал он уйти на узкий путь спасения. Наречен он был Иоасафом, в ознаменование, очевидно, пренебрежения мирскими почестями и славой, явленных одноименными ему святыми иноками: царевичем Индийским, на заре христианства, и князем Заозерским, в середине XV века. В 1728 г. последовало рукоположение о. Иоасафа в сан иеродиакона и назначение преподавателем низшего класса Академии. В 1733 г. к этому присоединились обязанности экклесиарха Братского монастыря. В иеромонахи он был поставлен 8 ноября 1734 г. и включен в клир древнего Софийского собора. Через год вошел он в состав Духовной консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

ЖУРНАЛ 10 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия об установлении дня памяти преподобного Ионы Киевского в Неделю после Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в день обретения его мощей (1993). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить установление дня памяти преподобного Ионы Киевского в Неделю после Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в день обретения его мощей (1993). ЖУРНАЛ 11 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Житомирского и Новоград-Волынского Никодима о переносе празднования Собора святых земли Житомирской с 23 августа/5 сентября (старый/новый стиль) на 12/25 августа (старый/новый стиль). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить перенести празднование Собора святых земли Житомирской с 23 августа/5 сентября (старый/новый стиль) на 12/25 августа (старый/новый стиль). ЖУРНАЛ 12 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Нежинского и Прилукского Климента о переносе празднования в честь Перекопской иконы Божией Матери с 9/22 мая (старый/новый стиль) на 10/23 мая (старый/новый стиль) и Ладанськой (Прилуцкой) иконы Божией Матери с 28 июля/10 августа (старый/новый стиль) на 29 июля/11 августа (старый/новый стиль). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить: 1) перенести празднование в честь Перекопской иконы Божией Матери с 9/22 мая (старый/новый стиль) на 10/23 мая (старый/новый стиль). 2) перенести празднование в честь Ладанськой (Прилуцкой) иконы Божией Матери с 28 июля/10 августа (старый/новый стиль) на 29 июля/11 августа (старый/новый стиль). 3) Календарной комиссии внести соответствующие изменения в Церковный календарь Украинской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010