Евхаристическое богослужение первых веков христианской Церкви называлось по-разному: Вечеря Господня, Преломление хлеба, Приношение (греч. просфора), призывание Духа Святого (греч. эпиклесис), Литургия, Возношение (греч. анафора), Собрание (греч. синаксис) и так далее. Часто встречается и название Евхаристия (Благодарение). Очень характерно замечание одного из древнейших христианских письменных памятников «Дидахи» (Учение двенадцати апостолов): «Пророкам позволяйте благодарить, сколько хотят». Исходя из этих слов, можно предположить, что в то время (I – нач. II вв.) никакой общеобязательной формулы евхаристической молитвы не было зафиксировано: молитва была харизматической, она произносилась пророком-пресвитером по вдохновению Святого Духа в экстатическом порыве религиозного творчества. Отсутствие письменно зафиксироваиных чинопоследований Евхаристии древнейшего периода, можно, вероятно, объяснить влиянием disciplinae arcanae, сокровенного учения о Таинствах и собраниях церковных, запрещавшего открывать учение непосвященным и потому не допускавшего письменной фиксации. Только после окончания периода гонений на Церковь , начиная с IV в., можно найти более или менее подробные указания о чине евхаристического богослужения в творениях отцов и учителей Церкви. Примерно к тому же времени следует отнести первые записи литургийных молитв. До нас дошли авторитетные свидетельства святого Кирилла Иерусалимского (315–386) и святого Иоанна Златоуста . В путевом дневнике, который вела Сильвия Аквитанка (Этерия; IV в.) во время своего паломничества ко святым местам, имеется ряд интересных описаний богослужения в иерусалимском храме Воскресения. О литургическом богослужении, сложившемся в Понтийском Экзархате, в области Кесарии Каппадокийской, свидетельствуют творения святых Григория Неокесарийского (Чудотворца; ок. 221 – ок. 270), Василия Великого , Григория Богослова (329–389) и Григория Нисского (IV в.), а также канонические правила Соборов IV века – Анкирского, Неокесарийского и Гангрского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Св. Иоанн Дамаскин с особенною ясностию учит о св. Причащении, когда говорит: «хлеб и вино суть не образы Тела и Крови Христовой; да не будет, – но самое обоженное Тело Господа. Ибо Сам Господь сказал: сие есть Тело Мое, а не образ тела, сия есть Кровь, а не образ крови“. В древнейших литургиях и «Постановлениях Апостольских“ мы также находим ясныя указания на веру всей Церкви в пресуществление евхаристических хлеба и вина в истинное Тело и в истинную Кровь Иисуса Христа. В литургии an. Иакοва священнодействующий, напр., молит Бога, да «ниспослет Всесвятого Своего Духа на предлежащие дары, дабы, пришед, святым благим и славным Своим наитием, освятил хлеб сей и сделал святым Телом Христа Твоего и чашу Сию – драгоценною Кровию Христа Твоего“. В чине литургии, находящемся в «Постановлениях Апостольских», находится молитва священнослужителя к Богу о том, «да милостиво призрит Он на предлежащие пред Ним дары сии и ниспошлет на жертву Духа Своего Святаго, свидетеля страстей Господа Иисуса, яко да покажет хлеб сей Тело Христа Его, а чашу сию – Кровь Христа Его“. Такие же молитвы находятся в совершаемых ныне литургиях св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста . Православное учение о св. Причащении подтверждено на многих вселенских и поместных соборах: на первом, третьем, шестом и седьмом вселенских соборах, на соборах анкирском, лаодикийском и других. На шестом вселенском соборе, в виду появившегося в армянской церкви обычая употреблять при евхаристии одно лишь вино, без воды, сделано следующее постановление: «До сведения нашего дошло, что в армянской стране совершающие безкровную жертву приносят на святой трапезе едино вино, не растворяя оного водою. Но святые отцы предали присоединяти к вину воду, когда надлежит совершати безкровную жертву, указуя на соединение крови и воды из пречистого ребра Искупителя нашего и Спасителя Христа Бога, истекшее, к оживотворению всего мира и ко искуплению от грехов. И во всех церквах, где сияли духовныя светила, сей Богопреданный чин совершается. Аще же кто епископ или пресвитер творит не по преданному от Апостолов чину, и воду с вином не соединяя, сим образом приносит пречистую жертву: да будет извержен, яко несовершенно таинство возвещающий и преданное нововведением повреждающий». О смешении евхаристического вина с водою учат: «Постановления Апостольские», св. Иустин, св. Ириней, св. Киприан, св. И. Златоуст, св. Василий Великий и св. И. Дамаскин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

20 Так исчисляет все правила сам Иоанн в предисловии: 85 правил св. апостолов, 20 правил Никейского собора, 25 Анкирского, 14 Неокесарийского (по нынешним спискам считается 15). 21 Сардикийского, 20 Гангрского, 25 Антиохийского, 59 Лаодикийского, 6 Константинопольского II Всел. (по друг. спискам 7). 7 Ефесского III Всел. (по другим спискам 8). 27 Халкидонского (ныне считается 30), 68 св. Василия Великого . 23 В расположении статей можно приметить следующий порядок: ст. 178. О епископах, т.е. их избрании, посвящении, обязанностях, нравах, образе жизни и поведения и образе суда над ними; ст.79–84. О хорепископах и примасах или митрополитах; 85–103 о пресвитерах; 104120 о дьяконах; 121–142 о клириках низших степеней; 143 и 144 о соборах; 145–171 правила Церковной дисциплины; 172–193 о еретиках; 194–198 о свидетелях и доносчиках; 199–204 правила касательно крещения; 205 до конца, правила касательно церковных обрядов постов, праздников, совершения литургии, пения и чтения в храме и проч. 24 Таковы: Concilium Zellense, Hipponiregiense, Lucense, Macrianense, Maradianense, Marasanense, Milevitanum, Septimunicense,Sutfetulense, Thenitanum, Tasduritanum. 26 По-видимому, Кресконий составил свой Бревиарий по собранию правил, изданному Дионисием; не цитируются только правила собора Константинопольского (2-го Вселенского) и декреты над Вонифатия и Анастасия, которые есть у Дионисия. 27 Сии декреты суть не иное что , как послания пап к некоторым епископам, которые письменно советовались с ними о каких-либо недоумениях в делах Церковных. 28 О времени и виновнике сего подлога много было догадок и споров между учеными; но все согласны в томт что это подлог, который обличает сам себя множеством анахронизмов и грубых ошибок. О сем можно читать во всех почти учебниках Канонического права писателей римских и протестантских. 29 Так говорят богословы западной Церкви. См. наприм. Riegger Jnstit. Jurisprud.Feclesiast.par.I,pag.402. 30 Когда архиепископ Гинкмар и другие ученые мужи на западе хотели изобличить подлог: то папа Николай I (современник и противник патриарха Фотия) заградил им уста грозным посланием к Галльским епископам, которых всячески убеждал принять беспрекословно сборник Исидоров. См. сие послание apud Gratian. Can.1 Distinct. 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

новгородский) и Пречистой Богородицы со Младенцем 385 . Еще правее .находился третий местный образ «Успение Преч. Богородицы» (Рублева письма) 386 ; далее – 4-ый местный образ «Кирилла чудотворца в деянье» 387 . Соотношение всех этих святынь к жизни Кириллова монастыря не требует пояснений. Что же касается до пятого местного образа «св. Бориса и Глеба, да Феодора Стратилата да Марии Магдалины, да преп. Ксении», то он изображал святых, имена которых носили члены семейства Бориса Годунова. Над этим образом был киот, а в нем «образ Преч. Богородицы, арх. Михаила и образ Иоанна Предтечи». Вероятно, это были добавочные «пядницы». Далее находились ризничия двери, т. е. южные (в ризницу), и над ними киот с несколькими образами: Одигитрия (во облаце Троица святая, по полям два святых), складни с образами: образ Спасов, Преч. Богородицы и Ивана Предтечи, складни: Хвалите Господа с небес и О тебе радуется, складни: Одигитрия, а по сторонам св. Сергий и св. Кирилл, складни: образ Спасов да ап. Петр и Павел 388 . С правой стороны ризничьих (южных) дверей (в киоте) находился шестой местный образ Пречистой Богородицы: Воплощение с архангелами и Кирилл чюдотворец. В том же киоте заключались еще образа: а) св. Николая чудотворца, б) Василия пресвитера, в) московских чудотворцев Петра Алексия (а на полях Иона митрополит и Дмитрий Прилуцкий) 389 К 1621 году расположение местных икон видоизменилось, начиная с пятого образа, иконографическое содержание которого пополнилось изображением св. Феодора Анкирского. На место прежнего был поставлен «образ местной Господь Саваоф Отечество, по сторонам в молении Борис и Глеб, да Федор Стратилат, да Федор Ангирский, да Марья Магдалыни, да Ксенья преподобная» 390 . Рядом остался прежний «образ Пречистые Богородицы Воплощение Сына Божия, местной, в молении Кирил чудотворец, по сторонам архангели» 391 . «Под тем же образом в киоте подле Отечества у ризничьих дверей» в 1621 году было «три пядницы: образ Пречистые Богородицы Одегитрие меньшая пядница на полех пять святых», «другая пядница малая ж образ Пречистые Богородицы Умиление», «третья пядница болтая в киоте: образ Пречистые Богородицы Одегитрие Смоленские» 392 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Святые Церковь чтит память апостола Симона Зилота Святой апостол Симон Зилот происходил из Каны Галилейской и был сыном святого Обручника Иосифа, по плоти братом Господа, и одним из 12-ти апостолов. Любить — не только за то, что помогают Это ведь замечательно, что святые — разные. Мы ведь разные люди, и нам разные уроки требуются в тот или иной момент нашей жизни. Церковь чтит память священномученика Виссариона пресвитера Отец Виссарион был убит в 1918 году пришедшими к власти безбожниками-большевиками в день празднования ими 1 мая. Церковь чтит память преподобного Иоанна Пустынника Юному подвижнику пришлось испытать много искушений от диавола. Бесы принимали образ матери, сестры, родственников и знакомых святого Иоанна, чтобы разжалобить подвижника и заставить его прервать подвиг Церковь чтит память преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского Преподобный пострадал в 754 году, когда в Великий четверг военачальник Лаханодракон, преследуя иконопочитателей, неожиданно напал на Пеликитский монастырь, дерзко ворвался в церковь во время Божественной литургии, прервал службу н поверг на землю Святые Дары. Церковь чтит память священномученика Василия Анкирского Святой Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан, за что стал жертвой преследований и подвергся истязаниям как человек, якобы опасный для государства. Церковь чтит память мученицы Фотины Самаряныни Римской Слухи о происшедшем дошли до Нерона, и он приказал привести христиан к нему на суд в Рим. Тогда Сам Господь явился исповедникам и ободрил их. Святая Фотина, извещенная Спасителем о предстоящих страданиях, в сопровождении нескольких христиан отправилась из Карфагена в Рим и присоединилась к исповедникам. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/svyatye/page/26/

Но Скотин был человек находчивый. Сперва ему удалось увильнуть от собора и добиться того, что была назначена императорская коммиссия для решения его спора с противниками его учения. Любивший такие упражнения Констанций назначил ареопаг из восьми сановников и соответственного количества писцов. Фотин явился сам, противники же выдвинули оратором епископа анкирского Василия, человека умеренных воззрений и одаренного блестящим красноречием. Это был тоже галат; должно быть, он жил довольно долго с Фотином в свите Маркелла. История Павла самосатского повторялась во всех подробностях: Фотин и Василий возобновляли единоборство, бывшее некогда между епископом антиохийским и пресвитером Малхионом 413 . Св. Епифаний имел в руках протокол этого диспута 414 , который позволил вполне выяснить заблуждения Фотина. Тогда собрался собор; сирмийский епископ получил от восточных епископов дополнительный приговор, осуждавший его, и был сослан императором. На его место поставили некоего Герминия, которого вызвали из Кизика и который разделял убеждения господствующей партии. В этих придунайских областях Восточные встретили двух старых друзей, Урзакия и Валента, которые отреклись от них под давлением необходимости, но теперь, не стесненные более в своих чувствах, поспешили присоединиться к общему течению. Готовилось отмщение за последние события; но нужно было соблюдать осторожность. Император Констанций завоевывал Запад; надеялись, что эта политическая победа поведет за собой полное церковное слияние. Но латиняне, как уже давно было известно, по некоторым вопросам упорно держались против Востока, и с этим приходилось считаться. Собор удовольствовался тем, что в четвертый раз провозгласил антиохийский символ, прибавив к нему 27 канонов догматического содержания, направленных против Маркелла и Фотина без упоминания о том, и о другом. Св. Иларий 415 , который, как и св. Афанасий, сохранил нам их текст, не находит против них возражений; и действительно, будь этот символ представлен другими людьми, на Западе им могли бы удовлетвориться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

131-й новеллой император св. Юстиниан I Великий (527–565) запретил еретикам получать имущество по наследству и законодательно определил, кого следует отнести к этому статусу. В XXXIX титуле «Прохирона» императоров Василия I Македонянина (867–886) и Льва VI Мудрого (886–912) содержится новелла, предусматривающая уголовные наказания («тягчайшие наказания») для лиц, удостоившихся святого крещения, а затем вновь перешедших в язычество. Помимо этого таковым персонам запрещалось завещать, дарить или получать по завещанию и в качестве дара имущество. В «Василиках» (титул XXXVII) говорится о том, что лиц, смесившихся с животными (скотоложников), следует наказывать путем отсечения члена. Разумеется, это наказание касалось не только христиан, но всех подданных Византийского царя. 123-я новелла императора св. Юстиниана Великого запрещает епископам оставлять свои епархии сверх установленного царем срока. Это же правило подтвердил в 1174 г. император Мануил I Комнин (1143–1180). Знаменитая 17-я новелла императора Льва VI Мудрого детально регулирует порядок причащения женщин после родов, определив сроки естественного очищения. Св. Юстиниан Великий своей 12й новеллой также установил порядок причащения Святых Даров и основания для отлучения от него епископами и пресвитерами. Никого в то время не смущало, что император самостоятельно определил иерархию церковных кафедр (130-я новелла св. Юстиниана Великого), предоставив преимущество чести Римскому папе. Самые амбициозные понтифики охотно повторяли легенду, что именно император святой равноапостольный Константин Великий (306–337) высказался в том духе, будто Римский епископ имеет во Вселенной власть, б ольшую царской. С другой стороны, мы видим множество патриарших или соборных актов, касающихся этих же вопросов, в частности брачных отношений. Так, 11-е правило Анкирского собора обязывает возвращать похищенных дев обрученным с ними мужчинам, даже если бы похититель лишил их девственности и насиловал. А в «Эпанагоге», авторство которой принадлежит патриарху св. Фотию (858–867; 877–886), содержится целый раздел, посвященный царям. В нем определяется его сакральный статус («царь есть законное начальство, общее благо всех подданных»), главные обязанности («забота царя — наличные силы охранять и утверждать, потерянные — мудростью и справедливыми средствами приобретать»), цель деятельности («благодетельствовать») и, наконец, главное требование к нему («царь должен отличаться православием и благочестием и прославляться ревностью к Богу»).

http://bogoslov.ru/article/5706489

– Зачем вы допускаете ко мне таких людей? – с изумлением и гневом обратился визирь к своим служителям, – кто этот дерзкий человек? Дурак он, или пьяный?.. – Ум мой здрав, – отвечал Евфимий, – потому-то и исповедую я Христа Бога истинного и желаю умереть христианином по любви к Нему... И не пьян я, вот уже три дня, что ничего не ел даже... Визирь велел отвести Евфимия в темницу, где его заковали в цепи и наносили ему жестокие побои. Через несколько часов визирь потребовал его к себе, чтобы произвести окончательное испытание. Убедившись, что допрашиваемый сознательно и твёрдо поддерживает прежде выраженное им и отчаявшись поколебать его, визирь велел отрубить ему голову. Палач взял Евфимия и хотел связать ему назад руки, но мученик возразил: «для чего тебе связывать мне руки, когда я пришёл сюда не званным? Ведь ты меня не привёл, как преступника?» После некоторого раздумья, палач оставил его. Необыкновенная радость сияла на лице Евфимия, когда он шёл к месту казни, держа в одной руке крест, в другой – ваия; Дойдя до назначенного места, палачи остановились. Евфимий стал молиться и, осенив себя крестным знамением, преклонил колена и голову и сказал: – «Господи! в руце Твоя предаю дух мой!» – Тогда палач нанёс удар, но неудачно. – «Секи вернее», – сказал мученик палачу. Но и вторым ударом отсечён был только кусок тела. После этого палач, не нанося третьего удара, заколол в горло мученика... Тело его, к удивлению присутствующих, и по заклании осталось стоящим на коленах. С великим трудом и за большие деньги удалось спутнику Евоимия Григорию купить тело мученика у палачей, которые доставили его на остров Проту. Одев его по иноческому чину, Григорий положил его внутри храма Преображения Господня и по погребении его, возвратился на св. Гору вестником победы нового преподобномученика св. Евфимия. Убиение его совершилось 22-го марта 1814-го г. в Вербное воскресенье, – на 25-м году его жизни. Существуют свидетельства о многочисленных исцелениях от болезни – с верой прикасавшихся к частям окровавленной одежды мученика, части которой Григорий роздал многим христианам во время пребывания своего в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При всех своих трудах он занимался также чтением Евангелия и других душеполезных книг. Читая о подвигах мучеников, Елевферий всё более и более разгорался желанием идти по стопам их, и когда ему выставляли всю трудность подвига, то он всегда отвечал одно и тоже: – «я никогда не размышляю о бедах и трудностях и не измеряю их; но чувствую только великую печаль, что не имею тысячи тел, чтобы все их предать на страдания, и тысячи голов для заклания за любовь к Христу» ... Наконец пламенное его желание было удовлетворено. Один из руководивших его старцев, духовник Акакий, предварив своё решение многой молитвой, почерпнул в ней уверенность, что наступил час воли Божией – вступить Елевферию на путь мученического подвига... «Ты должен идти для Исповедания имени Христова сам собой, так как сам собой ты отрёкся от Господа: противоположное обыкновенно врачуется противоположным», – сказал старец юноше. Неизреченною радостью преисполнилась тогда душа, возвращённая своему Создателю, и прежде чем предать себя в жертву искупительную, Елевферий пожелал приготовиться к ней последним самоотречением, а именно – пострижением в иночество. Он принял тогда имя Евфимия. Таким образом, очищенный, возобновлённый во всём существе своём, призываемый силой непобедимой, Евфимий оставил тихое прибежище – гору святую, и сопровождаемый молитвами и благословениями её обитателей отправился в желанный путь 21-го февраля 1814-го г. в сопровождении одного послушника Григория. 19-го марта, в четверг, на 6-ой неделе Великого поста прибыли они в Галату Константинопольскую и остановились в доме одного благочестивого христианина. В субботу на той же неделе совершено было над Евфимием елеосвящение, и он принял св. Тайны в этот день и на следующий. Достигнув таким образом всего желаемого, после Божественной литургии Евфимий с Григорием отправились на один Кефалонийский корабль, капитан которого принял их с почтительным приветом. Совершив переезд, Евфимий снял с себя свою одежду, надел заранее приготовленную Турецкую, простился с спутником своим и со всеми христианами (которые окружали его, стоя с непокрытыми головами, трепещущие и дивящиеся такому дерзновению и мужеству своего собрата), взял в руки крест и вчерашние освящённые ветви (ваия), сошёл на берег и, осеняя себя крестным знамением и воодушевляясь молитвой, явился в Великую Порту. Здесь, никем не замеченный, прошёл в дом визиря и, представ перед ним, сказал ему: – «господин! я – христианин ещё от предков; в удостоверение моих слов – вот крест, который неложная наша христианская вера дала нам в истинное оружие против всех врагов, вот и ваия–также знамение христианское; а чтобы ты ещё более уверился в сказанном мной, то вот, я попираю знамение веры твоей в обманщика Магомета, которого вы называете пророком» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Св. Фомы, патриарха Константинопольского. Был сначала диаконом, потом сакелларием Великой Церкви при св. Иоанне постнике (2 сент.). По смерти Иоанна и Кириака патриаршествовал с 22 янв. 607 по 21 марта 610 г. Чет. Минея. (Act SS. ad 20 martii. Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 71). Мес. В. 20 марта. 22 Св. священномуч. Василия, пресвитера Анкирской церкви. Пострадал в Анкире при Иулиане Отступнике и Сатурнине игемоне, в 363 году. Чет. Минея из рукописных греческих сокращенн. (Act SS. ad 21 martii. p. 358. et in Append. р. 15). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Св. муч. Дросиды, дщери Траяна. Познала веру Христову от святых жен, которые тайно погребали мучеников; скрылась из царских чертогов, крестилась, и в восьмой день скончалась. Пролог. (Act SS. ad 23 sept.). 23 Преподобномуч. Никона, и с ним 199 учеников его. Преп. Никон, родясь в Неаполе, из воина соделался вождем отшельников, пресвитером и епископом. Местом подвигов его была сначала Фракия, потом Сицилия, где и пострадал с 199 учениками от игемона Квинтиана, умучившего св. Агафию (5 февр.), в царствование Декия. В Чет. Минее Страдание, от Херомена, ученика его, писанное, вкратце. (Act SS. ad 23 martii. Caielanus in Vitis SS. Siculorum. t. 1. p. 44.) Мес. В. Март. P. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Филита синклитика, Лидии жены его, и чад их Македона и Феопрепия, св. Кронида комментарисия и Амфилохия дукса. Свв. Кронид и Амфилохий обратились к вере, видя твердость еп. Филита. Пострадали в Илирике в царствование Адриана (117–138 г.). Пролог. (Act SS. ad 27 martii. p. 688). Мес. В. и Март. Р. 27 марта. Преп. Никона, игумена Печерского. Четвертый игумен Киево-Печерского мопастыря. Бывши простым священником, подвергся гневу вел. кн. Изяслава Ярославича, и изгнан был в Тмутаракань, за пострижение двух его любимцев. Преставился 1088 г. Чет. Минея из Патерика печерского. 24 Преп. Артемона, еп. Селевкии Писидийской. Родился, воспитан и епископствовал в Селевкии; ученик ап. Павла. Пролог. (Act SS. 24 mart.). Мес. В. 22 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010