Однако, последнее не было достигнуто, и хорепископы продолжали существовать и далее, точно также злоупотребляя своей властью, так что Василий Великий был вынужден отправить особое послание (89 пр.) своим хорепископам, подробно определяющее, в чем должна состоять деятельность хорепископа и каково должно быть его отношение к городскому епископу. Впрочем, после этого значение хорепископа стало мало-помалу умаляться, и в то время, как в первой четверти IV века они подписывались на соборных актах наряду и с правами городских епископов, сто лет спустя они уже занимают на соборе совсем другое положение, а именно – просто как заместители городских самостоятельных епископов. С течением времени они совсем исчезли на востоке и Вальсамон в толковании данного анкирского правила говорит, что написал бы еще что-либо по поводу этого правила, но «так как степень хорепископов совершенно упразднилась ( παντελς πρκτησεν), то и мы не захотели напрасно трудиться». Правило 14 Состоящим в клире, пресвитерам или диаконам, которые воздерживаются от мяс, определено касатися оных, и потом, аще восхотят, воздержатися от оных. Аще же не восхотят сего, так что не будут ести и овощей, полагаемых с мясами, и не покорятся сему правилу: да будут низложены от своего чина.   ( Ап. 51 , 53 , 66 ; Гангр. 2 , 21 ; Василия Вел. 28 , 86 ).   Это правило затрагивает главным образом тот же предмет, о котором говорят 51 и 53 Ап. правила, толкование которых служит основанием для толкования и данного правила. Это правило ссылается на некоторых пресвитеров и диаконов, которые хотели всегда поститься и никогда не употребляли мяса, причем правило в основе не осуждает такую их воздержность, считая ее делом благочестия. Но для того, чтобы эта воздержность действительно вменялась им в заслугу, и не было бы причины думать, что они делают это следуя ложному гностическому учению, и воздерживаются от мяса, гнушаясь им ( ως βδελυσσομενους) как еретики, правило предписывает, что во всяком случае они должны в определенное время попробовать мясо, после чего, если желают, могут опять не есть его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Кромы. Церковь Василия Анкирского на кладбище. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Василия Анкирского Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ивановская обл., Верхнеландехский р-он, д. Кромы Координаты: 56.885286, 42.518082 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты По писцовым книгам Суздальского уезда 1628 года, село Кромы значилось за князем Андреем Андреевичем Хованским, в селе имелась деревянная церковь священномученика Василия, пресвитера Анкирского. Из сохранившегося в церкви указа Геннадия, епископа Суздальского, от 1764 года видно, что кроме тёплой церкви во имя Василия Анкирского была ещё церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1789 году Васильевская церковь сгорела и на её месте вновь была построена деревянная церковь во имя того же святого. В 1837 году эта церковь по просьбе прихожан перенесена была на вновь устроенное кладбище. В 1821-34 годах вместо обветшавшей уже Покровской церкви построен был каменный храм. В 1839-41 построена каменная колокольня. Престолов в храме было три: в холодном в память Сошествия Святого Духа на апостолов, в трапезе тёплой во имя Святого Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы (освящены в 1824 году).  В хранившемся в церкви указе Суздальского епископа Геннадия от 1764 года в Кромах значилось: «Церковь деревянна – Василия Великова (Васильевская), построена в 1618 году и рядом часовня. Позднее была построена вторая церковь деревянная в честь Пресвятой Богородицы (Покровская)». В 1789 году первоначальная церковь Василия Великого сгорела, простоявши 161 год. На месте её была вновь выстроена деревянная церковь, но в 1837 году её перенесли на кладбище, где и стояла до слома её за ветхостью, до 1934 года. На месте второй церкви Покровской, которая была сломана в 1821 году, начали строить каменную церковь в честь Духа Святого (Духосвятская). Строилась она до 1834 года. При ней строили колокольню. При церкви была открыта церковно-приходская школа. http://кромское.рф/istoriya-poseleniya.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=40157

Означенная деятельность Евдоксия на пользу аномеев, аналогичные события в Египте и Малой Азии, наконец известия из Сирмии 1434 , все это вызвало оппозицию среди На одном составившемся не задолго до пасхи 358 года под председательством Василия анкирского соборе 1435 , на котором, омойузианская партия, как таковая, впервые выступила, омойузиане в своем пространном послании 1436 против аномеев развили свое, хотя и отбрасывавшее μοοσιον τατοοσιον 1437 , но решительно антиарианское учение 1438 . С этим посланием они отправили в Сирмию к Констанцию Василия анкирского, Евстафия севастийского, Елевзия кизического и пресвитера Леонтия 1439 . Прибыв ко двору, последние узнали, что послание антиохийского собора 356 г. при дворе принято благосклонно и что посол названного собора пресвитер Асфалий с милостивой грамотой царя уже готовится в обратный путь 1440 . Тогда они моментально добились аудиенции у Констанция и изложили ему, в чем дело. Он выслушал их милостиво и взяв послание у Асфалия, написал грозное письмо аномеям 1441 . Этого мало. При новых синодальных обсуждениях (в начале лета 358 г.) омойузианским послам удалось провести при дворе свою догматику: в исповедании присоединились 1442 к осуждавшим μοοσιος синодальным определениям по делу Павла самосатского и Фотина, т.е. первой сирмийской формуле от 351 года 1443 , и к антиохийской формуле при освящении церкви, т.е, второй антиохийской формуле 1444 . Не только Урзаций, Валент и Герминий 1445 , но также и Либерий выразили свою солидарность с этим исповеданием, так называемой третьей сирмийской формулой 1446 . Василий анкирский сделался ныне самым влиятельным человеком в империи. Евдоксий должен был покинуть Антиохию и вернуться к себе на родину в Армению. Немного позднее подвергнуты были ссылке Аэций и Евномий 1447 . Вообще из среды аномеев было изгнано не менее 70 человек 1448 . Ныне и Македоний константинопольский, стоявший всегда значительно левее, подобно многим другим, также перешел на сторону Василия анкирского 1449 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

22. Понедельник 5-й седмицы. Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского. Прмч. Евфимия Константинопольского (службу зри 1 мая). Мч. Василия Мангазейского . Иконы Божией Матери, именуемой «Изборская». Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 21 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: стихиры покаянные Октоиха, глас 8-й – 4 (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 3-й и глас 7-й – 3, и стихиры священномученика, глас 4-й – 3 (с 22 марта, сщмч. Василия, пресвитера Анкирского). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко во глубины...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего…», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 7-й и глас 6-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас 6-й: «Архангельски воспоим...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 21 февраля). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его (с 23 марта – вторника 5-й седмицы Великого поста) . Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии в Неделю вечером не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня и часы с изобразительными. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизма 7-я ; на 3-м часе – кафизма 8-я; на 6-м часе – кафизма 9-я; на 9-м часе – кафизма 10-я. Примечание. По Уставу (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава), при совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с четвергом 5-й седмицы Великого поста пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской») переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста. В этой связи на вечерне в понедельник вечера к стихирам на «Господи, воззвах» добавляются 24 стихиры Великого канона (см. в Триоди в среду вечера 5-й седмицы Великого поста) . К вечерни – «звон в красныя: такожде... ко утрени и вечерни [с Литургией Преждеосвященных Даров]» (ср.: Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»).

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-04/

22-е Св. священномуч. Василия, пресвитера Анкирского Василий пресвитер в то время, когда всюду оглашалась воля царя Юлиана Отступника о восстановлении идолослужения, и многие из христиан ради выгод житейских отрекались своей веры, убеждал всех оставаться верными Богу и открыто молился о разорении умысла нечестивцев. Тогда один из граждан, ревнитель язычества, схватил его, говоря: «что ты ходишь по городу, смущаешь народ, преступаешь закон царский?» – и представил градоначальнику. Градоначальник спросил Василия: «для чего смущаешь город и представляешь царя преступившим добрые законы?» Василий сказал: «не порицаю вашего царя, но знаю, что Царь Вышний, Который есть Бог, силён ваше нерассудительное узаконенное нечестие разорить в короткое время». И сказал градоначальник: «перестань говорить пустое и покорись царю». Василий: «доселе я повиновался Царю Небесному и теперь повинуюсь, и никогда не отступлю от святой веры в Него, а царь, которого ты хвалишь, есть царь земной и, как человек, подлежит смерти». Тогда судья повелел его повесить на дереве и пытать железом; видя же непреклонность исповедника, ввергнул в темницу и донёс об нём царю. Юлиан послал двух отступников убедить Василия оставить веру во Христа, а через несколько дней (в январе 363 года) и сам прибыл в Анкиру, направляясь в Антиохию. Ни убеждения отступников, ни ласки и угрозы самого царя не смогли поколебать доблестного страдальца. В продолжение нескольких дней палачи сдирали по частям кожу его, потом раскалённым железом били по плечам и чреву, в каковых муках святой и предал дух свой Богу 28 января 363 года. После гибели Юлиана в июне сего же года и восстановления христианства Анкирские граждане почтили тело мученика торжеством и установили праздновать память его 22 марта. Св. преподобномученика Евфимия Нового Через многие превратности в жизни, скорбным путём – от великого греха к великому, всепокрывающему покаянию достиг наконец многопретерпевший раб Божий Евфимий (в мире Елевферий) до единой спасительной пристани вечного блаженного успокоения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святой Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан, за что стал жертвой преследований и подвергся истязаниям как человек, якобы опасный для государства. 4 апреля. ПРАВМИР. Церковь чтит память священномученика Василия Анкирского. Священномученик Василий был пресвитером в Анкире Галатийской. Во время широкого распространения арианской ереси он призывал свою паству твердо держаться Православия. За это святой Василий был лишен священнического сана местным арианским собором, но на Палестинском Соборе 230 епископов он был восстановлен в сане пресвитера. Святой Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан, за что стал жертвой преследований и подвергся истязаниям как человек, якобы опасный для государства. Для отвращения святого Василия от Православия к нему были приставлены два отступника — Елпидий и Пегасий. Однако святой остался непоколебим и за это снова подвергся мучениям. Когда же в город Анкиру прибыл император Юлиан Отступник (361 — 363), святой Василий на суде перед ним мужественно исповедал Христа, а императора обличил за отступничество. Юлиан приказал вырезать ремни из кожи со спины святого. Однако святой пресвитер Василий бестрепетно перенес эту страшную муку. Когда же святого стали жечь и колоть раскаленными прутьями в плечи и живот, он в мучениях упал на землю и громко молился. Совершив молитву, весь исколотый раскаленными прутьями, святой словно уснул сладким сном, предав душу свою в руки Божии. Священномученик Василий скончался 29 июня 362 года. Память его ради праздника святых апостолов Петра и Павла была перенесена на 22 марта. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 января, 2021 18 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 4 апреля, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Однако довольно быстро гимназия " переросла " дом Киселева. Во-первых, жилой дом (как бы его ни перестраивали) не отвечал требованиям, предъявляемым к учебным зданиям. К тому же 2-я гимназия, в отличие от первой, была учебным заведением для приходящих учеников, и пансиона в ней не было. Иными словами, ученики жили дома, а не при гимназии, как тогда было положено. Во-вторых, количество учащихся быстро увеличивалось, и в здании стало тесно. Руководство гимназии неоднократно предпринимало попытки решить создавшуюся проблему путем продажи дома Киселева и строительства нового учебного здания, но не находило поддержки ни у города, ни у земства. Тогда было решено возвести пристрой к зданию. В 1874 году он был построен (длиной более пятидесяти метров), фасад обновлен, и учащиеся 2-й гимназии встретили очередной учебный год уже в обновленном здании. Наконец, в 1900 году к нему была пристроена церковь, а в 1913 году возвели пристрой с актовым залом. Объемно-планировочная композиция и архитектурная пластика фасадов придают зданию строгость и торжественность. Двухэтажное здание с пилястровым портиком, построено в стиле классицизма. Памятник истории и культуры середины XIX - начала XX вв. Формирует линию застройки набережной Булака. Андрей Лебедев из газеты " Республика Татарстан 26.05.2005 г. Церковь при 2-й мужской гимназии называлась Васильевской. (К сожалению, до сих пор нет точных данных в честь какого святого Василия она получила освящение). Первоначально домовая церковь находилась в одной из комнат на втором этаже здания гимназии. В 1874 году к левому торцу здания был сделан двухэтажный пристрой с церковью по проекту архитектора В.К. Бечко-Друзина. Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани», составитель Г.В. Фролов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. 11 сентября 1904 года состоялось освящение вновь сооружённого храма при Казанской 2-ой гимназии во имя священномученика Василия, пресвитера Анкирского. Чин освящения и литургию совершил Высокопреосвященнейший Димитрий, Архиепископ Казанский, в сослужении с о.о.

http://sobory.ru/article/?object=23683

Скачать epub pdf Страдание святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского Память 22 марта Святой Василий, пресвитер церкви в Анкире, городе в Галатии, прилежно старался учить людей истине христианской и отвращать их от пути диавольского и от всех его злых дел; он постоянно проповедовал, что наступило страшное время, явились князья адских полчищ; ибо у сатаны есть слуги, одетые в овечьи одежды, а внутри они хищные волки; они являются людям на пути этой кратковременной жизни, чтоб уловлять их души в погибель, и коварные козни их проявляются в настоящее время. Потому, – говорил святой, – я указываю всем путь, ведущий к спасению Христом Богом, и обличаю заблуждение нечестивых: если кто, оставив живого и во веки пребывающего Бога, обратится к идолам, слепым, глухим и немым, тот наследует происходящее от богов его пламя неугасимого огня; поэтому мы все любящие Христа и усердно почитающие Его, как Вождя нашей веры, желая сохранить в наших неоскверненных душевных хранилищах неотъемлемое сокровище, станем попирать ногами прельщение диавола и идольские веселые праздники, избежим мерзостных врагов, подкрепленные Помощником нашим Христом, подающим вечное возмездие. Так делал постоянно святой, обходя весь город и убеждая каждого хранить истинную веру и избавиться от будущих вечных мук. Жил же святой Василий пресвитер при патриархе Константинопольском Евдоксии арианине и от него за свое благочестие во время арианского собора в Константинополе получил запрещение священнодействовать; но потом собором двухсот тридцати епископов в Палестине ему было повелено совершать святые таинства. Исповедуя правую веру и живя богоугодно, он разъяснял истины веры и многих отвращал от заблуждения. Поэтому в те времена, когда всякий благочестивый христианин подвергался гонению, его оклеветали перед царем Констанцием, сыном Константина Великого , будто он смущает народ; будучи мучим за истину, он многих научил правильно веровать, потому что сам был постоянен и тверд в вере и отеческом предании, ничуть не уклоняясь от благочестивого исповедания. Когда вступил на престол Юлиан Отступник 2073 и стал губить души людские, издав безумные законы о скверных идольских жертвах, тогда и в Галатийской стране по его повелению люди кланялись идолам целый год и три месяца. Святой же Василий, видя погибель для душ человеческих, молился Богу о своем городе Анкире, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1; Карф. 16; Василия Вел. 69). В этом правиле повторяется 26-е Ап. правило и провозглашается общим законом, чтобы больше никто не смел вступать в брак, кто уже сделался иподиаконом, а еще менее тот, кто рукоположен во диаконы или пресвитеры. Желает ли кто-либо из тех, кто вступает в клир, сочетаться законным браком с женою, пусть это делает до рукоположения ( εοο, anteqnam ordinetur) в иподиаконы, - говорит правило; после же рукоположения это недопустимо. Сколько нужно было с принципиальной точки зрения сказать по этому вопросу, - мы сказали в толковании упомянутого Ап. правила. Здесь обратим внимание на другое важное обстоятельство, а именно, что этим трулльским (6) правилом отменяется более древнее каноническое определение по этому вопросу: определение 10-го правила Анкирского Собора (314 г.), дозволявшее диаконам жениться и после рукоположения, если они неженатыми были рукоположены во диаконы. Специально об этом определении Анкирского Собора мы говорим в толковании 10-го правила названного собора. Определение это долгое время считалось многими каноническим, и часто ему следовали то в той, то в другой поместной церкви. В первой половине VI века греко-римское законодательство сочло нужным, по просьбе константинопольского патриарха св. Епифания (520-535), издать в этом отношении специальное распоряжение. А именно, 18 октября 530 г. император Юстиниан издал закон, которым объявляется общеобязательным определение 26-го Ап. правила, причем предписывается, в смысле святых канонов, исключение из клира всякого, кто женится после рукоположения в иподиаконы В том же смысле изданы были затем Юстинианом же три новеллы (VI, XXII и CXXIII), из которых последняя(от 1 мая 546 г.) категорически предписывает, чтобы пресвитер, диакон и иподиакон, женившиеся после рукоположения, были исключены тотчас же из клира ( ο ου) и преданы были бы гражданской власти того места, где состояли клириками Это подтвердил затем и Трулльский Собор 6-м своим правилом. В этом правиле говорится, что вступать в брак не смеет ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер " по совершении над ними рукоположения (ε " οεο εοο) " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

Древнейший из сохранившихся канонических сборников хронологического типа – это «Синопсис» (Συνοψις), относящийся к VI веку. В ту пору в Византии вошло в обыкновение излагать тексты гражданских законов в сокращении (επιτομη). Аналогичной обработке подверглись и тексты канонов. Первоначально в «Синопсис» были включены в сокращённом изложении Апостольские правила и каноны первых трёх Вселенских Соборов. Позднейшие редакции дошли до нас либо без имени составителя, либо с именами Стефана, епископа Ефесского и Симеона Магистра , жившего в IX веке. Содержание сборника в позднейших редакциях было расширено. Эти редакции, как отмечал профессор И. С. Бердников , заключали в себе «краткое изложение правил Апостольских, правил Соборов – I Вселенского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского, Ефесского, Халкидонского, Сардикийского, Карфагенского, Трулльского, Василия Великого , из трёх посланий его к Амфилохию» 98 . Указанный сборник имел особое значение для славянских Церквей. С дополнениями и толкованиями Аристина он явился основой для «Кормчей книги» святого Саввы Сербского . Хронологический порядок расположения правил в канонических сборниках был неудобен для практического применения, ибо без предметного указателя в них трудно отыскать правила по тому или иному вопросу. Поэтому уже в начале VI века на греческом Востоке появился первый систематический сборник церковного права в 60-ти титулах. Весь материал в нём, в зависимости от содержания, распределён по 60-ти разделам. Эта компиляция до нашего времени не дошла, но по её образцу был составлен другой сборник, сохранившийся до настоящего времени. Составителем данного сборника является пресвитер Иоанн, прозванный по своей первоначальной профессии Схоластиком (в его эпоху так называли адвокатов). Свой сборник он составил в Антиохии, а впоследствии, взойдя на Константинопольский престол (Иоанн Схоластик занимал его с 565 по 577 год), разослал его по митрополиям и епископиям, тем самым придав ему официальное значение. Сборник озаглавлен: «Синагога (свод) Божественных и Священных канонов, разделённых на 50 титулов». В начале свода, после предисловия, помещён перечень источников: 85 Апостольских правил, каноны первых четырёх Вселенских и шести Поместных Соборов (Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Лаодикийского и Сардикийского (в греческой редакции), а также два Канонических послания Василия Великого , разделённые на 68 правил. В самой «Синагоге» разделение материала на 50 титулов соответствовало разделению «Дигест» на 50 книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010