Дальнейшие распоряжения православных епископов были остановлены Валентом, который воспретил им собираться на Соборе в Тарсе. Тем не менее Василий не оставлял заботы об утверждении мира, охотно сближаясь со всеми готовыми содействовать примирению Церквей и выискивая людей способных к тому. На место Василия Епископа Анкирского, несправедливо удаленного Араианами, возведен был Афанасий, который выказывал явное нерасположение к Пресвитеру Кесарийскому и пред всеми порицал его за то, что будто бы он «пишет и сочиняет что-то вредное». Василий. Забывая личное оскорбление, искал случая искренно объясниться с ним 101 , успел привлечь его к себе, и когда он вскоре скончался (в 368 г.), то писал к осиротевшей Церкви: «на кого теперь возложим попечение о Церкви? В Ком найдем товарища в скорби, соучастника в радости?» 102 . – Около того же времени скончался епископ Неокесарийский Музоний; с похвальною радостью сохранял он в своей Церкви все в древнем виде, как было лет за двести или более, но не оказывал ни какого усердия к общему тогда делу восточных Епископов – примирению Церквей. Не смотря на то Василий без всякого предубеждения ценил достоинства почившего Пастыря, и только писал Неокесарийцам, чтобы они употребили все внимание в избрании ревностного к общему делу Епископа, потому что от их выбора будет зависеть или большее сближение с ними Церкви Кесарийской или совершенное разлучение 103 . – Так заботился Василий о благе всей Церкви, еще будучи Пресвитером, поверяя все свои заботы и скорби другу своему, Св. Евсевию Самосатскому. Больной, почти при смерти, писал он: «Церкви в таком же почти худом состоянии находятся, как мое тело» 104 . Вскоре лишившись ревностного сотрудника в Силуане Епископе Тарсском, на место которого Ариане выбрали из своих, он с глубоким огорчением уведомлял своего друга: «От нас отходит и Тарс, и тем это прискорбнее, что город, который, по своему положению, мог служить к соединению Исаврян, Киликиян, Каппадокян и Сириян, погиб от безрассудства двух или трех человек, между тем, как вы медлите, советуетесь, смотрите друг на друга 105 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Неокесарийского Собора Неокесарийский Собор состоялся вскоре после Анкирского, но до 1 Вселенского Собора, т.е. между 314 и 325 г. в г. Неокесарии, втором по значению в Понте после Анкиры. В нем принимало участие 24 епископа под председательством того же епископа Виталия Антиохийского, возглавлявшего Анкирский Собор. (15 Правил). 1 . Пресвитер, если женится, да извержен будет из своего чина. Если же блуд или прелюбодейство сотворит, да будет совсем изгнан от общения церковного и низведен в разряд кающихся. Ср. Ап. 25; VI Всел. 3 и 6; Василия Вел. 32. Наказание за грех блудодеяния совершенный священнослужителем здесь более строгое, чем в 25 Ап.; VI Всел. 3 и 4; Василия Вел. 32, которые ограничивают прещение только лишением сана с пояснением, что нельзя за одно и то же преступление налагать два наказания на основании Наум. 1:9 . 2 . Жена, совокупившаяся браком с двумя братьями, да будет отлучена от общения церковного до смерти. Но при смерти, если обещается разрушить брак по выздоровлении, да будет по человеколюбию допущена к покаянию. Если же умрет жена или муж в таковом браке, то оставшемуся трудно покаяние. Выражение в конце правила «оставшемуся трудно покаяние» по мнению авторитетных толкователей означает, что он может быть допущен к причастию только перед смертью . 3 . Время покаяния, определенное для впадающих во многобрачие, известно; впрочем, их обращение и вера сокращают время. Правило имеет в виду вступление вдовцов в новый брак. В нем значится, что время покаяния для таких лиц «известно». Однако оно нигде не написано и очевидно регулировалось сроком, принятым по обычаю во время Неокесарийского Собора. 4 . Если кто, вожделев жены, решился переспать с нею, но его намерение не осуществилось, то очевидно, что – благодатью избавлен. То есть благодать Божия спасла его от смертного греха. 5 . Оглашенный, входящий в церковь и стоящий в чине оглашенных, обличен быв во грехе, если сопричислен был к преклоняющим колени, да низведется в разряд слушающих Писания, перестав грешить. Если же и пребывая между слушающими согрешит, да изгонится из церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

19 . Мчч.: Хрисанфа и Дарии и с ними: Клавдии, Иларии, Иасона и Мавра, мч. Панхария. Из жития св. Хрисанфа видно, какое громадное влияние на душу оказывает слово Божие, особенно Евангелие и Апостол: чтение последних книг не только привело Хрисанфа, язычника, к христианству, но и к венцу мученическому. Между тем раскольники, считающие себя истинными христианами, не любят пользоваться им и предпочитают ему святоотеческие писания и даже свои цветники. 20 . Прпп. отец, в обители св. Саввы убиенных: Иоанна, Сергия, Патриция и пр.; свт. Никиты исповедника, архиеп. Аполлониадского; мцц. Фотины Самаряныни и 7 жен (дев): Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии. 21 . Прп. Иакова, епископа и исповедника; свт. Фомы, патр. Константинограда; свт. Кирилла, еп. Катанского. 22 . Свщмч. Василия, пресвитера Анкирской церкви; прп. Исаакия, мц. Дросиды. Чтобы оправдать свою мысль о возможности получить спасение без причащения св. Тайн, раскольники-безпоповцы указывают на пример мч. Дросиды († II в.). Действительно, мч. Дросида, дочь царя Траянина, ни разу не причащалась св. Тайн, по исключительно потому, что жила после крещения не долго (7 дней) и не имела возможности причаститься. При том же она не отвергала нужды в причащении и принадлежала к той Церкви, которая всегда и о всех своих чадах приносит безкровную жертву, а раскольники-безпоповцы отвергают нужду в причащении и принадлежат к такому обществу, которое не имеет силы принести безкровную жертву. Значит, пример мч. Дросиды не оправдывает их. 23 . Прмч. Никона и 199 учеников его; прп. Никона, игумена Печерского; мчч.: Филита синоптика (сенатора), жены его Лидии и чад их: Македона, Феопрепия, Кронида коментарисия и Амфилохия дукса (вождя). Св. прмч. Никон, воспитанный своим отцом в языческой вере, несмотря на старание матери, не хотел перейти в христианство . Однажды, отпуская его на войну, мать на прощанье сказала ему: «сын мой! если на войне случится тебе быть в опасности, то оградись крестным знамением и тогда не поразит тебя ни копье, не меч». Вспомнил Никон слова матери, когда в пылу сражения очутился в неминуемой беде (был окружен неприятелями), совершил крестное знамение и – остался победителем. Не ясно-ли отсюда, какую спасительную силу имеет крестное знамение и как несправедливы сектанты, отвергающие значение его?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Перейдем теперь к истории наиболее для нас важного канонического кодекса восточной или греческой церкви. Первоначальный состав и постепенный рост этого кодекса до 5 столетия, когда он явился в латинских переводах, нам уже известен. Это был хронологический сборник общепризнанных соборных правил, подтвержденных уже в первом правиле четвертого вселенского собора, или халкидонского, который, как мы видели, и сам пользовался этим сборником. Во времена Юстиниана, т. е. в 6 в., этот кодекс общего церковного права получили и на востоке такую редакцию, которая давала ему характер местного, греческого церковного кодекса. Автором этой редакции был антиохийский пресвитер Иоанн, по образованию и первоначальной профессии адвокат (отсюда его прозвание – Схоластик), а с 557 г. патриарх Константинопольский. По примеру какого-то неизвестного нам лица, составившего систематический сборник канонов в 60 титулах, который не дошел до нашего времени, Иоанн Схоластик сделал такой же, т. е. систематический свод общепризнанных церковных правил, разделенный; на 50 титулов, и дал ему такое надписание: Συναγωγ τν θεων κα ερν κατ νωυ ες πεντκοντα ττλους διηρημνη. В начале этого свода, после предисловия, помещен полный перечень источников, из которых он составлен, именно: правила Апостольские (в количестве 85-ти), правила 9-ти греческих соборов (четырех вселенских и шести поместных: анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского и лаодикийского) и правила сардикского собора в греческом оригинале, неизвестном Дионисию. К этим общепринятыми источниками Иоанн Схоластик впервые прибавил два канонические послания отца греческой церкви Василия Великого , разделив их на 68 правил. Эта прибавка и сообщила прежнему каноническому кодексу греческой церкви местный характер, так как канонические послания отцов восточной церкви так же остались неизвестными на западе, как на востоке были неизвестны декреталы римских пап. Свод Схоластика несомненно имел весьма обширное и продолжительное употребление в греческой церкви. Он был известен и на западе даже в 9 веке. По крайней мере, на него ссылался папа Николай I в письме к патр. Фотию в доказательство того, что грекам должны быть известны правила сардикского собора, благоприятные папской власти, ибо они содержатся в греческом своде канонов в 50 титулах. Не потерял своего значения труд Схоластика и после издания знаменитого греческого номоканона в 14 титулах, – напротив, нередко присоединялся к этому последнему и, вероятно, вместе с ним переведен был на славянский язык в эпоху обращения Моравов и Болгар в христианство , т. е. во второй половине 9 века. Существуют переводы Схоластикова сборника и на языки других народов, принявших христианство от греков (например, перевод сирийский).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Отсюда, в связи с обстоятельствами того времени, при которых указанные пункты в содержании лжеисидоровой компиляции представляли жгучий жизненный интерес, заключают, что ближайшая цель всех подлогов состояла в эмансипации епископов от светской и митрополичьей власти через непосредственное подчинение их папе. Таким образом, возвышение папской власти, вероятно, не было прямою целью фальсификатора; но история, хотя бы вопреки его личному намерению, обратила его труд в могущественное средство для достижения именно этой цели. —416— Основанная мысль сборника о превосходстве духовной власти над мipckoю и есть именно тот краеугольный камень, на котором утверждалось духовно-материальное владычество пап над средневековым западным христианским мipoм. Все дальнейшее развитие церковного права на западе определялось в своем направлении теми началами, который положил Лжеисидор. § 12. Канонический кодекс греко-восточной церкви: свод церковных правил I . Схоластика и Σνταγμα κανονικν . Перейдем теперь к истории наиболее для нас важного канонического кодекса восточной или греческой церкви. Первоначальный состав и постепенный рост этого кодекса до V столетия, когда он явился в латинских переводах, нам уже известен. Это быль хронологический сборник общепризнанных соборных правил, подтвержденных уже в первом правиле четвертого вселенского собора, или халкидонского, который, как мы видели, и сам пользовался этим сборником. Во времена Юстиниана, т.е. в VI в., этот кодекс общего церковного права получил и на востоке такую редакцию, которая давала ему характер местного, греческого церковного кодекса. Автором этой редакции был антиохийский пресвитер Иоанн, по образованию и первоначальной профессии адвокат (отсюда его прозвание – Схоластик), а с 557 г. патриарх Константинопольский. По примеру какого-то неизвестного нам лица, составившая систематический сборник канонов в 60 титулах, который не дошел до нашего времени, Иоанн Схоластик сделал такой же, т.е. систематический свод общепризнанных церковных правил, разделенный на 50 титулов, и дал ему такое надписание: Συναγωγ τν θεων κα ερν καννων ες πεντκοντα ττλους σιρημνη. В начале этого свода, после предисловия, помещен полный перечень источников, из которых он составлен, именно: правила Апостольские (в количестве 85-ти), правила 9-ти греческих соборов (четырех вселенских и шести поместных: анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского и лаодикийского) и правила сардикского собора в греческом оригинале, неизвестном Дионисию. К этим общепринятым источникам Иоанн Схоластик впервые прибавил два канонические послания отца греческой церкви Василия Великого , разделив

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь же наконец помещены два предисловия к номоканону в XIV титулов и реперториум этого номоканона, т.е. заголовки титулов и глав с относящимися к ним цитатами канонов, без приведения самого текста канонов. В первой части кормчей книги, составляющейся из сорока одной главы содержатся: 85 канонов апостольских, к которым присоединены еще несколько канонов, заимствованных из апостольских постановлений, напр. каноны апостола Павла и проч., каноны соборов вселенских и поместных в следующем порядке: никейского, анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского, II вселенского, III всел., IV всел., сардикского, карфагенского, константинопольского при Нектарие 974 , трулльского 692 г., VII всел., двукратного, в церкви св. Софии, – далее правила отцов: Василия Великого , Дионисия александрийского , Петра александрийского , Григория неокесарийского , Афанасия александ., Григория Назианзина , Амфилохия, Григория нисского , Тимофея александ., Феофила александ., Кирилла александ., 975 Геннадия константиноп., Тарасия константинопольского . В последних главах первой части кормчей книги (37–41) помещены послание константинопольского собора к Мартирию о принятии в церковь еретиков, золотая булла Юстиниана о рабах, прибегающих в церковь (т. е. о том, какую защиту могла оказывать софийская церковь прибегавшим в нее рабам), Дмитрия митрополита кизического о яковитах и проч., послание Петра антиохийского к епископу венецианскому и послание черноризца или монаха Нила к пресвитеру Хариклию о допущении грешников к покаянию. Вообще состав первой части кормчей книги соответствует синопсису, комментированному Аристином 976 , толкования к канонам принадлежат Аристину и только некоторые Зонаре 977 . Вторая часть печатной кормчей начинается с церковного законодательства императора Юстиниана, содержащегося в сборнике Иоанна Схоластика из 87 глав. Этот сборник составляет 42-ю главу. В 43 гл. помещены три новеллы императора Алексея Комнена; в 44-ю главу вошли некоторые извлечения из тех юстиниановских законов (κεμενα), которые содержатся в номоканоне из XIV титулов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

б) Собрания церковных правил и перевод их на латинский язык Из деяний Халкидонского собора открывается, что правила предшествующих соборов были собраны и заключались в одном свитке, в котором они расположены были по хронологическому порядку, начинаясь правилами 1-го Вселенского собора 15 ; между тем, древние апостольские правила, как основание церковного законодательства, не находились на ряду с правилами соборными в сем сборнике и употреблялись отдельно. Сей свиток церковных правил служил законом для всей христианской церкви, а потому тогда же был переведен и на латинский язык для употребления в церквах западных 16 . Впрочем, в начале VI века, Стефан, епископ Салонитский, замечая неверность и темноту латинского перевода церковных правил, просил славного в то время ученостью Дионисия малого 17 сделать новый, исправнейший перевод их. Дионисий, сначала перевел апостольские правила; потом кодекс правил вселенской церкви, начинавшийся правилами Никейскими и оканчивавшийся Константинопольскими в числе 165 правил, к которым присовокупил правила собора Халкидонского. К сему сборнику Дионисий присоединил правила Сардикийские и Карфагенские, писанные на латинском языке, и еще не вошедшие в состав правил вселенской церкви, а также определения пап Римским от Сириция до Анастасия 18 . в) Опыты свода церковных правил: Номоканон патриарха Иоанна В царствование императора Юстиниана Иоанн Постник , или Схоластик, патриарх константинопольский, будучи еще пресвитером в Антиохи, составил систематический свод церковных правил, состоящий из 50-ти титл, или глав, из которых в каждой, под общим оглавлением, сведены правила одинакового содержания 19 . Кодекс, на основании которого Иоанн составлял свой свод, заключал в себе, кроме правил соборов Никейского, Анкирского, Неокесарийского, Сардикийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского (2-го Всел.), Ефесского и Халкидонского, правила апостольские и 68 правил св. Василия Великого 20 . В предисловии к сему своду Иоанн упоминает о подобном своде, сделанном прежде его, который состоял из 60-ти граней, но тут же жалуется на неполноту сего свода, и сбивчивость разделения 21 . Сделавшись патриархом Константинопольским, Иоанн сделал извлечение из свода и новелл Юстиниановых в числе 87-ми статей, относящихся к делам церковным 22 . Сие извлечение соединено потом с церковным каноном, так что к каждому титлу канона присоединены соответствующие, по содержанию, выписки из законов гражданских, от чего весь свод наименован Номоканоном, т.е. соединением закона гражданского с каноном церковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Деян. 14, 2. 3 . Отсель-то конечно слово προχειριζεται перешло и в чиновники. 512 De praeser. Haeret. § 32. Ту же мысль повторили св. Ириней adv. Haer. 4. 33. § 8. Киприан epist. 75, 42. 513 Epist. 27. ad. Marcell. Евсевий представляет списки епископов, преемственно следовавших за апостолами ( τς των ερων ποςλων διαδοχας). II. E. 1, 1. и в других. Тоже у Климента Strotn 6, 13. в пост. ап. 2, 28 515 Бес. XI на 1 Тим. § 1. св. Епифаний: «чин епископов назначен для рождения отцев: ему принадлежит умножать в церкви отцев. Другой чин (пресвитерский) не может раждать отцев; он раждает церкви банею паки бытия детей, но но отцев или учителей). Haeres. 75. § 4. 516 Как неслыханное дело выставляет св. Афанасий дерзость ариан, позволивших себе поставлять язычников в епископов. Histor. arian. ad. monach. § 73. 518 Прав. 68. апостольское; карфаг. 36. 59.– Кто лишен священства за пороки, не может получить его в другой раз. Василий в. (пис. 130. § 2) порицает Евстафия севастийского за то, что «дерзнул повторять рукоположение ( αναχειροτονεισαι) над некоторыми, между тем как доселе не видно, чтобы кто-нибудь даже и из еретиков делал это». Феодорит Н. relig•. s. 13. Августин de bon. ecniug. с. 18. § 21. Cont. epist. Parmen. lib. 2. с. 13. (см. зам. 6). Священников и диаконов, рукоположенных законно у кафаров и донатистов, при переходе в православие вновь не посвящали в священство. Так ныне поступают с римскими патерами. 519 Вселен. 1 соб. пр. 19. Вселен. 2 соб. пр 4. Вселен. 3 соб. пр. 5. Лаодик. 8 Василия в. пр. 1. Так и ныне лютеранских пасторов, которым недостает законного рукоположения и таинственного освящения, церковь принимает как мирян. 520 На сем основано 45 правило карфагенского собора: «епископы и пресвитеры и диаконы не прежде поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами». Книга правил. 522 Согласно со св. писанием ( 1Тим. 3, 1–5. 3, 12 . Тим. 1, 6. Мар. 1, 30 . 1Кор. 9, 5. 6 .) в апостольских правилах (пр. 5, 18–20, 26.), в апостольских постановлениях (2. 26 6, 17), в правилах соборов анкирского (пр. 10), неокесарийского (пр. 1), гангрского (пр. 15. 4, 16.) постановлено было, а) «ни для одного степени священства не дозволяется второй брак; б) если кто прежде поставления своего в диаконство объявит, что не может он оставаться в девстве: пусть посвящен будет в диакона женатый, но не зависит от воли его по постановлении в диаконство вступить в брак; в) кто отлучается от женатого пресвитера, как будто не должно принимать участия в приношении его, когда совершает он литургию: тот анафема».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всю сложность положения проиллюстрировал антиохийский раскол . К лету 362 г. в Антиохии оказалось три соперничающих епископа. Маленькая группа никейцев, верных памяти сосланного Евстафия, возглавлялась пресвитером Павлином, которого фанатичный анти­арианин Люцифер Каларский, сосланный на Восток Констанцием в начале 362 г., поставил в епископы. Омиусианин, друг Василия Анкирского Мелетий, был поставлен туда в 360 г. и в том же году отправлен в ссылку. Он был заменен арианином Эвзонием. В 362–63 гг. встал вопрос, могут ли два антиарианина объединиться. Но оба были епископами, значит, одному пришлось бы сложить с себя сан. Кроме того, каждый из них не был до конца уверен в православии другого: Павлин был никеец-фундаменталист, утверждавший, что Отец, Сын и Дух — одна Ипостась, в то время как Мелетий, в духе нового богословия, говорил о трех Ипостасях. На Александрийском соборе (362 г.) был рассмотрен и вопрос антиохийского раскола. Он был решен в духе главного соборного постановления о том, что в Православии важна вера, а не термины. Свт. Афанасий признал мелетианцев православными, но все же с канонической точки зрения поддержал Павлина. Рим поддержал решение Афанасия, однако, так как Павлин подозревался в модализме (он фанатично держался формулы “одна Ипостась”), то будущее было за Мелетием, даже при том, что Павлин и более каноничен. И третья проблема, открывшаяся в 60-е гг., связана с именем одного из самых старых друзей и сторонников Афанасия — Аполлинария Лаодикийского . Этот талантливый богослов и блестящий профессор тоже был антиарианином-фундаменталистом. Он учил, что человечество Христа отличается от нашего: Божественный Логос заменяет дух (πνεμα) или ум (νος) человеческий. Как человек является единством духа, души и тела, так Христос является единством Логоса, души и тела. Итак, по учению Аполлинария, Спаситель был неполным человеком, лишенным ума, воли и характера: он был Богом в человеческой оболочке. Признавая, что в его учении человечество Христа неполноценно, Аполлинарий утверждал, что иначе приходится принять две личности в одном теле, а он считает, что нельзя говорить ни о двух лицах, ни о двух естествах; Христос — μα φσις το Θεο Λγου σεσαρκωμνου ‘одна природа Бога-Слова воплощенного’. Эта фраза еще сыграет воистину роковую роль в истории христологии.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

И в тот же день святейший патриарх Фома перед вечером радостно разлучился с телом и отошел к Господу в царствование того же Фоки. По кончине святого Фомы принял престол патриарший Сергий, диакон той же великой церкви, и был сначала правоверен, а после развратился и сделался начальником ереси монофелитской, иначе сказать, единовольнической, несправедливо признающей в Господе Христе одну волю [ 8 ]; тогда наступили беды для церкви: раскол, разорение, мучение и гонение от еретиков на правоверных; в то же время, попущением Божиим за умножение ересей, началась тяжкая война с персами, пленение и опустошение огнем и мечем греческих областей; был взят персами Иерусалим и честное древо святого Креста было захвачено в плен и унесено в Персию; так сбывались все несчастия, предзнаменованные вышеупомянутым чудом с крестами и предсказанные пророчеством святого Феодора Сикеота; чтоб не видеть этих несчастий своими глазами, святейший патриарх Фома предпочел умереть, чем оставаться в живых, и получил по своей просьбе блаженную кончину раньше наступления этого страшного времени. Он пас церковь Христову три года и два месяца, много боролся с еретиками, храня православное учение и истинно почитая Христа Бога нашего, Ему же со Отцом и Святым Духом слава во веки. Аминь. Память 22 марта Страдание святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского Святой Василий, пресвитер церкви в Анкире, городе в Галатии, прилежно старался учить людей истине христианской и отвращать их от пути диавольского и от всех его злых дел; он постоянно проповедовал, что наступило страшное время, явились князья адских полчищ; ибо у сатаны есть слуги, одетые в овечьи одежды, а внутри они хищные волки; они являются людям на пути этой кратковременной жизни, чтоб уловлять их души в погибель, и коварные козни их проявляются в настоящее время. — Потому, — говорил святой, — я указываю всем путь, ведущий к спасению Христом Богом, и обличаю заблуждение нечестивых: если кто, оставив живого и во веки пребывающего Бога, обратится к идолам, слепым, глухим и немым, тот наследует происходящее от богов его пламя неугасимого огня; поэтому мы все любящие Христа и усердно почитающие Его, как Вождя нашей веры, желая сохранить в наших неоскверненных душевных хранилищах неоъемлемое сокровище, станем попирать ногами прельщение диавола и идольские веселые праздники, избежим мерзостных врагов, подкрепленные Помощником нашим Христом, подающим вечное возмездие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010