архим. Агапит Глава III Состояние Церкви Восточной при царе Констанции. Покровительство с его стороны арианам и заточение православных Епископов. Подпись не православного символа Григорием, Назианзским Епископом, и Дианием, Кесарийским Архиепископом, породившая много смут в Церкви, и причинившая много скорби св. Василию и его другу, св. Григорию. Удаление св. Василия по сему случаю из Кесарии с прекращением общения с Дианием. Заботливость св. Василия об утверждении иноков в православном учении, и его заботливость об ограждении всех православных христиан от увлечения еретическим учением. Примирение св. Василия с Дианием, пред его кончиною. Возведение на Архиепископский престол Евсевия. Сделанное при этом насилие Епископам со стороны народа. Покушение со стороны Юлиана – богоотступника на ниспровержение его и овладение Кесарийскими церквами. Противодействие его замыслам со стороны Григория, отца св. Григория Богослова . Посвящение св. Василия в сан Пресвитера. Его ревность в исполнении своих пастырских обязанностей, и его первое поучение на начальные стихи Притчей Соломоновых, написанное по поручению Евсевия, Архиепископа Кесарийского. Содержание этого поучения. Неудовольствие со стороны Евсевия на св. Василия, побудившее его оставить Кесарию и возвратиться в Понт к своим инокам. Приступая к выяснению общественной деятельности св. Василия Великого в пользу Церкви православной, находим нужным дать хотя краткое понятие о состоянии православия на Востоке в то время. Церковь Восточная, и Кесарийская в частности, много страдала тогда от нападений ариан. Ариане, привлекшие на свою сторону Императора Констанция, обманом и насилием занимали епископские престолы, и потом уже растлевали своим злочестивым учением и самую паству изгнанных предварительно Архипастырей. В Александрии, вместо изгнанного поборника православия, св. Афанасия, поставлен был епископом арианец Георгий; в Антиохии – также арианин Евдоксий. Главными защитниками и учителями арианства были Аэтий и ученик его Евномий, которые открыто проповедывали, что Сын Божий по существу различен от Отца. Между православными и арианами стояли посредине, так называемые полуариане, которые, частью по заблуждению, а частью для того только, чтобы избежать преследования со стороны ариан, хотя и не исповедывали вместе с православными, что Сын Божий единосущен Отцу, но и не допускали с арианами различая существа Его от существа Отца, признавая Его подобосущным Отцу. Во главе сего общества стояли Василий Анкирский и Георгий Лаодикийский. Те и другие, то есть ариане и полуариане, утвердили свое исповедание символами, первые – на соборе Сирмийском (357 г.), последние на соборе Анкирском (358 г.) 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Правило 6 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Понеже речено в Апостольских правилах, яко из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступати в брак: то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство: аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен. Но аще кто из поступающих в клир восхощет сочетаться с женою, по закону брака: таковый да творит сие прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера . ( Ап. 5 , 26 , 51 ; IV Всел. 14 ; Трул. 3 , 13 , 21 , 30 ; Анкир. 10 ; Неокес. 1 ; Карф. 16 ; Василия Вел. 69 ) . В этом правиле повторяется 26-е Ап. правило и провозглашается общим законом, чтобы больше никто не смел вступать в брак, кто уже сделался иподиаконом, а еще менее тот, кто рукоположен во диаконы или пресвитеры. Желает ли кто-либо из тех, кто вступает в клир, сочетаться законным браком с женою, пусть это делает до рукоположения ( πρ τς χειροτονας, anteqnam ordinetur) в иподиаконы, – говорит правило; после же рукоположения это недопустимо. Сколько нужно было с принципиальной точки зрения сказать по этому вопросу, – мы сказали в толковании упомянутого Ап. правила. Здесь обратим внимание на другое важное обстоятельство, а именно, что этим трулльским (6) правилом отменяется более древнее каноническое определение по этому вопросу: определение 10-го правила Анкирского Собора (314 г.), дозволявшее диаконам жениться и после рукоположения, если они неженатыми были рукоположены во диаконы. Специально об этом определении Анкирского Собора мы говорим в толковании 10-го правила названного собора. Определение это долгое время считалось многими каноническим, и часто ему следовали то в той, то в другой поместной церкви. В первой половине VI века греко-римское законодательство сочло нужным, по просьбе константинопольского патриарха св. Епифания (520–535), издать в этом отношении специальное распоряжение. А именно, 18 октября 530 г. император Юстиниан издал закон, которым объявляется общеобязательным определение 26-го Ап. правила, причем предписывается, в смысле святых канонов, исключение из клира всякого, кто женится после рукоположения в иподиаконы 1041 . В том же смысле изданы были затем Юстинианом же три новеллы (VI, XXII и CXXIII), из которых последняя (от 1 мая 546 г.) категорически предписывает, чтобы пресвитер, диакон и иподиакон, женившиеся после рукоположения, были исключены тотчас же из клира ( κβαλλσθω το κλρου) и преданы были бы гражданской власти того места, где состояли клириками 1042 . Это подтвердил затем и Трулльский Собор 6-м своим правилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Вот какими каноническими запрещениями древняя Церковь регулировала этот вопрос о недопустимости приношения на Литургию чего-либо иного, кроме хлеба и вина: «Если епископ или пресвитер, вопреки установлению Господа относительно Жертвы, приносит к алтарю что-нибудь другое, например, мед, молоко или сикеру, вместо вина, или насекомое, или летающее, или какое-нибудь животное, или овощи, то, поступающий против постановления, да извержется« (3 прав. свв. апп.). »В Таинстве Тела и Крови Господней ничего не следует приносить, кроме того, что преподал Сам Господь, т.е. кроме хлеба и вина с водою« (24 прав. Карф. Собора). Кроме этих канонических запрещений, Церковь строго следила за тем, чтобы в Литургии принимали участие только просвещенные христианским крещением, а никак не оглашенные или раскольники. »Да не принимается хлеб от оглашенного, хотя бы он имел верующего сына и жену, и желал бы за них совершить приношение, прежде чем не будет крещен» («Тестамент Господа Иисуса Христа»). " Да не принимаются приношения отделившихся братьев ни в сакрарии, ни в казнохранилище« (93 прав. IV Карф. Соб.). Таковые были участвовавшими в молитвах народа, но не приносящими (11 прав. Никейского Собора; 4, 5, 8 прав. Анкирского Собора). Поэтому, вполне естественно, что приношение должно было быть сделано после ухода оглашенных, кающихся и пр., а верующие в это время должны были молиться за оглашенных, откуда и прошение: »Вернии, об оглашенных помолимся, да Господь помилует их, огласит их словом истины, открыет им Евангелие правды...« Акт приношения, таким образом, занял место непосредственно перед анафорой, откуда и литургический возглас в некоторых литургиях: »Помолитесь о приносящих». Вещество, потребное для Литургии, приносилось не к самому алтарю, а в специальные помещения «предложения», προθσεις, и принималось там, по всей вероятности, диаконами, как клириками, предназначенными для служения при Литургии и при таинствах вообще. Это объясняет постановления некоторых древних памятников (46 канон коптских постановлений, 3 канон Ипполита, 2 канон Анкирского Собора и др.), требующих от диаконов перенесения вещества из протесиса к алтарю, к служащему епископу. Кое-где это перенесение совершалось не диаконами, а иереями. Над принесенными Дарами священнослужитель читал молитву, следы которой имеем в CA VIII, в литургии св. Василия Великого и в др. памятниках, и в которой он молится о милостивом принятии этой жертвы от принесших ее христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

При следующем митрополите Сибирском и Тобольском Антонии (Стаховском; 1721–1740) мощи святого Василия были сокрыты под спудом, в земле, в пределах монастырской ограды; над этим местом устроили часовню. В 1788 году гроб святого вновь показался из земли наружу. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес его во вновь построенный каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и устроил особое надгробие. Все это время местное почитание святого Василия практически не прекращалось: верующий народ по-прежнему прибегал к его молитвенному предстательству и по вере своей получал облегчение в болезнях и исцеления. Почитание святого Василия Мангазейского немало способствовало обращению из язычества в Православие различных местных народностей Севера: тунгусы, эвенки и юраки молились святому как покровителю охотников. В конце 1802 года – начале 1803 года Туруханский край охватила эпидемия. Жители Туруханска усмотрели причину бедствия в том, что иконы святого Василия вынесены из Троицкого монастыря, мощи его находятся под спудом, а службы в его честь прекращены. Архиепископ Тобольский Амвросий (1806–1822) предписал игумену Туруханского Троицкого монастыря внести в соборный храм образ святого Василия и не чинить препятствий к его почитанию. В 1907 году по благословению Святейшего Синода было отпечатано цветное литографическое изображение святого Василия Мангазеиского. На иконах святого Василия изображают «лицем млада, мала возрастом, образом священнолепна, очи имуща светлы, взирающе прелюбезне, власы же главы его русы». Среди жителей Туруханска сохранилось предание, что несколько десятилетий назад святой Василий явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел ему взять из монастырского храма святые мощи и сокрыть их в тайге, что и было исполнено. Память святому Василию Мангазейскому совершалась первоначально 6 июля, в день явления из земных недр его мощей; 10 мая совершалось торжество перенесения мощей святого из Мангазеи в Туруханск. 22 марта является днем особого празднования памяти святого Василия Мангазеиского, тезоименитого прославляемому в этот день Церковью священномученику Василию Анкирскому († IV в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аристен . Низводящий епископа во пресвитера святотатец. Ибо он или виновен, и в таком случае и не священ; а низведенный без вины должен быть епископом. Низводить епископа на степень пресвитера есть решительное святотатство; ибо он или виновен и поэтому извергается из священства; или без всякой вины, и в таком случае не должен быть лишаем епископского достоинства. Вальсамон . В конце деяний 4го собора написано, что Фотием, епископом Тирской митрополии, донесено было императору Маркиану, что епископ города Берита, воспользовавшись случаем, отторг от Тирской церкви различные епископии, именно Вивл, Вотрий, Триполь, Орфосиаду, Арки и Антарад, и, низложивши епископов, поставленных им, Фотием, низвел их на степень пресвитера. Итак, отцы, собравшиеся в Халкидоне, рассмотрев по императорскому определению это дело, вместе с гражданскими сановниками, определили, сто справедливо возвратить Тирской церкви отнятые, как сказано выше, епископии, и низложенным епископам иметь прежнюю честь. При сем местоблюстители Римской церкви выразили мнение, что низводить епископа на степень пресвитера есть святотатство и прочее. А Анатолий, сановники и остальной собор последовали им. Прочти 1е и 2е правила Анкирского собора, 9е Неокесарийского, 3е и 36е 6го собора, 27е и 70е святого Василия. Исключи при этом тех, которые вступили в брак после рукоположения; ибо эти, по лишении их права служить, совершают некоторые действия. Прочти еще 79ю новеллу императора господина Льва Философа , приведенную в толковании на 6е правило 6го собора, также конец вопросов, предложенных святому Константинопольскому синоду и ответы на них во времена святейшего патриарха Кир-Николая. Славянская кормчая .  Аще сводит епископа в пресвитерство, святотатец есть.  Аще бо повинен неосвящен, сведенный же без вины, да будет епископ. Толкование . Святотатство есть, еже красти священные сосуды церковные, или ино нечто, еже в дар Богови принесено бысть. Равно же тому и се есть,  аще который митрополит сведет епископа, в пресвитерский сан,  аще бо есть повинен в некоем гресе, то не токмо епископии лишен будет, но и от пресвитерства извержется.  Аще же кроме некоего греха, не подобает его подвигнути от епископского сана.  Аще ли без вины сведен бысть, да приимет паки свой сан (чин) и епископию.

http://azbyka.ru/pravo/chetvertyj-vselen...

Во втором письме, обращаясь к инокам, святой Серапион, выстав­ляя преимущества иноческой жизни, говорит: «Из вас – авва Антоний, достигший верха подвижничества, которого жизнь, преданная письму, есть у вас. Из вас – Аммун, авва Иоанн, авва Макарий – просиявшие добродетелями: они творили чудеса и представляли другие доказа­тельства своей святости. Прогоняя по воле Божией демонов, врачуя тяжкие болезни и разные страдания, показали, что врачебная наука слаба. Болезни, которых не могли исцелять врачи, исцелялись молит­вою святых и сильною верою. Но вы сами знаете это лучше меня: вы жили с ними, равно и отцы ваши». Еще пишет святой Серапион в одном сочинении: «Ум очищается духовным ведением, движения гнева врачует любовь, а потоки похоти останавливает воздержание... » День двадцать второй. Память святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского Василий пресвитер в то время, когда всюду оглашалась воля ца­ря Юлиана-отступника о восстановлении идолослужения и многие из христиан ради выгод житейских отрекались своей веры, убеждал всех оставаться верными Богу и открыто молился о разорении умысла нечестивцев. Тогда один из граждан, ревнитель язычества, схватил его, говоря: «Что ты ходишь по городу, смущаешь народ, преступаешь закон царский?» – и представил градоначальнику. Градоначальник спросил Василия: «Для чего смущаешь город и представляешь царя преступив­шим добрые законы?» Василий сказал: «Не порицаю вашего царя, но знаю, что Царь Вышний, Который есть Бог, силен ваше нерассудитель­ное узаконенное нечестие разорить в короткое время». И сказал градо­начальник: «Перестань говорить пустое и покорись царю». Василий: «Доселе я повиновался Царю Небесному и теперь повинуюсь, и никогда не отступлю от святой веры в Него, а царь, которого ты хвалишь, есть царь земной и, как человек, подлежит смерти». Тогда судья повелел его повесить на дереве и пытать железом; видя же непреклонность исповедника, ввергнул в темницу и донес о нем царю. Юлиан послал двух отступников убедить Василия оставить веру во Христа, а через несколько дней (в январе 363 г.) и сам прибыл в Анкиру, направляясь в Антиохию. Ни убеждения отступников, ни ласки и угрозы самого царя не смогли поколебать доблестного страдальца. В продолжение не­скольких дней палачи сдирали по частям кожу его, потом разожженным железом били по плечам и чреву, в каковых муках святой и предал дух свой Богу 28 января 363 года. После гибели Юлиана в июне сего же года и восстановления христианства анкирские граждане почтили тело мученика торжеством и установили праздновать память его 22 марта. Память Святого преподобомченика Евфимия Нового

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По вступлении на престол Имп. Валентиниана, полуарианские епископы Геллеспонта и Вифинии, вместе с православными, собрались на Собор в Лампсаке, чтобы уничтожить постановления ариан, утверждённые на Соборе Константинопольском (360 года), и восстановить низложенных ими епископов. Василий не был на Соборе Лампсакийском, но напутствовал друга своего Евстафия и других с ним епископов своими твёрдыми рассуждениями о догмате, подвергавшемся пререканиям 98 . После открывшегося за тем (в 365 г.) гонения со стороны Валента на православных и полуариан, восточные епископы избрали из среды себя трёх посланников на Запад, которым поручили войти в общение с тогдашним Папой Римским Ливерием, подписать Символ Никейский и просить помощи у западного Императора. Избраны были для сего друзья Василия: Евстафий Севастийский, Силуан Тарсский и Феофил Каставальский 99 , – и самая мысль о соединении с Западом, для водворения мира, давно уже была в душе Василия, как писал он в начале своего епископства 100 . Хотя посланным и не удалось видеть Императора, но общение с Римской Церковью было открыто и с радостью принято на Соборе Тианском, на котором председательствовал епископ Кесарийский, Евсевий 101 . Конечно, с ним был и Василий, как неизменный его сотрудник в делах церковных. Дальнейшие распоряжения православных епископов были остановлены Валентом, который воспретил им собираться на Собор в Тарсе. Тем не менее Василий не оставлял заботы об утверждении мира, охотно сближаясь со всеми готовыми содействовать, примирению Церквей и выискивая людей способных к тому. На место Василия епископа Анкирского, несправедливо удалённого арианами, возведён был Афанасий, который выказывал явное нерасположение к пресвитеру Кесарийскому и пред всеми порицал его за то, будто бы он «пишет и сочиняет чтото вредное». Василий, забывая личное оскорбление, искал случая искренно объясниться с ним 102 , успел привлечь его к себе, и когда он вскоре скончался (в 368 г.), то писал к осиротевшей Церкви: «на кого теперь возложишь попечение о Церквах? в ком найдём товарища в скорби, соучастника в радости?» 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Своим примером и проповедью он настолько содействовал христианскому усовершенствованию окрестных жителей, что, по свидетельству Руфина (Hist. eccl. II, 9), в короткое время весь Понт принял другой вид. В это же время Василий начал принимать некоторое участие и в волновавших восточную Церковь догматических спорах. Когда Констанций принудил (в 359 г.) западных в Аримине, а восточных в Селевкии подписать бесцветное исповедание омиев, Василий стал на сторону омиусианина Василия Анкирского, и в 360 г. он был в Константинополе с посольством от Селевкийского собора и слушал там дебаты Евстафия Севастийского и Евномия. С этого времени Василий занимает вполне определенную позицию в смысле тех омиусиан, которые в общей борьбе с арианством препобедили в себе подозрительное отношение к ομοοσιος и соединились с Афанасием Александрийским . Когда Георгий Лаодикийский принес в Кесарию соединительную формулу Констанция (Никейскую формулу), то Дианий Кесарийский сделал то же, что сделали вожди омиусиан в Константинополе и что сделали и многие другие (в том числе и Григорий Назианзин -старший), – он подписал ее. Это привело к отчуждению между Василием и почитаемым им от юности Дианием, и Василий некоторое время уклонялся от общения с ним. На смертном одре Дианий призвал к себе Василия и убедил его, что, несмотря на подпись Никской формулы, он внутренне остался верным Никейскому исповеданию. Это было в 362 году. После смерти Диания при избрании ему преемника произошли большие споры, и епископы, собравшись в Кесарии, уступая народному давлению, избрали одного из знатных горожан – Евсевия, человека, отличавшегося примерной жизнью, но не только мирянина, а даже еще не крещеного и мало знакомого с церковными делами. Евсевий, чтобы привлечь к ближайшему участию в церковных делах мужа, пользующегося таким уважением и значением, как Василий, рукоположил его, вероятно в 364 г., в сан пресвитера и пользовался его помощью в проповедничестве и в административных делах. Но богословское и церковное превосходство пресвитера над епископом скоро привело к несогласиям между ними (ближайший повод их неясен), которые угрожали даже церковным разделением в Кесарии ввиду того, что монахи стали на сторону Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Память свт. Василию отмечается 3/16 июля и 10/23 июня (обретение мощей в 1609). Василиск Сибирский Преподобный старец († 29.12.1824), пустынник и молитвенник XVIII-XIX вв. Он жил отшельником в лесах Чувашии, потом среди брянских пустынников при известном старце прп. Адриане, от которого и принял постриг в мантию с именем Василиск. Здесь он встретил своего будущего сомолитвенника и друга прп. Зосиму (Верховского) . Трогательная духовная дружба связала их на всю жизнь. Василий теплый Народное название двух дней в году. 1) Свмч. Василия, пресвитера Анкирского (362–363), 22 марта/4 апр. Утром в этот день выходили смотреть восходящее солнце: если вокруг него замечали красные круги, то считали, что урожай будет хороший. В этот день полагалось также печь калачи, своей формой символизировавшие солнце. До приема другой пищи считалось необходимым съесть по калачу. По крестьянским поверьям, родившийся в этот день будет отличаться удалью и веселым характером. Крестьяне верили, что из них получаются хорошие кузнецы. 2) Св. прав. Василия Мангазейского (1600), 23 марта/5 апр. По крестьянским поверьям, в этот день прилетают зяблики, «весну-красну торопят, на хвосте приносят». В это время очищали дом от мусора и кропили святой водой от нечистой силы. Первым делом сжигали залежалую за зиму солому из матрацев. Вместе с соломой сжигали и другой сор. Бабы в доме мыли полы, лавки, стены. Чтобы избавиться от затхлого запаха, с чердака приносили душистые травы. Считалось, что родившийся в этот день будет заботиться о домашнем порядке и сумеет бороться с нечистой силой. Василиса (Василиса-Домна) Народное название дня мц. Василисы 3/16 сент., На Василису бабы собирали в доме всякую рухлядь, чтобы обрести благополучие на осень. Особенно ценились ошметки, стоптанные лапти как верное средство от сглаза; их вешали в хлевах, на заборах и пр. Празднуемая в этот же день мц. Домна была олицетворением домашнего порядка. Василиса в былинах 1) Василиса Микулишна, жена Ставра Годиновича, хвастающего ею на пиру у кн. Владимира и посаженного за это в погреба глубокие; Василиса является к князю, выдавая себя за посла Василия, приехавшего свататься к племяннице его, Забаве Путятичне. Когда подозревают ее пол, то она устраняет это подозрение силой, ловкостью, хитростью и проворством. После пира, на который позвали Ставра играть на гуслях, Василиса просила у князя позволения погулять со Ставром и, открывшись своему мужу, возвращается с ним к Владимиру. 2) Василиса Никулишна, жена Данилы Ловчанина; желая жениться на ней, кн. Владимир посылает убить Данилу его же братьев (родного и названного), но Данила сам себя убивает. Василиса просит у князя позволения проститься со своим мужем и убивает себя у его трупа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постройка дома призрения и храма, начатая самим учредителем в 1869 году, им же вчерне окончена в 1871 году. Не успев, за смертию своею, (27 сентября 1871 г.) докончить начатое им дело, Тименков по завещанию, возложил исполнение своей воли на трех душеприкащиков своих: И. А. Аверина, Н. Г. Целибеева и И. В. Тулякова, которые в свою очередь, по приведении в 1876 г. всего дела к окончанию, передали, в том же году, согласно завещанию жертвователя, как все сооруженные для богадельни здания, в том числе и храм, так и капиталы, назначенные для ее содержания, в заведывание и управление комитета, составленного, на основании завещания, из пяти членов, в числе которых сами душеприкащики должны оставаться пожизненно. Храм представляет вид отдельного здания, и соединен с богадельнею теплым коридором, над которым устроена колокольня; он построен по плану академика Вергейма, в форме правильного креста, в русско-византийском стиле, о пяти главах, с большим куполом по средине. Так как капитал, пожертвованный покойным А. И. Тименковым на построение храма и богадельни приобретен был совместными трудами, кроме его самого, еще других двух лиц – Василия Фролова и Михаила Солодовникова, то, для увековечения памяти о всех этих лицах, учредитель пожелал устроить храм в три придела, посвященные тем святым, имена которых носили жертвователи. Главный алтарь – во имя св. Андрея блаженного, празднуемого 2 октября, – освящен 21 января 1877 года митрополитом Исидором; правый придел – во имя св. Василия пресвитера Анкирского, празднуемого 22 октября, – освящен 23 января, а левый – во имя св. Архистратига Михаила, празднуемого 6 сентября – 30 января, местным благочинным. По завещанию учредителя, перед ликами поименованных св. угодников, содержатся неугасимые лампады, и за каждой литургией совершается поминовение за упокой душ усопших жертвователей: Андрея, Василия и Михаила. Внутри церковь имеет самый изящный вид, чему способствует, с одной стороны, обилие света, входящего в многочисленные окна церкви и купола, а с другой стороны – то, что стены и потолки разукрашены орнаментною живописью, исполненною художником Розановым под руководством проф. Плешанова. Кроме орнаментной живописи церковь украшают изображения некоторых священных лиц и событий, исполненные под руководством того же профессора. Так, в самом верху главного купола изображен Господь Саваоф, окруженный ангелами; по окружности купола, ниже окон, – 16 ликов – Архангелов апостолов, и наконец у основания купола, по 4 углам, лики четырех евангелистов с их символами. Своды боковых приделов также украшены священно-историческими изображениями; на своде левого придела изображено «несение креста» на своде правого – «снятие тела со креста». Все Иконостасы в три яруса, деревянные, золоченые украшенные художественною резьбою в русско-византийском стиле. Солея возвышается на три ступени; клиросы отделяются от церкви резным золоченым барьером, покрытым сверху подушкою синего бархата. Пол паркетный из дуба.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010