IV.         Что, далее, тогда, как первый брак Церковь высоко чтила, второй брак был допускаем ею только из снисхождения к людской немощи, это легко усмотреть из принятых Шестым Вселенским Собором правил Поместных Соборов Неокессарийского 1374 , Лаодикийского 1375 , а также, св. Василия Великого 1376 , по которым второбрачные признавались подлежащими покаянию и известного рода епитимии. V.           Что, наконец, второй брак почитался Церковью вовсе недопустимым по отношению к священнослужителям, это вполне видно, как из тех церковных правил, которыми, с одной стороны, им предоставлялось, если они были безбрачны, вступать в браки с безбрачными девами только до рукоположения, после которого уже это не дозволялось, так, в особенности, из тех, которыми, безусловно, в священнослужителях двоебрачие воспрещалось, вследствие чего, двоебрачные не должны были, как приниматься в клир, так и быть в нем терпимы, если бы случайно в нем оказались. Таковы, дозволяющие священнослужителям вступление в брак до рукоположения и воспрещающие таковое по рукоположении – 10-е правило Собора Анкирского, 1-е – Неокессарийского и 6-е – Трульского Собора, из коих последнее, более, по своему содержанию, полное, читается так: «Поскольку в Апостольских правилах речено, яко из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступати в брак: то и мы, соблюдая сие, определяем, да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ним рукоположения, вступати в брачное сожительство. Аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен. Но, аще кто из поступающих в клир восхощет сочетатися с женою, по закону брака, таковой да творит сие прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или в пресвитера» 1377 . О второбрачии же, по отношению к священным лицам, в 12 правиле св. Василия Великого говорится следующее: «Двоеженцам правила совершенно возбраняют быти служителями Церкви». А Собор Трульский, положив разные временные наказания, по случаю нарушения сего древнецерковного правила, вот что, относительно сего, на дальнейшее время постановил: «Отныне определяем и возобновляем правила, которые гласят: кто по крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, также взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быть, вообще, в списке священного чина» 1378 . §147. Общий, из предыдущего, вывод и замечания о дальнейшей судьбе учения о таинстве брака

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

  ( Василия Вел. 8 , 11 , 57 ; Григория Нисск. 5 ).   Правило приводит два определения, существовавшия во время этого собора, относительно наказаний за ненамеренные убийства: первое и второе ( πρτερος και δετερος ορς), причем по первому определению виновный должен был выдержать семь лет покаяния, а по другому – пять. Эти определения были, по всей вероятности, те же, что и упоминаемые в 21 правиле этого собора, так как среди правил неизвестно, какое определение древнее данного анкирского правила. Василий Великий в своем 57 правиле установил епитимью за ненамеренные убийства, назначая за это десять лет покаяния. Правило 25 Некто обручивший себе отроковицу, сперва растлил ее сестру, яко и беременной быти ей: а потом оженился обрученною, а растленная удавилася. Совиновных повелено, в продолжении десяти лет, по установленным степеням покаяния, прияти в число стоящих на молитве с верными.   ( Трул. 54 ; Неокес. 2 ; Василия Вел. 78 ).   Особый случай послужил поводом к изданию этого правила. Случай этот ясен из текста самого правила. Всех виновных в подобном преступлении правило подвергает десятилетней епитимии на первой ступени покаяния и только по истечении этого времени допускает их к переходу на четвертую ступень. Правило не говорит о том, сколько времени должны они оставаться на этой ступени, предоставляя, во всяком случае, последнее решению подлежащего епископа, как это уже несколько раз было выражено в различных правилах. Причину суровости епитимии, налагаемой этим правилом, Зонара совершенно правильно видит в том, что в данном случае соединяется несколько преступлений: обесчещение девицы, незаконный брак лица, имеющего сношения с двумя сестрами, и наконец убийство, явившееся следствием последнего. Правила поместного собора Неокесарийского Правило 1 Пресвитер, аще оженится, да извержен будет от своего чина. Аще же блуд или прелюбодейство сотворит: да будет совсем изгнан от общения церковного, и низведен в разряд кающихся.   ( Ап. 5 , 26 , 51 ; IV Всел. 14 ; Трул. 3 , 6 , 13 , 21 , 30 ; Анкир.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Кроме того, таким шагом (который, уверен, не состоится) священноначалие УПЦ МП признало бы справедливость действий Денисенко, который в 1990-е годы торжественно снял с Мазепы анафему, показало бы, что оно с большим опозданием следует в фарватере «прогрессивного» «патриарха» Филарета. Теперь перейдем к тем аргументам, которые выдвигают в качестве доказательства неканоничности анафемы Мазепе. Разобрав их, мы убедимся в полной состоятельности указанной анафемы и невозможности ее снятия. 1. Первый аргумент. Анафема на Мазепу была наложена по политическим мотивам, а, следовательно, незаконна, поскольку Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов признал незаконность церковных прещений за политические преступления. Из текста анафемы видно, что она была наложена на Мазепу, исходя из трех основных преступлений бывшего гетмана. Первое преступление Мазепы. Он нарушил клятву помазаннику Божию, данному на святом кресте и Евангелии. «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную» . Нарушение крестной клятвы есть уже не только и не столько политическое, сколько духовное и церковно-каноническое преступление. Очень жаль, что это не известно тем, кто сегодня в УПЦ МП поднимает вопрос о неправомочности анафемы Мазепе. 25-е Апостольское правило говорит о клятвопреступлении клириков: «Епископ, или пресвитер, или диакон… в клятвопреступлении… обличенный, да будет извержен от священного чина» . То, что речь здесь идет не только о священнической присяге, но и о всякой клятве, ясно видно как из самого текста правила, так и из комментария авторитетного толкователя канонов сербского епископа Никодима (Милаша): «Если какое-либо духовное лицо, нарушит некую клятву, произнесенную по какому-либо важному вопросу именем Бога…» . Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший клятву, только в случае «достойного покаяния» (82-е правило святителя Василия Великого), подвергается десятилетнему (64-е правило святителя Василия Великого) или одиннадцатилетнему (82-е правило святителя Василия Великого) отлучению от святого причастия . Чтобы понять всю тяжесть преступления Мазепы, следует отметить, что епитимия кающемуся клятвопреступнику строже епитимии отрекшемуся от Христа и принесшему жертву идолам – таковому, согласно 4-му правилу Анкирского Собора, полагается шестилетнее отлучение от святого причастия . Если кто-то говорит, что нельзя отлучать от Церкви за клятвопреступление, то он должен, в таком случае, заявить, что нельзя отлучать от Церкви и за отречение от Христа. Хотя, кто знает, может быть, некоторые «национально свидомые» священнослужители, считающие клятвопреступление Мазепы вполне приемлемым политическим ходом, готовы будут и вероотступничество простить очередному Мазепе…

http://pravoslavie.ru/5185.html

Но святитель Василий не был бы Великим, ежели бы упокоился на лаврах монашеского уединения. Он изучал себя очень пристально и пришел к неутешительным выводам: «Мне совестно сказать тебе, что я делаю на этом конце мира, - пишет он другу, - ибо я покинул городскую жизнь, как источник неисчислимых зол, но я еще не сумел уйти от самого себя... Повсюду преследуемый врожденными страстями, я повсюду нахожусь в тех же беспокойствах, так что я не вынес большой пользы из моего одиночества...» И он отдается деятельной жизни. Церковное служение Еще чтецом он сопровождает святителя Диания Кесарийского на собор в Константинополе, помогает епископу Василию Анкирскому в его борьбе с ересью. На этом пути молодого чтеца постигли первые разочарования: уважаемые им епископы ставили свои подписи под сомнительными вероопределениями. Свои душевные раны Василий залечивал в Анези с другом Григорием. В 364 году он был рукоположен в пресвитера. К пастырской деятельности он отнесся исключительно ревностно: резко сократил переписку с друзьями, которая лично для него была очень важна, за счет этого усилил попечение об иноках и бедняках, с головой погрузился в епархиальные проблемы как ближайший помощник епископа Евсевия, много проповедовал, иногда дважды в день; постоянно служил. Вскоре у него произошла размолвка с епископом, слегка завидовавшим ему, и Василий опять спасается в Анези. Но их помирили, и не последнюю роль в этом сыграл друг Григорий. В это время умерла его мать Эмилия, что стало для него серьезным ударом: «...По грехам моим я лишился единственного оставшегося мне утешения в жизни - моей матери. Не смейся надо мною за то, что в мои лета я оплакиваю мое сиротство, но взгляни снисходительно на то, что я не могу терпеливо выносить разлуки с такою душою...» - пишет он другу. В 368 на Каппадокию обрушились одни за другим природные катаклизмы - град, наводнения, землетрясения и разразился страшный голод. Святитель Василий раздал большую часть имущества, доставшегося в наследство от матери и занялся кормлением населения Кесарии в самом прямом смысле - он установил в определенном месте большие котлы, в которых варили сытную похлебку, и голодные приходили к ним, чтобы получить горячее, хлеб и овощи. Пресвитер Василий «увещевает богатых и скупых осознать «общность человеческой природы» и помочь голодающим, призывает людей в соответствии со стоическим идеалом «необходимого» ограничиваться насущным, полагая, что так можно избежать обнищания одних и чрезмерного обогащения других». Своим примером и проповедями пресвитер Василий подействовал на многих состоятельных людей, и они открыли свои житницы для нуждающихся.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/16/...

Соединение церковных правил и законов гражданских в одном сборнике указывало на равномерное значение их в церковной практике 5 . Иоанн Антиохийский, прозванный Схоластиком (exordine scholasticorum), жил во времена Юстиниана, во времена, отличительным характером которых была разработка законов, составление их и изучение. До принятия священного сана Иоанн Схоластик был адвокатом в своем отечественном городе Антиохии и поверенным по делам антиохийской Церкви в Константинополе, или апокрисиарием, т.е. юрисконсультом – должность свидетельствующая о его юридических знаниях, – потом пресвитером в Антиохии, и наконец константинопольским патриархом. Умер он в 578 году. Будучи еще пресвитером Антиохии (между 540–550 6 –557 7 годами), он составил свод канонов под заглавием: Συναγωγ τν καννων ες ν (50) ττλους διρημνη 8 , в состав коего вошли правила первых четырех вселенских соборов и 6-ти поместных (Анкирского, Неокесарийского, Сардикийского, Антиохийского, Гангрского, Лаодикийского). Во главе сборника помещены 85-ть Апостольских правил, а в конце 68-мь правил св. Василия Великого , извлеченных из его посланий. Не наблюдая в своем сборнике хронологического порядка, Иоанн более заботился о его системе, совокупляя в нем правила по сходству их содержания. Цель такового издания, как объясняет ее сам Схоластик в предисловии 9 к своему сборнику, заключалась в том, чтобы облегчить посредством систематического сочетания сходных по содержанию правил разновременных соборов употребление их в практике. Для этого весь состав правил он разделил на 50 отделении, или титулов (ττλος), – из которых каждое имеет особое надписание, обозначающее его содержание, и под ним излагается самый текст апостольских и соборных правил, относящихся к означенному предмету 10 . Вскоре после смерти Юстиниана между 565–578 годами Иоанн, тогда уже константинопольский патриарх, в дополнение к сборнику церковных правил, с целью облегчения познания и употребления гражданских законов по делам церковным, составил еще другое собрание постановлений, касающихся Церкви – из права гражданского; именно в своем «Collectio LXXXVII capitulorum» он сделал свод законов из Юстиниановых новелл, определяющих гражданские права, обязанности и преимущества духовенства и монашества, церквей, монастырей и друг, богоугодных заведений, – разделив их по предметам содержания на главы 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Но, однако, тот же Мелетий остаётся вне церковного общения с Афанасием 378 . В церкви Римской и Александрийской он прямо считался еретиком, последователем Ария (ρειομαντης), что Василий признавал очень неблагоприятным для церковного благосостояния 379 . То же видим относительно личности Павлина, другого епископа Антиохийского, бывшего предметом многих долгих и сильных споров в Церкви. Афанасий поддерживал самые тесные отношения с Павлином: всех сторонников Павлина он называет «своими возлюбленными» (τος γαπητος) 380 . Не так взирали на Павлина другие представители Православия. Василий Великий чуждается Павлина – он укоризненно отзывается о нём за его склонность к учению Маркелла и за то, что последователей этого еретика он принимает в общение с Церковью 381 . Диодор, пресвитер Антиохийский, лично упрекает Павлина за то, что он отвергал «троичность ипостасей» 382 . То же повторяется относительно Василия, епископа Анкирского, который почитался главой полуариан. На соборе Сардикийском, православном, о нём положено было: «Не считать его даже между христианами» 383 , а, между тем, о нём хорошо отзывается Феодорит 384 , и, что особенно занимательно, Афанасий, принимая во внимание, что Василий сомневается лишь относительно слова «единосущный», почитает его «братом, имеющим с православными ту же мысль», и находит, что он ничем не отличается от остальных исповедников Православия 385 . Заслуживают упоминания отношения, в каких стояли православные к епископу Самосатскому Евсевию. Евсевий был истинным другом Василия Великого ; последний питал к нему самые симпатические чувства, считал его ревностным деятелем в пользу Православия, вёл с ним беспрерывную переписку. Григорий Богослов также переписывается с ним как лицом единомышленным. Феодорит отзывается о нём с самой лестной стороны 386 . Тем не менее, в Риме и Александрии он считался арианином 387 . Василий Великий был в сношениях с Диодором, впоследствии епископом Тарсийским; говорил о нём, что он «любит и уважает его за благодать, ощутительную в его слове, по которой он многих делает лучшими».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

234 В надписи этой говорится, что «крест сей устроен при митрополите Казанском Иоасафе, по его благословению, в церковь Пресвятыя Богородицы Тихвинской ея иконы казною и мирским подаянием при попе тоя Церкви Иосафе Ильине в лете 54;зрчг (7193 –1685) Февралия в Е день». 236 Прежде Тихвинская икона носилась по городу с хоругвью, но по настоянию игуменьи женского монастыря Досифеи это было запрещено. 237 Бывают конечно случаи и другого рода. Так рассказывают, что 11-го июля 1884-го года входил в Тихвинский храм один Турок, который вследствие напавшего на него страха стал молиться и молиться так усердно, что вышел из храма, обливаясь потом. 238 На кресте этом находится надпись, из которой видно, что он устроен по благословению митр. Лаврентия в 1671 г. 240 Примечание редакции. Храм этот в 1892 г. был расширен и отделан вновь; в том же году 9 февраля он был освящен во имя пр. Павла Исповедника Высокопреосвященным автором, в то время Епископом Чебоксарским, викарием Казанским. 242 Примечание редакции. После 1890 г., когда составлено и издано Высокопреосвященным автором описание храмов г. Казани, устроены следующие церкви: 1) Александровская-при арестном исправительном отделении (в Плетенях) во имя Св. благ. вел. кн. Александра Невского, устроена в 1893 г. 2) Андреевская-при Учительском Институте во имя Св. Ап. Андрея Первозванного, устроена в 1897 г. 3) Богородице-Рождественская-при Епархиальном женском Училище в честь Рождества Пресвятыя Богородицы, устроена в 1891 г. 4) Пантелеимоновская при Училище слепых во имя Св. ведикомуч. Пантелеимона, устроена в 1893 г. 4) Екатерининская при доме Общества «Красного Креста» во имя св. великом. Екатерины, устроена в 1905 г. 5) Трехсвятительская-приходская в Суконной слободе во имя трех Святителей- Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; церковь деревянная-временная устроена в 1902 г., постоянный каменный храм построен только вчерне. 6) Устьинская-в честь Казанской иконы Божией Матери, приписная к Макарьевской церкви в Адмиралтейской слободе; устроена в 1900 г. 7) Васильевская при 2-ой Гимназии во имя священномуч. Василия, пресвитера Анкирского (22 марта), устроена в 1904 г.; 8) Варсонофьевская при новых клиниках Университета во имя св. Варсонофия Казанского Чудотворца; устроена в 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В-ва Кардинала Питра, читатель будет нам благодарен за краткое указание на заключающиеся в нем статьи. Выписываем его из Correspondance de Rome: «Том сей, состоящий из 686 стр., in folio, заключает в себе историю и памятники церковного права греческого в продолжение пяти первых веков христианства. Изложить историю этого права весьма трудно главным образом по причине хитрости и подвижности греческого ума. Автор разделяет ее на 5 эпох: от I-ro в. до VI-ro, от Юстиниана до Василия Македонянина; от IX-ro в. до XII-ro; от XII-ro до падения Империи и от падения Империи до наших времен. – Ученый Бенедиктинец умеет распознавать превратности этого права, столь цветущего в начале, и впоследствии все более и более бесплодного вследствие раболепства иерархов, пронырства светских юристов, тиранства Императоров и основания Оттоманского владычества. Эти памятники разделены на две категории. Первая заключает в себе так называемое право Апостольское; таковы, напр. правила Св. Апостолов, их постановления касательно совершения таинств, их изречения, акты Антиохийского собора, избранные главы из Апостольских постановлений, покаянные правила (SS Apostolorum canones poenitentiales) и 8 книг постановлений. Вторая категория заключает в себе во-1-х собрание соборов IV и V в.: Никейского, Анкирского, Неокесарийского, Константинопольского, Ефесского и Халкидонского. За сим собранием следуют так называемые канонические послания Св. отпев которых перечислим заглавия: два послания св. Дионисия Александрийского , первое к Василиду, второе к Конону; правила св. Петра Александрийского , извлеченные из двух бесед его – о покаянии и на праздник Св. Пасхи, канонические послание св. Григория Неокесарийского и его изложение веры; три послания св. Афанасия: 1-е – монаху Аммуну, 2-е – о праздниках и 3-е – Руфиниану; послания св. Василия Великого к Амфилохию, Диодору, пресвитеру Григорию и хорепископам; послание св. Григория Нисского ; канонические ответы Тимофея, епископа Алексадрийского; указ касательно св.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Во 2-й день. Мучение св. великомученика Иоанна нового, иже в Беле граде мучившагося. Списажеся Григорием мнихом игуменом обители Пантократовы и пресвитером великой церкви Малдовлахийской, л. 192–205 об. Нач. «Мнози учительства иже добре, яко же боголюбезно поживших образи.» Сказание о Фотие Митрополите Киевском и всея России, л. 206–237 об. Нач. «Во дни державства Благочестивого и Христолюбивого Великого Князя Василия Васильевича, внука Дмитриева Донского. Страдание церковного ключаря Патрекия, л. 210. об. Преставление В. Князя Василия Дмитриевича и послание Митрополита ко князю Юрью, л. 220 об. О походе Митрополита Фотия ко князю в Галич и чудо сотвори, л. 221. Преставление Царя Мануила, л. 222. О явлении ангела Фотию Митрополиту, л, 223 об. Духовное завещание Митрополита Фотия, л. 225. об. В 3-й день и Мая в 15-й день убиение благоверного Царевича Димитрия Углецкого и Московского и всея Русии чудотворца, и о пренесении честных мощей его от града Углича в царствующий град Москву, л. 238–245. Нач. «Сей благоверный Царевич Димитрий родися от благочестивого корене Царя Ивана Содержателя Русския земли, иже от Августа Римского Кесаря корене изшедша.» В 6-й день. Житие Преп. Виссариона постника, л. 246–259. Нач. «Виссарион, иже во святых отец наш, родися по плоти во Египте.» В той же день житие и подвизи Преподоб. Паисия, составльшего прчестную обитель Пресвятыя Богородицы честного и славного Ея покрова, л. 260–287. Нач. «Сей убо Преподобный отец наш Паисий родися от благочестиву и христиану родителю.» Чудеса Преп. Паисия (27-м чудес), л. 269 об. В 7-й день и Ноября в 4-й день и Мая в 18-й день мучение св. Феодота Анкирского и свв. седми дев (Текусы, Александры, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии), л. 288–327 об. Нач. «Подобает нам убо искусы многи приимшим от святого мученика Феодота.» В той же день повесть о отце Данииле скитстем, л. 328–330 об. Нач. «Сей убо отец Даниил от младенства отречеся мира и живяше в ските.» В той же день и апреля в 27-й день списание о поучении и о житии и о новости. Повесть отца Даниила о Евлогии каменосечицы и постнике, л. 332–343. Нач. «Повода нам некий от отец глаголя: шедшу, рече, некогда отцу Даниилу пресвитеру скитскому в Вифаиду.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Он пас церковь Христову три года и два месяца, много боролся с еретиками, храня православное учение и истинно почитая Христа Бога нашего, Ему же со Отцом и Святым Духом слава во веки. Аминь.  Память 22 марта Страдание святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского Святой Василий, пресвитер церкви в Анкире, городе в Галатии, прилежно старался учить людей истине христианской и отвращать их от пути диавольского и от всех его злых дел; он постоянно проповедовал, что наступило страшное время, явились князья адских полчищ; ибо у сатаны есть слуги, одетые в овечьи одежды, а внутри они хищные волки; они являются людям на пути этой кратковременной жизни, чтоб уловлять их души в погибель, и коварные козни их проявляются в настоящее время. — Потому, — говорил святой, — я указываю всем путь, ведущий к спасению Христом Богом, и обличаю заблуждение нечестивых: если кто, оставив живого и во веки пребывающего Бога, обратится к идолам, слепым, глухим и немым, тот наследует происходящее от богов его пламя неугасимого огня; поэтому мы все любящие Христа и усердно почитающие Его, как Вождя нашей веры, желая сохранить в наших неоскверненных душевных хранилищах неоъемлемое сокровище, станем попирать ногами прельщение диавола и идольские веселые праздники, избежим мерзостных врагов, подкрепленные Помощником нашим Христом, подающим вечное возмездие. Так делал постоянно святой, обходя весь город и убеждая каждого хранить истинную веру и избавиться от будущих вечных мук. Жил же святой Василий пресвитер при патриархе Константинопольском Евдоксии арианине и от него за свое благочестие во время арианского собора в Константинополе получил запрещение священнодействовать; но потом собором двухсот тридцати епископов в Палестине ему было повелено совершать святые таинства. Исповедуя правую веру и живя богоугодно, он разъяснял истины веры и многих отвращал от заблуждения. Поэтому в те времена, когда всякий благочестивый христианин подвергался гонению, его оклеветали перед царем Констанцием, сыном Константина Великого, будто он смущает народ; будучи мучим за истину, он многих научил правильно веровать, потому что сам был постоянен и тверд в вере и отеческом предании, ничуть не уклоняясь от благочестивого исповедания. Когда вступил на престол Юлиан Отступник и стал губить души людские, издав безумные законы о скверных идольских жертвах, тогда и в Галатийской стране по его повелению люди кланялись идолам целый год и три месяца. Святой же Василий, видя погибель для душ человеческих, молился Богу о своем городе Анкире, говоря: — О, Спаситель мира, Христе, Свет непомеркающий, сокровище вечных хранилищ, волею Отчею прогоняющий тьму и Его Духом все составляющий! Призри святым и страшным Твоим оком и разрушь скверное волшебство противящихся Твоей святой воле; пусть будет рассеян слабый замысел их и не будет препятствовать душе, во веки пребывающей в Тебе Боге!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010