Начиная с Михая Храброго (который посвятил церковь Михай-Водэ в Бухаресте афонскому монастырю Симонопетра), румынские правители жаловали православным монастырям из-за границы много поместий, лесов, виноградников, прудов с рыбой, фабрик, магазинов. Такими преимуществами пользовались монастыри горы Афон, горы Синай, скальные монастыри Метеоры, Кипра, Патмоса, Родоса, Пароса, Халки, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов. Пожертвования продолжались вплоть до секуляризации монастырских земель в 1863 году, которая произошла в правление Александру Иоанна Кузы, что способствовало сохранению Православия в годы Оттоманского правления. Среди румынских правителей этого периода особое место занимает Нягое Бессараб, который выделялся своей щедростью по отношению к православным монастырям со всего Востока, от горы Афон до Иерусалима. Именно он построил монастырь в Куртя-де-Арджеш, он также является первым румынским церковным писателем. Его книга, затрагивающая религиозные, но также и политические вопросы, посвященная его сыну Теодосию, является важнейшим памятником румынской мысли, изложенной на славянском языке. В этом процессе выделялись некоторые духовные лица, из них отметим лишь некоторых: Митрополит Варлаам, служивший во времена Василия Лупу и напечатавший Евангелие учительное ( " Казания " ), в 1643 году, и митрополит Досифей в Молдове. Он считается первым великим румынским поэтом (Псалтырь в стихах, 1673). Он также зарекомендовал себя великим писателем ( " Жития святых " , в 4-х томах), первым переводчиком мировых театральных постановок, именно он впервые издал литургические книги в Молдове. В Валахии мы отметим митрополита Анфима Ивиряну, одного из великих иерархов, цензора типографий в Бухаресте, Брашове, Снагове, Рымнике, где было издано 60 книг на румынском, греческом, славянском и арабском, это он завершил процесс романизации религиозных служб, он был автором хорошо известных Дидахи, основателем монастыря Всех Святых в Бухаресте. Он служил во время правления Константина Брынковяну, последнего румынского господаря в Валахии, принявшего мученическую кончину в Константинополе вместе со своими сыновьями в 1715 году.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

- Значит так, у нас в храме собралось порядочно пожертвований от прихожан, на большую сумму. Ты составь опись и сделай оценку каждой вещи. Мы все это от имени прихожан Православной Церкви передадим в фонд обороны на танковую колонну. - С радостью, владыко, с превеликой радостью. - Ну, действуй, Василий, выгребай все из сейфа на стол. Ювелир принес из дома специальные весы, лупу и работал три дня. Один день выдался особенно тяжелый. Еще вчера владыка послал Василия к старому священнику, который уже не мог выходить из дома, чтобы отнести ему банку с кашей, пакетик чая и десять поленьев дров. Ушел Василий и не вернулся. А в то время, если кто не вернулся, то уже не возвращался никогда. Тем более что и вчера, и сегодня город вздрагивал от рвущихся на улицах снарядов. Владыка привык к своему старому ворчуну и очень скорбел. Вечером он один ходил по храму с иконой Николы. Сам запирал на ночь церковную дверь и растапливал печку. Но поминать за упокой воздержался. А утром владыка проснулся от настойчивого стука в двери. Когда он открыл их, перед ним стоял - весь заиндевевший, посиневший от холода, но улыбающийся - его верный слуга Василий. - Слава Богу! - сказал митрополит и перекрестился. Василий поведал ему, что банку с кашей и дрова доставил по назначению. Батюшка благодарил и велел кланяться. А когда он шел назад, вблизи рванул снаряд, и его отбросило, ударив о стену дома. Когда Василий в себя, то не мог понять, кто он и где он. Понемногу опомнился и кое-как добрался до батюшки. Батюшка напоил его чаем, положил на диван, где он пролежал двое суток, пока не перестала кружиться голова. Вечером владыка написал обращение в Фонд обороны. Он писал, что прихожане Православной Церкви жертвуют на танковую колонну святого Александра Невского три с половиной миллиона рублей и еще, кроме этого, золотые украшения и драгоценные камни на крупную сумму. Опись прилагается. Наутро сторож Василий, в сопровождении нескольких прихожан, отнес в военкомат чемодан с пожертвованиями, и все сдал военкому под расписку. На следующий день владыке позвонили из Смольного и просили передать благодарность прихожанам от Городского комитета обороны. Поинтересовались, не нужно ли чего? Владыка ответил, что кончилось красное виноградное вино для богослужения, и с дровами тоже плохо. Сказали, что все будет доставлено. Предложили прикрепить его к столовой Смольного. Но он отказался. " Как все, так и я " , - сказал он. Тогда, после короткого молчания, голос в трубке сказал: " Мы будем вам кое-чем помогать с продуктами и дровами " . Владыка поблагодарил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Яссы. Вознесенский Ясский монастырь. Церковь Вознесения Господня. Biserica Ortodox Român " Înlarea Domnului " /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Церковь Вознесения Господня была перестроена Василием Лупу в 1650-1653 годах и завершена его сыном Штефэницэ в 1660 году. Церковь Вознесения Господня удачно сочетает старинный молдавский стиль с традициями русской архитектуры и позднего итальянского Возрождения (фасады), а интерьер выполнен в византийской традиции. В пронаосе находятся могилы ее ктиторов – Иоана Голэй и его супруги Анны, и мраморный саркофаг Султаны, жены Константина Раковицэ. В церкви были временно захоронены внутренние органы и головной мозг князя Григория Александровича Потемкина (1739-1791), погибшего под Яссами. Церковь несколько раз перестраивалась, поэтому в боковых апсидах и притворе сохранилось мало оригинальных фресок. От оригинальной мебели сохранились несколько предметов: господарские троны, канделябр Василия Лупу и четыре подсвечника, изготовленные в Дании, красивый иконостас 1838 года. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=46223

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в Сев.-Вост. Румынии (жудец Нямц), в Романской епархии Румынской Православной Церкви. Основан в Молдавском княжестве гетманом Гавриилом в 1642-1644 гг., во время правления господаря Василия Лупу . На территории мон-ря в 1644-1647 гг. возведен каменный триконховый одноглавый храм во имя святых архангелов Михаила и Гавриила (перестроен в 1823). В 1858-1861 гг. выдающийся румын. худож. Н. Григореску (1838-1907) расписал храм и создал для него картины в неоклассическом стиле. Самая древняя из сохранившихся икон мон-ря датируется 1-й пол. XVI в. Первоначально мон-рь был мужским. В связи с открытием в 1803 г. ДС в мон-ре Сокола его монахини были переведены в А., а монахи последнего - в Секу . В 1804-1834 гг. настоятельницей А. была Екатерина (в схиме Елисавета), сестра митр. Молдавского Вениамина (Костаки) . А.- один из наиболее крупных жен. мон-рей Румынии. В мон-ре, возглавляемом одной настоятельницей, действуют 2 устава: особожительный и общежительный. Имеются богослужебные книги на румын. языке, написанные кириллицей. Священники мон-ря, как и всех церквей в окрестностях г. Нямц, служат в фелонях российского покроя, т. е. с высоким оплечьем. Действует ДС для монахинь. В монастырском музее имеется богатое собрание произведений средневек. молдав. церковного искусства. Ист.: Некулче И. О самэ де кувинте: Летописецул Цэрии Молдовей. Кишинэу, 1969. Лит.: Арсений (Стадницкий), еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904; Iorga N. Istoria bisericii româneti i a vieii religioase a românilor. Vlenii-de-Munte, 1908-1909. 2 vol.; Stati V. Istoria Moldovei în date. Chiinu, 1998; Nicolescu C. Icoane vechi româneti. Bucureti, 1971. В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63168.html

А у нас что получается? У нас получается наоборот: любви-то нет, а самолюбия – сколько хочешь, и каждый хочет именно себе, ну и, к сожалению, за счет другого. Поэтому Господь говорит иудеям, обращаясь к нашему ветхому человеку: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей?» Господь дал нам заповедь, а почему мы не понимаем? Господь дает ответ: «Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего». То есть вроде бы мы, с одной стороны, ученики Христовы, а с другой стороны, отец наш дьявол . Потому что мы все хотим свои желания исполнять, а желания наши, в силу того что мы люди грешные, часто исходят от дьявола. И происходит борьба внутри каждого человека между верой, между заповедями Христовыми и между ветхим человеком, который внутри нас. Поэтому получается, что мы отчасти Божии, а отчасти дьяволу принадлежим. И что в этой борьбе победит? Достоевский говорил, что в сердце человека борется Христос с сатаной. На чью сторону человек встанет, тот и победит. Христианская жизнь заключается именно в том, чтобы человек все время вставал на сторону Христа в своем сердце и с дьяволом боролся. А человек обычно часто уступает дьяволу, то есть творит то, что ему угодно, а не то, что Богу. И тогда, конечно, опять возвращается в свое ветхое, греховное состояние. Дьявол «был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите мне. Кто из вас обличит Меня в неправде?» Ни один человек на земле за две тысячи лет не нашел ни одного слова неправды в словах Христа. А искали очень упорно, через лупу рассматривали, в чем бы найти какой изъян в Его учении, к чему бы только придраться. Никто ничего не смог, истина абсолютно безукоризненная. Все философские учения с годами разбивались в пух и прах более умными, более широко видящими философами, но против Христа сказать нечего, это истина абсолютная.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

призри на соединяющихся браком сим и на соединение рук их», за которой следует чтение псалма: «Отрыгну сердце мое», и препоясание жениха мечем при произношении псаломских слов: «препояши меч»; благословение: «Сый Владыка Господи Боже наш, создавший человека по образу своему и по подобию, благослови брак сей, как благословил Иосифа и Асенефу»...; венцов: «Господи Боже, царю всех нас, благослови венцы сии и освяти их», и, наконец, две молитвы после их возложения: «Творец и создатель всяческих, создавший человека по образу Своему и подобию, призри на брак сей и благослови их, как благословил Авраама и Сарру», «Боже благий и человеколюбивый... возвесели их в видении сынов и дщерей, даруй им от росы небесной и тука земли» ( А. А. Дмитриевский . Ibid., стр. 97–9). Наиболее выдающейся особенностью второй редакции является чтение апостола и евангелия в самом начале венчания (Goar. Εχολγιον., стр. 321–2. А. А. Дмитриевский . Ibid., стр. 352, 441, 713). 31 Молитва благословения брака читается так: «Благословен еси Владыка Вседержитель, виновник жизни и податель вечных благ, воссиявший свет и давший имя дню, великою Своею премудростью создавший мир и неизреченным советом Своим украсивший его, распростерший в виде свода орошающее (землю) небо и одевший одеждою света испускающее сияние солнце, сообщивший блеск звездам и просиявший ярко светящую лупу, осветивший ее в движении, как невесту брачного чертога, распростерший источающие дождь облака, повелевший плодородной земле произращать плод во время свое, заключивший в границы великое и пространное море и скрывший в нем бесчисленные живые существа, тайного брака законоположитель, святой и непорочной невесты споручник, девственности жених и законного брака совершитель и житейских благих строитель. Сам, человеколюбче царю, создавший человека, положил его на земле и сказал: не добро быть человеку одному на земле, сотворим ему помощника по нему. И вот в экстазе, утолив его сном, взял одно из ребер Адама и превратил его в жену, увидев которую, Адам сказал: это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она назовется жена, потому что взята от мужа своего, в виду этого оставить человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину, и тех, кого Бог соединил, человек да не разлучает: ибо сам Ты сказал, Господи: плодитесь, умножайтесь и наполняйте землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

После ряда смутных лет, в течение к-рых происходили частые смены господарей, на престол М. к. вступил Василе Лупу (1634-1653). Господарь, желая стать продолжателем традиций визант. императоров, ввел при своем дворе имперский церемониал. Он вошел в доверие Порты после того, как удачно действовал в качестве посредника в русско-тур. конфликте (1637-1642), вызванном взятием рус. казаками крепости Азов. В 1642-1643 гг. в течение 10 месяцев при его дворе с секретной миссией находился рус. дипломат А. Л. Ордин-Нащокин, который информировал Москву о событиях в Османской империи. В господарском совете Лупу опирался на бояр греко-левантийского происхождения. Молдав. господарь стремился стать господарем Валахии, а на престоле М. к. оставить своего сына Иоана. В 1639 г. Лупу предпринял попытку сместить с валашского престола Матея Басараба (1632-1654), который был в союзе с трансильванским господарем Дьёрдем I Ракоци (1630-1648). Однако войска Василе Лупу, вторгшиеся в Валахию, потерпели поражение на р. Прахова. Впосл. Лупу сблизился с Польско-Литовским государством, присоединился вместе с валашским и трансильванским господарями к антиосманской лиге, руководимой Польшей. Но лига не перешла к активным действиям, и после 1648 г. Лупу оказался втянутым в политические манипуляции, связанные с войной запорожских казаков под рук. Б. М. Хмельницкого против польских властей. С целью привлечения господаря на свою сторону Хмельницкий в 1650 г. вместе с татарами совершил военный поход в М. к. Он заставил Лупу заключить с ним союз, закрепленный женитьбой сына гетмана Тимофея на дочери Лупу Руксандре (1652). Недовольные молдаво-казацким союзом, молдавские бояре при помощи Матея Басараба и Дьёрдя II Ракоци (1648-1660) организовали в 1653 г. заговор. Несмотря на помощь казаков, Лупу был смещен с престола, а на его место поставлен бывш. великий логофет Георге Штефан (1653-1658). Лупу известен как покровитель Православия, в его правление в М. к. действовали 40 мон-рей и неск. сот церквей. Он ремонтировал и строил обители, в т.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Отношения с Молдавским княжеством после вступления в 1634 г. на престол Василе Лупу (1634-1653) оставались напряженными, особенно после неудачных попыток Лупу захватить в 1635-1637 гг. Матея Басараба в плен. В 1648 г. Матей Басараб заручился поддержкой Дьёрдя II Ракоци, в то время как Василе Лупу, опиравшийся на помощь казаков и татар, вынашивал планы захвата престолов Валашского княжества и Трансильвании. В 1653 г., в условиях готовившегося в Молдавском княжестве боярского заговора под предводительством Георге Штефана (господарь в 1653-1658), трансильванские и валашские войска вторглись в Молдавское княжество с целью низложения Василе Лупу. При поддержке казаков гетмана Т. Б. Хмельницкого Василе Лупу вернул себе престол и с одобрения великого визиря попытался устранить Матея Басараба, предоставившего убежище Георге Штефану. 26 мая 1653 г. стороны сразились у с. Шопля, 27 мая - у с. Финта, в этой битве Матей Басараб был ранен и скончался 9 апр. 1654 г. ( Decei . 1972. P. 70-80; Eremia . 2003. P. 107-112). При Матее Басарабе особое развитие в Валашском княжестве получили культура и церковная жизнь: усилиями и на средства господаря было выстроено или перестроено ок. 40 мон-рей (Арнота, Кэлдэрушани и др.), он основал неск. мон-рей за пределами страны (напр., в Свиштове и Видине). Митр. Унгро-Влахийский Феофил (1640-1648) в своей культурной деятельности пользовался щедрой поддержкой господаря, его жены Елены и ее брата секретаря Удриште Нэстурела. При Матее Басарабе в княжестве оформились 3 культурных течения: славянское (поддерживали правящий дом и особенно Удриште Нэстурел), греческое (поддерживали греческие клирики и учителя) и валашское (румынское; поддерживала бóльшая часть духовенства и верующих). Усилиями господаря и митр. Феофила была возобновлена печатная деятельность, угасшая в кон. XVI в. По их просьбе митр. Киевский Петр ( Могила; 1632-1647) прислал в 1635 г. печатный станок (помещен в мон-ре Кымпулунг). Также митр. Петр отправил в Валашское княжество неск. ведущих киевских типографов во главе с Т. А. Вербицким (руководил типографией Киево-Печерской лавры); в кон. 1642 г. Вербицкого сменил Иван Кунотович (руководил типографией Львовского правосл. братства). Они обучили неск. мастеров. Были изданы 3 книги на слав. языке: Молитвенник (1635) с длинным предисловием Матея Басараба об истории приобретения печатного станка из Киева, Антологион (1643) и Псалтирь (1650). Много книг в этот период вышло на румын. языке ( Pcurariu. IBOR. 1994. Vol. 2. P. 62). Валашское княжество во 2-й пол. XVII в., правление мч. Константина Брынковяну.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Рад отметить, что у нас всегда были очень хорошие взаимоотношения и взаимопонимание с Митрополией Молдовы, очень хорошее взаимодействие во благо народа с митрополитом Кишиневским и всея Молдовы, и хочу заверить Вас, что, хотя мы фиксируем по Конституции формальное разделение функций государства и Церкви, но цель у нас одна. Мы — составная часть общества в целом, и я полагаю, что путь наш един — для того чтобы каждый на своем направлении решал те вопросы, которые перед нами ставит современность, задачи развития и прогресса Республики Молдова. Ваше Святейшество, Ваш визит в нашу страну, к Вашей пастве — это очень важное, знаковое событие. Вы видели, как принимал и принимает Вас молдавский народ. Вас здесь очень любят. Несмотря на не слишком хорошие погодные условия, люди стояли под дождем для того, чтобы Вас послушать, чтобы услышать слово, которое Вы несете, — слово очень важное, очень глубокое, фундаментальное, слово очень верное, очень искреннее, очень доброе. И я абсолютно уверен, что этот визит придаст новый импульс продвижению тех фундаментальных ценностей, которые так важны сегодня для нашего современного, порой противоречивого общества. Мы очень благодарны Вам за этот визит, и хочу заверить Вас в том, что атмосфера гармоничного взаимопонимания будет всемерно укрепляться действиями института президентской и парламентской власти Республики Молдова. Спасибо еще раз огромное за исключительно добрые пожелания в адрес нашей страны, столь важные для граждан нашего государства». В завершение встречи Святейший Патриарх Кирилл и М.И. Лупу обменялись памятными подарками. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Патриархия.ru Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Молдавию. Встреча с исполняющим обязанности Президента Республики Молдова М.И. Лупу Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Молдавию. Встреча с исполняющим обязанности Президента Республики Молдова М.И. Лупу Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Молдавию. Встреча с исполняющим обязанности Президента Республики Молдова М.И. Лупу

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Я помню пошлую свистопляску, которую подняла мировая пресса в годы перед последней войной, когда в Румынии Господь явился простому благочестивому пастуху, Петру Лупу, и послал его проповедовать покаяние, предупреждая, что если румынский народ не покается, его ожидают страшные бедствия. Господь дал при этом Петру Лупу силу творить чудеса: исцелять больных и предвидеть будущее. Корреспонденты со всего мира набросились на этого бедного пастуха. Из Америки приехали кинорепортеры. Какая-то американская кинозвезда снялась с Петром Лупу в купальном костюме под аншлагом: «С человеком, только что видевшим Господа Бога». Такой безудержный разлив пошлости — мерзость в очах Божиих, и Бог не может являть чудеса обществу, культивирующему такую пошлость. Вторую добавку хочу сделать к предыдущему письму об Эдиповом комплексе. С ним Фрейд связывает свои по большей части кощунственные толкования религии. Вернее, он связывает религию с преодолением Эдипова комплекса. Его толкование может быть соблазнительным, потому что во всех монотеистических религиях, и в христианстве особенно, представление о Боге как об Отце Небесном очень важно. Но, конечно, это не потому, как уверяет Фрейд (в Х главе статьи «Массовая психология и анализ человеческого “Я”»), что человек сам сделал себе бога из своего предка, а потому, что Господь, любя Свое создание — человека, принял на Себя отцовство или, вернее, Свое отношение к людям уподобил отношению отца (и матери) к своим детям. Вредность учения Фрейда особенно пагубна потому, что включает в себя отдельные элементы истины. Это — излюбленный прием сатаны. Ведь и первых людей он соблазнил обещанием «будете, как боги», зная, что Господь сотворил людей для богоуподобления, для того, чтобы в бесконечном, несущем безграничную радость процессе богоуподобления они становились все более и более подобными Ему. Но Фрейд не брезгует и более примитивной и пошлой клеветой. В VII главе статьи «Будущее одной иллюзии» он пишет: «Русская психика вознеслась до заключения, что грех явно необходим, чтобы испытать все блаженство милосердия Божия». Это перефразировка известной шутки, придуманной остряками из высшего петербургского общества по поводу Распутина: «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься».

http://pravoslavie.ru/2896.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010