в связи с прославлением мощей В. ( Kazhdan. P. 419). Посетивший Киев в 1656 г. Антиохийский Патриарх Макарий слышал др. предание о перенесении мощей в Киев в связи с браком принцессы Анны с кн. Владимиром Святославичем, Крестителем Руси (Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Украину в середине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Киев, 1997. С. 96-98). Однако наиболее вероятным представляется, что перенесение мощей В. в Киев состоялось уже после монголо-татар. нашествия и в период ослабления Византийской империи ( Жиленко. С. 115). В 1644 г. при Киевском митр. св. Петре (Могиле) к мощам совершил паломничество канцлер Польского Королевства Георгий Осолинский. Он получил в дар часть перста правой руки В. Когда в 1651 г. Киев был захвачен литов. гетманом Янушем Радзивиллом, им были взяты частицы мощей от грудей и от ребра святой. Первая частица находилась сначала у его жены Марии, дочери молдав. господаря Василия Лупу, затем хранилась в г. Каневе, а впосл. была перенесена в мон-рь свт. Николая в Батурине. Вторая частица была передана Виленскому католич. еп. Георгию Тышкевичу. Эта святыня хранилась в епископской резиденции, но после пожара уцелел лишь ковчег с мощами. Рака со св. мощами вмц. Варвары во Владимирском соборе Киева. Фотография. Кон. XX в. Рака со св. мощами вмц. Варвары во Владимирском соборе Киева. Фотография. Кон. XX в. В Михайловском Златоверхом мон-ре первоначально мощи В. покоились в кипарисовом гробу, затем в позолоченной раке из серебра, устроенной на средства гетмана Ивана Мазепы, и, наконец, в драгоценной гробнице замечательной чеканной работы, созданной в 1847 г. петербургским мастером Андреевым на средства гр. А. А. Орловой-Чесменской. Молитвами святой мон-рь миновали эпидемии чумы и холеры, свирепствовавшие в Киеве в 1710, 1770, 1830, 1853 и 1855 гг. В 30-х гг. ХХ в. мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник. Очевидцы описывают мощи (без головы и кистей обеих рук) как нетленные, темные и очень твердые по сравнению с мощами печерских подвижников.

http://pravenc.ru/text/154091.html

В 1640 г. свт. Петр (Могила) по просьбе господаря Василия Лупу направил в Молдову группу учителей во главе с бывшим ректором Киево-Могилянской коллегии игум. Софронием (Почаским), к-рые создали в Яссах школу по киевскому образцу. Выходцы из Киева оказали решающее влияние на развитие книгопечатания в Молдове и Валахии. В 1642 г. на церковном Соборе в Яссах, одобрившем подготовленное в Киеве под рук. свт. Петра (Могилы) «Православное исповедание веры», присутствовали 3 представителя коллегии: Исаия (Трофимович-Козловский), Игнатий (Оксенович-Старушич) и Иосиф (Кононович-Горбацкий). С 40-х гг. XVII в. также складываются регулярные контакты коллегии с Москвой. Выходцы из Московского гос-ва были и в числе студентов, и в числе преподавателей коллегии. Нек-рые исследователи полагают, что программа церковных реформ митр. Петра могла оказать влияния на развитие образования в Московском царстве. В апр. 1640 г. по поручению митр. Петра иером. Игнатий (Оксенович-Старушич) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с предложением открыть в Москве мон-рь, «чтобы в том монастыре общежительного киевского Братского монастыря старцы живучи… боярских и простого чину детей греческой и словенской грамоте учили» (АЮЗР. Т. 3. С. 47). Однако тогда это предложение не было принято. В мае 1649 г. царь Алексей Михайлович обратился к Киевскому митр. Сильвестру с просьбой отправить в Москву ученых киевских монахов - знатоков греч. языка и латыни для исправления Библии. В ответ на эту просьбу по благословению митр. Сильвестра и при содействии ректора коллегии игум. Иннокентия (Гизеля) в Москву были посланы выпускники коллегии - иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений Сатановский (Корецкий) . 12 июля 1649 г. в Москве они активно включились в проводимую книжную справу. С 1673 г. по поручению царя Алексея Михайловича иером. Епифаний возглавлял работу по созданию нового перевода Библии. Скончавшийся в 1675 г. в Чудовом монастыре старец Епифаний завещал Киево-Печерскому и Братскому монастырям деньги и книги.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

Здесь она в молитвенном подвиге жила при одном храме пять лет. Затем посетила Святую Землю, поклонилась ее святыням и уединилась в суровой Иорданской пустыне. Однажды ей явился Ангел и повелел вернуться на родную землю, ибо там она должна была отойти ко Господу. Петка вернулась в свое сербское село и через два года мирно предала Богу свою чистую душу. Однажды на берегу было найдено тело утопленника. После его погребения святая Петка стала являться людям во сне и требовать его перезахоронения. Так были обретены мощи святой, лежавшие рядом с несчастным утопленником. Они стали являть столько чудес, что их, как великую драгоценность, начали оспаривать государи разных стран. В 1238 году мощи святой Петки были перевезены в Тырново. Когда турки напали на Тырново, святые мощи тайно перенесли в Валахию (совр. Румыния). Когда же турки захватили и Валахию, святая княгиня Милица († 1405) упросила турецкого султана отдать ей мощи святой Петки. В XV веке султан Сулейман, ограбивший Белград, унес с собой в Турцию и святые мощи; они с большими почестями были поставлены в константинопольском патриаршем соборе. Наконец, в 1641 году мощи святой Петки были по просьбе молдавского господаря Василия Лупу перенесены в столицу Молдавии Яссы (ныне территория Румынии) во вновь воздвигнутый монастырь в честь Трех святителей. Здесь святые мощи покоились почти два с половиной века, затем были возвращены в Белград. 168 Царица Милица (преподобная Евгения, в схиме Евфросиния, ок. 1350—1405; память 19 июля 1 августа) — супруга святого князя Лазаря и мать святого Стефана Лазаревича (ок. 1377—1427; память 19 июля 1 августа), правителей Сербии. Происходила из династии Неманичей, была образованна, добродетельна и благочестива, возводила храмы и монастыри. На Косовской битве ее царственный супруг Лазарь героически погиб, Милица осталась вдовой и единственной правительницей Сербии, стремительно порабощаемой Турцией. Она приняла монашество, но по малолетству своего сына, наследника трона, семь лет правила страной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

В октябре 1648 года по инициативе того же Василия Лупу Иоанникий II был низложен и на престол возвращен Парфений II . Иоанникий удалился на Св. Гору Афон . В 1651 году, после того как патриарх Парфений был казнен османскими властями по обвинению в измене, Иоанникий II вернулся на престол по приглашению Синода и клира. В августе 1651 года под его председательством Синод присоединил митрополии Мир Ликийских, Сиды и Атталии (ныне Анталья) к митрополии Писидии, резиденция митрополита была перенесена в Атталию; были приняты также другие меры по реорганизации епархий. Подобные решения отражали общую тенденцию в Константинопольской Церкви к сокращению числа епархий в областях, где греческие православные общины приходили в упадок. В это же время монастырь свт. Николая Диамантара на острове Хиос был преобразован в ставропигиальный. 7 июля 1651 года был утвержден общежительный устав для женского монастыря св. бессребреников Космы и Дамиана в Афинах . Через год после возведения на престол Иоанникий II был сменен патриархом Кириллом III , после которого Константинопольской Церковью короткое время управляли патриархи Афанасий III Пателларий и Паисий I . Третий период патриаршества Иоанникия продолжался чуть более полугода: он возвратился на престол, несмотря на старость, после низложения патриарха Паисия. В начале 1654 года Иоанникий был арестован османскими властями и посажен в тюрьму, поскольку оказался не в состоянии уплатить крупные долги Константинопольской Патриархии Высокой Порте. После трехнедельного заключения Иоанникий был освобожден, но был вынужден покинуть престол, который вновь был передан патриарху Кириллу III и вскоре - Паисию I. До 1655 года Иоанникий жил на острове Хиос в имении патриарха Паисия. В марте 1655 года, после второго низложения патриарха Паисия, Иоанникий в четвертый раз был возведен на патриарший престол. В последний период патриаршества он продолжил реорганизацию епархий. В 1655 году к митрополии Писидии присоединена кафедра Тианы, образована митрополия Деркоса (пригород К-поля во Фракии) и в нее включены кафедры Терапии и Бююкдере; к Афинской митрополии были присоединены епархии Таландиона и Давлии; объединены митрополии Неврокопа (ныне Гоце-Делчев, Болгария) и Зихны (ныне Палья-Зихни, Сев. Греция). В апреле 1655 года митр. Неофит Критский передал Константинопольской Патриархии семь монастырей и 5 деревень на Крите. Передача, возможно, была связана с напряженной ситуацией на острове, недавно завоеванном османами в ходе продолжительной венециано-турецкой войны (1645-1669), с желанием Высокой Порты укрепить контроль над греческими общинами Крита. В 1655-1656 годах Иоанникий принимал иером. Арсения (Суханова) , посещавшего Константинополь и Св. Гору Афон по поручению Московского патриарха Никона для приобретения греч. рукописей и досок для икон. В 1656 году Иоанникий отправил в дар русскому царю Алексею Михайловичу главу мч. Агафоника и частицу главы вмч. Феодора Стратилата .

http://drevo-info.ru/articles/13679949.h...

Среди этих защитников православной веры был и митрополит Илия Иорест из Алба-Юлии. Родился он в 1600 году в одном из сел Трансильвании. Предполагают, что это селение могло находиться или близ границы с Молдовой, или в Марамуреше. В крещении будущий первоиерарх получил имя Илия. Юношей он поступил в монастырь Путна, возведенный господарем Стефаном Великим, в котором подвизались многие трансильванские иноки. После того, как Илия обучился грамоте и усвоил церковный устав, он был пострижен в монашество с именем Иорест и рукоположен в иеромонаха. В сентябре 1640 года почил митрополит Трансильвании Геннадий II. Благодаря стараниям молдавского господаря Василия Лупу на вдовствующую кафедру был избран иеромонах Иорест. Согласно традиции он был хиротонисан во епископа в кафедральном соборе Тырговиште, отстроенном трудами валашского господаря Нягое Басараба, митрополитом Унгро-Влахийским Теофилом в сослужении собора архиереев. Несомненно, что валашский господарь Матей Басараб преподнес новому владыке соответствующие его положению дары, как то было принято делать в отношении митрополитов Трансильвании. Торжественное настолование состоялось в митрополичьем соборе Алба-Юлии, ктитором которого был великий господарь Михай Храбрый, впервые объединивший в 1600 году все румынские территории в единое государство. Воспользовавшись представившимся случаем, князь Трансильвании Ракоци Дьёрдь I попытался вынудить митрополита принять новые его требования, облегчавшие пропаганду кальвинизма среди румын. Среди всего прочего он потребовал перевода и печатания на румынском языке ряда молитвословий и песнопений кальвинистов, как и кальвинистского Катехизиса. Новый митрополит не выполнил ни одного его требования, но остался верным защитником православной веры вместе со своими прихожанами. Митрополит начал активно налаживать церковную жизнь в своей епархии: совершал канонические визиты; рукополагал священников к приходским храмам; созвал «Большой собор» митрополии, на котором присутствовали благочинные и простые священники; закончил печатание в Алба-Юлии «Учительного Евангелия», работа над которым была начата еще его предшественником; поддерживал живую связь с Молдавским княжеством. Владыка получил духовную поддержку в своем стоянии за Православие благодаря состоявшемуся в сентябре-октябре 1642 года Собору в Яссах, который принял Православное исповедание митрополита Киевского Петра Могилы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Архив Пн Состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с экс-президентом Молдавии В.Н. Ворониным 10 октября 2011 г. 18:11 Днем 10 октября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Богородице-Рождественский Курковский мужской монастырь (с. Курки Оргеевского р-на Республики Молдова), где совершил чин малого освящения воссозданного собора Рождества Пресвятой Богородицы. На богослужении присутствовали и.о. Президента и председатель Парламента Республики Молдова М.И. Лупу и бывший глава государства В.Н. Воронин. По окончании чина освящения Святейший Патриарх Кирилла поблагодарил В.Н. Воронина за внимание к нуждам Церкви. «Вы всегда проявляете любовь и заботу о Православной Церкви и очень многое сделали для возрождения монастырей и храмов Молдовы. Мы знаем, что и в этой обители есть частица Вашего сердца. Приношу Вам за это сердечную благодарность и надеюсь, что и впредь Вы не оставите без своего внимания и заботы возрождение православной жизни на Вашей родине», сказал Предстоятель Русской Церкви и вручил экс-президенту Молдовы орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени. Затем в стенах монастыря состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с В.Н. Ворониным, в ходе которой обсуждались вопросы общественно-политической ситуации и церковно-государственного диалога в Республике Молдова. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1644477.ht...

Архиеп. Дамиан. Фотография. 1985 г. Архиеп. Дамиан. Фотография. 1985 г. Е. в. м., владевший множеством подворий и получавший милостыню со всего христ. мира, относительно богатый и самостоятельный, периодически стремился обрести реальную автокефалию. Когда патриарх Мелетий I Пигас попытался ок. 1592 г. возвести на епископский престол Синая своего приверженца Паисия Агиапостолита, монахи отвергли его вмешательство и избрали настоятелем некоего Лаврентия. Мелетий резко выступил против этой кандидатуры, и Лаврентий принял посвящение даже не от Иерусалимского патриарха, а от 2 епископов Антиохийского престола - в этом лишний раз выразилось стремление синаитов к автокефальности. Мелетий добивался низложения Синайского епископа, указывая на неканоничность поставления (от 2, а не от 3 епископов) и обвиняя его в сношениях с Римом. Антиохийский патриарх Иоаким VI поддержал Лаврентия и привлек на свою сторону Иерусалимского патриарха Софрония V. Однако Мелетий Пигас все же убедил в своей правоте остальных патриархов и заставил Лаврентия принести покаяние, после чего Лаврентий в 1600 г. был вторично поставлен на Синайскую кафедру, на сей раз с соблюдением всех канонов ( Малышевский. 1872. С. 630-640; Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. 1909. Т. 2. С. 27-29, 273-277, 283-292). В нач. XVII в. возник еще один конфликт, связанный с Е. в. м. На подворье Джувания в Каире синаиты открыли церковь и вели богослужения, привлекая прихожан и лишая последних доходов Александрийского патриарха Кирилла I Лукариса . Патриарх пытался прекратить богослужение синаитов в своем диоцезе, апеллировал к др. предстоятелям Поместных Церквей. Со вступлением Кирилла Лукариса на К-польскую кафедру (1620) синаиты предпочли прекратить борьбу и примириться, однако в нач. 40-х гг. XVII в., воспользовавшись долгим отсутствием в Египте патриарха Никифора, они возобновили богослужение на Каирском подворье. Никифор и его преемник Иоанникий неск. раз запрещали проведение литургии на подворье и в 1646 и 1648 гг. отлучали Синайского архиеп. Иоасафа. Борьба шла с переменным успехом, Иоасаф сумел заручиться покровительством влиятельных лиц в правосл. общине империи, прежде всего молдав. господаря Василия Лупу. Под его давлением К-польский патриарх в 1651 г. разрешил синаитам проводить богослужения в Каире. По жалобам синайских монахов патриарх Иоанникий подвергался преследованиям тур. властей и в авг. 1652 г. был даже арестован на неск. дней. Однако в следующем году ситуация изменилась: по решению каирского кади церковь на Синайском подворье была обращена в мечеть (Иоанникий отрицал свою причастность к этому). Тогда же был свергнут господарь Василий, вслед за этим К-польский престол прекратил поддержку Синая, и в 1654 г. архиеп. Иоасаф был вынужден пойти на примирение с Александрийским патриархом и отказаться от своих притязаний.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Мефодия (Терлецкого), к-рый предлагал призвать к участию в переговорах об унии П. и лидеров правосл. шляхты. 3 нояб. 1643 г. соответствующие письма были отправлены. Усилия были нацелены на то, чтобы убедить П. согласиться на унию Церквей на условиях Флорентийского Собора. Ему был послан трактат Георгия Схолария (см. в ст. Геннадий II Схоларий ) с обоснованием определений, принятых Собором. Для разрешения возможных недоумений и вопросов П. предлагали прислать в Рим 2 «искуснейших монахов». Ответы П. и лидера правосл. шляхты Киселя привез в Рим в нач. 1645 г. советник Владислава IV Валериан Магни. В них подчеркивалось, что «объединение» - это не «единство» (unione et non unitas) и что под верховной властью папы «Русская Церковь» должна быть связана с Римом лишь единством веры. Предложенный план предусматривал созыв синода с участием духовенства и дворянства «обеих частей Руси» (униатов и православных), где в дружеской дискуссии с обсуждением в т. ч. догматических вопросов должно быть заключено соглашение, к-рое затем подтвердит сейм. Положение дел обсуждалось в Ватикане в марте 1645 г. Предложения о созыве общего Собора униатов и православных для обсуждения возможных условий объединения были отклонены. Никакого ответа на обращения православных не последовало. В инструкциях новому папскому нунцию Дж. де Торресу предписывалось, как и ранее, препятствовать и контактам, и к.-л. совместным действиям православных и униатов. Нунций мог принимать обращения православных для передачи их в Рим, но новых обращений со стороны П. не последовало. К сер. 40-х гг. XVII в. относятся свидетельства готовности П. к сотрудничеству с польск. кор. Владиславом IV при выполнении его внешнеполитических планов. Так, в 1645 г. митрополит посетил Яссы и участвовал в заключении брака литов. гетмана Я. Радзивилла с дочерью молдав. господаря Василия Лупу, что должно было способствовать присоединению Молдавии к антитур. коалиции, к-рую планировал Владислав IV. Одновременно король выдвигал планы, направленные против Швеции, осуществлению к-рых должен был способствовать брак дат.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

Архив Пн Завершился Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Молдавию 10 октября 2011 г. 19:05 10 октября 2011 года завершился трехдневный Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Молдавию. В аэропорту Кишинева Его Святейшество провожали и.о. Президента Республики Молдова М.И. Лупу, Премьер-министр Республики Молдова В.В. Филат, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир , иерархи и духовенство Православной Церкви Молдовы . В краткой беседе с представителями СМИ Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Покидая гостеприимную солнечную Молдову с ее замечательными жителями трудолюбивыми, простыми, честными, открытыми, — я увожу самые прекрасные воспоминания. И то, что я говорю, это не просто слова по случаю — это то, что я пережил, прочувствовал, молясь вместе с народом, общаясь с людьми, всматриваясь в их лица, слушая их голоса. Сегодня Молдова проходит через сложный период своего общественно-политического развития, и поэтому очень важна консолидация всех народных сил. Верю, что Православная Церковь, Церковь-мать для народа Молдовы, будет делать все для того, чтобы у каждого, кто несет ответственность за жизнь людей, за жизнь страны, возникало стремление, желание и готовность взаимодействовать с другими, чтобы обеспечить широкую поддержку преобразований, столь необходимых в народной жизни. Я хотел бы пожелать всем жителям Молдовы помощи Божией в их личной, семейной жизни, в их участии в изменениях к лучшему жизни всей страны. Радуюсь также возможности встретиться с владыкой митрополитом Владимиром, с епископатом Молдавской Церкви, о многом поговорить, многое обсудить, и надеюсь, что это пребывание Патриарха будет содействовать укреплению церковной жизни Молдовы. Пусть Господь хранит Молдову и всех ее жителей». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1644455.ht...

Лат. оригинал «Православного исповедания...» утерян, поэтому в сохранившемся греч. тексте невозможно точно выявить все изменения и дополнения, внесенные Сиригом, однако из вторичных источников известно, что одним из изменений было удаление из той части, где говорится о 4 необходимых условиях для совершения таинства Е. (Вопросоответ 107), утверждения, что священнику необходимо иметь «намерение» о пресуществлении Св. Даров во время произнесения установительных слов, а не эпиклезы. Учение о пресуществлении установительными словами, как и признание чистилища, было в то время общепринятым у мн. православных румын и малороссов. По сообщению очевидца - Скогарди, личного врача господаря Василия Лупу,- во время обсуждения «Православного исповедания...» на Ясском Соборе румыны согласились внести соответствующее исправление Мелетия Сирига ради того, чтобы «Православное исповедание...» было утверждено К-польским патриархом. Однако замена была произведена достаточно механически, и в тексте сохранилось схоластическое утверждение о преложении Даров в момент произнесения священником, имеющим правильную «мысль» (т. е. intentio - «намерение»), соответствующих слов эпиклезы: «Подобает священнику во время освящения Даров иметь такую мысль (γνμην), что сама сущность хлеба и сама сущность вина прелагается в сущность истинного Тела и Крови Христовых действием Св. Духа, Которого призывает в то время для совершения сего Таинства, молясь и говоря:                                                                  После этих слов пресуществление тотчас бывает...» ( Καρμρης. 1968. Τ. 2. Σ. 638 В остальном 107-й вопросоответ «Православного исповедания...» содержит краткое систематическое учение о Е. Помимо перечисления 4 условий для совершения Е. (священник, жертвенник (т. е. св. престол), вещество - квасной хлеб и чистое вино, «намерение» священника) исповедуется пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господни, т. е. сущностное преложение, при сохранении видимых образов (τ εδη πο φανουνται), со ссылкой на прп.

http://pravenc.ru/text/351651.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010