Многие элементы орнамента имеют аналоги в народной резьбе из дерева. В общей сложности на поверхностях фасадов можно пересчитать тридцать фризов, опоясывающих здание, с различными декоративными элементами. Оригинальная роспись церкви была выполнена «золотом и лазурью» в 1641-1642 годах русскими мастерами Сидором Поспеевым, Яковом Гавриловым, Дейко Яковлевым и Пронкой Никитиным, лучшими художниками царского двора. Им помогали молдавские мастера Николай Зугравул и Штефан Зугравул. Церковь перенесла множество пожаров (легенда гласит, что турки сожгли церковь, думая, что она полностью сделана из золота), поэтому с 1882 по 1890 год в ней производились ремонтные работы, во время которых были привнесены некоторые изменения, но экстерьер и форма были сохранены в первоначальном виде. Из старой росписи (восстановленной позже) в интерьере храма хорошо сохранились портреты господаря и членов его семьи. В церкви Трех Святителей находятся могилы Василия Лупу, его первой жены – Тудоски, сыновей господаря – Штефана и Иоанна, а также могилы господаря и ученого Дмитрия Кантемира и господаря Александра Иоана Кузы. В 1641 году в этот храм были доставлены мощи преподобной Параскевы, а в 1889 году мощи святой были перенесены в кафедральный собор. С монастырем связаны важные вехи истории Молдовы: Всеправославный Синод в Яссах в 1642 году, когда здесь собрались представители основных ветвей православия, и 1645, когда Паисий, бывший настоятель монастыря Галата, был рукоположен в сан Патриарха Иерусалимского. В 1646 году ктитор посвятил церковь Святому Афону. Храм серьезно пострадал в результате землетрясений 1701, 1738, 1790, 1802, 1829 годов. В 1827 году пожар уничтожил крышу. Благодаря каменным стенам, монастырь неоднократно служил в качестве убежища для городских жителей, которые укрывались здесь или в других укрепленных монастырях, как Голия, Галата, Четэцуя. В 1650 году многие искали спасения в стенах монастыря Трех Святителей и защищались оружием от татарского нашествия. В 1640 году в монастыре была основана «первая греко-славянская школа». Типография монастыря Трех Святителей считается первой в Молдове. В ней была напечатана первая молдавская книга – «Казания» митрополита Варлаама (1643), другие значимые для молдавской культуры сочинения. Здесь было напечатано и «Уложение законов» Василия Лупу (1646), в котором были собраны все известные до того времени законы страны.

http://sobory.ru/article/?object=36377

Святейший Патриарх Алексий посетил церковный детский дом в Кишиневе 13 ноября 2005 г. 14:57 Предстоятель Русской Церкви, находящийся с Первосвятительским визитом в Молдове, сегодня в сопровождении митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира , президента РМ Владимира Воронина, председателя парламента РМ Мариана Лупу, премьер-министра РМ Василия Тарлеева и др. представителей государственного руководства посетил церковный детский дом «Праведный Иосиф».  Этому предшествовал визит в Кишиневскую митрополию , где за участие в деле возрождения православия на молдавской земле Святейший Патриарх наградил спикера парламента М. Лупу и премьер-министра республики В. Тарлеева орденами св. блгв. кн. Димитрия Донского II степени. Его Святейшество встретился с воспитанниками детского дома «Праведный Иосиф» (всего здесь воспитываются около шестидесяти человек), побеседовал с его руководством и рядовыми сотрудниками. Детский дом «Праведный Иосиф» находится на совместном попечении Кишиневской митрополии Московского Патриархата и молдавского государства. В знак благодарности за Первосвятительское посещение и на память о детском доме его воспитанниками и их наставниками Святейшему Патриарху была преподнесена в дар вышитая бисером икона святителя Митрофана Воронежского. Предстоятель Русской Церкви принял участие в закладке капсулы в основание будущего храма во имя св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, который будет построен при детском доме «Праведный Иосиф». Капсула содержит грамоту следующего содержания: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Основася сия церковь в честь и память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Патриархом Московским и всея Руси Алексием II при святительстве Преосвященного митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира и при президенстве Владимира Николаевича Воронина в лето от Рождества во плоти Бога Слова 2005-е 31 октября (13 ноября)». На этом официальная программа Первосвятительского визита была завершена. Сегодня вечером делегация возвращается в Москву. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/57064.html

Покров Симеона Мовилэ, сохраняя те же торжественные черты, следует более традиц. образцам. В целом шитье этого периода, несмотря на обильную орнаментализацию, сохраняет основные черты, позволяющие характеризовать его как лицевое. Фигуративное начало еще остается преобладающим по отношению к декоративному. Однако со 2-го десятилетия XVII в. размеры каймы увеличиваются за счет средника, иконографические сюжеты утопают в орнаментальном изобилии (см., напр., предметы лицевого шитья, вложенные митр. Молдавским Анастасием (Кримкой) в основанный им мон-рь Драгомирна, а также - заказанные господарем Мироном Барновским). Эта тенденция усиливается в правление Василе Лупу (1634-1653). В то же время особо торжественный декоративный эффект достигается за счет увеличения размеров декоративных элементов и открывает фон. Вместо шелковых, сатиновых, конопляных тканей используется в основном бархат красно-бордовых оттенков. Надгробные покровы теряют всякую связь с традицией и превращаются в светские портреты. Таковы, напр., покровы Тудоски, 1-й супруги Василе Лупу, и их сына Иоана (ок. 1639-1640); в обоих случаях портреты выполнены на красном бархате, декоративные элементы полностью исключены. Со 2-й пол. XVII в. и впоследствии в церковном шитье преобладает орнаментальное начало, с довольно редкими вкраплениями иконографических сюжетов, обычно малых размеров и теряющихся среди декоративных элементов. Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902; Millet G., Ylouse H., de. Broderies religieuses de style byzantin. P., 1939-1947. 2 vol.; Cultura bizantin în România: Expozitie/Ed. I. Barnea et al. Bucur., 1971; Musicescu A. M. Broderia veche româneasc. Bucur., 1985; Paradais C. Comori ale spiritualitii românesti la Putna. Iai, 1988; L z rescu A. Broderia//Arta din Moldova de la tefan cel Mare la Movileti. Bucur., 1999. P. 136-174; Catalogul expoziiei: Muzeul Naional de arheologie i istorie a Moldovei: Chiinu, 27-10 septembrie 2011. Bucur., 2011. Э. Драгнев Рубрики: Ключевые слова: БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг

http://pravenc.ru/text/2564044.html

В 60-х гг. XVII в. именно ивириты осуществляли контакты между Москвой и Георге Стефаном, находившимся в изгнании в швед. Померании, к к-рому отправился иверский архим. Исаак под предлогом «монастырских дел» (о поездке иверского архим. Исаака из Москвы в Штеттин и Стокгольм - РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1666 г. Д. 56. Л. 1-21; Αλεξανδροπολου. 1994. Σ. 64). Исаак приехал в Москву «на перемену» архим. Дионисию, однако рус. правительство продолжало удерживать в Москве и Дионисия, пользуясь его связями с политической элитой Дунайских княжеств и высокой квалификацией в печатном деле. Столь активное участие ивиритов и роль Дионисия Грека в дипломатических связях между молдав. господарем и Россией и в сношениях с христ. Востоком (особенно в эпоху подготовки «дела патриарха Никона») дают представление о том, почему царский двор настаивал на продолжении пребывания Дионисия в Москве. Не случайно спустя 7 лет после приезда в рус. столицу в челобитной Дионисий Грек писал, что «ты, великий государь, велел мне, богомольцу своему, еще пребыти на Москве до своего, великого государя, указу» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1661 г. Д. 10. Л. 39). Об участии в каких-то сложных политических демаршах со стороны иверского архим. Исаака, царского посланца к гетману Юрию Хмельницкому Феоктиста Сухотина и самого гетмана свидетельствуют распросные речи Исаака в Москве о пребывании в Чигирине по пути в Россию (Там же. Л. 36-38). Архимандрит привез в Москву грамоту от проигумена и братии И. м., в к-рой ивириты сообщали о притеснениях со стороны и «франков» и «турок», об обветшании зданий и о долгах мон-ря. Жалуясь на прекращение ктиторской помощи груз. правителей после «Теймуразова разоренья» (имеется в виду потеря трона царем Кахети Теймуразом I в 1648) и смещения с престола пообещавшего отстроить разрушившуюся башню молдав. господаря Стефаницэ Лупу, ивириты просили помощи у царя. В качестве заслуг перед рус. правительством они указывали на присланные ранее с Дионисием Греком книги и «святую десную руку иже во святых священномученика и чюдотворца Василия епископа Амасийского» (Там же. 1662 г. Д. 28. Л. 25, ср.: Там же. 1655 г. Д. 22. Л. 38: длань была заключена в золотой мощевик, «весу в золоте 70 золотников»), а также на привезенные архим. Исааком мощи вмч. Евстафия Плакиды (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 606; Оп. 1. 1661 г. Д. 10. Л. 5-18; публ.: Белокуров С. А. Арсений Суханов. М., 1891. Ч. 1. С. CII-CV; библиогр.: Греч.-рус. связи. 1991. 63. Рис. 24; Греч. док-ты. 1995. С. 49. 28; Греч. рукописи Афона. 2004. С. 109. 1. 54). Известной иверской святыней и поныне является левая рука свт. Василия Амасийского, к-рую видел в мон-ре Григорович-Барский ( Григорович-Барский. 1887. Ч. 3. С. 152; Натроев. 1909. С. 88). О единственной в мон-ре реликвии, связанной с именем свт. Василия Амасийского, обозначенной как «часть длани с плотью», упоминает и католич. миссионер Николай Росси в письме от 20 окт. 1639 г. (Rom und der Athos/Einf. G. Hofmann. R., 1954. S. 79).

http://pravenc.ru/text/293365.html

Указанная Митрофаном перед смертью кандидатура Иоанникия, митр. Веррийского, была отклонена Кириллом Контарисом, очевидно под влиянием латинян. К-польский Патриарх выдвинул кандидатуру своего учителя Николая Кларонцана, добродетельного и ученого мужа. Николай, вступивший на Александрийский престол с именем Никифор (1639-1645), большую часть своего Патриаршества провел в Валахии и Молдавии, оставив в Египте своего эпитропа, еп. Арсения. Патриарх собирался посетить Москву, но тур. власти не разрешили ему выехать в Россию. В это время вновь обострились отношения Александрийского престола с синаитами, требовавшими предоставить им возможность совершать службы на своем подворье в Каире. Воспользовавшись отсутствием Никифора, синаиты получили разрешение от К-польского Патриарха Парфения I служить в храме подворья, поминая при этом имя предстоятеля Александрийского престола. Но когда Патриарх Никифор вернулся в Египет, Парфений вынужден был отменить свое разрешение. Вопрос о Синайском подворье, оставшись нерешенным, достался новому Александрийскому Патриарху Иоанникию (1645-1657). Синайский еп. Иоасаф сумел заручиться покровительством влиятельных лиц, прежде всего молдав. господаря Василия Лупу . Под его давлением К-польский Патриарх Иоанникий II разрешил синаитам проводить богослужения в Каире (1651). По жалобам синайских монахов Александрийский Патриарх Иоанникий подвергался преследованиям тур. властей и в авг. 1652 г. был даже на неск. дней арестован. Однако в следующем году ситуация изменилась: турки конфисковали и разграбили синайское подворье, а К-польский престол, воспользовавшись свержением господаря Василия, вновь стал поддерживать Александрийского Патриарха. Иоасаф Синайский был вынужден уступить (1654): после того как подворье было возвращено синаитам, службы там прекратились. Патриарх Иоанникий неоднократно посылал свои грамоты в Россию; в них он не только испрашивал царскую милостыню, но и писал о политических событиях на Востоке, приветствовал наступление на Польшу и даже пытался влиять на выработку внешнеполитической стратегии Москвы. В ответ продолжала приходить денежная помощь. В 1645 г. царь Алексей Михайлович прислал дары и 1 тыс. р. О плачевном состоянии АПЦ повествует посетивший в 1651 г. Египет рус. мон. Арсений (Суханов) , к-рый встретился с Патриархом Иоанникием 10 сент. 1651 г. и беседовал с ним по литургическим и каноническим вопросам. По его словам, в Александрии был один мон-рь св. Саввы, в одной части монастырского храма служили православные, а в др. имелось 2 престола, на к-рых служили католики. В Старом Каире был один храм св. Георгия и проживало ок. тысячи правосл. христиан. В 1652 г. Патриарх Иоанникий открыл здесь первую греч. школу и больницу.

http://pravenc.ru/text/82070.html

деспот Иоанн Углеша, серб. кор. Стефан V Урош и его супруга Анна. Бывш. Фессалоникийский митр. Макарий († 1546) завещал мон-рю свою личную б-ку, из к-рой теперь в В. осталось 12 рукописей, по 1 рукописи хранится в скиту св. Димитрия и в Москве (ГИМ. Греч. 485). Симеон (Синесиос) Эланикос (XVII в.), писатель и писец, оставил после себя 7 книг. Наибольшее собрание из 28 книг передал мон-рю бывш. Тивериадский и затем Адрианопольский митр. Григорий, к-рый жил в В. в 1829-1860 гг. Значительное число рукописей происходит из подворий В. в Валахии и Молдавии (напр., дар господаря Василия Лупу). В б-ке мон-ря хранится 9 слав. рукописей XIV-XVII вв. Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. 949 г. (Vatop. 949. Fol. 83v) Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. 949 г. (Vatop. 949. Fol. 83v) Рукописное собрание В. понесло серьезные утраты во время пожаров и грабежей, ряд манускриптов был увезен коллекционерами и любителями древностей и в наст. время находится в архивах и б-ках разных стран. В 1491 г. Иоанн Ласкарис вывез неск. рукописей во Флоренцию для Лоренцо Медичи. В 1543 г. Николай Софиан по заказу Д. Уртадо де Мендосы, посла Карла V в Венеции, не только переписал «Географию» Птолемея (Cod. 655), но и увез с собой ряд рукописей (неизвестно, какие и сколько). Афанасий Ритор , купивший на Афоне более сотни рукописных книг для кард. Мазарини (1647/48), оставил нетронутым собрание ватопедской б-ки. Но в 1654 г. Арсений (Суханов) приобрел в В. 64 рукописи, из к-рых в наст. время 59 находятся в Москве (ГИМ), 2 - в С.-Петербурге (БАН), 2 - в Дрездене и 1 - в Кракове. Среди них наиболее ценными являются написанное унциалом Евангелие IX/Х в. (Греч. 9), «Аскетика» свт. Василия Великого 880 г. (Греч. 117), Слова свт. Григория Богослова 2-й пол. Х в. (Греч. 147), «Маргарит» свт. Иоанна Златоуста кон. Х в. (Греч. 164), «Лествица» прп. Иоанна Лествичника 992 г. (Греч. 185), Творения прп. Максима Исповедника сер. Х в. (Греч. 200), Иерусалимский Типикон 1297 г. (Греч. 272), «Физика» Аристотеля сер. XV в., написанная К-польским Патриархом Геннадием Схоларием для В. (Греч. 448), «Этика» Плутарха кон. XII - нач. XIII в. (Греч. 502) и др.

http://pravenc.ru/text/149927.html

1554 В.Г. Ченцова в частной беседе высказывала предположение, что и бывший константинопольский патриарх Афанасий Пателар, скончавшийся в расцвете сил в 1656 г., тоже пал жертвой интриг Паисия. Прежние союзники могли не сойтись во мнениях относительно быстро меняющейся политической обстановки в Восточной Европе. После свержения в 1653 г. Василия Лупу Паисий быстро нашел общий язык с новым молдавским господарем, который поддержал геополитические проекты иерусалимского патриарха (см. ниже). Афанасий же задействовал все свои возможности, чтобы склонить османские власти к возвращению молдавского трона Василию. Это уже не входило в планы Паисия, и Афанасий внезапно умер в Лубенском монастыре на Украине. Останки патриарха почитались как св. мощи, потом, в советское время, хранились в Музее атеизма в Ленинграде, а ныне возвращены церкви. Таким образом, провести их химический анализ, который мог бы подтвердить или опровергнуть версию об отравлении Афанасия, в настоящее время не представляется возможным. 1563 См.: Павел Алеппский. Т 2. С. 100–101, 129, 165–166, 174, 188, 199, Т 3. С. 3, 30, 168–169, T 4. С. 142, 185. 1564 Там же. T 4. С. 158–160; РГАДА. Ф. 52/1. 1654 г. 21. Ч. 3. Л. 7–14, 21–22, 37, 40, 75–76, 79–80, 86–87, 90, 93, 99, 116, 146–150, 161–166. 1578 Каптерев Н.Ф. Господство греков. С. 36–38; Неофит Кипрский. Рассказ. С. 18–19; Муравьев А.Н. История. T. 2. С. 311–313; Ченцова В.Г. Митра Паисия. С. 11–12, 33–35. Посланцы Паисия, прибывшие в Россию в 1657 г. с извещением об этих событиях и просьбами о милостыне, столкнулись с малопонятным бойкотом московских властей: патриарших клириков остановили в Путивле и отправили назад с небольшими дарами. По мнению В.Г. Ченцовой, тесные контакты с Паисием, мечтавшем об антикатолическом альянсе православных и протестантских народов, уже не вписывались в интересы московского правительства, воевавшего со Швецией (Ченцова В.Г. Митра Паисия. С. 30–31). 1584 Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов. С. 161; Ченцова В.Г. Дионисий Ивирит. С. 58–62.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там родился и блаженный Афанасий Пателарий. Происходя от благочестивых и благородных родителей, он получил хорошее светское и духовное образование и прославился у себя на родине красноречием. Зная Афанасия, Патриарх Кирилл I вызвал его, тогда пресвитера, в Константинополь. В 1631 г. он поставлен был сим ревнителем Православия митрополитом Солунским. В том же году новый владыка Афанасий отправил грамоту Царю Михаилу Феодоровичу, прося помочь его бедствующей кафедре. В это время упорно враждовал против Патриарха Кирилла Лукариса митрополит Веррийский Кирилл Контарис. Ему удалось добиться в 1632 г. удаления Патриарха и занятия его Престола. Но через шесть дней он был свергнут визирем. Последний, тоже критянин, возвел на Престол знакомого ему земляка – митрополита Афанасия. Но тот смотрел на себя только как на временного заместителя Патриарха Кирилла Лукариса и содействовал его возвращению из ссылки через сорок дней. Вторично занимал митрополит Афанасий Патриаршее место, недолго, как заместитель, в 1634 г. Обычно он возвращался в Солунь, но в 1635 г., по проискам Кирилла Контариса, снова на короткое время захватившего Престол, он вместе с Патриархом Кириллом I попал в заточение на остров Родос. В 1651 г. он снова был возведен на Престол. В промежуточные года блаженный Афанасий находился в Солуни, в Молдавии и на Афоне. В Молдавии он пользовался поддержкой благочестивого и щедрого Господаря Василия Лупу, покровительствовавшего всем бедствующим Патриархам. Посланные им Иерусалимскому Патриарху Феофану 42000 червонцев спасли Святые места от окончательного захвата их латинянами. Господарь поддержал перед Царем Михаилом новое слезное послание митрополита Афанасия с просьбою помочь Солунской кафедре. Проживая потом в самом средоточии Афонской горы, Карее, блаженный Афанасий основал для себя уединенную келлию, которая называлась Сераем, или дворцом, так как основателем ее был Патриарх. Сто лет спустя другой изгнанник, Константинопольский Патриарх Серафим, искал убежище в том же мирном приюте блаженного Афанасия и благолепно его украсил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В заключение сказал: «простите меня, добрые люди, мои чада, простите меня, смиренного и убогого монаха Вениамина, который ничего теперь не берет с собою от той славы, какую имел, кроме грехов, содеянных им в этом мире». а) Преосвященный Неофит, в миру Николай, родился в 1803 году. Первоначальное образование получил в Сочаве, древней столице Молдавии; потом учился в монастыре Феодоренах, преклоненном 9 греческому Афонскому Ксиропотаму, находящемся в родных Бурдужанах и основанном господарем Симеоном Могилою, родным братом знаменитого Петра Могилы . С 1817 по 1821 год Николай Скрибан учился в Греческой Академии, в монастыре Трех Святителей в Яссах, основанной господарем Василием Лупу. С 1821 года, по случаю греческой гетерии, Скрибан принужден был оставить греческую академию и продолжал заниматься у частных учителей науками богословскими, философскими, историко-филологическими, причем, изучил новейшие европейские языки, а в числе их и русский. В 1828 году митрополит Вениамин Костаки, заметив выдающиеся способности молодого Скрибана, приблизил его к себе, постриг в иночество, рукоположил во иеродиакона и назначил учителем греческого и латинского языков при Трехсвятительской школе, а вскоре возвел в сан иеромонаха. С некоторыми перерывами, проведенными в Букуреште, где он пополнял свое образование в коллегиуме Св. Саввы, Неофит пробыл в этой должности до 1841 года, пользуясь общим уважением и известностью. В этом же году враги оклеветали его пред митрополитом, обвинив его в безбожии, в чтении сочинений Вольтера, «в игре на скрипке», как это видно из письма к брату Филарету, учившемуся в то время в Киевской Академии. У него отняли библиотеку, заключавшую более 300 томов, и отправили в заточение в монастырь Секул, зависящий от Нямца. Спустя год, он был отправлен в г. Фольтичены, в Сочавском округе, где основал школу, способствовавшую возрождению румынской народности. Но его враги, видя и здесь успехи Скрибана, снова оклеветали его пред митрополитом во всевозможных преступлениях, и Скрибан снова был сослан в Нямецкий монастырь, где основал школу для молодых иноков, в которой сам преподавал богословие и греческий язык. В конце 1846 года он был призван в Яссы, где назначен директором Трехсвятительской школы и настоятелем церкви Св. Василия. С 1848 по 1862 г. Неофит состоял учителем истории, риторики и философии в Ясской Сокольской семинарии (где брат его Филарет, окончивший курс Киевской Академии, был ректором), сначала в сане архимандрита, а с 1857 года – епископа Едесского, а с 1862 года, кроме того, и ректором этой семинарии, для которой он весьма много сделал со своим братом 10 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Кишинёв. Неизвестная часовня-памятник на роднике генерала Пиона. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1937. Год утраты:Не установлен. Адрес: г.Кишинёв, ул. Василия Лупу Координаты: 47.022542, 28.814319 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В одно воскресенье, 21 ноября 1937 г. в 11 часов 30 минут где-то на окраине Кишинёва у Боюканской дороги состоялась церемония открытия родника. Мы знаем об этом, потому что сохранилась листовка-приглашение на это событие. Текст в ней гласит следующее: «Родник генерала Пиона. Этот памятник-родник в форме креста, который был обустроен мною на Боюканской дороге к 20-летию побед румынской армии у Мэрэшть и Мэрэшэшть для того, чтобы восславить Господа, который помог нам и всем тем, кто пожертвовал собой, кто боролся и продолжает бороться и способствовать Воссоединению и Вознесению Румынского Народа, будет освящён в воскресенье 21 ноября в 11-30. Приглашаем на эту церемонию Вас и всех тех, которых Вы сможете убедить прийти для того, чтобы самим увидеть и убедиться, что любое место можно освятить через жертвы и труд на благо общества; чтобы понять, что речь идёт не только о родниковой воде, исходящей из памятника для утоления жажды, а о «живом воспитании» нашего народа, благодаря которому он не будет мучаться жаждой вовеки». Кто же этот генерал Пион, по инициативе которого окраина Кишинёва обзавелась новой достопримечательностью? Пион (Павел Ион) Джеорджеску родился 25 декабря 1883 г. в Зэноага, жудец Долж. Участвовал в Первой Мировой Войне. С 1932 по 1937 г.г. был командующим артиллерийской дивизией в Кишинёве. Казармы дивизии располагались в Боюканах. Умер Джеорджеску Пион в 1956 г. Теперь ясно, почему памятник возник на Боюканской дороге (она вела из Кишинёва к казармам артиллеристов), и почему он был построен в 1937 г. - это последний год службы генерала в столице Бессарабии.

http://sobory.ru/article/?object=41021

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010