Оставшуюся в Константинополе главу великомученицы Варвары видел в ее церкви в 1348–1349 годах Стефан Новгородец. 1 июня 2003 году частица мощей святой Варвары, хранящихся в Венеции, была передана в дар Элладской Православной Церкви. Она перевезена в Афины, где будет храниться в специально построенном храме, посвященном великомученице. Согласно русской традиции, мощи святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной, дочерью византийского императора Aлekceя I, вышедшей около 1103 года замуж за князя Cbяmonoлka II. Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом монастыре (построенном в 1108 г.). Во время монголо-татарского нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впоследствии об этом забыли. Обретены они были спустя несколько столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями. Об этих событиях известно из повести, написанной в 1670 году Феодосием Сафоновичем, игуменом Михайловского Златоверхого монастыря. Гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью императора Aлekceя I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, которые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII веку в связи с прославлением мощей святой Варвары. Посетивший Киев в 1656 году Антиохийский Патриарх Макарий слышал другое предание о перенесении мощей в Киев в связи с браком принцессы Анны с князем Владимиром Святославичем, Крестителем Руси. Однако наиболее вероятным представляется, что перенесение мощей святой Варвары в Киев состоялось уже после монголо-татарского нашествия и в период ослабления Византийской империи. В 1644 году при Киевском митрополите, святителе Петре (Могиле) к мощам совершил паломничество канцлер Польского Королевства Георгий Осолинский. Он получил в дар часть перста правой руки святой Варвары. Когда в 1651 году Киев был захвачен литовским гетманом Янушем Радзивиллом, им были взяты частицы мощей от грудей и от ребра святой. Первая частица находилась сначала у его жены Марии, дочери молдавского господаря Василия Лупу, затем – в городе Каневе, а впоследствии была перенесена в монастырь святителя Николая в Батурине. Вторая частица была передана Виленскому католическому епископу Георгию Тышкевичу. Эта святыня хранилась в епископской резиденции, но после пожара уцелел лишь ковчег с мощами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Согласно правосл. традиции, глава И. З. была подарена визант. имп. Иоанном VI Кантакузином (1341-1354) афонскому мон-рю Ватопед . Эта святыня пользовалась большим почитанием на правосл. Востоке. В 1560 г. ватопедские монахи привезли в Молдавию для поклонения реликвии, в т. ч. челюсть И. З., которую господарь Александр Лэпушняну поместил в основанный им мон-рь Слатина ( N sturel P. S. Dix contributions roumano-athonites (XIVe-XVIe siècles). 8: D " un achat de reliques à Vatopédi par le Prince Alexandre Lpuneanu de Moldavie//Buletinul Biblitecii Române. N. S. Freiburg i. Br., 1985. Vol. 12. P. 37-38). В 1649 г. от посланной ватопедцами в Молдавию главы И. З. получила исцеление жена господаря Василия Лупу Екатерина (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 37. Л. 33-34). Прибывший в 1652 г. в Москву ватопедский архим. Дамаскин сообщил о случившемся в монастыре пожаре и о необходимости изыскать значительную сумму денег (2 тыс. р.) на обновление росписей собора. Он сообщил о готовности монастырских властей прислать на время в Москву для поклонения древние ватопедские святыни - крест равноап. имп. Константина I Великого и главу И. З. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 37. Л. 17, 33-35). От имени царя Алексея Михайловича в Ватопед была отправлена грамота, в к-рой игум. Феодосию и братии предлагалось «нашие царского величества милости и жалованья к себе поискати, тот честный животворящий Крест Господень... и главу святаго Иоанна Златоустаго для поклонения прислати к нам, великому государю, к нашему царскому величеству, с тем же с архимандритом Дамаскиным или с ыным верным человеком, кому в том верите» (Там же. Л. 36-38). Дамаскин вернулся в Россию с ватопедскими реликвиями, оказавшись вместе с келарем Даниилом и сопровождавшими его греками-купцами в Брянске 17 мая 1655 г., как об этом свидетельствует отписка воеводы кн. Трубецкого (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. Д. 15. Л. 5-18; о приезде Дамаскина: Ченцова В. Г. Царские сабли, саадак и пастырский посох: К истории вещей из Музеев Моск. Кремля, привезенных с Христианского Востока в сер. XVII в.//Каптеревские чт.: Сб. ст. М., 2009. Вып. 7. С. 234-236). После торжественной встречи святыни ватопедский архимандрит и др. путешественники были отправлены с большой охраной до Рославля, а оттуда - в Смоленск, по царскому указу, в сопровождении архиеп. Тверского Лаврентия. В Смоленск же был отправлен указ, чтобы Лаврентия Тверского, а с ним вместе и всех греков после молебна в соборной церкви препроводить к царю «в поход». 7 июня 1655 г. Дамаскин был торжественно принят в царском шатре близ Шклова, а святыни, переданные царю, были позже отправлены в Москву к патриарху Никону. О почитании привезенной главы И. З. в рус. столице свидетельствует Павел Алеппский: главу И. З. в серебряном позолоченном ковчеге торжественно нес один из архимандритов во время встречи царя, возвращавшегося после взятия Смоленска в Москву ( Павел Алеппский. Путешествие. С. 475).

http://pravenc.ru/text/541598.html

Парфений . Когда Христодулу удалось вернуть управление Церковью, Парфений отправился в Россию с просьбой о материальной помощи, имея рекомендательное письмо молдав. господаря Василия Лупу. В сент. 1641 г. он прибыл в Россию в сопровождении архим. Дорофея и архидиак. Парфения ( Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2. С. 224-225; Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греч. делам Моск. архива коллегии иностранных дел: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. М., 2001. С. 78). По пути в Москву архиеп. Парфений встречался с митр. Петром (Могилой) и вел с ним беседу по богословским вопросам. Во 2-й четв. XVII в. поездки киприотов в Россию стали частым явлением: в 1623-1624 гг. свящ. Никифор Ксенакиос и служка Георгий, в 1628 г.- архим. Софроний из Благовещенского монастыря, в 1628-1629 гг.- архим. Симеон из мон-ря арх. Михаила и Гавриила близ Фамагусты, в 1629 г.- архим. Иоасаф из мон-ря свт. Николая Чудотворца, в 1630 г.- Иван Мануйлов, в 1632 г.- архим. Никифор из мон-ря мч. Маманта, в 1651-1652 гг.- Иван Антонов, в 1651-1652 гг.- «нищий старец» Мануил Юрьев ( Он же. С. 45, 54-56, 61, 63, 109; Фонкич Б. Л. Кипрский священник в Ярославле и Москве: К истории кипрско-русских отношений в 1-й четв. XVII в.//РиХВ. 2004. Вып. 2/3. С. 238-247; РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 57. Июль 1628 г.; 402. Авг. 1651 г.; 404. Авг. 1651 г.). Киприот Иоанникий , патриарх Александрийский (1645-1657), также поддерживал тесные связи с Россией. Архиеп. Никифор (июнь 1641-1674) являлся до своего избрания игуменом Киккского мон-ря (с 1636). В его правление епископы попытались урезать властные полномочия архиепископа, сделав его первенство среди кипрских архиереев номинальным. Тот был вынужден обратиться к К-польскому патриарху Иоанникию II, к-рый созвал в июле 1651 г. в К-поле Собор, подтвердивший статус Кипрского архиепископа. В то время архиепископская резиденция находилась в Архангелу монастыре , отреставрированном и расширенном Никифором. В 1662 г. он основал кафедральный собор ап. Иоанна Богослова в Никосии.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

В 1649 г. жена молдав. господаря Василия Лупу Екатерина получила исцеление от посланной из В. главы свт. Иоанна Златоуста. Валашский господарь, мч. Константин Брынковяну утвердил ежегодное пожертвование на В. в 21 тыс. аспр. Значение этих владений было настолько велико, что начиная с сер. XVII в. их игумены и позднее генеральные эпитропы избирались не из иеромонахов, а из архиереев, рукополагаемых для этого в титулярные епископы или митрополиты. Так, в 1670 г. Григорий, ватопедский проигум. и игум. мон-ря Голия, был рукоположен во митрополита Лаодикийского и получил должность генерального эпитропа всех владений. В 1678 г. на его средства в В. был построен и расписан параклис во имя Богородицы Парамифии (Отрада или Утешение). В 1683 г. кладбищенская ц. св. Апостолов была возобновлена и расписана на средства ватопедского скевофилакса Христофора. Реликварий с честной главой свт. Иоанна Златоуста (Ватопед) Реликварий с честной главой свт. Иоанна Златоуста (Ватопед) Др. источником ресурсов мон-ря являлись пожертвования московских государей. В 1623 г. в Москву прибыл ватопедский игум. Никодим с мощами прп. Михаила, еп. Синадского, и вмч. Прокопия. В ответ Московский Патриарх Филарет подарил ему «образ Спасителя, обложенный серебром, 40 соболей, камку и 15 рублей» (Сношения России с Востоком. Ч. 2. С. 9-12). Игум. Никодим решил остаться в России, в 1628 г. он был поставлен игум. Угрешского Никольского мон-ря, но в 1635 г. по его просьбе был отпущен обратно на Афон ( Каптерев. С. 164). Приехавшие в 1625 г. в Москву ватопедские архимандриты Игнатий и Григорий с келарем и старцами привезли мозаичную икону Спасителя, мощи сщмч. Киприана и мц. Иустины, правую руку (по запястье) мц. Татианы. В. получил 100 р. от царя Михаила Феодоровича и 100 р. от Патриарха Филарета, а также жалованную грамоту (11 янв. 1626), разрешавшую ватопедским монахам приход за милостыней каждый 4-й год (Сношения России с Востоком. Ч. 2. С. 27-28; Бантыш-Каменский. С. 48; Фонкич. С. 91-92). Это правило строго соблюдалось, поэтому прибывшему в 1628 г. в Путивль ватопедскому архим. Парфению было отказано в милостыне и выданы только деньги на обратную дорогу (Сношения России с Востоком. Ч. 2. С. 62). В том же году архим. Макарий из афонского скита вмч. Димитрия, зависимого от В., подарил государю чудотворное полотенце вмч. Димитрия ( Каптерев. С. 99).

http://pravenc.ru/text/149927.html

В прямой связи с первым путешествием Макария появилось сочинение Павла «История Василия Лупу, воеводы молдавского, и его войн», составленная в Коломне осенью 1654 г. Впоследствии Павлом было подготовлено еще несколько географических описаний, частью на основе переводов с греческого. 2166 В ходе второго путешествия Макария Павел, возможно, по заказу московских дьяков, составил описание Грузии, где находился с Макарием в 1664–1665 гг. Этот текст сохранился только в русском переводе. 2167 Павел Алеппский, в не меньшей степени, чем патриарх Макарий, трудился над возрождением историографической традиции у православных арабов. Макарием и Павлом был создан цикл трудов под общим названием «Имена патриархов антиохийских со времен св. апостола Петра до нашего времени». Проблемы авторства отдельных частей этого сочинения разрешены не до конца. Ученые располагают текстом «Имен патриахов» в ряде неизданных рукописей Макария. Предварительные варианты (один из них датирован 1657 г.) сохранились в составе сборника Маджму‘аль-лятиф («Изящное собрание»), а последний по времени составления (1665 г.) – в петербургской рукописи ИВР РАН В 1227 (известна также ее копия в ватиканском собрании Vat. Ar. 689) 2168 Впрочем, и эта версия местами выглядит как бессистемное собрание выписок из первоисточников. Макарий так и не успел завершить отделку своего труда. Параллельно с этим сочинением существует список антиохийских патриархов XIII–XVII вв. в редакции Павла Алеппского, включенный им в предисловие к «Путешествию Макария». Составитель компилятивной истории антиохийских патриархов Михаил Брейк ад-Димашки († после 1781 г.), чья хроника давно введена в научный оборот, использовал как сочинение Павла, так и одну из ранних версий труда Макария. Брейк приписывал составление ранней истории патриархата – от апостола Павла до крестоносцев – патриарху Макарию. Г. Муркос не соглашался с этой атрибуцией, ссылаясь на фразу Павла Алеппского в «Странствии Макария»: «Я старался составить последовательную хронику, подобную тому, как я раньше с таким же старанием сочинил повествование о первых патриархах антиохийских со времен св. Петра до времен Илии и Христиана, латинских патриархов, кои сделались патриархами в Антиохии, когда она была завоевана франками». 2169 Однако Ж. Насралла считает, что эта хроника не дошла до нас. 2170 С введением в научный оборот петербургской рукописи В 1227 сомнения в авторстве отпадают окончательно. Антиохийская церковная история описана собственной рукой патриарха, причем с некоторыми замечаниями от первого лица. Они сохранились даже в компиляции Брейка, который не придавал большого значения тщательной редактуре использованных им текстов. Там встречаются фразы типа «письмо это существует на эллинском языке, а смирение мое перевело его на арабский» 2171 или «кои (книги – К.П.) смирение мое, нашедши целые, переписало их для себя». 2172 Очевидно, что так говорить о себе мог только патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1568 Но наиболее характерный эпизод – это история с лошадьми патриаршего обоза, которых Макарий по приезде в Россию оставил частью в Путивле, частью – в Спасском монастыре под Калугой. Когда Макарий через год вспомнил об этих лошадях и, видя, что его пребывание в России затягивается, решил их продать, выяснилось, что двух его лошадей из табуна Спасского монастыря украли. Российские власти устроили строгое дознание по этому факту и постановили взыскать стоимость пропавших лошадей с монастырских крестьян. Сумму ущерба должен был сообщить патриарх Макарий, и он, чувствуя себя хозяином положения, назвал запредельную цену в 15 рублей за каждую лошадь (для сравнения: коней, оставшихся в Путивле, патриаршим слугам лишь с большим трудом удалось сбыть по цене от 3 до 9 рублей). 1569 В то же время антиохийский патриарх мог проявлять сострадание и милосердие, когда это ему ничего не стоило. Так, на обратном пути из Москвы, проезжая Путивль, Макарий не поленился составить пространную челобитную к царю с просьбой помиловать двух рейтар, осужденных по жалобе «конотопских черкас» к смертной казни за содомский блуд и растление малолетних. 1570 При всем своем стремлении избежать вовлечения в большую политику Макарий все-таки несколько раз был замешан в масштабных исторических драмах, хотя, возможно, и не по собственной инициативе. Один из таких эпизодов связан как раз с возвращением патриарха из Москвы и пребыванием его в Дунайских княжествах в августе 1656 – сентябре 1657 г. После Переяславской рады и воссоединения Украины с Россией резко изменилось геополитическое положение Молдавии и Валахии. Свержение Василия Лупу в 1653 г. побудило ориентировавшихся на него греческих иерархов к поиску нового политического покровителя, а именно – московского царя, который мог выступить лидером антиосманской коалиции. Иерусалимский патриарх Паисий и другие восточные иерархи начали строить планы следующего броска Московского царства к пределам Православного Востока. Идея русско-молдавского альянса нашла поддержку и господаря Молдавии Георгия Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При игум. Варлааме (Леницком) московским мастером Иваном Матвеевичем была возведена кирпичная 3-ярусная колокольня (1716-1720; в 1850 верх колокольни покрыт позолотой). К 1898 г. на ней находилось 12 колоколов. На 1-м ярусе располагались св. ворота, кельи, иконно-книжная лавка. В сер. XVIII в. в К. З. м. была выстроена каменная ограда. В нач. 80-х гг. были построены каменные братские кельи, в 1800-1804 гг.- объединенные общей крышей (т. н. Варваринское отд-ние) просфорня и настоятельская кухня. В 20-х гг. XIX в. в К. З. м. возведены экономический и регентский корпуса, келарская палата, в 30-х гг.- просфорня, а также перестроена монастырская ограда, к-рая, как и трапезный храм, расписана фресками. В 1852-1856 гг. (по др. сведениям - в 1849-1852) по инициативе еп. Чигиринского Аполлинария (Вигилянского) были построены зап. полутораэтажный келейный корпус (Михайловское отделение), каменный (вместо деревянного) настоятельский корпус с Никольской ц.; в 1857-1858 гг. на месте деревянной возвели 2-этажную каменную гостиницу, к к-рой в 1883-1884 гг. был пристроен 3-этажный корпус. По инициативе еп. Чигиринского Порфирия (Успенского), возглавлявшего К. З. м. в 1865-1877 гг., было построено деревянное на каменном фундаменте здание монастырской больницы. В 90-х гг. XIX в. на месте сев. Варваринского отд-ния был сооружен 2-этажный кирпичный корпус, в 1907-1908 гг. выстроена 4-этажная монастырская гостиница, к-рая по размерам считалась 2-й в городе после лаврской. К нач. XX в. в обители находились также деревянная квасоварня, экономический двор с домом для эконома, его помощника и монастырских рабочих, с конюшней, амбарами, сараями, ледниками. По инициативе еп. Иеронима (Экземплярского) при К. З. м. открылись бесплатные школа церковного пения для подготовки псаломщиков и учителей пения и ежедневная читальня. Святыни и реликвии Главной монастырской святыней были перенесенные из К-поля мощи вмц. Варвары ( Боплан. 2004. С. 149). Очевидно, на Русь они были привезены по просьбе одного из ближайших родственников кн. Святополка Изяславича. О многочисленных исцелениях от святыни известно из повести, написанной в 1669-1670 гг. игум. Феодосием (Сафоновичем). В 1644 г., при митр. Киевском Петре (Могиле), к мощам совершил паломничество канцлер Польского королевства Георгий Осолинский, получивший в дар часть перста десницы вмц. Варвары. Когда в 1650-1651 гг. Киев был захвачен лит. гетманом Янушем Радзивиллом, им были также взяты 2 частицы мощей святой. Одна частица находилась сначала у его жены Марии, дочери молдав. господаря Василия Лупу, затем хранилась в г. Каневе. По нек-рым сведениям, при поддержке гетмана И. С. Мазепы в нач. 90-х гг. XVII в. частицу мощей перенесли в батуринский Крупицкий во имя свт. Николая мон-рь, к-рый возглавлял игум. Димитрий (Савич (Туптало)). Др. частица была передана Виленскому католич. еп. Георгию Тышкевичу.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Архив Пн Митрополит Кишиневский Владимир и священнослужители Православной Церкви Молдовы удостоены государственных наград 1 июля 2011 г. 13:50 28 июня 2011 года в резиденции Президента Молдавии состоялось награждение Предстоятеля и священнослужителей Православной Церкви Молдовы. Высокие государственные награды вручил и.о. главы Республики М.И. Лупу. Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир , удостоенный ордена Богдана Основателя, выразил благодарность руководству страны. «Православная Церковь Молдовы стремится к плодотворному сотрудничеству с государственными структурами с целью воспитания и сохранения культурно-нравственных ценностей нашего народа. Испокон веков Церковь была рядом с государством и ее руководством — в радости и беде, помогая советом и молитвой во время тяжелых испытаний. И впредь духовенство Православной Церкви Молдовы будет верно служить народу, частью которого оно является», — отметил владыка. Высоких наград были удостоены: Наряду со священнослужителями государственными наградами были отмечены врачи, учителя и деятели культуры, сообщает сайт Православной Церкви Молдовы . Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1552301.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРНОВСКИ Барновски [румын. Barnovschi] (1-я треть XVII в.), ц. Успения Божией Матери в г. Яссы (Румыния), названная по имени ктитора мон-ря молдав. господаря Мирона Барновского (1626-1629, 1633). По свидетельству летописца Мирона Костина, не было прежде правителя, к-рый за короткое время возвел бы столько храмов. Фома Кантакузино, бывш. постельничий, рассказывал о том, что «по ночам много раз видел его усердно молящимся коленопреклоненным перед иконами». Барновский подарил храму и складывавшемуся вокруг него мон-рю с. Топорэуци и посвятил мон-рь «святой и великой церкви города Иерусалима», где «начало, и глава, и крепость веры нашей». В июле 1629 г. господарь был вынужден покинуть страну, и завершить строительство, начатое 9 мая 1627 г., было поручено постельничему Янку Костину и Матею Гаврилашу (впосл. великий логофет). Средства на это предполагалось получить от продажи недвижимости, имевшейся у Барновского в Польше. Диак. Павел Алеппский, посетивший ясский мон-рь в 1653 г., оставил его подробное описание и утверждал, что останки Барновского были перевезены в церковь его имени в правление господаря Василия Лупу (1634-1653). В сер. XVII в. храм был покрыт двускатной кровлей, имел 2 главы, увенчанные большими позолоченными крестами. В наос открывались полуциркульные апсиды; в пронаосе находились хоры для женщин. Аркада с колоннами, отделявшая наос от пронаоса, что было характерно для памятников 1-й пол. XVII в., была сломана, когда мон-рь стал резиденцией правосл. вост. патриархов, в храме проходили торжественные службы, собиравшие мн. паломников. По описанию диак. Павла Алеппского, существовал закрытый притвор с главой, в XVIII в. к нему пристроили еще и открытый притвор с 4 круглыми колоннами. В храме был большой иконостас, украшенный богатым орнаментом в виде виноградных гроздей и лоз, унизанных позолоченными и окрашенными зеленой краской листьями. Киворий над св. престолом во многом повторял киворий в церкви мон-ря Галата . По преданию, когда турки казнили в К-поле господаря Мирона Барновского, через его храмовый портрет, где он изображен на белом коне, прошла глубокая трещина. Фасады храма, имеющего прямоугольный план, декорированы 2 рядами удлиненных вертикальных ниш, один ряд проходит над окнами, второй - под ними. 12-гранный барабан главы, расположенной над наосом, отличается значительным диаметром и не имеет базы. Рядом с храмом возвышается мощная двухъярусная башня-колокольня, сложенная из массивных каменных блоков, сохранились настоятельские покои, перестроенные во 2-й пол. XVIII в. Лит.: Monumente istorice bisericeti din mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1974. Рубрики: Ключевые слова: АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс

http://pravenc.ru/text/77574.html

Яссы. Ясский Трёхсвятительский монастырь. Церковь Трёх Святителей. /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Трёх Святителей Год постройки:Между 1635 и 1642. Адрес: Bulevardul tefan cel Mare i Sfânt 28. Iai. Румыния. Координаты: 47.159698, 27.584395 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Уникальное творение молдавской архитектуры, ктиторство господаря Василия Лупу, церковь Трех Святителей первоначально входила в монастырский комплекс, из которого сохранился лишь готический зал, в котором сегодня располагается Музей средневекового искусства. Церковь Трех Святителей предназначена была стать резиденцией Митрополии Молдовы, но и должна была превзойти великолепием и пышностью любой другой православный храм того времени. Монастырь был построен в 1637-1639 годах и был освящен митрополитом Варлаамом 6 мая 1639 года. Усилия зарубежных строителей, доставленных в Яссы из-за морей (архитектор церкви – Ианаке из Константинополя – был армянином) в полной мере отвечали амбициям ктитора: церковь Трех Святителей вызывала восхищение посетителей с момента ее освящения в 1639 году. Церковь была построена из срезанных известняковых блоков, склеенных расплавленным свинцом. План церкви Трех Святителей в общих чертах не отличается от плана молдавских церквей той эпохи. Храм построен в форме удлиненного триконха, с двумя барабанами купола, одним над пронаосом и другим – над наосом. Фасады церкви разделены на два яруса витым поясом, характерным элементом церквей в семнадцатом веке. В орнаменте фасада чувствуется восточное влияние, в частности, можно увидеть армянские, грузинские, персидские, арабские и турецкие мотивы. Можно определить элементы, выполненные в духе русского, западно-барочного и местного стиля. Окна декорированы наличниками с карнизами и резными подзорами. Внешние декоративные элементы несравненного богатства создают впечатление настоящей вышивки в камне. Можно различить витые пояса, ромбы, круги, розетки, цветы, чешую и т.д.

http://sobory.ru/article/?object=36377

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010