Вскоре после этого некоторые больные, с верой притекавшие к помощи неведомого угодника Божия, получили исцеление. Отдельные случаи исцелений были засвидетельствованы письменно. Так, например, 25 января 1652 года мангазейский стрелец Тимофей Сечеников пришел к местному воеводе Степану Карсакову и рассказал ему, что видел во сне угодника Божия, который открылся ему как новоявленный чудотворец Мангазейский, тот, над гробом которого ставят новую часовню. Тимофей, давший обет пожертвовать на часовню, если у него исцелится больная рука, был тотчас исцелен. Дошедшие до нас списки Жития святого Василия Мангазейского (XVII–XIX вв.) сообщают об обильных чудотворениях, совершенных по молитвам к нему: святой Василий помогал заблудившимся путникам и охотникам, исцелял расслабления, слепоту и другие недуги, сохранял малодушных от самоубийства. В феврале 1653 года через видение мангазейскому охотнику Григорию Каратаеву открылось имя новоявленного чудотворца. В том же году воевода Степан Карсаков послал архиепископу Тобольскому Симеону (1651–1664) списки чудес святого Василия. Архиепископ Симеон препроводил эти списки в Москву князю А. Н. Трубецкому, ведавшему Сибирским приказом. Списки были переданы царю, но сопроводительное письмо архиепископа сдано в архив, и дело о канонизации святого Василия не получило хода. В августе 1659 года по благословению архиепископа Симеона в Мангазею приехал диакон Богоявленского храма в Тобольске Иван Семенов. В присутствии мангазейского воеводы СВ. Ларионова и двух местных священников Димитрия и Луки было произведено освидетельствование мощей святого Василия. В 1670 году строитель Троицкого Туруханского монастыря иеромонах Тихон после бывшего ему видения совершил с крестным ходом перенесение мощей святого Василия из Мангазеи в свою обитель. Мангазею через 2 года после этого покинули последние жители, а в Туруханске почитание святого Василия еще более усилилось. («Мангазеей» ныне называют обширную территорию Тюменского Севера и Красноярского края.) Летом 1719 года в Туруханск прибыл митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский; 1702–1711, вторично 1715–1721). По его распоряжению мощи святого Василия были перенесены из старого и тесного храма во Имя Пресвятой Троицы в новый просторный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В западной стороне храма, против раки с мощами святого Василия, был поставлен его образ, написанный послушником Тобольского митрополита Павла (1678–1692) иконописцем Лукой, спасенным святым Василием от потопления в 1679 году. Митрополит Филофей произвел освидетельствование мощей святого Василия и написал в похвалу ему канон. За годы правления митрополита Филофея было составлено несколько списков Жития святого Василия и три службы ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В тексте Литургии Иоанна Златоуста , приведенном в Евхологии, отсутствует целый ряд молитв, которые, вероятно, являлись общими для нее с Литургией Василия Великого . Включенные в Евхологий молитвы размещены в той же последовательности, в какой они звучат сегодня за Литургией Златоуста. Следовательно, и в отношении этой Литургии можно сказать, что она в основной своей части не претерпела изменений с VIII века. Судьба двух Литургий в византийской традиции Как мы говорили выше, древняя Церковь отличалась многообразием евхаристических чинов. Однако в течение второй половины первого тысячелетия, по мере усиления Константинополя и одновременного ослабления других центров литургической жизни, в частности Александрии, Антиохии и Иерусалима, в Византийской Церкви происходила постепенная унификация богослужения. К началу второго тысячелетия константинопольские Литургии, приписываемые Василию Великому и Иоанну Златоусту , полностью вытеснили из обихода другие литургические чины. В XII веке известный канонист, Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон, отвечая на вопрос о том, можно ли принимать Литургии апостола Иакова и Марка, отвечал: «Все Церкви должны следовать обычаю Нового Рима 208 и совершать священнослужение по преданиям великих учителей Иоанна Златоуста и святого Василия» 209 . Относительно практики совершения Литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста Н. Д. Успенский пишет: «В Константинополе, по крайней мере до времени Никифора Исповедника (806–815), Литургию Иоанна Златоуста совершали по будням: в понедельник, вторник, четверг и субботу; Литургия же Василия Великого совершалась во все воскресные дни года и в праздники» 210 . Однако со временем Литургия Иоанна Златоуста стала совершаться чаще, а Литургия Василия Великого реже. Причину этого можно видеть в продолжительности и торжественности евхаристических молитв Литургии Василия Великого , по сравнению с которой молитвы Литургии Иоанна Златоуста более кратки и лаконичны. В наиболее древних литургических сборниках (таких как Барбериновский Евхологий) Литургия Иоанна Златоуста следовала за Литургией Василия Великого . Текст Литургии Василия Великого в этих сборниках приводился полностью, а в тексте Литургии Иоанна Златоуста опускались те молитвы, которые были общими для обеих Литургий. В дальнейшем, однако, ситуация меняется, и Литургию Златоуста начинают помещать в сборниках на первом месте, а Литургию Василия – на втором, с аналогичным опущением в ней общих для обеих Литургий молитв. Параллельно текст Литургии Златоуста подвергается корректировке. Именно в таком откорректированном виде Литургия Златоуста к концу XI века занимает в византийском мире первенствующее место и в богослужебных книгах, и в литургической практике 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Имеются весьма авторитетные свидетельства о литургической деятельности св. Василия. Сам Василий упоминает о своих литургических нововведениях: в книге «О Святом Духе» – об изменении доксологической формулы, a в письме к неокесарийским клирикам 199 в рус. пер.) – о введении антифонного пения в церкви. Св. Григорий Богослов прямо усваивает Василию «чиноположение молитв» («Слово надгробное св. Василию Великому »). Около 540 г. Леонтий Византийский упоминает об анафоре, которую св. Василий составил под воздействием Святого Духа (PG, 86:1368). В 32-м правиле Трулльского Собора (692) также упоминается Литургия, составленная св. Василием в письменной форме. Имеется коптская версия литургии – отличная от греческой. Β IX в. свв. Кирилл и Мефодий перевели Литургию св. Василия на славянский язык, и в X в. она уже совершалась в русских храмах. Библиография. Творения, русский перевод Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской. – Ч. 17, – M., 1845–1848. – (Творения Святых Отцов в русском переводе; Т. 5–11). То же: 3-е изд., M., 1891–1892. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской: Новый испр. пер. Московской Духовной Академии. Т. 13. – СПб.: Сойкин, 1911. Литература Агапит, архимандрит. Жизнь св. Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской, и его пастырская деятельность. – СПб., 1873. Антоний (Вадковский) , архиепископ Финляндский и Выборгский. Св. Василий Великий , его жизнь и проповеднические труды// Антоний (Вадковский) , архиепископ. Из истории христианской проповеди: Очерки и исследования. – 2-е изд. – СПб., 1895. – С. 42–134. Беляев В., протоиерей. Раскрытие догмата о Святой Троице в творениях святителей Василия Великого и Григория Богослова . – Загорск, 1962. Благоразумов H., протоиерей. Святитель Василий Великий как богослов-естествоучитель. – М., 1891. Болотов В. Заметки по поводу текста Литургии св. Василия Великого . – СПб., 1914. Борисовский Н. Св. Василий Великий как пастырь Церкви//Вера и разум. – 1901. Т. l. – 1. – C. 23–41; 2. – С. 82–106. Василий (Кривошеин) , архиепископ. Проблема познаваемости Бога: Сущность и энергия y св. Василия Великого //Вестник Западноевропейского патриаршего экзархата. – Париж, 1968. – 61, – С. 48–55. Василий (Кривошеин) , архиепископ. Экклезиология святого Василия Великого //Вестник Западноевропейского патриаршего экзархата. – Париж, 1968. – 62–63. – С. 122–150. Георгиевский В. Св. Василий Великий как пастырь и учитель Церкви: (Преимущественно по его письмам)//Странник. – 1896. – 1, – С. 3–21; 2. – С. 185–204; 6–7. – С. 185–208. Горский A. В., протоиерей. Жизнь св. Василия Великого //Творения Святых Отцов в русском переводе. Прибавления. – M., 1845, – Ч. 3. – Раздел III: Духовная история. – С. 1–110.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

С. 18-20; Иванов Η., канд. богосл. Великий столп Православия Святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской//ЖМП. 1959. 1. С. 40-50; ГорфункелъА. X., Панчен-ко А. М. Из дедовского короба//В мире книг. 1965. 6. С. 46 сл. (о находке сборника постнических слов Василия Кесарийского в списке 1482 г.); Нефедов Г., студ. МДА. Святитель Василий Великий о богопознании//ЖМП. 1972. 3. С. 73-75; Павел (Гашко), иеродиак. О посте и молитве по творениям святого Василия Великого//ЖМП. 1973. 2. С. 75-78; [Аноним.] К 1600-летию со дня преставления святителя Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийской (379—1979)//ЖМП. 1979. 1. С. 69; Майоров. Латинская патристика. С. 150-155; Скурат К Е.у проф., д-р. Памяти святителя Василия Великого//ЖМП. 1980. 1. С. 45-48 Стригунов С., протодиак., асп. МДА. Святитель Василий Великий о христианском миротворчестве//ЖМП. 1981. 2. С. 74-76; Борисов Η. С. О некоторых литературных источниках «Жития Сергия Радонежского»//Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1989. 5. С. 69—79 (учение Василия о монашестве и его житие как один из главных, источников жития прп. Сергия); Гайденко В. И, Смирнов Г. А. Символизм и логика: два полюса средневековой рациональности//Исторические типы рациональности. М., 1996. С. 113-139 (про Василия см. с. 116—125); Лебедев Α., студ. МДА. Слово в день памяти Святителя Василия Великого//ЖМП. 1996. 1. С. 64-65; Василий (Кривошеий), архиеп. Экклезиология св. Василия Великого (1968). Переизд.: " Страницы. 1998. Т. 3. 3. С. 338-358; Церковь Владыки Василия (Кривошеина). Нижний Новгород, 2004. С. 220—245 (принципы публ. оговорены на с. 292-293); Бычков. Византия., С. 319-323, 349—373, 383—388 (эстетика); Бирюков Д. С. О внешнем и внутреннем. К пониманию единосущного образа//Христианство и мировая культура. Материалы конференции «Санкт-Петербургские христианские чтения» 21 мая 2004 г. СПб., 2004. С. 16—22 (о значении слова «характйр»); < Григорий (В. М. Лурье), иером. О совершенных христианах и духовном обрезании: Слово на Обрезание Господне и память святителя Василия Великого (1/14.01.2002)//Он же.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Благодарственная по причащении: " Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче... " (Там же, с. 76)   При реконструкции первоначальных Литургий Василия Великого и Иоанна Златоустого мы должны учитывать, что даже древнейшие их формуляры не древнее 8 века. Это т.н. Барберинов список (названный так по своему происхождению из библиотеки, основанной кардиналом Барберини). Он был впервые издан Бундзеном в 1853 г. в Лейпциге. Хотя в нем достаточно много поздних наслоений, но нет еще ектений, а только молитвы священника, которые первоначально были гласными. Следовательно, очищая чинопоследование от позднейших наслоений и учитывая данные сравнительного анализа, мы можем реконструировать схему Литургий Василия Великого и Иоанна Златоустого рубежа 4-5 вв. в следующем виде:   I. Литургия оглашенных Малый вход (в храм) Вступительная молитва или песнопение (Трисвятое?) Чтение Апостола и Псалом. Чтение Евангелия. Проповедь. Молитва об оглашенных и отпуск их. Молитва об одержимых и отпуск их. Молитва о кающихся и отпуск их.   II. Литургия верных Молитва епископа и верных (м. б. " Боже, посетивый в милостях и щедротах смирение наше... " из Литургии ап. Иакова) Лобзание мира. Молитва Приношения Василия Великого: " Господи Боже наш, создавый нас... " (Впоследствии заимствованная Литургией ап. Иакова) P.S. В чине Иоанна Златоуста молитва: " Господи Боже Вседержителю, Едине Свет... " Евхаристический канон, начинающийся Префацией Василия Великого " Сый, Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю... " P.S. В чине Иоанна Златоустого: " Достойно и праведно Тя пети... " Молитва перед " Отче наш " Василия Великого: " Боже наш, Боже спасати... " P.S. В чине Иоанна Златоустого: " Тебе полагаем живот наш весь... " Молитва " Отче наш " Молитва главопреклонения Василия Великого: " Владыко Господи, Отче щедрот... " Молитва возношения Св. Даров Василия Великого: " Вонми Господи Иисусе Христе... " Причащение Молитва благодарственная по причащении Василия Великого: " Благодарим Тя, Господи Боже наш... " Молитва заключительная Василия Великого: " Благословляй благословляюще Тя... "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

Заручившись этой оговоркой, мы не будем отделять первых от последних, тем более что такого различия не делали ни уставы, ни церковные писатели, ссылаясь на аскетические сочинения Василия Великого . Высокое уважение, каким пользовались правила Василия Великого на Востоке и Западе, было причиной их широкого практического применения, вследствие чего многие из них вошли в уставы общежительных монастырей, а ссылки на них читаются и в теперешнем типике. Так, Феодор Студит положил σκητικς διατποσεις Василия Великого в основу организации своего монастыря и руководился ими, исправляя слабые стороны тогдашнего студийского быта. Аскетические сочинения Василия Великого составляли его любимое чтение, и плодом его занятий ими может служить его «σχλιον ες τ μερικ σκητικ του μεγλου Βασιλεου». Применив их к устройству своего монастыря, пр. Феодор одним из них дал прямой практический ход, а другие подтвердил в своём завещании 7 , таким путём они перешли в студийские уставы, хотя и без указания на источник; например, о недоступности мужских монастырей для женщин (Синодальный устав лист 230; подвижн. слово русский перевод 74), о свидании монахов с женщинами и монахинь с мужчинами только в случае крайней нужды и в присутствии двух старших членов братства (Устав императрицы Ирины с. XVII, Василий Великий слово подвижн. русский перевод 84. Прав. подр. излож. вопр. 33 русский перевод. 166–167), о принятии детей в монастырь, где их обучают грамоте, и об отдельном их содержании здесь, чтоб они не считали себя равными со старшими (устав Василий Великий , вопрос 15, русский перевод 132). В статье о монашеской одежде по Синодальному уставу, составитель её ссылается на «Великого Василия священное одеяние ... еже и до ныне цело есть», и приводит собственные слова его. Впрочем, что касается подробностей одежды и её описания, то здесь между указаниями Василия Великого и цитируемой статьёй оказывается большая разность, и правила Василия Великого отличаются большей строгостью. Он дозволяет монаху иметь только одну перемену одежды – даже и двух риз не нужно иметь (вопрос 23, русский перевод 154, ibid. 259); но по уставнику патриарха Алексия не позволяется только «ничесоже двогубо виною зимы носити» (не надевать по две одежды для большего тепла), а в кратком Начертании студийской обители монах обязательно имеет по паре каждой одежды и обуви и две мантии: – одну большую, другую малую (Patr. Curs, compl. t. 99, col. 1720). Палестинские общежительные монастыри также руководствовались правилами Василия Великого, как можно заключать из замечания Феодора Студита о Феодосии Великом (Schol. in S. Basil. ascetica Patr. 99, col. 1685.). В позднейший иерусалимский устав ссылки на Василия Великого перешли частью из Никона Черногорца, частью из соответствующих статей устава студийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Повесть к прославлению Святого Василия Феодорит мог извлечь из сказания о нем, помещенного в житии Муромских чудотворцев, князя Константина и чад его. Он же, без сомнения, внес Святого Василия и в число святых; потому что 9 лет спустя после перенесения мощей его, как уже известно, признавали его ходатаем пред Богом и заступником града Переславля. 2. Издавна также отправляли Святителю Василию молебны по прошению приходящих, и на это запрещения не было ни от Митрополита Стефана Яворского , ни от судей. Молебны совершали по общей святительской службе. Однако был уже написан канон ему с летописью перенесения мощей его; канон сей хранился в церкви. Кто же первый положил начало хвалебным песням в каноне Святителю Василию? Так как не указано на это в прошении, то и надобно полагать, что первый положил начало канону Архиепископ Феодорит, перенесший святые мощи его. 3. На гробнице Святого Василия в возглавии в клейме находился другой образ, представляющий перенесение мощей его от Борисоглебской церкви в Успенскую; образ сей написан Священником по совету с товарищами согласно с летописью, находящуюся при каноне. 4. В достоверность чудесного приплытия Святого Василия на мантии из Мурома в Переславль Рязанский приводится то, что писали уже в Москве икону Муромской Божией Матери в Лествице чудотворных икон её, где подписано было, как тот чудотворный образ принесен был против воды Святым Василием в Переславль Рязанский. Наконец 5, день перенесения мощей Святого Василия показан 10-го Июня, в который совершали празднество, отправляя всенощное бдение по общей святительской службе, хотя, как показали из-за боязни, без благовесту и звону. Итак, со времени перенесения мощей Святителя Василия, признательная Церковь Рязанская не переставала чтить его, как Святого, слагая в честь ему песни духовные и назидательные сказания, совершая моленное и всенощное служение и изображая его на иконе. Уважение святости Епископа Василия в Муроме И в Муроме вера и уважение к нему не изгладились. Когда Муромцы, в защиту Протопопа своего Логгина, подали прошение (1651 г.) Преосвященному Мисаилу, между прочим, писали, что «предки их, яко немилостивые разбойницы, восстали и на Святого Владыку своего Василия блаженного, Епископа Муромского и Рязанского чудотворца, и из града Мурома изгнанного 60 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

первую, в молчании, вторую же и третию с возглашением исполняти» 80 . Вышеприведенные литургические свидетельства в , основном близки времени деятельности Василия Великого и Иоанна Златоуста . Каким же был предъевхаристический синаксис Каппадокийской Церкви и Церкви Константинопольской? В житии Василия Великого , приписываемом его другу Амфилохию, епископу Иконийскому († 394), говорится, что святой Василий, будучи епископом, молился Богу, чтобы Бог даровал ему благодать и мудрость совершать Евхаристию собственными его, Василия, словами. На седьмой день непрерывной молитвы он сподобился видеть Христа с апостолами. Христос, предложив на престоле хлеб и чашу, сказал: «Да исполнятся уста твои хваления». После этого видения св. Василий, приступив к престолу, стал говорить и писать: «Да исполнятся уста мои хвалы, дабы мне воспевать славу Твою, Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию» – и прочие молитвы. По освящении же даров он вознес хлеб, усердно молясь и говоря: «Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от святаго жилища Твоего и от престола слйвы Царствия Твоего, и прииди во еже освятити нас, Иже горе со Отцем седяй, и зде нам невидимо спребываяй; и сподоби державною Твоею рукою преподати нам пречистое Тело Твое и честную Кровь и нам и всем людем». После возглашения «Святая святым», когда народ пропел «Един Свят, един Господь, Иисус Христос , во славу Бога Отца. Аминь», Василий разломил Святой Хлеб на три части, одной из них причастился, другую взял с собой, чтобы сохранить ее до своей кончины, а третью положил в золотой ковчег в виде голубя и подвесил его над престолом 81 . Ренодот опубликовал коптскую литургию Василия Великого (в переводе на латинский язык) и параллельно с ней греческий текст «Литургии Василия Великого александрийской» 82 . Из упомянутых в житии Василия Великого пяти молитв в публикации Ренодота отсутствует молитва возношения «Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш». В каком веке было написано житие свт. Василия, неизвестно, но агиограф записал те молитвы, которые существовали в его время. Возможно, что молитва «Вонми, Господи», отсутствующая в списках, опубликованных Ренодотом, не принадлежит Василию Великому . Предположение подтверждается тем, что из всех евхаристических молитв литургии Василия Великого , начиная с молитвы «Господи Боже наш, создавый нас» и кончая заамвонной «Благословляяй благословящия Тя, Господи», только молитва «Вонми, Господи» обращена к Господу Иисусу Христу, прочие же – к первому Лицу Святой Троицы – Богу Отцу 83 . Хотя опубликованные Ренодотом коптский и греческий списки имеют позднейшие дополнения – Символ веры , возглашение «Изрядно о Пресвятей», однако, по мнению Ренодота, греческий список «Литургии Василия Великого александрийской» был составлен до возникновения монофизитской ереси 84 . Вне сомнения, существовал и предъевхаристический синаксис, почему-то не упомянутый в изданном Ренодотом списке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Согласно предписаниям отцев, осквернения, производимыя насильно жестокими людьми или господарями, не подлежат наказанию; об этом же говорит в частности Василий Великий в своем 49 правиле. (Анкир. 11; Григория Неокес. 2; Василия Вел. 30, 49). Правило 18. Относительно клириков блудодействовавших Василий Великий , своим 32 правилом, предписывает, чтобы они были извержены, но не отлучены. (Ап. 25, 29, 30; I Всел. 9; Трул. 4, 21; Неокес. 1, 8; Карф. 27; Василия Вел. 3, 32, 51, 70, 82). В 32-м правиле Василия Великого , приводимом здесь, упоминается смертный грех , за который член клира, впавший в оный, должен быть извержен. В числе смертных грехов значится и блуд, а потому ссылка Иоанна Постника на упомянутое правило Василия Великого уместна, если предположить, что здесь имеются в виду безбрачные члены клира, так как в противном случае они должны бы быть подвергнуты наказанию как прелюбодеи. Правило 19. В своем 4 правиле Василий Великий говорит, что второбрачных некоторые подвергают годичной, а другие двухлетней епитимии, троебрачных же лишают причащения на три и четыре года; мы же, говорит Василий, отлучаем, согласно обычаю, троебрачных от причастия на пять лет, однако под условием нерасторжения брака, при неимении детей от прежних браков. (Ап. 17; I Всел. 8; Трул. 3, 87; Анкир. 19; Неокес. 3, 7; Лаод. 1; Василия Вел. 4, 12, 30, 41, 50, 53, 80, 87). Ссылка здесь на 4-е правило Василия Великого правильна; однако, для понимания предписания настоящего правила надлежит обратиться к нашему толкованию упомянутого правила (4) св. Василия. Заключение правила, согласно которому брак троебрачных не расторгается, основывается на 50-м правиле Василия Великого , каковой брак он хотя и называет «нечистоты в церкви», однако считает его лучшим состоянием, нежели «распутное любодеяние». Правило 20. 6 5 правило св. Григория Нисскаго отлучает прелюбодея от причастия на восемнадцать лет, а 38 правило Василия Великаго на пятнадцать лет; 20-е же правило анкирскаго собора предписывает оканчивать епитимию после седьмаго года. А мы (говорит Постник) считаем, что прелюбодей может быть удостоен причастия и после трехлетней епитимии, если при этом будет довольствоваться, после девятаго часа, сухоядением и творить ежедневно двести пятьдесят поклонов. Если же будет нерадив в этом, да ожидает окончания срока епитимии, установленнаго отцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Святитель Василий Великий принадлежит к числу тех пастырей Церкви, которые пользовались уважением и любовью не только при жизни своей от своих современников, но и по кончине своей от всех, для кого дорога была святая вера и кто умел ценить истинное благочестие. В день памяти Василия обыкновенно поется такой припев на 9-й песни канона: «Величай, душе моя, во иерарсех Василия Великаго , вселенныя пресветлаго светильника и украсившаго Святую Церковь ». Эти слова – почти буквальное повторение отзыва о Василии Вселенских Соборов. Так, отцы Халкидонского Собора утвердили за ним название Великого. Отцы Второго Константинопольского собора, высказав мысль, что у кого естество одно, у того и воля и действие едино, прибавили: «Так нас научил светило вселенной, дивный Василий». Собор Трулльский в 32-м правиле также ясно говорит, что слава Василия прошла по всей вселенной; а похвальные отзывы о нем, встречающиеся в писаниях древних отцов и учителей, неисчислимы. Только нечестивый Евномий, арианский епископ, имел бесстыдство в своих апологиях называть Василия и хитрым, и коварным, и трусливым, и софистом и смеялся над тем, что он постоянно питался чечевицей и от продолжительных постов имел на лице постоянную бледность. Вопреки дерзким ругательствам этого еретика, все знаменитейшие пастыри Церкви никогда не считали себя способными восхвалить Василия по достоинству 1 , и можно сказать словами свт. Григория Богослова , что нет ни одной человеческой похвалы, которая бы не приличествовала Василию, и что он столько усовершился во всем, что стал как бы образцовым произведением природы. Василия любила вся паства, уважало светское правительство, даже такой император, который был покровителем ариан; его знакомством дорожили ученые язычники, его превозносили похвалами современные ему епископы, известные своей верой и святостью жизни. Правая вера и добрые нравы пасомых, благоговение и умилительность богослужения, слава духовенства, утешение несчастных, благотворительность нуждающимся всякого рода, благосостояние всех православных Церквей и взаимное единение самих епископов, разделенных неосновательными подозрениями, – все это было предметом самой деятельной заботы Василия. Не недоставало к славе имени Василиева и дарований Святого Духа. Так, по его молитвам получил исцеление ипарх Модест (109 стр. пох. сл. Григ.). О прибытии в Кесарию св. Ефрема Сирина , по уверению сего последнего, Василий извещен был Духом Святым. Таким образом, если даже не признавать сказания о жизни Василия, которое помещено в славянских Четьях-Минеях, подлинным сочинением свт. Амфилохия Иконийского , то отсюда еще нельзя заключить, что писатель, хотя бы это и не был Амфилохий, не имел в основании своих сказаний истинного предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010