Внести ясность в этот вопрос мог бы отрывок из списка жития преподобного Евфимия Суздальского XVI века, где указаны и дата основания, и дата освящения: «Сия святая и Божественная церковь Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, создана бысть повелением и снисканием благовернаго и христолюбиваго великаго князя Василия Иоанновича всея Руссии самодержца. Основана бысть лета 7051 июня 2 дня, на память святаго отца нашего Никифора патриарха. Совершена бысть лета 7026 года сентября 6 дня, на память бывшего чудесе от Архистратига Михаила, и освящена бысть епископом Симеоном Суждальским и Торусским, того ж лета месяца октоврия в 1-й день, при игумении Иулиании, и при дщери великаго князя Василия Иоанновича всея России инокине Александре» С первого взгляда заметно, что в изданном в XIX веке тексте допущено большое количество неточностей. Прежде всего, инокиня Александра была не дочерью, а сестрой великого князя Василия III Иоанновича – дочерью великого князя Иоанна III Иоанновича от первой жены – Марии Борисовны Тверской. Ее сослали в монастырь около 1499 года за участие в заговоре. В 7051 (1543) году великого князя Василия III уже не было в живых. Наконец, в 7026 (1518) году собор не мог освятить епископ Симеон Суздальский. Владыка Симеон II Суздальский и Торусский (Стремоухов-Безбородый) возглавлял кафедру с 21 августа 1509 года по 21 ноября 1515 года Немаловажен и тот факт, что игуменья Иулиания руководила Покровским монастырем с 1513 (1514) по 27 сентября 1526 года Таким образом, освящение собора могло произойти только в период с 1513 (7021) по 1515 (7023) год (конечно, если в перечисление имен тоже не вкрались ошибки). Возможно, что более тщательное изучение подлинного списка жития, помогло бы прояснить вопрос датировки. Описание внешнего вида собора во всех ранних источниках практически отсутствует. В Описи 1597 года он только назван а в 1628 году упоминается и его придел: «В Суздале на посаде Покровской девичь монастырь, на монастыре церковь Покров Пречистые Богородицы да в приделе Василий Парийский» По своей архитектуре собор Покрова Пресвятой Богородицы представляет собой величественный двухэтажный храм-усыпальницу, увенчанный тремя главами и окруженный с трех сторон открытой галереей. С востока к нему примыкают три полукруглых апсиды, украшенных в верхней части скромным резным пояском. Свет в алтарную часть проникал через довольно узкие вытянутые окна (три на центральной апсиде и по одному на боковых) с полукруглым завершением и «глубоким» обрамлением. Декоративное убранство самого собора довольно сдержано. Стены, разделенные лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Им отвечают кокошники той же формы в основании барабана чуть приподнятой центральной главы. Такие же кокошники завершают и арочные проемы галереи. Сквозь эти проемы видны резные порталы, обрамляющие входы. Гладь стен нарушает только вытянутый аркатурно-колончатый пояс, напоминающий владимиро-суздальскую архитектуру эпохи домонгольской Руси.

http://sobory.ru/article/?object=05097

Василий III Иоаннович пришел к власти в результате борьбы придворных группировок, начавшейся после смерти в марте 1490 г. старшего сына Uoahha III от 1-го брака – князя Иоанна Иоанновича Молодого, женатого на Елене Волошанке, дочери правителя Молдавии Стефана Великого. Их сын великий князь Димитрий Иоаннович внук был наследником престола по прямой нисходящей линии, а В. И., старший по возрасту, был сыном от 2-го брака. Возникло соперничество дяди и племянника, подобное тому, с которого началась феодальная война во 2-й четв. XV в. (см. Василий II Васильевич), столкнулись 2 принципа наследования. После смерти великого князя Иоанна Молодого, владевшего Тверским княжеством в результате его присоединения в 1485 г., Тверь была передана не Димитрию внуку, но Василий III Иоаннович (хотя мать Иоанна Молодого Мария Борисовна, 1-я супруга великого князя Uoahha III , была тверской княжной). Позже Иоанн III принял решение сделать наследником внука. Приближенные Василия III Иоанновича сообщили ему о намерении отца «пожаловати великим княжением Володимерским и Московским» князя Димитрия и рекомендовали «отъехать» от отца и расправиться с племянником, они даже организовали заговор с тайным крестоцелованием Василия III Иоанновича (ПСРЛ. Т. 4. С. 200). Иоанн III жаловался на сына церк. Собору (по-видимому, в кон. окт. – нач. ноября 1497), в дек. Василий III Иоаннович был подвергнут домашнему аресту («посади его за приставы на его же дворе»), 6 наиболее активных заговорщиков были казнены, многие заключены в тюрьму. Мать Василия III Иоанновича великая княгиня София также подверглась опале, были казнены ее служанки («бабы с зелием», «бабы лихие»). В февр. 1498 г. в Успенском соборе Московского Кремля прошла торжественная церемония поставления на великое княжение Димитрия Иоанновича. В ранней («повествовательной») редакции чина поставления объем прерогатив Димитрия Иоанновича очень широк – «великое княжество Владимирское, Московское, Новгородское и Тверское», в более поздней («формулярной») редакции названы «великое княжество Владимирское и Новгородское».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Николаевский Корельский монастырь, несмотря на многократное сожжение свое и от врагов и другими случаями, имеет, однако же и доселе значительный еще довольно древний архив: ибо есть крепости и данные за 300 лет более. Одних великокняжеских и царских грамот на разные случаи и предметы дано в оный свыше 150. Более важные из них: 15 грамот великого князя Иоанна Васильевича, 4 Феодора Иоанновича, 2 Дмитрия Иоанновича, 1 Василия Иоанновича, 8 Михаила Феодоровича и 4 Алексея Михайловича; все сии грамоты за подписом самих государей и царей. Тех же государей, начиная с Василия Иоанновича, дано и еще 14 грамот, за подписом дьяков, и наконец государей и царей Феодора Алексеевича, Иоанна и Петра Алексеевичей 16 грамот, за подписом дьяков же как об утверждении всех тех угодьев, которые пожалованы первыми князьями и царями, так и о торговле по разным городам, не только солью беспошлинно, но и рыбою, и на разные другие предметы. Из актов Николаевскаго Корельскаго монастыря более замечательные следующие. I. Царские подлинные грамоты за собственноручным подписанием 1. Грамоты Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича Жалованная на Кудмо озеро в 1540 году, за красною висячею печатью. О не суждении старцев монастырских светскому суду ни в чем, исключая душегубства и разбоя, и судить их игумену с братией; в сей же грамоте о промыслах рыбных и соляных и о продаже соли, и покупке запасов монастырских беспошлинно: последовала лета 7051, от Рождества Христова 1543, с красною висячею печатью поломанною, писана на листе. На Двину жалованная о поставке варницы в Неноксе: лета 7052, от Р. Хр. 1544 г., в столбце, за красною висячею печатью. О выдаче ежегодно в Николаевский монастырь царского хлебного жалованья на 25 братьев по две четверти ржи и по две четверти овса на брата; последовала лета 7055, от Р. Хр. 1547 г., с черною поломанною печатью. О не взимании с монастырского соляного насада, кроме таможенных, никаких иных пошлин: последовала лета 7059, от Р. Хр. 1551 г., с красною висячею поломанною печатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Но основа русского чина все-таки греческая: те же молитвы, тоже венчание от венчанного, та же ектенья, многолетие, поздравление и поучение. Чин венчания Димитрия Иоанновича дошел до нас в одном списке в таком виде, который представляет собою ни более, ни менее, как церемониал, имеющий в виду венчание, как будущее. Ясно, что чин наперед составлялся и составитель его, взяв за основу византийский чин венчания X в., пополнил его «стариной», некоторыми чертами из позднейшего византийского чина венчания, как он совершался в соединении с миропомазанием, и некоторыми оригинальными чертами. Чин венчания Димитрия Иоанновича послужил образ- —188— цом для последующего времени. Чин венчания кн. Василия Иоанновича не сохранился. Чин венчания Иоанна Васильевича Грозного (16 января 1546 г.) повторяет чин венчания Димитрия Иоанновича и даже в литературном изложении обнаруживает прямую зависимость от него. Но новые политические идеи внесли и нечто новое в чин. В чине прямо заявлено, что великий князь был венчан «прародителя его венчанием, царя Великого Владимира Мономаха » и действительно под явным влиянием повести о Мономаховых регалиях на Иоанна Грозного пред первою коронационною молитвою возложен был крест из животворящего древа. Но в этом только и разница собственно в венчании: в остальном полное подобие. 738 Кроме краткого чина венчания Грозного, сохранилось в нескольких редакциях подробное описание его, в котором говорится и о миропомазании Грозного. 739 Но был ли в действительности Грозный помазан? Хотя невольно возникают вопросы, которые могут, по-видимому, оставлять под сомнением миропомазание Грозного, однако есть основания предполагать его. Описание миропомазания Грозного озаглавлено так: «чин, како подобает помазати царя». По-видимому, заглавие слишком обще. Частный ли в виду случай? Но так как миропомазание теперь употреблено в первый раз, то естественно возникал вопрос: «как оно совершается? по какому чину?» Когда возник этот вопрос, поручено было кому-нибудь навести справки и составить чин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 . По примеру греческих императоров и вселенских соборов действовали и наши великие князья и государи по отношению к соборам, собиравшимся в России. Наши великие князья и государи, обыкновенно по соглашению с высшею духовною властью, всегда сами созывали соборы. Так поступали еще в XI и XII в. вел. князья Ярослав и Изяслав, а впоследствии Иоанн III, Василий Иоаннович Иоанн IV, Феодор Иоаннович и другие 1550 . Наши великие князья и государи нередко сами лично присутствовали на соборах. Иоанн III присутствовал на соборах 1488, 1491 и 1504 г. против жидовствующих, иногда с сыном своим Василием 1551 . Василий Иоаннович присутствовал на соборе 1525 г. против Максима Грека «с своими братьями и со многими боярами» 1552 . Иоанн IV присутствовал в 1551 г. на Стоглавом соборе, даже сам открыл заседания его своею обширною речью и предложил собору на бумаге 69 своих царских вопросов, для соборных рассуждений 1553 . В тех случаях, когда государи наши на соборе лично не присутствовали, они посылали па собор своих уполномоченных: например, на соборе 1531 года против князя-старца Вассиана Косого, где сам Василий Иоаннович не присутствовал, находились, вместо него, постоянно «боярин великого князя Михайло Юрьевич и дьяки великого князя» 1554 . Эти уполномоченные, наблюдая на соборе за порядком и благочинием, не могли вмешиваться в самые рассуждения собора. Потому, когда на соборе 1554 года знатный дьяк государев Висковатый позволил себе выразить пред собором свое мнение об иконах, митрополит Макарий заметил ему: «ты не право мудрствуешь об иконах; смотри, не попади в еретики; знал бы ты свои дела, которые тебе поручены» 1555 . Наши великие князья и государи утверждали определения соборов. И это выражали, во-первых, тем, что привешивали к соборным уложениям или постановлениям свои печати, а во-вторых – тем, что обнародовали эти постановления чрез свои указы или наказы, в которых выражались, что и Мы, Божиею милостью Государь и великий князь всея Русии [такой-то]..., поговоря с митрополитом, и с епископами, и со всем освященным собором, уложили есмя и укрепили... то-то и то-то (тут следовали самые постановления собора). Так, к определениям соборов 1503–1504 г. привесил свою печать вел. князь Иоанн III, вместе с печатью сына своего Василия, и тогда обнародовал эти определения в своих указах, в заключении которых говорил: «а на большее утверждение сего уложения и укрепление мы Иоанн, Божиею милостью Государь всея Русии и великий князь, и сын мой князь великий Василий Иванович всея Русии, к сей грамоте печати свои привесили 1556 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Церковь Александра Свирского Освящена во имя этого святого, потому что его память отмечается в тот же день, в который произошел разгром конницы Епанчи на Арском поле. Колокольня Церковь Трех Патриархов (Иоанна, Александра и Павла нового) Названа она так потому, что в 1552 году, в день памяти патриархов, 30 августа (12 сентября н. ст.), была одержана победа над князем Епанчей, который из Крыма шел на помощь казанским татарам. Церковь Святой Троицы Принято считать, что Покровский собор был построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой до XVII века часто именовали и весь храм. Церковь Василия Блаженного Единственный храм, где сегодня проходят регулярные богослужения. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Именно первого октября 1552 года, в праздник Покрова Богородицы, начался штурм Казани. Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»? Но почему Покровский собор стали называть храмом Василия Блаженного и связывать его не с Иваном Грозным и Казанским походом, а с именем юродивого? Дело в том, что в 1588 году к собору с северо-восточной стороны был пристроен придел, освященный в честь Василия Блаженного. Построен он был по повелению сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича над захоронением Василия Блаженного, который умер в 1557 году и был захоронен у стен строящегося собора. Сам знаменитый юродивый стал известен в Москве где-то в конце пятнадцатого века. Вся его одежда зимой и летом состояла лишь из железных вериг. Москвичи очень любили Василия за незлобивый нрав, в том числе и молодой царь, хотя юродивый порой не боялся перечить ему и укорять его. При Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного в 1586 году. Фрагмент декора собора С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного. Ранее службы в нем шли только в теплое время года. Собор не отапливался, а вот храм Василия Блаженного был теплым. Кроме того, поскольку собор сооружался как мемориальный, в его церквях из-за их небольших размеров очень трудно было проводить богослужения. Поместиться могла разве что царская семья. Вскоре и возникает народное название собора — храм Василия Блаженного. Ослепили ли Барму и Постника?

http://foma.ru/pokrovskij-sobor-video.ht...

Можайск, 1998. Вып. 5. С. 106–130; Возгрин В. Е., Шаскольский И. П., Шрадер Т. А. Грамоты Великого князя Василия III сборщикам дани в Лопской земле//ВИД. 1998. Т. 26. С. 125–135; Солодкин Я. Г. К датировке «Выписи» о втором браке Василия III//Гуманит. науки в Сибири. Сер.: Отеч. история. 1998. 2. С. 59–63; Кривцов Ю. Д. Посольство Константинопольского вселенского Патриарха Феолипта в Москву в 1518–1519 гг.//Мининские чтения. Н. Новг., 2001. С. 45–67. Иконография Большинство известных изображений Василия III Иоанновича представляют его как великого князя – в расшитой шубе, княжеской шапке. Вместе с тем сохранилась уникальная надгробная икона великого князя 60-х гг. XVI в. (ГИМ) «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении», находившаяся до 1894 г. в Архангельском соборе Московского Кремля, на которой он изображен в монашеском облачении. Святитель и государь-схимник написаны в рост в предстоянии образу Богоматери «Знамение» в небесном сегменте, по его сторонам, в нижней части расположены фигурки 2 летящих ангелов. Сообразно чину великосхимника Василий III Иоаннович облачен в светлый хитон, коричневую мантию, темно-зеленая схима с киноварными крестами и аналав перехвачены поясом, куколь лежит на плечах. Яркая индивидуальная характеристика и манера исполнения лика Василия III Иоанновича не находят аналогов в русской иконописи того периода и позволяют предположить, несмотря на традиц. иконографию иконы, что в ее создании принимал участие зап. художник (Кызласова. С. 309). Возможно, надписи, выполненные в период поновления иконы, ок. 1681 г. («Благоверныи князь beлuki Василии Ioahhobuчь самодержец всея Руси в иноческом чине инок Варлаамъ» и «Сты Василии Великии »), воспроизводят первоначальные. Также не исключено, что до их поновления на иконе было указано имя не Василия Великого , а небесного покровителя Василия III Иоанновича – свт. Василий Парийского. По описанию И. М. Снегирева (1837) икона находилась на юж. стене, у дверей собора, куда, очевидно, была перемещена ок. 1680 г. из местного ряда иконостаса, где занимала место над ракой Василия III Иоанновича или рядом с ней. На пелене «Церковная процессия с иконой Одигитрии» кон. XV в. (ок. 1498?) из Успенского или Вознесенского собора Московского Кремля, по предположениям М. В. Щепкиной и Н. А. Маясовой, Василий III Иоаннович изображен в числе участников крестного хода на Вербное воскресение 8 апр. 1498 г. вместе со своими родителями великого князя Иоанном III и великой княгиней Софией Палеолог, племянником Димитрием (сыном Иоанна Молодого и Елены Стефановны (Волошанки)).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

о розмирьи Василия Михайловича с Всеволодом Александровичем и об отсылке последним жены своей в Рязань 242 . Эти известия тем более драгоценны, что их нет в других летописных сводах, а в так-называемой Тверской летописи вью данном месте пропуск. За княжение Симеона Иоанновича есть в Никоновском своде несколько извести, взятых из Псковских летописей, а именно: под 6850 г. о поставлении Немцами города на р. Пижве, о нападении их на Псковичей и о войн последних с Немцами 243 . Смоленское известие, новое сравнительно с Воскресенским сводом только одно: под 6849 г. о нападении Литвы на Тишинов 244 . Нижегородских извести два: под 6857 г. о построении князем Константином Васильевичем каменной церкви в Нижнем-Новгороде и об отправлении его в Орду 245 . Из отдельных произведений за это княжение помещена в Никоновском своде духовная грамота Магнуша, короля Свейского, из Новгородских сводов; из тех же сводов вошло двукратное известие о посольстве Магнуса в Новгород с требованием собрать собор для прения о вере 246 . За княжение Иоанна Иоанновича в Никоновском своде находятся следующие московские известия, которых нет в других сводах: под 6863 г. о мире князя Иоанна Иоанновича с Константином Васильевичем 247 ; под 6864 г. о выдаче Московским князем дочери за сына Литовского князя Кориада, о прибытии Татарина Ирынчея в Москву с Сурожанами 248 и под 6865 г. о прибытии Иткара 249 . Кроме того, при известии об убиении тысяцкого Алексея Петровича прибавлено об отходе многих бояр в Рязань и о возвращении Михаила с зятем Василием Васильевичем обратно в 6866 году 250 . Продолжаются за этот период и тверские известия, и в таком же громадном количеств; а именно: под 6861 г. о постановке золоченого креста на св. Спасе и других церквах 251 ; под 6862 г. о прибытии в Тверь послов от митрополитов Алексия и Романа 252 ; под 6865 г. о распре между Всеволодом Александровичем и Василем Михайловичем и об отправлении их в Орду 253 ; под 6866 г. о прибытии Василия Михайловича из Орды в Тверь, о рождении у князя Михаила Александровича сына Ивана и о смерти сына Александра, об отправлении в Орду князя Всеволода (в Тверской ошибочно – Феодора) Александровича, о нападении Тверичей на Ржев, об устройстве епископом Феодором медных дверей у св. Спаса, о посольстве с жалобой князя Василия Михайловича на Всеволода, о желании епископа Феодора отречься от епископии 254 ; под 6867 г. об устройстве мраморного пола в соборной церкви и о прибытии Всеволода Александровича из Орды в Литву 255 ; под 6868 г. о прибытии митрополита Романа в Тверь, о прибытии князя Всеволода из Литвы и о мире с князьями, о приезде Ольгерда в Ржев, о росписи церкви Введения, об удалении на покой епископа Феодора 256 и под 6869 г. о прибытии в Тверь митрополита Алексея для поставления Василия во епископы Тверские 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Партия Василия III Иоанновича и великой княгини Софии не отказалась от борьбы. В нач. 1499 г. последовали новые казни и опалы виднейших представителей московской знати, как предполагают исследователи,– сторонников Димитрия внука. С Василия III Иоанновича опала была снята, в марте 1499 г. он был провозглашен «государем великим князем», т. е. соправителем, ему были даны «Великий Новгород и Псков, великое княженье». В 1502 г. позиция Uoahha III по отношению к семье своего покойного старшего сына стала еще более жесткой: 11 апр. были арестованы великий князь Димитрий и его мать Елена, 14 апр. Василий III Иоаннович был посажен «на великое княжение Володимирское и Московское и всея Руси самодеръжцем» (неизвестно, происходила ли при этом к.-л. процедура поставления, подобная акту 1498 г.). Этому предшествовала новая попытка Василия III Иоанновича «отъехать» в Литву, вероятно, с целью воздействия на великого князя (А. А. Зимин ставит под сомнению эту 2-ю попытку отъезда в Литву и объясняет ее неверным прочтением соответствующего летописного сообщения, однако аргументы исследователя неубедительны). Димитрий Иоаннович умер в заточении в 1509 г., т. е. уже в княжение Василия III Иоанновича (по-видимому, насильственной смертью ), ранее, в янв. 1505 г., скончалась «в нятстве» его мать, обвиненная в ереси и связях с жидовствующими. Василий III Иоаннович в качестве соправителя принимал участие в Соборе 1503 г., в Соборе против еретиков 1504 г., в др. церковных и гос. мероприятиях. Став правителем страны после смерти Uoahha III в окт. 1505 г., он продолжал внутреннюю и внешнюю политику отца. Первые 2 десятилетия его правления отличались относительной стабильностью, полит. и эконом. подъемом, последние годы были осложнены проблемой престолонаследия. Большие успехи были достигнуты в процессе собирания и объединения земель, в расширении территории Русского государства, централизации и гос. строительстве, во внешней политике. Внутренняя политика. Формирование территории государства По завещанию Uoahha III власть над основной территорией государства была сосредоточена в руках В.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

1059 За отсутствием в Новгороде своих архиепископов в продолжении 17 лет. Ист. Росс. Иерарх. ч. I стр. 185. 1062 Новг. III лет. стр. 249. Кроме этого чуда, в 1533 году, пред ракою чудотворца Варлаама загорелась сама собою свеча и горела постоянно 9 недель, не умаляясь. Летописец, рассказывая о сем, говорит, что от того огня и от той свечи воску послано было В. К. Василию Иоановичу. Полн. Собр. Русск. лет. Т. VI стр. 290. 1064 В Росписи новг. церквей за 1815 год показано: «Монастырь хутынский, а в нем храм боголепное преображенье, да в нем чудотворец Варлаам; в трапезе храм Варлаам преподобный. В колокольнице храм Григорий Арменский; на воротех Илья пророк; да на других воротех два престола: Никола чудотворец да Антоний Великий .» Ист. разг. о древн. В. Новгорода 1808 г. стр. 86. Кроме храмов, остались в целости от Шведов в Хутынском монастыре колокола, сосуды и другие церковные вещи, как известно о существовании их до шведского разорения. 1065 Ист. Росс. Иерарх. ч. VI, стр. 611. Во время шведского разорения не мало потерпел управлявший тогда монастырем архим. Киприан, что после был митрополитом сибирским и наконец новгородским. Прибавл. к Новг. II лет. стр. 188. 1066 В монастыре хранятся 7 подлинных жалованных грамот, из коих самая древняя в. князя Василия Иоанновича III (Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 627–638), и около 40 грамот в списках, начиная от в. к. Василия Иоанновича до Петра Великого. 1067 Из вещей вкладных остались: покров с вышитым изображением пр. Варлаама от царевича Федора Иоанновича в 1580 году, другой покров от Марфы Богдановой Кураковой в 1541 году, третий от князя Василия Ивановича Оболенского-Репнина в 1542 году, четвертый покров от сибирского митрополита Корнилия в 1669 году, напрестольный крест 1674 года от Михаила Яковлевича Черкасского, колокол 1599 года от Тимофея (в иноч. Тихона) Андреевича Хлопова, золотые сосуды от императрицы Анны Иоанновны и проч. 1068 По записям в синодиках монаст. известно, что от Uoahha IV дано вкладу в 1534 году 200 рублей на поминовение отца и супруги Елены, потом еще 100 руб. по супруге Анастасии, 50 руб., по брате своем Георгие, 100 руб. и кубок в 16 гривенок с 3 золоти, по супруге Марии, 50 рублей по супруге Марфе, 30 руб., по княжне Александре Юрьевой, 500 руб. по сыне Иоанне; от Богдана Матвеевича Хитрово в 1674 году серебряные сосуды и покровы в 60 рублей, царские двери с сенью, коронами и столбцами в 350 рубл. и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010