В России Восточной употреблено было другое средство – прикрепление к земле. Когда именно последовало это прикрепление, мы не можем с точностию определить, ибо указа о всеобщем укреплении крестьян до нас не дошло; дошел до нас только следующий указ 1597 года: «Которые крестьяне из поместий и отчин выбежали до нынешнего года за пять лет, на тех суд давать и сыскивать накрепко, и по суду этих беглых крестьян с женами, детьми и со всем имением отвозить назад, где они жили; а которые крестьяне выбежали до этого указа лет за пять, за семь, за десять и больше, а помещики или отчинники на них в побеге не били челом, на таких суда не давать». По смыслу этого известия закон об укреплении можно отодвинуть к началу царствования Феодора; отодвигать дальше мы не можем, ибо есть прямое известие об указе царя Василия Ивановича Шуйского, где Годунов выставляется виновником закрепления в царствование Феодора. В этом известии говорится, что царь Феодор, по наговору Бориса Годунова не слушая совета старейших бояр, выход крестьянам заказал. Кроме приведенного известия об указе Шуйского, о переходе крестьян в первый год царствования Феодора свидетельствует еще известие о мере, которая служила приготовлением к прикреплению и которая прямо указывает на главное побуждение к нему. В приговорной грамоте духовного собора держанного 20 июля 1584 года, сказано: «Советовались мы и утвердились, чтоб вперед тарханам не быть; земли митрополичьи, архиепископские, владычни и монастырские в тарханах, никакой царской дани и земских разметов не платят, а воинство, служилые люди эти земли оплачивают; оттого большое запустение за воинскими людьми в отчинах их и поместьях; а крестьяне, вышедши из-за служилых людей, живут за тарханами в льготе, и от того великая тощета воинским людям пришла. И потому, для великих нужд и тощеты воинским людям, мы уложили» и проч. Здесь явно приближение к закреплению: служилым людям тощета от того, что крестьяне уходят от них, приманиваемые тарханами: положено уничтожить тарханы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 1439 году хан Улу-Махмет явился из Казани и разгромил Московскую область; в 1445 году он явился вновь, громил Московское царство, разбил русских у Суздаля и забрал в плен великого князя Василия II Темного. В 1451 году последовало нашествие Мазовши. В 1472 году сарайский Ахмет доходил до Алексина, а в 1480 году до Воротынска. С начала XVI века начинаются набеги крымских татар: они действовали совместно с казанскими татарами, как, например, в 1521 году, когда Россия была опустошена двумя братьями Магмет-Гиреем крымским и Саип-Гиреем казанским. В 1537 году казанский хан Сафа-Гирей (крымский царевич) опустошил весь восток и северо-восток Московского царства, а именно: муромскую и костромскую земли. В 1552 году Казань опять была в союзе с Крымом, и крымское войско доходило до Тулы. Так, татары громили Московское царство с трех сторон: от Казани, от Сарая и из Крыма. В последний раз Москва была сожжена при Иоанне Грозном в 1571 году крымским ханом Девлет-Гиреем и обложена Казы-Гиреем в 1591 году при Федоре Иоанновиче. Татары жгли, громили и грабили, убивали в сражениях храбрейших русских воинов, заставляли платить себе дань и развращали христианскую Россию страхом, привычкою к грабежу и погрому, жаждою мести, свирепостью и всякими обычаями. После Куликовской битвы, например, тогдашняя Россия была так обескровлена, что в 1382 году Димитрий Донской не мог даже набрать войско против Тохтамыша. 2. Москва имела все основания считать Казань своим опаснейшим врагом; казанские татары были ближайшими, а потому и наиболее предприимчивыми громилами. Платонов пишет: казанские татары в союзе с черемисами и мордвою «обрушивались изгоном на русские окраины, разоряя жилища и пашни и уводя в полон; черемисская война жила без перестани в русском Заволжье; она не только угнетала хозяйство землевладельцев, но засоряла торговые и колонизационные пути». «Сообщение с русским северо-востоком, с Вяткою и Пермью должно было совершаться обходом далеко на север». Князь Курбский пишет: «И от Крыми, и от Казани — до полуземли пусто бяша».

http://pravoslavie.ru/2375.html

Спасите душу погибающую, чтобы и над вами исполнилось слово и благословение Писания, которое говорит: «аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши» (Иер. 15, 19). Ради Бога, приобретите себе такую благодать и такое воздаяние и благословение от Бога. Предоставьте суд Судящему всех праведно, ибо и «Отец не судит никомуже», говорит Слово Божье, «но суд весь даст Сынови» (Иоан. 5, 22). Другую благодать прошу у вас—отдайте мне греческие книги, которые я оттуда привез с собою для своего назиданья и на утешение духовное окаянной души моей. Окажите и мне христианское милосердье, как вы оказали его, по своему благоразумию, многим другим. Этим вы доставите большую славу блаженной душе приснопамятного царя и государя вашего, и моего государя и благодетеля, великого князя Василия Иоанновича всея России. Благоволите, как благоразумные и верные его соправители и помощники в царском управлении благоверной державы Российской, прибавить блаженной душ его светлой славы — тою вашею милостью, какую окажете мне. Яснейшим доказательством благоразумья и верности благорассудительных князей и бояр служит то, если они, и по преставлении отсюда своего государя, заботятся о доставлении ему там большей славы посредством оказываемого ими здесь за него всякого человеколюбия и различных милостынь всем вообще убогим и страждущим в темницах. Слово это не мое, но всех вообще боговдохновенных отцев. Предлагать здесь их свидетельства, которые хорошо вам известны, я рассудил не совсем уместным; ибо вы хорошо сведущи в божественном писании и очень искусны, более всякого другого, и потому в излишнем напоминании не нуждаетесь. Да сохранит всех вас Господь Иисус Христос во здравии, во всяком спокойствии и крепости. Аминь. Господин и брат Григорий! Да спасет тебя Господь за все твое ко мне расположенье и за любовь духовную. Слышал я стороной, что государь наш, владыка Тверской смущается на меня, бедного, по поводу выраженья: «Господи, прибежище был еси нам» (Пс. 89, 2), и говорит, обвиняя меня напрасно, что де Максим таким своим переводом писанья мудрствует, что уже нет нам прибежища у Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

В советах же по делам управления государственного, касательно благоустройства положения подданных, также и по устройству военного положения, кто из нынешних и прежде бывших царей окажется способнейшим к сему Василия Иоанновича, славного Великого Князя всея России? Итак, хорошо было сказано нами выше, что чудная и славная держава твоя представляет собою олицетворение вышеприведенных слов Иустиниана, так как ты имеешь при себе содержащего архиерейский престол славного во архиереях господина Варлаама, преосвященнейшего Митрополита всея России, духовного отца твоей державы и всегдашнего ходатая к Богу. При вашем обоюдно согласном управлении чисто сияет благочестие, соединенное с правдою и благозаконием, так что при вас явственно исполняется реченное божественным Давидом: «истина от земли возсия, и правда с небесе приниче»; поэтому «Господь даст благодать, и земля ваша даст плод свой, и правда» ваша пред вами «предъидет», и «положит стопы» ваши «в путь», ведущий к горнему (Пс.84, 12—14). Итак, царское помазанье, исходящее от первого и Единого истинного Благого, как сказано выше, достигло и до твоей державы вместе с другими бесчисленными благами, которыми неоскудно обогащен царский твой разум. Это то самое теперь подвигло твою державу к переводу толкований псалмов, которые много лет были заключены в книгохранилищах, не принося никакой пользы людям. Но твое царство, просвещенное в разум живущею в тебе благодатью, как я выше сказал, и исполненное в духе божественной ревности, тотчас сообщает совет своему о Господе отцу, господину Варлааму, преосвященнейшему Митрополиту всея России, и, приняв от него молитву и благословение, вскоре не пустыми письмами, но полными, как колосья, человеколюбья, приносящими обильный плод, обращается к старейшине— проту—и к инокам, живущим на Святой Горе, приглашая из честной обители Ватопедской некоего Савву, одного из находящихся в ней чтимых священников. А как он по причине старости отказался следовать в царствующий всероссийский славнейший град Москву, то вместо его был послан пишущей сие Максим, наименьший монах, богомолец твоей державы, который, прибыв сюда и получив от твоей державы врученную ему оно книгу, по благословенно святейшего Варлаама, при помощи Божьей, сподобился в теченье одного года и пяти месяцев окончить перевод толкований с греческого на русский язык.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

Но в настоящее время, по совету того же доктора, не занимаюсь еще ни чтением, ни письмом. Для меня, в настоящем положении, весьма было бы утешительно и приятно получить от Вашего Высокопреосвященства сведение о том, сколько времени, со дня произведенной Вам операции, Вы не приступали к чтению и письму». В ответ на это письмо преосвященный Савва писал архиепископу Ионафану: «Приношу Вашему Высокопреосвященству взаимное братское целование, взывая Вам: Христос воскресе! Спешу доставить Вам требуемые Вами сведения. С 16-го ноября, когда совершена была над моим глазом операция, до 23-го декабря мне не было разрешено доктором совершение богослужения, и затем еще недели три я должен был воздерживаться от чтения книг и деловых бумаг. С февраля я начал немного читать, но при дневном лишь свете; писать же мог и теперь могу и вечером. Однако-ж Вам советую, если есть кому читать для Вас, не спешить приступать к чтению». 3-го числа преосвященным Саввою получено письмо из Иваново-Вознесенска от протоиерея Покровского собора Василия Иоанновича Соловьева 501 , который, от 1-го апреля, писал: «Христос воскресе! Приветствуя Вас с светлым и всерадостнейшим церковным торжеством – праздником праздников, от всей души желаю и молю Господа, Тридневно Воскресшего из гроба, чтобы Он, по своей благости, обновлял и укреплял Ваши слабеющие силы к продолжению доблестного служения Вашего. По силе и по возможности я все еще тружусь на избранном мною поприще, только недоумеваю, что ныне гонится – правда и честность, или ложь и искательство. И слышишь и по некоторым данным судишь, что Епархиальное Управление с его органами работает не совсем солидарно между собою и более всего в частных и личных интересах; а кто вдали и в стороне от кормила правления, тот должен держаться старинного, крепостнического правила: не сметь своего суждения иметь!!! Там, если верить, совершается без зазрения совести купля и торговля местами и наградами! Почему же и не воспользоваться благоприятным случаем к наживе, хотя бы на черный день? Может быть, я выражаюсь довольно резко, но для меня не сродна фальшивая политика, и я не могу поступиться моими, так сказать, кровными убеждениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Ко времени правления Василия III Иоанновича относится активное каменное строительство в Москве, в первую очередь церковное, в т. ч. завершение начатого при Иоанне III формирования архитектурного ансамбля Московского Кремля. Одновременно с переездом Василия III Иоанновича в новый великокняжеский дворец в 1508 г. было закончено оформление Благовещенского собора – домовой церкви великокняжеской семьи: покрыт и позолочен верх, сделана внутренняя роспись (фрески выполнены Феодосием и Владимиром, сыновьями иконописца Дионисия), на иконы положены драгоценные оклады из золота, серебра и бисера. К 1508 г. итал. архитектор Алевиз Новый закончил строительство Архангельского собора – родовой усыпальницы моск. великокняжеской семьи (постройка начата в 1506) и воздвиг ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. В 1508 г. др. итал. мастер – Бон Фрязин построил храм-башню Иван Великий «под колоколы». 1514-й год был ознаменован заложением по велению Василия III Иоанновича более 10 каменных храмов в Москве, строительством которых занимался Алевиз Новый. После взятия Смоленска в 1514 г. великий князь дал обет основать монастырь, в 1524 г. началось строительство Новодевичьего в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря в Москве, завершенное в 1525 г. Итал. мастера принимали участие в возведении каменного собора Рождества Богородицы (1513) и столпообразной церкви-колокольни в Александровой слободе (10-е гг. XVI в.), ставшей загородной резиденцией Василия III Иоанновича Ряд каменных храмов в Москве был сооружен по повелению великого князя в 1527 г.: в честь Преображения на великокняжеском дворе, во имя св. вмч. Георгия у Фроловских ворот, во имя св. князей Бориса и Глеба на Арбате. Внешняя политика Внешняя политика Василия III Иоанновича развивалась в тех же основных направлениях, которые были выработаны при его отце. В отношениях с Великим княжеством Литовским главной целью оставалось возвращение русских, укр., белорусских земель с православным населением. На протяжении большей части правления Василия III Иоанновича продолжалась русско-литовская война, начавшаяся в кон. XV в. (войны 1493–1494 и 1500–1503, в ходе которых к России при Иоанне III были присоединены значительные территории). В начале княжения В. И.– в 1507–1508 гг. военные действия были не столь успешными, как в предшествующее правление, им предшествовала неудачная попытка Василия III Иоанновича занять освободившийся литовский престол. В ходе военных действий 1512–1522 гг. русского войска взяли Смоленск (присоединение его к России зафиксировано в русско-литовского соглашении 1522 г.), были сделаны неудачные попытки взять Полоцк, др. города.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА Венчание вел. кн. Василия III Иоанновича и Елены Глинской. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 863) Венчание вел. кн. Василия III Иоанновича и Елены Глинской. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 863) (ок. 1508-1510 - 3.04.1538, Москва), вел. кнг., 2-я жена Московского вел. кн. Василия III Иоанновича , мать царя и вел. кн. Иоанна IV Васильевича , дочь служилого кн. Василия Львовича Слепого Глинского и Анны Якшич (из рода последних сербских деспотов). Время рождения Е. В. установлено в результате изучения ее останков. Отец буд. вел. княгини, участвовавший в мятеже, поднятом ее дядей кн. М. Л. Глинским против кор. польск. и вел. кн. Литовского Сигизмунда I Старого, в 1508 г. переселился в Россию из Литовского великого княжества . Е. В. упоминается в источниках с нач. 1526 г. Летописи отмечают, что после развода с 1-й женой, бездетной вел. кнг. Соломонией (см. София , прп., Суздальская), и ее ссылки 21 янв. 1526 г. вел. кн. Василий III женился на Е. В. Зимой 1528/29 г. великокняжеская чета совершила паломничество в почитаемые обители севера России, где просила молиться о «чадородии». 25 авг. 1530 г. у Е. В. родился сын Иоанн, а 30 окт. 1532 г.- Юрий (Георгий) Васильевич . Сохранившиеся письма Василия III Е. В. говорят о его привязанности к жене и детям. Во время поездок по стране он неоднократно брал их с собой. Нет никаких сведений об участии Е. В. в решении гос. дел при жизни супруга. Из Повести о болезни и смерти вел. кн. Василия III, первоначальный текст к-рой сохранился в составе Новгородского свода 1539 г., видно, что Е. В. не участвовала ни в подготовке нового завещания вел. князя, ни в совещании, на к-ром 3 дек. 1533 г. Василий III говорил с боярами «о устроенье земском, како бы правити после его государьства». Правда, 3 из своих ближайших думных советников - кн. М. Л. Глинскому, М. Ю. Захарьину и И. Ю. Шигоне Поджогину - вел. князь «приказав о своеи великои княгине, како еи без него быти и како к неи бояром ходити» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 559). Позднее в ответ на вопрос Е. В., как ей жить после его смерти, Василий III ответил, что в завещании он предоставил ей такие же права, какие принадлежали ранее вдовым вел. княгиням. Круг бояр, к-рым Василий III поручил управление гос-вом, исследователи определяют по-разному, но они единодушны в том, что сразу после смерти вел. князя Е. В. не стала правительницей гос-ва. Характерно, что главное событие, происшедшее после смерти Василия III,- арест 11 дек. 1533 г. брата правителя дмитровского кн. Юрия (Георгия) Иоанновича и людей его двора большая часть источников связывает с инициативой бояр. В известиях Новгородского свода 1539 г. говорится о решениях, к-рые принимал вел. кн. Иоанн IV, «помысля» с матерью, митр. Даниилом и боярами.

http://pravenc.ru/text/189751.html

Традиция изображения византийских императоров нашла своеобразное развитие в ряде памятников русской монументальной живописи сер. XVI в. и была связана с идеей преемственности царской власти московских государей. В символическую программу росписи Золотой палаты великокняжеского дворца 1547 г. (не сохр., известна по описанию XVII в. жалованного иконописца Оружейной палаты Симона Ушакова) были включены фигуры русских князей от Владимира Святославича до Василия III Иоанновича. Изображение Василия III Иоанновича как ктитора, завершившего строительство собора, представлено в росписи Архангельского собора Московского Кремля (1564–1565) на наиболее почетном месте, напротив главного входа в собор,– на зап. грани северо-зап. столпа (в левом верхнем углу помещено изображение благословляющего Спасителя, справа внизу – аналой с лежащим на нем царским венцом) и на юж. стене, наверху справа – медальон с образом свт. Василия Парийского. Современные исследователи (Кызласова. С. 318) с уверенностью говорят о существовании прижизненного портрета В. И., возможно ставшего протографом для западноевроп. гравюр XVI в., отличающихся заметным сходством с чертами лица государя (см. в 1-м и последующих изданиях книг Герберштейна «Rerum Moscoviticarum Comentarii... (Viennae, 1549), гравер Гиршфогель, и Павла Иовия «Novocomensis Episcopi Nucerini Elogia virorum bellica virtute illustrium, VII libris... (Basil, 1575), гравюры Христофора фон Сихема старшего по рис. Тобиаса Штимера и др.). Этим портретом-образцом могло быть упоминаемое Д. А. Ровинским живописное изображение В. И., привезенное в Рим в 1525 г. толмачом Дмитрием Герасимовым. Изображения Василия III Иоанновича представлены также в иллюстрации событий русской истории в Лицевом летописном своде, 70-е гг. XVI в. (Шумиловский том. РНБ. F IV. 232; напр., на Л. 863 – венчание Василия III Иоанновича с Еленой Глинской), и на миниатюре Царского Титулярника 1672 г. (РГАДА). Комментарий в зеркале СМИ Житие на стыке традиций: к 450-летию преставления прп. Максима Грека

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

К. Василия II, Иоанн; дети В. К. Василия Темного: Юрий Дмитровский, Борис Волоцкий и Можайский, Андрей (большой) Углицкий и Можайский и Андрей (меньшой) Вологодский; сын В. К. Uoahha II Иоанн 3 ; сын В. К. Uoahha III Иоанн, отец несчастного Димитрия. Гробы этих князей были выносимы на все время перестройки, и потом, в 1508 году, торжественно внесены в новый собор, где уже находилась гробница В. К. Uoahha III , погребенного в неоконченном еще храме. Эти 24 гроба поставлены, с строгим соблюдением родового порядка, в том положении, в каком они ныне видимы. После их погребены здесь: Великий Князь Василий Иоаннович IV; цари: Иоанн IV (Грозный), Феодор Иоаннович, Василий Иоаннович (Шуйский) , Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич и император Петр II; сын В. К. Василия IV Юрий; дети В. К. Uoahha III : Андрей Старицкий, скончавшийся в заточении; Димитрий (Жилка) Углицкий, Симеон Калужский и Юрий Дмитровский; внук Uoahha III ; Димитрий Иоаннович, торжественно коронованный дедом его в сани Великого Князя, и кончивший несчастную свою жизнь в заточении; дети Иоанна Грозного и младенцы: Иоанн, Василий и назначаемый от отца преемником престола, Димитрий; сын царя Феодора Иоанновича, младенец Илия; дети царя Михаила Феодоровича: Василий и Иоанн; дети царя Алексия Михайловича: Алексий, младенец Димитрий и Симеон; сын Петра Великого, Александр. Сверх того, тут же погребены: князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, племянник царя Василия Шуйского; принявшие христианскую веру – Александр Сафагиреевич, царь Казанский, сын знаменитой Сююньбеки; и Петр (Кудагуйло) Ибрагимович, царевич Казанский, зять В. К. Uoahha III . – Рядом с гробом царя Василия Шуйского, которого останки, находившиеся в Польше 23 года, перевезены сюда, 1635, по просьбе царя Михаила Феодоровича, стоят три какие-то неизвестные гробницы, без надписей; все эти четыре памятника складены, как приметно, в одно время и между собою соединены; думают – и весьма основательно – что в двух из них погребены братья царя Василия, томившиеся с ним в плену: их гробы перевезены в Москву в одно время с царем Шуйским; а в третьей, может быть положен кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

грамоту следующего содержания: По умолению детей своих Царевича Князя Иоанна Иоанновича и Царевича Князя Феодора Иоанновича пожаловал Я Его Царского богомолья от студёного моря Океана с Мурманского рубежа Пресв. Живоначальной Троицы Печенского монастыря Игумена Гурия с братией, или кто в том монастыре иной Игумен и братия будут, вместо руги и вместо молебенных и панихидных денег для их скудости на пропитание в вотчину морскими губами Мотоцкой и Лицкой и Урской и Печенской и Пазренской и Навденской губами в море всякими рыбными ловлями, и морским выметом. Коли из моря выкинет Кита или Моржа или какого иного зверя, и морским берегом, землёй и островами и реками и малыми ручейками, верхотинами и тонями и горовными местами, и пожнями и лесами, и лешими озерки, и звериными ловищи, и Лопарями, которые Лопари наши, данные в той Мотоцкой и в Печенской губе ныне есть, и впредь будут, и со всеми луковыми угодьями и своими Царя и Великого Князя денежными оброками и со всеми доходами, и с волостными кормы, и тем им питаться и монастырь строить, а нашим Боярам Новгородским и Двинским и Усть-Кольской волости приказными и всяким приморским людям и Карельским детям, и Лопарям и иному никому в ту вотчину, в реки и тони, и во всякие рыбные ловли и во всякие угодья не вступаться. Кроме этой на монастырские всякие угодья находились в монастыре и другие Государевы грамоты, а именно: – Царя Феодора Иоанновича на многие угодья одна, – Царя Василия Иоанновича, Царя Михаила Феодоровича 13 грамот; – Царя Алексея Михайловича шесть грамот; – Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича семь грамот. В царство же Государя Царя Феодора Иоанновича в лето 7098/1590 Финляндцы Шведские, живущие близ Колы, питая в себе ту же вражду к Российским Государям, по которой и под Ругодевым (Нарвой) воевали, приходили ратью на обитель Печенскую; при чем, во-первых, сожгли храм Успения Пресв. Богородицы, стоявший вне монастыря за 25 вёрст; потом к монастырю придя семь дней под оным стояли. Наконец, в самый праздник Рождества Христова, вломившись в ограду при окончании Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010