антиохийского (неизвестен), 15 Саввы готфа вместо апостолов, 17 пр. Симеона в Пидне вместо священномуч. в Персиде, 18 Георгия еп. (антиох.) вместо Иоанна, ученика Григория декаполита, 19 Лонгина исаврянина вместо Иоанна ветхие лавры, 20 Анастасия синаита вместо Феодора Трихины, 21 Максима патр. вместо Ианнуария и дружины, 24 пр. Тимофея вместо Саввы Стратилата, (29 Андрея Критского, вероятно, ошибочно вместо 29, а 29 Иакова Зеведеева вместо 30). В мае 4 муч. Афродисия вместо Пелагии, а Пелагии 5 вместо Ирины, 13 муч. Александра вместо Гликерии, а 14 Гликерии, 15 Пахомия и Феодора освящ., 16 св. Захарии (отца Крестителя), 17 Патрикия вместо 19, 18 муч. Филетера и дружины вместо Феодота, 19 муч. Солона, 25 Ферапонта вместо обретения главы Крестителя, 26 ап. Иуды вместо ап. Карпа, 31 муч. Ермия вместо ал. Ермы. В июне полное согласие, но под 6, 7, 13, 20 и 22 имен нет. В июле 23 прор. Иезекииля вместо Трофима и Феофила. Прочее согласно. Числ 5:6, 7, 16 и 29 нет. В августе 4 Катидия и Катодиана вместо 7 отроков. Прочее согласно. Числ 11:23 и 30 нет. Хотя этот месяцеслов большею частию сходствует с общепринятым, но в феврале, марте, апреле и мае в нем столько разностей, что его следует отнести к оригинальным. Происхождения он константинопольского. Последняя по времени память 42 мучч. в Аммории относится к 847 году. Музейный 13, XI-XII в     Сей месяцеслов находится при греч. пергаменном евангелии в москов. музее под 13 и по письму может быть отнесен к XI-XII в. Он наиболее сходствует с нанианским 2, но весьма много и различествует от всех известных месяцесловов. Особенности его: 17 окт. св. пророка Захарии, св. отца Игнатия22 окт. вместо 23. память великого труса дек. 15 вместо 14, св. Льва еп. катанского 19 февр. вместо 20, св. Агапита еп. синадского 20 февраля вместо 18, св. Поликарпа еп. смирнского 25 февр. вместо 23, священномуч. Василия анкирского 21 марта вместо 22, мучч. Феодула и Агафопода 3 апр., Иосифа песнописца 3 и 4 апр. сряду, с 5 до 18 числа апреля упреждает днем в показании памятей: св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    В парижской королевской библиотеке есть или была ноябрьская служебная минея, переписанная некиим Феоктистом и упоминаемая Монфоконом. Эта минея, как видно из приписи в конце, писана Феоктистом, монахом Предтечева монастыря близ Аэтиева водоема, и кончена в 1127 году. Тому же Феоктисту принадлежит апрельская минея в Венской библиотеке, описанная Лямбецием и полнее преосв. Филаретом. Но заключение, что переписчик ее Феоктист есть студит, не твердо, ибо этот Предтечев монастырь отличен от студийского Предтечева монастыря. Известен Феонтист, писатель служб, молитв и некоторых песнопений, студит, но не переписчик, и, вероятно, это другое лице. Впрочем оригинальное содержание апрельской минеи может быть более объяснено из разных студийских памятников, чем из иерусалимских миней. Оно следующее: 1 апреля Марии египетской, канон Феофана, что в греч. печатной минее 1870 года; 2 свв. мучч. Амфиана и Эдесия, канон Иосифа (в м. криптофер. та же служба); 3 муч. Никиты; 4 мучч. Феодула и Агафопода (в минеях студийских ныне, в иерусал. 5 числа); 5 мучч. Клавдия, Никифора и прочих (в славян. студ. минее XII в.); 6 св. патриарха Евтихия; 7 св. Георгия; 8 свв. апостолов; 9 св. Евпсихия; 10 мучч. Терентия, Африкана и дружины; 11 муч. Антипы (во всех минеях); 12 св. Василия(в студ. прологах XI в. на первом месте и в минеях иерусал.); 13 муч. Артемона (мстиславово евангелие студ. Направления и иерусал. минеи); 14 св. Мартина (с иерус. мин.); 15 свв. апостолов Аристарха и других (в румянц. студийской и иерусал. мин.); 16 мучч. Агапии и Ирины (во всех минеях); 17 св. Симеона персидского (иерусал. минеи), св. Акакиемелетийского (во всех минеях); 18 св. Иоанна, ученика Григория декаполита (во всех минеях); 19 мучч. Леонида, Хариессы, Нунехии и дружины, канон Иосифа (служба в одной сей минее, но есть в студийск. прологе XI в. петровом на 1 месте 16 апреля); 20 преп. Феодора Трихины; 21 священномуч. Ианнуария и дружины; 22 преп. Феодора Сикеота; 23 св. великомуч. Георгия; 24 св. муч. Саввы; 25 св. еванг. Марка; 26 св. Василия; 27 св. Симеона; 28 св. ап. Иасона и дружины; 29 мучч. в Кизике и пр. Мемнона; 30 св. ап. Иакова Зеведеева (во всех минеях).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Старинный крест XVII в. с долей Креста Господня передали Украинской Православной Церкви Киев, 14 марта 2013 г. 12 марта в рамках подготовки празднования 1025-й годовщины Крещения Киевской Руси Украинской Православной Церкви был передан старинный крест XVII в. с частицей Животворящего Креста Господня и частицами святых угодников Божиих. В домовом Свято-Николаевском храме при резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру святыню передала председатель Синодального отдела «Церковь и культура» и заведующая музеем «Православная Украина» игумения Серафима (Шевчик). На церемонии передачи присутствовал секретарь Предстоятеля УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр. По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира этот крест будет находиться в Киевской Митрополии как одна из главных святынь торжеств 1025-летия Крещения Киевской Руси, сообщает пресс-служба УПЦ. Крест находился в Благовещенском соборе Московского Кремля, а затем в собрании графов Шереметьевых. В конце ХХ века святыня была передана Церкви. Крест содержит надпись: «Сей святый крест со святыми мощами построен ... во славу Творца всяческих Христа Бога нашего. А часть Животворящего Древа Креста Господня и мощей святых частиц апостолов пророков святителей и преподобных и праведных мучеников. Водружены в сем кресте благословение Благовещенским собором Великих Государев ». Всего в кресте находится 66 частиц мощей святых угодников Божиих: пророка Даниила, апостолов Матфея, Марка, Луки, Андрея Первозванного, Варфоломея, Филиппа, Варнавы, Тита, Лазаря Четверодневного, святого Игнатия Богоносца, первомученика и архидиакона Стефана, богопраматери Анны, младенцев от Ирода убитых, великомучеников Димитрия Солунского, Георгия Победоносца, Пантелеимона Целителя, Артемия, Прокопия, мучеников Уара, Меркурия, Мини, Арефы, Вакха, Иоанна, бессребреников Космы и Дамиана, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, преподобномученицы Феклы, великомучениц Параскевы Пятницы, Анастасии Римляныни, Варвары, Татианы, Кристины, царя Константина Великого, Никифора патриарха Цареградского, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Спиридона Тримифунтского, Варсонофия Казанского, преподобных Иоанна Лествичника, Елладия, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Мартирия Печерского, Пафнутия Боровского, Пимена Великого, Евфимия Великого, Евстафия Плакиды, Григория Якракайского, Григория Солунского, Тихона Чудотворца, Михаила Малеина, Иоанна Милостивого, Михаила Синайского, Иакова Персиянина, Григория Декаполита, Давида Солунского, князей Владимира Киевского, Александра Невского, Михаила Черниговского, Всеволода Псковского, Феодосии Девицы, часть ризы от мощей Сергия Радонежского. 14 марта 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/60093.html

Остаются свободными из основных житий: свят. Флавиана Константинопольского, ап. Архиппа, свят. Льва Катанского, преп. Тимофея, мучч. иже во Евгении, Иоанна Предтечи (Обретение главы), преп. Еразма Печерского, преп. Прокопия Декаполита, преп. Василия, блаж. Николая Салоса. Пожалуйста, выберите себе сколько хотите из остающихся свободными, и пишите их не торопясь в течение года, присылая сюда по мере написания для набора. Очень надеюсь на Вашу добрую помощь. Помоги Вам Господь. Ваш любящий и чтущий богомолец. [ВАЛЕРИИ КОНСТАНТИНОВНЕ (ТРЕТЬЕ)] 14/27 июля 1971 г. Глубокоуважаемая и дорогая Валерия Константиновна! Порадовало меня Ваше письмо извещением о том, что Вы с готовностью беретесь написать жития святых для второй книжки февраля. Значит, давайте условимся, что Вы пишете жития: преп. Досифея, мучеников иже во Евгении, свят. Георгия Амастридского и блаж. Николая Салоса. Житие свят. Льва Катанского взялся писать владыка Павел, как и житие свящмуч. Садока. Остальные пишу я. Набирать мы начнем не ранее начала 1972 года. Хотелось бы получить от Вас жития, кроме блаж. Николая, которое можно значительно задержать, к концу года, чтобы мы планомерно распределили набор. Здоровье мое, слава Богу, вполне благополучно. Только часто очень болят ноги, от долгих служб и чрезмерной полноты. Сейчас собираюсь во второй половине августа поехать на три недели лечиться и от полноты, и от воспаления нервов в ногах. В Германской епархии дела идут хорошо. Епархия просыпается от длительной летаргии, вызванной старостью и упадком сил владыки Александра. Сейчас наш молодой и очень хороший владыка, епископ Павел, вносит одушевление в епархиальную жизнь. Обращение немцев в Православие происходит, хотя и очень медленно. У меня зиму провел молодой монах – немец, отец Кассиан. К сожалению, он уехал на, как я думаю, очень преждевременный подвиг – затворничество в Пиринеях, где его духовный отец поручил ему создать «скит». Его духовный отец, игумен, – француз. Среди наших богомольцев есть очень хорошая и благочестивая немка, читающая у нас часы по-немецки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

На горнем месте картина на полотне в золоченой деревянной раме – Снятие со креста. Близ жертвенника древние иконы Знамения Божией Матери и Живоносного источника. В иконостас местная икона Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Убрус жемчужный. Оклад и венец серебряный, вызолоченный, с дорогими камнями. На главе Спасителя драгоценная с бриллиантами и камнями корона, пожертвованная Государынею Императрицею Екатериною II-ю. Вправо от Нерукотворевного Образа дска с гнездами частей мощей разных святых; 1) Александра Свирского , 2) Афанасия Великого , 3) Великомученика Дмитрия, 4) Арсения Тверского, 5) Василия Анкирского, 6) Архидиакона Стефана, 7) Св. Симеона, 8) Григория Декаполита , 9) Св. Антония. 10) Ефрема, 11) Александра Невского, 12) Иоанна Дамаскина , 18) Стефана Нового, 14) муч. Сильвестра, 15) Св. Корнилия, 16) муч. Артемона. Эта дска со святыми мощами входит в другую дску, на коей вверху: Иисус Христос , а по сторонам: преподобный Александр Свирский , преподобн. Мария Египетская, св. Благоверный князь Александр Невский и преподобный Петр Афонский. Внизу слова: «Пречистому Образу и св. мощам покланяемся и просим прощения о согрешениях наших». На аналое образ Божией Матери в скорбех и печалех Утешение – подобное изображение с иконы, находящейся в русском скиту св. апостола Андрея Первозванного на св. гор Афонской, в деревянном вызолоченном киоте за стеклом. Местная икона Смоленской Божией Матери Седмиезерския. Венец жемчужный. Подпись и слова низаны мелким голубым бисером. Оклад шитый золотом и убран дорогими камнями. Икона небольшая святителей казанских Гурия, Варсонофия и Германа с частями их мощей, вложенных в серебряные вызолоченые ковчеги. Оклад на иконе серебряный, вызолоченый. Эта икона полагается на аналое на величаниях в праздники казанских святителей. Икона Никитской Божией Матери очень хороша письма в серебряной вызолоченой ризе. Венец у Божией Матери и у Спасителя серебряный вызолоченый, с камнями; кроме того на главе Богоматери жемчужная корона с камнями. На левом столбе икона Боголюбской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Первая деревянная церковь, построенная для царских конюхов, возможно, Алевизом Фрязиным, придворным зодчим великого государя Василия III, вскоре была заменена каменной, что говорит об относительном достатке прихожан. Ее архитектура и стилистические приемы (как солнце, выложенное в куполе, маломерный «алевизовский» кирпич) свидетельствуют о сильном влиянии итальянского зодчества или о подражании ему, что подтверждает версию об авторстве Алевиза, который вполне мог построить слободскую церковь для царских слуг. Сохранившийся до наших дней храм представляет собой сложное архитектурное напластование, так как он перестраивался в разные эпохи – от XVI века до 1901 года. Считается, что в его основе сохранилось лишь здание 1596 года, за века обраставшее новыми пристройками. Редчайшей особенностью Антипьевской церкви стали две алтарные апсиды вместо традиционной одной: в большой апсиде находился алтарь с главным престолом, в другой, меньшей – придел. Огромное количество приделов стало еще одной особенностью церкви. Первым был придел во имя св. Григория Декаполита, устроенный в южной апсиде и имевший собственную глухую главку. Его сооружение ученые и приписывают семье Скуратовых. По одной версии, его строил во имя небесного патрона сам Малюта Скуратов, имевший подле этого храма свой московский двор. Местонахождение усадьбы Малюты до сих пор вызывает множество научных споров. Молва приписывала ему владение дьяка Аверкия Кириллова на противоположном берегу Москвы-реки. Другие ученые считают, что дом Скуратова как думного дворянина и особо приближенного к царю (в Александровской слободе он занимал должность «пономаря) и вовсе мог находиться в Кремле, но это предположение. В правление Ивана Грозного эта территория (от Пречистенской набережной до Большой Никитской улицы) была отдана в опричнину. И вероятно, Малюта действительно получил здесь двор для жительства – на нынешней Волхонке близ храма Христа Спасителя. А его личные конюшни, по преданию, находились в районе Малого Власьевского переулка, что близ Пречистенки.

http://pravoslavie.ru/319.html

В то время Антипьевская церковь здесь уже точно стояла. По легенде, в ней Иван Грозный венчался со своей очередной женой. Первый русский царь чтил этого святого, и среди его родовых моленных святынь был зуб св. «Онтипия Великого», окованный серебром. Есть и другая версия, почему Грозный облюбовал эту местность – неподалеку стоял его Опричный дворец. (Предположительно, остаток этого дворца сохранился до наших дней, он находится в глубине двора Аудиторного корпуса МГУ, который ныне занимает факультет журналистики.) Еще в конце XIV века на высоком холме в Старом Ваганькове (где теперь высится дом Пашкова) был возведен дворец великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия I, прапрадеда Ивана Грозного. В тех краях поселился и сам Грозный, объявив опричнину. Один из местных подземных ходов направлялся в сторону Колымажного двора, где находилась усадьба Скуратовых. Возможно, им не раз пользовался сам Малюта. Ученые ныне выдвигают фантастическое предположение, что именно на этой территории, в подземельях между Кремлем и домом опричника, запрятана библиотека Ивана Грозного, которую искали в Кремле, Коломенском и Александровской слободе. Достоверно известно, что XVII веке к Антипьевской церкви с восточной стороны вплотную примыкала родовая усадьба Скуратовых, принадлежавшая потомкам брата Малюты, Ивана Скуратова. Антипьевская церковь служила их фамильной усыпальницей. Отсюда явилась другая версия – придел св. Григория Декаполита могли устроить и сами родственники Малюты уже после его гибели. Род Скуратовых-Бельских прежде не имел высокого положения. Скуратовы было их фамильное прозвище, (от скурат – «шкура», «грубая кожа»), которое носил уже правнук родоначальника. Собственно же родовая их фамилия была Бельские, по преданию, от польского дворянина Станислава Бельского, приехавшего на службу к Василию I Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского. Его правнук, Прокофий Зиновьевич Скурат, сопровождал в поездках Елену Глинскую, мать Ивана Грозного. Загадкой стало имя Малюты: либо это обычное русское имя, данное младенцу при рождении, во крещении нареченного Григорием. (Похожее имя - Неждан - имел и его брат). Либо же Малюта - прозвище Григория Бельского за маленький рост, что разделяет большинство историков.

http://pravoslavie.ru/319.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Василий Декаполит, Исповедник, прп. Описания иконы Василий Декаполит, Исповедник, прп. - житие Память преподобного отца нашего Василия Исповедника 28 февраля по ст.ст./13 марта по н.ст. В изложении святителя Димитрия Ростовского Святой Василий жил в царствование Льва Исаврянина-иконоборца. Оставив мир с его соблазнами, он поступил в монастырь, и добродетельно проводил иноческое житие. Когда было гонение на почитание святых икон, святой Василий мужественно сопротивлялся иконоборцам. За это он был взят и предан многим мучениям; но, не смотря на то, Василий отвергал еретическое учение иконоборцев и стоял вместе со святым Прокопием за истину до пролития крови. Подобно преподобному Прокопию, его строгали по всему телу; потом его заключили в темницу, где он томился долгое время, - до смерти нечестивого царя. По смерти мучителя, преподобный Василий был отпущен вместе со святым Прокопием и другими исповедниками и жил как и прежде в постнических трудах, многих обращая к православной вере и наставляя на добродетельное житие. После нескольких лет богоугодной жизни, он сподобился бла[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Февраль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 4647.jpg:   Размер: 352x1200, 0.42 MPix, 106 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (179) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 28 февраля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 4648.jpg:   Размер: 391x1200, 0.47 MPix, 79 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (141) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1385

Преподобный Григорий Декаполит Преподобный Григорий Декаполит родился в Декаполе Исаврийском в VIII веке. С детства он полюбил храм Божий, церковные службы. Постоянно с благоговением читал Священное Писание. Чтобы избежать женитьбы, на которой настаивали родители, святой тайно ушел из дома. Всю свою жизнь он провел в странствии: был в Константинополе, Риме, Коринфе, Солуни, некоторое время подвизался в пещере на Олимпе. Всюду преподобный Григорий проповедовал Слово Божие, обличая иконоборческую ересь, укрепляя веру и силы православных, которых еретики в то время гнали, мучили, бросали в темницы. Своими подвигами и молитвой святой Григорий стяжал благодатные дары пророчества и чудотворения. Достигнув чистоты сердечной, он удостоился слышать Ангельское пение во славу Святой Троицы. Для противодействия ереси иконоборчества преподобный Григорий покинул монастырь святого Мины, в котором подвизался долгое время, и отправился вновь в Константинополь. В столице тяжелая болезнь подточила силы святого, и он отошел ко Господу в 816 году. Иконописный подлинник Византия. XII. Прп. Григорий. Миниатюра Минология. Византия. XII в. Монастырь Дохиар. Афон. Константинополь. 985. Прп. Григорий. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Афон. XIV. Прп. Григорий. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в. Афон. XV. Прп. Григорий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 20 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/912699.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010