Иконы Божия Матере Муромския (XII) 14 апреля Святителя Мартина, Папы Римскаго (†655) Святых мученик Антония, Иоанна и Евстафия Виленских, Литовских (†1347) 17 апреля Преподобнаго Зосимы, игумена Соловецкаго (†1478) Святаго священномученика Симеона, епископа Персидскаго и с ним святых мученик Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазада (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, Аскитреи и иных 1250 (†344) и преподобнаго Акакия, епископа Мелитинскаго (†435) Преподобнаго Александра Свирскаго (обретение мощей, 1641) (службу зри 30 августа) 18 апреля Преподобнаго Иоанна († ок. 820–850), ученика святаго Григория Декаполита Максимовския иконы Божия Матере (1299) 20 апреля Преподобнаго Феодора Трихины (IV–IX) Преподобнаго Александра Ошевенскаго (†1479) Святаго мученика младенца Гавриила Белостокскаго (†1690) Преподобнаго Иоасафа Метеорскаго (†1422–1423) 21 апреля Святаго священномученика Ианнуария епископа и с ним святых мученик Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона († ок. 305) и святых мученик Феодора, иже в Пергии, Филиппин, матере его, Диоскора, Сократа и Дионисия († ок. 138–161) 22 апреля Преподобнаго Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольскаго (†613) Святаго благовернаго князя Всеволода-Гавриила Псковскаго (пренесение мощей, 1834) (службу зри 27 ноября) 23 апреля Святаго великомученика и победоносца Георгия (†303) Святыя благоверныя царицы мученицы Александры (†314) 24 апреля Святаго мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (†272) Преподобных Саввы чудотворца (XIII) и Алексия затворника (XIII), в Ближних пещерах почивающих 25 апреля Святаго апостола и евангелиста Марка (†63) Преподобнаго Сильвестра Обнорскаго (†1379) Цареградския иконы Божия Матере (1071) 26 апреля Святителя Стефана, епископа Великопермскаго (†1396) Святаго священномученика Василия, епископа Амасийскаго († ок. 322) Преподобнаго Иоанникия Девиченскаго, Сербскаго (XIII) (службу зри 2 декабря) 27 апреля Святаго апостола и священномученика Симеона, епископа Иерусалимскаго, сродника Господня по плоти (†107)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

631 Глинская пустынь. Ч. I. С. 15. Жизнеописание игумена Филарета. С. 139. Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 32. В конце XIX века Чудотворный образ Нерукотворенного Спаса явился на воздухе Глинскому подвижнику схимонаху Луке (Швец). От образа был голос, поучающий старца произносить Иисусову молитву медленно, внимательно (Жизнеописание… подвижников… Май. М., 1908. С. 8). 635 Паломники, посещавшие Глинскую пустынь уже в начале ХХ века, отмечали, что по окончании акафиста Спасителю, настоятель помазывал молящихся маслом из лампады пред Чудотворным образом Нерукотворенного Спаса (Ювачев Ив. Глинская пустынь//Русский паломник. 1906. 10. С. 153). 637 В ковчеге хранились мощи: св. пророков Иоанна Крестителя и Даниила; св. праведной Анны – Матери Пресвятой Богородицы; всех евангелистов (кроме Иоанна); св. Лазаря Четверодневного, апостолов: Андрея Первозванного, Тимофея и Тита; святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Иоанна Милостивого, Игнатия Богоносца , Ионы и Филиппа Московских, Льва, еп. Катанского, Андрея еп., Ефрема еп., Симеона еп., Макария Киевского; св. Кира бесср.; св. царя Константина, св. кн. Александра Невского, св. кн. Владимира; Алексия человека Божия; сщмчч: Елевферия, Агафона, Фоки; св. Авраамия; прпп. Спиридона, Пимена Великого , Ефрема Сирина , Михаила Малеина, Савватия Соловецкого, Иоанна Лествичника , Григория Декаполита , Стефана Нового, Сергия чудотворца, Иоанна Дамаскина , Михаила Синайского; прпп. Печерских: Иоанна Многострадального, Тита священника, Пимена многоболезненного, Онисифора, Матфея прозорливого, Никиты Затворника, Спиридона Просфорника, Прохора Лободника, Иоанна, Нестора, Еразма, Луки, Саввы, Сергия; прп. Евфросинии Полоцкой; святителей Гурия и Варсонофия Казанских; преп. Саввы; св. вмц. Варвары, прмч. Феодора; вмч.: Георгия, Пантелеимона, Димитрия Солунского; вмц. Евфимии; мц. Наталии (Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 53–54). В 1877 г. при настоятеле Иннокентии (Степанове) святыни из кипарисового ковчега были переложены в новый серебряный позолоченный ковчег (Жизнеописание игумена Филарета… С.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Рака с мощами прп. Давида Солунского в мон-ре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике Рака с мощами прп. Давида Солунского в мон-ре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике Почитание Д. С. в 1-й пол. IX в. засвидетельствовано в Житии прп. Григория Декаполита , к-рый посылал некоего монаха на могилу святого. Кроме этих текстов существуют еще 2 более поздних энкомия - анонимный (средневизант. времени) и Макария Макриса (XIV-XV вв.). Анонимный энкомий составлен на основе анонимного Жития, а энкомий Макария Макриса - на основе анонимного Жития и анонимного энкомия. Д. С. посвящены служба, написанная прп. Иосифом Песнописцем в IX в., краткие синаксарные Жития кон. X в. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 771-772) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 512-513), а также переложение Жития на новогреч. язык, выполненное мон. Агапием (Ландосом) в XVII в. Поскольку сведения Иоанна Мосха и анонимного Жития частично противоречат друг другу, существует мнение, что в них рассказывается о разных людях. С др. т. зр., эти тексты должны были быть разными, т. к. принадлежат к разным жанрам. Первый текст - это объяснение аввы Палладия из мон-ря Лифазомен в Египте причины своего ухода в монастырь (будучи уроженцем Фессалоники, он стал свидетелем божественного света, исходившего из кельи Д. С., что побудило его принять иночество), второй текст писался как Житие святого. Тема огня присутствует в обоих текстах. Несмотря на то что в анонимном Житии не упоминается о месопотамском происхождении Д. С., а у Иоанна Мосха нет описания его подвига на дереве, авторы синаксарей, видимо, соединили эти сведения, считая, что речь идет об одном и том же подвижнике. Мощи Д. С. находились в основанном им мон-ре до 1054 г. (по мнению А. Васильева) или до нач. XIII в. (по версии Е. Делидимоса), когда они были перевезены крестоносцами в Италию, в г. Павия. В 1978 г. благодаря стараниям Фессалоникийского митр. Пантелеимона мощи Д. С. были перенесены обратно в Фессалонику и помещены в храме вмч. Димитрия Солунского. В наст. время мощи Д. С. находятся в мон-ре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике.

http://pravenc.ru/text/168586.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ЕВФИМИЙ II КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евфимий II (ок. 834 - 917 ), патриарх Константинопольский (907 - 912), святитель Память 5 августа (Греч. ) Родился около 834 года в Селевкии Исаврийской , родственник св. Григория Декаполита . В ранней юности принял монашеский постриг на Олимпе Вифинском , затем подвизался в одном из монастырей близ Константинополя. Во время конфликта имп. Василия I Македонянина с его старшим сыном Львом оказал поддержку последнему, предсказав ему благополучное наследование престола (не исключено тождество Евфимия с одноименным монахом, порицаемым за дерзость в одном из писем патриарха Фотия ). Вскоре после воцарения (886) Лев VI сделал своего духовного наставника Евфимия, в то время игумена одного из пригородных монастырей, членом синклита и патриаршим синкеллом; для него был построен монастырь в Псамафии (район Константинополя близ Золотых ворот) с соборным храмом во имя св. бессребреников Космы и Дамиана (освящен 6 мая 890). В качестве советника императора Евфимий противостоял всесильным временщикам, таким как василеопатор (отец императора, высший титул) Стилиан Зауца или паракимомен (главный спальничий) Самона. Зная о желании не имевшего наследников Льва вступить в новый брак с Зоей, дочерью Стилиана, Евфимий воспрепятствовал добровольному уходу в монастырь первой супруги Льва, Феофании , а после ее кончины отказался благословить второй брак императора, за что был сослан в монастырь Диомида (ок. 897/8). Через два года после смерти Стилиана Зауцы и Зои Лев VI примирился с Евфимием, вновь сделав его своим ближайшим советником. На Пасху 901 года Евфимий удалился в подаренный ему Агафов монастырь (τ Αγαθο) на Босфоре, он был недоволен тем, что в праздничные дни устроили торжественные похороны скончавшейся во время родов третьей жены Льва VI Евдокии. Примирение Евфимия с императором произошло после неудачного покушения на Льва в храме св. Мокия ( 903 ). В 906 году синкелл стал восприемником при крещении долгожданного наследника престола Константина VII Багрянородного .

http://drevo-info.ru/articles/13677232.h...

По южную сторону трапезы придел, во имя Димитрия Митрополита Ростовскаго. Местные образа превосходной Устюжской живописи первой половины XVII столетия. По стенам церкви есть иконостасы и иконы, между коими более замечательны в столярном крашеном иконостасе у южной стены: а) образ Грузинский Божией Матери - с серебряной чеканной ризой, весом 2 фун. 25 золотн.; б) образ Св. Мучен. Андрея Стратилата - пятичный, с венцами, светом и окладами серебряными чеканными; в) образ Препод. Нила Сорскаго - с венцами и полями серебряными, золочеными; г) образ Божией Матери Всех Скорбящих, с венцом и ризой серебряными чеканными; д) образ четырех святых препод. Петра Афонскаго, Григория Декаполита, муч. Христофора и преп. Марии Египетской - пятичный, письма древняго, - муч. Христофор - с конской головой, венцы на образе, свет и поля серебряные чеканные - старинные. Есть и еще несколько пятичных образов, и все более или менее украшены венцами и полями серебряными. По северную сторону трапезы - придел во имя Льва епископа Катанскаго. В разных местах несколько образов, между коими замечательны: а) образ Господа Саваофа, письма древняго, писан на левкасе, в углублении деки - не позже как в XVII столетии; б) Нерукотворенный образ Христов - с чудесами, письма древняго, писан на левкасе и в углублении. А прочие образа принадлежат к первой половине XVII столетия. В нижнем этаже помещается теплый храм, во имя трех Святителей - Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Между половыми плитами в трапезе, над могилой храмоздателя лежит надгробный плитяный памятник с высеченной над ней надписью: 1770 года. За правым клиросом в особом киоте - образ Божией Матери Всех Скорбящих радости, довольно древний. В трапезе иконостас. В нем образа: Нерукотворенный Спасителев - с старинными басмянными венцами и ризой; Трех Святителей Вселенских - старинный, в углублении деки. В северной части трапезы, теплаго храма помещается придельный алтарь - во имя Вселенской иконы Божией Матери. С южной стороны алтарь от церкви отделяется иконостасом, между колоннами образ Св. Великомуч. Федора Стратилата - старинный, писанный в углублении деки.

http://sobory.ru/article/?object=44943

Некто из рода И. был арестован по ложному доносу о злоумышлении против имп. Василия I. Император приказал бросить узника в море. В отчаянье родственники несчастного обратились за помощью к И. В ночном видении святая явилась императору, назвала себя и повелела освободить невинного под страхом смерти. Наутро император, который посчитал видение результатом колдовского наваждения, стал допрашивать узника; тот отрицал свое участие в этом деле, но признал, что знает И., и указал, где можно ее найти. Император послал слуг в Хрисовалантский мон-рь. И., от лица к-рой исходил луч света, повторила им все, что прежде в ночном видении сказала императору. Во время беседы один из слуг написал ее портрет. Император узнал в И. женщину, явившуюся ему во сне, и немедленно освободил ее родственника, а святой послал письмо, в котором признал свою ошибку. В престольный праздник соборного храма И. получила предсказание, что в следующем году она будет участвовать в этом торжестве в последний раз. Год спустя И. отказалась принимать пищу, кроме райского яблока. На 3-й день святая назначила мон. Марию своей преемницей и после продолжительной молитвы скончалась. Весть о ее кончине быстро разнеслась по городу, и толпы народа, в т. ч. жены и дочери синклитиков, пришли в монастырь. По свидетельству агиографа, святая преставилась в возрасте 97 лет. Агиограф сообщает, что ее могила была источником чудес и почиталась многими, в особенности теми, кто нуждались в защите от наветов и клеветы. Научная проблематика Хронология Жития непоследовательна и имеет ряд несоответствий. Так, имп. Михаил III, чьей невестой могла стать И., род. в 840 г. и женился на Евдокии Декаполитиссе в 855 г. Очевидно, что И. должна была быть ровесницей императора или младше его. Однако, согласно Житию, на пути в К-поль она встречалась с прп. Иоанникием Великим, к-рый умер в 846 г. Эта встреча исключает возможность участия И. в смотре имп. невест, к-рый состоялся через 10 лет, следовательно, когда императору было 6 лет, И. уже была в возрасте невесты. Из-за хронологических расхождений трудно установить время рождения и смерти И. Скорее всего она жила между 840 и 940 гг. или, согласно Розенквисту, между 830 и 930 гг. Путаница в хронологии может свидетельствовать и о том, что Житие было написано гораздо позже упоминаемых в нем событий. Розенквист предполагает, что автор Жития - либо одна из насельниц Хрисовалантского мон-ря, либо женщина из рода И.

http://pravenc.ru/text/673927.html

6. Святителя Евтихия, патриарха Константинопольскаго (582). Святителя Мефодия, архиепископа Моравскаго, учителя Словенскаго (885). Преподобныя Платониды Сирския (308). Мучеников 120 Персидских (344–347). Мучеников Иеремия и Архилия иерея. 7. Преподобнаго Георгия исповедника, митрополита Митиленскаго (Мелитинскаго) (IX). Преподобнаго Даниила Переславскаго (1540). Мученика Каллиопия (304). Мучеников Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Преподобнаго Серапиона монаха. 8. Святых апостолов Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Святителя Нифонта, епископа Новгородскаго (1156). Преподобнаго Руфа, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Мученика Павсилипа (II). Святителя Келестина, папы Римскаго (432). 9. Святаго мученика Евпсихия (362). Мучеников Дисана, епископа, Мариава, пресвитера, Авдиеса и прочих 270 (362– 364). Преподобномученика Вадима архимандрита (376). 10. Святых мучеников Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33 (III). Мучеников Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, Персидских (ок. 380). 11. Священномученика Антипы, епископа Пергама Асийскаго (92). Преподобных Иакова Железноборовскаго (1142) и Иакова, сподвижника его. Святителя Варсонофия, епископа Тверскаго (1576). Преподобных Евфимия (ок. 1465) и Харитона (1509) Сянжемских. Мучеников Прокесса и Мартиниана (I). Преподобнаго Фармуфия (IV). Преподобнаго Иоанна, ученика святителя Григория Декаполита (IX). 12. Преподобнаго Василия исповедника, епископа Парийскаго (VIII). Священномученика Зинона, епископа Веронийскаго (ок. 260). Преподобнаго Исаака Сирина , в Сполете Италийском (550). Преподобномучеников Мины, Давида и Иоанна (VII). Преподобныя Анфусы девы (801). Преподобныя Афанасии игумении (860). Икон Божия Матери Муромския (XII) и Белыничския (XIII). 13. Святаго священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийскаго (303). Мученика Крискента из Мир Ликийских. Мученицы Фомаиды Египетския (V). 14. Святителя Мартина исповедника, папы Римскаго (655). Мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (1347). Мученика Ардалиона (IV). Мучеников 1000 Персидских и Азата скопца (ок. 341).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Григория Декаполита , который посылал некоего монаха на могилу святого. Кроме этих текстов существуют еще два более поздних энкомия - анонимный (средневизантийского времени) и Макария Макриса (XIV-XV вв.). Анонимный энкомий составлен на основе анонимного Жития, а энкомий Макария Макриса - на основе анонимного Жития и анонимного энкомия. Св. Давиду Солунскому посвящены служба, написанная прп. Иосифом Песнописцем в IX в., краткие синаксарные Жития конца X в. в Синаксаре Константинопольской церкви и в Минологии Василия II , а также переложение Жития на новогреческий язык, выполненное мон. Агапием (Ландосом) в XVII в. Поскольку сведения Иоанна Мосха и анонимного Жития частично противоречат друг другу, существует мнение, что в них рассказывается о разных людях. С другой точки зрения, эти тексты должны были быть разными, т. к. принадлежат к разным жанрам. Первый текст - это объяснение аввы Палладия из монастыря Лифазомен в Египте причины своего ухода в монастырь (будучи уроженцем Фессалоники, он стал свидетелем божественного света, исходившего из кельи Давида Солунского, что побудило его принять иночество), второй текст писался как Житие святого. Тема огня присутствует в обоих текстах. Несмотря на то что в анонимном Житии не упоминается о месопотамском происхождении преподобного, а у Иоанна Мосха нет описания его подвига на дереве, авторы синаксарей, видимо, соединили эти сведения, считая, что речь идет об одном и том же подвижнике. Рака с мощами прп. Давида Солунского в монастыре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике Мощи прп. Давида Солунского находились в основанном им монастыре до 1054 года (по мнению А. Васильева) или до начала XIII в. (по версии Е. Делидимоса), когда они были перевезены крестоносцами в Италию, в г. Павия . В 1978 году благодаря стараниям Фессалоникийского митр. Пантелеимона мощи были перенесены обратно в Фессалонику и помещены в храме вмч. Димитрия Солунского . В настоящее время мощи находятся в монастыре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике. Монастырь, в котором подвизался Давид Солунский, не сохранился.

http://drevo-info.ru/articles/6298.html

Явление прп. Сергия Радонежского св. прав. Василию Грязнову Явление прп. Сергия Радонежского св. прав. Василию Грязнову В 60-х гг. по благословению свт. Филарета В. организовал в Павловском Посаде муж. иноческую общину, для к-рой Московский святитель составил устав. Неподалеку от мануфактуры В. построил 2-этажный дом для 11 иноков, рядом устроил отдельную келью, в к-рой молился и принимал приходивших к нему людей (келья была разрушена в 70-х гг. XX в.). В святом сочетались духовные дарования благотворителя и старца, его называли «фабричным духовником». В 1868 и 1869 гг. В. и Лабзин подавали прошения в Синод о преобразовании общины в общежительный мон-рь, но получили отказы. Незадолго до кончины, находясь на лечении в Москве, В. написал письмо братии основанной им общины - свое духовное завещание (опубл.: «Возлюбленная моя о Господе братия!» Павловский Посад, б. г.). Святой скончался сразу после принятия Св. Таин, погребен на кладбище Павловского Посада при стечении множества людей. Сразу после кончины старца было установлено его панихидное поминовение. Васильевский павлопасадский мон-рь. Фотография. 2002 г. Васильевский павлопасадский мон-рь. Фотография. 2002 г. В 1874 г. Лабзин, Н. И. и И. И. Грязновы (брат и племянник В.) построили на кладбище Павловского Посада 2-этажный Покровский храм, нижний придел к-рого 16 июля 1874 г. был освящен во имя св. Василия Декаполита, небесного покровителя В. В этот придел перенесли останки подвижника, оказавшиеся нетленными. При перезахоронении от останков В. были отделены и положены в серебряный ковчежец 2 перста. В 80-х гг. XIX в. при Покровском храме возникла жен. община, впосл. преобразованная в павловопосадский Покрова Богородицы Васильевский мон-рь , одним из попечителей к-рого был племянник В. фабрикант В. Н. Грязнов. Лабзин, насельницы и прихожане Покровской обители готовили материалы к канонизации старца. О. Я. Лабзина составила подробное жизнеописание В., к-рое в 1896 г. направила Московскому митр. Сергию (Ляпидевскому) . Краткое житие В. написал прот. С. Цветков (оригинал в фондах ГМИР). Игум. Покровского мон-ря Алевтина (Овчинникова) часто посылала болящих насельниц на могилу праведника, в летописи обители зафиксировано множество случаев чудотворений от его мощей.

http://pravenc.ru/text/150665.html

Нежинский 2-й, XI-XII в     Месяцеслов при евангелии, поступившем от Михайлоархангельской греческой церкви города Нежина в музей Киевской академии, описан А. Дмитриевским в Трудах Киевской Академии (1885 г. Т. II, стр. 27 и след.). Особенностей имеет довольно, хотя во многом и даже большею частию сходствует с установившимся впоследствии месяцесловом иерусалимского устава. Так в сентябре разность состоит только в том, что 11 числа св. муч. Корнут поставлен вместо пр. Феодоры, а 18 пр. Феодора поставлена вместо опущенного Евмения Гортинского. В октябре 11 вместо ап. Филиппа поставлены патриархи константинопольские: Нектарий, Арсакий, Аттик и Сисиний, 27 вместе с Нестором преложение честные главы Иоанна Предтечи, 28 св. муч. Андрея, вероятно, из дружины Стефана нового, 30 св. Кириака патриарха вместо Зиновия и Зиновии. В ноябре 10 вместо апостолов мучч. Христофора и Антония, 20 муч. Дасия, а не Григория декаполита, 22 муч. Кикилии вместо ап. Филимона, 23 патриархов Прокла, Анатолия и Геннадия вместо Амфилохия. Под 11 числом имени совсем не показано. В декабре 18 муч. Филетера вместо Бонифатия, 30 одного Маркелла. В январе 3 Феоктиста вместо 4, а Феопемта и Феоны вместо 5, с 25 листы вырваны. В феврале 19 муч. Максима вместо ап. Архиппа, 20 Евстафия антиохийского вместо Льва катанского, 27 Маркиана вместо пр. Прокопия, 28 муч. Садока и дружины вместо Василия, 29 св. Порфирия (вероятно, Протерия). В марте 10 Софрония вместо 11, а 11 Кодрата апостола, то есть муч., вместо 10, 12 Феофана пииты вместо хронографа, 14 Евсхимона вместо Венедикта, 15 Пиония вместо Агания и дружины, 21 муч. Фавсты вместо Иакова, известна одна 6 февр. 24 муч. Христины вместо Артемона, 28 св. Исидора, вероятно, что 14 мая, 29 Иоанна патр. иерусалимского вместо Марка арефусийского, 23 и 31 чисел святых нет. В апреле 3 св. мученицы Ипомоны, 5 св. 120 муч. в Персиде, а Феодул и Агафопод 2 апр., 8 Келестина папы вместо Георгия, 9 Патермуфия и Коприя вместо Евпсихия, 12 св. Симеона, что 5 апр. или 27 апр., и Иакова, еписк.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010