Предположительно, антииконоборческую направленность имеет и рассказ о евхаристическом чуде, приписываемый прп. Григорию Декаполиту († 841/2), но, возможно, ему не принадлежащий (аргументы, не всегда однозначные, в пользу авторства прп. Григория см. в ст.: Sahas D. What an Infidel Saw that a Faithful Did Not: Gregory Dekapolites and Islam//GOTR. 1986. Vol. 31. P. 47-67; аргументы в пользу более надежной позднейшей датировки, вероятно, XIV в.- в ст.: Taft. 1996). В этом рассказе говорится о том, как присутствовавший на литургии мусульманин - племянник эмира Сирии - чудесным образом увидел, что священнослужители закалают не Хлеб, а Младенца и причащаются Его Тела и Крови (см. греч. и слав. тексты в ст.: Муретов С. Д. Сказание св. Григория Декаполита о чудесном видении одного сарацина, его обращении в христианство, подвижнической жизни и мученической кончине//ЧОЛДП. М., 1894. Март, Апрель, Май/Июнь. С. 1-28 [особой пагинации]; исследователь также отмечает, что в слав. рукописях сокращенная редакция этого Сказания часто встречается под именем прп. Ефрема Сирина; кроме того, в поздней агиографической традиции похожее чудо иногда связывается с именем свт. Василия Великого - ср.: PG. 29. P. CCCII). Помимо имплицитной полемики с иконоборцами, отрицавшими тождество евхаристического и собственного Тела Христа, этот рассказ полемически направлен и против исламской традиции, где, хотя и имеется представление об установленной Христом трапезе (ср.: Коран 5. 114), ее христ. осмысление не принимается. Попытку изложить богословие Е. для мусульман предпринимал и др. правосл. автор IX в., Феодор Абу Курра († 820 или 830), еп. Харранский, к-рый в сочинении, написанном в форме диалога с мусульманином, объяснял, что всемогущий Бог может сделать хлеб Своим Телом, и приводил в качестве доказательства предложенную еще свт. Григорием Нисским аналогию с превращением хлеба в тело вкушающего его человека (PG. 97. Col. 1552-1553). Диакон Михаил Желтов Латинское богословие Е. в эпоху Каролингов. (сер. VIII - кон. X в.)

http://pravenc.ru/text/348067.html

Григорович в своем путешествии по Европейской Турции 57 рассказывает, что мощи св. Климента Славянского до недавнего времени сохранялись целокуиными, пока монахи монастыря св. Антония, что близ Бера (на картах Караферия), не унесли скрытно честную его главу. В церкви монастыря св. Георгия, в Новом Базаре, построенной Стефаном Неманею, лежали мощи краля Драгутина, обновителя монастыря. Они, говорит Гильфердинг 58 , лежали долго невредимы после запустения монастыря, пока святотатственная рука новобазарских христиан, по имени знобичей, не похитила их для распродажи по частям. В течение XVI и всего XVII столетий наше правительство усиленно занималось перенесением святыни с Востока на Русь, получая ее от разных просителей милостыни. Как велико было количество привезенных к нам частей мощей, можно отчасти видеть из того, что, например, части мощей св. Пантелеймона нам встречались в числе привезенной святыни 23 раза, Златоуста – 14, архидиакона Стефана – 14, Меркурия – 13, св. Луки – 9, Иоанна Крестителя – 7, Андрея Первозванного – 5, Игнатия Богоносца – 5, Марии Магдалины – 4, царя Константина – 3, ап. Филиппа – 3 и пр., хотя мы и не обращали на это обстоятельство нарочитого внимания. Кроме того, много документов относительно привоза к нам святыни затерялось, много святыни разошлось по частным рукам, так как просители подносили ее не только государю, но и частным лицам, которые могли заплатить за подносимое. Мощи привозились к нам с Востока очень маленькими дробными частицами – это была обыкновенно небольшая, откуда-нибудь отделенная кость, не имевшая плоти и в большинстве случаев без обозначения, от какой части она взята; редко встречаются такие пояснения: мученицы Анастасии – зуб; Златоуста – часть от правой руки; Прокопия-великомученика – часть от главы; Иоанна Крестителя – часть от руки; Луки-апостола – часть руки; Иоанна Предтечи – часть от главы; Анастасии Узорешительницы – часть ребра; Иоанна Предтечи – часть от правой лопатки и т.п. Целых вполне мощей к нам, конечно, никогда не привозили, так как их почти не встречается на всем Востоке, но к нам иногда привозили, хотя сравнительно с общею массою всей святыни и очень редко, крупные части мощей, каковы, например: глава св. Григория Богослова , глава св. Иоанна Златоустог о, главы св. Евгения, великомученика Агафоника, великомученика Сергия; руки: Елевферия-мученика, Григория Декаполита , св. Иакова из 40 мучеников севастийских, Андрея Первозванного, Комнина-архимандрита правая рука, которою он расписывал церковь в Вифлееме (привез Иерусалимский патриарх Паисий), Василия, епископа Адасийского, Пелагеи, св. Кирика, Иоанна Предтечи; привозились и персты от рук: перст Златоуста, Василия Великого , Христины-великомученицы, Андрея Первозванного, великомученицы Екатерины; от ног: персты правой ноги ап. Филиппа и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Эти акты считаются критиками проконсульскими актами. Ассемани и Ле-Кьеи уверяют, что 15 сентября празднуется обретению мощей сего Акакия, а не Акакия 5 века. В греч. памятниках 31 марта положена память Акакия, еп. мелитинского, исповедника при Декии и Никодям в Синаксаристе утверждает, что 15 -сентября празднуется обретение мощей сего именно Акакия. В месяцеслове Василия 29 марта он назван св. о. Акакием исповедником, и об епископстве в Мелитине не говорится, может быть, потому, что в древних актах были разногласия или неопределенность касательно места его святительства. От Акакия же мелитинского 5 века осталось несколько сочинений и Филарет говорит, что он скончался, вероятно, в 435 году. См. Учение об отцах § 217. Житие его в Великой Макар. минее, неизвестное Болландистам. Ни в житий, ни в каноне Иосифа не говорится о мощах его и принесении их, а говорятся только, что он погребен с муч. Полиевктом, след. принесение мощей 15 сент. другого святителя.     Св. Агапит папа. В Деяниях св. (Sepm. 163—180) об нем пространное историческое исследование, в коем доказывается, что он вступил на престол 29 апреля 535 года, а умер в Константинополе 17 апр. 536 г. О исцелении им немого и хромого на пути в Константинополь говорит близкий его преемник Григорий Двоеслов (Dial. lib. 3. сар. 3). По календарю Вейденбаха 1855 года он посвящен 3 июня 535 года и умер 22 апреля 536 года. У Герцога смерть его относится вообще к концу апреля (Encyklop. I. 175).     Муч. Адриан, по месяцеслову Василия, пострадал в одно время с Леонидом и Ириною (см. 16 апр.) и, вероятно, в Коринфе же. В стишных прологах он называется, неизвестно почему, новым, тогда как другие мученики с именно Адриана известные: 3 февраля и 26 августа (двое в сей день) пострадали после его. В стихословии ему сказано:    Если не знаешь, кто стоит среди огня,    Узнай по голосу, Адриан, терпя.    Из сего заключают, что при кончине его было чудесное видение с гласом свыше. См. Деян. св. (Apr. II. 404) 18     Пр. Иоанн, ученик Григория декаполита.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

59) «22 октября 1715 г. в память Святого Равноапостольного Аверкия Епископа Иерапольского Чудотворца, умерла раба Божия супруга сенатора князя Петра Алексеевича Голицына его княгиня Дарья Лукина, по фамилии Ляпунова, прожив 37 лет и 6 месяцев; тело ее положено напротив этой таблицы». 60) «5 декабря 1729 г. умерла раба Божия Евдокия, супруга князя Алексея Петровича Хованского, дочь Ивана Петровича Лодыженского, и положена на этом месте». 61) «10 февраля 1734 г. умер раб Божий порутчик князь Николай Петрович Голицын; прожив 25 лет и 3 месяца, погребен напротив этой таблицы». 62) «4 мая 1748 г. в день памяти Святой преподобномученицы Пелагеи, умер раб Божий капитан второго московского полка князь Алексей Петрович Голицын, в 2 часа дня; прожив 37 лет, 7 месяцев и 9 дней, погребен напротив этой таблицы». 63) «18 апреля 1756 г. в день памяти преподобного Отца нашего Иоанна ученика Святого Григория Декаполита , в 8 вечера умер раб Божий, младенец князь Алексей Александрович сын Голицыных, родившийся 5 февраля 752 г., именины его 12 февраля; прожил всего 4 года, 3 месяца и 12 дней, и 15 часов, погребен напротив этой таблицы». 64) «18 октября 1750 г. в день памяти Святого Апостола и Евангелиста Луки, умерла раба Божия, жена князя Димитрия Михайлович Голицына, княгиня Анна Яковлевна». 65) «2 августа 1710 г. умер раб Божий князь Василий Борисович Голицын; прожив 29 лет». 66) «в августе 171 (1663) г. умерла раба Божия княгиня Екатерина Григорьевна, жена князя Василия Борисовича Голицына; прожив 22 года». 67) «13 ноября 1762 г. в 7 часов вчера в день память Святых Отца Нашего Иоанна Архиепископа Константинаграда Златоустого, умерла раба Божия боярыня Дария, дочь князя Василия Петровича Голицына, жена тайного Советника и государственной камер-коллегии Президента, Дмитрия Ивановича Кочетова, погребена в Москве в Богоявленском монастыре в палатке у гробов сродников ее господ князей Голицыных напротив этой таблицы; родилась, 7 сентября 1708 г.; именины – 19 марта, прожила 25 лет, два месяца и шесть дней».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (276) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2011-12-13) Описание: На иконе в соотв. датах образы святых: 1 апреля: Преп. Марии Египетской. Преп. Евфимия, Суздальского чудотворца. 2 апреля: Преподобного Тита, чудотворца. 3 апреля: Преподобного Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской. 4 апреля: Преподобных Иосифа песнописца и Георгия Малейского. 5 апреля: Мучеников Феодула и Агафопада 6 апреля: Святителя Евтихия. архиепископа Константинопольского. 7 апреля: Преподобного Георгия, епископа Мелитинского. 8 апреля: Апостолов Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта 9 апреля: Мученика Евпсихия. 10 апреля: Мучеников Терентия, Помпиия 11 апреля: Священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского. 12 апреля: Преподобного Василия исповедника, епископа Парийского. 13 апреля: Священномученика Артемона. 14 апреля: Святителя Мартина исповедника, папы Римского. 15 апреля: Апостолов Аристарха, Пуда и Трофима. 16 апреля: Мучениц Агапии, Ирины и Хионии. 17 апреля: Преп. Симеона Персидского..преп. Акакия еп. Мелитинского. Преп Зосимы, Соловецкого. 18 апреля: Преподобного Иоанна, ученика святого Григория Декаполита. 19 апреля: Преподобного Иоанна Ветхопещерника. 20 апреля: Преподобного Феодора Трихины. 21 апреля: Свящмуч.Ианнуария. Свящмуч.Феодора Пергийского, мчч. Прокула, Соссия, Фавста, 22 апреля: Преподобного Феодора Сикеота. 23 апреля: Святого вмч. Георгия Победоносца Мц. царицы Александры 24 апреля: Мученика Саввы стратилата. 25 апреля: Апостола и евангелиста Марка. 26 апреля: Свящ муч. Василия, еп. Амасийского. Свт Стефана, епископа Пермского. 27 апреля: Священномученика Симеона, сродника Господня. 28 апреля: Апостолов Иасона и Сосипатра.,мучеников Дады, Максима и Кинтилиана. 29 апреля: преподобного Мемнона чудотворца. 30 апреля: Апостола Иакова, брата святого Иоанна Богослова. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Минея-Апрель " .

http://pravicon.com/image-15177

39) иным приходящим царем был бы ему наследник их сродства и здержатель хоругвии царские по благочестию их. Отвещавше же Дохери монастыря инок великий Феодорит: аз убогий и грубый и грешный калугер, быв в послушании у великаго старца Семиона у Декаполита, по благословению игуменскому. Егда же прииде от великого государя во Святую гору и во вся святыя обители великая милостыня неизчестна, и в церкви украшения лепотна, и дойде добре святыни милостыня государская в потребу ему, понеже великий мой наставник от его посланника взят ю со умилением и честне одари его благословением посланнаго. И по мале времени отходит в подкров малого скита во оход моления ради, и время продолжав, в ските пребывая от Ведения Пресвятей Богородицы до 20 числа месяца декабря. И (л. 39 об.) прииде во обител ко утрени, и по утрени входит во келию свою, и воздал мне грешному благословение не по моему согрешению, и вся изъявил, и писмо положил, и поучение дал ми и наказание, а мне нищему учинил с миром отшествие, и глаголя ми: чадо Феодорите! Днесь приходит час времени отхода моего, а по преставлени моем вскоре будет поиск о браку государском, и о сочетании втораго брака и о разлучении перваго от великого князя Василия Ивановича московскаго к вам во святая места, и ови повеления произволению спротив вещати востанут по правилу святых отец запрещением, понеже иде в правилех писание пишет и мирской чади не повеле вает, не токмо таким превеликим вседержавным государем тако творити. Аз же (л. 40) о сем мног труд положих сходатая себе исках и учителя вразумети моему недостоинству, и едва обретох великого старца Варсонофия. И той Варсонофия содержа себе сходатая и собеседника вседержавныя земли государя, и он бе десподска роду, во ангельском же чину именуется Антоний. Сему же учения книжная до конца навыкшу и достохвалное житие препроводил до конца своего добре, и таковому дару сподоблыпася. Сий великий Антоний и Варсонофий о всем вещали между собою, по благодати, данней нам от святаго Духа. И о сем слышахом от них велию речь вещающим им и беседующим между собою о прожити и о насилии от безсеменьскаго царя нечестивыя веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

22. Обретение мощей святых мучеников, иже во Евгении (395–423). Мучеников Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305). Преподобных Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V). Преподобнаго Афанасия исповедника (821). 23. Священномученика Поликарпа, епископа Смирнскаго (167). Преподобнаго Поликарпа Брянскаго (1449). Преподобных Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другаго и Дамиана, пустынников Сирийских (V). Преподобнаго Александра монаха, начальника обители Неусыпающих (ок. 430). 24. Первое (IV) и второе (452) обретение главы святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Преподобнаго Еразма Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). На утрени прокимен: Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник Помазанному Моему. Стих: Помяни, Господи, Давида: 25. Святителя Тарасия, архиепископа Константинопольскаго (806). Зри: Святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалонитскаго, и Собор всех преподобных отец Киево-Печерских – переходящее празднование во 2-ю Неделю Великаго поста. 26. Святителя Порфирия, архиепископа Газскаго (420). Святаго мученика Севастиана (I). Преподобнаго Севастиана Пошехонскаго (ок. 1500). 27. Преподобнаго Прокопия Декаполита, исповедника (VIII). Преподобнаго Тита, пресвитера Печерскаго, в Ближних пещерах (1190). Преподобнаго Тита Печерскаго, бывшаго воина, в Дальних пещерах (XIV). Преподобнаго Фалалея Сирийскаго (460). 28. Преподобнаго Василия исповедника, спостника Прокопиева (750). Праведнаго Николая, Христа ради юродиваго, Псковскаго (1576). Священномученика Протерия, патриарха Александрийскаго (457). Священномученика Нестора, епископа Магиддийскаго (250). Преподобных жен Марины и Киры (ок. 450). 29. Преподобнаго Иоанна Кассиана Римлянина (435). Преподобнаго Иоанна, нареченнаго Варсонофия, епископа Дамасскаго (V); Мученика Феоктириста (VIII). Иконы Божия Матери Девпетерувския (1392). Месяц Март 1. Святыя преподобномученицы Евдокии (ок. 160–170). Преподобнаго Мартирия Зеленецкаго (1603). Мучеников Нестора и Тривимия (111). Мученицы Антонины (III–IV). Мучеников Маркелла и Антония. Преподобныя Домнины Сирийския (ок. 450–460).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Артемия, Косьмы и Дамиана, Фанурия и Ферапонта Кипрского, в биографиях знаменитых основателей и основательниц столичных монастырей: преп. Александра и Маркелла Акимитов, Исаакия и Далмата, Феодора Хорского, Иоанна Психаита и Иоанна Постника , преп. Домвики, Матроны, Евфросинии и Ирины, перед нами встаёт шумная оживлённая жизнь миллионной столицы, и быт различных слоёв её населения. Читая жития преп. Варвара, Афанасия Мефонского, Петра Аргивского, Луки Элладского, Никона Метаноите, Марфы Монемвасийской и Мелетия Нового, мы переносимся в пустеющую, разоряемую арабскими и славянскими нашествиями захолустную провинцию Эллады и Пелопоннеса. Жития преп. Давида Солунского, Григория Декаполита , Иосифа Песнописца, Феодоры Солунской и Фотия Фессалийского, равно как и замечательные повествования о чудесах вмч. Димитрия Солунского, знакомят нас с бытом второго по величине и богатству европейского города империи – Солуни. Быт полуварварской Македонии и Фракии отразился в житиях преп. Германа Козинитского, монаха Власия, Марии Новой, Евоимия Мадитского, Дорофея Фракийского и Кирилла Филеота. Жизнь раннего Афона рисуют жития преп. Петра и Афанасия Афонских , Павла Ксиропотамского, Ефимия Иверского и Ефимия Нового. Запустение и одичание островов Архипелага в эпоху арабских набегов и хозяйничанья пиратов нашли себе выражение в житиях преп. Андрея Критского , Давида, Симеона и Георгия Митиленских, Даниила Фасосского, Афанасии Эгинской, Феоктисты Лесбийской, Христодула Патмоского и Григория, еп. Ассийского, в собрании чудес муч. Фанурия и в рассказе о перенесении мощей вмч. Ефимии Всехвальной. Несколько подробностей из быта Южной России – отдалённой провинции империи, сообщают жития святителей: Василия и Капитона Херсонских, Стефана Сурожского и Иоанна Готейского. Особенно значительный агиографический материал выставила главная и богатейшая область византийской культуры – Малая Азия. Отсюда мы имеем вифинские жития преп. Авксенция, Вендимиана, Ипатия Руфинианского, Авраамия Кратейского, Луки Столпника и Михаила Малеина, жития подвижников Олимпа: преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почти столь же ценны жития, составленные, если не учеником, то, по крайней мере, младшим современником святого, много и живо помнившим о нём, имевшим возможность слышать рассказы людей, близко стоявших к нему, или, наконец, пользовавшимся записями отдельных эпизодов его жизни и совершенных им чудес. Таких житий мы имеем 75, причём самыми выдающимися из них являются жития: препп. Илариона В., Мелании Младшей, Василия В., Авксентия, Кириака Отшельника, Матроны Пергской, Евфимия В., Саввы Освященного, Николая Чудотворца-Сионита, Симеона Столпника Дивногорца, Симеона Юродивого, Иоанна Милостивого, Стефана Нового, Филарета Милостивого, патриархов Тарасия, Никифора, Мефодия, Игнатия, Антония Кавлея и Евфимия, препп. Феодора Студита , Давида, Симеона и Георгия Митиленских, Георгия Амастридского, Григория Декаполита , Иоанна Психаита, Евстратия Авгаровского, Афанасии Эгинской, Феодоры Солунской, Антония Нового, цариц – Феодоры и Феофано, препп. Марии Новой, Луки Столпника, Павла Латрского, Никифора Милетского, Луки Элладского, Мелетия Нового, Христодула Патмосского и Кирилла Филеота. Третье место по своей содержательности и достоверности займут жития несовременные, составленные значительное время спустя после кончины святого на основании письменных или устных традиций о нём. Несовременные жития распадаются в свою очередь на две группы. В первую из них должны быть отнесены те, числом до 30, которые представляют лишь простую переделку, простой пересказ – метафразу старинных современных житий, сделанную с литературными целями. Сюда относятся: житие преп. Ипатия Руфинианского, житие Симеона Столпника Дивногорца, составленное Никифором Магистром, житие Евфросинии Новой, написанное Никифором Ксанфопулом, а главное все те «метафразы» старинных мученичеств и житий в риторическом стиле X века, которые частью действительно принадлежат, частью приписываются перу знаменитого Симеона Метафраста 61 . Сравнивая переработки Метафраста с дошедшими до нас оригиналами, мы убеждаемся, что «метафраза» касалась почти исключительно формы изложения и не затрагивала содержания жития. Содержание обыкновенно очень точно передано в новой редакции, и это обстоятельство достаточно определённо решает в положительном смысле вопрос о достоверности известий не только метафрастовых, но по аналогии с ними, и других несовременных житий, являющихся литературной обработкой недошедших до нас оригиналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На обороте в прямоугольниках резные записи о мощах: Мощи стых великаго Иоанна Прдтчи; пророка Даниила; Лазаря друга бжия; аптла Андрея Первозванного; архидиакона Стефана; Иакова брата бжия; часть древа Креста Господня; аптла и евангелиста Матфея; апла иевангелиста Луки; апла иевангелиста Марка; апостола Варнавы ; апстла Варфоломея; Иоанна Дама[с]кина; Григория Декаполита ; Михаила Синадского; Иоанна Лествичьника; Климента Анкирскаго; Давида Селуньскаго; Григория Акрагантийскаго; Михаила Малеина; Ефрема Сирина ; Пимена Великаго Бгослова; стля Григория Бгслова; стля Василия Великаго ; стля Иоанна Златоустаг о; стля Спиридона чюдотворца; стля Никифора патриарха Цряграда; святит. Иоанна Млтиваго; стля Игнатия Бгносца; Богомтере Анны; Иакова Персиянина; Георгия Победоносца; великомчника Артемия; миръточивого Димитрия Селунского; Феодора Тирона; великомученика Меркурия; великомч. Пантелеймона целителя; Федора Стратилата; великомч. Христофора; великомч. Прокопия; Великаго цря Константина; кнзя Александра Невского; кнзя Георгия Владимирского; первомчницы Феодосии двцы; великомчницы Екатерины; кнзя Михаила Черниговского; Параскеви Пятницы; великомчнцы Варвары; кнзя Петра Муромского; кнгини Февронии Муромские; великомчницы Анастасии; великомчницы Ирины. Источники: ПГОИАХМЗ. Книга учета драгметаллов 1937 г. 412. 15. Крест напрестольный (мощевик ?) Инв. 297. Начало XVIII века, Москва (?). Серебро, дерево, жемчуг; чеканмка, золочение. 40,1х23,0. Клейма: (сбитое) двуглавый орел в круглом щитке. Крест шестиконечный, с трехлопастными концами в виде квадрифолиев. Деревянный, обложен чеканными позолоченными пластинами. На лицевой стороне в центре – накладное резное Распятие, на концах перекладины в высоком рельефе чеканены две полуфигуры предстоящих; в навершии – облачный благословящий Саваоф со сферой и нисходящий Св. Дух. Древо изображено с текстурой, утвержденным на Голгофе, с акцентированным изображением груды камней. На рукояти и оборотной стороне чеканены крупные цветы тюльпанов на широколиственных сочных стеблях с бутонами; в средокрестии – ромбовидная дробница (для записи о мощах ?). На торцах – вьющийся орнамент «бурьяна».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010