Моск. Синод. библ. и др.; он ближе их к Иерус. уставу, но нет еще 3 святителей, Георгия Хозевита и Емилиана 8 янв., Феоктиста 4 янв., Льва Катанского 20 февраля, Василия Декаполита 28 февраля, вмч. Георгия 3 ноября; в другие числа Космы Маюмского, Андрея Критского, Павла Фивейского, прп. Малахии, ап. Архиппа; в другом порядке свв. 21 сент., 4 янв., 27 февраля. Переработку Василиева месяцеслова представляют и древнейшие славянские Прологи в ркп. XII–XIV b.; здесь уже распорядок свв. дня по важности ликов — пророки и апостолы впереди [ 191 ].   Евергетидский месяцеслов Из дальнейших редакций греческого месяцеслова нужно отметить даваемую Евергетидским уставом (см. выше, стр. 363). Она колеблется между Студийскою и Иерусалимскою (см. ниже), нередко отступая от той и другой; из нынешних памятей нет специально Иерусалимских: 1 сент. Обновления, 11 окт. Феофана исповедника, 28 окт. Стефана Савваита, 3 ноября вмч. Георгия, 8 янв. Георгия Хозевита, 7 мая Креста; нет следующих свв. и праздников Константинопольских: 30 авг., 3 патриархов, 14 июня патр. Мефодия, 19 июля прп. Дия, 30 дек. Прп. Зотика, 17 окт. Андрея Критского, 29 дек. Маркелла, 9 ноября Матроны, 4 апр. Иосифа, 1 авг. Креста, 28 окт. труса; нет ни одного Афонского святого; нет собора 70 ап., Кассиана 29 февраля, 14 марта Венедикта, 21 июля Иезекииля; в другие числа Иоанна Дам. 2 дек., Ионы прор. и Ионы пресв. 21 сентября, ап. Филимона 23 ноября.   Студийский месяцеслов Студийский месяцеслов был предпоследним шагом к установлению нынешнего. Но он представляет немалое разнообразие в разных представителях своих — в Минеях и Уставах. Древнейшие из греческих Студийских Миней — криптоферратские XI–XII b. имеют, например, 16 ноября кроме ап. Матфея мч. Варлаама, нет Павла Фивейского 15 янв.; 20 янв., а не 26 Ксенофонта, нет прп. Венедикта 14 марта; вопреки Студ. уст. имеют 13 сент. службу Обновления. Еще ближе к Иерус. уставу греч. Студ. Минеи из собр. еп. Порфирия в Спб. Имп. Публ. библ. XII b.; важнейшие разности с последним только 4 янв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Анастасии (Акты, март, II, 40), где введение и жизнь свободно переданная Святителем; 15-го – св.мм. Агапия, Пуплия, Тимофея, Ромула, Александра и Дионисия, в Прологе: «Акты, март III, 478», здесь выдержка из третьей книги Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках», которая довольно близко и передана в Житии; 16-го – св. апостола Аристовула, ей. Британийского, согласно с Проложным сказанием, но заметка после жития указывает, что Святитель писал по Актам (март, II, 374), где synopsis historica, собранная из разных источников; в Прологе на Акты есть ссылка; – м. Савина, в Прологе: «Был 13-го числа, в Чет’е страдания его 13-го, Сурий, т. II, л. 249, Акты март, И, 259», но содержание жития исчерпывается теми сведениями из Минология и древних Миней, которые имеются в Актах; 21-го – св. Фомы, патр. Цареградского, в Прологе: «Акты, март III, 91», там commentarium с выдержками из Минология ими. Василия и жития преп. Феодора Сикеота, Святитель сделал в конце небольшое добавление из какого-то неизвестного нам историка; 27-го – св.м. Матроны Фессалонийскиа, в Прологе: «Акты, март II, 396», там сведения, собранные в sylloga historica из разных источников, по которым Святитель и составил житие. В Апреле: 7-го – преп. Георгия исповедника, митроп. Милитинского, в Прологе: «Акты – апрель I, 668», здесь commentarium со сведениями из Минология, Анфологиона и актов, Святитель использовал лишь часть этого материала, выбрав наиболее назидательное; 9-го – свв. апостолов Иродиона, Агафа, Руфа, Асигкрита, Флегонта и Ермила, в Прологе: «Акты апр. I, 741»; собранные здесь, в историческом обзоре, сведения дополнены Святителем из Деяний апостольских (гл. XI, 27 и XXI, 11) и из Сурия; 18-го – преп. Иоанна, ученика св. Григория Декаполита , в Прологе: «Акты, апр. II, 583», здесь одно введение с отрывками из разных источников, на основании его Святитель написал и житие и примечание к нему; – св.м. Иоанна нового (Акты, апрель, II, 609), где акты из греческого Анфологиона и введение к ним; 29-го – преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

уставу, но нет еще 3 святителей, Георгия Хозевита и Емилиана 8 янв., Феоктиста 4 янв., Льва Катанского 20 ф., Василия Декаполита 28 ф., dvx Георгия 3 н.; в другие числа Космы Маюмского, Андрея Критского, Павла Фивейского, пр. Малахии, ап. Архиппа; в другом порядке свв. 21 сент., 4 янв., 27 ф. Переработку Василиеа месяцеслова представляют и древнейшие славянские Прологи в ркп. XII-XIV в.; здесь уже распорядок свв. дня по важности ликов – пророки и апостолы впереди. Евергетидский месяцеслов    Из дальнейших редакций греческого месяцеслова нужно отметить даваемую Евергетидским уставом (см. выше, стр. 402). Она колеблется между Студийскою и Иерусалимскою (см. ниже), нередко отступал от той другой; из нынешних памятей нет специально Иерусалимских: 1 сент Обновления, 11 окт. Феофана испов., 28 окт. Стефана Савваита, 3 н. вмч. Георгия, 8 янв. Георгия Хозевита, 7 мая Креста; нет следующих свв. и праздников К_польских: 30 авг., 3 патриархов. 14 ин. п. Мефодия, 19 ил. пр. Дия, 39 дек. пр. Зотика, 17 окт. Андрея Критского, 29 дек. Маркелла, 9 н. Матроны, 4 апр. Иосифа, 1 авг. Креста, 28 окт. труса; нет ни одного Афонского святого; нет собора 70 ап., Кассиана 29 ф., 14 мр. Венедикта, 21 ил. Иезекииля; в другие числа Иоанна Дам. 2 дек., Ионы пр. и Ионы пресв. 21 с., ап. Филимона 23 н. Студийский месяцеслов     Студийский месяцеслов был предпоследним шагом к установлению нынешнего. Но он представляет немалое разнообразие в разных представителях своих – в Минеях и Уставах. Древнейшие из греческих Студийских Миней - криптферратские XI-XII в. имеют, напр., 16 н. кроме ап. Матфея мч Варлаама, нет Павла Фив. 15 янв.; 20 янв, а не 26 Ксенофонта, нет пр. Венедикта 14 мр.; вопреки Студ уст. имеют 13 сент. службу Обновления. Еще ближе к Иерус. уставу греч. Студ. Минеи из собр. еп. Порфирия в Спб. Имп. Публ. библ. XII в.; важнейшие разности с последним только 4 янв. муч. Фостирия, а не 70 ап., 5 янв. Павла Фивейского, нет Обновления, Кассиана и Венедикта; есть три итало-сицилийских свв. С месяцесловом греческих Студийских Миней не сходится часто месяцеслов западных Студийских уставов, который, исключая Криптоферратского, ближе из к Иерусалимскому уставу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(ок. 834, Селевкия Исаврийская - 4/5.08.917, Агафов мон-рь, близ К-поля), свт. (пам. 5 авг.), патриарх К-польский (февр. 907 - 15 мая 912), родственник св. Григория Декаполита . В ранней юности принял монашеский постриг на Олимпе Вифинском, затем подвизался в одном из мон-рей близ К-поля. Во время конфликта имп. Василия I Македонянина с его старшим сыном Львом (буд. имп. Лев VI Мудрый ) оказал поддержку последнему, предсказав ему благополучное наследование престола (не исключено тождество Е. с одноименным монахом, порицаемым за дерзость в одном из писем патриарха Фотия - PG. 102. Col. 885-888). Вскоре после воцарения (886) Лев VI сделал своего духовного наставника Е., в то время игумена одного из пригородных монастырей, членом синклита и патриаршим синкеллом ; для него был построен мон-рь в Псамафии (район К-поля близ Золотых ворот) с соборным храмом во имя св. бессребреников Космы и Дамиана (освящен 6 мая 890). В качестве советника императора Е. противостоял всесильным временщикам, таким как василеопатор (отец императора, высший титул) Стилиан Зауца или паракимомен (главный спальничий) Самона. Зная о желании не имевшего наследников Льва вступить в новый брак с Зоей, дочерью Стилиана, Е. воспрепятствовал добровольному уходу в монастырь 1-й супруги Льва, св. Феофано , а после ее кончины отказался благословить 2-й брак императора, за что был сослан в монастырь Диомида (ок. 897/8). Через 2 года после смерти Стилиана Зауцы и Зои Лев VI примирился с Е., вновь сделав его своим ближайшим советником. На Пасху 901 г. Е. удалился в подаренный ему Агафов монастырь (τ Αϒαθο) на Босфоре, он был недоволен тем, что в праздничные дни устроили торжественные похороны скончавшейся во время родов 3-й жены Льва VI Евдокии. Примирение Е. с императором произошло после неудачного покушения на Льва в храме св. Мокия (903). В 906 г. синкелл стал восприемником при крещении долгожданного наследника престола Константина VII Багрянородного. Через год в обстановке церковно-политического кризиса, вызванного 4-м браком Льва VI, заключенным c Зоей Карвонопсиной, патриарх Николай I Мистик, обвиненный в сговоре с мятежником Андроником Дукой, был вынужден отречься от престола. Уступая просьбам императора, Е. согласился занять Патриарший престол, но лишь после того, как Собор с участием посланцев папы и вост. патриархов разрешил возобновить церковное общение Льва VI после его покаяния и после того, как принял отречение Николая Мистика.

http://pravenc.ru/text/187723.html

VII в.; яркими жизнеописаниями IX-X вв. (о Феофане Исповеднике , Филарете Милостивом, Феодоре Студите , Стефане Новом, Никифоре Мидикийском, Евфимии Сардском, Григории Декаполите , Патриархах Константинополя Тарасии, Никифоре, Игнатии, Евфимии, митиленских братьях Давиде, Симеоне и Георгии, основателях монастырей Луке Стилите и Афанасии с Афона, подвижнике с Пелопоннеса Никоне Метаноите). Для Житий X-XI вв. характерно то, что они все были составлены исключительно монахами, игуменами, церковниками, касались посмертного культа святого и включали чудеса (к примеру, Жития Феодоры Фессалоникской, Марии Новой). Другой их тенеденцией стало включение в текст апокалиптических представлений о конце света, видений Страшного Суда, небесного Иерусалима (например, Житие Андрея Юродивого, Василия Нового, «Апокалипсис» Анастасия»). Во второй пол. Х в. 148 Житий было сведено в корпус – Минологий, составленный пересказавшим их Симеоном Метафрастом . Кроме того существовали другие краткие резюме Житий святых, собранные по дням церкового календаря, которые тоже назывались минологии или синаксари. После упадка в XII в., в эпоху Палеологов (1261–1453 гг.) А. становится прежде всего упражнением в письме, к которому прибегали такие писатели как Георгий Акрополит, Патриарх Григорий Кипрский , Никифор Хумн, Константин Акрополит, Никифор Каллист Ксанфопул, Никифор Григора. В это время почти нет Житий святых женщин (редким исключением является Житие Св. Феодоры из Арта, которая умерла в 1270-х гг.). Зато А. отражает споры вокруг Лионской унии и исихасма, а также расцвет монашества в Константинополе, Фессалонике, на Афоне и Метеоре, развитие или формализацию процедуры канонизации. Так, большинство из 32 святых этого периода – противники унии, исихасты, странствующие монахи или новомученики, убитые турками или египетскими мусульманами. Один из наиболее известных палеологовских агиографов, Патриарх Константинополя Филофей Коккин («Красный») (ум. в заточении в 1377 или 1378 г.) составил четыре биографии исихастских святых, включая Патрирха Исидора I (1347–1350 гг) и Григория Паламы , митрополита Фессалоники (13471350 гг), вставив панегирики Фессалонике во все четыре Жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В с. Малыгине церковно-приходская школа открыта в 1869 году. К 1 января 1885 г. состояло 13 мальчиков и 1 девочка. Учащихся в 1892 – 93 учебном году было 24.  Престолов в церкви два: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в трапезе теплой – во имя Святого Николая Чудотворца. Над главным престолом устроена сень на четырех деревянных столбах с иконою Господа Саваофа (на холсте). Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из Св. икон наиболее замечательна икона Казанской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе с короной из жемчуга и разноцветных камней; икона эта местными прихожанами и жителями окрестных селений почитается рукотворной; на праздник 8 июля стекалось множество богомольцев. Письмо иконы очень древнее. Другая старинная икона Святого Николая Чудотворца в серебряной вызолоченной ризе. В 1863 году пожертвован в церковь ковчег серебряный вызолоченный, на нем надпись: «пожертвован в Казанскую села Малыгина церковь крестьянином А.И. Смирновым по чудесном исцелении Казанскою сею Божиею Матери от смерти»… Святых сосудов: три серебряные вызолоченные и одни оловянные с резными изображениями Апостолов и креста (найдены местным священником под престолом). Из крестов замечательны: восьмиконечный серебряный вызолоченный. На нем надпись: «Животворящее древо, Иоанна Предтечи, Андрея Первозваннаго, Матфея Евангелиста, Марка, Луки, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Иоанна Милостиваго, Петра Митрополита, Алексия, Ионы и Филиппа, Гурия и Варсонофия Казанских, Архидиакона Стефана, великомучеников Димитрия и Георгия, Феодора Стратилата, великомучеников Никиты, Пантелеймона, царевича Димитрия, великомученицы Варвары, Преподобнаго Ефрема Сирина, Преподобнаго Сергия, Александра Свирского и Прокопия Декаполита». Кем приложен этот крест, неизвестно. С частицами Святых мощей был и другой тельный крест, висел он на Казанской иконе Божией Матери. Напрестольное Евангелие, печати 1716 года. Из богослужебных книг старинная Осмогласник, приложена в 1775 году приказным Троицкой Лавры П. Архиповым. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1822 года, исповедные росписи с 1825 года. В архиве хранилась храмозданная грамота, данная Епископом Переславским Антонием в 1775 году. 

http://sobory.ru/article/?object=30801

Так, стоящая в начале литурии Василия Великого , по Барберинову евхологию, молитва: «Боже, Боже наш» 39 , своим прошением: «помяни принесших и тех, за кого они принесли», говорит о совершении приношений в начале священодействия, а над писанием: «молитва, которую произносит священник в сосудохранилище, когда хлеб полагает на дискос», указывает на происходящее в то же самое время приготовление евхаристического вещества. От того же IX в. сохранилось и другое свидетельство о совершении проскомидии в начале литургии: его мы находим в сказании Григория Декаполита о «чудесном видении одного сарацина и обращении его в христианство » 40 . По ясному указанию рассказа, приготовление евхаристического вещества отделено по времени от его перенесения на престол. Первое совершается в самом начале службы: «когда приблизится час божественной литургии, иерей, говорит сказание, вознамерился начать проскомидию»; второе имеет место на великом входе, т. е. пред евхаристическими молитвами. Являясь плодом переработки древнего типа, указанное положение акта приношений едва ли было вызвано теми причинами, на которые указывает г. Муретов, т. е. влиянием церемоний византийского двора, требовавших совершения проскомидии до торжественного входа императора в храм, и обилием приношений, для принятия которых требовалось более или менее значительное время 41 . Если бы подобное объяснение было справедливо, то состав стоявшей в начале литургии проскомидии с самого раннего времени отличался бы, сложностью и разнообразием действий. Между тем в IX–X в.в. он ограничивается или положением хлеба на дискос при чтении то одной молитвы (литургии Барберинова евхология и Севастьяновского списка) 42 , то двух (литургия Иоанна Златоуста по списку преосв. Порфирия), 43 или же изъятием агнца, сопровождаемым произношением известных слов из 53 гл. кн. пр. Исайи, как это наблюдается в толковании на литургию Германа патриарха константинопольского в редакции в VIII–X в. 44 . Не отличается сложностью акт приношения и в памятниках позднейших столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Преп. Тита, пресвитера печерского. Жил в 12 веке. Чет. Минея из Патерика печерского. 28 Преп. Василия, сострадальца и спостника св. Прокопия Декаполита. См. 27 февраля о преп. Прокопии. Мес. В. и Март. Р. 27 Февр. В службе канон Феофана. Св. священномуч. Протерия, патриарха Александрийского. Избран на место Диоскора, низложенного Халкидонским собором. Народ и монахи, обольщенные лжепатриархом Тимофеем Елуром, из партии Диоскора, умертвили его тростьми в крестильнице; тело его влачили по стогнам, сожгли, и прах развеяли по воздуху, в 457 г. Чет. Минея из разных историков. (Or. Chr. III col. 412. Act. SS. Febr. III p. 729 sqq). Св. муч. Нестора, еп. Магидийского. В царствование Декиево, по повелению игемона Публия, распять в Перге Памфилийской. Пролог. (Act. SS. Febr. III p. 627. Or. Chr. col. 935 Лекьен называет Нестора епископом Сиды, основываясь на рукописях). Март. Р. 26 февр. Мес. Вас. Препп. жен Марины и Киры. Из Берии Сирийской, подвизались 42 года в посте и молитве, в начале 5 или в конце 4 века. Пролог. Феодорит. Боголюб. Ист. гл. 29. (Μαρνα κα Κρα). Мес. В. Препод. Домники. Месяц. всех свв. 29 Преп. Кассиана римлянина. Иоанн Кассиан иночествовал в Вифлееме и Нитрии. В Константинополе св. Иоанном Злат. рукоположен в диакона; по изгнании сего святителя, отправлен был духовенством цареградским, по делу Златоустого, к Иннокентию папе. Получив от него сан пресвитера, преп. Кассиан оставался в Риме до взятия сего города Готфами в 410 году. Тогда, удалясь в Марсель, основал две обители, мужскую и женскую. Преставился около 444 года, 97 лет. Чет. Минея. (Act. SS. Jul. V. р. 458. Oudin. Comm de script. eccl. 1. 1133. Fabr. VIII. p. 452. Xp. Чт. 1827. XXVIII). Есть служба. Преп. Иоанна, нареченного Варсонофия. Палестинянин, из архиепископа Дамасского сделался отшельником Нитрийским. Скончался в 5 веке, написав многие душеполезные книги. Пролог. (Ог. Chr. II. col. 834). Св. муч. Феоктириста. Пролог. 1 Св. преподобномученицы Евдокии. Из Илиополя Финикийского. От самарянской веры и беспорядочной жизни обращена к христианству монахом Германом, и крещена еп. Феодотом. Мучена Диогеном, усекнута воеводой Викентием, в 152 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В 1200 г. русский паломник Антоний, бывший в Константинополе, написал, что в Великой церкви между утренею и обеднею читался прилог (пролог) и, без сомнения, диакона Маврикия. При сравнении первых памятей первой редакции стишного пролога в древнейшем его списке 1295 года оказывается, что он очень близок в установившемуся впоследствии месяцеслову иерусалимского устава, но автор еще не знал этого месяцеслова, ибо он еще не установился в Великой церкви определенно. В прологе нет следующих памятей иерусалимского устава или поставлены в другие дни: 21 сент. Иона пророк поставлен первым, 9 октября Андроника и Афанасии нет, Косма маюмский 15 янв. вместо 12 или 14 октября, Андрей в Крисе 19 окт. вместо 17, освящения храма великомуч. Георгия в Лидде нет, 3 янв. прор. Малахия и за ним 70 апостолов 3 же января, а не 4, 4 янв. муч. Гордия, а Феоктиста в Кукуме нет, 5 янв. Павел Фивейский вместо 15, 8 янв. Георгия Хозевита и Емилиана исповедника нет, а есть Домника, нет 30 янв. даже трех святителей, 19 февр. муч. Максим, Феодот и дружина вместо ап. Архиппа, 20 февр. ап. Архиип вместо 19, а Льва катанского нет, 27 февр. сперва Геласий, а потом Прокопий Декаполит и Василий, а 28 февр. Протерий вместо Василия. Вот все почти разности от установившегося впоследствии месяцеслова иерусалимского устава. Их, как видно, за полугодие не много. Подобное и за мартовское полугодие по Хлудов. прологу 1370 года. Но разности и его с иерус. уставом показаны также немногие в приложении 16, где сравниваются первые памяти прологов. В первой редакции стишного пролога первые святые во дне имеют по три стиха, а прочие по два стиха, конечно, потому что им совершались службы или воздавалось преимущественное празднование. Не видно в этой редакции зависимости особенной и от студийских памятников; так 26 янв. в нем нет даже и памяти перенесения мощей пр. Феодора студита и брата его Иосифа, и студийские святые не стоят на первом месте, как в студийских минеях и прологах. Не видно в нем и афонского влияния: 15 окт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

20 февраля Святителя Льва, епископа Катанскаго († ок. 780) Святых преподобномученик Корнилия, игумена Псково-Печерскаго, и ученика его Вассиана-муромца Преподобнаго Агафона, в Дальних пещерах noчubaющaro (XII–XIV). 21 февраля Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея «Козельщанския» (1881) Преподобнаго Тимофея, иже в Символех (†795), и святителя Евстафия, архиепископа Антиохийскаго (†337) 23 февраля Святаго священномученика Поликарпа, епископа Смирнскаго (†167) Преподобнаго Поликарпа Брянскаго (†1620 или 1621) 24 февраля Святаго пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (nepboe [IV] обретение честной главы) Преподобнаго Еразма, в Ближних пещерах почивающаго († ок. 1160) 27 февраля Преподобнаго Прокопия Декаполита, Исповедника († ок. 750) Преподобнаго Тита пресвитера, в Ближних пещерах почивающаго (†1190) Преподобнаго Тита, бывшаго воина, в Дальних пещерах noчubaющaro (XIV) 28 февраля Преподобнаго Василия Исповедника († ок. 750) Святаго блаженнаго Николая Саллоса, Христа ради юродиваго, Псковскаго (†1576) 2 марта Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Державная» (1917) Святаго священномученика Феодота, епископа Киринейскаго († ок. 326) Святителя Арсения, епископа Тверскаго (†1409) 4 марта Преподобнаго Герасима, иже на Иордане (†475) Святаго благовернаго князя Даниила Московскаго (†1303) Преподобнаго Герасима Вологодскаго (†1178) Святаго благовернаго князя Вячеслава Чешскаго (пренесение мощей, 938) (службу зри 28 сентября) 5 марта Святаго мученика Конона Исаврийскаго (I) Святаго преподобномученика Адриана Пошехонскаго, Ярославскаго (†1550) Святых благоверных князей Феодора Смоленскаго и чад его, Давида и Константина Ярославских (обретение мощей, 1463) (службу зри 19 сентября) 6 марта Святых мученик 42х амморийских: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Васоя, Каллиста и прочих с ними († ок. 845) Икон Божия Матере, именуемых: «Благодатное Небо» (XIV), Ченстоховская (I), Шестоковская (XVIII)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010