По предложению императора на Константинопольскую кафедру синодом эндимуса был избран патриарший синкел Евфимий, по характеристике Продолжателя Феофана, «муж священнодостойный, скромный и богобоязненный» . Он появился на свет в 834 году в Селевкии Исаврийской и был родственником святого Григория Декаполита. С ранних лет он стремился к аскетическому житию и уже в юные годы принял постриг в одном из монастырей Вифинского Олимпа, откуда впоследствии перешел в обитель, расположенную в окрестностях столицы. В пору противостояния фотиниан и игнатиан Евфимий, вероятно, принадлежал к сторонникам патриарха Игнатия. Своим смирением, молитвенностью и подвижническим житием он снискал известность, и в правление Василия Македонянина был приближен ко двору, став духовником его сына Льва, которого он поддерживал и утешал, когда тот подвергся опале и оказался в заточении. Взойдя на престол, Лев Мудрый возвысил Евфимия. Он был назначен патриаршим синкелом и вскоре затем игуменом построенного тогда близ Золотых ворот Псамафийского монастыря, храм которого был освящен в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Став одним из советников императора, Евфимий не страшился противоречить ему. Он воспрепятствовал уходу в монастырь супруги василевса святой Феофано в пору увлечения царя дочерью самого влиятельного из сановников Стилиана Зауцы Зоей. После преставления Феофано Евфимий не дал благословения своему духовному сыну Льву Мудрому на брак с Зоей, за что впал в немилость царю и в 897 году был сослан в монастырь святого Диомида. После смерти Стилиана и Зои, когда император вновь овдовел, он вернул Евфимия в столицу, и тот снова занял должность патриаршего синкела. Евфимий I, Патриарх Константинопольский      Но Евфимий не одобрил намерение царя устроить пышные похороны его третьей жены Евдокии в самый день Святой Пасхи и писал по этому поводу Льву: «Не помрачай управляемого тобою города в светлый и всечестный день святого Воскресения, и вместо веселия и радости о нашем спасении и воскресении не вводи плача и жалких воплей, ибо это недостойно нашей христианской веры; но, если принимаешь совет смиренного монаха-старца, пусть она (царица) предана будет гробу без публичного торжества. Да и какая ей польза от криков и бесчинных воплей следующих за гробом? Ведь и при этом она будет в гробу. Я знаю, что эти слова смирения ты сочтешь болтовнею; но ты увидишь – справедливость их – после» .

http://pravoslavie.ru/147379.html

   Передняя пластина самого креста фигурно отлита и украшена золотой филигранью. В центре – небольшое, объемное изображение Распятия. В изгибах золотой скани размещаются драгоценные камни, среди которых есть рубины и изумруды. На нижнем пятилистнике – шесть обрамленных золотом драгоценных камней, расположенных по кругу, в центре которого находится седьмой камень – крупный изумруд; на боковых трилистниках – по пять драгоценных камней-украшений, расположенных тоже по кругу, в центре которого изумруды такого же размера, что и в нижней части креста; верхняя часть креста украшена четырьмя вкрапленными в литье драгоценными камнями, в центре которых – тоже изумруд. Все изумруды примерно одинакового достоинства. На обратной стороне креста (задняя пластина) выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня…», а также кратко – имена сорока угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в Кресте-мощевике. Вот полные имена этих святых: «Честнаго и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; святого Андрея Первозванного; преподобного Саввы Сторожевского; святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского; святителя Амвросия, епископа Медиоланского; святителя Спиридона Тримифунтского; святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских; святителя Иоанна, архиепископа Новгородского; святителя Арсения, епископа Тверского; святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских; преподобных Антония, Пимена и Евфимия Великих; преподобного Алексия – человека Божия; преподобного Саввы Освященного; преподобных Иоанна Лествичника, Даниила Столпника и Григория Декаполита; священномученика Антипы; преподобного Иоанна, спостника Симеонова; великомученика Феодора Тирона и мученика Мины; святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского; преподобного Сергия, игумена Радонежского; преподобного Тихона чудотворца; преподобных Александра Свирского и Пафнутия Боровского; преподобного Антония Римлянина, новгородского чудотворца; преподобного Макария, игумена Колязинского, чудотворца; блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого».

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/14/...

Васса, Дионисия, Ориона и Дасса мучч. в Гераклее во Фракии. М. Р. Иерон. Дапия пресвитера и муч. в Персии при Сапоре II. Агапита в Кесарии каппад. Иерон. Сазана, Мареса, Тимея, Зарона, дев Татоны, Мамы, Мазахии, Абиафы и Гатесы при Сапоре II в Персии (с Иоанном и Саворием и другими). Мюллер. Симеона за иконы испов. и богоносного. Никод. в жизни Григория Декаполита . Стефана игумена и Антипы пресвитера мучч. в Константинополе. Мюллер. 24 старцев в Апокалипсисе. Копт. 1286. 1338 и 1425. 21. Тавифы девы в Ефиопии. Василия, Зефира, Матроны, Авксилия, Сатурнина, Василиска(и), Ираклия(Карала), Евтихия, Календиона. Иерон. (М.Р. 27 нояб.). 22. Феликса, Димитрия, Зета и Гонората мучч. в Александрии. Иерон. Лонгина, Евтеция, Нина, Ле- онтия, Фавста мучч. в Каппадокии. Иерон. Марка и Стефана мучч. в Антиохии в Писидии при Диоклитиане. М. Р. Григория, еп. Таниса. Копт. 1338 и 1425 (у Люд. и 1286 Григория нисского ). Пелариана с сестрою своею Татусбаиею. Абис. у Люд. (у Порфир. Пеладиака и братий его). 23. Фавстины августы муч. в Александрии. Мюллер. Иоанна Габры. Абис. у Люд. Текла-Гаввараиать. Абис. у Люд. Вероциана и Евтика мучч. в Кесарии. Иерон. Муч. Виктора, сына Романа. Копт. 1425 (у Порфир. обновление храма св. Виктора). Потамиона еп. Никод. в жизни Григория акрагантийского. Никод. Марка преп. Никод: там же. 24. Иуста, еп. иерус. во 2 веке. Мюллер. Ликана, игумена в Ефиопии, сотрудника св. Фрументия в Ефиопии. Абис. у Люд. Серапамона. еп. Накия в Египте от племени первомуч. Стефана при Диоклитиане. Копт. 1338 и 1425 (1286 и у Люд. епископа Абсады). 25. Еразма муч. в Антиохии. Иерон. М. Р. У. Сахака и Месроба переводчиков в 5 веке. Армян. Евгении и Сусанны дев в Константинополе. Мюллер. Габры-Маскала. Абис. у Люд. 26. Фавста пресвитера, Дидия. и Аммония, также Филея, Исихия, Пахомия, Феодора егип. епископов и других 560 муч. при кесаре Максимине Даиев Александрии. М. Р. А. У. Маркелла пресвитера и муч. в Никомидии, низвергнутого арианами со скалы в 349 г. М. Р. Петра еп. в Едессе. Мюллер (сн. 27 числа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Память 26 Февраля Житие Святого Отца Нашего Порфирия, Епископа Газского Память 27 Февраля Память Преподобного Отца Нашего Прокопия Декаполита, Исповедника Память Преподобного Фалалея Житие Преподобного Тита, Пресвитера Печерского Память 28 Февраля Житие И Страдание Святого Священномученика Протерия, Патриарха Александрийского Память Преподобного Отца Нашего Василия Исповедника Память Святого Священномученика Нестора, Епископа Магидийского Память Преподобных Жен Марины И Киры Память 29 Февраля Память Преподобного Отца Нашего Кассиана Римлянина Память Преподобного Иоанна, Нареченного Варсонофия Жития Святых — месяц февраль Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ   по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц февраль Память 1 февраля Страдание святого мученика Трифона Святой Трифон родился в стране Фригийской, в селении Кампсад, близ города Апамеи [ 1 ]. Еще с юных лет почила на нем благодать Божия и Господь даровал ему силу чудотворения [ 2 ], дабы не только из уст сего младенца, но и из чудесных его дел совершить Себе хвалу. В Великих Минеях Четьих [ 3 ] много повествуется об исцелениях от всяких болезней, совершенных святым отроком Трифоном, и об изгнании им бесов из людей, обращавшихся к нему. Мы же сначала расскажем об одном из многих его чудес, свидетельствующих о великой благодати Божией, почивавшей на нем, а затем будем повествовать об его страдании за веру Христову. В двести тридцать восьмом году на престол римский вступил император Гордиан [ 4 ], которой, хотя и был идолопоклонник, но христиан не преследовал. Этот царь имел взрослую дочь, по имени Гордиану, — девицу, отличавшуюся умом и красотою, так что многие великие и славные князья желали взять ее в жены своим сыновьям. Но эту девицу, а с нею вместе и все ее семейство, постигло великое несчастье: по Божию попущению в нее вошел диавол, которой жестоко мучил ее, ввергая ее в огонь и в воду; приводимые к больной девице, известные своею мудростью врачи не могли помочь ей. Но вот, обитавший в девице, нечистый дух сам, по повелению Божию, провещал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Царский крест-мощевик и святые, чьи мощи более трех веков хранятся в нем, молитвенно соединяют нас не только со свидетелями славы Божией, но и с новомучениками и исповедниками Российскими — свидетелями славы святых Царственных страстотерпцев. «Господи, укрепи нас в грядущих испытаниях, укрепи весь русский народ. Святые Царственные мученики, новые мученики и исповедники Российские, все святые, молите Бога о нас!» Молитва царскому кресту-мощевику Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство! Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имя рек ) молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, молитвами святых Твоих: честнаго и славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; святаго Андрея Первозваннаго; преподобнаго Саввы Сторожевскаго; святаго праведнаго Лазаря Четверодневнаго, епископа Китийскаго; святителей Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о; святителя Иоанна Милостиваго, патриарха Александрийскаго; святителя Амвросия, епископа Медиоланскаго; святителя Спиридона Тримифунтскаго; святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских; святителя Иоанна, архиепископа Новгородскаго; святителя Арсения, епископа Тверскаго; святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских; преподобных Антония, Пимена и Евфимия Великих; преподобнаго Алексия, человека Божия; преподобнаго Саввы Освященнаго; преподобных Иоанна Лествичника , Даниила Столпника и Григория Декаполита ; священномученика Антипы; преподобнаго Иоанна, спостника Симеонова; великомученика Феодора Тирона и мученика Мины; святых благоверных князей Александра Невскаго и Даниила Московскаго; преподобнаго Сергия, игумена Радонежскаго; преподобнаго Тихона чудотворца; преподобных Александра Свирскаго и Пафнутия Боровскаго; преподобнаго Антония Римлянина, новгородскаго чудотворца; преподобнаго Макария, игумена Колязинскаго, чудотворца; блаженнаго Максима Московскаго, Христа ради юродивого, их же святые мощи в кресте предлежат, яко усердно к вам прибегаем, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших.

http://azbyka.ru/fiction/pechal-vasha-v-...

Далее, перемена направления государственной политики в отношении иконопочитателей, происшедшая по смерти Льва Армянина, несомненно, должна была так или иначе сказаться на судьбе Иосифа. Но этого мы не видим. Даже если бы в этот двенадцатилетний период сравнительной тишины и церковного мира преподобный Иосиф и не получил свободы, то все-таки он мог бы быть осведомлен о совершающихся событиях, мог узнать о смерти своего друга и отца преподобного Григория Декаполита . Но в житии эта смерть представляется полнейшею неожиданностью для св. Иосифа, весьма сильно действующею своею, так сказать, недавнею, непосредственною остротою. Словом, мы не можем принять этот 27-летний период пребывания преподобного Иосифа в Критской тюрьме. Что-нибудь одно: или если св. Иосиф получил свободу по смерти иконоборца Феофила, то при нем же он и попал в Критскую тюрьму; если же он выступил на общественную деятельность при Льве Армянине, при нем отправился в Рим и попал в Критскую тюрьму, то возвратился обратно в Константинополь только после его смерти (820 г.). По высказанным выше соображениям и на основании Малого жития Феофановской редакции мы склоняемся к первому мнению, что преподобный Иосиф выступил впервые за св. иконы вместе с преподобным Григорием Декаполитом именно при императоре Феофиле (832 г.), по смерти которого он и возвратился из Критской тюрьмы. В этом убеждают нас и другие древнейшие источники. Например, один из древнейших исторических памятников, близкий к той эпохе, Месяцеслов Василия императора прямо говорит, что св. Иосиф прибыл в Константинополь μετ θνατον Θεολου το εκνομχου πολυθε τ υλακ τ βοηθε το γου Νικολου. 67 То же самое утверждается и Петровым Прологом по рукописи Афонского Пантелеимоновского монастыря: прп. Иосиф получил свободу, «когда была прервана жизнь защитника ереси Феофила» (το τ αρσεω προμχου Θεολου τν ζων ποξαντο). 68 Таким образом, все убеждает нас признать выступление преподобного Иосифа при Феофиле, а рождение его отнести к концу VIII или началу IX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Точно держась такого образа мыслей, мы постановляем, чтобы никто не смел приводить в движение язык свой против икон, ни за иконы; но пусть пропадет и сгинет собор Тарасия так же, как и собор Константина или недавно собранный при Льве, и пусть глубокое молчание будет правилом во всем, что напоминает об иконах». (См. Труды проф. Васильевского, III т. Изд. Академии Наук, с. 81–82). 101 Acta SS. Nov. II, 372. Житие прп. Иоанникия Великого, написанное Саввой. Восстановление Православия, по предсказанию преподобного Иоанникия Великого исполнилось после 6,5 лет безбожия Льва, 8 лет и 9 месяцев равнодушия Михаила (κα κτ πρ ννα μησ το Μιχαλ χλιαρτητο) и т. д. Царствование Михаила трактуется как κατστασι το χλιαρο или μετρα θερμτη; вернее, применительно к 16 стиху III главы Апокалипсиса Иоанна Богослова: οτω τι χλιαρ ε κα οτε ζεστ, οτε ψυχρ…, т. е. состояние теплохладности… 102 Малое житие. Гл. V. С. 5: να ερομρτυρο… ντπα το Θεου πλησον πρχοντι το γ. Μωκου. Место пребывания Иосифа и Григория Декаполита в столице до обнародования Малого жития Феофана было точно неизвестно, так как малоопределенно было положение храма священномученика Антипы. Почему такие осторожные исследователи, как Du-Cange и его последователи, не указывали точной его топографии? Du-Cange в своем капитальном и, можно сказать, единственном труде «Constantinopolis Christ…» lib. IV, на с. 80–97 (по Венец. изд. 1729) под цифрой 9 на основании жития преподобного Иосифа отмечает храм св. Антипы и говорит, что он в 12 году царствования Василия Македонянина был разрушен от землетрясения, как видно под 9 декабря Минеи из жития прп. Стефана Константинопольского (το νεολαμπο το ν τ γ ντπα κειμνου. Idem. Morcelli. Μηνολγιον τν εαγγελων ορταστικν, sive Kalendarium Ecclesiae Constantinopol. Vol. II, p.86, изд. Romae. 1788). Но Мануил Гедеон сообщает некоторые дополнения, вносящие путаницу. На 90 с. своего «Βυζ. ορτολγιον» он говорит, что храм во имя св. Антипы, как видно из жития Иосифа Песнописца, был в Константинополе, в IX веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Спасо-Преображенском монастыре мощи Святителя Гурия находились до 1630 года. В этом году Казанский Митрополит Матфей принял за благо перенести мощи Святителя Гурия из Спасского монастыря в Кафедральный Благовещенский собор, так как собор этот был создан самим Святителем Гурием. Перенесение совершено было торжественно в 20 день месяца июня 1 . Память Святителя Гурия в Казани празднуется с особенной торжественностью 5 декабря, в день кончины Святителя, 4 октября, в день открытия святых и многоцелебных его мощей, и 20 июня, в день перенесения его мощей из Спасо-Преображенского монастыря в построенный им Казанский Кафедральный собор. Со времени вступления на Казанскую кафедру ныне благополучно управляющего Казанской паствой Архиепископа Арсения еженедельно, по средам, за вечерним Богослужением самим Архипастырем, при торжественной обстановке, читается акафист Святителю Гурию. Благочестивые христиане Казанской церкви всех сословий и возрастов со всех концов города Казани в большом количестве стекаются на это Богослужение в Кафедральный собор и, прославляя хвалебными песнями Святителя, усердно молят его о помощи, заступлении и ходатайстве перед Престолом Всевышнего. Святитель Божий не оставляет тщетными усердные мольбы с теплою верою притекающих к нему, как свидетельствуют время от времени совершающиеся при мощах его исцеления. Святитель Христов Герман, чудотворец Казанский Второй Архиепископ Казанский Святитель и чудотворец Герман, второй Архиепископ Казанский, непосредственный преемник Казанского первосвятителя Гурия, происходил из знатной дворянской семьи Садыревых-Полевых, потомков князей Смоленских, проживавшей в городе Старице Тверской губернии. Родился он в самые первые годы XVI столетия, в начале царствования великого князя Василия Иоанновича. При святом крещении ему дано было имя Григорий, во имя Св. Григория Декаполита . Знатный род Садыревых-Полевых, ревностно несший государственную службу, особенно отличался своим благочестием и религиозностью. Известно несколько лиц этого рода, которые, стремясь к святой жизни по Бозе, оставляли мир и посвящали себя иноческим подвигам в монастырях. Таковы были сверстники и двоюродные братья Феодора Афанасьевича, родителя святого Германа, Никифор, Иван и Владимир Васильевичи, принявшие иночество в Волоколамском монастыре и подвизавшиеся там – первый с именем Нила, второй – Серапиона и третий – Симеона. Их примеру потом, как известно, последовал и родитель святителя Германа Феодор Афанасьевич, принявший иночество в том же Волоколамском монастыре с именем Филофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Вспомним и о прп. Иоанна Психаите, которому в ответ на обвинение иконоборцев в новом беззаконии был задан уточняющий вопрос, в чем, собственно, это беззаконие состоит. Исповедник отвечает: вводящий идолы вместе с этим воздает честь и тому, чьи эти идолы. Отвергающий же икону Христа вместе с этим отвергает и почитание (το σβας) Того, Чья это икона 662 . Анонимный биограф св. Георгия Мелитинского 663 , который, согласно житию, присутствовал среди прочего духовенства, на аудиенции у императора Льва, также отмечает низвержение и уничтожение при нем честных и святых икон (τν γων κα σεπτν εκνων, τν γων κα ερν κα σεβασμων εκνων), и избирает для краткой исповеднической речи святителя тему связи поклонения образу и первообразу, упоминает в ней о Писании и священнических наставлениях, как основании иконопочитания 664 . Анонимный агиограф, написавший житие Прокопия Декаполита заимствует для своего героя две исповеднические беседы из жития прп. Макария Пелекитского, которые сливаются в истории Прокопия в одну, наполненную похожим содержанием, а иногда повторяющую дословно текст-источник 665 . Однако, он не обнаруживает в копируемом им памятнике исповедания почитания первообразного через образ и находит необходимым напомнить читателям о переходе поклонения, практически дословно цитируя Василия Великого 666 . Наконец, в житии свт. Мефодия император упрекает призванного на допрос патриарха в смуте 667 . Икона кажется ему незначительной причиной. Он говорит о ней, как о так называемом образе, (τς λεγομνης εκνος). Мефодий напоминает ему о почитании царского изображения, сопоставляя его с иконой Христовой. Причина этого почитания, по словам исповедника, ясна и очевидна. Легко заметить, что связь образа и первообраза, провозглашенная Вселенским Собором, для этих писателей является мыслью очевидной и хорошо знакомой, неким общим местом иконопочитания, которое не вызовет вопросов у читателей. Это соотношение связано для агиографов, с одной стороны, с аналогичным почитанием царского изображения, на которое обращал внимание еще свт. Герман, поясняя, что такой обычай не связан с обожествлением земных государей 668 , с другой стороны – с обвинением иконопочитателей в идолопоклонстве, с которого при Льве III начался иконоборческий конфликт. 4.3 Боговоплощение

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, не общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго причастится пречистых Твоих и небесных даров сподобил еси. Но, Владыко человеколюбче, нас ради умерый же и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая таинства, во благодеяние и освящение душ и телес наших, даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости и Твоего царствия присвоение, да во святыни Твоей теми сохраняем, Твою благодать поминаю всегда, и не ктому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и благодетелю, и тако сего жития изшед о надежди живота вечнаго, в присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный, и безконечная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинное желание, и неизреченное веселие любящих Тя, Христе Боже наш, и Тя поет вся тварь во веки. Месяцеслов Месяц февраль 1 Муч. Трифона. Пр. Петра 2 Сретение Господне 3. Св. Симеона Богоприимца 4 Прп. Исидора и Кирилла 5 Мчц. Агафии и Феодулии 6 Прп. Вукола Смирнского 7 Преп. Парфения и Луки. 8 Великомученика Феодора Стратилата 9 Мученика Никифора. Святого мученика Маркелла 10 Свящ. муч. Харалампия 11 Свящ. муч. Власия. Прп. Димитрия 12 Святого Мелетия и Алексия митрополита Московского 13 Пр. Мартиниана, Симеона 14 Прп. Кирилла и Авксентия 15 Апостола Онисима. При. Евсевия 16 Мучеников Панфила, Валента, Павла 17 Великомученика Феодора Тирона 18 Святого Льва, папы Римского 19 Ап. Архиппа и Филимона 20 Прп. Льва, еписк. Катанского 21 Преподоб. Тимофея. Святого Евстафия 22 Святых мучеников во Евгении 23 Священномученика Поликарпа 24 1-е и 2-е обретение главы Предтечи 25 Св. Тарасия архиеписк. Константиноп. 26 Святого Порфирия, архиепис. Газского 27 Пр. Прокопия Декаполита 28 Преподобных Василия, Марины и Киры 29 Пр. Кассиана Римлянина Месяц март 1 Преподобномуч. Евдокии. Мучен. Нестора

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010