кн. Василия II Васильевича Тёмного (ошибка, должно быть - кн. блгв. Иоанна I Даниловича Калиты) над тверской ратью под командованием боярина и воеводы Владимирского вел. кн. блгв. Михаила Ярославича Акинфа Гавриловича Великого († 1304). Ряд исследователей считали, что эта лит. версия достоверна ( Смирнов. 1995. С. 96-97; Брумфилд. 2018. С. 37-38). Однако ранние источники, включая 2 духовные грамоты Владимирского и Московского вел. кн. Иоанна Калиты (ДДГ. 1. С. 7-11; Кучкин В. А. Издание завещаний моск. князей XIV в.: г.] - Первая душевная грамота вел. кн. Ивана Даниловича Калиты//ДРВМ. 2008. 1(31). С. 95-108; Он же. Издание завещаний моск. князей XIV в.: г.] - Вторая душевная грамота вел. кн. Ивана Даниловича Калиты//Там же. 2(32). С. 129-132), не подтверждают дату сражения и основание в связи с ним обители ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. Гл. 3). Важно отметить, что потомки неудачливого боярина Акинфа Великого, дети к-рого в 1338 г. перешли на службу в Москву, в XIV-XVI вв. были одними из главных ктиторов переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ( Антонов. 2003). Вероятно, в этой поздней лит. версии (нач. XVII в.) об основании П.-З. Ф. м. отразилось соперничество между 2 местными обителями. XIII в.- 1667 г. В XIII в. мон-рь, к-рый неоднократно разоряли захватчики, должен был пользоваться вниманием переяславских князей - прямых потомков вел. кн. св. Ярослава Всеволодовича. С 1302 г., после прекращения династии переяславских князей, положение обители стало зависеть от жалований Владимирских вел. князей. П.-З. Ф. м. находился к югу от города, на т. н. Московско-Ярославской дороге. Поэтому на пути в Переяславль князья и митрополиты нередко могли здесь останавливаться. Во время их правления в состав Митрополичьей области на территории бывш. Переяславского княжества, вернувшегося в состав Владимирского великого княжества , вошли Романовская вол.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находится в Москве в М. Ивановском пер., на Кулишках. По престолу мон-ря получила название и местность, где он находится, - Ивановская гора. Ивановским именовался и М. И. м., и мост через ров, окружавший Китай-город, по к-рому из Варварских ворот выезжали в Белый город. Московский в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. 1882 г. Московский в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. 1882 г. М. И. м. впервые упоминается в летописях в 1415 г. при описании чуда, сопровождавшего рождение вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного. Вел. кн. Василий I Димитриевич , когда его супруга София Витовтовна во время родов была близка к смерти, послал гонца с просьбой помолиться о ней к почитаемому старцу, жившему «в монастыри святаго Иоанна Предтечи». Старец призвал вел. князя молиться Пресв. Богородице и мч. Лонгину Сотнику и предрек, что роды благополучно разрешатся вечером того же дня. С тех пор в этой обители стали молиться о благополучных беременности и родах. Большинство летописей указывает место обители - «под Бором за рекою Москвою» (Моск. летописный свод кон. XV в.//ПСРЛ. Т. 25. С. 241; Никоновская летопись//Там же. Т. 11. C. 226); только в редакции XVI в. Московского великокняжеского летописного свода 1479 г. в известии о чуде 1415 г. мон-рь указан без уточнения - «за рекою Москвою». Поэтому большинство историков XIX-XXI вв. считало, что изначально Ивановский мон-рь был мужским и располагался в районе совр. Пятницкой ул. и Черниговского пер., на месте сохранившегося храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вел. кн. Василий Димитриевич посылает в мон-рь св. Иоанна Предтечи, что под Бором просьбу помолиться о княгине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 828 об.)

http://pravenc.ru/text/2564216.html

160        " Той же весны мая 17-го митрополит Зосима остави митрополию не своею волею, но не померно пийя дръжашеся и о церкви Боже не радяше, и тако сниде в келии на Симонов, а оттоле к Троици в Сериев монастырь» (П. С. Р. Л., т. IV, стр. 164). 162       Воскр. лет. (П. С. Р. Л., т. VШ, стр. 228). Послы выехали из Москвы 9-го марта и в Вильну прибыли только 18-го апреля. (Карамз., т. VI, примеч. 399); поэтому 17-го мая они не могли быть обратно. 163       Князь Юрий Патрикеевич, внук Гедеминова сына Наримонта, был женат на сестре вел. кн. Василия Тёмного – Марии, от которой у него было два сына Иван и Василий и одна дочь за боярином Челядниным. У Ивана Юрьевича было два сына: Михайло и Василий Босой и дочь за князем Ряполовским. У Василия – Иван Булгак (в свою очередь отец князей Семена – Михайлы Голицы и Андрея Кураки) и Данило Щеня, знаменитый воевода Ивана III. 164       Князь Семен Иванович Ряполовский внук князя Андрея Федоровича Стародубского (6-е колено от Всеволода Большое Гнездо). 165        " А благословил княжну Елену из Пречистые Симон, игумен Троицкой, понеже тогда митрополии не бысть». (П. С. Р. Л., т. IV, стр. 165). 166       От 10-го марта 1494 года жалованная грамота вел. кн. Ивана Васильевича об освобождении от пошлин отчины Сергиева монастыря. (Акт. Арх. Эксп., т. I, 13). 168       Через два года по сведении Зосимы, летописец записал дошедшую до него весть, что бывший митрополит приобщался «на орлеце во всемь святительском чине» (П. С. Р. Л., т. XV, стр. 503. 176       У Шевырева, в его Истории Русской словесности (т. IV., стр. 79–83) исследовано это мнение о 8-ой тысяче: как и где, в каких литературных памятниках XV столетия и более ранних оно проявлялось. 177       Сборник библиотеки Троиц. лавры, 762, в 4-ку. Пасхалия кончается в нем следующими двумя строками: В л т sц кроу г слнцоу. кг. лоу н г инди к . емелиω. ки И затем киноварью: «Зде страх. Зде скорбь, зде беда велика. В распятии Христове сии бысь кроуг слнцоу. кг. лоу н г ω ки сие лето на конци явися. Воньже чаем всемирное торжьство пришествие твое. О Владыко оумножишася безакония на земли, пощади нас о Владыко. Исполнь Небо и землю Славы Твоеа. Пощади нас блгословен грядыи во имя Господне, пощади нас блюдете убо известноИ разоумне. О братие кто хощеть быти в то время бегаи бежи неверия. Быша при нас измаилы». Эта приписка к Пасхалш приводится и в летописи XV века. (П. С. Р. Л., т. VI, стр. 181).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ» торжественное выражение, употребляемое в титуле государей, в гос., в частности дипломатических и важнейших законодательных, актах и служащее для обозначения того, что власть главы гос-ва - монарха происходит от Бога, что она существует лишь милостью Божиею. Это выражение встречается в актах почти всех монархических гос-в Европы, в России впервые стало употребляться в договорных грамотах вел. кн. Юрия Дмитриевича Галицкого с др. князьями (1433) после отнятия им вел. княжения у племянника его Василия II Васильевича Тёмного . Первоначально в дипломатической переписке рус. князей мысль о том, что власть государя происходит от Бога, выражалась графически, в т. н. «богословии», заключавшемся в том, что в верхнем из 3 кружков, помещенных в треугольник, прописывались слова «Бог наш Троица», а в нижних титулы государя, от имени к-рого писалась грамота, и того, кому она предназначалась. В великокняжеском и впосл. царском титуле та же идея не всегда выражалась одинаково (см. ст. Титул ). Начиная же с имп. Петра I Алексеевича старинная форма богословия была заменена одним выражением «Божиею милостью», употреблявшимся в России во всех важнейших актах, исходящих от Высочайшей власти, до конца существования Российской империи. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149653.html

И ещё: вас многие в деревне недолюбливают. — А я, вашество, не девка, чтобы меня любить. Я — крестьянин, — нехорошо усмехнулся Охотников. — Всё в руках Божьих. Жить надобедь по совести, а не абы как. На том стояла и будет стоять русская жизнь. Желаю здравствовать. — Привстал с табуретки. Постоял, сминая в зачерствелых руках картуз. Но — направился к выходу. — Ну-с, как знаете! — процедил Лукин, тоже усмехаясь поведёнными вправо губами. Неожиданно из-за печки, из самого тёмного угла, зашуршало, и на свет вышел, привычно по-гусиному припадая на правый бок, замазанный известью и сажей Григорий Васильевич. Еле-еле поднимал затёкшие ноги и морщился. — Что такое?! — вскрикнул, нешуточно перепугавшись, присяжный поверенный, с открытым ртом опускаясь на табуретку и пятнисто бледнея на массивных, покачивающихся щеках. — Батя, ты ли!? — Батя, не батя, он ли, не он ли, — ворчливо отозвался Григорий Васильевич, стряхивая с бороды куски извести и глины. — Сядь! Я ить так и думал: ты, Михайла, зачнёшь кочевряжиться. О совести речь повёл! Эх!.. Охота, конечно, жить по совести… да коли уж влипли… Человек дело толкует: пошто парня губить, судьбину на самом взлёте подсекать? — Повернулся к неподвижному и, казалось, затаившемуся Лукину, резко нагнулся к нему и лицо в лицо осведомился: — Сколь жалаете, вашество? Лукин едва-едва оправился от испуга, но посмотрел ещё раз в углы, на печку и громоздкий, грубо сколоченный шкаф с папками, протянул, закатывая глаза: — Э-э, всего-то тысячу рубликов… с вашего, так сказать, позволения. — Тышша, вашество, одначе многонько, а пятьсоточек — в самый разок. Да снедью завалим твои закрома, овчины подкинем, бондарного, шорного скарбишки. — Грешное дело, батюшка, творим. Господь-то видит. — Молчи! Я род охотниковский спасаю! О внуках и правнуках думаю! Об истлевших костях свово отца и деда помню! О своих горемычных летах вспоминаю, когды опухал от голодухи и дрожал от хлада! — Батюшка, одумайтесь, — назвал отца на «вы», хотя всегда обращался на «ты». — Цыц! — заострился нос у разгневанного старика и яркими острыми точками загорелись маленькие ребячливые глаза.

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

123       Между Ламой, впадающей в Волгу, и Сестрою, притоком Оки, Волок-Ламский был издревле одним из важных торговых пунктов, через который новгородцы получали произведения Рязанской земли. По усилении Москвы, Волок был в смешанном владении новгородцев и Москвы, подобно Ржеву и Рузе. – Половину Волока отдал Иван Калита знатному пришельцу Родиону Нестеровичу, предку Самариных, Квашниных и Квашниных-Самариных. Другую половину отнял от новгородцев сам Родион (Карамз., т. IV, стр. 243). – Князь великий Симеон Иванович «перезвал к себе смоленского князя Фёдора Святославича и дал ему Волок-Ламский совсем, а дочь его Евпраксию взял за себя замуж» (Родосл. книга во Временнике общ. ист. и древн., книга 10-я). Одно время Волок принадлежал лишившемуся своего удела Белевскому князю Михаилу Романовичу. – В 1389 году Волок, с двумя волостями и Ржевом состояли за Владимиром Андреевичем (Донским), а в 1405 году Волок и Ржев перешли к великому князю, взамен за Углич и Козельск (Собр. Гос. гр. и дог., т. I, и 38). – Белеутовские сёла на Волоке переданы были Софьей Витовтовной своему внуку Борису Васильевичу, которому отец его, Василий Тёмный завещал Волок, Ржев и Рузу (Собр. Гос. гр. и дог., т. I, 41 и 42). Таким образом, только по смерти Тёмного Волок делается средоточием и стольным городом особого удельного княжества, которое существовало с 1462 до 1513 года. (Собр. Гос. гр. и дог., т. I, 86 и 87). 124       Шевырев, не указывая, впрочем, на источник, говорит, что Геннадий был из Московских бояр. Он же говорит, что колыбелью иноческого жития Геннадия была Валаамская обитель; руководителем в ней был Савватий Соловецкий. Сведение это почерпнуто Шевыревым из жития Савватия, написанного по желанию Геннадия. 131       Не входя в подробности происхождения ереси жидовствующих, я отмечаю следующее известие Густынской летописи под 1507 годом. «В тож лето, за Краковом, собрася лестцов некоих тринадесят, иже поведахуся быти апостолами и единаго межи собою нарекоша Христом» и т. д. И тут же далее: «В сие лето, в Кракови, жид некто хуляше веру христианскую, его же з писма препревше огнем сожегоша» (Полн. С. Р. Л., т. II, стр. 365).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Рыбинск. Молитвенная комната при Николаевской богадельне Императорского Человеколюбивого Общества. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Часовня. Не действует.   Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1900. Адрес: г. Рыбинск, Большая Казанская ул., д. 36. Координаты: 58.046821, 38.862997 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Хорошо знал нужды богадельни член-сотрудник с 1894 года, купец второй гильдии Николай Васильевич Батырев. В 1900 году он построил во дворе 2-этажную каменную пристройку к дому, в верхнем этаже которой устроили молитвенную комнату с иконостасом, церковной утварью, облачениями и прочими принадлежностями для свершения церковных треб. Со двора прямо во второй этаж вело парадное крыльцо с каменной лестницей. Петухова Н.А., Козлов А.Б. - Благородство и щедрость " тёмного царства " (из истории рыбинского купечества) PDF, RUS] Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=37235

4) Во время допроса в Тайной экспедиции от 5 марта 1796 года было выяснено, что Авель предсказывал письменно о том, что “на ню (Екатерину II) сын (Павел I) восстанет”. Попытки подследственного доказать, что он писал одно, а имел в виду другое, ни к чему не привели 74 , “пророк” оказался в итоге в Шлиссельбургской крепости, а “пророчество” не выполнилось. 5) В протоколах того же допроса 1796 года указывается пророчество Авеля, содержание которого было получено им “свы­ше”; на Божественности этого “откровения” он особенно настаивал даже перед лицом грозного следователя Тайной экспедиции. Цитируем Авеля: “Процарствует мати его (Павла I), Екатерина Алексеевна, всемилостивейшая наша Государыня 40 лет: ибо так мне открыл Бог” 75 . Между тем хорошо известны годы её царствования 1762–1796 — то есть всего 34 года царствования. Таким образом, мы видим признаки той ситуации, которая в ветхозаветные времена каралась смертной казнью. Пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?”. Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его (Втор 18:20–22). 3. Ересь. Согласно донесению об Авеле генерал-поручика Заборовского графу А. Н. Самойлову от 19 февраля 1796 г., “сде­­лан был ему допрос, но без великого успеха, кроме тёмного показания о некоем еврее Феодоре Крикове, которого Авель признавал Мессиею и котораго он видел в Орле” 76 . При допросе, осуществлённом несколько ранее преосвященным Павлом, епископом Костромским и Галичским, Авель называл себя “пред­течей Гоговым” 77 . Епископ Павел также свидетельствовал о вере Авеля в уже состоявшееся пришествие ожидаемого иудеями Мессии в лице некоего еврея Феодора Крикова и о путешествии его для свидания с Криковым в г. Орел 78 . Епископом Павлом взгляды Авеля были квалифицированы как ересь.

http://pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-ist...

Все вместе, скорбя и плача, они направились к пещере, в которой был похоронен Лазарь. Спаситель тоже прослезился. Люди думали, что Он идёт к могиле, чтобы оплакать усопшего. Но, ко всеобщему удивлению, Христос повелел отвалить камень, закрывающий вход в пещеру. «Господи, — робко запротестовала Марфа, — уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». На это Иисус сказал ей: «Если будешь веровать, увидишь славу Божию». Открыли вход в пещеру. Было тихо. И Спаситель громко воззвал к Отцу Небесному: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». А затем с Божественной властью обратился к умершему: «Лазарь! Выйди из пещеры». Из тёмного полумрака пещеры появился обмотанный погребальными одеяниями. Ужас объял людей, когда они увидели, что Лазарь действительно воскрес после четырех дней смерти! Его развязали, и он стал ходить и вести себя как раньше — словно проснулся от тяжёлого сна. Так произошло одно из великих чудес — воскрешение четверодневного Лазаря. Это чудо произвело на присутствующих потрясающее впечатление, так что многие из них уверовали во Христа. Слава об этом происшествии разнеслась по всей стране. А некоторые иудеи, затаив злобу, поспешили в Иерусалим сообщить синедриону о случившемся. 46. Торжественный Вход Господень в Иерусалим Все мы знаем и любим праздник Вербное воскресенье. Каждый старается прийти в храм, чтобы освятить ветки вербы, которая только-только начинается распускаться этой весенней порой. Освящённые пушистые веточки ставят дома к иконам, как знак Божия благословения. Как дети еврейские встречали Христа с молодыми пальмовыми ветвями, так и мы несём на встречу с Ним в храм молодые весенние побеги. Но на самом деле Вербное воскресенье — это праздник Входа Господня в Иерусалим. Было это накануне праздника Пасхи- той самой Пасхи, когда Он должен был закончить Своё земное служение. И в этом событии много не только радости, но и скорби. Слава о том, что Иисус Христос воскресил четверодневного Лазаря, дошла до Иерусалима. И когда его жители узнали, что Спаситель идёт в храм на праздник, то ликование их не знало границ: толпы людей устремились к воротам города навстречу Христу. Люди стелили свои одежды, чтобы Он шествовал не по земле. Дети резали пальмовые ветки и тоже бросали их на дорогу.

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

Еккл.7:14 . Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него. В день благополучия будь во благе, и в день злой смотри. Ибо и это Бог сотворил соответственно оному чтобы сказать, чтобы человек не находил за Ним чего либо. От человека, считавшегося сведущим в Писаниях, помню, я слышал в церкви такое объяснение этих стихов. «Пока ты находишься в настоящем веке и можешь что-нибудь делать из добрых дел, трудись, чтобы впоследствии в день суда, спокойным за себя смотреть на мучения других. Ибо Бог сотворил как настоящий век, в котором мы можем приготовлять себе плод добрых дел, так и будущий, в который не дано возможности делать добрые дела». Казалось, он убедил слушателей в своём мнении; но мне представляется, что здесь другой смысл, который выразил в переводе и Симмах, поставив: «в день добрый будь в благе; но смотри и на день злой. Ибо и это Бог сотворил подобным тому, чтобы не находил человек, на что бы мог жаловаться на Него». Терпи, говорит, и хорошее и худое, как тебе выпадет на долю, и не думай, что в мире все или только хорошее, или только худое: мир этот состоит из различных противоположностей – тёплого и холодного, сухого и влажного, твёрдого и мягкого, тёмного и светлого, худого и хорошего. И Бог сотворил это для того, чтобы имела место мудрость в избрании доброго и удалении от худого, и чтобы сохранялась у человека свободная воля, чтобы не говорил он, что Бог произвёл его безчувственным и неразумным; но Бог сотворил различное для того, чтобы человек не мог жаловаться на свою природу. При таком понимании это место будет последовательно соединяться с предшествующими словами, в которых говорит: кто может выпрямить, что искривил Бог? Еккл.7:15 . Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем. Все я видел во дни суеты моей. Бывает, что праведный погибает в правде своей, и бывает, что нечестивый долгоденствует в беззаконии своём.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010