Затишье: Преподобный Нил, масон Майков и Москва-река Затишье было основано в 1898 году. Однако у дачи есть любопытная предыстория – поэтому начать придется издалека. Не от Адама, конечно, но с XV века – точно. 24 августа, 2012 Затишье было основано в 1898 году. Однако у дачи есть любопытная предыстория – поэтому начать придется издалека. Не от Адама, конечно, но с XV века – точно. Постоянный автор нашего портала священник Феодор Людоговский делится с читателями историей Затишья – подмосковной дачи, которая существует с конца XIX века и благодаря которой каждый год встречаются троюродные, четвероюродные, пятироюродные, а иногда – даже шестероюродные братья и сестры. 24 августа — это День Затишья, день рождения Н. М. Маркелова, брата прапрадеда автора, — он завещал, чтобы в этот день все жители Затишья собирались вместе, пили чай, вспоминали своих стариков и разные истории из жизни Затишья. С самого своего рождения (буквально – с полутора месяцев) я провожу лето на даче под Москвой, между Можайском и Рузой. Эта дача, которую не увидеть ни на каких картах, называется Затишье. Здесь с детства жил мой отец, и сюда в семь лет впервые приехала моя мама. Здесь жили или бывали обе мои бабушки и оба деда, а также три из четырех моих прабабушек. Герб Майковых Дом был построен моим прапрадедом, в Затишье успела пожить его мать – моя прапрапрабабка Екатерина Валериановна Маркелова (в девичестве – Майкова). В наши дни в Затишье проводят лето мои дети и племянники – это, если считать от Екатерины Валериановны, седьмое поколение затишинцев. Затишье расположено в лесу, на левом берегу Москва-реки. Тут нет и никогда не было электричества – хотя полгода назад мимо нас провели ЛЭП-500. В Затишье можно до сих пор увидеть керосиновые лампы и, если хорошенько поискать, самовары. Затишье было основано в 1898 году. Однако у дачи есть любопытная предыстория – поэтому начать придется издалека. Не от Адама, конечно, но с XV века – точно. Майковы Именно в XV столетии родились первые из известных нам представителей Майковых – рода, который будет важен для дальнейшего повествования. Родоначальником Майковых считается Андрей Майко, дьяк великих князей московских Василия II Васильевича Тёмного и Ивана III Васильевича Великого.

http://pravmir.ru/zatishe-prepodobnyj-ni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Общий вид Николо-Шартомского монастыря в селе Введенье Ивановской области. На переднем плане Святые ворота с Преображенской надвратной церковью. На заднем плане возвышается Никольский собор с колокольней. Зима 2005 г. Фото Побединского В.С. Расположен в с. Введенье в 15 км к северу от города Шуи , является уникальным памятником культовой архитектуры XVIII века на территории Ивановской области. Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь. Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного. Впервые в исторических документах монастырь упоминается в 1425 году (подпись его архимандрита под грамотой суздальского Спасо-Ефимиевского монастыря). Некогда Николо-Шартомский монастырь был широко известен в округе, входившей в состав бывшей Владимирской губернии, и в его ведении находилось до десяти небольших монастырей и пустыней (в городах Шуе и Кохме , в селах Введенье , Пищугово , Борки , Дунилово и других местностях), а также несколько соляных варниц близ г. Нерехты Костромской губернии. В XVI столетии монастырь получал грамоты о привилегиях от великого князя Московского Василия Ивановича и от царей Ивана Васильевича Грозного и Федора Ивановича .

http://drevo-info.ru/articles/12028.html

Пимене на вече в 1385 г. решение «не зватися к митрофолиту, судити владыке Алексею в правду по манакануну (Номоканону.- М. П.)» вместе с судебной коллегией, к-рую должны были составить по 2 боярина и по 2 «житьих» от каждой стороны Новгорода (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 342). Вопрос об апелляционном суде митрополита в Новгороде, доходы от к-рого шли в митрополичью казну, особенно обострился после визита св. митр. Киевского Киприана в Новгород в 1391 г., когда им было наложено отлучение на новгородскую часть епархии, снятое после посредничества К-польского патриарха Антония IV и военного вмешательства вел. кн. Московского Василия I Димитриевича (1393). Конфликт по вопросу о «месячном суде» растянулся не на одно десятилетие (см.: Киприан , свт., митр. Киевский; Фотий , свт., митр. Киевский; Иона , свт., митр. Киевский; Иоанн (Стухин), архиеп. Новгородский; Евфимий II , архиеп. Новгородский). По пути на Ферраро-Флорентийский Собор в окт. 1437 г. грек митр. Исидор (1436-1443) посетил Новгород, получив право суда и сбора пошлин. Впосл. Флорентийская уния в Новгородской епархии была решительно отвергнута. В 1451-1452 гг. митр. Киевский свт. Иона прислал свт. Евфимию II грамоту с требованием подчиняться воле вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного и с сообщением о повторном отлучении от Церкви кн. Дмитрия Георгиевича Шемяки (грамота была составлена после переговоров, к-рые вел с митрополитом в Москве посланный архиепископом старец - РФА. 2008. С. 207-208. 59). Нарастание московско-новгородских противоречий с кон. XIV в. и особенно с 50-х гг. XV в. привело к утрате Новгородом гос. независимости и к существенным изменениям в положении Софийской кафедры. Землевладение новгородского Софийского дома до кон. XV в. Интерьер Владычной крестовой (Грановитой) палаты. 1433 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Интерьер Владычной крестовой (Грановитой) палаты. 1433 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Ко времени лишения Новгорода гос. независимости (1478) Новгородская и Псковская епархия в лице владыки являлась крупнейшим землевладельцем Новгородской земли.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В XIII-XV вв. на территории края существовали Костромское, Галичское и Городецкое удельные княжества. С 1246 по 1272 г. Костромским княжеством управлял кн. Василий Ярославич (1241-1276), сын блгв. вел. кн. Владимирского Ярослава (Феодора) Всеволодовича и младший брат блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского . После смерти Василия Ярославича (янв. 1276), не оставившего наследников, костромские земли вернулись в состав Владимирского вел. княжества. В 1380 г. костромская и галичская рати участвовали в Куликовской битве. В 1382 г., во время нашествия на Москву хана Тохтамыша, в Костроме укрывался св. вел. кн. Димитрий Иоаннович Донской с семьей, а в 1408 г., во время нашествия на Москву хана Едигея,- вел. кн. Василий I Димитриевич . С нач. 30-х гг. XV в. Костромской край неоднократно подвергался разорению во время междоусобной войны галичских удельных князей с вел. князем Московским Василием II Васильевичем Тёмным. В 1450 г. Галич был взят войсками Василия Тёмного, а Галичское княжество ликвидировано и преобразовано в Галичский у. В XII-XVI вв. Костромской край фактически являлся пограничным: по р. Унже проходила граница рус. земель. В XV - 1-й пол. XVI в. край подвергался грабительским набегам казанских татар и черемис (марийцев). Для их отражения в 1-й пол. XVI в. к западу от р. Унжи были построены города-крепости: Кадый, Парфеньев (впервые упом. в 1523), Кологрив (Старый Кологрив; 1521-1525), Буй (1536), Любим (1538), Судай (впервые упом. в 1542), Судиславль (впервые упом. в 1572) и др. В XV-XVIII вв. территория совр. К. о. входила в Костромской и Галичский уезды. В XVI в. они делились на осады (военно-территориальные округа): Костромской - на Любимскую, Буйскую, Судиславскую и Кадыйскую, Галичский - на Усольскую (Солигаличскую), Чухломскую, Судайскую, Парфеньевскую, Кологривскую и Унженскую. Деление на осады сохранялось до 1778 г. После покорения в 1552 г. войсками Иоанна IV Васильевича Грозного Казанского ханства рус. население постепенно колонизировало Унженско-Ветлужское междуречье. Жившие здесь черемисы приняли Православие и постепенно ассимилировались с русскими.

http://pravenc.ru/text/2458875.html

В XV-XVI вв. в источниках упоминаются протопопы в нек-рых городах Подмосковья - в Коломне, Зарайске, Можайске, Дмитрове ( Мазуров. 2001. С. 232; ДАИ. Т. 1. С. 194, 210-211. 131). Подсудность духовенства в XIV-XVI вв. В соответствии с канонами духовенство должно находиться в подчинении архиерея. Однако уже с кон. XIV в. прослеживается переход нек-рых мон-рей под власть князей. Митр. св. Алексий в духовной грамоте передал основанный им Чудов мон-рь под покровительство вел. князя. Несмотря на то что подлинность грамоты митр. Алексия у ряда исследователей вызывает сомнения и, возможно, великокняжескую юрисдикцию по отношению к мон-рю митр. Алексий рассматривал как временную меру, имеются факты, позволяющие говорить, что мон-рь в сер. XV в. в большей степени зависел от вел. князя, чем от митрополита ( Кобрин В. Б. Две жалованные грамоты Чудову мон-рю//Зап. ОР ГБЛ. М., 1962. Вып. 25. С. 291, 301; Давиденко Д. Г. Чудов мон-рь в системе церк. и гос. власти в XIV - нач. XVI в.//Моск. Кремль XV ст.: Древние святыни и ист. памятники. М., 2011. Т. 1. С. 49-56). Получив право ставропигии в 1383/84 г., Симонов мон-рь, по-видимому, оказался в подчинении вел. князю (помимо канонических вопросов, оказавшихся на нек-рое время формально в ведении К-польского патриарха). Подсудность симоновского настоятеля вел. князю отражена в грамоте вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного, выданной мон-рю в 1460 г. и подтвержденной вел. кн. Иоанном III Васильевичем . В договорной грамоте Василия I Димитриевича и свт. Киприана (1392 или 1404) двойная подсудность духовного лица рассматривается как общая норма. В 1461-1462 гг. удельный дмитровский кн. Юрий Васильевич в жалованной грамоте на земли в вол. Корзенево Московского у. провозгласил свой сюзеренитет над игуменом Троице-Сергиева мон-ря, в 1464 г. тот же князь перевел в свою юрисдикцию игумена митрополичьего Богородицкого Нового мон-ря в Дмитровском у. В следующем году так же поступил его брат Иоанн III в отношении др. домового митрополичьего мон-ря - Сновидского во Владимирском у.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

А в 1546 году все Троицкого монастыря вотчины, сёла, деревни, слободы, варницы и дворы, по причине строения стены, от дачи съестных припасов к Казанскому походу уволены были. В 1609 и 1610 годах сия ограда от осады Польских войск во многих местах была повреждена; но в последовавшее потом мирное царствование Царя Михаила Феодоровича все повреждения исправлены, и многие места вновь перестроены монастырским иждивением. Около сей ограды с восточной стороны имеется ров с двумя для проезда каменными мостами и четыре наугольные башни, да две средние, одна на восточной, другая на северной сторонах, окружены земляными правильными крепостными бастионами. Сей ров сделан в 1609 году во время осады для удержания неприятельских приступов, но для подкрепления стены обделан белым камнем, частью же и кирпичом; а крепостные бастионные строения, окружающие башни, сделаны, по сказаниям старожилов, при Государе Императоре NETPE I, после спасения его в сем монастыре от Стрелецкого мятежа. Из вышеописанных восьми башен а) особенного примечания достойна по превосходной Готической Архитектуре башня, именуемая КРАСНАЯ, которая между наилучшими строениями считаться может. Вышиной она до 25 саженей; строена в начале Государствования Царя Алексия Михайловича монастырским иждивением и кончена в 1648 году. У неё верх оканчивается обелиском и на нём поставленной из камня высеченной уткой, позолоченной в 1780 году. б) Башня, называемая КАЛИЧЬЯ, имеющаяся на северной стороне ограды, построена на месте башни, называвшейся Каличья же, которая была построена при Государе Царе Алексие Михайловиче, и разобрана в 1757 году по причине оказавшихся на ней ветхостей. Сия новая башня, начавшаяся строиться Лаврским иждивением с 1758 года, кончена уже попечением Преосвященного Митрополита Платона в 1771 году. 2. ТРОИЦКИЙ СОБОР весь из белого камня кроме трапезы, имеющейся при нём, в длину с алтарём на 9 саженях, а с трапезой и со стенами на 12 саженях и двух аршинах; приделанной же в 1795 году вновь трапезой на 15 саженях, в ширину же на 7 саженях – построен он над гробом Преподобного Сергия по обретению его мощей Игуменом Никоном Радонежским Чудотворцем, в конце Великого Княжения Василия Димитриевича и в начале Государствования Василия Васильевича Тёмного, монастырским иждивением и вкладом от Князей, а особливо от Князя Юрия Димитриевича Галицкого, который особенное усердие имел к Преподобному.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В сер. XIV - нач. XVI в. каждый князь из рода московских Рюриковичей имел свою долю доходов («жеребий») от управления городом (третная система). Согласно «Записи о душегубстве», княжеская юрисдикция по важнейшим делам в XV в. включала ближайшую округу М. Княжеские загородные селения, прежде всего к северу и западу от М., совместно управлялись потомками вел. кн. Иоанна I Данииловича Калиты через третных наместников, при этом великокняжеский наместник контролировал большую из территорий. Наместники имели свой штат слуг и приставов. С XV в. наместники фиксировали купчие на холопов. Согласно 2-й духовной грамоте блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, в мае 1389 г. он благословил своего преемника вел. кн. Василия I Димитриевича «на старший путь в городе и в станах моего удела двою жеребьев половина» (ДДГ. С. 33. 12). В 1340-1456 гг. 3-й «жеребий» держал за собой правитель Серпуховско-Боровского княжества. По распоряжению кон. 1461 - нач. 1462 г. вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного этот «жеребий» перешел к его младшим сыновьям. При этом «численными людьми» великие и удельные князья ведали сообща. В кон. 1503 г. все 3 «жеребья» были завещаны вел. кн. Иоанном III Васильевичем своему наследнику вел. кн. Василию III Иоанновичу . В отсутствие государя М. управлял один из его братьев или сыновей. С XIV в. служилые люди интенсивно осваивали земли в бассейне р. Москвы, левобережье и отчасти правобережье Оки. Вел. кн. Владимирский Симеон Иоаннович Гордый (1340-1353), владевший значительной частью Московского княжества, присоединил к московским землям рязанские владения на правобережье Оки - по рекам Протве и Луже. Между 1353 и 1359 гг. вел. кн. Иоанн II Иоаннович Красный обменял ряд своих владений, расположенных на правом берегу р. Лопасни (Лопастны) вплоть до верховьев Дона, на «отыменные места», находившиеся на левом берегу Оки. В состав московских владений вошли Верея, Лужа и Нов. Городок «на устье» Протвы, к-рые в домонг. время входили в состав Черниговского княжества. Рубежи на зап. направлении до 1485 г. не изменились. Здесь интенсивно развивались такие торгово-ремесленные центры, как находившийся в «смесном» владении с властями Вел. Новгорода Волок Ламский и Можайск (известны в летописях соответственно с 1135 и 1276/77); в сельских поселениях в 30-х - 90-х гг. XIV в. появилось много выходцев из Смоленской земли.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

—232— удаляемы, или сами удалялись из-за столкновений с государственной властью и ни одного такого, когда бы оставление кафедры вызывалось их действительными недостатками. Указанное явление говорит о том, что церковь и государство обменялись ролями. Некогда почётнейшее и действительное наименование митрополита „отцом“, теперь в устах великого князя сделалось давно лишь привычным титулом. Говорил и делал „сын“, великий князь, а „отец“, митрополит должен был слушать и исполнять волю первого. Оно и понятно: в то время, как Иван Васильевич требовал удаления на покой Геронтия, в состав Московского государства не входило уже только три удела, а ордынский хан Ахмат должен был довольствоваться тем, что смотрел на Москву с берегов реки Угры. Ясно, „отцы“ сослужили свою службу, Москва объединилась, Москва более не падала ниц пред Татарской басмой, нужда в них миновала, и с ними можно было говорить другим языком, хотя бы напр. таким, каким заговорил тот же князь при поставлении в митрополиты Симона „...жезл пастырства, отче, восприими и на седалище старейшинства во имя Господа Иисуса Христа и пречистые Его Матери взыди и моли Бога и пречистую Его Матерь о нас и о наших детях и о всем православии“ 1819 ... Итак, установившиеся новые отношения между властью светской и духовной вовсе не требовали еретичества для удаления Зосимы. Какие же могли быть у него столкновения с великим князем и из-за чего? После Василия II Тёмного, кроме Uoahha III , осталось ещё несколько сыновей. Два из них: Юрий и Андрей Меньшой умерли бездетными и отказали свои уделы московскому государю, но двое других: Борис и Андрей Большой не только хотели сохранить свою самостоятельность, но даже потребовали своей доли в наследстве умерших братьев. Они заключили между собой союз против Uoahha III , вошли в Соглашение с новгородцами, стремившимися обеспечить себя от притязаний Москвы, и явились постоянной угрозой для последней. В нашествие —233— сарайского хана Ахмата в 1480 г. Иоанн III вынужден был удовлетворить все их требования, ибо только под этим условием они обещали ему свою помощь против татар 1820 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На богослужении присутствовал и Великий князь Василий Васильевич (его сестра была первой женой императора Иоанна VIII), который вошёл в историю под именем Тёмный из-за трагических обстоятельств дальнейшего княжения, когда он был ослеплён своими двоюродными братьями, претендовавшими на престол. Великий князь Василий Васильевич предпринял решительные действия и через три дня повелел арестовать митрополита Исидора и заключить в Чудов монастырь, что было по тем временам чрезвычайным событием . Исидора попытались уговорить отречься от унии, но он отказался. Судить его побаивались, хотя Константинополь к тому времени был уже изолирован турками, доступ туда был невозможен. Исидору дали возможность убежать в Тверь, потом в Литву и в Рим к Папе. Потом Исидор был в Константинополе, осаждённом турками, спасся чудом среди последних защитников Царьграда и окончательно перебрался в Рим. А в Москве в связи с отсутствием митрополита было принято решение созвать собор епископов Русской митрополии, который в 1448 году избрал митрополита из числа русских епископов, им стал святитель Иона. Порывать связи с Константинополем не предполагалось, однако, Господь судил иначе. И в 1453 году Царьград был захвачен турками, а император ромеев Константин пал на бастионах крепости. В связи с этим в 1459 году было закреплено правило избирать митрополитов Московских Собором русских епископов с согласия Московского князя. Таким образом де-факто с 1448 года Русская Церковь получила автокефалию, став самостоятельной Церковью. В этих событиях мы видим, как в важнейшем вероучительном вопросе самостоятельной силой выступило Государство. Именно великокняжеская власть отстаивала чистоту веры в противостоянии с митрополичьей властью. Это очень важный факт нашей истории. Он знаменует, что именно Государство является главным действующим лицом, главным актором, как принято говорить в политологии, российской истории. Это через полвека проявилось в ликвидации ереси жидовствующих, которая при сыне Василия Тёмного Иване Великом грозила гибелью только становящему на ноги Третьему Риму. Ересь жидовствующих была ориентирована на элиту, этим она напоминает масонство, когда через переформатирование сознания элиты перекодируется сама государственность. В ересь жидовствующих были вовлечены видные представители тогдашней элиты, в частности, вдова старшего сына Ивана III Елена Волошанка (дочь молдавского господаря Стефана Великого), сын которой, внук Ивана Великого Дмитрий, был помазан дедом на царство и, как предполагалось, должен был занять престол Государства Московского. В ересь был вовлечён митрополит Зосима, дьяк Федор Курицын, тогдашний министр иностранных дел и целый ряд крупных бояр и представителей церковной иерархии. Однако святитель Геннадий Новгородский и преподобный Иосиф Волоцкий сумели достучаться до Великого князя, и ересь жидовствующих была побеждена, а её адепты были жестоко наказаны государственной властью. Русь сохранила свой цивилизационный код, и вновь благодаря Государству.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/30/o_...

Характеристика П. и Ф. как сына и матери известна и в гимнографических текстах, причем уже достаточно поздних. Таковы тропарь и кондак в месяцеслове Псалтири с восследованием сер. XVI в.: РГАДА. Ф. 181. 716. Л. 375 об.- 376 об. (Каталог славяно-рус. рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2014. Вып. 2: (Лествица - Пчела). С. 313). Происхождение кодекса не установлено. Вопрос о первичности/вторичности характеристики семейного положения П. и Ф. в давно известных и недавно открытых житийных и гимнографических текстах едва ли поддается однозначной оценке, особенно если вспомнить, что Ермолай-Еразм, к-рому атрибутируют пространное Житие, происходил из Пскова. Представляется, однако, более вероятным, что версия «муж-жена» является исходной, а версия проложного Жития, несмотря на более раннюю рукописную традицию, возникла из-за скудности сведений месяцеслова, не без влияния общеизвестной семейной модели - «св. царь Константин и св. царица Елена» (менее вероятно влияние таких семейных пар, как чешская - кн. Вячеслав и кнг. Людмила и русская - кн. Владимир и кнг. Ольга ; в обоих случаях представлены внук и бабка). Факты почитания княжеской четы до канонизации 1547 г. малодостоверны: так, по сообщению летописей, малолетние сыновья вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного, Иоанн (см. Иоанн III Васильевич ) и Юрий, спасались в Муроме от вел. кн. Дмитрия Георгиевича Шемяки, и в 1468 г. в соборе Рождества Пресв. Богородицы молился, «помня свое избавление от злобы Шемякиной, великий князь Иоанн Васильевич III» ( Добронравов. 1897. С. 137, см. также: Пехов. 1913. С. 21; обзор источников см.: Тагунова. 1961), однако подтвердить версию о поклонении Иоанна III именно мощам П. и Ф. пока не удалось ( Самойлова. 2003. С. 111). П. и Ф. были канонизированы как местночтимые святые на Соборе 1547 г., созванном по инициативе митр. Московского и всея Руси свт. Макария . В одном из списков «Окружной грамоты» о праздновании Муромским чудотворцам было добавлено: «и повсюду» ( Макарий (Веретенников). 2002. С. 107), что дало основание Плюхановой заметить, что П. и Ф. предстали «парадоксально - как местные (святые.- О. Г.) с общерусским значением» ( Плюханова. 1995. С. 269). Канонизация «святой двоицы» - П. и Ф.- была первым на Руси и долгое время единственным случаем совместного почитания «благоверных супругов, угодивших Господу своей святой жизнью» ( Макарий (Веретенников). 2005. С. 270)

http://pravenc.ru/text/2580394.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010