В 1407 г. в мон-ре, где великая княгиня намеревалась принять монашеский постриг, началось строительство каменного храма в честь Вознесения Господня; по сведениям летописей, это произошло весной, т. к. вскоре после закладки собора, 7 июля, основательница скончалась (ПСРЛ. Т. 23. С. 141). Согласно «Въмале сказанию...», когда вел. кнг. Евдокия шла из Успенского собора в М. В. м. на пострижение, исцелился слепец, к-рого она коснулась рукавом, всего таких исцелений было 30. Вел. княгиню похоронили в Вознесенском храме, который после ее смерти долгое время оставался недостроенным. Затем собор стал местом погребения представительниц великокняжеских особ, а впосл.- членов царской семьи. Сообщения летописей прямо указывают на участие вел. княгинь в деле строительства мон-ря: «княгини… заложи», «начат ту совершати», «церковь… обновлено… повелением великие княгини» (ПСРЛ. Т. 27. С. 265; Т. 23. С. 124, 141, 158; Т. 30. С. 143). Вероятно, сложилась устойчивая традиция покровительства обители Московских вел. княгинь, строительство велось за счет средств из их личной казны. Но междоусобная война 2-й четв. XV в. помешала закончить работы. Строительство М. В. м. было завершено в 1467 г. вел. кнг. Марией Ярославной, вдовой вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного. Руководил работами В. Д. Ермолин. Мон-рь сильно пострадал от пожаров, как и большинство храмов в Кремле, на Великом посаде (впосл. Китай-город) и в окрестностях. В 1482 г. в «сгре икона Одигитрие на Москве во церкви каменей святаго Взнесения чюдная святая Богородица Гречьского писма» (Там же. Т. 6. Вып. 2. Стб. 314; Т. 20. Ч. 1. С. 348). Сильный урон мон-рю был нанесен пожаром в летние месяцы 1547 г. (Там же. Т. 29. С. 152; Т. 34. С. 29). Во 2-й пол. XV в. обитель получала пожалования от великих и удельных князей. Согласно жалованной грамоте вел. кн. Василия II Васильевича 1453-1462 гг. и более ранней духовной грамоте его матери, вел. кнг. Софии Витовтовны, мон-рю принадлежало с. Дореньское в Московском у. (ДДГ. С. 177). По духовной грамоте дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича в М. В. м. «по своей бабе великои княгине Софии и по собе» поступило с. Петровское Юрьевского у. в 1472-1475 (?) гг. (ДДГ. С. 223).

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 2.04.1483 - не позднее 31.08.1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий, 2-й сын угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого (Горяя) и кнг. Елены Романовны, брат прп. Игнатия Вологодского (в миру Иван Андреевич), внук вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного. Основные сведения о Д. А. содержатся в Постниковском и Пискарёвском летописцах, Житии Д. А., «Житии святаго и благовернаго князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его, благоверных князей Иоанна и Дмитрия, новых страстотерпцев» (оба поздних Жития известны в единственном списке 80-х гг. XVIII в.- ГИМ. Увар. 818), нек-рых Житиях современников Д. А. и др. источниках. Особого внимания заслуживают свидетельства Постниковского летописца, составленного во 2-й пол. XVI в., автор к-рого был хорошо осведомлен о жизни Д. А. Точная дата рождения Д. А. неизвестна. Постниковский летописец отмечает, что в сент. 1491 г., когда княжич был арестован, ему было 7 лет (ПСРЛ. Т. 34. С. 26); в Пискарёвском летописце сообщается, что мальчику было 4 года (Там же. С. 199; в последнем случае имя Д. А. не названо, но из контекста ясно, что речь идет именно о нем). Эти сведения противоречат дате кончины матери Д. А. кнг. Елены, наступившей не позднее 2 апр. 1483 г. (Там же. Т. 6. Вып. 2. Стб. 317; Т. 25. С. 330; Т. 12. С. 214). В Пискарёвском летописце есть сведения о том, что Д. А. умер в 7052 (1543/44) г. «штидесяти» лет (Там же. Т. 34. С. 180; число лет, возможно, округлено), следов., князь родился не позднее 1483/84 г., что близко к дате кончины кнг. Елены и позволяет предположить, что она умерла во время родов Д. А. или вскоре после них. В «Житии... князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его...» рождение Д. А. отнесено к 6986 (1477/78) г. (ГИМ. Увар. 818. Л. 158). 1477 год датой рождения Д. А. считали издатель Жития прп. Кассиана Учемского (Ярославские ЕВ. 1873. 14. Ч. неофиц. Примеч. на с. 115.) и свящ. К. Ярославский ( Ярославский. Стб. 707). Однако в обоих случаях ссылки на источники отсутствуют. По Житию прп. Паисия Угличского, Д. А. род. ок. 6987 (1478/79) г. (Житие Паисия Угличского. С. 137). По предположению Н. К. Голейзовского, Д. А. род. между 1 янв. и 31 авг. 6990 (1482) г. ( Голейзовский. 2002. С. 23). Источники также расходятся в данных относительно того, когда и кем был крещен Д. А. Среди его возможных крестных отцов называют прп. Кассиана Учемского (Житие Кассиана Учемского. С. 115) и прп. Паисия Угличского (Житие Паисия Угличского. С. 137).

http://pravenc.ru/text/178189.html

Иконные портреты рус. царей//ВОИДР. М., 1876. Отд. 1. 6-10. С. 57-60; Собко Н. П. Древние изображения рус. царей и их посольств за границу в старых и новых гравюрах//Сб. Археол. ин-та. СПб., 1881. Кн. 5. С. 237-332; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 474-485; Овчинникова Е. С. Портрет в рус. искусстве XVII в. М., 1955. С. 13; Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора и историческая основа некоторых ее сюжетов//ДРИ, XVII в. М., 1964; он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора//Мат-лы и исследования/ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97; Хорошкевич А. Л. Издания «Записок о Московии»// Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 39; Маясова Н. А. Древнерус. шитье. М., 1971. С. 20; Горматюк А. Г. Икона «Св. Василий Великий и вел. кн. Василий III в молении»: Кр. история и реставрация памятника//Искусство христ. мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138; он же. Царский лик//Наше наследие. 2000. 52. С. 48-57; Самойлова Т. Е. Росписи XVI в. в усыпальнице Ивана Грозного//Троицкие чтения, 1997: Сб. науч. исслед. по мат-лам конф. Большие Вязёмы, 1998; она же. «Новооткрытый» портрет Василия III и о святости государя и государева рода//Искусствознание. М., 1999. 1. С. 39-59; она же. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Моск. Кремля XVI в.//Ист. вестн. 1999. 3/4. С. 153-219; Кызласова И. Л. Предварительные наблюдения над портретом вел. кн. Василия III 2-й пол. XVI в.//Искусство христ. мира. М., 1999. Вып. 3. С. 75-87; она же. О древнем портрете вел. кн. Василия III//Архангельский собор Моск. Кремля. М., 2002. С. 220-258; Власова Т. Б. История формирования иконостасов Архангельского собора//Там же. С. 304-333. Т. Е. Самойлова Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН III ВАСИЛЬЕВИЧ (1440-1505), вел. кн. Владимирский, Московский и всея Руси, старший сын вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного и вел. кнг. Марии Ярославны ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434)

http://pravenc.ru/text/150787.html

490. Василий Романович, князь ярославский, третий из шести сыновей Романа Васильевича, князя ярославского, основателя города Романова ). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в исходе XIV в. н оставил сына Василия, князя Ярославского, не бывшего уже удельным. 491. Василий Святославич 491. Василий Святославич, князь смоленский, младший из шести сыновей Святослава Ивановича, князя смоленского ), от брака с неизвестной, – Именуется только в родословных, из которых видно, что он лишился отца, убитого Литовцами, под Мстиславлем, на берегах р. Вехри, 29 апреля 1386 г., по взятии Смоленска Витовтом, великим князем литовским, сделался подручником Литвы, в 1404 г., и оставил единственного сына. Дмитрия, прозванием Кропотка князя Смоленского, но уже не удельного, родоначальника князей Кропоткиных . 492. Василий Семенович 492. Василий Семенович, княжич московский, старший из двух сыновей Симеона Ивановича Гордого, в иночестве Созонта, великого князя московского 176), от первого брака с Анастасией Гедиминовной, до принятия св. крещения Айгустой, княжной литовской 16). – Род. – быть может, в Можайске или Коломне, князем которых считался его отец, ещё не сидевший на великом княжении, – 12 апреля 1337 г.; ум., также неизвестно где, в 1338 г. Место погребения тела его – не указывается. 493. Василий Семенович 493. Василий Семенович, князь пинский, единственный сын князя Семена Олельковича (Александровича), по отцу, праправнук Ольгерда, великого князя литовского, и внук Анастасии Васильевны княгини киевской 278), сестры Василия Васильевича Тёмного, великого князя московского 44). – Именуется только в летописной родословной князей литовских, из которой видно, что он жил в исходе XV и ум. в начале XVI в., бездетным. 494. Василий Семенович 494. Василий Семенович, князь стародубский (Стародуба-северского, в нынешней черниговской губернии), единственный сын Семёна Ивановича, князя стародубского ), младший из двух внуков и, Ивана Андреевича, князя можайского ), бежавшего в Литву в 1454 г., праправнук Дмитрия Ивановича Донского, великого князя московского 71). – Именуется летописно однажды, в числе «служебных» князей, которые по мирному договору между Василием Ивановичем, великим князем московским 46), и Сигизмундом I, королём польским, перешли, и с вотчинами, от стороны литовской на московскую, 19 сентября 1508 г. – Был женат на дочери боярина Юрия (Георгия) Константиновича Сабурова, неизвестной по имени, родиой сестре Соломонии Юрьевны (Георгиевны), в иночестве Софии, великой княгини московской 178), первой, ; разведен ой, жены великого князя Василия (см. выше). – Потомства его, в родословных, не видно. 495. Василий Семенович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Василий Васильевич заложил некий алгоритм русской истории, когда именно верховная власть выступила защитником чистоты Православия, в то время как тогдашний Предстоятель Церкви митрополит Исидор впал в унию, предав Православие. Благодаря именно верховной власти была сохранена чистота вероисповедания на Руси. И этот алгоритм, по словам выступающего, мы можем заметить во всей русской истории. Очень важный момент, на который следовало бы обратить внимание, заключается в том, что во времена Василия Васильевича активными политическими акторами, как говорят политологи, становятся Церковь и народ. Ведь именно при активном участии Церкви и народа Василий Васильевич возвращал власть, которую отбирали его двоюродные братья, напомнил Анатолий Степанов. Эпоха правления Василия Васильевича показывает, что именно связь верховной власти с Церковью и народом является основой стабильности и опорой для борьбы против боярского сепаратизма. В заключение конференции участники обсудили конкретные шаги по увековечиванию памяти великого князя Василия Васильевича Тёмного, что найдёт выражение в обращении от имени участников конференции в органы власти. Чтобы память о наших великих предках сохранялась в памятниках, названиях улиц наших городов. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Саранске за дорогую аферу арестован директор «Спецсервис» УЖАС: Молодая жена Петросяна рассказала в СМИ о тяжелой болезни В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/24/ru...

Судя по данным пожалования Черейскому мон-рю 1454 г., Михаил постригся в монахи еще при жизни родителей. В актах 1578 и 1599 гг. содержатся сведения, что он был основателем и 1-м вкладчиком этой обители (АЗР. Т. 3. 101/I. С. 230-231; АСЗР. Т. 2. 1. С. 3). Учитывая время возведения М. на Смоленскую кафедру, надо признать, что Черейский мон-рь был основан не в 1454 г., а на несколько лет раньше. В его пользу М. «часть свою в именью Черейском до того монастыра наддал вечно и непорушно» (АСЗР. Т. 2. 18. С. 15). Эти владения ранее он получил «от братьи в том же именью в Череи» (АЗР. Т. 3. 101/I. С. 230). В период воспитания и образования М. усвоил идеи монашеской общежительной жизни. Судя по связям его семьи, М. мог обучаться как в Орше, так и в Смоленске, где общежительный устав мог быть им усвоен благодаря традиции, заложенной здесь пастырской деятельностью таких Смоленских архиереев, как еп. Даниил и свт. Михаил ; последний являлся учеником прп. Сергия Радонежского. Поэтому неслучайно, что главный престол собора в Черейском мон-ре М. посвятил Св. Троице. Приверженность М. общежительному уставу косвенно подтверждает и название одного из владений обители. По соседству с ней находилось «село притом же монастыре названное Объчина-Монастыр» (АСЗР. Т. 2. 18. С. 15). М. стал преемником Смоленского еп. Симеона († 3 марта 1445). Во 2-й пол. XV в. в круг родственников и соседей М. входили князья Друцкие, Мосальские, Лукомские и влиятельный при Виленском дворе королевский писарь Б. С. Сапежич (1471-1488). По-видимому, при избрании М. епископом Смоленским особенно важными оказались связи его семьи с князьями Друцкими, которые в Литовском великом княжестве (ВКЛ) через родство с литов. правосл. князьями Гольшанскими являлись ближайшими родственниками кор. Казимира IV Ягеллончика и князей Слуцких-Олельковичей, «сестричей» владимирского и вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного. Большое значение для победы последнего в 1436 г. в битве под с. Скорятином в Ростовском княжестве над войсками звенигородского кн. Василия Косого имела помощь кн. И. С. Бабы-Друцкого (ПСРЛ. Т. 25. С. 252). Его внук, кн. Ф. Ф. Конопля-Бабич-Соколинский, был женат на Марии, родной племяннице М. (АЗР. Т. 3. 101/VIII. С. 231; Wolff. 1895. S. 59-61), а младшие дети, князья Василий († после 1485) и Семен († 1455) Ивановичи Бабичи, служили в Москве при дворе вел. кн. Василия II и его сына вел. кн. Иоанна III Васильевича (РГБ ОР. Ф. 256. 349. Л. 153-154; ПСРЛ. Т. 25. С. 273; Wolff. 1895. S. 60-61).

http://pravenc.ru/text/2563368.html

От такого состояния дел до государственности не близко. Но на счастье русскому государству княжеский московский род не слишком распложался, и великий московский князь часто оставался при небольшом количестве родственников, имеющих владения в его великокняжеской московской волости. У Калиты старший сын Симеон умер бездетным, второй, оставил единственного сына, бывшего великим князем и только от третьего, – Андрея, осталось потомство, образовавшее линию удельных князей, имевших владения внутри московской области и подначальных непосредственно великому московскому князю. У Димитрия Донского было пять сыновей, но кроме великокняжеской линии, последовавшей от старшего сына Василия, из остальных сыновей Донского только у одного, Юрия, осталось потомство. Междоусобие Димитриевых внуков, великого князя Василия Васильевича и сыновей Юрия, выбросило потомство последнего из рода владетельных князей; вместе с тем уничтожились уделы и потомков Андрея, сына Калиты, кроме удела верейского князя, находившегося в полной зависимости от великого князя. Таким образом, Московская Земля была сосредоточена в одних руках и в таком виде доставалась сыну Василия Васильевича Тёмного, тому великому умом и деятельностью Ивану, который принял на себя историческое призвание введения монархизма. Ему, обладателю всего московского великого княжения, предстояло исполнить следующие задачи: окончательно освободиться от всякой зависимости в отношении к Орде; не допустить своих братьев быть такими князьями-государями в своих ветчинах, какими бывали прежние братья великого князя; подчинить северные народоправныя Земли, уничтожив их вечевой строй и автономию; присоединить к Москве два великих княжения, тверское и рязанское, и, таким образом, совершенно уничтожить феодальный порядок и сделаться полным государем-собственником Руси, заменив для неё татарского хана. Исторические обстоятельства сложились превосходно для разрешения этих задач, и Иван совершил своё призвание; только немногое, как, напр. окончательное уничтожение вечевых форм во Пскове и слитие с московским великим княжением рязанского, уже и без того потерявшего свою самостоятельность, великого княжения осталось довершить его преемнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

кн. Василия, уже ослепленного, И просватал за его 7-ми-летнего сына Ивана 95) свою 5-ти-летнюю дочь Марию 122). в 1447 г.; выдал эту дочь за её жениха, в 1452 г.; ум. в Твери, 10 февраля 1461 г. – Тело его погребено там же, в Спасопреображенском соборе – Был женат дважды: 1) на Анастасие Андреевне, княжне можайской 277), и от брака с ней имел дочь Марию, за Иваном III Васильевичем, великим князем московским, 2) на Анастасие Александровне княжне суздальской 276), от брака с которой имел сыновей: Михаила ) и Александра 229). 388. Борис Андреевич 390. Борис Васильевич, князь волоцкий (волоколамский), шестый из семи сыновей Василия Васильевича Тёмного, великого князя московского 44), от брака с Марией Ярославовной, в иночест. Марфой, княжной боровской 130). – Род. в Москве, 21 июля 1449 г.; по смерти отца, получил в удел Волоколамск, Ржев, Рузу, а также волости и села Марьи Голтяевой ), бабки своей по матери, в 1462 г.; сопровождал Ивана III Васильевича, великого князя московского 95), своего брата, во Владимир, в 1468 г.: с ним же ходил на Новгород, за который ходатайствовал у брата, в 1471 г.; после участия в торжественной закладке московского Успенского собора, стоял на Оке, против Ахмата, хана Золотой орды, в 1472 г.; его московский двор истреблен пожаром, в 1473 г.; ссорился с братом, великим князем, за устранение от наследства в уделе умершего брата Юрия (Георгия) Васильевича, князя дмитровского ), но помирился, получив от великого князя Вышгород, в 1474 г.; принимал и угощал великого князя у себя в Волоколамске, в 1476 г.; по требованию великого князя, ходил на Новгород, куда и вступил с великим князем, в 1478 г.; обиженный захватом в его уделе, по приказанию великокняжескому, одного боярина (князя Лыко-Оболенского), уехал на Великие-Луки и начал сноситься с Казимиром IV, королем польским, в 1479 г.; приглашенный Псковитянами, прожил в Пскове 10 дней, потом разорил псковскую область, соединился с великим князем против Ахмата и за это получил все сёла своего дяди по матери, князя Василия. Ярославича боровского 500), в 1480 г.; ходил с великим князем на Тверь, в 1485 и 1486 гг.; по требованию великого князя, высылал своих воевод на помощь Менгли-Гирею, хану крымскому, другу Ивана III, в 1491 г.; вместе с братом своим Андреем большим, князем 301), питал неудовольствие на великого князя и «оътезжал» от него, в 1492 г,; ум. в Вузе, 25 мая 1494 г. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. – Был женат, с 9 мая 1471 г. на княжне Ульяне Михайловне, Холм свой ), от брака с которой имел сыновей: Фёдора, князя волоцкого ), и Ивана князя русского 800), да дочь Анну 355), за князем Петром Дмитриевичем большим Хохолковым Ростовским. 391. Борис Васильевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Тогдашний Боровский князь Василий Ярославович (шурин Василия Московского) огорчился тем, что благочестивый игумен, покинув его город, перешел в чужой удел. Огорчение князя выразилось тем, что он подослал слугу своего, новокрещённого татарина, поджечь обитель Пафнутия. Предания монастырские, занесенные в его житие, говорят, что татарин, по прибытии в обитель, исповедал Пафнутию свой замысел и таким образом не исполнил поручение своего государя 36 . Влияние Пафнутия на татарина, можно объяснить и тем, что Пафнутий был сам татарского происхождения 37 . Te же предания говорят, что Василий Ярославович, во время битвы под Суздалем, раскаялся в своем огорчении на Пафнутия и тем только, по уверении автора жития, избежал татарского плена. Когда Василий Тёмный одолел Шемяку, Суходол отошел к князю Василию Ярославовичу Боровскому вместе с монастырем Пафнутия; по изгнании же Боровского князя из его удела, Суходол вошел в состав Московского великого княжества. Таким образом, с 1456 года, монастырь Пафнутия стал принадлежать Москве 38 . Супруга Василия Тёмного, Мария Ярославна, сестра Боровского князя, чтила Пафнутия и вкладами усердствовала его обители 39 . Сын же её Георгий Васильевич часто посещал Пафнутия, жертвовал монастырю его и в свою очередь был любим старцем 40 . Если члены великокняжеского семейства были исполнены благоговения к основателю нового монастыря, то и Пафнутий хранил чувство преданности к Московским великим князьям. Когда в 1472 году, Иван Васильевич придал брату своему Борису Волоцкому Вышгородскую волость вместе с Суходолом и монастырь Пафнутия должен был отойти к Борису, то основатель монастыря бил челом великому князю, чтобы он взял монастырь в свою державу, и великой князь не отдал монастыря Борису 41 . Во время предсмертной болезни Пафнутия посол за послом являлся в его обитель, от самого Ивана III, от супруги его Софии, от матери Марии Ярославны и наконец от митрополита Геронтия 42 . Отношения Пафнутия к великим князьям Московским и к другим удельным князьям его времени производили впечатление на современников, что видно из занесенного в летопись известия о смерти преподобного Пафнутия, где указывается на самодержцев Русской земли, приходивших молиться в обитель его и дивиться её благолепию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Не знаем, делал или не делал великий князь предложение Варлааму о том, чтобы вероломными образом достать в Москву Шемячича, но с Даниилом они весьма скоро устроили это дело. Шемячич, Василий Иванович, был внук Дмитрия Шемяки, который после отца Юрия Дмитриевича и брата Василия Косого оспаривали великокняжеский престол у Василия Васильевича Тёмного и который умер от отравы в Новгороде в 1453 году. Сын Дмитрия Иван бежал из Новгорода в Литву, где король польский и великий князь литовский Казимир († 1492) дал ему в наследственное владение Рыльск и Новгород-Северский. В 1500 году, когда король польский и великий князь литовский Александр, зять Ивана Васильевича III, поднял в Литве гонение на православных, сын и преемник Иванов на полученном уделе – наш Василий решился передаться Москве и в качестве присяжника этой последней ознаменовал себя как блестящий воитель против Литвы и Крыма. Но он имел непримиримого врага себе в соседнем удельном князе Василии Симеоновиче стародубском (внуке союзника его деду Ивана Андреевича Можайского, который бежал в Литву вместе с Иваном Шемячичем и вместе с ним получил от короля наследственный удел). Этот Василий Симеонович непрестанно клеветал на него великому князю, будто он замышляет снова передаться Литве. В 1517 году Шемячич был призываем в Москву и успел оправдаться от возведённых на него врагом обвинений. Но Василий Симеонович продолжал свои доносы и успел достигнуть того, что великий князь, освобождая себя от сомнений и предупреждая ту опасность, чтобы оружие воинственного князя не обратилось против него, решился избавиться от Шемячича посредством его заключения. Он вторично был потребован в Москву. Так как на этот раз, вероятно, он подозревал умышление против него и не хотел являться, если великий князь и митрополит не вышлют ему охранных крестоцеловальных грамот, то великий князь и митрополит Даниил послали ему желаемые грамоты 1455 . Полагаясь на письменные клятвы, Шемячич явился в Москву 18 Апреля 1523 года, а спустя 23 дня, 11 Мая, он был схвачен и посажен под стражу 1456 . Митрополит не только не стыдился своего вероломного поступка, но и находил возможным говорить об его удаче с благодарностью к Богу 1457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010