Примирение Василия II Тёмного с Шемякой. Виктор Муйжель Некоторое время спустя Василий II возобновил борьбу за великое княжение. Он направился в Тверь к союзнику — князю Борису Александровичу. Союз с Тверью был скреплен обручением семилетнего сына Василия, будущего Ивана III, с пятилетней дочерью Бориса Марией. По пути Василий посетил Кириллов монастырь, где был освобожден игуменом Трифоном от крестного целования, тем самым аннулировав договор с Дмитрием Шемякой. Дальнейшая борьба за престол проходила в маневрах и перегруппировках сил, причем силы ослепленного князя росли, а зрячего князя — таяли. К Василию II стекались князья, бояре, служилые люди, татарские царевичи, Шемяка старался им помешать, но безуспешно. В Рождественскую ночь конный отряд, посланный Василием II и Борисом Тверским, не больше ста человек, ворвался в Москву через открытые Никольские ворота. Даже этого отряда хватило, чтобы занять столицу и привести жителей к присяге Василию Васильевичу. В феврале следующего года великий князь въехал в Москву. «Шемякин суд» — сатирическая фольклорная повесть о неправедном судье, по имени Шемяка, принимающем парадоксальные и явно несправедливые решения в пользу бедняка, в надежде получить от него крупную взятку. С историческим Шемякой незадачливого судью объединяет лишь одно: взятку он не получил — посул, который показывал бедняк, оказался камнем, а Дмитрий Юрьевич тоже не преуспел в борьбе за престол. 6 Пушки и яд Почти всеобщая лояльность князей, служилых людей, высшего духовенства к слепому князю, допустившему несколько серьезных ошибок в отношениях с Ордой, не кажется нелепой, как и неприязнь к более энергичному и удачливому сопернику. Дмитрий Шемяка вряд ли был персонально неприемлем для элиты. За ним не числилось одиозных злодейств, даже ослепление Василия II стало реакцией на ослепление брата. Шемяка был харизматичен и убедителен: например, пристав, стерегший его в Коломне, вошел в его свиту. Дело было не в личности, а в принципах. Система, за которую боролся Василий II, — наследование великого княжения — предлагала определенную, хоть и не всегда приятную самодержавную предсказуемость. Удельные традиции, за которые боролись Юрий Дмитриевич и Шемяка, были чреваты новыми междоусобными войнами. Князьям, боярам, служилым людям, да и вообще всей Руси хватало кровопролитного противостояния с Ордой. Зачем добавлять к нему бесконечные внутренние войны? Поэтому сторонники Шемяки переходили к слепому правителю. Когда Василий добился от Шемяки, чтобы тот прислал его мать — Софью Витовтовну, то бояре, сопровождавшие вдову-княгиню, предпочли остаться на московской службе.

http://sever.foma.ru/shemjakina-vojna-je...

Иван Дмитриевич 3), боярин Великого Князя Василия Васильевича Тёмного, и муж высокого ума, находясь с Великим Князем в Орде, в 1432 году, по словам летописи: благоразумием и мужеством своим преклонил хана и вельмож татарских утвердить Великого Князя Василия Васильевича на московском и владимирском престолах. Брат его Андрей также был боярином, а сын сего последнего Григорий Андреевич Дмитриев-Мамонов и внук Иван больший Григорьевич Мамонов находились окольничими при Иоанне Великом; Иван Григорьевич был также послом в Крыму с 1500 по 1502 год; Юрий Дмитриевич Дмитриев был казначеем при Великом Князе Василие Иоанновиче; Константин Васильевич 15) был воеводою в Смоленске, в 1549 году, и снова в 1556 году, и воеводою в Юрьеве-Ливонском (Дерпте), в 1564 и 1565 годах; Григорий Иванович 30) был воеводою в Карачеве, в 1557 году; Василий Александрович 32) воеводою в Рославле, в 1567 году; Михайло Самсонович 36) был в числе доблестных сподвижников Пожарского в святом деле спасения отечества; при Царе Михаиле Феодоровиче он был послан с войском против Черкес и пал в битве с ними, в 1647 году. Иван Ильич старший служил, при Петре Великом, генерал-майором, гвардии майором и сенатором; при Императрице Анне Иоанновне был генерал-аншефом и гвардии подполковником. Брат его, Иван Ильич средний, убит при взятии Шлиссельбурга, в 1703 году. Матвей Васильевич находился, при Екатерине Великой, сенатором, президентом вотчинной коллегии и кавалером святого Александра Невского. Император Павел Петрович пожаловал ему чин действительного тайного советника, а Император Александр I ленты: Владимирскую и Андреевскую. Сын его, Александр Матвеевич генерал-лейтенант, генерал-адъютант, и святого Александра Невского кавалер, возведён был Императором Германским Иосифом II, 9 мая 1788 г, в Графское Римской Империи достоинство, а Императором Павлом Петровичем пожалован, 5-го апреля 1797 года, в Графы Российской Империи. Сын его граф Матвей Александрович, на 21 году от рождения находившийся обер-прокурором в сенате, в 1812 году вооружил и содержал на собственный счёт целый полк, и сам с отличием служил в эпоху войны отечественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

421. Василисса Семеновна, единственная дочь Симеона Ивановича Гордого, в иночестве Созонта, великого князя московского 176), от первого брака с Анастасией Гедиминовной, до принятия св. крещения Айгустой, княжной литовской 16), жена Михаила Васильевича, князя кашинского ), – Род. вернее, в Москве, около 1335 г.; потеряла мать в,1345 г.; выдана, замуж в 1350 г.; оставив одного сына, Василия 479), ум. в Кашине. 20 апреля 1368 г. Тело её погребено там же, в Воскресенском соборе. 422. Василисса Семеновна, жена Семена Владимировича, в иночестве Саввы, князя боровскаир ), второго из шести сыновей Владимира Андреевича Храброго, князя боровско-сернуховского 52), дочь Семена Романовича, князя новосильского ). – Венчана с князем Семеном, на Москве, в феврале 1405 г.; овдовела, бездетной, в 1426 г.; по духовному завещанию своей свекрови (мужниной матери) Елены Ольгердовны, в иночестве Евпраксии ), благословлена «селом (подмосковным) Ногатинским и луги, что к нему потягло, и городскими Ногатиньцы с пошлинами, что к ним потягло.... в Луже селы Бубольским да Беньским з деревнями, и что в них и что к ним потягло» (Собр. Гос. Грам, и Догов. ч. I. 82. Изд. 1813 г.), в 1437 г.; была жива ещё в 1462 г., как видно это из относящегося к тому году завещания Василия Васильевича Тёмного, великого князя московского 44), где, между прочим, сказано; «... да овесле княгинина живота Василисино, Ногатипьское – моей княгини, и з дворы и со всем, что к нему потягло. (Собр. Гос. Грам, н Догов, ч. I 86). – Никаких других сведений о ней нет. 423. Василисса Федоровна 423. Василисса Федоровна, единственная дочь Федора Олеговича, князя рязанского ), от брака с Софией ), старшей дочерью Дмитрия Ивановича Донского, великого князя московского 71), жена Ивана Владимировича, князя серпуховского 320), старшего из шести сыновей Владимира Андреевича Храброго, князя боровско-серпуховского 52). – Обвенчана с князем Иваном в Москве, весной 1401 г. – Никаких других сведений о ней нет, кроме того, что она ум., неизвестно где и когда, оставив дочь Марию ), за князем Александром Федоровичем Ростовским 263). 424. Василий

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Далее выступил доктор исторических наук, кандидат филологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета протодиакон Владимир Василик. Своё выступление отец Владимир посвятил каноническим аспектам автокефалии Русской Православной Церкви, которую она получила именно в годы великого князя Василия Васильевича. По слову отца Владимира, митрополит Исидор продал Православие ради псевдоспасения империи. В итоге он потерял Православие и не сохранил империю. Законность автокефалии Русской Православной Церкви связана с тем, что Мать-Церковь Константинопольская Церковь отпала в тот момент в ересь, а потому Русская Православная Церковь имела полное право избрать православного епископа. Отец Владимир обратил внимание на такую коллизию, что позже, в 1453 году, султан Мехмед II сделал всё, чтобы Константинопольский патриархат вернулся из унии в Православие. Однако Русская Церковь уже не могла вернуться в прежнее состояние – отказаться от автокефалии. Такое возвращение из автокефалии в состояние митрополии Константинопольского патриархата не предполагается православными канонами. Кроме того, возникала коллизия: если бы Русская Церковь вернулась бы в состав Константинопольского патриархата, то косвенно русское православное духовенство стало бы подданными турецкого султана. А на тот момент наше духовенство являлось подданными, весьма уже косвенно, хана Золотой Орды. И двойное подданство создавало бы совершенно двусмысленную ситуацию в политическом отношении и ставило бы под удар Русскую Православную Церковь как с той, так и с другой стороны. Академик Российской академии художеств заслуженный художник России скульптор Олег Иванович Молчанов своё выступление посвятил монументальному изображению собирателей земли Русской. Как известно, сам скульптор является автором памятника Ивану Васильевичу Грозному в городе Орёл. Он отметил, что можно создать образ Василия Васильевича Тёмного, ведь есть парсуны и различные изображения. Он обратил внимание на тот момент, что Василий Тёмный пользовался политической и духовной поддержкой со стороны первого самостоятельного митрополита Московского святителя Ионы. Эта связь между святителем Ионой и великим князем Василием Васильевичем напоминает ту духовную тесную связь между первым самостоятельным великим князем Московским Иваном Даниловичем Калитой и первосвятителем Московским Петром.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/24/ru...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСТРОМСКОЙ БОГОЯВЛЕНСКО-АНАСТАСИИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. (Костромской и Галичской епархии), находится в г. Кострома. Первоначально мужской; по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, как сказано в монастырских синодиках, «сродником» прп. Сергия Радонежского ( Баженов. 1913. С. 4-5). С 1415 г. прп. Никита жил на покое в Высоцком Покровском мон-ре близ г. Боровска, в 20-х гг. XV в. удалился в Кострому, где основал обитель. Историки нач. XX в. предполагали, что мон-рь в Костроме был устроен «в память и вскоре по великом опустошении этого города татарами в 1429 году в день Богоявления Господня» (Там же. С. 7). После кончины в сер. XV в. преподобный был погребен в монастырском Богоявленском соборе. Память основателя отмечалась в обители 15 сент., в день вмч. Никиты. В монастырском трапезенном уставе XVII в. записано: «Сентября в 15 день панихиды пети и обедня служити по иноке Никите строитель месту сему собором, на братию корм большой» ( Афанасий (Дроздов). 1837. С. 43). В монастырском синодике XVII в. в списке настоятелей обители первым упомянут «старец... строитель месту сему» прп. Никита (Там же). В 1456 г. Боровско-Серпуховское княжество было ликвидировано, а его последний кн. Василий Ярославич (внук боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго и шурин вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного) сослан в Углич, затем в Вологду, где умер в 1483 г. Согласно синодику монастыря нач. XVII в., сыновья кн. Василия, разделившие с отцом заключение, князья Андрей и Иван, в кон. XV - нач. XVI в. были погребены в Богоявленском соборе рядом с могилой прп. Никиты ( Баженов. 1897. С. 98). Возможно, престарелым опальным князьям разрешили поселиться в мон-ре, основанном почитаемым в их роду прп. Никитой. В кон. 20-х гг. XVII в. в ризнице Богоявленского собора хранились с надгробий «покров на благоверных князех, на князь Иоанна, да на князь Андрея, да на князь Василия Васильевичев Ярославичев Боровского, бархат червчат гладкой, три кресты» (Писцовая книга. 2004. С. 311).

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Б. также владел небольшим собранием старопечатных книг и богатейшей археологической коллекцией, в состав к-рой входили свыше 1100 греч., рим., западноевроп. и рус. монет, древнерус. оружие, церковная утварь, священнические облачения, деревянные скульптуры рус. святых, медные литые иконы, портреты рус. государей и старообрядцев-поморцев и мн. др. предметы отечественной старины. Обширная научная б-ка Б. включала в себя книги по археологии, истории, фольклористике, этнографии, истории рус. словесности и др. Собрание Б. использовалось при жизни ученого не только им самим, но и др. исследователями, отдельные рукописи Б. отправлял «для пользования ученых в Троице-Сергиеву лавру, в Казань, Киев и даже за границу». В 1865 г. Б. передал рукописи из Выголексинской пуст. в б-ку КДА, в 1889 г. преподнес 6 листов пергаменного Евангелия-апракос 1-й пол. XIV в. цесаревичу Николаю Александровичу (буд. имп. Николай II ). В 1914 г. большую часть своей коллекции рукописей и старопечатных книг Б. продал Историческому музею в Москве, в 1919 г. от А. Е. Тереховой, дочери ученого, в музей поступил еще ряд рукописей и старопечатных книг. Часть рукописей в ГИМ была выделена из собрания Б. и передана в Отдел письменных источников, где составила самостоятельный фонд (ф. 450). В наст. время в этом фонде находится обширный личный и научный архив Б. и его коллекция документов XV-XIX вв. по истории и культуре России, по истории Русского Севера (в т. ч. сев. мон-рей), жалованные грамоты (в частности, грамота вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного архим. Чудова мон-ря Димитрию с братиею на рыбные ловли на р. Вел. Шерне, 1460-1462, и жалованная тарханная грамота Иоанна IV Васильевича Грозного игум. Кириллова Белозерского мон-ря Козме с братиею на вотчины в Белозерском у., 1577), материалы по масонству. В наст. время в Отделе рукописей и старопечатных книг ГИМ хранится 2086 номеров рукописей, принадлежавших Б. Помимо отдельных уникальных памятников эта часть коллекции ценна прекрасным подбором житий рус. святых, особенно Северного края. Старопечатные книги из коллекции Б. попали в собрание «Меньших» (Отдел рукописей и старопечатных книг ГИМ). Оставшаяся часть рукописей из коллекции Б. (гл. обр. старообрядческие) в 1931 г. поступила в ОР ГБЛ (ныне РГБ), где они были описаны в качестве самостоятельного собрания (ф. 17; включает в себя 1181 номер (1724 ед. хр.), XI-XX вв.).

http://pravenc.ru/text/77604.html

этого времени было выдвинуто предположение по поводу интерпретации шитой надписи («Сия полица положена бысть в церковь Святых великих новоявленных мученик Бориса и Глеба благоверным христолюбивым князем Егорьем Васильевичем») на палице (набедреннике), хранившейся в обители в XVII-XIX вв., как свидетельстве возможного вклада в мон-рь ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого в 1148 г. ( Малыгин. 1990. С. 13-14). Такая интерпретация встретила возражения А. С. Преображенского, по мнению к-рого палица попала в Н. Б. м. лишь в нач. XVII в., а первоначально являлась вкладом сына вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного, дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича, в дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мужской монастырь ( Преображенский. 2010. С. 183-184, 187-188, 191-192, 194-195, 197-198). Однако подобная интерпретация сомнительна в связи с обозначением св. Бориса и Глеба в надписи «новоявленными». Самое позднее употребление этого термина по отношению к Борису и Глебу отмечено под 1327 г. в Софийской I (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 400) и Псковской III (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 90) летописях. Во 2-й пол. XV в. термин «новоявленные» по отношению к первым русским святым вряд ли мог быть применен. К кон. XII в. в Н. Б. м. возведен каменный храм. XIII-XIV века стали периодом разорений и упадка обители. Для реконструкции ее средневек. истории важными стали извлечение из позднего Жития прп. Ефрема и публикация «Повести о разорении Торжка» И. У. Будовницем ( Будовниц. 1960). Он убедительно доказал, что «Повесть...» написана между 1319 и 1372 гг. и включена в позднее Житие прп. Ефрема, чтобы разъяснить, почему ко времени написания Жития не сохранилось существовавшего когда-то более древнего Жития, из-за отсутствия к-рого составителю нового Жития приходилось получать сведения «от тоя обители от настоятеля, и от древних старец и от искусных людей града Торжка» (Там же. С. 40). В «Повести...» присутствуют свидетельства почитания Ефрема Новоторжского в XIV в.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1931 - 2007), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999) ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ЕРМОЛОВ Алексей Петрович (1777 - 1861), российский гос. и военный деятель, ген. от инфантерии (1818), ген. от артиллерии (1837), почетный член С.-Петербургской АН (1818) ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ военно-политическое формирование, существовавшее в XVI-XVIII вв., располагалось в низовьях Днепра, за порогами; крепость, военный и адм. центр запорожского казачества ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 1727), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник Николай Михайлович (1898 - 1980), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения ИАКОВ Васильевич Шестаков (1858-1918), свящ., сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича ИОАНН III ВАСИЛЬЕВИЧ (1440-1505), вел. кн. Владимирский, Московский и всея Руси, старший сын вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного и вел. кнг. Марии Ярославны ИОАСАФ (Удалов; 1886 - 1937), еп. Чистопольский, сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИРИНА [Ингигерд] († 1051), 2-я (после св. кнг. Анны) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого

http://pravenc.ru/rubrics/123030_7.html

В 1397–1398 гг. между Новгородом и Москвой разгорелась ожесточенная борьба за Двинскую землю — ключевой регион на пути к жизненно важным для Новгорода ресурсам Русского Севера. Двинская земля отложилась от Новгорода, а двинские бояре конфисковали у новгородских бояр их владения и разделили между собой. Н. р. удалось все же восстановить контроль над Двинской землей, а инициаторы перехода на сторону Москвы были казнены. После окончания династической войны в Московском великом княжестве в 1456 г. войска вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного вторглись в Новгородскую землю и нанесли поражение новгородцам под Русой. Война завершилась выгодным для Москвы Яжелбицким мирным договором 1456 г., а Н. р. вынуждена была заплатить контрибуцию. Решающие события развернулись в 70-х гг. XV в. В условиях непрекращающегося давления со стороны Москвы в Н. р. усилилась пролитовская партия. Вероятно, с этим связано заключение весной 1471 г. договора между Н. р. и вел. кн. Литовским Казимиром IV Ягеллончиком (ГВНиП. 77. С. 129–132; есть предположение о том, что это был только новгородский проект договора — Лурье. 1994. С. 140–142). В соответствии с соглашением Новгород признавал сюзеренитет Литовского великого князя, а тот обязывался оборонять Новгород в случае нападения на него Москвы. При этом полномочия Казимира как верховного правителя жестко ограничивались, в частности, одним из условий было «веры греческие православные нашеи не отъимати». Великокняжеский наместник, к-рого должен был прислать Казимир, также обязан был придерживаться Православия (ГВНиП. 77. С. 130, 132). Несмотря на это, обвинения Н. р. в попытках уклонения в «латинство» (не имевшие реальных оснований) сыграли существенную роль в идеологическом обеспечении новгородской политики вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича и отразились в московском офиц. летописании (Тарасов. 2011). В мае—июне 1471 г. войска Иоанна III и его союзников (Пскова и Твери) выступили против Н. р., которая не получила помощи от Литвы. 14 июля новгородская рать была полностью разгромлена на р. Шелони. Главную причину этого новгородский летописец усматривает в раздорах в новгородском войске(рядовые воины жаловались на отсутствие коней и качественного вооружения, а архиепископский полк вообще отказался участвовать в сражении — ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 446). Ряд фактов указывает на существование в Новгороде промосковской партии, идеология к-рой основывалась, очевидно, на представлении о наследственных правах московских князей на верховную власть. Разделение новгородцев на сторонников Москвы и Литвы не носило ярко выраженного социального характера. Высказывавшаяся в советской историографии т. зр., согласно к-рой сближение с Москвой поддерживал простой народ, а бояре ориентировались на Литву, не подтверждается источниками.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Каменная Троицкая церковь построена вместо деревянной в 1685 году местным помещиком стольником Семеном Васильевичем Готовцевым. Церковь одноэтажная, построена в виде разностороннего креста. Своды в храме конические, в приделах в виде круговой дуги. Алтарь с одним полукружьем отделяется от храма каменной стеной с тремя пролетами. Два придела: правый во имя Рождества Христова, левый - во имя Казанской иконы Божьей Матери. Приделы расположены параллельно Главному алтарю и соединены галереями с главным храмом. Крыша на четыре ската. На церкви 8 глав, одна на середине храма, 4 по углам и 3 на алтарях. Иконостас в 5 ярусов с колоннами и резьбой, помещенной на светло - желтом фоне. Резьба изображает виноградные лозы. В 1833 году оба придела и трапеза главного храма сделаны теплыми. Рядом с Троицкой находится Архангельская церковь, построена также С.В.Готовцевым в 1685 году. Церковь каменная, одноэтажная, в основании квадратная. Свод конический. Алтарь в одно полукружие с тремя окнами. Для более наглядного выражения идеи о храме, как лестницы к восхождению на небо, по стенам храма от края иконостаса, под окнами были устроены изображения херувимов на досках. В церкви два придела: южный - во имя святителя Николая, северный - во имя св. пророка Ильи. Стены выложены из тяжеловесного кирпича (25 и 28 фунтов). У церкви одна глава. Колокольня построена в 30-х годах XIX века в виде четырехгранной башни. На ней было 5 колоколов. Церкви обнесены каменной оградой. В ограде 7 небольших башен, из которых угловые круглые, а средние - четырехугольные. На западной стороне ограды устроены святые врата в виде часовни, разделенной воротной аркой на две половины, в каждой половине в особых помещениях располагались иконы. Вблизи алтаря Троицкой церкви расположено отдельное каменное здание, которое является родовой усыпальницей Готовцевых. Здесь находится 12 гробниц, где похоронены стольник С.В. Готовцев, его сын А.С. Готовцев, " павший в бою под Полтавой " , и тут же плита с надписью: " 1661 год июля в 27 день преставилася раба Божия схимница Ефтимия Петровна – мать Григорьевича Голенищева-Кутузова " . Это потомок костромской ветви Голенищевых-Кутузовых. Существование на сельском кладбище двух монашеских могил дает предположение, что в начале XYII века это был монастырь сначала мужс­кой, а потом девичий. После междоусобной войны Москвы с Галичем, когда победила Москва, волость была у московского великого князя Василия Васильевича Тёмного, который Ликургскую волость дал московскому митрополиту. При каких обстоятельствах это великокняжеское имение перешло в собственность частных лиц неизвестно. После смерти Семена Васильевича Готовцева имение перешло в род Нарышкиных, которое принадлежало до 1917 года. В середине 18 века деревни перешли к Нарышкиным, в том числе к отцу декабриста М.П. Нарышкину, который женился на Евдокии Михайловне Готовцевой, и деревни были даны за ней в приданое.

http://sobory.ru/article/?object=43353

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010