Кстати, существует предание, что именно по распоряжению Василия Сталина гроб с телом его отца был ночью доставлен в Богоявленский собор, где Патриарх Алексий совершил отпевание. Об этом я слышал от одного священника, ссылавшегося на рассказ благочестивой женщины, работавшей в соборе в те годы. Она рассказывала эту историю своему сыну тоже прихожанину Богоявленского собора. Так что вполне вероятно, Святейший Алексий не только заочно отпевал вождя раба Божия Иосифа. Известно, когда Патриарх отслужил панихиду по Иосифу Виссарионовичу, на упреки зарубежников он лаконично ответил: «Я молился не за безбожника». Отпевали ли самого раба Божия Василия мне неизвестно. Почтил и я память генерал-лейтенанта Василия Иосифовича Сталина. Фото 11: цветы к памятнику на месте первого захоронения В.И. Сталина С именем Василия Сталина в Казани связана еще одна легенда. Считается, что на памятнике павшим в Великой Отечественной войне воинам, на котором начертано: «Вечная память славным советским воинам, павшим в дни Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в борьбе за свободу и независимость нашей Родины» неизвестный скульптор изобразил солдата похожего на Василия Сталина. И впрямь есть некоторое сходство. Фото 12: памятник павшим воинам на Арском кладбище. А воинов, умерших в госпиталях Казани вокруг похоронено великое множество. Фото 13: могилы воинов Великой Отечественной. Кстати, рядом с памятником павшим воинам находится могила легендарного Михаила Девятаева, совершившего беспримерный побег из концлагеря на острове Узедом на фашистском самолете. Герой Советского Союза Михаил Девятаев скончался совсем недавно в 2002 году. Фото 14: могила Михаила Девятаева. У нашего посещения Арского кладбища была и еще одна цель - почтить память русских монархистов-черносотенцев, похороненных тут. Прежде всего мы побывали на могиле выдающегося востоковеда профессора Казанского университета и Казанской духовной академии Николая Федоровича Катанова, который был товарищем председателя Казанского отдела Русского Собрания - первой черносотенной организации в России. Он скончался в 1922 году и был похоронен на территории Казанского Кремля в ограде Спасо-Преображенского монастыря. После разрушения монастыря в 1928 году останки Катанова были перенесены на Арское кладбище и погребены напротив входа в храм Ярославских чудотворцев. Впрочем, есть мнение, что надгробный памятник - лишь кенотаф, а останки выдающегося ученого и общественного деятеля утрачены. Катанову повезло, он родился хакасом, а не русским, поэтому память о нем сохранилась. Его имя носит Хакасский государственный университет и Аскизский районный музей на его родине, а в Абакане стоит памятник Катанову. А вот у многих русских видных деятелей правого движения, а в их числе были не менее выдающиеся ученые и деятели культуры, неизвестно даже место захоронения.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/01/...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 9 (22) Священномученики Василий Ягодин , Александр Буравцев 11 декабря 1937 года был арестован весь причт московского кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове, в том числе настоятель собора протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев. Священномученик Василий родился 11 апреля 1870 года в селе Ключи Керенского уезда Пензенской губернии в семье священника Александра Ягодина. В 1890 году окончил Пензенскую Духовную семинарию. Женился, семья его состояла из супруги Юлии Яковлевны и трех дочерей. В 1890 году Василий Александрович был назначен псаломщиком и учителем церковноприходской школы. В 1891 году он был рукоположен в сан священника ко храму в селе Ильмино Городищенского уезда Пензенской губернии. В 1895 году отец Василий был назначен военным священником в укрепление Чикишляр Закавказской области, в 1904 году – священником 221-го пехотного Троице-Сергиевского полка в Москве и благочинным 56-й пехотной дивизии. В 1911 году отца Василия назначили настоятелем собора в крепости Свеаборг в Финляндии, и в том же году митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) он был возведен в сан протоиерея. В 1918 году община храма преподобного Харитона Исповедника в Москве обратилась к священноначалию с просьбой назначить в этот храм протоиерея Василия, и просьба была удовлетворена. В 1921 году протоиерей Василий был награжден палицей, а в 1923 году Патриарх Тихон наградил его митрой. Весной 1937 года, в связи с арестом настоятеля Богоявленского дорогомиловского собора в Москве протоиерея Александра Лебедева, протоиерей Василий был назначен настоятелем собора и прослужил здесь до ареста. На допросах протоиерей Василий виновным себя не признал. Один из допрошенных лжесвидетелей показал, будто священник был тесно связан с высшим офицерским составом царской армии и проводил большую работу по привлечению советской молодежи к церкви, что ему лично протоиерей Василий говорил: «Мы – старики, нам жить осталось мало, нужно молодежь воспитывать в духе христианской истины, молодежи необходимо рассказывать о великом прошлом русского народа, который снова возродится как великая национальная держава...»

http://fond.ru/kalendar/1463/vasiliy/

Декабря 9 (28) Священномученики Василий (Ягодин) и Александр (Буравцев) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) 11 декабря 1937 года был арестован весь причт московского кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове, в том числе настоятель собора протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев. Священномученик Василий родился 11 апреля 1870 года в селе Ключи Керенского уезда Пензенской губернии в семье священника Александра Ягодина. В 1890 году окончил Пензенскую Духовную семинарию. Женился, семья его состояла из супруги Юлии Яковлевны и трех дочерей. В 1890 году Василий Александрович был назначен псаломщиком и учителем церковноприходской школы. В 1891 году он был рукоположен в сан священника ко храму в селе Ильмино Пензенской губернии. В 1895 году отец Василий был назначен военным священником в укрепление Чи- кишляр Закавказской области, в 1904 году – священником 221-го пехотного Троице-Сергиевского полка в Москве и благочинным 56-й пехотной дивизии. В 1911 году отца Василия назначили настоятелем собора в крепости Свеаборг в Финляндии, и в том же году митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) он был возведен в сан протоиерея. В 1918 году община храма преподобного Харито- на Исповедника в Москве обратилась к священноначалию с просьбой назначить в этот храм протоиерея Василия, и просьба была удовлетворена. В 1921 году протоиерей Василий был награжден палицей, а в 1923 году Патриарх Тихон наградил его митрой. Весной 1937 года, в связи с арестом настоятеля Богоявленского дорогомиловского собора в Москве протоиерея Александра Лебедева , протоиерей Василий был назначен настоятелем собора и прослужил здесь до ареста. На допросах протоиерей Василий виновным себя не признал. Один из допрошенных лжесвидетелей показал, будто священник был тесно связан с высшим офицерским составом царской армии и проводил большую работу по привлечению советской молодежи к церкви, что ему лично протоиерей Василий говорил: «Мы – старики, нам жить осталось мало, нужно молодежь воспитывать в духе христианской истины, молодежи необходимо рассказывать о великом прошлом русского народа, который снова возродится как великая национальная держава…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По мнению Забелина, кремлевское подворье могло быть устроено еще до Куликовской битвы. Первая деревянная Богоявленская церковь упоминается в 1374 году в повествовании о смерти последнего тысяцкого Москвы Василия Васильевича Протасьева (Вельяминова). Принявший перед смертью схиму, он был погребен «у церкви Богоявления». Традиционно это сведение относят к Богоявленскому монастырю в Китай-городе, где была усыпальница Вельяминовых, но Иван Забелин считал, что оно вполне могло относиться к кремлевскому Богоявленскому храму подворья. Значит, подворье могло быть даровано не позднее начала 1370-х годов, когда преподобный Сергий с племянником устраивали монастырь в Симонове. Упомянем, что существует и другая версия: землю в Кремле пожаловал Троицкой обители из своего двора князь Андрей Владимирович, сын героя Куликовской битвы, князя Владимира Андреевича Храброго, в 1425 году. Однако их кремлевский двор находился в другом месте. Такая путаница вызвана отсутствием надежных сведений о первоначальной истории Троицкого подворья. Первое достоверное упоминание о нем относится к 1460 году, когда на месте деревянной выстроили каменную Богоявленскую церковь. Об этом речь впереди, а пока отметим градостроительную роль подворья в образе православной Москвы. По мнению академика Г. Мокеева, образ Соборной Руси в Москве складывался со времени правления Ивана Калиты и собирания русских земель в единое державное государство. Присоединяя удельные княжества к Москве, в столицу привозили их святыни, иконы, колокола, но не как пленные, а как символы единства России. Переселенцы из присоединенных городов основывали в Москве свои слободы с приходскими храмами. Такими же символами соборности русской земли были подворья крупнейших монастырей с их храмами и часовнями. Символизируя единство православной России и собирания земель вокруг Москвы, они органично вливались в градостроительный образ Третьего Рима. И символично, что Троицкое подворье находилось именно в Кремле. Как и сама Сергиева обитель, оно оказалось причастно ко многим великим событиям русской истории.

http://pravoslavie.ru/28971.html

Утрачены могилы гетмана Сагайдачного и архит. И. Г. Григоровича-Барского, находившиеся в Богоявленском соборе. В память о Сагайдачном в 2001 г. на территории бывшей обители был поставлен крест с символическим могильным камнем. Монастырское кладбище располагалось слева от надвратной колокольни, при этом настоятелей обители хоронили в Богоявленском соборе. С 1772 г. часть монашествующих из К.-Б. м. хоронили на новооткрытом кладбище на горе Щекавица. В 1988 г. на месте монастырского кладбища была построена столовая Киевского высшего военно-морского уч-ща. Приписные скиты С 1695 г. к К.-Б. м. был приписан Трехсвятительский муж. скит-мон-рь во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Скит был учрежден 30 янв. 1695 г. при полуразрушенной каменной Трехсвятительской ц., перешедшей в 1638 г. по королевской грамоте во владение К.-Б. м. и поврежденной во время военных действий 1648-1654 гг. 17 авг. 1654 г. храм горел, в 1693-1706 гг. при помощи В. Л. Кочубея восстановлен. С 20-х гг. XVIII в. скит был временно приписан к Киево-Софийскому монастырю, с которым К.-Б. м. вел длительную тяжбу за контроль над спорными имениями. В 1765 г. наместником Трехсвятительского скита стал игум. Савва (Пальмовский). В янв. 1775 г. он был обвинен в несанкционированном Синодом переименовании Трехсвятительского скита в мон-рь и снят с должности наместника. Тем не менее в описании Киева за 1775 г. фигурирует «Трехсвятительский монастырец», принадлежавший киевскому Софийскому мон-рю. 30 мая 1775 г. указом Синода скит был отделен от Софийской обители и преобразован в Трехсвятительское отделение К.-Б. м. В 1786 г. скит вместе с К.-Б. м. был упразднен, Трехсвятительский храм стал приходским. 8 авг. 1934 г. президиум Киевского горсовета принял решение о закрытии Трехсвятительского храма «синодальной ориентации». В 1935 г. храм был разрушен, др. постройки передали «под снос для освобождения территории под строительство нового Дома Правительства» (ГА г. Киева. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 6240. Л. 68).

http://pravenc.ru/text/1684333.html

До середины XVI в. все его сооружения были деревянными. В 1553-1554 г.г. по повелению Ивана Грозного в центре монастыря возводиться каменный Богоявленский собор «На победу и одоление Казанского царства». По мнению некоторых исследователей, его строителем был государев мастер Андрей Малой. Пятиглавый четырехстолпный собор стоит на подклете, окруженный тремя разновеликими приделами, западным притвором, галереей с юга. Сложная и живописная в своей асимметрии объемно-пространственная композиция ростовского памятника напоминает собор Покрова на рву (Василия Блаженного) в Москве, также созданного в честь победы над Казанью. Все перечисленные качества ставят собор Авраамиева монастыря в один ряд с крупнейшими произведениями древнерусского зодчества XVI в. Большой ростовский пожар, случившийся 5 июля 1730 г., истребил драгоценную утварь и архивы древнейшего монастыря Ростова. Первоначальное убранство Богоявленского собора, построенного Иваном Грозным и освященного в его присутствии, остается загадкой. В 1730-е г.г интерьер собора был восстановлен на пожертвования императрицы Анны Иоанновны и ее матери Прасковьи Федоровны. В нем выделяется резной барочный иконостас, прекрасный памятник декоративно-прикладного искусства ростовских мастеров. На северной стороне Авраамиевского придела собора находились мощи преподобного Аврамия, обретенные при великом князе Всеволоде III. В 1736 г. при архимандрите Гаврииле интерьер Богоявленского собора расписали жители Авраамиевой подмонастырской слободы Егор и Иван Алексеевы дети Пахоловы. Настенная роспись собора сильно пострадала от позднейших поновлений конца XIX в., проведенных на пожертвования генерал-адъютанта Н.В. Воейкова, ростовского крестьянина И.А. Рулева, петербургских купцов В.П. и Г.П. Мельниковых и оренбургского купца А.П. Веснина. Поновления, сделанные клеевой техникой в грубой лубочной манере, изменили не только цветовую гамму, но и композицию многих сцен. В целом система росписи плохо увязана с архитектоникой собора. Клейма отличаются разномасштабностью и не всегда следуют сложившейся в древнерусском храме композиционной схеме.

http://sobory.ru/article/?object=00594

В десятилетнем возрасте Павел осиротел, и отец Макарий взял отрока к себе в монастырь на воспитание. Спустя пару лет Макарий постриг Павла в иночество с именем Паисий. В монастыре юному послушнику было поручено переписывание священных книг, многие из которых, как например «Житие и деяния святителя Григория Богослова», сохранились до наших дней, и находится в краеведческом музее города Калязина, а «Четвероевангелие», написанное им около 1481 года, хранится в Угличском музее. Послушник Паисий достойно нес свои труды. Он усердно не только созидал стены новой обители, но много и молился. Однажды во время ночной молитвы Паисию явился Ангел и сказал: «Ты должен быть наставником для многих. Ты выйдешь отсюда и будешь жить там, где тебе велят. Так на­добно для славы Божией». Спустя некоторое время это чудесное предска­зание осуществилось. По просьбе Угличского князя Андрея Большого преподобный Макарий благословил иноку Паисию основать монастырь, под который князь даровал землю бывшей Богоявленской пустыни на левом берегу Волги, в трех верстах от города Углича. Точно неизвестно когда инок Паисий поселился на месте затухающей Богоявленской пустыни, по некоторым данным это был 1466 или близкий к нему год. Придя на богоизбранное место, Паисий первым делом соорудил себе одноместную келью, а затем построил небольшой деревянный храм в честь Богоявления Господня. Здесь и ранее жили монахи, имевшие по Указу великого князя Василия Темного право собирать с проходивших по Волге судов пошлину, но из-за отсутствия должного духовного руководства жизнь в обители угасла. Спустя некоторое время к Паисию присоединилось около десяти послушников из Макарьевского монастыря, пожелавших общего с ним служения и спасения. Ростовский архиепископ Тихон, в епархию которого входил Углич, рукопо­ложил инока Паисия в сан иеромонаха, а затем в игумена и назначил его настоятелем новосозидаемого монастыря. Благочестивый угличский князь Андрей с огромным уважением отно­­сился к отцу Паисию и не раз содействовал укреплению новой обители.

http://sobory.ru/article/?object=34796

Среди строителей Верхотурского Троицкого собора мы встречаем имя Василия Гаряева. Он приехал в Иркутск не один. В древнерусской практике было распространено ездить выполнять заказы артелями - сложившимися творческими группами, Прибыл сюда и изразечник. Почти один в один повторены в Иркутске фриз четверика Верхотурского Троицкого собора, состоящий из изразцов-розеток, вставленных в ширинки ритмически чередующихся кронштейнов, и декоративные пояса сандриков окон и порталов Форма румпы иркутских изразцов с высокими краями встречается только в изделиях соликамского производства. Видимо, каменные работы в 1731 г. шли уже к концу, в августе яренчане Дмитрий и Андрей Тучнолобовы взяли подряд: «покрыть на алтаре Богоявленской церкви кровлю двойным тесом, добрым мастерством безохульно, а за работу рядили 20 рублей». Между 1735 и 1738 г.г, был сделан рисунок собора художником Люрсениусом (участником экспедиции историка Г.Ф. Миллера), нарисовавшим «Вид города Иркутска». Гравюра, выполненная по его рисунку, хранится в Иркутском художественном музее. Небольшой размер гравюры, где изображена довольно широкая панорама города, не дал возможности художнику детально представить архитектуру собора, но основные объемы он передает довольно точно. На гравюре мы видим Богоявленский собор в законченном виде с колокольней, пятиглавием и крестами на куполе. На сооружение двух первых каменных зданий в Иркутске - Приказной палаты (1701-1704) и Спасской церкви (1706-1710) - ушло по четыре года, а строительство и оформление внутреннего убранства Богоявленского собора растянулось на 28 лет. Нам кажется, тут действовал целый комплекс причин. Задуманное грандиозное по тем временам сооружение для Иркутска (вместимость только одного Петропавловского придела была почти такая же, как всей Спасской церкви, стоявшей тогда еще без колокольни) требовало напряжения всех художественных сил города и твердой хозяйственной руки личности, заинтересованной в строительстве. Видимо, здесь сыграла роль смерть в 1731 г. первого епископа Иркутской епархии Иннокентия Кульчицкого, который усердно заботился о постройке собора: основные каменные работы при нем были закончены. Его преемник Иннокентий 2-й Нерунович, возглавлявший Иркутскую епархию с 1732 по 1746 г., в 1734 г. «при пересмотре дела о постройке неоконченного... каменного холодного в Иркутске Богоявленского собора... усмотрел, что некоторые церковные старосты злоупотребили достоянием церкви». Он отлучил от церкви бывшего старосту Ивана Гранина, который 15 лет назад недоплатил якобы в Вознесенский монастырь за купленный там кирпич, известь и бутовый камень 149 руб.

http://sobory.ru/article/?object=11662

Архив Пн Патриаршее соболезнование в связи с гибелью клирика Казанской епархии иерея Анатолия Григорьева 17 сентября 2022 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью клирика Казанской епархии иерея Анатолия Григорьева. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Кириллу, митрополиту Казанскому и Татарстанскому Родным и близким иерея Анатолия Григорьева Прихожанам Богоявленского храма с. Исаково Зеленодольского района Республики Татарстан Ваше Высокопреосвященство! Дорогие братья и сестры! Со скорбью узнал о гибели настоятеля Богоявленского храма села Исаково Зеленодольского района Республики Татарстан иерея Анатолия Григорьева. На протяжении двух десятилетий почивший с ревностью и благоговением совершал свое служение и был поистине добрым пастырем для прихожан, казачества и православной молодежи. По благословению Священноначалия отец Анатолий осуществлял окормление военнослужащих татарстанских батальонов, принимающих участие в специальной военной операции. Исполняя это ответственное послушание, сей верный труженик на ниве Христовой явил полноту жертвенной любви и положил душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Творец и Промыслитель мира, живыми господствующий богоначальною властью и мертвыми владычествующий (стихиры 6-го гласа в субботу утра), да упокоит душу новопреставленного иерея Анатолия в обителях небесных и сотворит ему вечную и блаженную память, а всем знавшим и любившим его ниспошлет крепость сил и мужество. С соболезнованиями +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5960164.ht...

Нило-Столобенская мужская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Нило-Столобенская пустынь - мужской монастырь Тверской епархии Русской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь расположен на Столбенском острове озера Селигер, на месте отшельнического подвига преподобного Нила Столобенского, в 10 км от города Осташкова. В 1528 году на острове Столобном озера Селигер поселился отшельник Нил Столобенский. До этого в течении тринадцати лет он жил в дремучем лесу на берегу реки Серемхи, но там не смог спрятаться от людской славы. В первый год жизни на острове он выкапывает в горе небольшую пещеру, где проводит зиму. В 1529 году он строит на острове хижину и часовню. 7 декабря 1554 года преподобный Нил скончался, в 1560 году над его могилой была возведена часовня. В 1591 году на остров приходит иеромонах Герман, который течении нескольких лет и при помощи нескольких человек возводит на острове деревянную церковь в честь Богоявления Господня с пределом во имя святого Василия Блаженного. В 1594 году " островитяне " получают благословенную грамоту патриарха Московского и всея Руси Иова на открытие монастыря Нилова пустынь, этот год становится годом основания монастыря. В 1610 году монастырь был разорен в результате литовского нашествия. В 1622 году в монастыре была возведена вторая деревянная пятиглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1635 году на месте сгоревшего первого храма Богоявления Господня был возведен новый деревянный храм. Также на территории монастыря были устроены больничные и гостиные кельи, монастырь обнес оградой, а над воротами поставил новую восьмистенную колокольню, на которой были установлены часы с боем. В 1665 году в монастыре произошел пожар, который уничтожает дотла все основные постройки монастыря. На его восстановление царь пожертвовал 200 рублей, кроме того, обитель к тому времени и сама уже располагала немалыми средствами. 27 мая 1667 года при закладке нового каменного Богоявленского собора были обнаружены нетленные мощи прп. Нила Столобенского. В 1671 году завершается возведение первого каменного Богоявленского собора и в него переносятся святые мощи преподобного Нила.

http://azbyka.ru/palomnik/Нило-Столобенс...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010