(XV в.?), прп. (пам. 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Костромской. В несохранившемся синодике костромского Богоявленского мон-ря XVII в. в списке настоятелей обители первым было указано имя «строителя месту сему преподобнаго старца Никиты» ( Афанасий (Дроздов), архим. 1837. С. 43). В описи имущества мон-ря, составленной для Коллегии экономии в 1764 г., кратко излагалось содержание 3 древних монастырских грамот: две из них были пожалованы вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным, одна - вел. кн. Иоанном III Васильевичем (опись 1764 г. и грамоты до настоящего времени также не сохр.). В тексте жалованной грамоты вел. кн. Василия II костромскому наместнику Ивану Ивановичу о расчистке в Волге тони для рыбной ловли упоминался чернец Богоявленского монастыря Никита, «бивший челом» великому князю. Однако в писцовой выписи 1594/95 г. О. Т. Плещеева, М. И. Протопопова и дьяка Посника Шепилова, где перечислялись все известные к тому времени пожалования и документы Богоявленского мон-ря, грамоты великих князей Василия II и Иоанна III не значатся. Не указаны они и среди неатрибутированных документов в описи архива обители 1701 г., в которой названы лишь «одна несудимая, а другая на соловарницу у Большие Соли» грамоты; о рыбной тоне на р. Волге в документах ничего не говорится ( Антонов. 1997. С. 139-143). Возможно, «несудимой грамотой» в описи 1701 г. названа 2-я грамота вел. кн. Василия Васильевича из описи 1764 г., адресованная игум. Иову, по к-рой было «велено костромским наместникам и их тиунам не требовать с монастырских волостей и людей, опричь посильной дани, ни подвод, ни белки, ни тамги, ни мыту и вообще никаких пошлин, и не звать слуг и людей монастырских к суду наместничьему» ( Афанасий (Дроздов), архим. 1837. С. 4). Поскольку надежно идентифицировать грамоты не представляется возможным, датировать основание Богоявленского мон-ря временем княжения Василия II (1425-1462) можно только условно. Костромской краевед И. В. Баженов считал, что Богоявленский мон-рь был устроен в Костроме «в память и вскоре по великом опустошении этого города татарами в 1429 г. в день Богоявления Господня» ( Баженов. 1913. С. 7). Однако самые ранние сохранившиеся акты обители относятся к 1500-1520-м гг.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

Статистика Филарет (Дроздов), свт. митр. Московский Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 26 декабря 1782 (6 января 1783), Коломна, Московская губерния — 19 ноября (1 декабря) 1867, Москва) — епископ Российской Православной Церкви; с 3 июля 1821 архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Член Российской академии (1818). Крупнейший российский православный богослов XIX века. В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине. Детство и образование Василий Дроздов родился рано утром 26 декабря (второй день Рождества) 1782 года в семье диакона Успенского кафедрального собора в Коломне. Все предки его по отцу и матери были духовного звания. Дед по матери был протоиереем Богоявленской церкви. Его родитель — Михаил Фёдорович — женился 10 января 1782 года на Евдокии Никитичне, которой ещё не было полных 16 лет; 6 февраля того же года был поставлен диаконом Успенского собора, но жил вначале у своего тестя, при Богоявленской церкви, где и родился младенец. Василий Дроздов, нареченный в честь свт. Василия Великого, родился на 2 недели ранее срока; крещён в Богоявленской церкви 1 января 1783, в день памяти означенного святого. В феврале семья переехала в дом (ныне ул. Толстикова, 52) при церкви Троицы, что в Ямской Слободе, к которой был определён священником отец Михаил. Отец Михаил также преподавал в Коломенской семинарии и им была собрана богатая домашняя библиотека. Когда наступило время обучать отрока Василия грамоте, он переселился в дом своих родителей. 20 декабря 1791 года, 9-и лет, отдан учиться в Коломенскую семинарию. В 1799 году, в одно время с упразднением Коломенской епархии, закрыта была и Коломенская семинария. Бывшим её учеником было дозволено поступить в духовные учебные заведения Московской епархии. По совету отца, Василий Дроздов сдал испытательный экзамен и в марте 1800 зачислен в философский класс Троицкой Лаврской семинарии в Сергиевом Посаде. Вскоре, проявив изрядные способности в изучении языков и риторики, обратил на себя внимание устроителя и патрона семинарии митрополита Платона (Левшина), который проявлял к Дроздову явное благоволение и покровительство. Окончил семинарию в ноябре 1803 года и был назначен преподавателем греческого и еврейского языков. В 1806 году Дроздов стал учителем поэзии; с 1808 года — высшего красноречия и риторики.

http://lib.cerkov.ru/authors/395

Житие священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого Священномученик Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 года в селе Малая Моршка 1 Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. По некоторым сведениям, мальчик рано узнал сиротство, так как отец его был убит, и сына воспитывала мать. Отличительной чертой характера мальчика была застенчивость, и эта черта сохранилась у него на всю жизнь. Впоследствии, в связи с его высоким положением, она только еще более развилась, так как он оказался поневоле окружен обманом и лицемерием, когда окружающие, по большей части люди ему подчиненные и от него зависимые, искали не истины, а выгоды. Оттого, не успев завести близких и единомысленных людей, когда еще не занимал высокое положение, он уже не смог сделать этого позднее и всю оставшуюся жизнь нес бремя одиночества. Дружество и единомыслие он мог бы найти в среде делателей, проходящих с ним одно поприще, но при замкнутом и застенчивом характере, доверяя в значительной степени только себе, он был вынужден вникать в каждое дело сам, ограничивая, таким образом, его своим кругозором. Священномученик Владимир родился и прожил детские годы в эпоху, когда русская жизнь была омрачена крепостным правом, а в духовных училищах и семинариях царили порядки бурсы. Только собственное мирное, от Бога данное устроение отрока Василия и его блестящие способности, делающие и само учение увлекательным, помогли ему преодолеть недостатки тогдашней школы, о которой у него остались посему самые благоприятные воспоминания. Низшее и среднее образование Василий получил в Тамбове. Окончив Тамбовскую Духовную семинарию, он, как подающий большие надежды способный студент, был направлен для продолжения образования в Киевскую Духовную академию и, сдав приемные экзамены, был зачислен на первый курс. Своей специализацией в академии Василий выбрал церковно-практическое отделение, на котором преподавались словесность, история иностранной литературы, гомилетика, каноническое право, литургика. В то время в академии преподавали многие выдающиеся ученые, которые оказали плодотворное воздействие на одаренного студента, послужив его нравственному и умственному совершенствованию. Всего на курсе вместе с Василием Богоявленским училось тридцать два человека, из которых некоторые стали заметными научными деятелями. С этого курса вышли три профессора Духовной академии, один профессор историко-филологического института, заслуженный преподаватель Духовной семинарии H.H. Щеглов и священномученик, пострадавший в тот же год, что и митрополит Владимир, протоиерей Неофит Любимов .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Первый священномученик — как убивали киевского митрополита Владимира Документальное расследование к 100-летию трагедии 7 февраля, 2018 Документальное расследование к 100-летию трагедии Документальное расследование к 100-летию гибели священномученика Владимира (Богоявленского) В музее Национального университета «Острожская академия» (Острог Ровенской области Украины) представлены страшные экспонаты: фото зверски убитого в 1917 году фронтовиками-дезертирами князя Сангушко, представителя старинного волынского рода, и принадлежавшие его семейству иконы. И тело несчастного выходца из Гедиминовичей, и образа были буквально изорваны штыками. Примечательно, что этот дикий случай произошел задолго до Октября и прихода к власти «безбожных большевиков». И если убийство престарелого аристократа еще как-то можно списать на «классовую ненависть», то иррациональное издевательство над иконами как нельзя лучше демонстрирует атмосферу насилия и деградации морали, закономерной жертвой которой одной из первых стала удерживающая Православная Церковь… Непримиримый противник расколов Зверское убийство митрополита Киевского и Галицкого Владимира (в миру – Василия Никифоровича Богоявленского) стало знаковым предвестием начала гонений на православие и террора, начавшихся в период революции и Гражданской войны на территории бывшей Российской империи и длившихся в той или иной форме долгие десятилетия. Это кощунственное преступление, всколыхнувшее Киев и Украину в «страшное лето, от Рождества Христова 1918-е» (как писал в «Белой гвардии» Михаил Булгаков), так и осталось не раскрытым до конца. Мы попытаемся восстановить подробности резонансного преступления, совершенного в Киеве 25 января 1918 г. (7 февраля по новому стилю), и его расследования на основании материалов «Дела Министерства юстиции по 1-му Департаменту, 2-му отделу (уголовному) об убийстве Митрополита Владимира». Эти уникальные документы выявлены автором статьи в фонде Министерства юстиции Украинской Державы (апрель-декабрь 1918 г.) гетмана Павла Скоропадского в Центральном государственном архиве высших органов власти Украины . В статье использованы также опубликованные воспоминания и работы историков .

http://pravmir.ru/bolshe-vyi-mitropolita...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Богоявленско-анастасиин женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Богоявленская, д. 26. Богоявленский мужской монастырь, крупнейший в Костроме, был основан в день Богоявления Господня в 1426 году на реке Суде, неподалеку от центра города – костромского кремля. Его строителем и первым игуменом летопись называет преподобного Никиту – «сродника и ученика» преподобного Сергия Радонежского. До середины XVI b. все строения монастыря были деревянными. В 1559 году в обители торжественно заложили каменный Богоявленский собор. В течение шести лет ростовскими мастерами был возведен величественный храм. Его освящение состоялось в 1565 году (в начале XVII b. собор с трех сторон обнесли галереей, а с северной стороны пристроили придельный Никольский храм). Под собором находилась усыпальница. Вечное упокоение нашли в ней племянники Великого князя Василия II Темного – Иван, Андрей и Василий, погребены здесь именитые благотворители монастыря из фамилий бояр Салтыковых, Кафтыревых, князей Хованских… Тут же захоронены игумены и некоторые иноки монастыря. Все гробницы тщательно сохранялись, но в послереволюционные годы, после закрытия монастыря, они были уничтожены… На протяжении своей многовековой истории монастырь пережил и годы расцвета, и годы полного запустения. Грамоты, данные в разное время его настоятелям, показывают, что он пользовался покровительством и поддержкой и великих князей и государей наших. Любила посещать его первая супруга царя Иоанна Грозного – Анастасия. В конце декабря 1608 года, когда Кострома оказалась в руках польских интервентов, после осады и штурма монастырь был захвачен и разграблен. 11 его иноков приняли мученическую смерть. Имена этих героев сохранились до наших дней: Трифиллий, Макарий, Савватий, Афиноген, Варлаам, Иов, Кирилл, Дионисий, Максим, Иоасаф и Гурий. Память их 12 января. Их мощи, как и основателя монастыря – преподобного Никиты, покоятся в Усыпальнице собора. В начале XVII b. Богоявленский монастырь был известным и значительным в России, об этом говорит тот факт, что при избрании на царство Михаила Федоровича Романова в феврале 1613 года на Московском Земском Соборе присутствовал и подписался под избирательной грамотой в числе других выборных и настоятель этого монастыря игумен Арсений.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

фото с сайта volynnews.com 9 февраля 2018 г. 14:13 Митрополит Нифонт (Солодуха) Митрополит Нифонт (Солодуха) 05.10.1948–22.03.2017 22 марта на 69-м году жизни отошел ко Господу митрополит Нифонт, возглавлявший Волынскую епархию Украинской Православной Церкви с 1992 по 2016 год. Митрополит Нифонт (Василий Андреевич Солодуха) родился 5 октяб-ря 1948 года в деревне Галина Воля Старовыжевского района Волынской области в крестьянской семье. В два года мальчик остался сиротой. Спустя десятилетия он не раз вспоминал годы своего тяжелого детства, лишенного родительского тепла. С большой любовью он отзывался о бабушке, которую называл мамой, и тете, но они не могли заменить родителей. Поэтому не удивительно, что одним из излюбленных мест Василия было местное кладбище, где перед материнской могилой он изливал горечь своего сиротства. Другим местом, куда постоянно тянулась душа мальчика, была местная церковь, в которой он чувствовал себя особенно спокойно и уютно. В юном возрасте Василий самостоятельно принял решение придерживаться всех церковных постов, читал немногие жития святых, которые удавалось достать.  В 1963 году юноша окончил местную восьмилетку и поступил в 9-й класс школы в районном центре. Однако, для продолжения учебы нужно было ежедневно ездить в Старую Выжевку или перебраться туда, а это оказалось для Василия невозможным. Поэтому он стал наниматься на разные сезонные работы. В 1967 году Василий был призван на воинскую службу, которую проходил в Новгороде. Благодаря обязанностям кладовщика и почтальона солдат почти каждый день выходил в город, где мог посещать церковь. Именно в армии Солодуха окончательно утвердился в решении стать священнослужителем.  В 1969 году, сразу после военной службы, Василий поехал в Брест, где стал работать в железнодорожном депо и готовиться к поступлению в семинарию. Счастью не было предела, когда в 1970 году он был принят на учебу в МДС, ведь конкурс тогда достигал семи человек на место. В следующем году будущий митрополит стал иподиаконом Святейшего Патриарха Пимена и исполнял это послушание все годы пребывания в семинарии.В стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры у семинариста родилось горячее желание принять монашество. На четвертом году учебы, 20 марта 1974 года, мечта Василия Солодухи осуществилась, и он был пострижен с именем Нифонт.  Уже 15 апреля того же года Святейший Патриарх в Богоявленском кафедральном соборе Москвы рукоположил монаха в иеродиакона. Вскоре отец Нифонт поступил в МДА, на третьем курсе которой, 26 февраля 1977 года, ректор архиепископ Дмитровский Владимир рукоположил его в иеромонахи. 

http://e-vestnik.ru/obituaries/new_objec...

Н.В. Сушков Коломна – благословенная родина Василия Михайловича Дроздова. Некогда – житница Москвы, вот она – неистребляемое зерно сбирает на пищу жителей столицы: блюдет духовное семя на своем уроженце, грядущем пастыре-проповеднике, семя веры, любви, чистоты, мудрости, знания, красноречия – на питание православной паствы плодами духовными. Духовное происхождение Дроздовых ведется издалека; но маститый потомок их вспомнил имена своих праотцев только до прапрадеда, Игнатия, о котором впрочем ничего не дошло до него из семейных преданий. Он служил где-то причетником и однако ж, по всей вероятности, был человек начитанный и разумный, потому что заботился о приуготовлении своих сыновей на служение пресвитерское – и они достигли пресвитерства. Из них Федор Игнатьевич (отец Михаила Федоровича и дед Василия Михайловича) был протоиереем Богоявленской в Коломне церкви. Другой его дед, по матери, Никита Афанасьевич также был священником. Первый, будучи еще не стар и пользуясь добрыми здоровьем, сдал свой приход своему старшему сыну, с благим намерением в мире отделиться от мира. Он удалился от всех знакомых и родных, повел жизнь уединенную, отшельническую в посте и молитве, редко выходил из своего домика; видали его только в церкви. Не имея, по скудости, часов, он определял время келейной молитвы своей (3 раза в день) горением церковной восковой свечи. Мать владыки (дочь Никиты Афанасьевича) Евдокия Никитична, поместясь на старости в близком соседстве со своим сыном, почти против ворот Троицкого (Сухаревского) подворья, также вела жизнь, по возможности, уединенную. Она часто говела и всегда приобщалась в его домовой церкви. Трогательная картина: дряхлая старушка мать пред старцем сыном! С какою любовию приобщает сын! С какою верою приобщается мать! Какою благодарностью к Богу горят в них сердца! Как легко несется молитва их к искупителю Христу! Нередко видали его, по частым недугам своей матери, торопливо идущим к ее домику через пространный двор, в глухую ночь и в зимнюю стужу, с пособием пастырской молитвы и сыновней любви. Крепкий духом, он забывал немощи своей дряхлеющей плоти. Мирно покорный судьбам Божиим, он, не смущаясь кончиной ее, без рыданий принял последний вздох усопшей, без рыданий отдал последний долг отшедшей из времени в вечность. Твердо бодрствуя на молитве поминовений и погребения, обрел в душе своей силы встретить гроб на кладбище, проводить до могилы, посыпать перстию персть, и кротко-сиротливо возвратиться в свою келлию к обычным трудам и подвигам. В урочные дни поминовений он каждогодно посещал Пятницкое кладбище, где сложена земная одежда взятой из житейского мира души.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Русские бывшие деятели. Сборник портретов замечательных лиц прошлого времени, с краткими биографическими очерками. Том 2 Источник 1. Филарет (Дроздов) митрополит Московский и Коломенский (1867–1878 гг.) Преосвященный Филарет родился в городе Коломне, Московской губернии, в 1782 г. Отец его, Михаил Дроздов, из соборных Диаконов (дед Митрополита Филарета был протоиереем при Богоявленском соборе) поставленный священником Троицкой церкви, в Ямской слободе, против желания прихожан, сильно бедствовал и нуждался, так как паства его, без всякой на то причины, не благоволила к нему и обходила его своими доброхотными приношениями. Потому рождение сына, нареченного при св. крещении Василием, лишь только усугубило заботы отца Михаила. Несправедливое предубеждение прихожан, однако, мало-помалу, благодаря кротости и терпению их нового духовного пастыря, уступило место самому искреннему уважению и любви. Когда пришло время позаботиться о воспитании Василия, подававшего самые блестящие надежды, средства отца Михаила на столько поправились, что он поместил сына в Коломенскую семинарию. Успехи Василия Дроздова, в названном учебном заведении, по всей справедливости, могут быть названы блестящими. Доказательства тому мы находим в следующем обстоятельстве: в 1799 году, когда Коломенская семинария была переведена в Калугу, и когда молодой Дроздов принужден был оттуда перейти в Троицкую-Сергиевскую лавру, для окончания своего образования, знания его оказались на столько значительными, что он, не смотря на существующие правила, был принят на философский курс без понижения. В лавре Василий Дроздов пробыл семь лет, изучил основательно как богословские науки, так равно древние языки, включая и еврейский. По окончанию курса он был оставлен в лавре в качестве преподавателя еврейского и греческого языков, риторики и теории красноречия (с 27-го ноября 1803 года). Ректор семинарии, архимандрит Евграф (Музалевский) заявлял начальству, что Дроздову, не смотря на его крайнюю молодость, можно поручить и преподавание философии, но сам юный наставник отказался от этой чести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Троицы Живоначальной в Хохлах (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Живоначальной Троицы в Хохлах (в Хохловке, в Старых Садех), в Хохловском переулке — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии в восточной части Белого города. Упоминается в исторических документах с первой половины XVII столетия. Объект культурного наследия РФ. Содержание История [ править править код ] Церковь Святой Троицы в Хохлах (в Хохловке, на Хохловке) упоминается в исторических документах с первой половины XVII столетия. Первые сведения об этом храме и его приходе содержатся в Переписной книге 1638 года, где перечислены дворы причетников — попа Федора Евсевьева, дьячка Насонки Иванова и просвирни Дарьи Григорьевой, а также некоторых обитателей прихода — Ивана Шапилова, князя Василия Федоровича Морткина, дьяка Новой чети Василия Конина и Ивана Степановича Киселева1. Какой была в это время церковь, деревянной или каменной, неизвестно. Каменным храм Живоначальной Троицы, что на Хохловке, впервые назван в Строельной книге 1657 года. В это время при нем состоял двор священника Федора Анфимова, а также дьячковский двор, в котором жил пономарь Митка Авдеев. В 1670-е годы каменный Троицкий храм был частично перестроен. Ружная книга 1681 года сообщает, что каменная церковь Троицы Живоначальной, что в Садех, имела приделы Сошествия Святого Духа на апостолов и преподобного Сергия Радонежского. Во время опустошительной московской чумы 1771 года Троицкий приход, в отличие от соседних, почти не пострадал. В 1784 году в приходе церкви Святой Троицы в Хохловке числилось 9 дворов с населением более 200 человек. В 1890 году церковь обновлялась. В середине XVIII века в храме был устроен необычный, покрытый серебром иконостас с резьбой изображающий складки тканей, спускающихся книзу. К тому же времени относились иконы и паникадило. В начале XIX века была заново выстроена апсида. После октябрьского переворота 1917 года и декретов новых «безбожных властей» в Троицком храме, как и в прочих московских приходах, произошли значительные изменения: был отобран построенный в 1915 году церковный доходный дом, конфискованы причтовая земля и церковный капитал в Государственном банке.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

6 января Православная Церковь вспоминает евангельское событие на Иордане, когда Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече и крестился у него в иорданских водах. По воспоминаемому событию и самый праздник называется Крещением Господним. А так как в этом событии, по свидетельству евангелиста ( Мф. 3 16–17), совершилось явление Триединого Бога, то и праздник Крещения известен еще под именем Богоявления. С другой стороны, Иисус Христос с этого момента явил Себя миру, как обещанный Спаситель его: «До дня крещения Он был неизвестен народу, – говорил св. Иоанн Златоуст , – почему Богоявлением называется не тот день, в который Христос родился, а тот, в который Христос крестился». В тропаре и кондаке ясно выражено значение Крещения и как явление Троицы («Тройческое явися поклонение») и как явление Сына Божия («Явился если днесь вселенней»). Богоявление принадлежит к самым древнейшим христианским праздникам. О нем говорит еще Климент Александрийский (II в.). Обычай освящать воду в Богоявление точно также ведет свое начало со времен глубокой древности, «от апостольского предания, по преемству в тайне», по выражению Василия Великого . Впервые он явился в Церкви Иерусалимской, где было обыкновение выходить на реку Иордан для воспоминания крещения Спасителя и совершать там водосвятие. В древности же началось и благоговейное отношение христиан к богоявленской воде, которая, по замечанию Златоуста, целый год, а часто два и три года, остается свежею и неповрежденною. В Москве праздник Богоявления совершался в XVII веке с необыкновенною торжественностью. Накануне, в навечерие, царские часы совершались обыкновенно в Успенском соборе, и их читал соборный дьякон в стихаре. Патриарх не служил часов, но присутствовал при совершении их. Поэтому совершение часов переносилось иногда в Крестовую Патриаршую церковь , когда в соборе «студено было». По той же причине на богоявление употребляли сосуды средние, «а золотых для того не выносят, что в них греть нельзя: мусия портится от жару, и впредь зимою их не выносят к службе».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010