В праздник Крещения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском соборе Москва, 20 января 2020 г.      19 января 2020 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы, сообщает Патриархия.ru . Его Святейшеству сослужили: митрополит Старозагорский Киприан (Болгарская Православная Церковь); архиепископ Верейский Амвросий, наместник Сретенского ставропигиального монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыря; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; архимандрит Вассиан (Змеев), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском; протоиерей Сергий Точеный, благочинный храмов Богоявленского церковного округа, настоятель храма апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе г. Москвы; протоиерей Димитрий Рощин, руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Новом Ваганькове, на Трех горах г. Москвы; протоиерей Димитрий Димитров (Болгарская Православная Церковь); протоиерей Живко Желев (Болгарская Православная Церковь); духовенство г. Москвы. В алтаре молился почетный настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы протопресвитер Матфей Стаднюк. На богослужении присутствовали члены болгарской делегации, сопровождающие митрополита Старозагорского Киприана. Делегация посещает Москву в связи с участием архиерейского хора кафедрального собора Старозагорской митрополии в X Московском Рождественском фестивале духовной музыки.

http://pravoslavie.ru/127188.html

Архив Пн В праздник Крещения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 19 января 2015 г. 17:53 19 января 2015 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт. Василия Великого и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Его Святейшеству сослужили:  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  протопресвитер Матфей Стаднюк , почетный настоятель Богоявленского собора;  протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского собора; клирики собора и духовенство города Москвы. На богослужении присутствовали председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас, префект Центрального административного округа г. Москвы В.С. Фуер, помощник председателя Правительства РФ Г.Г. Онищенко. За богослужением пел хор Богоявленского собора (регент — Е.С. Тугаринов). После сугубой ектении Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Сергия Зверева, клирика храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах г. Москвы. Проповедь после запричастного стиха произнес священник Алексий Тимаков, клирик столичного храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново. По заамвонной молитве при пении тропарей «Глас Господень на водах» священнослужители вышли в центр храма, где Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение воды. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим со словами  проповеди . Трансляцию богослужения осуществлял телеканал «Союз». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/3956852.ht...

В. Г. Пидгайко М. е. в 1990-2008 гг. (Подробно об истории М. е. на территории Московской обл. в эти годы см. в ст. Крутицкая кафедра .) Патриарх Пимен скончался 3 мая 1990 г., местоблюстителем Патриаршего престола стал Киевский митр. Филарет (см. Денисенко М. А.). Поместный Собор Русской Церкви, состоявшийся 7-8 июня 1990 г. в Троице-Сергиевой лавре, большинством голосов избрал новым Предстоятелем Ленинградского митр. Алексия (Ридигера), управлявшего Церковью до дек. 2008 г. Патриаршая интронизация Алексия II состоялась 10 июня 1990 г. в Богоявленском соборе Москвы с участием Католикоса-Патриарха Грузии Илии II . 27 июня 1990 г. патриарх Алексий II провел 1-ю встречу с духовенством Москвы. 20 июля 1990 г. было образовано Истринское викариатство М. е., кафедру занял еп. Арсений (Епифанов), переведенный с Ладожского викариатства Ленинградской епархии. 23 сент. 1990 г. впервые за 71 год патриарх Алексий II совершил литургию в Успенском соборе Московского Кремля, по окончании которой возглавил крестный ход к храму «Большое Вознесение» на Никитской ул. 14 окт. патриарх Алексий II совершил литургию в Покровском соборе (храме Василия Блаженного) на Красной пл. По инициативе патриарха в нояб. 1990 г. состоялась закладка Казанского собора на Красной пл., 4 нояб. 1993 г. патриарх торжественно освятил воссозданный собор. 19 нояб. 1991 г. Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал указ «Об использовании Московской Патриархией храмов Московского Кремля». Интронизация патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Богоявленском соборе. Фотография. 1990 г. Интронизация патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Богоявленском соборе. Фотография. 1990 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II у обретенных мощей свт. Тихона. Фотография. 1992 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II у обретенных мощей свт. Тихона. Фотография. 1992 г. 7 февр. 1991 г. из С.-Петербурга в Москву доставили вновь обретенные мощи прп. Серафима Саровского, они были перенесены в Богоявленский кафедральный собор, где находились до 23 июля.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 19 января 2014 г. 17:58 19 января 2014 года, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию свт. Василия Великого и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди. Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Богоявления Господня. «Ныне явилась благодать Божия» (ср. Тит. 2:11), — говорит в послании к ученику своему апостол Павел. И неслучайны эти слова, потому что благодать Божия через рождение, крещение, жизнь, страдания, смерть и воскресение Спасителя низведена на род человеческий. Под благодатью мы подразумеваем часть Божественной жизни, Его силу и Его энергию — эта самая Божественная энергия и снизошла на род человеческий через Господа Иисуса Христа. Мы знаем, что и до пришествия в мир Спасителя благодать Божия выборочно, по молитвам особо вдохновенных мужей, по неизреченному Божественному промыслу отображалась даже на материальных предметах. Известно, что именно так был облагодатствован жезл Аарона, брата Моисея: он расцвел, став для еврейского народа, спасающегося бегством из Египта, символом и знаком, что особая сила Божия почивает на Моисее и Аароне (Числ. 17). А разве не была явлением Божией благодати манна, которой питался род избранный в течение сорока лет путешествия по пустыне (Исх. 16:35)? И когда по велению Божиему была создан первый ветхозаветный храм — скиния, во святая святых, в особое отделение скинии, был помещен ковчег завета, где хранились манна, ниспосланная с неба, и расцветший жезл Аарона (Евр. 9:4). И Ветхий Завет, и особенно Завет Новый исполнены множеством ярких примеров того, как благодать Божия, Божественная энергия, которая питает всю вселенную, но в первую очередь обращена к людям, нисходила на людей через посредство предметов. Так получали исцеление те, кто лишь прикасался к краю одежды Спасителя (см. Мф.9:20-23). Исцелялись те, на кого падала тень проходившего апостола Петра (см. Деян.5:15). Исцелялись от прикосновения платков (см. Деян.19:12), частиц одежды, исцелялись посредством других физических предметов, в том числе водой, ведь именно так еще при пророке и Предтече Крестителе Иоанне от греховной скверны в водах Иордана освящались люди.

http://patriarchia.ru/db/text/3529114.ht...

В разделе «О Костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре» в той же книге читаем: «Новое, прибавленное к прежнему название «Анастасиина», что значит с греческаго языка воскресение, весьма характеризует и свидетельствует, что эта обитель воскресшая и собственными устами возвещающая всякому исследователю ея жизни: «прииди и виждь!» Ограждаясь такими суждениями, высказанными неоднократно на словах и в печати, и ссылаясь при этом на непосредственность и общеизвестность всех фактов самаго возстановления, начавшагося в сфере Правительственной переписки с 2-го числа июля 1863 года, а на самом деле с 12-го числа мая 1864 года (когда последовала закладка пристроек к соборному храму Богоявленскому) мы - при всем личном сочувствии к делу возобновления вековой обители, позволяем себе думать, что наше повествование явится лучшим выражением и совпадает с лучшими думами и чувствами» (от Санкт-Петербургскаго Комитета Духовной Цензуры. Санкт-Петербург, Марта 25-го дня 1879 года, Архимандрит Иосиф, Бажанов). «Богоявленский монастырь в разное время получал «особенные милости и права от Царственных особ», доблестных Князей-Патриотов - Д. М. Пожарского, Минина, бояр Салтыковых - родственников Великой Инокини Марфы - Матери Царя Михаила Романова, Князей: Дементия, Никиты и Андрея Кафтыревых; Князей: Иоанна, Андрея, Василия Боровских, Князя Иакова Петровича Волконского, Третьяковых. На втором освящении (первое освящение состоялось в 1565 году) Богоявленско-Анастасииного собора в 1869 году, 28 декабря, Архиепископ Платон прочитал составленную им самим особую молитву: «Святые Ангелы! Присно молим Вас мы, недостойные: не оставляйте никогда сего храма и приносите здесь к пренебесному Престолу Божию в златых кадильницах Ваших чистых молитв молитвы живущих в сей обители и всех приходящих сюда для молитвы! Неведомые Святые Угодники Божии, здесь почивающие! Будьте непрестанными ходатаями пред Господом Богом о живущих в сей обители и благотворящих ей, утверждайте истинное иночество Вашими молитвами! Царица Небесная! Тебе вручена сия обитель! Ты в Своем Чудотворном Образе явила знамение избавления ея среди неоднократных посещений Божиих. Сохраняй ее до скончания века от видимых и невидимых врагов. Да будет, по слову Господа Вседержителя, «мир Божий в снабдение всякому зиждущему, еже возставити церковь сию», то есть на всяком, кто содействовал восстановлению и украшению храма и обители. Господь, по молитвам Церкви Своей, да воспрославит благотворителей обители Своею Божественною Славою».

http://sobory.ru/article/?object=00152

Архив Пн В канун праздника Крещения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 18 января 2023 г. 20:11 18 января 2023 года, в канун праздника Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата  Московской Патриархии, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Сергий Точеный, благочинный храмов Богоявленского церковного округа Московской епархии , настоятель храма апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе г. Москвы; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнили правый и левый хоры Богоявленского собора под управлением А.К. Майорова и А.С. Хачатряна. На телеканалах  «Союз»  и  «Спас»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Завтра, 19 января, в праздник Крещения Господня, Предстоятель Русской Православной Церкви совершит в Богоявленском соборе, где отмечается престольный праздник, Божественную литургию и чин великого освящения воды. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...». 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5997310.ht...

священника Феодора Дорофеева (1885-1937), священника Тихона Архангельского (1875-1937), священника Александра Соловьева (1893-1937), священника Александра Крутицкого (1898-1938), протоиерея Петра Соловьева (1871-1937), инокини Евдокии (Бучиневой; 1885-1931), священника Созонта Решетилова (1894-1937), священника Алексия Шарова (1882-1938), священника Николая Андреева (1869-1937), священника Владимира Проферансова (1874-1937), священника Василия Озерецковского (1885-1937), инокини Анны Макандиной (1891-1938), священника Василия Крылова (1899-1938), священника Александра Быкова (1881-1937), священника Симеона Кульгавца (1880-1938), иеромонаха Нила (Тютюкина; 1871-1938), протоиерея Александра Соколова (1881-1938), священника Феодора Гусева (1875-1937), священника Петра Озерецковского (1889-1937), священника Вячеслава Занкова (1892-1937), иеромонаха Петра (Мамонтова; 1880-1937), протоиерея Алексия Воробьева (1888-1937), игумена Иоасафа (Крымзина; 1880-1937), священника Василия Надеждина (1895-1930), протоиерея Владимира Амбарцумова (1892-1937); от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: архимандрита Кронида (Любимова; 1859-1937); от Свято-Данилова монастыря: архимандрита Георгия (Лаврова; 1868-1932); от Оренбургской епархии: протоиерея Макария Квиткина (1882-1931); от Пензенской епархии: епископа Феодора (Смирнова; 1891-1937), иерея Василия Смирнова (1889-1937), иерея Гавриила Архангельского (1890-1937); от Рязанской епархии: священника Николая Пробатова (1874-1918) и иже с ним убиенных Космы, Виктора, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и Агафии; священника Гавриила Масленникова (1871-1937); от Санкт-Петербургской епархии: протоиерея Владимира Лозина-Лозинского (1885-1937); от Тверской епархии: священника Николая Лебедева (1869-1933), священника Иоанна Спасского (1873-1937); от Уфимской епархии: священника Петра Варламова (1897-1930); от Черниговской епархии: архиепископа Черниговского и Нежинского Василия (Богоявленского; 1867-1918) и с ним убиенных

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

—200— Не вполне понятно, почему автор дал такую подробную биографию св. Василия и почему он прервал ее на моменте вступления св. Василия в монашество. Ключом к пониманию того, почему у св. Василия выработались те взгляды, которые мы находим в его произведениях, эта биография служить не может. Касаясь отношений св. Григория Богослова к св. Василию, автор говорит о первом, что он пренебрежительно относился к светской учености (27–28 стр.), что далеко несправедливо. Кое-где автор высказывает неправильные взгляды (стр. 33). Едва ли также он прав, полагая, что св. Василий в своей полемике против атомистов имел в виду давно ставшие достоянием истории философские учения, а не своих современников. Неужели автор не знает, что учители и отцы Церкви еще в III веке усердно полемизировали против современного им материалистического атомизма? О. Богоявленский допускает возможность заимствований св. Василия у Дионисия Ареопагита , следуя в этом случае Фиалону, но едва ли псевдодионисиевы творения существовали в то время 779 (автор говорит два раза об этих заимствованиях и приводит мнение Фиалона не в одинаковой форме стр. 127 и 170). В одном месте автор Климента Александрийского называет отцом Церкви, но это кажется Lapsus calami (стр. 154). Ошибочно автор утверждает, что Климент Александрийский , Ориген и св. Афанасий Великий понимали дни творения в обыкновенном и буквальном смысле (стр. 217). Непонятно, как он не мог заметить здесь противоречия у самого себя, ибо в одном месте своего сочинения он сообщает, что Ориген учил, что мир был сотворен мгновенно (стр. 167). Очевидно, автору неизвестны действительные взгляды александрийцев на Моисееву космогонию. Кое-где автор с излишней строгостью относится к воззрениям св. Василия. Есть в сочинении естественно-научные ошибки (стр. 281 и 306). Неоднократно автор повторяется. Но отмеченные недостатки не уничтожают достоинств труда о. Богоявленского. Главное достоинство этого труда мы видим в обнаруживаемой везде автором любви к изучению воззрений свв. отцов и в том – часто почти благоговейном – отношении, которое он выражает к великому Святителю, изучение взгля-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Власть имущие запретили о. Василию совершать богослужения и выслали из Житомира в Белоруссию. Живя в глухой деревне, все же о. Василий не переставал ревностно проповедывать слово Божие и тайно совершал богослужения на дому у крестьян, которые его полюбили. Его супруга, верная спутница жизни, матушка Мария, будучи по профессии учительница, ходила с ним вместе на беседы и богослужения, всюду ему помогала и содействовала. В конце двадцатых годов о деятельности о. Василия среди крестьян стало известно большевицким заправилам. О. Василий с матушкой решили в это время навестить своих родственников в Москве. Но осуществить это желание им не удалось. В пути оба были арестованы, а затем сосланы на север. Лишь спустя год матушка написала тайком о случившемся своим друзьям, в Житомир. Спустя два года т. е. примерно в 1934 г. получили от нее печальное письмо, в котором она сообщила, что о. Василий заболел тифом и умер. Одинокая спутница о. Василия оставалась по прежнему в ссылке. Иеромонах о. Феодосий Смерть иеромонаха о. Феодосия, одно время бывшего настоятелем Богоявленского мужского монастыря в г. Житомире, случилась приблизительно в 1928 году. На Украине власть менялась 18 раз и связанные с этим обстоятельством зверства и казни были так велики и часты, что трудно восстановить в памяти все даты этого тяжелого времени. Много церквей было закрыто и многие из священников и епископов были уже расстреляны и высланы в концлагеря. Детей матери не крестили из боязни преследования, а если и крестили, то тайно, иногда даже по секрету от мужей, что было сопряжено с неприятностями для священника. Однажды в ближайших жилищах около Богоявленского монастыря, часов в И утра, разнеслась ужасная весть: отца Феодосия застрелили при выходе из церкви. Все бросились туда. По просьбе жены коммуниста Карташева, о. Феодосий окрестил его ребенка. Карташев узнал об этом и помчался в дикой злобе к монастырю. Он убил из револьвера о. Феодосия, вышедшего из храма. Этот убийца-коммунист не был за это наказан и оставался на свободе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

харканием, Рыбинский – воспалением подкожной клетчатки на левом бедре, сопровождавшимся высокою лихорадкою и весьма обильным нагноением, Молчанов – хроническим катаром дыхательных путей, оставшимся после гриппа, иеродиакон Протасий – невралгией нижнеглазничного нерва и Надеждин весьма резким упадком питания и сил, прогрессивно увеличивающимся, почти полным отсутствием аппетита, бессонницею и раздражительною слабостью нервной системы, вследствие чего, по требованию академического врача Соколова, отправлен был в конце Мая месяца на кумыс в Самарскую губернию. Определили: I., Студентов третьего курса: Тихомирова Владимира, Яновского Василия, Покровского Николая , Успенского Ивана, Судницына Дмитрия, Нечаева Виктора, Боголюбова Николая , Строева Ивана, Успенского Александра , Краснова Леонида, Титова Александра, Сахарова Александра, Изюмова Михаила, Ивановского Николая , Веригина Ефрема, Речкина Ивана, священника Попова Александра , Голубева Ивана, Запольского Матвея, Речькина Василия, Киятского Михаила, Араповича Сергея, Хреновского Ивана, Соломина Алексея, Чистосердова Николая, Креминского Василия, Кузнецова Алексея, Богоявленского Григория, Преображенского Николая, Воскресенского Василия, Веселовского Николая, Ставровского Сергея, Заржицкого Игнатия, Лихачева Николая, Цитовича Дмитрия, Алмазова Константина, Пальмова Ивана , Захаржевского Ивана, Сосновкого Александра, Лебедева Дмитрия , Руднева Михаила, Добротина Николая, Москалевича Сергея, Волковского Дмитрия, Добротворского Михаила, Казанцева Василия, диакона Рождественского Петра, Кузнецова Михаила, Смагина Константина, Грановского Афанасия, Дрозда Михаила, Мучканского Дмитрия, Попова Ивана, Четверикова Сергея, Мухина Василия, Покровского Дмитрия, Якубовского Константина, Семеновского Николая, Нагорова Петра, —125— Ристькока Георгия, Попова Анатолия, Штемберга Николая, Попова Митрофана, Тимофеева Владимира, Жузе Пантелеймона, Барилова Осипа, Марсова Алексея и Мутавчиева Панаиота и вольнослушателей: священника Феодора Мальцева, иеромонахов Серапиона и Михея и Плеского Бориса перевести в следующий курс. II. Имея в виду, что студенты: Гаев Кузьма, Кириллов Василий, Маминайшвили Евтихий, Молчанов Сергей, Надеждин Христофор, Рыбинский Василий и иеродиакон Протасий не представили семестровых сочинений, а Надеждин Христофор кроме того не держал устных испытаний, по уважительным причинам, дозволить означенным студентам подать сочинения после летних каникул, а о разрешении студенту Надеждину сдавать устные испытания после летних каникул ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством. III. Прочее принять к сведению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010