Святой Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан, за что стал жертвой преследований и подвергся истязаниям как человек, якобы опасный для государства. 4 апреля. ПРАВМИР. Церковь чтит память священномученика Василия Анкирского. Священномученик Василий был пресвитером в Анкире Галатийской. Во время широкого распространения арианской ереси он призывал свою паству твердо держаться Православия. За это святой Василий был лишен священнического сана местным арианским собором, но на Палестинском Соборе 230 епископов он был восстановлен в сане пресвитера. Святой Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан, за что стал жертвой преследований и подвергся истязаниям как человек, якобы опасный для государства. Для отвращения святого Василия от Православия к нему были приставлены два отступника — Елпидий и Пегасий. Однако святой остался непоколебим и за это снова подвергся мучениям. Когда же в город Анкиру прибыл император Юлиан Отступник (361 — 363), святой Василий на суде перед ним мужественно исповедал Христа, а императора обличил за отступничество. Юлиан приказал вырезать ремни из кожи со спины святого. Однако святой пресвитер Василий бестрепетно перенес эту страшную муку. Когда же святого стали жечь и колоть раскаленными прутьями в плечи и живот, он в мучениях упал на землю и громко молился. Совершив молитву, весь исколотый раскаленными прутьями, святой словно уснул сладким сном, предав душу свою в руки Божии. Священномученик Василий скончался 29 июня 362 года. Память его ради праздника святых апостолов Петра и Павла была перенесена на 22 марта. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 января, 2021 18 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 4 апреля, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Белёв. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1776. Колокольня - кон. 18 в. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тульская область, город Белев, улица Никольская. Координаты: 53.80582, 36.140858 Проезд:Церковное место находится на стыке улиц Никольская и Музейная. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Никольская церковь на посаде Приход этой церкви состоял из части города и сельца Кализны, в 5 верстах от храма. Последнее приписано к приходу в 1808 г. вследствие пожара, уничтожившего в этом селе церковь во имя Рождества Христова. Население прихода состояло из 186 д. м. п. и 250 ж. п. В таком составе приход образовался в 1880 г. но по времени своего первоначального происхождения он принадлежит к древнейшим приходам г.Белева. Первоначальный приходской храм, во имя св. Николая Можайского существовал уже в начале XVII в. (1614 г.), как это видно из писцовых книг 1614 и 1630 гг. Но кем и когда построена эта церковь, неизвестно, мало известно и из истории ее построения. Из межевых книг 1685 г. видно, что Никольская церковь существовала уже в это время под именем " Богоявления Господня и св. Николы Чудотворца Можайского " . Кем и когда построена эта церковь неизвестно, но из того же памятника видно, что к этой церкви, по указу царя Алексея Михайловича, приписана была запустевшая церковь во имя Вознесения Господня и Василия Анкирского, стоявшая на новом остроге. Почему это случилось, сведений не имеется; но на первых порах эти соединенные церкви существовали каждая своим особым зданием. Когда вместо, двух церквей построена одна во имя св. Николая, с приделом св. Василия, неизвестно. Вероятно, случилось это после пожара 1719 г., когда, несомненно, не уцелела ни Вознесенская, ни Богоявленская церкви, существовавшая деревянным зданием. В каком году после пожара: начата была постройка настоящей каменной церкви, как она производилась, неизвестно; известно только, что церковь освящена была в 1776 г. Новая церковь была тесна и, кажется, не имела колокольни. Своим благоустройством она обязана усердию бывшего ее прихожанина Ильи Иванова Сорокина и его потомков. На благоустройство церкви им употреблено было более 77 тыс. р.; он устроил в конце XVIII столетия каменную колокольню; на завещанные им средства устроен новый придел, с правой стороны, во имя прор. Ильи, при чем трапезная церковь значительно была распространена; этот придел освящен был в 1858 г. Потомки Сорокина также содействовали и благоустройству церкви, и обогащению ее предметами церковной утвари, так что церковь эта в конце XVIII и в XIX столетиях была как бы фамильной, домашней церковью Сорокиных.

http://sobory.ru/article/?object=43496

Разделы портала «Азбука веры» О необходимости монахам произнесения обета девства (безбрачия). А обета мужчин мы не знаем, разве только кто-либо причислил себя к чину монашествующих, которые своим молчанием показывают, что принимают безбрачие. Впрочем, что касается их, признаю должным предварительно их спрашивать и принимать от них действительный обет; чтобы, если обратятся к жизни плотоугодной и сластолюбивой, подвергать их одному наказанию с блудниками. νδρν δ μολογας οκ γνωμεν, πλν ε μ τινες αυτος τ τγματι τν μοναζντων γκατηρθμησαν, ο κατ τν σιωπμενον δοκοσι παραδχεσθαι τν γαμαν. Πλν κα π κενων, κενο γομαι προηγεσθαι προσκειν, ρωτσθαι ατος κα λαμβνεσθαι τν παρ ατν μολογαν ναργ, στε, πειδν μετατθενται πρς τν φιλσαρκον κα δονικν βον, πγειν ατος τ τν πορνευντων πιτιμ. Толкования Зонара . Из этого правила открывается, что постановление Василия Великого о девах относится не к монашествующим девам, а к тем, которые посвящают себя Господу и дают обет жить в девстве; ибо таковые были в древности, как показывает Карфагенский собор в правиле 6 и 44 ( 53 ), и это не были диаконисы , но из них делались диаконисы. Итак, нужно прочитать 126е ( 140 ) правило названного собора и что написано в нем. Слова: « обетов мужей не знаем иных, разве только кто причислит себя к чину монашествующих », показывают, что сказанное (в предыдущем правиле) сказано не о монашествующих девах , а о тех, которые посвящали себя Богу по действовавшему в древности обычаю. Впрочем, может быть кто-нибудь отнесет это и к монахиням. Монахи, говорит святый отец, и молча дают согласие жить в чистоте; впрочем, и они должны быть спрашиваемы и обязаны ясно обещать безбрачие, дабы, если окажутся лжецами в своем обете, могли быть подвергнуты епитимии, как учинившие блуд. Но молчаливый обет принимается не от монашествующих только, но и от диаконов и иподиаконов. Ибо если имеющие быть рукоположенными предварительно не скажут, что они не могут жить в девстве, и не возьмут себе жен прежде рукоположения, то уже не могут вступить в брак после рукоположения; ибо своим молчанием они показывают, что исповедуют и обещают безбрачие. Ищи апостольское правило 26е ; Анкирского собора 10е и так называемое пято-шестаго собора, бывшего в Трулле, 6е .

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

Разделы портала «Азбука веры» О том, что изнасилованные женщины неповинны. Растление по принуждению пусть не подлежит ответственности, так что и рабыня, если претерпит насилие от своего господина, не несет ответственности. Α πρς νγκην γινμεναι φθορα, νεθυνοι στωσαν. στε κα δολη, ε βισθη παρ το δου δεσπτου, νεθυνς στιν. Толкования Зонара . Растления, насильно совершенные над женщинами, не должно ставить им в грех . Если, например, кто изнасилует свою рабу, и она невольно преклонится пред волею господина, то она не должна подвергаться епитимии как блудница; равным образом если бы какая (женщина) была против воли похищена кем-либо и подверглась растлению, и все, которые потерпели растление подобным образом. Ищи 2е правило святаго Григория Чудотворца . Синопсис . Вынужденное растление неповинно; и раба, насилуемая господином, невинна. Аристен . Раба, которая потерпела насилие от своего господина, не подвергается епитимии. Вальсамон . Настоящий ответ изречен по поводу некоторой рабы, по насилию потерпевшей блуд от своего господина. Именно (правило) говорит, что как все другие случаи растления, совершаемого по нужде и насилию, например, когда пленные женщины растлеваются врагами, или подчиненные – начальствующими лицами, так по необходимости и раба, которая по насилию совокупилась со своим господином, не должна подвергаться епитимиям блудников. Прочти 1е правило святаго Дионисия, Александрийского архиепископа из слова его на Пасху. А это, как мне кажется, должно иметь силу только по отношению к тому, чтобы растленные не подвергались за растление епитимии блуда; но если бы кто по насилию или по неведению впал в дело, возбраняющее ему священническое служение, то он, для дальнейшего пребывания в священническом чине, не получит пользы от того, что учинил зло не по собственному изволению, но должен быть извержен. Прочти 1е правило Анкирского Собора и 27е правило сего святаго отца. По той же причине, как я думаю, и те, которые постригаются по царскому повелению, не могут снять образа, ссылаясь на настоящее правило святаго Василия, но по необходимости должны оставаться монахами, хотя и были пострижены по насилию. Равным образом и потерпевшая растление, по насилию, если будет диакониса , хотя не подвергнется епитимии, но не может уже совершать ничего диаконского, так как, по попущению Божию, она впала в такое зло, которое лишает ее диаконского достоинства.

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

Священномученик Василий, пресвитер Анкирский Святой Василий был священником Анкирской Церкви в Галатии. В то время епископом в ней был Маркелл, который в своем противостоянии арианству впал в противоположную ересь – модализм, считая три Божественных Лица тремя аспектами, или модусами, Божества. Однако Василий не разделял этих воззрений и ревностно учил истинной вере, наставив многие души на правый путь, ведущий к Богу. С несокрушимой стойкостью он исповедал Православие перед императором Констанцием и был отпущен. Когда Юлиан Отступник стал императором (360) и предпринял попытку восстановить язычество, доблестный исповедник удвоил усилия, дабы разоблачить пустоту веры в ложных богов. Святого Василия обвинили в том, что он наносит ущерб почитанию императора. На это святой ответил, что намерен повиноваться только Царю неба и земли. Тогда проконсул Сатурнин велел растянуть его на дыбе. Во время мучений святой обратился к Богу с такой молитвой: «Господи, Боже веков, благодарю Тебя за то, что Ты счел меня достойным идти по пути страданий. Я уверен, что, идя по нему, достигну жизни вечной и окажусь среди тех, кого Ты сделал наследниками Твоих обетований и кто уже наслаждается ими!» Император во время своего похода против персов (362) остановился в Анкире. Ему представили Василия, который, объявив себя христианином, предсказал Юлиану, что Бог, Чьи алтари он поверг, вскоре его самого свергнет с трона и его тело, оставленное без погребения, будет попрано ногами. Юлиан был задет этими словами и приказал, чтобы каждый день у святого вырезали из кожи ремень. Василий в течение нескольких дней выносил эти жестокие рассечения, затем попросил о встрече с императором. Юлиан, считая, что тот готов отречься, пришел в храм Асклепия и повелел приготовить жертвоприношение. Но Василий, представ перед ним, вырвал полосу кожи, что у него только что отрезали и которая еще свисала с его тела, бросил ее перед Юлианом и сказал: «Держи, съешь этот кусок, потому что ты любишь мясо. И знай, что для меня смерть – это победа. Я страдаю за Христа, Он – мое прибежище, моя опора и моя жизнь!» Разгневанный император приказал резать его тело, пока не обнажатся внутренности. В этих мучениях святой молился, чтобы Бог даровал ему завершить земной путь, сохранив веру, и быть принятым в Царство Небесное.

http://pravoslavie.ru/60588.html

Ивановское. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Скорбященская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:1808. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, Зубцовский район, с. Ивановское Координаты: 56.085013, 35.022925 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Ивановское-Новосильцево, от Твери 100 верст, от 3убцова 30 верст. Церковь Скорбященская, построена в 1808 году, каменная двухэтажная, престола четыре: холодный верхний Божьей Матери Всех скорбящих Радость, терлые нижние: Рождества Святого Иоанна Предтечи, Святого мученика Василия Просветителя Анкирского и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1800 года, исповедальные с 1829 года, план на полевую землю. Храм в 1808 году построен стараниями помещика села Ивановское майора Александра Васильевича Новосильцева, освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Иоанном Алексеевым. В 1869 году служивший в храме священник Доримедонт Соколов нашел на колокольне храма два деревянных креста, на одном была дата «1630 год», не исключено, что это крест от первой деревянной церкви. В 1870 году были проведены реставрационные работы в церкви. После Соколова священниками служили Михаил Городецкий, затем было два священника: Дмитрий Казанский, который служил с 24 января 1892 года, и Николай Образцов - с 22 сентября 1894 года. Александра Васильевича Новосильцева после смерти похоронили на паперти построенной им церкви. В 1901 году служили: Священник Дмитрий Иванович Казанский 32-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1889 года, священником с 1892 года, состоял законоучителем народного училища и школы граматности. Священник Николай Иванович Образцов 31-го года, окончил духовную семинарию, в служении с 1891 года, священником с 1894 года, состоял учителем церковно-приходской школы. Диакон Александр Лаврентьевич Трисвятов 42-х лет, в служении с 1876 года, диаконом с 1884 года. Псаломщик Александр Петрович Лазарев 22-х лет, в должности с 1900 года. Псаломщик Сергей Михайлович Виноградов 22-х лет, в должности с 1899 года. Церковный староста крестьянин Георгий Николаев, в должности с 1888 года.

http://sobory.ru/article/?object=16970

Корнилий, митрополит Новгородский и Великолуцкий (Косма) Родился в боярской семье в городе Москве. Пострижен в монашество в Зеленецком Троицком монастыре Новгородской епархии и там рукоположен во иеромонаха. С осени 1665 года – архимандрит Тихвинского Успенского монастыря Новгородской епархии. С 10 марта 1668 года – строитель Зеленецкого Троицкого монастыря. 16 марта 1673 года хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского с возведением в сан митрополита. Но, не желая ехать на «обгорелое место», Корнилий год и пять месяцев жил в Москве. 6 августа 1674 года назначен на Новгородскую митрополичью кафедру, которой управлял двадцать лет. В 1681 году, убежденный царем Федором Алексеевичем, совершал торжественное погребение патриарха Никона по чину архиерейскому в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, после чего получил от царя в дар драгоценные низанные жемчугом саккос и омофор патриарха Никона . 3 марта 1695 года по болезни удалился на покой в Зеленецкий Троицкий монастырь. По приезде на покой в монастырь митрополит Корнилий три года прожил в совершенном безмолвии и непрестанном богомыслии, не выходя из келии. День и ночь готовился он предстать пред судом Всевышнего. Будучи новгородским митрополитом, Корнилий восстановил хозяйство и обеспечил расцвет Зеленецкого монастыря, который в то время входил в Новгородскую епархию. Летописец Зеленецкого монастыря подробно описывает деятельность митрополита Корнилия, направленную на укрепление монастыря. В 80-е годы XVII века «тщанием и иждивением» Корнилия в Зеленце был возведен каменный пятиглавый Троицкий собор, Благовещенская церковь с трапезной, колокольня, стены вокруг монастыря с церковью Иоанна Богослова над вратами, келейные корпуса. Корнилий организовал строительство дорог к окруженному болотами Зеленецкому монастырю, обеспечил монастырь не только церковной утварью и богослужебными книгами, но и земельными угодьями, рыбными ловлями. После смерти митрополита Корнилия в Зеленецком монастыре хранились его личные вещи – посох, мантия, клобук, четки, а также складень, на котором среди других святых имелись изображения Василия Анкирского и Параскевы Пятницы, бывших, по преданию, соименниками родителей митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕВЕРЕГИЙ [Беверидж; лат. Beveregius; англ. Beveridge] Вильгельм (Уильям) (1638, Барон, Франция - 1708, Сент-Асаф, Великобритания), англикан. еп. Сент-Асафа, канонист и издатель источников по церковному праву. Собственные сочинения писал на англ., лат. и валлийском языках. Крупнейший труд Б. «Συνοδικν, sive pandectae canonum ss. Apostolorum, et conciliorum ab ecclesia Graeca receptorum; nec non canonicarum ss. patrum epistolarum» (Oxonii, 1672) включает правила св. апостолов с комментариями Феодора IV Вальсамона , Иоанна Зонары и Алексия Аристина , правила Вселенских и Поместных (К-польского (394), К-польского (879), Карфагенского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Сардикийского, Карфагенского) Соборов, правила св. отцов (Дионисия, архиеп. Александрийского, Петра, архиеп. Александрийского, Григория Чудотворца, архиеп. Неокесарийского, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория, еп. Нисского, Феофила, архиеп. Александрийского, канонические ответы Тимофея, еп. Александрийского, канонические послания Кирилла, архиеп. Александрийского, стихи свт. Григория Богослова о том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового Завета, стихи св. Амфилохия к Селевку о том же, окружное послание Геннадия, Патриарха К-польского, послание Тарасия, Патриарха К-польского, к Адриану, папе Римскому). Этот сборник наряду с др. соч. Б. «Codex canonum Ecclesiae primitivae vindicatus ac illustratus» (Londini, 1678) получил широкое распространение не только в Великобритании, но и по всей Европе, равно среди католиков и протестантов. Начиная с сер. XVIII в. труды Б. появились в России, где их использовали при подготовке синодального издания Книги Правил (М., 1893). Б. также принадлежат грамматика сир. языка (Grammatica linguae Domini nostri Jesu Christi, sive Grammatica Syriaca. Londini, 1658), работы по литургике, богословию и ряд проповедей. Соч.: A Sermon Concerning the Excellency and Usefulness of the Common Prayer.

http://pravenc.ru/text/77754.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИПЕРЕХИЙ [Ипирихий; греч. Υπερχιος] (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную; пам. греч. 7 авг.). Под именем И. сохранилось соч. «Увещание к подвижникам» (Παρανεσις ασκητν; Adhortatio ad monachos), состоящее из 160 глав. Автор назван в заголовке «блаженный» (PG. 79. Col. 1471-1490; CPG, N 5618). Оно вошло также в греч. корпус творений прп. Ефрема Сирина (CPG, N 3963 (рус. пер.: Ефрем Сирин, прп. Слово 50. Советы подвижникам//Творения. М., 1993р. Т. 2. С. 373-382)). Сохранился также арм. перевод этого произведения под именем Нила Анкирского. Биографические сведения об И. не сохранились. Неск. изречений из этого сочинения вошло в сб. Apophthegmata Patrum : в алфавитное собрание включено 8 изречений И., в систематическое - 18. Исследователи рассматривали возможность отождествления И. с одноименными деятелями IV в.: с неким еп. Иперехием, упомянутым в послании Либерия, еп. Римского, епископам Македонским (366) ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 12); с александрийским грамматиком Иперехием, автором сочинений «Искусство грамматики», «Об именах», «О глаголе и орфографии», жившим во времена имп. Маркиана (450-457) и упомянутым в словаре «Суда» (PG. 117. Col. 1278); с адресатом свт. Василия Великого ( Basil. Magn. Ep. 328); с Иперехием, фигурирующим в одном из посланий свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Ep. 134). А. Ж. Фестюжьер не исключал возможности, что И. может быть одним лицом с учеником ритора Ливания (ок. 355) ( Festugi è re A. J. Antioche païenne et chrétienne. P., 1959. P. 142-153). Однако все перечисленные Иперехии вряд ли были пустынниками, как И. Болландисты отождествили И. с одноименным преподобным, память к-рого содержится под 7 авг. в греч. стишных Синаксарях (напр., в Paris. Coisl. 223, 1301 г.), где говорится, что он почил в мире, и приводится двустишие «Иперихий, даже и скрытый во гробе, равен стал чинам ангельским» (неточный южнослав. пер. XIV в.: «Иперхие аще и в гроб соскутан, вышьши бысть и от ангел» - Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 453). Имя И. включено в 6-ю песнь канона субботы сырной.

http://pravenc.ru/text/673761.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов , составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви. В состав К. п. входят 85 Апостольских правил, Правила Вселенских Соборов (20 правил Вселенского I Собора , 7 - Вселенского II Собора , 8 - Вселенского III Собора , 30 - Вселенского IV Собора , 102 - Трулльского Собора , 20 - Вселенского VII Собора ), Правила Поместных Соборов (25 правил Анкирского Собора (см. в ст. Анкирские Соборы ), 15 - Неокесарийского Собора , 21 - Гангрского Собора , 25 - Антиохийского Собора (см. в ст. Антиохийские Соборы ), 60 - Лаодикийского Собора , 20 - Сардикийского Собора , 1 - К-польского Собора 394 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы ), 133 (по другой нумерации, 147) - Карфагенского Собора 419 г. (см. в ст. Карфагенские Соборы ), 17 - Двукратного Собора , 3 - К-польского Собора в храме Св. Софии 879 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы )), Правила святых отцов (4 правила свт. Дионисия Великого , 12 - свт. Григория Чудотворца , 14 - сщмч. Петра I Александрийского, 3 - свт. Афанасия I Великого , 92 - свт. Василия Великого , 18 - Тимофея I , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Григория Богослова , 1 - свт. Амфилохия Иконийского, 8 - свт. Григория Нисского, 14 - Феофила I , архиеп. Александрийского, 5 - свт. Кирилла , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Геннадия I , патриарха К-польского, и 1 - свт. Тарасия , патриарха К-польского). До издания К. п. в слав. Церквах каноны были известны по их переводам в разных редакциях Кормчей книги . Недостатками печатной Кормчей, использовавшейся в Русской Церкви, были далекий от совершенства перевод, а также то обстоятельство, что большая часть помещенных в ней нормативных актов устарела и вышла из употребления (напр., законы визант. императоров). В 1839 г. взамен Кормчей книги Святейшим Синодом была опубликована К. п. Работа над изданием велась в 1836-1839 гг. в связи с подготовкой Свода законов Российской империи. До революции К. п. печаталась только в синодальной типографии, офиц. издательстве Русской Церкви. Первое издание К. п. было снабжено греческим текстом канонов, в последующие, как правило, входил только перевод. Начиная со 2-го издания (1843), К. п. была снабжена алфавитно-предметным указателем.

http://pravenc.ru/text/1841560.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010