Письма 357, до ноября 1. К Евстафию Философу 357 (или 358) 14. К Григорию, другу 4. К Олимпию 360–362 9. К Максиму Философу 362 или 363 3. К Кандидиану 18. К Макарию и Иоанну 19. К Григорию, другу 363–370 22. О совершенстве в монашеской жизни 363–378 43(46). К падшей деве 20. К Леонтию, софисту 21. К Леонтию, софисту 365–378 15. К Аркадию, комиту 368, после 10 октября 369, осень 31. К Евсевию, епископу Самосатскому 370, весна 27. К Евсевию, епископу Самосатскому 370–371, зима 25. К Афанасию, епископу Анкирскому 370–373 57(61). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 370–378 24. К Афанасию, отцу Афанасия, епископа Анкирского 45(49). К Аркадию, епископу 49(53). К хорепископам 50(54). К хорепископам 51(55). К Паригорию, пресвитеру 52(56). К Пергамию 58(62). К Церкви Парнасской 59(63). К неокесарийскому градоначальнику 60(64). К Исихию 370–378 68 (72). К Исихию 69(73). К Каллисфену 73(77). Без надписи 74(78). Без надписи 79(83). К чиновнику, облагающему податями 81(85). О том, что не должно клясться 82(86). К правителю области 83(87). Без надписи 103(107). К вдове Иулитте 104(108). К попечителю наследников Иулитты 105(109). К Елладию, сотоварищу ипарха 111(115). К Симпликии, еретичке 147(152). К Виктору, военачальнику 148(153). К Виктору, бывшему консулу 165(172). К Софронию, епископу 170(177). К Софронию, магистру 171(178). К Авургию 172(179). К Аринфею 173(180). К Софронию, магистру, за Евмафия 178(185). К Феодоту, епископу Верийскому 184(192). К Софронию, магистру 186(194). К Зоилу 262(270). Без надписи, о похищении девицы 264(272). К Софронию, магистру 266(274). К Имерию, магистру 269(277). К Максиму Схоластику 274(282). К епископу 275(283). К одной вдове 276(284). К сборщику податей 277(285). Без надписи 279(287). Без надписи 280(288). Без надписи 281(289). Без надписи, об одной притесненной женщине 282(290). К Нектарию 283(291). К Тимофею, хорепископу 298(306). К севастийскому градоначальнику 371, не позднее марта 44 (48). К Евсевию, епископу Самосатскому

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

ОТНОШЕНИЕ ИЛАРИЯ К ОМИУСИАНАМ План примирения православных противников Никейского исповедания Востока с никейцами Запада Мы отметили, какое благоприятное впечатление произвела на Илария догматика консервативных кругов Востока, в среде которых он вращался, находясь в ссылке. Их боязнь монархианства показалась ему основательной, когда он познакомился с монархианской угрозой на Востоке. Под влиянием этого он разработал тринитарную доктрину в духе, противоположном монархианству. Что касается арианских представлений, то он не нашел их следов в восточных вероизложениях и в этом отношении не мог не признать правильности учения восточных. Но это не значит, что он счел догматику восточных безукоризненной и не требующей никакого дальнейшего развития по линии сближения с никейской верой. Несмотря на усвоение от восточных антимонархианской тенденции и заимствования в разъяснении идеи равенства Отца и Сына, он оставался все же никейцем. В своем труде «De Trinitate» он самым подробным и настоятельным образом раскрывал идею единосущии – unius substantiae или naturae – в смысле подобия по существу, видел в единстве сущности Отца и Сына поруку Их равенства. К этому его побуждали антимонархианские тенденции. Давая подробное развитие и обоснование идее единства существа, он истолковывает unius substantiae в смысле similitudo substantiae. Легко поэтому представить, какую радость и какие надежды возбудило в нем выступление его восточных друзей на Анкирском Соборе против аномеев и провозглашение ими подобия по существу и анафематствование ими Сирмийского вероизложения 357 г., осужденного и западными. Нельзя было не видеть в этом выступлении большого шага вперед по пути сближения православных Востока с последователями никейской веры. До их полного признания его не хватало только принятия unius substantiae. И этот последний шаг казался необходимым, потому что в признании единства существа заключалась гарантия полного подобия, так как при отрицании единства по существу равенство Отца и Сына могло быть понимаемо в смысле равенства неполного, внешнего, поверхностного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

Вахитовский район. Церковь Василия Анкирского при Второй мужской гимназии. Церковь. Не действует.   Престолы: Василия Анкирского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1904. Архитектор:В.К. Бечко-Друзин Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Левобулачная, д. 48. Координаты: 55.786745, 49.114252 Проезд:Из центра города вдоль Булака по улице Правобулачной до перекрестка с улицей Галиаскара Камала, на перекрестке налево, через Булак. Здание гимназии будет слева, сразу после перекрестка с улицей Левобулачная, бывшая церковь - слева, вдоль Левобулачной. Со стороны Кремля и цирка - по улице Левобулачной до перекрестка с улицей Галиаскара Камала. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В Казани в 1758 году была учреждена первая в России провинциальная гимназия - филиал Московского университета. После открытия в 1804 году Императорского университета в среде состоятельных горожан возникла устойчивая потребность обучать своих детей в светских общеобразовательных учебных заведениях. И гимназия уже перестала справляться с потоком желающих учиться. Возникла идея об открытии новой гимназии. Как раз в это время, в начале 1830-х годов, в Российской империи началась реформа образования. Был принят новый университетский устав, что потребовало реорганизации и средних учебных заведений. В русле этих преобразований главное народное училище в Казани стало уездным. Тогда же попечитель Казанского учебного округа М. Мусин-Пушкин назначил руководителя упраздняемого училища Михаила Львова директором новой гимназии - второй по счету в городе. И уже к началу учебного года, 23 августа 1835 года, эта гимназия была торжественно открыта. Первоначально для новой гимназии был снят дом ректора университета на улице Большая Проломная (ныне на этом месте располагается здание Национального банка РТ). Но уже в 1838 году для гимназии был куплен дом Киселева на левой набережной Булака (нынешняя ул. Левобулачная). Здание приспособили для обучения детей и занятия начались.

http://sobory.ru/article/?object=23683

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ АНКИРСКИЙ, ЕПИСКОП Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru По профессии был врачом . Церковный историк Созомен называет его мужем высокообразованным и красноречивым . На Константинопольском Соборе 336 года сторонники Евсевия Никомидийского избрали Василия епископом Анкирским (митрополия Галатии) на место низложенного за ересь Маркелла . После возвращения Маркелла из ссылки в 337 году Василий был вынужден уступить ему кафедру, которую занял вновь после вторичного изгнания Маркелла (ок. 339 ). Во время Сардикийского Собора 343 года Василий Анкирский вместе с большинством восточных епископов покинул заседания и принял участие в отдельном соборе " восточных " в Филиппополе . Православные епископы, оставшиеся в Сердике (Сардике), отлучили его от церковного общения как одного из предводителей восточных ариан. В 348 году, когда имп. Запада Констант I добился от правившего на Востоке своего брата Констанция II возвращения всех изгнанных защитников Никейского Символа веры, Маркелл вновь занял кафедру, хотя его возвращение и вызвало волнения среди жителей Анкиры, отдававших предпочтение Василию. В 350 году имп. Констанций в очередной раз отправил Маркелла в изгнание и Василий вернулся в Анкиру . Василий Анкирский был в числе восточных епископов, последовавших за Констанцием на Запад в период его борьбы с узурпатором Магном Магненцием . В 351 году епископ Василий принял участие в работе первого Сирмийского Собора , осудившего еп. Фотина, ученика Маркелла Анкирского. На состоявшемся при этом в присутствии имп. Констанция диспуте с Фотином Василий Анкирский одержал бесспорную победу и изобличил еретические заблуждения Фотина и Маркелла. После этого он, вероятно, вернулся в Анкиру, где занялся делами своей кафедры. Основная церковная деятельность епископа Василия Анкирского началась после 358 года, когда он стал основателем и фактическим руководителем новой богословской партии омиусиан , вышедшей из недр расколовшейся антиникейской коалиции. На Соборе в Антиохии в начале 358 года была одобрена 2-я Сирмийская формула , признававшая Сына Божия , Второе Лицо Св. Троицы , во всем меньшим Отца .

http://drevo-info.ru/articles/13679017.h...

Скачать epub pdf Страдание святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского Память 22 марта Святой Василий, пресвитер церкви в Анкире, городе в Галатии, прилежно старался учить людей истине христианской и отвращать их от пути диавольского и от всех его злых дел; он постоянно проповедовал, что наступило страшное время, явились князья адских полчищ; ибо у сатаны есть слуги, одетые в овечьи одежды, а внутри они хищные волки; они являются людям на пути этой кратковременной жизни, чтоб уловлять их души в погибель, и коварные козни их проявляются в настоящее время. Потому, – говорил святой, – я указываю всем путь, ведущий к спасению Христом Богом, и обличаю заблуждение нечестивых: если кто, оставив живого и во веки пребывающего Бога, обратится к идолам, слепым, глухим и немым, тот наследует происходящее от богов его пламя неугасимого огня; поэтому мы все любящие Христа и усердно почитающие Его, как Вождя нашей веры, желая сохранить в наших неоскверненных душевных хранилищах неотъемлемое сокровище, станем попирать ногами прельщение диавола и идольские веселые праздники, избежим мерзостных врагов, подкрепленные Помощником нашим Христом, подающим вечное возмездие. Так делал постоянно святой, обходя весь город и убеждая каждого хранить истинную веру и избавиться от будущих вечных мук. Жил же святой Василий пресвитер при патриархе Константинопольском Евдоксии арианине и от него за свое благочестие во время арианского собора в Константинополе получил запрещение священнодействовать; но потом собором двухсот тридцати епископов в Палестине ему было повелено совершать святые таинства. Исповедуя правую веру и живя богоугодно, он разъяснял истины веры и многих отвращал от заблуждения. Поэтому в те времена, когда всякий благочестивый христианин подвергался гонению, его оклеветали перед царем Констанцием, сыном Константина Великого , будто он смущает народ; будучи мучим за истину, он многих научил правильно веровать, потому что сам был постоянен и тверд в вере и отеческом предании, ничуть не уклоняясь от благочестивого исповедания. Когда вступил на престол Юлиан Отступник 2073 и стал губить души людские, издав безумные законы о скверных идольских жертвах, тогда и в Галатийской стране по его повелению люди кланялись идолам целый год и три месяца. Святой же Василий, видя погибель для душ человеческих, молился Богу о своем городе Анкире, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Г. И. Беневич Том II Содержание Аннотация Введение (Г. И. Беневич) Богословие II-III веков. Полемика с гностицизмом Св. Ириней Лионский (Г. И. Беневич) Св. Ириней Лионский. Против ересей (фрагменты) Климент Александрийский (А. И. Иваненко, В. Р. Рокитянский, А. М. Шуфрин) Климент Александрийский Педагог (фрагменты) Ориген (А. И. Иваненко) Ориген. О началах (фрагменты) Триадологические и христологические споры IV века Св. Александр Александрийский (Д. С. Бирюков) Послание Александра, епископа Александрийского, к Александру, епископу Константинопольскому Арий (Д. С. Бирюков) Арий Талия (фрагменты) Арий Послание к Александру Александрийскому Астерий-софист (Д. С. Бирюков) Фрагменты и пересказ положений из «Синтагматиона» Астерия Маркелл Анкирский (Ф. Г. Беневич) Маркелл Анкирский. Против Астерия (фрагменты) (пер. А. Ю. Братухина) Анфима, епископа Никомедии и мученика, из того, что он написал Феодору о Святой Церкви (пер. Ф. Г. Беневича) Письмо Маркелла, епископа Анкирского, к папе Римскому Юлию Письмо диакона Евгения к Афанасию Александрийскому (пер. Ф. Г. Беневича) Св. Афанасий Александрийский (Г. И. Беневич) Св. Афанасий Александрийский. Против ариан (фрагменты) Подобосущники (А. С. Бирюков) Послание Анкирского собора (фрагменты) Памятная записка Василия и Георгия и их приверженцев (фрагменты) Аэций (Д. С. Бирюков) Аэций. Синтагматион (фрагменты) (пер. Д. С. Бирюкова) Евномий (Д· С. Бирюков) Евномий. Апология (пер. Г. И. Беневича) Евномий. Апология на Апологию (пер. Д· С. Бирюкова) Св. Василий Кесарийский. Полемика с Евномием (А. С. Бирюков) Св. Григорий Богослов. Триадология и антиарианская полемика (А. С. Бирюков) Св. Григорий Богослов. Слово 20, О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы (фрагменты)- Св. Григорий Богослов.Слово 28, О богословии второе (фрагменты) Св. Григорий Богослов. Слово 29, О богословии третье, о Боге Сыне первое (фрагменты) Св. Григорий Нисский. Полемика с Евномием (Д. С. Бирюков) Св. Григорий Нисский. Против Евномия (фрагменты) Св. Иоанн Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Правило 6 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Понеже речено в Апостольских правилах, яко из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступати в брак: то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство: аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен. Но аще кто из поступающих в клир восхощет сочетаться с женою, по закону брака: таковый да творит сие прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера . ( Ап. 5 , 26 , 51 ; IV Всел. 14 ; Трул. 3 , 13 , 21 , 30 ; Анкир. 10 ; Неокес. 1 ; Карф. 16 ; Василия Вел. 69 ) . В этом правиле повторяется 26-е Ап. правило и провозглашается общим законом, чтобы больше никто не смел вступать в брак, кто уже сделался иподиаконом, а еще менее тот, кто рукоположен во диаконы или пресвитеры. Желает ли кто-либо из тех, кто вступает в клир, сочетаться законным браком с женою, пусть это делает до рукоположения ( πρ τς χειροτονας, anteqnam ordinetur) в иподиаконы, – говорит правило; после же рукоположения это недопустимо. Сколько нужно было с принципиальной точки зрения сказать по этому вопросу, – мы сказали в толковании упомянутого Ап. правила. Здесь обратим внимание на другое важное обстоятельство, а именно, что этим трулльским (6) правилом отменяется более древнее каноническое определение по этому вопросу: определение 10-го правила Анкирского Собора (314 г.), дозволявшее диаконам жениться и после рукоположения, если они неженатыми были рукоположены во диаконы. Специально об этом определении Анкирского Собора мы говорим в толковании 10-го правила названного собора. Определение это долгое время считалось многими каноническим, и часто ему следовали то в той, то в другой поместной церкви. В первой половине VI века греко-римское законодательство сочло нужным, по просьбе константинопольского патриарха св. Епифания (520–535), издать в этом отношении специальное распоряжение. А именно, 18 октября 530 г. император Юстиниан издал закон, которым объявляется общеобязательным определение 26-го Ап. правила, причем предписывается, в смысле святых канонов, исключение из клира всякого, кто женится после рукоположения в иподиаконы 1041 . В том же смысле изданы были затем Юстинианом же три новеллы (VI, XXII и CXXIII), из которых последняя (от 1 мая 546 г.) категорически предписывает, чтобы пресвитер, диакон и иподиакон, женившиеся после рукоположения, были исключены тотчас же из клира ( κβαλλσθω το κλρου) и преданы были бы гражданской власти того места, где состояли клириками 1042 . Это подтвердил затем и Трулльский Собор 6-м своим правилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Обзор пособий по Церковному Праву Скачать epub pdf Церковь может рассматриваться с разных сторон. Как общество Земная Церковь имеет определенные законы и правила. Соответсвенно, верующие, члены Земной Церкви, имеют и свои обязанности, и свои права. Законы и правила церковной жизни составляют предмет науки: Церковное Право. Как наука Церковная Право возникло не сразу. Однако материал для этой науки формировался с первых же дней существования Церкви. Ряд основных положений относительно прав и обязанностей последователей Христа представлен в Священном Писании . Эти положения имели руководственное значение уже для первых христиан. Постепенно оные положения конкретизировались за счёт появления правовых положений более частного характера. В эпоху Вселенских Соборов были оформлены и закреплены Правила Вселенских Соборов, а именно: « Св. Вселенского I Собора, Никейского », « Св. Вселенского II Собора, Константинопольского », « Св. Вселенского III Собора, Эфесского », « Св. Вселенского IV Собора, Халкидонского », « Св. Вселенского VI Собора, Константинопольского », « Св. Вселенского VII Собора, Никейского ». В этот же период, а также в последующее время были созданы своды правил: « Правила св. Петра архиепископа Александрийского и мученика, из слова его о покаянии », « Правила иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского », « Первое каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийскойя, к Амфилохию епископу Иконийскому Вступление », « Второе каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийской, к Амфилохию епископу Иконийскому », « Третье каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийской, к Амфилохию епископу Иконийскому » и др. Какие-то из означенных правил были приняты за обязательные к исполнению, какие-то в качестве дисциплинарных и/или нравственных ориентиров. В это же время были изложены и введены в оборот Правила ряда Поместных Соборов, как то: « Анкирского (314) », « Неокесарийского (315) », « Антиохийского (341) », « Сардикийского (344) », « Лаодикийского (364) », « Карфагенского (393–419) » « Константинопольского, во храме св. апостолов бывшего, глаголемого двукратного (861) » и др.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

   Константин, благоверный магистриан и секретарь, между прочим, прочитал из свитка деяний, бывших в консульство государя нашего Маркиана, постоянного августа, и того, кто будет объявлен, в восьмой день октябрьских ид, в Халкидоне: «знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: мы усматриваем, что точнейшее исследование о православной и кафолической вере должно быть тщательнее произведено в следующий день, в присутствии собора. Но так как оказывается, что блаженной памяти Флавиан и почтеннейший епископ Евсевий осуждены несправедливо, как это видно из рассмотрения документов и дознаний, также из самых слов некоторых, бывших тогда на соборе, и (теперь) сознающихся, что они заблуждались и напрасно осудили их, ни в чем не погрешивших против веры: то нам кажется справедливым и богоугодным, если благоугодно будет священнейшему и благочестивейшему государю нашему, подвергнуть тому же наказанию Диоскора, почтеннейшего епископа александрийского, — Ювеналия, почтеннейшего епископа иерусалимского, — Фалассия, почтеннейшего епископа Кесарии каппадокийской, — Евсевия, почтеннейшего епископа анкирского, — Евстафия, почтеннейшего епископа беритского, — и Василия, почтеннейшего епископа Селевкии исаврийской, имевших тогда власть и председательство на соборе, — и, по канонам, лишить их епископского достоинства; и обо всем воспоследовавшем довести до сведения высочайшей власти». Далее: «знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: каждый из почтеннейших епископов настоящего святого собора, пусть поспешит изложить на письме, как он верует, без всякого опасения, имея пред очами страх Божий, зная, что священнейший и благочестивейший государь наш верует по изложению 318-ти святых отцов, бывших в Никее, и по изложению 150-ти, бывших после сего (в Ефесе), и по каноническим посланиям и изложениям святых отцов — Григория, Василия, Илария, Афанасия, Амвросия, и по двум каноническим посланиям Кирилла, обнародованным и утвержденным на первом ефесском соборе, верует, и никаким образом не отступает от их веры. Ибо оказывается, что почтеннейший архиепископ древнего Рима Лев против неправославного и противного кафолическому исповеданию сомнения, поднятого Евтихием, посылал послание к блаженной памяти Флавиану».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Неокесарийского Собора Неокесарийский Собор состоялся вскоре после Анкирского, но до 1 Вселенского Собора, т.е. между 314 и 325 г. в г. Неокесарии, втором по значению в Понте после Анкиры. В нем принимало участие 24 епископа под председательством того же епископа Виталия Антиохийского, возглавлявшего Анкирский Собор. (15 Правил). 1 . Пресвитер, если женится, да извержен будет из своего чина. Если же блуд или прелюбодейство сотворит, да будет совсем изгнан от общения церковного и низведен в разряд кающихся. Ср. Ап. 25; VI Всел. 3 и 6; Василия Вел. 32. Наказание за грех блудодеяния совершенный священнослужителем здесь более строгое, чем в 25 Ап.; VI Всел. 3 и 4; Василия Вел. 32, которые ограничивают прещение только лишением сана с пояснением, что нельзя за одно и то же преступление налагать два наказания на основании Наум. 1:9 . 2 . Жена, совокупившаяся браком с двумя братьями, да будет отлучена от общения церковного до смерти. Но при смерти, если обещается разрушить брак по выздоровлении, да будет по человеколюбию допущена к покаянию. Если же умрет жена или муж в таковом браке, то оставшемуся трудно покаяние. Выражение в конце правила «оставшемуся трудно покаяние» по мнению авторитетных толкователей означает, что он может быть допущен к причастию только перед смертью . 3 . Время покаяния, определенное для впадающих во многобрачие, известно; впрочем, их обращение и вера сокращают время. Правило имеет в виду вступление вдовцов в новый брак. В нем значится, что время покаяния для таких лиц «известно». Однако оно нигде не написано и очевидно регулировалось сроком, принятым по обычаю во время Неокесарийского Собора. 4 . Если кто, вожделев жены, решился переспать с нею, но его намерение не осуществилось, то очевидно, что – благодатью избавлен. То есть благодать Божия спасла его от смертного греха. 5 . Оглашенный, входящий в церковь и стоящий в чине оглашенных, обличен быв во грехе, если сопричислен был к преклоняющим колени, да низведется в разряд слушающих Писания, перестав грешить. Если же и пребывая между слушающими согрешит, да изгонится из церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010