Санкт-Петербург. Церковь Андрея Блаженного при Доме призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1871-1877 гг. для Дома призрения А.И. Тименкова и В.А. Фролова архитектором К.К. Вергеймом была построена церковь. Это был пятикупольный храм в «византийском» стиле. Авторское решение было вполне традиционным: центральная глава значительно возвышалась над боковыми и превышала их по размеру. Выделялось сводчатое покрытие над главным входом. «Приземистые» пропорции создавали ощущение устойчивости сооружения. Главный придел был освящен 16 января 1877 г. во имя Андрея Блаженного, правый - 23 января 1877 г. во имя Василия, Епископа Анкирского, левый - 30 января 1877 г. во имя Архангела Михаила. Посвящения приделов носилии имена небесных покровителей главных благотворителей храма А.И. Тименкова, В.А. Фролова, М.Н. Солодовникова, которые были похоронены в склепе под главным алтарем. Их имена были написаны на мраморной доске у входа в церковь. В церкви находился золоченый трехъярусный иконостас, изготовленный на фабрике Шредера. Образа для него написали академик П.Ф. Плешанов и К.А. Горбунов. Орнаменты написаны Н.В. Розановым по эскизам Плешанова. Главной храмовой иконой было " Моление о чаше " Ф.А. Бруни в копии Плешанова. В 1890 г. епархиальный арх. Г.И. Карпов несколько переделал интерьер храма, в 1897 г. был произведен ремонт, а в 1908-1909 гг. архитекторы В.А. и Г.А. Косяковы перестроили подвальный этаж в небольшой придел, для удобства служения панихид у гробниц. Освятили его 31 мая 1909 г. во имя св. Николая Чудотворца. В этом приделе установили майоликовый иконостас, отделанный золоченой бронзой, выполненный в древнерусском стиле. Иконостас сделан на заводе М.С. Кузнецова. Образа написал М.М. Васильев. Стены расписали тот же М.М. Васильев и В.В. Эмме. Дома богадельни и церкви при ней были одной из доминант Арсенальной набережной в излучине Большой Невы. В 1922 г. Дом призрения, приют и церковь были закрыты; в конце 1920-х гг. здание церкви снесли, в здании Дома призрения разместилась Областная клиническая больница.

http://sobory.ru/article/?object=35673

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание V. Собор Константинопольский, 2-й, Вселенский пятый...    В 27-й год царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 12-й год после консульства Василия, в четвертый день майских нон, первого индикта, в судебной палате заседали почтеннейшие епископы сего царствующего города:    Евтихий, святейший патриарх царствующего города Константинополя, нового Рима,    Аполлинарий, святейший архиепископ великого города Александрии,    Домнин, святейший патриарх великого города Феополя,    Стефан, благоговейнейший епископ Рафии, и Георгий, благоговейнейший епископ Тивериады, и    Дамиан, благоговейнейший епископ Созусы, занимавшие место Евстохия, святейшего епископа иерусалимского,    Бенигн, благоговейнейший епископ Гераклеи в Пелагии, занимавший место Илии, блаженнейшего епископа фессалоникского,    Феодор, благоговейнейший епископ Кесарии в области первой Каппадокии,    Андрей, благоговейнейший епископ Ефеса,    Секстилиан, благоговейнейший епископ тунийский, занимавший место Примоза, благоговейнейшего епископа карфагенского,    Мегефий, благоговейнейший епископ Гераклеи фракийской,    Анастасий, благоговейнейший епископ Тавии, занимавший место Дорофея, благоговейнейшего епископа анкирского,    Иоанн, благоговейнейший епископ илийский, занимавший место Евперия, благоговейнейшего епископа кизического,    Евсевий, благоговейнейший епископ тирский,    Иоанн, благоговейнейший епископ никомидийский,    Константин, благоговейнейший епископ халкидонский,    Петр, благоговейнейший епископ тарсский, Иоанн, благоговейнейший епископ кукузский, занимавший место Палладия, благоговейнейшего епископа мелитенского,    Иоанн, благоговейнейший епископ Кесарии палестинской,    Помпейян, благоговейнейший епископ визакийский,    Амазоний, благоговейнейший епископ едесский,    Александр, благоговейнейший епископ гангрский,    Фома, благоговейнейший епископ Апамеи сирийской, Евфрант, благоговейнейший епископ тианский,    Феодор, благоговейнейший епископ Иераполя сирийского,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4152...

По отзывам современных Аполлинарию писателей и церковных историков, равно как и в оставшихся известными по своим названиям сочинениях его, литературная его деятельность рисуется необычайной как по количеству написанного им, так и по разнообразию предметов, затронутых им в своих произведениях. Эта удивлявшая даже писателей века плодовитость условливалась столько же напряженными умственными интересами и широтою требований золотой эпохи христианской, богословской производительности, сколько способностями и образованием самого Аполлинария. Он жил и вращался в кругу известнейших и выдающихся лиц века, из которых каждое стояло в центре целого ряда событий, обращавших на себя общее внимание и требовавших определенного отношения к себе. „Имея, – по выражению св. Василия, – язык, готовый свободно говорить о всяком предмете» 461 , Аполлинарий считал себя обязанным отвечать на эти требования и всюду выступал со своими сочинениями. Возникает ли в церкви вопрос о Маркелле, епископе анкирском, и его учении, – Аполлинарий обсуждает его в особом сочинении 462 ; издает ли Евномий свою „Апологию» 463 , – Аполлинарий отвечает и ему 464 ; поднимаются ли в церкви споры о Божестве св. Духа, – Аполлинарий опять пишет книгу по этому предмету 465 . Множество вопросов, разные перемены в церковной жизни давали ему темы для составления сочинений. Вступил на престол Юлиан, и вместе с тем открылась попытка реставрации язычества на почве философской, – Аполлинарий выступает борцом против языческой мудрости в сочинении „за истину» 466 и защитником христианства в книгах против Порфирия 467 ; издает Юлиан закон, запрещающий христианам занятие классической литературой, и Аполлинарий предпринимает смелую попытку создать равносильные и равночисленные образцы христианской поэзии 468 . Так, богатство и разнообразие событий общей жизни, церковной и государственной, находило себе постоянный отклик в „способности» Аполлинария „легко писать» 469 , и всё это вместе выразилось в богатстве литературной производительности последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Разделы портала «Азбука веры» О 6ти летней епитимии для «волхвующих и последующие обычаям языческим». Те, которые гадают и следуют языческим обычаям или приводят кого-либо в свои дома для обнаружения чарований и для очищения, да подвергаются 6летнему наказанию: год плачут, год слушают, 3 припадают, год стоят с верными и затем будут приняты в общение. Ο καταμαντευμενοι κα τας συνηθεαις τν θνν ξακολουθοντες εσγοντς τινας ες τος αυτν οκους π νευρσει φαρμακειν κα καθρσει, π τν καννα πιπττωσαν τς ξαετας νιαυτν προσκλασαντες, κα νιαυτν κροασμενοι, κα ν τρισν τεσιν ποππτοντες, κα νιαυτν συστντες τος πιστος, οτω δεχθτωσαν. Толкования Зонара . В 65м правиле (святый отец) подвергает волшебников, или покаявшихся в отравлении епитимии убийц; а тех, о которых говорит здесь, отлучает на 6 лет, и – не противоречит себе; ибо там он дал постановление о тех, которые сами производят волхования и приготовляют зелья во вред людям, или о тех, которые пользуются ими для таких целей; а здесь – о тех, которые верят волхованиям и пользуются волхователями для изыскания лекарств, или для очищения от происходящего от них осквернения, или для отвращения вреда от таковых средств и для уврачевания страданий, происходящих таким образом. А 24е правило Анкирского собора определяет для таковых отлучение на 5летие. Синопсис и Аристен . Те, которые верят волхователям, или вводят кого-либо в свои домы ради изыскания каких-либо лекарств, должны год плакать, год слушать, 3 – припадать, и, простояв в течение 1го вместе с верными, должны быть приняты. – Ясно. Вальсамон . Часто некоторые из более простых и менее рассудительных, будучи тяжко больны и неудачно врачуемы, думают, что они страдают от колдовства, то есть чародейства волшебников; почему и обращаются к каким-нибудь язычникам, утверждающим, что они выведут наружу тайные чары, расстраивающие телесное здоровье страждущего, и, таким образом, очистят больного от заразы. Итак, тех, которые волхвуют таким образом и не веруют, что чрез призывание имени Господа и Бога и Спасителя нашего Исуса Христа и Богоматери, и всех святых, врачуется всякая болезнь и всякая слабость, и всякое сатанинское чародейство и колдовство отгоняется от верных силою и предстательством честного и животворящего креста, поскорее следуют баснословцам, фиглярам и языческим обычаям, и вводят кого-нибудь из таковых в свои домы для очищения конечно от вреда, происходящего от чар, – должно наказывать, говорит святый, 6летнею епитимиею.

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

Разделы портала «Азбука веры» О 15-ти летней епитимии для нарушивших обет девства. Давшая обет девства и нарушившая обещание пусть, проводя жизнь уединенную, исполнит время епитимии, положенной за грех прелюбодеяния. Это же относится и к тем, кто дал обет вести жизнь монашескую и нарушил его. παρθεναν μολογσασα κα κπεσοσα τς παγγελας, τν χρνον το π τς μοιχεας μαρτματος ν τ οκονομ τς καθ αυτν ζως πληρσει. Τ ατ κα π βον μοναζντων παγγειλαμνων κα κπιπτντων. Толкования Зонара . Вот и здесь сей святый отец строже во много раз наказывает обещавшую пребыть в девстве и не исполнившую своего обета. Ибо тогда как 19е правило Анкирского собора буквально так говорит: « давшие обет девства и нарушившие обет да исполнят епитимию двоебрачных », – Василий Великий говорит: « да исполнит время наказания, положенное за грех прелюбодеяния ». Но епитимия двоебрачных состоит в отлучении от причащения на год, а епитимия за прелюбодеяние – на 15 лет. Смотри 18е правило . Синопсис и Аристен . Обещавшая пребыть в девстве и отпадшая должна исполнить время (епитимии, назначенное для) прелюбодея. То же самое и относительно тех, которые дали обет монашества и пали. – Ясно. Вальсамон . Много раз мы говорили, что женщины-девы посвящали себя церкви в мирском одеянии и были содержимы епископами, как давшие обет девствовать и пребывать в церквах. Деву, давшую такое обещание, если она падет, то есть учинит блуд, святый определяет устроять, то есть подвергать епитимии наряду с прелюбодейцами, и не только их, но подобным же образом врачевать, после обращения, и монахинь и монахов. Но не сочти противоречащим тебе 19е правило Анкирского собора, в котором определяется, что падшие девы подлежат епитимии двоебрачных, ибо оно отменено настоящим правилом, которое много позднее того. Прочти также 18е правило сего святаго отца, и заметь, что на основании настоящего правила монахи, которые любодействуют и не извергаются, как не имеющие печати чтеца от игумена, или епископского рукоположения, при принятии их после удаления от греха, наказываются подобно прелюбодеям; точно также и подвижницы и монахини.

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

Вальсамон . Правило одинаково наказывает епитимиею убийц тех женщин, которые дают истребительные зелья для умерщвления зачатого плода и тех, которые принимают их. И правило такою епитимиею наказывает их; виды епитимий найдешь во 2м правиле святого Василия и в 21м правиле Анкирского собора; а первая глава 39-го титула 60й книги ( Василик ) говорит буквально следующее: « закону о человекоубийцах подлежит тот, кто убивает человека и кто злонамеренно производит пожар, или кто для убийства, или воровства ходит с оружием, и кто, будучи главою управления или народного судилища, употребил старание, чтобы кто-нибудь был ложно обвинен, или невинно осужден и кто приготовил или дал зелье для умерщвления ». В главе 3й подвергаются закону о человекоубийцах: кто составляет или продает, или имеет зелье для умерщвления человека. Но есть зелья, приносящие здоровье, и, так называемые, любовные: кто приготовляет любовные зелья, должен быть подвергнут ссылке, по отобрании у него в казну имущества; ссылке же подвергается и тот, кто и не со злым умыслом даст женщине зелья для зачатия, если она, принявши, умрет. И 3е положение той же главы говорит в начале: « подлежит закону о человекоубийцах и продавец зелий, который без разбору отпускает зелье, или саламандру, или аконит, или питиокампу, или вуврост, или мандрагору, или кантариды ». И 4е положение: наказание человекоубийцам, если они знатные, ссылка и полное лишение имущества, а если бедные, предание мечу и зверям. Таковы постановления древнего закона и правил. Но были изданы относительно убийц – невольных и вольных различные новеллы императором господином Константином Порфирородным и боговенчанным и святым самодержцем нашим господином Еммануилом Комнином , сущность которых мы обозрели в правилах Василия Великого об убийцах. Может быть, спросит кто-нибудь: за то только, что дал кто-нибудь женщине врачество, производящее недоношение плода во чреве, он будет подлежать наказанию убийц, или нужно, чтобы было и исполнение, то есть, убийство? Решение . Помещенная выше 3я глава 39-го титула 60й книги (Василик) определяет, чтобы наказываем был, как убийца, не тот только, кто даст убийственное зелье, но и кто имеет что-либо такое. А 2е положение 1й главы того же титула и книги говорит: кто имел намерение убить, хотя бы не убил, но ранил, есть убийца; но кто не хотел убить, хотя бы и убил, не есть убийца; намерение же узнается по орудию, которым нанесен удар. Впрочем, правила Василия Великого наказывают как убийцу и того, кто невольно убил, как бы это ни случилось, вопреки смыслу этого закона и вопреки 6му положению 3й главы 39-го титула 60й книги (Василик), где говорится так: закон о человекоубийцах преследует злой умысел, а не великую небрежность. Почему, если бы кто убил кто-нибудь, бросившись с высоты сам, или бросивши ветвь с дерева, не подлежит настоящему закону. Впрочем, 31я новелла императора господина Льва Философа дает мужу право расторгать брак с его женою, если она намеренно выкидывает его семя.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Разделы портала «Азбука веры» О запрете брака монахам и «девам, посвятившим себя Богу». Деве, посвятившей себя Владыке Богу, а равным образом и монашествующим не позволено вступать в брак. Если все же найдутся творящие подобное, да будут лишены общения. Впрочем, мы определили, чтобы местный епископ имел полную власть оказывать им человеколюбие. Παρθνον ναθεσαν αυτν τ δεσπτ Θε, σατως δ κα μονζοντας, μ ξεναι γμ προσομιλεν. Ε δ γε ερεθεεν τοτο ποιοντες, στωσαν κοιννητοι. ρσαμεν δ χειν τν αθενταν τς π ατος φιλανθρωπας τν κατ τπον πσκοπον. Толкования Зонара . Это правило хочет, чтобы те, которые дали обещание хранить девство, будут ли это мужи или жены, как принесшие себя в дар Богу, хранили сие обещание, и не оказывались преступниками обещанного. Ибо если обещания, даваемые людьми друг другу, по богословскому гласу, утверждает  Бог призываемый в посредники, то сколь велика опасность оказаться нарушителями тех обетов, которые дали мы Ему самому? А если бы оказалось, что некоторые после обещания вступили в брак, таковым правило повелевает быть лишенными общения, то есть отлученными. А власть оказать человеколюбие, может быть совсем разрешить им епитимию, или облегчить, и сократить им время епитимии правило предоставило местному епископу. 19е правило Анкирского собора говорит: « давшие обет девства и нарушившие его да исполнят епитимию двоебрачных ». А 44е 6го собора Трулльского говорит: « монах, обличенный в любодеянии или поемлющий жену для брака да подлежит епитимии блудодействующих ». 60е правило Василия Великого  содержит следующее: « обещавшаяся пребыти в девстве и от обещания своего отпадшая, да исполнит время наказания, положенное за  грех  прелюбодеяния, с распределением смотря по ея жизни. Тожде и для монахов падших ». А в 19 правиле своем он осуждает на епитимию любодействующих тех монашествующих, которые после своего обещания совратятся к плотоугодному и сладострастному житию. Аристен . Монахи, или монахини не должны вступать в брак; иначе да будут вне общения. Они подлежат лишению общения, если нарушат свои обещания, и отложат свои обеты. А 60е правило Василия Великого  подвергает таковых епитимии прелюбодеяния.

http://azbyka.ru/pravo/chetvertyj-vselen...

Вахитовский район. Церковь Василия Анкирского при Второй мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Василия Анкирского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1904. Архитектор:В.К. Бечко-Друзин Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Левобулачная, д. 48. Координаты: 55.786745, 49.114252 Проезд:Из центра города вдоль Булака по улице Правобулачной до перекрестка с улицей Галиаскара Камала, на перекрестке налево, через Булак. Здание гимназии будет слева, сразу после перекрестка с улицей Левобулачная, бывшая церковь - слева, вдоль Левобулачной. Со стороны Кремля и цирка - по улице Левобулачной до перекрестка с улицей Галиаскара Камала. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В Казани в 1758 году была учреждена первая в России провинциальная гимназия - филиал Московского университета. После открытия в 1804 году Императорского университета в среде состоятельных горожан возникла устойчивая потребность обучать своих детей в светских общеобразовательных учебных заведениях. И гимназия уже перестала справляться с потоком желающих учиться. Возникла идея об открытии новой гимназии. Как раз в это время, в начале 1830-х годов, в Российской империи началась реформа образования. Был принят новый университетский устав, что потребовало реорганизации и средних учебных заведений. В русле этих преобразований главное народное училище в Казани стало уездным. Тогда же попечитель Казанского учебного округа М. Мусин-Пушкин назначил руководителя упраздняемого училища Михаила Львова директором новой гимназии - второй по счету в городе. И уже к началу учебного года, 23 августа 1835 года, эта гимназия была торжественно открыта. Первоначально для новой гимназии был снят дом ректора университета на улице Большая Проломная (ныне на этом месте располагается здание Национального банка РТ). Но уже в 1838 году для гимназии был куплен дом Киселева на левой набережной Булака (нынешняя ул. Левобулачная). Здание приспособили для обучения детей и занятия начались.

http://sobory.ru/article/?object=23683

Елабуга. Домовая церковь Василия Анкирского при Епархиальном женском училище. , Елабуга, Елабужский район, Республика Татарстан " > Завершение строительства училища. Фото 1903 г. С сайта Гранковский Владимир ?? Карта и ближайшие объекты Елабужское епархиальное училище открылось в 1898г. К 1903г. было выстроено большое трехэтажное здание с домовой церковью во имя Василия Великого, купол которой доминирует в застройке квартала. Общая длина П-образного здания составляет 120 метров. Памятник гражданской архитектуры, сочетающий в себе элементы модерна различных направлений: псевдоклассицизма, псевдовизантийского и других стилей, выполненный на высоком профессиональном уровне по проекту вятского губернского инженера И.А. Чарушина. Строительными работами руководил архитектор А.И. Горохов. Инициатором открытия в Елабуге епархиального училища выступила Глафира Федоровна Стахеева (1852-после 1926), вдова купца Василия Григорьевича Стахеева и дочь казанского купца Докучаева. Она выделила 400 тыс. рублей, которых хватило и на строительство, и на многолетнее содержание училища, в котором было около 180 воспитанниц. За это Г.Ф. Стахеева была награждена Золотой медалью на Андреевской ленте, а в советское время ей была назначена персональная пенсия. Все время существования училища ею начальницей была Елизавета Николаевна Шубина, выпускница Вятскою епархиального училища 1876г., а инспектором классов, законоучителем и настоятелем домовой церкви -протоиерей Сергей Иванович Танаевский. В 1920-м году в здании разместилось педагогическое училище, в 1939г. реорганизованное в учительский институт, в 1959г. - в педагогический институт. Статья с сайта: http://sitkin.narod.ru/a15.doc Епархиальное училище выстроено на средства богатой елабужской купчихи, потомственной почетной гражданки, вдовы Стахеевой Глафиры Федоровны. Чертежи, план и смета на постройку Епархиального училища были выполнены Вятским губернским инженером, классным художником, архитектором I-й степени И.А. Чарушиным. Строительными работами непосредственно руководил архитектор-художник Артемий Иванович Горохов, Хозяйственно-экономическое наблюдение за постройкой здания производил сын Г.Ф.Стахеевой, инженер-механик Федор Васильевич Стахеев. 20 сентября 1898г. состоялось открытие Елабужского Епархиального женского училища, был произведен первый прием. 8 июня 1899г. была совершена торжественная закладка училищного здания, в 1903г. училище было построено.

http://sobory.ru/article/?object=10285

22. Понедельник 5-й седмицы. Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского. Прмч. Евфимия Константинопольского (службу зри 1 мая). Мч. Василия Мангазейского . Иконы Божией Матери, именуемой «Изборская». Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 21 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: стихиры покаянные Октоиха, глас 8-й – 4 (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 3-й и глас 7-й – 3, и стихиры священномученика, глас 4-й – 3 (с 22 марта, сщмч. Василия, пресвитера Анкирского). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко во глубины...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего…», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 7-й и глас 6-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас 6-й: «Архангельски воспоим...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 21 февраля). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его (с 23 марта – вторника 5-й седмицы Великого поста) . Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии в Неделю вечером не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня и часы с изобразительными. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизма 7-я ; на 3-м часе – кафизма 8-я; на 6-м часе – кафизма 9-я; на 9-м часе – кафизма 10-я. Примечание. По Уставу (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава), при совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с четвергом 5-й седмицы Великого поста пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской») переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста. В этой связи на вечерне в понедельник вечера к стихирам на «Господи, воззвах» добавляются 24 стихиры Великого канона (см. в Триоди в среду вечера 5-й седмицы Великого поста) . К вечерни – «звон в красныя: такожде... ко утрени и вечерни [с Литургией Преждеосвященных Даров]» (ср.: Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»).

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-04/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010