И весьма вероятно думать, что они испросили у митрополита Феогноста крещатые ризы архиепископу Василию с той целью, чтобы на основании этого отличия усвоять своим архиепископам особые права, признания которых можно было бы требовать от последующих митрополитов (белый клобук, составлявший отличие новгородских владык и которому Новгородцы усвояли великое значение, был производим ими также от архиепископа Василия. Хотя это и неправда, как скажем ниже, но это показывает, что архиепископу Василию, получившему от митрополита Феогноста крещатые ризы, усвоялось ими приобретение особых прав 573 . Преемник архиепископа Василия Моисей, как мы говорили выше, посылал в 1353 году к императору и патриарху просить у них «благословения и исправления о непотребных вещах, приходящих с насилием от митрополита». Вопреки показанию Никоновской летописи, очень вероятно думать, что тут дело шло не о проторях на постановлениях и не о церковных пошлинах святительских, а именно о крещатых ризах. На пожалование этих риз митрополитом Феогностом архиепископу Василию Новгородцы смотрели как на их пожалование всем последующим новгородским архиепископам однажды навсегда; между тем Феогност, дав ризы Василию, не хотел давать их Моисею. Может быть, митрополит не хотел дать последнему наших риз потому, что тот не желал заплатить за них требуемой им суммы; но возможно и то, что уже Василий с крещатыми ризами изменил своё поведение по отношению к нему – митрополиту и что это было им замечено. Архиепископ Моисей успел получить крещатые ризы от самого патриарха 574 , и как он вёл себя в них по отношению к митрополиту, остаётся неизвестным. Но его преемник с 1359 года Алексий, присвоив себе употребление этих риз самовольно, ибо патриархом они даны были Моисею также только личным образом, вёл себя в них по отношению к митрополиту Алексию так, что тот в 1369–70 годах жаловался патриарху на его непочтение, неповиновение и неблагопокорение (см. выше стр. 205, электронная версия – абзац сноски прим. корр.). Таким образом, может быть принимаемо за очень вероятное, что со времени архиепископа Василия Новгородцы и их владыки задались мыслью – первые поставить вторых в возможно большую независимость от митрополитов, а вторые – стать в таковую независимость, и что приговор 1385 года не был чем-нибудь внезапным, а именно окончательным выражением их стремлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Непосредственно за ними следуют Аполлинарий и Астерий – мужи, исполненные всякой премудрости и благочестия. Из них Аполлинарий был епископом в Лаодикии Сирской, современник Василию Великому и Григорию Богослову и сообщник их и споборник в истине благовествования, как явствует из истории Филосторгия арианина, где говорится: «Аполлинарий процветал в то время в Лаодикии Сирской, Василий – в Кесарии Каппадокийской и Григорий в Назианзе; эти три мужа ратоборствовали тогда за единосущие, поборая иносущие, и много превзошли всех, прежде меня и потом при мне защищавших ересь; Афанасий же в сравнения с ними считается как бы отроком». Так пишет об Аполлинарии Филосторгий арианин. Следовательно, Аполлинарий этот не есть еретик, но православный, современник Василию и Григорию и защитник истины. Астерий также известен как один из достигших в то время высочайшей мудрости. По словам блаженного Фотия, Патриарха Константинопольского , Астериев было одновременно два: один – поборник арианского нечестья, а другой был воспитан в догматах благочестия, который молодым пришел к великому Иулиану, опытно проходил иноческую подвижническую жизнь и впоследствии был настоятелем иноческой обители. Этот в своих сочинениях везде утверждает догматы православия, доказывая присносущие Божия Слова и вечное Его с Отцем пребыванье. Итак, относительно толкования, возводящего к высочайшему разуму, поименованные мужи превосходят других. В объяснении же иносказательного смысла пророчеств и касательно православия, каковое направление толкования приносит наибольшую пользу слушателям, так как ученье это переходит в их нравы, в этом преимущество пред всеми прочими принадлежит Василию Великому и Златоусту, которых слава относительно премудрости и святости, их склад речи, премудрейшие и прекрасные их толкования, настолько всем известны, что в настоящем слове не видится для меня необходимости говорить об этом уже знающим. Ибо вся земля и море и все острова преисполнены их святостью и богодарованною им премудростью и разумом, и нет никого, кто бы не слышал этих богогласных труб. Поэтому, я рассудил почтить молчанием сих равноангельных мужей.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

И вот Василий Косой, находившийся при умершем отце, объявил себя его наследником, послав об этом сообщение своим братьям. И в самом деле, что было терять время князю Василию? Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный посланы были еще Юрием Дмитриевичем в поход против Василия Васильевича на Кострому и к моменту смерти своего отца сумели добраться только до Владимира. Не до великого княжения было и самому Василию Васильевичу. Однако младшие братья решительно воспротивились самовольному решению Василия Косого. Позиция Дмитрия Шемяки и Дмитрия Красного на первый взгляд кажется и неожиданной, и неоправданной. Братья категорически отказались признать Василия Косого великим князем. Гадать о причинах этого, когда источники безмолвствуют, очень трудно. И все же, приняв своевольное решение, Василий Косой преступил закон «гнезда Калиты». Уже одно это могло вызвать негодование у его братьев. Но он выступил также и против того самого родового принципа наследования престола, за который боролись князь Юрий и его сыновья. Факт захвата престола Василием Косым превращал борьбу за «идею», «принцип», «наследие Дмитрия Донского» в обыкновенный разбой. Права на великокняжеский престол, согласно толкованию духовной грамоты Дмитрия Донского галицкими князьями, отныне принадлежали Василию II. Поэтому Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный объявили Василию Косому: «Аще не восхоте Бог, да княжит отец наш, а тебя и сами не хотим». Чего же «хотели» братья? Конечно, вернуться к «старине» — посадить на престол Василия II. Дело было, конечно, не только в юридической стороне вопроса. Своим волевым характером и самостоятельностью действий Василий Косой внушал младшим Юрьевичам серьезные опасения. Другое дело — Василий Васильевич. У него не было каких-либо особенных талантов, а особливо задатков крупного политического деятеля. К тому же совсем недавно он потерпел поражение и не пользовался безоговорочной поддержкой в каких-либо русских землях. Итак, Юрьевичи предпочли его, как слабейшего из претендентов, рассчитывая, что смогут при нем играть заметную роль.

http://sedmitza.ru/lib/text/438781/

2. Ответ на 1, Русский Сталинист: Я, конечно, не обладаю такими ресурсами и таким положением как господин Малофеев, но в свою очередь хотел бы нижайше попросить господина мэра Москвы рассмотреть также вопрос об установке в столице памятников Ивану Калите, Дмитрию Донскому, Василию Первому, Ивану Третьему Великому, Василию Третьему, Ивану Четвёртому Грозному, Феодору Иоанновичу, Борису Годунову, Михаилу Феодоровичу, Алексею Михайловичу, царевне Софье Алексеевне. Не те смехотворные однотипные проштампованные бюстики на одно лицо на т.н. " Аллее Правителей " , а настоящие отдельные узнаваемые памятники. Или в Третьем Риме не хватит места для увековечивания памяти его создателей? Или в самом богатом городе РФ не хватит денег на это святое дело сохранения национальной памяти? На " Москву-Сити " и на " Ельцин-Центры " хватает... Дмитрий, ну что Вы в самом деле, как дитя малое.Никто и никуда, никаких памятников ставить и не собирался. По Ф. Э. Дзержинскому, несколько лет назад кстати уже проводили опрос. Просто наши " мудрецы " из АП, таким образом пробивают, созрел народец для того, чтобы вынести Ильича из Мавзолея или не созрел. Судя по опросу, пока ещё не созрел. Прямо об этом сказать у них тямы не хватает, вот и водят людей, как козлов на верёвке, выдумывая вот такие опросы. 1. Кроме Александра Невского и Феликса Дзержинского больше никого не знаем, господа-товарищи? Я, конечно, не обладаю такими ресурсами и таким положением как господин Малофеев, но в свою очередь хотел бы нижайше попросить господина мэра Москвы рассмотреть также вопрос об установке в столице памятников Ивану Калите, Дмитрию Донскому, Василию Первому, Ивану Третьему Великому, Василию Третьему, Ивану Четвёртому Грозному, Феодору Иоанновичу, Борису Годунову, Михаилу Феодоровичу, Алексею Михайловичу, царевне Софье Алексеевне. Не те смехотворные однотипные проштампованные бюстики на одно лицо на т.н. " Аллее Правителей " , а настоящие отдельные узнаваемые памятники. Или в Третьем Риме не хватит места для увековечивания памяти его создателей? Или в самом богатом городе РФ не хватит денег на это святое дело сохранения национальной памяти? На " Москву-Сити " и на " Ельцин-Центры " хватает...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/01/mo...

Итак послание писано к известному Архимандриту Печерскому Василию, об избрании и поставлении которого повествует летопись киевская под 1182 г.-Кто писал это послание, – остается неизвестным до открытия других его списков с именем писателя. Но по приточному характеру послания, с вероятностью можно приписать его тому же Епископу Туровскому, св. Кириллу, который писал к Архимандриту Василию притчу «о белоризце». Подтверждением такой догадки могут служить некоторые выражения послания, встречающиеся в упомянутой притче «о белоризце», и в другой- " о человечестей души». Представим примеры. Хотя обе сии притчи составлены самим сочинителем, однако же он, предлагая в них учение Евангельское, не сомневается сказать, что берет их от Божественных писаний. В первой притче он говорит: «не мы сим повестем творци, но от Божественных вземлюще писаний» (Памятники XII в. стр. 125.). Приступая к изложению второй притчи, св. Кирилл говорит: «не буди нам особь (чит. о собе) подвигнути ненаказан язык, но от Божественных вземлюще писаний, с многою боязнию Евангельскых касаяся беседовати словес» (стр. 134). – Так и в послании, перед началом приточного наставления, сочинитель говорить: «аз же не о собе скажю ти о святей скиме, но от святых книг, паче же от самого Христа притчю извещю...» В пославии приводятся слова Псалма 75, 12., в переводе несколько отличном от нынешнего чтения, но близком к греческому тексту: «обещайтебося, рече, и воздадите». Так же читаются сии слова и в первой притче: «обещайтебося, рече, и воздадите славу Богу» (Памятники, стр. 121.) В послании сочинитель смиренно говорит: «моа словеса аки поучина сама ся деруть, не бо могуть к пользе слнути, не имущи влагы Святаго Духа». – Во второй притче св. Кирилл выражается о своем сочинении так: «мне в телесных вязящему похотех, невъзможно о духовных беседовати, не слагаетьбося грешнича словеса, не имуще влагы Святаго Духа» стр. 141. Предлагаемое послание к Архимандриту Василию, между прочим, любопытно в том отношении, что указывает нам в сем настоятеле киевопечерском строителя каменной ограды вокруг Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Рейтинг: 9.9 Голосов: 760 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Валентина 11 февраля 2021, 17:32 Кинообразы Василия Ланового, безусловно, незабываемы. Но для меня очень важно, что он ещё и - патриот. Василий Лановой - истинный сын России. Вероника 8 февраля 2021, 15:38 Царство Небесное и Вечная память! Разделяю чувства, которые процитированы в конце статьи. Иногда сердце сжимается от боли и страха, что нашу Родину скоро будет некому любить. Не оставь нас, Боже! Лариса 3 февраля 2021, 15:19 Царствие Небесное Василию! Валентин Непомнящий, о.Дмитрий Смирнов, вл. Амфилохий, Валентин Гафт, Василий Лановой... это только самые известные... такое ощущение, что соль земли уходит... хоть и возраст уже преклонный, но всё же как-то одного за другим взял Господь и призвал, а будто разом всех не стало, как от взрыва... больно, грустно... радостно, что такие люди были и такое великое наследие оставили. Георгиев 3 февраля 2021, 11:50 Здравствуйте! Мне запомнился эпизод на съемках фильма Офицеры, когда Василию Лановому режиссер на его неуверенность в роли посоветовал играть романтика И честного, открытого, как русский офицер человека. Как не парадоксально, но красный командир сыграл царского офицера. И тут вспоминается, конечно, Олег Стриженов (поручик) из фильма 41-й. Много общего, не правда ли? Читательница (Подмосковье) 3 февраля 2021, 09:24 Да, невосполнимая утрата. Жизнь и служение Василия Ланового – это никого не оставляющая равнодушным проповедь христианских ценностей. Ушел настоящий патриот, человек, «добром проникновенный», образец совести, благородства и чести. Ощущение, что жизнь разделилась на до и после. Царство Небесное и вечная память Василию Семеновичу Лановому. р.Б. Наталия 3 февраля 2021, 09:14 Царствие Небесное р.Б. Василию, и светлая, вечная память! рб. МАРИНА 3 февраля 2021, 08:57 УПОКОЙ ГОСПОДИ ДУШУ РБ. ВАСИЛИЯ И БУДИ МИЛОСТИ В НАМ ГРЕШНЫМ! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВЕЛИКОМУ АРТИСТУ И ВЕЛИКОМУ ЧЕЛОВЕКУ! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/137100.html

В) О назначении стипендий, оставшихся свободными, своекошт­ным студентам Академии. Справка: В настоящее время свободны: двенадцать стипен­дий Троице – Сергиевой Лавры, по 220 рублей каждая, две стипен­дии А. И. Хлудова, по 275 руб. каждая, одна стипендия Прео­священного Никодима в 200 руб., две стипендии Протоиерея И. В. Рождественского , по 200 руб. каждая, одна стипендия Про­тоиерея А. В. Горского в 200 руб. (с добавлением 20 руб. из третьей неполной, в 100 руб., стипендии И. П. Соколова), две стипендии Московской кафедры, по 110 руб. каждая, и одна стипендия Г. И. Хлудова в 95 руб. Определили: Девять стипендий Троице-Сергиевой Лавры на­значить студентам: IV курса – Евгению Бречкевичу, Александру Зыкову, Михаилу Шувалову, Конону Рахманову и Семену Ши­шаеву, III курса – Константину Демидову и II курса – Дмитрию Казанскому, Сергею Кулюкину и Александру Кедрову; стипендию Преосвященного Никодима – студенту IV к. Сергею Доброву, две стипендии Прот. Рождественского – студентам III курса Василию Некрасову и Павлу Тихомирову , две стипендии Московской кафедры – студентам II курса Василию Корсунскому и Михаилу Се­славинскому, стипендию Г.И. Хлудова – студенту того же курса Василию Сенатову. Две стипендии А. И. Хлудова, одну стипендию Прот. А. В. Горского и три стипендии Троице-Сергиевой Лавры —358— предоставить тем 6-м студентам из числа первых 36 по списку воспитанников, принятых в текущем году в со­став 1 курса, которые окажутся лучшими по успехам и поведению при переходе во 2-й курс. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1891 г. Сент. 23. Утверждается». 6 сентября. Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, все члены Совета Академии, кроме про­фессора П. Субботина, не присутствовавшего по болезни, и все преподаватели Академии. В собрании сем обсуждали вопрос о продолжении в буду­щем 1892 году издаваемого при Московской Духовной Академии журнала: «Творения Святых Отцев», указывали на необходи­мость расширить программу издания, изменить сроки выхода кни­жек и изменить название журнала

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12 июля 1664 г. 1. Докладная Записка Царю от лица неизвестного 1) Василию и Кондратию дати всякому по человеку и отпустити их не вместе, для того, чтоб не ведали друг друга о чем посланы. 2) Дати им по подорожной за красною печатью, чтоб их за подводами не задержали нигде. 3) Писать грамоту к гетману или к Серку, и лутши, чтоб их проводили с великим береженьем до Раскова и до молдавской земли в Яси, а в Раскове и в Ясех напишу я, богомолец твой, к Домни Роксандре и к Юрию Урсулу, боярину земли молдавские, чтоб тех посыльных людей, которые пойдут отсюда с Василием и с Кондратием, проведав всяких вестей из турецкие земли и от немецкие и венгерских и прочих государств писал вскоре, и отпустить к тебе великому государю к Москве с великим береженьем, чтоб не попали где ни будь. 4) А до молдавской земли проводивши их и сами пойдут где им быть указано. 5) Дати Василию и Кондратию твоего государева жалованья чем купити лошадей и на прокормленье туда и назад. 6) Сказать Амасийскому митрополиту, чтоб он писал к дяде своему, к святейшему патриарху Нектарию и объявити твоя государева милость и желание, чтоб он потружался и приехал в Московское государство. 2. Докладная записка Царю и резолюции на оную Надобно 2-м человеком греком по 2 подводы человеку от Москвы до Днестра до города Ражского. (Резолюция): Послать государев указ о подводах. Взять у Василия Пушеннинова. Им же надобно по 1-му ч. провожатых. (Резолюция): Стрельцов дву ч. и подводы им дать. Им же надобно проезжая государева грамота за красною печатью. (Резолюция): Дать проезжие грамоты. Им же надобно к гетману к Ивану Брюховецкому или к Ивану Серку об отпуске и о подводах листы. (Резолюция): Посылать листы. Им же надобно государева жалованья в дорогу денег на лошадиную покупку и на харчи. (Резолюция): 172-го июля в 12 день великий государь указал дать им денежного жалованья по пятьдесят рублей человеку и в расход те деньги записать имянно. 3. Грамота к Гетману Ивану Брюховецкому о даче греку Василию Иванову подвод и провожатых до Молдавии

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Разрушая силой истины сплетения лжи, с благодарностью принимая должные изъявления зависимости от подчинённых епископов 127 и благожелательные приветствия от посторонних 128 , Василий не хотел, однако же, никого привлекать к себе угодливостью, или какиминибудь поступками неблагородными. Он не хотел действовать хитростью постепенно покорял себе противников своим благорасположением, мудрым управлением, умом и добродетелями 129 . Это в особенности открылось, когда брат его, Григорий, впоследствии епископ Нисский, желая примирить его с дядей, епископом Григорием, доставил Василию письмо, будто бы писанное самим дядей в знак примирения. Василий принял это с великою радостью и показывал письмо своим друзьям. Но вскоре открылось, что письмо это подложное. Василий сильно огорчён был обманом. Не смотря на то, чрез служителя Григорьева доставлено было Василию и другое, потом и третье письмо от имени того же дяди, также подложные. Тогда Василий нашёл нужным с силою изъяснить своему брату, как не пристойны такие меры и как неуместна его простота в таком деле. «Если достоуважаемые епископы, писал он к Григорию, действительно соглашаются принять меня; то им надлежало бы уведомить о назначенном месте и времени и пригласить нас чрез своих людей. Как не отрекаюсь я сблизиться с моим дядей, так не потерплю, чтобы не было к тому приличного приглашения» 130 . Наконец решился Василий написать и к своему дяде, полное любви и готовности к примирению, письмо, в котором, смиренно признавая его немаловременное молчание наказанием за свои грехи, просил возвратить ему свою прежнюю любовь. «Ежели есть какое для меня утешение во Христе, – писал он; ежели есть общение духа; ежели есть милосердие и сострадательность: исполни мою просьбу, окончи этим мои скорби, положи какоенибудь начало делам более отрадным в последствии, сам руководя к лучшему, а не последуя другим в том, в чём не должно. Доколе разделение будет давать место клеветам, дотоле необходимо будут возрастать подозрения всё хуже и хуже. Если и тем (другим епископам) не прилично презирать меня, то всего более – твоей честности. Ибо если я и погрешаю в чём, то буду лучше, когда меня вразумишь: а этому нельзя быть без свидания. Если же я ни в чём не виноват, то за что ненавидеть?.. Итак, своим прибытием, или письмом, или приглашением меня к себе, или каким хочешь способом утешь мою душу» 131 . Письмо это не осталось без действия, вызвало благоприятный ответ, повело к сближению сперва с Григорием 132 , потом и с прочими недоброжелателями Василия. «Каждый, говорит Св. Григорий, приносил своё извинение Василию, и сколько прежде оказывал вражды, столько теперь благорасположения и преуспеяния в добродетели, в которой одной и находил для себя самое сильное оправдание» 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому не всегда то, что кажется велением совести, на самом деле именно от нее и происходит. Необходимо свою совесть проверять рассуждением, здравым смыслом (хотя не до такой степени здравым смыслом, чтоб нарушать заповеди). Нужно иметь два как бы противовеса: здравый смысл и совесть, чтобы ни один из них не перетягивал. Но, конечно, здесь речь идет о тех наших собственных мыслях, которые трудно бывает отличить от бесовских. Если нам приходит мысль сотворить блуд, или украсть, или ударить кого-нибудь, то, несомненно, надо полагать, это мысль бесовская, здесь не о чем и рассуждать. А когда появляется мысль сомнительная, непонятная - тогда нужно рассудить. Допустим, мне пришла в голову мысль пойти в гости к своему другу Василию, а друг мой страдает пьянством; но я про это не думаю, просто хочу прийти в гости и поговорить с ним. Начинаю размышлять: " А зачем же мне хочется идти к Василию? О чем мы будем говорить? " И понимаю, что говорить мне с ним особенно не о чем, и, наверное, когда я к нему приду, первое, что он сделает, - поставит на стол бутылку. И скорее всего, мы с ним напьемся, поэтому лучше мне к другу не ходить. В особенности же, если эта мысль навязчивая: " Иди к Василию, пойди к нему в гости, ты давно не был у него. Чего ты сидишь дома, ничего не делаешь? Ну пойди ты к нему в гости... " - в таких случаях, когда с первого взгляда греха не видно, когда дьявол пытается нас обмануть, необходимо рассуждение, чтобы отделить собственные мысли от бесовских. Здесь требуется рассуждение, здесь не нужно ни гадать, ни открывать Евангелие или Псалтирь, ни молиться, чтоб Господь тебя видением вразумил, ибо мы недостойны того, чтобы Господь вразумлял нас таким сверхъестественным образом - а именно нужно здраво рассудить либо посоветоваться, если возможно, с другим здравомыслящим человеком. Ответ. Если под " стукачом " подразумевается не доносчик, а, как сейчас называют, " полтергейст " - демон, который производит стук, то существует специальная молитва об изгнании из дома нечистой силы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/151/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010