– О Боге и смысле жизни Вы впервые осознанно задумались в 15 лет, как раз тогда, когда многие теряют веру. Задумавшись о Боге, сразу ли Вы пришли к православной вере? – Поиск мой был трудный, искал везде, где только мог, ведь я ничего не знал, не понимал, в каком направлении двигаться. Надо было во всем разобраться. В то время, после вакуума советских лет, как раз выпускалось много разной литературы: восточной, философской. Я все это читал, хотелось найти истину, но потом понимал, что ее здесь нет. Было сделано немало ошибок, но Бог видит искреннее желание и направляет на путь истинный. Так Он привел меня в православный храм к протоиерею Василию Лесняку (1928–1995), и я обрел, что искал, принял, и теперь это навсегда со мной. Настоятель Свято-Иоанновского храма поселка Березник Архангельской области, протоиерей Димитрий Гордиенко: – После службы в армии работал, пока не был позван. Много размышлял и до сих пор думаю, что на мне, как и на всех священниках, сбылись слова Спасителя : «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16) . Крестился в шестнадцать лет, после чего очень тянуло в храм, но мама настаивала на высшем образовании. Его мне Бог все-таки дал, но «высшее церковное» – то есть, это Костромская Духовная Семинария, а не то, что хотела мама. Это лучше, на мой взгляд. Опять же, долго удивлялся тому, что меня захотели видеть у престола. Удивлялся и ужасался, пока не понял простую вещь: таким, как я, надо быть «у персей», очень близко, иначе погибнут… Те, кто посильнее и душой, и духом – более свободны в жизни, я же слаб, и меня надо «держать двумя руками». Дал Господь жену, дал и детей. Очень много всего дал. Благодарю Его по мере сил, но только вот иногда закрадывается мысль: а может быть все, что я мог получить на Земле, я уже получил? Может, за «рубежом» ничего уже и не дадут? Настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Донецке, протоиерей Александр Матвеев: — Пришел я к Богу уже в зрелом возрасте, через болезни и скорби. Родился и вырос в Донецке, в рабочей семье. Религиозного воспитания в семье не было, и, оглянувшись на детские и юношеские годы, не припомню случая о вмешательстве Божием в мою жизнь. Окончил школу, потом – горное училище. Немного поработал на шахте, но в основном в легкой промышленности.

http://azbyka.ru/way/put-k-bogu-uchastni...

Один старец рассказывал о Василие Великом : посетив однажды Киновию, после приличного наставления, он спросил настоятеля: «Есть ли у тебя здесь брат, который бы отличался послушанием?» – «Владыка! – отвечал настоятель, – все рабы твои и ищут спасения». Святитель Василий опять спросил его: «Есть ли кто у тебя имеющий истинное послушание?» Тогда настоятель привел к нему одного брата. Святитель Василий велел ему служить при столе. После принятия пищи брат подал ему воды умыться, а святитель Василий говорит ему: «Пойди, и я подам тебе умыться». Брат допустил Василию подать себе воды. Святитель Василий сказал ему: «Когда пойду в храм, приходи и ты: я сделаю тебя диаконом». После этого святитель Василий сделал его и пресвитером и за его послушание взял с собою в епископию. Об авве Виссарионе 1 . Авва Дула, ученик авва Виссариона, рассказывал следующее: «Шли мы однажды по морскому берегу; мне захотелось пить, и я сказал авве Виссариону: «Авва! Мне очень хочется пить». Старец, сотворив молитву, говорит мне: «Пей из моря». Вода сделалась сладкой, и я напился. После налил я воды в сосуд, на случай если бы на пути опять захотелось пить. Старец, увидев это, сказал мне: «Для чего ты налил?» Я сказал ему: «Прости мне, – как бы еще на пути не захотелось пить». Тогда старец сказал: «И здесь Бог , и везде Бог " ». 2 . В другое время была нужда Виссариону переправиться через реку Хризорою. Сотворив молитву, он перешел ее пешком и вышел на берег. В удивлении я поклонился ему и спросил: «Каково было ногам твоим, когда ты шел по воде?» Старец отвечал: «По пяты я чувствовал воду, а прочее было сухо». 3 . Некогда шли мы к одному старцу; солнце начинало заходить; старец, сотворив молитву, сказал: «Молю тебя, Господи! Да стоит солнце, пока я приду к рабу Твоему!» Так и было. 4 . В другое время я вошел к нему в келью и застал его стоящим на молитве. Руки его были простерты к небу, и он оставался в этом подвиге четырнадцать дней. После того он призвал меня и сказал: «Следуй за мной». Мы вышли и пошли в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Однажды ученики, беседуя с Господом Иисусом, спросили Его: «кто же может спастись?» И услышали в ответ: «…человекам это невозможно, но не Богу: ибо все возможно Богу» (Мк.10:27). То есть, тогда когда в своей жизни мы восстановим приоритеты и права Бога, решать вместо человека и за человека что такое добро и зло, то есть, подчинимся Воли создавшего нас, тогда Он и может начать дело нашего спасения. Читаем: «Ныне не будьте жестоковыйны, как отцы ваши, покоритесь Господу и приходите во святилище Его, которое Он освятил навек; и служите Господу Богу вашему, и Он отвратит от вас пламень гнева Своего. Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши [будут] в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию, ибо благ и милосерд Господь Бог ваш и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему» (2Пар.30:8-9). Рейтинг: 8.7 Голосов: 445 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Евгений 28 ноября 2019, 02:25 Скользкое и непонятное слово " интеллигент " имеет латинские корни и означает мыслящий или думающий. Александр 4 декабря 2015, 22:44 Василию Н. Возможно о. Олег имеет в виду то, что эти священники были модернистами и многие их " богословские " и " философские " взгляды на вопросы веры являются, по сути, ересью. Спаси Бог! Евгения 21 октября 2015, 16:51 Благодарю. Многая и благая лета Вам, отец Олег. Господи, вразуми нас, даруй время для покаяния, исправления, укрепи нашу веру. Эмигрант 19 августа 2015, 10:44 Не слишком ли крутая статья?! Впечатление странноватое. Все в печку?! Мб я не прав, но здесь какой-то соблазн. Василий Н. 18 августа 2015, 13:38 " Если человек злоупотреблял трудами таких «богословов», как о. Павел Флоренский или о. Сергий Булгаков, то он попадал в «Богородичный центр» " . Не понял, а почему слово " богословы " в кавычках? Отец Павел Флоренский и отец Сергий Булгаков и были богословами, разве нет? Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/81416.html

Ответ. Состояние безгрешности, то есть невинности (согласно святому Василию) двояко 17 . Во-первых, это добровольное удаление от грехов, то есть когда человек по собственной решимости удаляется от грехов, познав зло через опыт и долговременный навык к нему. Во-вторых, это незнание и неопытность во зле, то есть когда человек не знает зла, и совершенно не испытал его, или по причине своего возраста или по другим причинам. Невинность и безгрешность в Адаме, прежде чем он согрешил, была этого второго рода, и была соединена с полным совершенством, с врожденной праведностью, как со стороны ума, так и со стороны воли. В его разуме было заключено все знание, а в его воле – вся честность и доброта. Ибо Адам знал Бога совершеннейшим образом, (сколько в то время ему было дано, и сколько было нужно), поэтому, познав Бога, он познал все остальное через Него. На это среди прочего мы имеем такое доказательство: когда Бог привел к Адаму всех животных для того, чтобы он дал им имена, он назвал каждое своим именем. И это произошло потому, что он знал их природу – не от какого-то обучения, но потому только, что мыслил и рассуждал о Боге и Его благости. Что касается воли, то она всегда покорялась разуму, хотя всегда была свободна, и человек был властен грешить или не грешить, как говорится в Писании: «Не говори: «ради Господа я отступил»; ибо, что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: «Он ввел меня в заблуждение», ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его. Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» ( Сир. 15:11–17 ) 18 . И немного после: «Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить» (15:20). В таком состоянии невинности и безгрешности человек был подобен ангелам. Но когда, преступив [заповедь], он согрешил, то немедленно в самом раю вошел в состояние греха (τν κατστασιν τς μαρτας), и сделался смертным. Священное Писание так передает [нам это учение]: «Возмездие за грех – смерть» ( Рим. 6:23 ). И тогда он тотчас лишился совершенства разума и знания, и его воля склонилась больше к злу, чем к добру. Таким образом, по причине того, что человек сделал зло, состояние невинности и безгрешности изменилось в состояние греха, и совершенный человек был так унижен, что может сказать с Давидом: «Я же червь, а не человек» ( Пс. 21:7 ). Вопрос 24. Все ли люди подлежат этому греху?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Откровение 1. 8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Архаичные формы эволюции опираются уже на «камень раздора» генной Ынженерии. Или к стилю романтизма импровизированно присоединяются " рок технологии " способные уничтожить мир. Откровение 9, 9 На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; 10 у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев. 11 Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по- еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион. Александр 2014/03/14, 14:06:33 " а вы уверенны, что Путин или Янукович не станут святыми, или привести вам Библейские примеры кто удостаивался милости Божий!? " - Александр вы неадекватны! Вам бойкот!!! 2014/03/14, 08:38:08 Василию! Василий 1. В Донецке произошло кровавое столкновение между митингующими. У нас там РОДНЫЕ, лично мне небезразлична их судьба (дом моего родного брата это и мой дом) аналогия, а если быть точнее родство наше с Украиной это факт!? Слова А.И. Осипопова о том цитирую на нас движется колонна танков впереди женщины и дети/(на нас сказано обратите внимание и это так) сбываются у нас на глазах, к большому сожалению. Сказано уже открыто кто и с кем нас русских и евреев хочет уничтожить. Как будто впервые на Русь нападают, кстати с кем воевал Страстотерпиц Николай? Бенедикт (беня) римский папа был и им и остался ( присягали на вечность) полковник Абвера тот не только прикрывался христианством а объявлял СЕБЯ наместником Бога. Кому капитулировали Евро страны ? И кто их освобождал? Все взаимосвязано и если мы те или иные вопросы будем рассматривать не в православном и святоотеческом свете мы подвергнемся уподоблению дикарям бегающих друг за другом с палками – дико смотреть на дикость секуляризованных умов. 2. Василий а вы уверенны, что Путин или Янукович не станут святыми, или привести вам Библейские примеры кто удостаивался милости Божий!? Бытие ГЛАВА 6 7И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=1777

Очевидно, что языковые представления Прокла вписаны в строгую философскую систему позднего неоплатонизма и подчинены ее специфическим задачам. Именно этим объясняется практическое применение языка, которое обнаруживается в платонической теургии. В полемике между Евномием и Каппадокийцами вопросы языка носят более отвлеченный теоретический характер. Толкование назначения языка, предложенное Евномием, совершенно чуждо святителю Василию. В своем Слове на 32-й псалом Святитель весьма определенно парирует подобные рецидивы язычества. Он говорит, что не в словах или именах священнодействия содержится сила освящения. И тем не менее, они — слова священнодействия — называются святыми, поскольку свято и чисто всякое свойство Божие и, значит, всякое понятие о Нем 22 . В другом своем сочинении, в Правилах, кратко изложенных, Святитель утверждает, что в молитве и всяких других словах и выражениях, имеющих отношение к Богу, польза бывает только тогда, когда эти слова понятны 23 . Вместе с тем это понимание характерно не только для святителя Василия или его ближайших друзей: апостол Павел в первом Послании к Коринфянам пишет: Если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением? Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода (1 Кор 14:6,9–11,14). Природа языка обусловлена его основной задачей, которую святитель Василий раскрывает как “коммуникативную”. Язык — средство для сообщения содержания мысли тем, кто в этом нуждается. В первую очередь это касается человека: “Соз­давший нас Бог, — так начинает святитель Василий свою проповедь, шедевр гомилетики на слова из Второзакония внемли себе (Втор 15:9), — дал нам употребление слова, чтоб открывали мы друг другу сердечные совещания и чтоб каждый из нас по общительности природы передавал ближнему свои мысли, как бы из некоторых сокровищниц износя их из тайниц сердца. Если б мы жили, имея душу ничем не покровенную, то могли бы тотчас понимать друг друга по одним помышлениям. Но поскольку мысли производит в нас душа, покрытая завесою, то есть плотью, то для обнаружения сокрытого во глубине нужны слова и именования. Поэтому мысль наша, как скоро получит знаменующий ее звук, перенесясь в слове, как в ладье, и переплыв через воздух, от говорящего переходит к слушающему” 24 .

http://pravmir.ru/yazyikovoy-argument-v-...

Первые четыре заповеди учат обязанностям по отношению к Богу, и согласно Православному Исповеданию были написаны на первой скрижали (с. 231). Шесть же последующих заповедей учат обязанностям по отношению к ближнему, и были написаны на второй скрижали. Потому и Господь в Евангелии десять заповедей свел к двум – к заповедям о любви к Богу и ближнему, о которых сказал так: «Н и одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (то есть десяти заповедей) (Мф. 5, 18), – согласно Православному Исповеданию (там же) (прим. преп. Никодима). Поэтому и Господь некогда говорил о похоти: «В сякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Иногда же: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19). И Златоуст говорит, что «как пламя зажигает тростник, так и похоть воспаляет душу. И как дым ослепляет и повреждает глаз, так и похоть – ум». И снова: «Корень прелюбодейства – похоть распутства». И снова: «Поэтому не только прелюбодейство осудил (Христос), но и похоть наказал» (Слово второе о посте) (прим. преп. Никодима). Мы замечаем здесь две вещи. Первое, что кающийся не должен заучивать все прегрешения, которые мы написали, к каждой заповеди, но лишь те, которые соделал, и исповедоваться в них. И второе: несмотря на то, что все это – не смертные грехи, все-таки духовнику их нужно открывать так, как они сделаны (прим. преп. Никодима). Комментарии ( 6): Алэксандрос 10 февраля 2017г. 14:19 Δηλδη τι θλει να μας πει ο πατρ Βασιλεος; Το να καταγνεται κανες με τις εντολς του Θεο σηνανει δυτικ επδραση; Вопрос адрессован автору перевода и предисловия. Просьба ответить и по гречески. вопрос по русски " То есть что именно хочет сказать о.Василий? Усердно размышлять над Божиими заповедями-это западное влияние? " Александр 11 февраля 2017г. 00:54 Спасибо отцу Василию за перевод! Очень актуальный и полезный текст для исповедующихся. Особенно часто мы, новоиспечённые христиане Посткоммунистической

http://bogoslov.ru/article/5228649

По искренней вере и усердным их молитвам мальчик возрастал под несомненным благословением Божиим. Наставляемый своим отцом и матерью, он твердо знал, что превеликий невидимый Бог повсюду присутствует, все видит, все слышит, все знает; знает мысли и дела каждого человека. Такое понимание крошечному мальчику было дано, конечно, по благословению Господнему, что подтверждает и чудесный сон, приснившийся младенцу Василию в раннем детстве. Это был удивительный пророческий сон, ниспосланный свыше. Своим детским языком он рассказал родителям о виденном, не понимая, что это сон и не отдавая себе отчета в том, что мог бы он означать. И сразу же после этого все рассказанное ребенок позабыл, и как родители ни расспрашивали его о сновидении, оно бесследно исчезло из детской памяти. А видел он себя в этом сновидении уже «большим», в архиерейском облачении и в «золотой шапке». И стоял он в алтаре на «Горнем Месте» во время Божественной литургии, а священник, его родной отец, кадил ему как Архиерею. Сон этот по своему содержанию не только примечательный, но и пророчествующий его будущее. С другой стороны, он не менее примечателен и в отношении самих родителей, отца Димитрия и матушки Марии. Ведь это сновидение дано было не столько ему, сколько его родителям. И они это поняли и сохранили в своей благоговейной памяти сновидение ребенка в совершенной тайне от него. И только тогда, когда сон сбылся, они пересказали ему, уже бывшему в сане архиерея, детское сновидение. Причем сбылась и та подробность, что родной отец, вызванный Святейшим Синодом на хиротонию сына, принял участие в Богослужении и действительно кадил ему, стоящему на Горнем Месте. Но никто в то время еще не знал сокровенного смысла происходящего, так как сновидение не было пересказано ни самому Владыке Феофану, ни архиереям Святейшего Синода, совершавшим таинство хиротонии. Однако отрок Василий в раннем детстве особенно ничем не проявил себя пред Богом и поэтому не имел никаких заслуг пред Господом и достоинств, ради которых предвозвещалось ему быть архипастырем Церкви. За какие же заслуги дается ему этот сон – извещение? Если мы и скажем, что Господь Бог по предведению своему знает путь каждого человека, это не будет полным ответом. Ибо в этом предизбрании отражена прежде всего добродетельная жизнь его родителей. И не только родителей, но и всех предков по восходящей линии. Таким образом, по своей премудрости, Господь устроил так, что жизненный путь человека зависит не только от него самого, но и от его предков, даже и очень далеких, которых человек не знает и о которых ничего не слышал. «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Втор, 5, 9–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Под евангельскими талантами принято понимать дарования и способности человека, которые должен он приумножить и развить в своей жизни. «Зарыть талант» – значит, не суметь воспользоваться своими дарованиями, не исполнить до конца долга своего служения Богу и ближнему. Но не только способности и дарования представляются нам, братие, под талантами Евангелия. «Одному дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по силе его …» Жизненный Крест, та обстановка, которая окружает нас в нашей жизни – тоже талант, тоже что-то такое, чем должны мы воспользоваться, что должны умножить и возрастить. Господь сравнивает житейскую мудрость христианина с книжником, наученным Царству Небесному, который подобно хозяину выносит из сокровищницы своей новое и старое, т. е. умеет пользоваться всеми обстоятельствами жизни. Благополучно ли – старайся служить Богу. Скорбишь ли – не унывай. И как бы тяжела ни была та обстановка, в которой протекает жизнь христианина, какие бы черные тучи ни собирались над его головой, всегда выйдет он победителем, если сумеет до конца остаться христианином. Однажды римский правитель грозил Святителю Василию Великому конфискацией имущества, ссылкой и смертью. Святитель Василий ответил ему: я не боюсь конфискации моего имущества, потому что у меня только книги. Ссылка тоже мне не страшна, – ведь, вся земля Господня… А смерть только радость для меня, ибо соединюсь я чрез нее с возлюбленным моим Спасителем. О, если бы и мы, братие, научились не малодушествовать в постигающих нас испытаниях, а старались бы в них очистить свое сердце и приумножить те малые свои дарования, о которых совершенно забываем в обстоятельствах спокойной и благополучной жизни. Неделя 19я по Пятидесятнице: Любить ничего не ожидая ( Лук. 6:31–36 ) «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте не ожидая ничего: и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. И так будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.»

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Подобно святым Василию и Григорию рассуждает и прп. Феодор Студит (IX в.). Каждому делу своё время, соделыванию спасения время всегда. « Время всякой вещи под небом , говорит премудрый ( Еккл. 3:1 ). Время же содеванию спасения нашего всегда и везде. Ибо апостол говорит: всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите ( 1Фес. 5:16 )» Подвижнические монахам наставления, 291, п. 1]. Радость, молитва и благодарение определяют, говорит прп. Феодор Студит , наше спасение, и они пребывают в христианине всегда. Таковы святые несоглашатели с великим Соломоном, …Посох философа медленно передвигался из конца в конец. Едва заметно вслед за посохом перемещался взгляд, задерживаясь то на одном конце, то на другом. У берега Иордана учитель и ученик – Илья и Елисей. И взял Илья милоть свою (плащ), и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху ( 4Цар. 2:8 ). Как пророческим плащом ударила богооткровенная мысль философа по реке жизни, и расступился её поток туда и сюда . Теперь ищущая мысль могла пройти посуху , непроходимые воды загадок жизни расступились. И открылся тот берег, с которого огненная колесница унесла пророка на небо, а мысленная Меркаба готова открыть тайны Царства Небесного ищущему беспокойному уму. И как узнал Елисей, что дух его учителя на нём? Стал Елисей на берегу Иордана; и взял милоть Ильи, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Ягве, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешёл Елисей ( 4Цар. 2:14 ). Ты хочешь узнать, в истине ли ты, в той ли самой, что Сама Истина ( Ин. 14:6 ), с тобою ли Ягве Бог ? – ударь плащом своей мысли, и если расступятся воды туда и сюда , если соблюдено равновесие противоположностей (антиномии), то пройдёшь посуху, не утонешь. Если откажешься от тезиса или антитезиса, нарушишь равновесие антиномии, то окажешься в ереси. Воды не расступились. Двинешься мыслью вперёд – утонешь, остановишься – никогда не будешь на берегу, где огненная Меркаба и где восхождение на небо 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010