Во втором историческом известии, которое ярко характеризует Федора Сабура, содержится выражение, ставшее пословицей, – «Бог в кике». Что это значит, сейчас разберемся. В начале XV века к московским князьям приехал служить представитель литовской династии Гедиминовичей Патрикей Наримунтович. В 1418 году великий князь отдал за его сына Юрия Патрикеевича свою родственницу (по одним источникам – сестру, а по другим – дочь), и, таким образом, породнившись с Рюриковичами, родоначальник князей Патрикеевых занял очень высокое место при дворе – выше, чем дяди Федора Сабура Константин Шея и Иван Дмитриевич. На свадьбе Юрия Патрикеевича они сидели «ниже», то есть дальше от великого князя. Но когда старший брат Юрия Патрикеевича Федор захотел так же, как и молодой муж, сесть поближе к Василию I, то Федор Сабур не дал ему этого сделать. Федор Патрикеевич сказал Федору Сабуру: «Посядь брата моего меньшего, князя Юрия Патрикеевича», то есть после него. Но Федор Сабур ответил ему: «У того Бог в кике, а у тебя Бога в кике нет», – и сел перед ним . Здесь, кстати, перед нами наглядная иллюстрация к евангельским словам Христа: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: “уступи ему место”; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место» (Лк. 14: 8–9). Именно отсюда пошло и слово «кичливость»: «кичиться» значит «излишне гордиться своей кичкой», то есть в данном контексте – женой, удачным браком. Что такое кика (кичка)? На Руси принято, чтобы замужние женщины носили повойник. Да, именно так: «принято» – в настоящем времени, так как в старообрядческих и единоверческих семьях это по сию пору реальная традиция. Так вот, повойник – это упрощенная форма кики. То есть когда Федор Сабур говорил о том, что у Юрия Патрикеевича «Бог в кике», он имел в виду, что Бог благословил его через брак с представительницей рода Рюриковичей. А брат Юрия был женат на женщине более простого происхождения, поэтому ему указали его место.

http://pravoslavie.ru/58026.html

Возникает вопрос: дала ли Сергиева община что-либо новое по сравнению с предшествующими ей общинами? Преподобный Кассиан, обсуждая устройство общежития, указывает: «Цель общежития состоит в том, чтобы умертвить и распять свою волю и по спасительной заповеди о евангельском совершенстве не иметь никакой заботы о завтрашней дне ( Мф.6:34 )» (11, с. 521). «Наше самоотвержение есть не что иное, как духовное умерщвление и образ Распятого» (11, с. 43). Святой Василий Великий , говоря в 7-й главе пространных правил о выгодах общежития, отмечает, что «если мы все между собою члены одного тела – Церкви, которой глава – Христос, то в совокупном согласном действовании всех членов лучше выполняются все обязанности [...]. В Церкви сообщаются многим разные дарования Святого Духа на общую пользу ( 1Кор.12 ), а в одиночестве никто не может иметь все дарования, нужные для духовной жизни, некому послужить ими, и дар остается бесполезным» (11, с. 520). Итак, по преподобному Кассиану, христианскую общину скрепляет уничижение себя, Крест; по святителю Василию Великому – взаимное служение друг другу, Церковь . Деятельность Преподобного Сергия указывает нам на еще одно начало, крепящее христианскую общину, – любовь, открывающуюся в образе Пресвятой Троицы. В чем смысл христианского общежития? В том, что христиане, живущие вместе, имеют все общее: имущество, скорби, радости, они имеют общую любовь. Но в мире царствует грех , смертоносное разделение. Как же Преподобный Сергий увидел, что люди могут, живя совместно, осуществить Господню заповедь о любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 )? Преподобный Сергий взял образ Евангельской любви из другого мира, из мира Божественного. Он усмотрел образ любви в жизни Пресвятой Троицы, в той жизни, где Отец, и Сын, и Дух Святой едины, где действует общая благодать, где действует общая Божия любовь о роде человеческом. Вот поэтому обитель Сергиева и была названа в честь Пресвятой и Живоначальной Троицы. Потому-то «в похвалу Преподобного Сергия» один его ученик, преподобный Никон, строит церковь во Имя Пресвятой Троицы, а другой ученик, преподобный Андрей Рублев, пишет чудотворную икону Пресвятой Троицы по канону, неизвестному дотоле, т. е. явленному. Троицкая обитель времени Преподобного Сергия была новой, особой ступенью в развитии христианского общежития.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Гений и злодейство Две вещи несовместные. Рейтинг: 5.9 Голосов: 174 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галия Хабибуллина 29 апреля 2019, 03:18 " Ну а кто слушает музыку Сальери, тот знает, что она не менее гениальна, чем у самогО Моцарта " . Не соглашусь. Сальери был модным и коммерчески успешным композитором, но его творчество - несравнимо с гением Моцарта. Музыка Сальери - забыта и не имеет ни художественной, ни исторической ценности. Я сама из любопытства брала ноты и играла его музыку. Скучно, устарело, вторично, без искры Божьей. А Моцарт - гениален в каждом произведении, в каждой ноте. Василий Н. 3 ноября 2014, 21:30 Добавлю еще: согласен с Андреем. Елена 2 августа 2014, 08:52 Ответ,наверно, такой, что те,кто по христиански переносят выпавшие испытания,будь то блага или скорби, увенчиваются в вечности. Василий Н. 10 июня 2014, 10:11 Это произведение - о зависти. И революция здесь ни причем. Jana_W 10 июня 2014, 00:55 Сальери не был отравителем,об этом говорят исследователи, которые считаются серьезными экспертами. Ну а кто слушает музыку Сальери, тот знает, что она не менее гениальна, чем у самогО Моцарта. Дело в том, что художественный образ, созданный А.С. Пушкиным, имеет право на самостоятельное существование, без намека на реальную персону Сальери. Как-бы, " собирательный " образ. И да, революции делаются при помощи манипуляции сознанием масс, а именно, с помощью разжигания чувства ЗАВИСТИ.Спасибо Автору! диакон владимир Василик 8 июня 2014, 21:04 Василию Н. Этот ответ есть уже в 72 псалме. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! 2А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои,- 3я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, 4ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; 15Но если бы я сказал: " буду рассуждать так " ,- то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. 16И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, 17доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

http://pravoslavie.ru/71311.html

Говоря, что Ангелы являются “не таковыми, каковы они суть”, преп. Иоанн Дамаскин, конечно, не противоречит св. Василию, который учит, что Ангелы появляются “в образе собственных своих тел”. Оба эти высказывания верны, как можно видеть из многочисленных описаний явлений Ангелов в Ветхом Завете. Так, Архангел Рафаил в течение нескольких недель был спутником Товии и никто ни разу не заподозрил, что это не человек. Однако, когда Архангел в конце открылся, он сказал: Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил, – только взорам вашим представлялось это (Тов. XII, 19). Три Ангела, явившиеся Аврааму, также казались ядущими, и о них думали, что это люди (Быт. XVIII и XIX). Сходным образом св. Кирилл Иерусалимский в своих “Катехизических словах” поучает нас об Ангеле, явившемся Даниилу, что “Даниил при виде Гавриила содрогнулся и пал на лицо свое и, хоть он и был пророк, но не осмелился ответить ему, пока Ангел не превратился в подобие сына человеческого” (“Катехизические слова”, XI, I). Однако, в книге Даниила (гл. X) мы читаем, что даже при первом своем ослепительном появлении Ангел имел человеческий облик, но только такой яркий (лице его как вид молнии, очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь), что он был невыносим для человеческих глаз. Следовательно, внешность Ангела такая же, как и у человека, но поскольку ангельское тело нематериально и само лицезрение его огненного ,сияющего явления может ошеломить любого человека, все еще пребывающего во плоти, явления Ангелов по необходимости должны быть приспособлены к взирающим на них людям, представляясь менее сияющими и внушающими страх, чем это есть на самом деле”. Что же касается человеческой души, то блаженный Августин учит, что, когда душа отделяется от тела, сам человек, с которым происходит все это, хотя только в духе, а не в теле, видит себя все столь же похожим на собственное тело, что он вообще не может увидеть никакой разницы” (“О Граде Божием”, кн. XXI, 10). Эта истина теперь была многократно подтверждена личным опытом тысяч людей, возвращенных к жизни в наше время.

http://pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad...

– Да не возвратится раб Твой, Владычица, постыженный и поруганный от Тебя, – умолял я Заступницу усердную. – У тебя в келье Мой враг, как же ты просишь Меня войти? – ответила мне Богородица и стала невидима. Проснувшись, я начал плакать и скорбеть, но поскольку никого другого в моей келье не было, то задумался, не погрешил ли я чем в мыслях против Пречистой, за что Она и отвратилась от меня. Однако ничего не находил, и продолжал пребывать в недоумении и скорби. Чтобы утешиться, я стал читать книгу Исихия, пресвитера Иерусалимского , которую некоторое время назад попросил у него. В конце этой книги я обнаружил два богохульных слова нечестивого Нестория. Вот тогда я понял, что он и есть враг Богородицы, который был в моей келье. – Брат, возьми свою книгу, ибо я получил от нее больше вреда, чем пользы, – сказал я отцу Исихию. Когда тот узнал причину, ибо я рассказал ему о видении, он исполнился Божественной ревности и в тот же час вырвал из книги те два богохульных слова и сжег их, чтобы и в его келье не было врага Владычицы нашей Богородицы. «Только одному Богу свойственно быть безгрешным и свободным от всякой страсти», – пишет Григорий Богослов в надгробном слове Василию Великому , поэтому мы не должны замалчивать здесь о грехе великого Кирилла Александрийского . Угодники Божии, какими бы святыми они не были, как и все люди подвержены человеческой немощи и каким-то небольшим страстям. Свою страсть святитель исправил удивительным образом. Поскольку великий Кирилл был племянником патриарха Феофила, врага Иоанна Златоуста , он поверил в истинность ложных обвинений против святителя не по злобе, но по простоте: «незлобивый муж… верит всякому слову» ( Притч. 14:15 ) и у него сложилось недоброе предубеждение против божественного отца нашего Златоуста. Он гневался на него не только при жизни архипастыря, но и после его смерти, и не хотел, как это обычно принято, поминать в диптихах среди прочих благочестивых патриархов блаженного Иоанна. Следующий после Арсакия предстоятель Константинопольской Церкви Аттик написал Кириллу, что он и сам был врагом Златоуста, но потом, размышляя, понял, что тот святой муж был невиновен, поэтому раскаялся, сопричислил святителя со святыми, неукоснительно стал поминать почившего, и по-братски советовал Папе и патриарху Александрийскому поступить таким же образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Две книги индейской богословии, посланы в канцелярию правления академического, для доставления вам, и вам можно будет под печатью академии, прислать на имя правления семинарского деньги за них, ибо тут дело казенное. Прошу вас покорнейше известить меня, как скоро узнаете что-нибудь достоверное об увольнении меня от должностей общественных. 185 Я, слава Богу, спокоен в сем пункте. Лихорадка по обычаю ко мне стала привязываться, а я учусь бодриться перед ней, по примеру отца Ливерия. Простите, почтеннейший Федор Александрович! Засвидетельствуйте глубочайшее почтение мое к его высокопреподобию Василию Ивановичу. 186 Я упадаю как-то в духе, когда мне правят поклоны от его имени. 1824 г., июля 22 дня. 187 32 188 Иегова дал, Иегова взял, да будет имя Иеговы благословенно! Сим веселящим сердце вином, без сомнения, многократно уже услаждал ты, возлюбленный о Господе Федор Александрович, горесть разлуки с матерью детей твоих... Но прими, незабвенный мой, сие священное, утоляющее печаль, питие и от моей недостойной руки. Помнишь, каким приветом провожал я тебя, вступавшего на стезю жизни супружеской? «Призови», – писал я словами Григория Богослова , – «призови Господа Иисуса на брачное торжество». Иисус Христос есть Тот же вчера и сегодня, и во веки. И жизнь христианина – есть единое торжество, при всех изменениях временного и видимого, та же вечная жизнь во Христе вчера, и сегодня и во веки, при всем разнообразии видов свои. И Тот же Иисус Христос, Который безмолвным словом своим претворил воду в вино на браке, и самым уже присутствием своим вливал в души, Ему открытые, мир свой, и радость свою. Тот же Иисус Христос, Который радовался с радующимися, плачет с плачущими сестрами Лазаря, Марией и Марфой, и говорит: «Я есмь воскресение и жизнь, и верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет во век». И сказал: «Где вы положили его»? Говорят Ему: «Господи! Пойди и посмотри». Иисус прослезился. Он есть единство, и потому что Он ни делает со Отцом и Святым Духом, все то единство разнообразное и прекрасное. Если в Кане Галилейской Он положил начало чудесам, то воскресение Лазаря было продолжением явлений славы Его в человечестве, которым не будет конца. И как там благословлял Он жизнь человека в исходах ее, так и здесь показывает, что Он есть наш Бог Спаситель, и что во власти Его, как истинного Иеговы Господа, во власти Его исходища смерти, что после того, как Он своей смертью сокрушил имеющего державу смерти, т. е. диавола, для верующих в Иисуса Христа уже не существует смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Доказательство десятое Стефан, умирая, видел отверстые Небеса, славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Отца. Увидев это, первомученик понял, что это для него отверсты Небеса и что Господь хочет принять его в Небесную славу. Поняв это, страдалец воскликнул: Господи Иисусе, прими дух мой ( Деян. 7, 59 ). Доказательство одиннадцатое Душам мучеников даются белые одежды, которые знаменуют Небесную славу душ ( Откр. 6, 11 ). Повторно святые получат белые одежды, восстав из мертвых, то есть, получат славу небесную и телу. Такое толкование дает святой Андрей Неокесарийский вместе с другими святыми Отцами. Доказательство двенадцатое Облеченные в белые одежды (…) Это те, которые пришли от великой скорби они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его ( Откр. 7. 13–15 ). Из этого ясно, что они на Небесах и наслаждаются видением Бога. Что же еще может означать пребывание пред престолом Божиим, если не видеть Бога и насыщаться этим видением. Глава 2. Твердость камня веры от свидетельств Богодухновенных Святых Отцов Святой Афанасий, описывая житие Антония Великого , говорит, что святой Антоний, видел душу преставившегося аввы Аммона, которая возносилась на Небо в окружении Ангелов. Смотри житие Антония Великого , 17 января. Василий Великий в беседе на Сорок мучеников говорит: «Прехвальные мученики, вас не утаила земля, но приняло Небо, и отверзлись вам райские двери». Также и святой Дамаскин, следуя Василию, слагает об этом церковные песнопения. Григорий Богослов говорит следующее: «Да усвоятся слова мудрых о том, что всякая добрая и боголюбивая душа, освобождаясь от тела, с которым она связана, тотчас, чувствуя и видя ожидаемое благо (пребывая как бы в тумане и ожидая света, или даже не знаю, как правильно сказать), наслаждается некоей чудесной сладостью, и радуется, и весело шествует к своему Владыке, вырвавшись из уз тяжелой земной жизни и сбросив связывающие крылья путы, и ожидая предстоящего блаженства. Несколько позже она соединится и со сродной плотью, отданной землей, что произойдет чудесным образом, так, как ведомо только Богу, и разделяющему, и связующему, она получит Небесную славу». Смотри «Точное изложение Православной веры», издание Московское, лист 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Зададимся вопросом, знаем ли мы каноны и как мы их соблюдаем и храним? В святых канонах определены нормы церковной жизни, они являются именно тем церковным Преданием, которое необходимо хранить, по святому Василию, «чтоб не повредить Евангелию в самом главном и не оставить от апостольской проповеди пустое имя без содержания». Каноны определяют строй и управление Церкви, лечат появившиеся в церковной жизни грехи, ошибки, отступления, злоупотребления, лечат души верующих, предохраняют их от впадения в большой грех . Предохраняют от массового отступления от Бога. «Ибо у Бога и приявшего пастырское водительство все попечение о том, дабы овцу заблудшую возвратити, а уязвленную змием уврачевати» (Правило 102 VI Вселенского Собора). Только богоносные Святые Отцы могли создать четкое мировоззрение Церкви, и да задумается тот, кто осмелится посягнуть на святые правила канонов так, как это делают современные духовные вредители, претендующие на ученость. Канон есть не что иное, как связывающее звено Церкви-организма с Церковью-организацией. Они не дают Церкви обмирщиться, отступить до необратимого. Священник должен вести жизнь по закону Божьему Жизнь священнослужителей и монахов, и даже регентов и дьяконов, должна быть образцовой, соответствовать закону Божьему как на словах, так и на деле. Если простые люди или образованные граждане увидят своего священника в кофейне, в окружении азартных игроков или нецензурно бранящихся, а может быть, даже пьющего вино в такой компании, не будут ли они шокированы? И через него погибнут его слабые братья, как говорит апостол Павел (см. 1Кор.8:11 ). Поэтому, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте… то исполняйте, – и Бог мира будет с вами ( Флп.4:8–9 ). Конечно, это касается каждого христианина, а не только церковного клира. Однако, сие абсолютно необходимо для тех, кто по собственному выбору посвятил себя на служение святым ( 1Кор.16:15 ). Весь внутренний пыл священнику нужно тратить лишь на духовность

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Знание Бога из дел творения в свою очередь разделяется на два вида по линии чувственное — умопостигаемое, или бестелесное, как древние часто определяли ноуменальное 10 : 1) по­зна­ние чувственного – рассмотрение природы, окружающего человека ми­ра и его собственного физического устройства (ср. Рим 1:19–20 – Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы); 2) познание умопостигаемого – рассмотрение человеческой души, созданной по образу и подобию Божию (Быт 1:26 – …сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему). Для постижения таких различных пластов бытия, как чувственное и умопостигаемое, человек обладает способностями чувственного и умного восприятия. Ва­силий пишет: “…двояка способность восприятия: физическим зрением мы наблюдаем видимое, а интеллектуальными способностями души мы обращаемся к изучению бестелесного” 11 . О втором роде познания – постижении умопостигаемого – среди предшественников Святителя говорит Ориген: “умопостигаемое нужно исследовать не телесным чувством, но каким-то другим, которое называется Божественным чувством” 12 . Начнём с вопросов чувственного восприятия. Всякий раз, когда святитель Василий обращается в своих сочинениях и проповедях к сотворённому миру, он преследует одну-единственную цель – познание Бога и приведение к богопознанию своих слушателей и читателей. В своём последнем большом произведении – Толкованиях на Шестоднев – он рисует христианскую картину творения и бытия мира. О значении этого сочинения говорит хотя бы тот факт, что вскоре после его появления современник Василия святитель Амвросий Медиоланский предпринимает переложение Шестоднева Василия на латинский язык с весьма незначитель­ными собственными дополнениями. В течение многих веков многочисленные византийские авторы в подражание святителю Василию составляли свои Шестодневы. О распространённости Шестоднева Василия говорит также богатая рукописная традиция, изученная европейскими учёными Э. Ама­ном де Мендьетта и Стигом Рудбергом 13 .

http://pravmir.ru/vasiliy-velikiy-o-pozn...

Знание Бога из дел творения в свою очередь разделяется на два вида по линии чувственное – умопостигаемое, или бестелесное, как древние часто определяли ноуменальное 10 : 1) познание чувственного – рассмотрение природы, окружающего человека мира и его собственного физического устройства (ср. Рим. 1:19–20 – Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы); 2) познание умопостигаемого – рассмотрение человеческой души, созданной по образу и подобию Божию ( Быт. 1:26 – …сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему). Для постижения таких различных пластов бытия, как чувственное и умопостигаемое, человек обладает способностями чувственного и умного восприятия. Василий пишет: «…двояка способность восприятия: физическим зрением мы наблюдаем видимое, а интеллектуальными способностями души мы обращаемся к изучению бестелесного (τ θεωρ τν σωμτων)» 11 . О втором роде познания – постижении умопостигаемого – среди предшественников Святителя говорит Ориген : «умопостигаемое нужно исследовать не телесным чувством, но каким-то другим, которое называется Божественным чувством (sensus divinus)» 12 . Начнём с вопросов чувственного восприятия. Всякий раз, когда святитель Василий обращается в своих сочинениях и проповедях к сотворённому миру, он преследует одну-единственную цель – познание Бога и приведение к богопознанию своих слушателей и читателей. В своём последнем большом произведении – Толкованиях на Шестоднев – он рисует христианскую картину творения и бытия мира. О значении этого сочинения говорит хотя бы тот факт, что вскоре после его появления современник Василия святитель Амвросий Медиоланский предпринимает переложение Шестоднева Василия на латинский язык с весьма незначительными собственными дополнениями. В течение многих веков многочисленные византийские авторы в подражание святителю Василию составляли свои Шестодневы. О распространённости Шестоднева Василия говорит также богатая рукописная традиция, изученная европейскими учёными Э. Аманом де Мендьетта и Стигом Рудбергом 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010