контексте использовались образы греч. и рим. богов или сцены из их жизни. В это время появилось множество разнообразных бронзовых, стеклянных и глиняных осветительных приборов: хоросов и канделябров, лампадофоров в виде базилики, лампад и ламп с полным набором изображений, встречающихся в живописи катакомб. Появились и композиции, известные только на щитках ламп: Христос над аспидом и василиском; лучи в окружении греч. надписи: «Свет Христов просвещает всех»; композиция, соединяющая черты конструкций погребального сооружения и крещальни, означавшая, что принимающий Крещение умирает как язычник, но воскресает к новой жизни как христианин. Лампы являлись носителями определенной символики, поскольку ассоциировались с источником невещественного света («Ты, Господи, светильник мой» (2 Цар 22. 29), «Слово Твое - светильник ноге моей» (Пс 118. 105), «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику» (2 Петр 1. 19)). Изделия из серебра в ранневизант. период изготовлялись преимущественно в крупнейших городах империи - Александрии, Антиохии, К-поле, в т. ч. расположенных на побережьях Эгейского и Мраморного морей. Со времени экономической реформы имп. Анастасия I (491-518) серебро, вышедшее из столичной придворной мастерской, имело ставившиеся в процессе работы пробирные знаки, подтверждавшие высокую пробу металла. В клейма, их, как правило, было 5, включали монограммы имени правившего императора, а также комита «священных щедрот» - чиновника, отвечавшего за качество серебра. Подобная система апробирования действовала в К-поле до кон. VII в., и все изделия с т. н. клеймами имп. типа имеют точные даты их изготовления (с точностью до года, если известно время пребывания в должности конкретного комита). Свои клейма имели Антиохия, Никомидия, Наисс и Карфаген. Согласно данным письменных источников, мастерские барбарикариев (ремесленников, владевших приемами художественной обработки металла) существовали при созданных имп.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Аркадий объявил Гайну врагом отечества и повелел столичным жителям истреблять варваров без всякой пощады. До 7000 Скифов укрылось в церкви, уступленной им Златоустом, в надежде здесь, в святом месте, найти безопасность. Но римляне подожгли храм и Готы или сгорели, или были перебиты 470 . С намерением повторить в Азии тоже, что было недавно учинено Тригибильдом, Гайна, с остатками своих воинов и толпами новых к нему перебежчиков из варваров, хотел перейти туда. Но в битве на Геллеспонте с верным Феодосию и Аркадию скифом – язычником Фравитою потерпел полное поражение, при чем целые тысячи Готов были загублены еще раз 471 . Тиран снова ринулся во Фракию, но не нашед здесь опоры ни в ком и ни в чем, с горстью приверженцев бежал за Истр, где погиб в стычке с гуннским царём Ульдесом 472 . Желая сделать угодное Аркадию, дикий Ульдес прислал посоленную голову бунтовщика в Константинополь 473 , со всею торжественностью отпраздновавший наконец избавление от грозившей ему страшнейшей опасности (401 г. в январе) 474 . Рассказ, сейчас представленный, убеждает сам собою в каком громадном множестве истреблено было Фракийских Вестготов при неудачном восстании их главного предводителя, честолюбивого Гайны. Оставшиеся потеряли на Востоке всякое политическое значение. Лишенные энергичных представителей, они мало по малу примыкают к господствующему населению Империи, сливаясь с ним и по вере, по нравам и обычаям жизни. Те же, которые упорно держались своей национальности, естественно не захотели опустить благоприятного для себя времени, чтобы соединиться и слиться с Остготами Теодориха Триариева и Теодориха Великого, когда последние при императорах Зеноне и Василиске, до воцарения Анастасия, полновластно господствовали в северных и средних частях Балканского полуострова. Исчезли и малые Готы, хотя за недостатком исторических сведений, с определенностью нельзя сказать, когда и при каких обстоятельствах. Указывают, что часть из них ушла еще с Атаульфом, который привел подкрепление из варваров для находившегося уже невдалеке от Рима своего родственника Алариха 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Искателей чудесного манит самая неизвестность искомого, и оттого они так часто сами не знают, куда идут и чего ищут. Преклонение перед мудростью «незнания» составляет неожиданную черту сходства между философией Сократа и сказкой всех народов. Неизвестное есть вместе с тем и дальнее; неудивительно, что для обозначения отдаленности «иного царства» в сказке имеется множество образных выражений. Оно называется то «тридесятым», то «трехсотым» государством. По одной версии, ехать туда нужно «тридцать дней и тридцать ночей» 49 по другой, «кривой дорогой три года ехать, а прямой – три часа; только прямо-то проезду нет» 50 . Туда устремляется вихрь, заносивший «неведомо куда» 51 . Поэтому на вопрос: «сколь далеко до нового царства», южный ветер отвечает: «пешему тридцать лет идти, на крыльях десять лет нестись, а я повею – в три часа доставлю» 52 . Есть и другие, еще более образные обозначения этого расстояния. Искомое царство от нас «за тридевять земель»; это тот «край света, – где красное солнышко из синя моря восходит»; и от того-то обитательница этого чудного предела земли – вещая невеста Василиса Премудрая, испытывает тоску по синему морю, когда попадает в наши края 53 . Воображению, поднявшемуся над житейским к магическому, «иное царство» вообще рисуется как светлая солнечная полоса за горизонтом, «страна, где ночует солнце». У Костомарова передается рассказ южнорусской сказки о том, как ездил Ивась в терем солнца, построенный над синим морем, и спрашивал: зачем оно три раза переменяется. Солнце отвечало: «Есть в море прекрасная Анастасия; когда я восхожу утром, она брызгнет на меня водою – я застыжусь и покраснею; потом, поднявшись на высоту, я посмотрю на Божий свет – и мне станет весело; а вечером, когда я захожу, Анастасия снова брызнет на меня морскою волною – и я опять покраснею» 54 . Влечение к пределу, где кончается земля и начинается чудесная солнечная сторона – свойственно не одной только русской сказке, а сказке всех времен и всех народов. Исследователи, разумеется, имеют основания находить в этом образе «иного царства» остаток древнего солнечного мифа. Но нас интересует здесь не солнечное происхождение сказочных образов, а та непреходящая, человеческая их сущность, благодаря которой народная фантазия хранит и бережет их в течение многих веков после утраты веры в божественность солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Эфир 10.09.2023». Для будущих родителей Ромы и Василисы: 8(347)279-91-84 — Управление по опеке и попечительству города Уфы. Фото. - С.50-51. Полезные рассказы (Для детей от 9 лет) Чтобы дети полюбили чтение, с ними надо читать. Но что именно? Какие книги увлекут ребенка? Какие книги он не сочтет нудными? Мы предлагаем произведения, рекомендованные книжными экспертами «Фомы» - литературоведами, писателями, учеными. И конечно, опытными родителями. Джеймс Хэрриот. «И всех их создал Бог» /Представляет Виталий Каплан. Ил.: Обложка книги//Фома. - - ноябрь2023. – С.51. – (раздел « Люди »,  рубрика « У вас будет ребенок. Полезные рассказы »). Джеймс Хэрриот (1916–1995) — известный английский писатель, а еще — ветеринар, работавший в сельской местности на севере Англии, в Йоркшире. Он довольно поздно, уже после пятидесяти лет, начал писать, и писал он в основном о своей работе с животными. Будни сельского ветеринара — истории о заболевших коровах и лошадях, свиньях и собаках с кошками. И разумеется, об их хозяевах. Эти короткие рассказы проникнуты огромной любовью и к животным, и к людям. А к тому же это просто великолепно написано — легкий слог автора пронизан тонким юмором, но вместе с тем проза Хэрриота глубоко психологична. Ведь когда он пишет о животных, все равно фоновыми героями оказываются люди. Очень разные — суровые и веселые, отзывчивые и равнодушные, открытые и подозрительные. А к тому же — сам автор, тот «я», от лица которого написаны все эти рассказы. Хэрриот не писал специально для детей, однако дети неизменно, на протяжении нескольких поколений (точнее, с 70-х годов прошлого века) с увлечением читают его книги. Там для них есть всё: увлекательный сюжет с непредсказуемыми поворотами, трогательные истории животных, юмор и доброта по отношению ко всем творениям Божиим. Анастасия Захарова. «После встречи с этим Божиим человеком мы с мамой плакали». Непридуманная история из русской глубинки. Рисунки Ксении Вязовой. Фото // Фома. - — ноябрь 2023. - С.52-55. - (раздел « Люди »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

Жил он в холе и вечно был надут спесью. (33) Но поскольку он был тогда женихом внучки жены Велисария Антонины, наказать его или отрешить от должности василиса никак не желала, хотя и видела, что Ливия неуклонно катится к гибели. И воистину, и она, и василевс оставили безнаказанным брата Сергия Соломона, совершившего убийство Пегасия 71 . В чем тут было дело, я сейчас расскажу. (34) После того, как Пегасий выкупил Соломона у левафов и варвары удалились восвояси, Соломон с выкупившим его Пегасием и немногими воинами отправился в Карфаген. В дороге Пегасий, заметив, что Соломон совершил какую-то несправедливость, сказал ему, что ему следовало бы помнить, как его самого еще недавно Бог вызволил от врагов. (35) Тот, в гневе за упрек в том, что он попал в плен, тут же убил его, воздав ему подобным образом за свое спасение. (36) Когда же Соломон явился в Визáнтий, василевс снял с него обвинение в убийстве под тем предлогом, что он убил изменника Римской державы, (37) и снабдил его грамотой, обеспечивающей ему безопасность. Избежав таким образом кары, Соломон с радостью отправился на Восток, чтобы навестить родные места и родичей. (38) Однако в пути его постигло наказание Господне, и он покинул этот мир. Вот чем кончилось дело между Соломоном и Пегасием. Глава VI А теперь я примусь за рассказ о том, что за люди были Юстиниан и Феодора и каким образом они погубили дела римлян. (2) В то время как в Визáнтии власть автократора находилась в руках Льва 72 , трое юношей-крестьян, родом иллирийцев, Зимарх, Дитивист и Юстин из Бедерианы 73 , чтобы избавиться от нужды и всех сопутствующих ей бед, с которыми им вечно приходилось бороться дома, отправились на военную службу. (3) Они пешком добрались до Визáнтия, неся за плечами козьи тулупы, в которых у них по прибытии в город не находилось ничего, кроме прихваченных из дома сухарей 74 . Занесенные в солдатские списки, они были отобраны василевсом в придворную стражу, ибо отличались прекрасным телосложением. (4) Впоследствии Анастасий, перенявший царскую власть, начал войну с народом исавров, поднявшим на него оружие 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/tajnaja-isto...

(37) Ибо они тотчас же решили породниться друг с другом, и единственная дочь Велисария Иоаннина была просватана за внука василисы Анастасия 50 . (38) Велисарий хотел вновь получить прежнюю должность и, будучи назначенным стратигом Востока, снова повести римское войско против Хосрова и мидийцев, но Антонина этого никак не позволяла, утверждая, что в этих местах она испытала от него столь сильные оскорбления, что не желает их больше видеть. (39) Поэтому Велисарий, назначенный главой конюшен василевса, во второй раз был послан в Италию. При этом, как говорят, он обещал василевсу, что никогда не потребует денег для ведения этой войны, но все военное снаряжение для нее оплатит из собственных средств 51 . (40) Все подозревали, что Велисарий уладил дела с женой таким образом, как об этом сказано, и пообещал василевсу относительно войны то, что я изложил, единственно из желания избавиться от необходимости пребывания в Византии, и что как только он окажется за стенами города, он немедленно возьмется за оружие и замыслит нечто благородное и достойное мужчины как по отношению к своей жене, так и по отношению к тем, кто чинил ему насилие. (41) Он, однако, не придав никакого значения тому, что произошло, совершенно забыл и презрел клятвы, данные им Фотию и другим близким, и следовал за женой, нелепым образом охваченный страстью к ней, хотя ей было уже шестьдесят лет. (42) Когда, однако, он оказался в Италии, он каждодневно терпел неудачи, поскольку Бог был явно против него. (43) Прежде то, что этот стратиг задумывал в борьбе против Теодата и Витигиса 52 , по большей части имело успешное воплощение, хотя казалось, что его планы плохо согласовывались с обстоятельствами. Позже, однако, несмотря на то, что, казалось, планы его стали много лучше, ибо он приобрел опыт в ведении войны, исход их оказывался для него несчастливым, что привело к убеждению в безрассудности большинства его действий. (44) Таким образом ясно, что дела человеческие управляются не людскими помыслами, а Божьим соизволением, которое люди обычно называют судьбой, не ведая, почему события происходят так, как они им видятся.

http://azbyka.ru/otechnik/6/tajnaja-isto...

418. Бельская, княгиня Мареа Васильевна, жена боярина князя Ивана Дмитриевича Бельского, единственная дочь боярина князя Василия Васильевича Шуйского, прозванием Немый, от брака с Анастасией Петровной ), дочерью Петра Кайдакула Ибрагимовича, царевича казанского, внукой, по матери, Евдокии 714), Ивана III Васильевича, великого князя московского 95). – О времени и месте её рождения сведений нет; лишилась отца в октябре 1538 г.; выдана царем Иваном IV Грозным 96), своим двоюродным дядей, за князя Бельского, 8 ноября 1555 г,; прижив, в этом браке, сыновей: Василия, Ивана, Федора и дочь Анастасию, умерших в младенчестве, да дочь Анну, бывшую неизвестно за кем, овдовела 24 мая и ум. 2 октября 1571 г. – Тело её погребено в суздальском Рождество-Богородицком соборе. 419. Василисса Васильевна 419. Василисса Васильевна, третья из четырёх дочерей Василия Дмитриевича, великого князя московского, 45), от брака с Софией Витовтовной, в иночестве Евфросинией, княжной литовской 180), жена; в первом браке – Александра Ивановича Брюхатого, князя Суздале-нижегородского 245), с 1417 г.; во втором – Александра Данииловича Взметня, князя суздале-нижегородского 237), с 1418 г. Ум. неизвестно где, до 1440 г., оставив, от первого брака, сына Семена ). Никаких других сведений о ней нет. 420. Василисса Ивановна 420. Василисса Ивановна, в иночестве феодора, жена Андрея Константиновича, князя суздале-нижегородского 328). Дочь – если верить её «Житию» – киевлянина Ивана Киасовского, оть брака с Анной, известной только по имени, причтенная православной церковью к лику святых. – Род. в Твери, в 1329.; вышла за князя Андрея, в 1353 г.; основав «при князи своем» Зачатейский монастырь в Галиче-костромском (упраздненный с 1764 г.), овдовела бездетной, в 1365 г.; раздав, всё имущество на церкви и нищим, а слуг и рабов отпустив на волю, постриглась в своем монастыре, с именем Феодоры, в 1369 г.: «живяще же – повествует летопись – в молчании, тружаяся рукодельем, поклоны творя, молитвой и слезами, стоянием нощным и неспанием, многажды и всю нощь без сна пребывая, овогда через день, овогда через два, иногда же и пять дней не идя, в мовню (баню) не ходя, в срачице (сорочке) не ходя, но власяницу на теле своем нося, пива и меду не пия, на пирех и в а свадьбах не бывая, из монастыря не исходя, злобы ни на коего же не держа, ко всем любовь имея», ум. в Галиче, в 1377 г. Тело её погребено там же, в бывшем Зачатейском монастыре, но могила не указывается. 421. Василисса Семеновна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Аммон, или Аммун, преп. Нитрийский, преставившийся около 350 года. 4 окт. Аммон, или Амой, преп. Египетский, современник Арсения Великого. Субб. с. Аммун диакон, муч. Ираклийский при Ликинии, с 40 девами постницами. 1 сент. Аммун, или Аммон, преп. Нитрийский, ум ок. 350. 4 окт. Амонит, муч. Мелитинский при Диоклетиаие, с Иероном и др. 7 ноября. Амос пророк. 15 июня. Амплий. ап. из 70, со Стахием и др. 31 окт. Амфилохий воИн.муч. Иллирийский при Адриане, с Филитом синклитиком и др. 23 марта. Амфилохий, еп. Иконийский, отец церкви 4 века. 23 ноября. Амфиан и Едесий мучч., ученики муч. Памфила, из коих первый пострадал в Кесарии, ок. 306 г. от Урбана, второй – в Александрии от Иерокла. 2 апр. Анания, из числа трех отроков, с Даниилом прор. 17 дек. Анания, ап. из 70. 1 окт. Анания, пресвитер, муч. Финикийский, с Петром, темничным ключарем, при Диоклетиане. 26 янв. Анания пресвитер, муч. Персидский 341 г., с Симеоном еп. 17 апр. Анания Персянин, из Арвила. 1 дек. Анастасий, муч. Египетский, с Иулианом и Василиссой ок. 285 года. 8 янв. Анастасий муч. 5 дек. Анастасий муч. 25 окт. Анастасий Персянин, преподобномуч. в 628 году. 22 янв. Анастасий, игумен Синайской горы, сконч. при Ираклии. 20 апр. Анастасий преп., исповедник 7 века, с Максимом исповедником. 21 янв. Анастасий, преподобномуч. Печерский XI века. 22 янв. Анастасия, мученица Римская при Нероне, с Василиссой. 15 апр. Анастасия Римляныня, муч. При Декии. 29 окт. Анастасия узорешительница, великомученица Иллирийская, и друг., при Диоклетиане. 22 дек. Анастасия, муч. Солунская. 30 окт. Анастасия Патрикия, преподобная Египетская, ум. 507. 10 марта. Анатолий воин, муч. Никомидийский 303 г., с Георгием великомуч. 23 апр. Анатолий, муч. Никейский ок. 312 г., с Евстафием и Феспесием. 20      ноября. Анатолий, патриарх Цареградский, ум. 458. 3 июля. Анатолия, мученица Римская при Нероне, с сестрой Фотиной Самаряныней. 20 марта. Ангий, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Андрей, ап. из 12. 30 ноября. Андрей, муч. Лампсакийский при Декии, с Петром и др. 18 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

К такому выводу его подтолкнуло посольство от Александрийского клира с ходатайством восстановить на кафедре любимого египетскими монофизитами Тимофея Элура. Как только до них дошла весть о смерти императора св. Льва I Великого, они тотчас снарядили послов к Зенону, но не имели успеха. Император ни при каких обстоятельствах не собирался отказываться от православной формулы. Тогда посланники, предусмотрительно оставшиеся в столице, дождались прихода к власти Василиска и обратились с аналогичной просьбой к нему. Надо сказать, посольство было очень именитым: среди них находился знаменитый монах Аммоний, по прозвищу «Буйвол», и софисты Павел и Феопомп. К их счастью, родной брат Феопомпа являлся личным врачом Василиска, и под влиянием его советов тот решил удовлетворить ходатайство монофизитов. Тимофей Элур был срочно вызван из Херсона, где отбывал ссылку, и прибыл в столицу, пышно встреченный многочисленными александрийскими моряками, после чего был торжественно препровождён к императору. Подобно Христу, он ехал по улицам столицы на осле, и даже, как говорят, упал и повредил себе ногу. В надежде на его помощь, император даже пообещал Тимофею созвать в ближайшее время Собор в Иерусалиме, чтобы отвергнуть Халкидон и дать новое, «правильное» вероопределение 901 . Но тут Василиска ждало большое разочарование – Константинопольский патриарх Акакий (472–489) отказался вступить с ним в общение, опасаясь, что его сменит ставленник нового фаворита. За ним отринули Элура многочисленные монахи, и в итоге все церкви столицы закрылись для Тимофея. Но эта неудача не подорвала веры Василиска в свою стратегию. Под влиянием Элура он издал «Энциклион», в котором, ссылаясь на примеры св. Константина I Равноапостольного и св. Феодосия II Младшего, утвердил обязательную для всех подданных веру. Царь подтвердил православие первых двух Вселенских Соборов, но отверг «Томос» папы св. Льва Великого и орос Халкидона, велел сжечь эти документы, как еретические, а епископам – анафематствовать Халкидонский Собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Род князя Иоанна (Тугого Лука). Помяни Господи благоверных князей: кн. Иоанна во иноцех Иону, кн. Андрея (сын его), кн. Максима, кн. Василия, кн. Василия (немой), кн. Димитрия, кн. Иоанна (сын его), кн. Иоанна во иноцех Иосифа, кн. Андрея (сын его), кн. Иуя (Петр), кн. Никиту (сына его), кн. Даниила, кн. Иоанна, кн. Александра (везметен). Род Горбатых (и Борбошиных). Помяни Господи благоверных князей: кн. Василия, кн. Александра (Глазатой), кн. Иоанна, кн. Романа, кн. Андрея, кн. Бориса, кн. Василия (Бреила), кн. Димитрия, кн. Бориса, кн. Иоанна, кн. Феодора, кн. Симеона (Суздальской), кн. Иоанна, кн. Андрея, кн. Бориса, кн. Василия, кн. Михаила, кн. Владимира, кн. Феодора, кн. Ивана, кн. Андрея, кн. Ивана (Чеснок), кн. Михаила (Лопата), кн. Бориса, кн. Александра (Горбатой), князя Петра (сын его), кн. Владимира, кн. Ивана, кн. Димитрия, кн Василия, кн. Андрея, кн. Феодора (кузнец), князя Василия, кн. Даниила, кн. Ивана, кн. Михаила (Кислой), кн. Феодора (сын его), кн. Василия, кн. Григория во иноцех Порфирия (Борбошин). Род Нохтевых. Помяни Господи благоверных князей: кн. Георгия, кн. Андрея, кн. Василия, кн. Симеона, кн. Ивана (сын его), кн. Агафоника (сын его). Помяни Господи благоверных княгинь: кн. Анну. Помяни Господи Геннадия, Ферапонта. Покровские. Помяни Господи Игумений: Парасковию, Василиссу. Помяни Господи благоверных инокинь: инокиню Марию, Александру, Марфу, кн. Анастасию, Евфимию, кн. Фетинью, кн. Февронию, кн. Александру, кн. Ксению, кн. Евфимию, кн. Елену, кн. Анастасию, кн. Ирину, кн. Елену, инокиню Василиссу, ин. Марию, ин. Стефаниду, ин. Анну, ин. Феодосию, ин. Анастасию, княгиню Фетинью, кн. Анастасию, кн. Агрипину, кн. Меланию, княжны Ивановы, кн. Михайловы. Помяни Господи: княгиню Евдокию, кн. Аксению во инокинях Селифонтию, кн. Марию во инок. Александру (дочери Ивана Шуйскаго). Помяни Господи: княгиню Марию, кн. Анастасию (князя Андрея Шуйскаго). Помяни Господи: княгиню Марию во инокинях Марфу. Помяни Господи: кн. Марию во инок. Марфу, кн. Анастасию, кн. Марфу (князя Ивана Васильевича Шуйскаго). Кн. Евдокию во инок. Евпраксию (кн. Петра Шуйскаго), кн. Соломониду во инок. Сисою, (князя Александра Горбатова), кн. Анастасию во инок. Наталию, кн. Ирину (кн. Мстислава), инокиню (Борбошину), кн. Анну (кн. Андрея), кн. Марию во ин. Марфу, (кн. Феодора Скопина), кн. Фетинью во инок. Федосию (кн. Михаила Галицкаго), кн. Ульяну во инок. Александру (Феодора Скопина), кн. Улиту, кн. Марфу, кн. Варвару, кн. Феодору.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010