Чтобы успокоить народ, Юлиан сказал: крест и круг означают, что христиане отовсюду окружены и заперты 203 . Был ли такой случай в действительности, или это плод благочестивой народной фантазии, искусство не могло этим не воспользоваться. Феодосий младший чаще всего изображается на монетах с земным шаром, на котором утверждается крест, или с Победою на руке, или со щитом, на котором изображен крест. На монетах Пульхерии, сестры Феодосия младшего, изображается Победа с длинным крестом в правой руке: Победа же с крестом в правой руке изображается на монетах Валентиниана III. На монетах Марциана то он сам держит Labarum с монограммою, то Победа пишет монограмму на щите; то изображается крест, окруженный венком – символом победы. Авит на монетах держит в правой руке длинный крест, наподобие копья, а на левой – маленькую Победу. Таким же образом представляется Маиориан, Лидий Север и Лев Фракиянин; первый и последний, притом, наступают правой ногой на голову змия 204 . На монетах Анфимия Лев подает ему руку, а над ними висит крест в венке. На монетах Оливия крест впервые является в несколько измененной форме, четыре конца его расширяются 205 . Гликерий в правой руке держит крест, подобный копью, а на левой – маленькую Победу. На монетах Зенона, Василиска, Анастасия, Непота и Ромула изображается Победа, которая держит крест; такое же представление на монетах императора Иустина Фракиянина и его супруги Евфимии. На монетах Юстиниана иногда изображается Победа, которая держит в правой руке жезл, оканчивающийся наверху в виде греческой буквы Р, а в левой – земной шар, на котором стоит крест; на других монетах представляется сам Юстиниан, держащий на правой руке земной шар с утверждающимся на нем крестом, а в левой – щит с изображением всадника, под лошадью коего лежит побежденный, и на стороне, около головы, другой крест 206 . На монетах Тиверия изображается крест на подножии нескольких ступеней и в таком виде встречается очень часто; ступеней, обыкновенно, три, а на некоторых монетах и больше 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Сказав это, святой Иулиан возвел к небу очи и сердце свое и молился во всеуслышание, между тем как лицо его все сияло светом. И говорил он такую молитву: – Господи Иисусе Христе, Истинный Сыне Божий, – Ты, Который рожден от Отца прежде век, а по исполнении положенного времени принял человеческую плоть бессеменно, от Пречистой Девы Марии! Призри ныне с небесной высоты, чтобы постыдились враги Твои и укрепились верующие в Тебя! Услышь меня ныне с небесного Твоего престола и воскреси этого мертвеца, дабы живые не умерли духом, а мертвые духом ожили, видя Твое всемогущество. Так молился он некоторое время, а потом, обратившись к умершему, сказал: – Тебе говорю, сухая земля, именем Того, Кто воскресил четверодневного Лазаря: воскресни и стань на ноги твои. Как только Святой сказал это, мертвец тотчас же ожил и встал и весь народ пришел в ужас. Воскресший же громко провозгласил: – О как всемогущи молитвы раба Божьего и его непорочное девство! Ибо куда несли меня и откуда я возвращен? Правитель Маркиан со вниманием смотрел на происходившее и удивлялся, но так как его ослеплял бес, то он не видел здесь действия силы Христовой, а приписывал все волшебству. Потом, желая посмеяться над воскресшим, он спросил его: – Откуда ты вернулся? Но тот подробно стал отвечать ему такими словами: – Веден я был неведомыми мне эфиопами исполинского роста, страшными на вид и с огненными очами, с зубами как у льва, с когтями как у орла, от которых, видимо, нельзя было ожидать помилования. Радуясь, они влекли меня в ад, но когда я очутился уже при самом входе в пропасть, те эфиопы стали ожидать предания земле моего тела, которое было взято от земли. Но вдруг весь ад пришел в смятение и с престола Божьего послышался голос: – Ради возлюбленного Моего Иулиана, пусть эта душа возвратится в свое тело! И тотчас пришли двое в белых ризах и, взяв меня из рук нечистых, возвратили в этот мир, чтобы я мог через Того, Кто воскресил меня, познать после смерти Истинного Бога, Коего я отрицался при жизни. Услышав это, правитель смутился и не знал, что ему делать; но потом, опасаясь смятения в толпе народной, он повелел воскресшего вместе со святым Иулианом и прочими святыми отвести в темницу и запечатать двери темницы своим именным перстнем. Там, в темнице, св. Иулиан повелел блаженному Антонию пресвитеру окрестить воскресшего, и в святом крещении сей последний получил имя Анастасий, что значит, в переводе с греческого, – воскресший.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Недолго думая Василиск предался монофиситству и с высоты своего всевластия в императорской энциклике осудил решения Халкидонского Собора и Томос папы Льва 134 . Однако эта мера, которая вызвала огромное возмущение православных византийцев, только ускорила его падение. Зинон, напротив, стремился путем компромисса достигнуть примирения между восточными монофиситами и диофиситским византийским населением. В 482 г. по соглашению с константинопольским патриархом Акакием он издал так называемый Энотикон, объединительный эдикт, который признавал определения первых трех Вселенских Соборов, а сам спорный вопрос стремился обойти посредством того, что избегал выражений «две природы» и «одна природа» 135 . Очень скоро, однако, выяснилась невозможность компромисса на религиозной почве, ибо по понятным причинам Энотикон не мог удовлетворить ни приверженцев Халкидона, ни его противников. Вместо двух теперь противостояли друг другу три партии: убежденные монофиситы, убежденные диофиситы и конформисты из обоих лагерей, которые соглашались с императорской вероисповедной формулой. Папа также решительно отверг Энотикон и провозгласил отлучение патриарху Константинопольскому. В ответ на это тот вычеркнул имя папы из диптихов, и таким образом между Римом и Константинополем начался раскол, которому было суждено продлиться более тридцати лет. Когда в 491 г. Зинон умер и речь зашла о выборе нового императора, народ стал кричать его вдове Ариадне: «Дай Империи православного императора! Дай Империи императора-римлянина!» 136 . Оба самых жгучих вопроса времени – этнический и религиозный, – которые все еще ожидали ответа, были у всех на устах. В Константинополе более не желали подчиняться иноплеменным выскочкам и еретикам. Выбор пал на пожилого придворного чиновника Анастасия (491–518), который проявил себя как добросовестный управленец и стяжал особые заслуги в деле упорядочения финансов 137 . Он усовершенствовал созданную Константином Великим финансовую систему, стараясь поставить медный фоллис (follis), курс которого был подвержен значительным колебаниям, в четкое соотношение с золотой монетой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти в целом неудачные имперские попытки были направлены на успокоение Восточной церкви, расколотой на две части — сторонников и противников Халкидонского собора. Строгая прохалкидонская политика Маркиана и Льва, явившаяся логическим продолжением собора, подтверждала, что только лишь силой не удастся сохранить последователей Халкидона на важнейших епископских кафедрах Востока — Александрийской и Иерусалимской. Однако и противоположная политика — поддержка монофизитов — также не принесла результатов: с «Энкикликоном» Василиска (475), отвергавшим Халкидон, успешно боролся Акакий Константинопольский. И сам «Энотикон», образец доктринального компромисса, несмотря на короткий первоначальный успех в восстановлении единства между Константинополем и Египтом, вскоре оказался непригодным. С одной стороны, будучи неопределенным по существу, «Энотикон» не смог предотвратить продолжение давнего противостояния диофизитов и монофизитов на Востоке; с другой стороны, его признание империей привело к непримиримой оппозиции со стороны христианского Запада, возглавляемого римским епископом.    Таким образом, на протяжении второй половины V в., когда уже никто не намеревался отрицать признанный авторитет императора в религиозных вопросах как принцип, тем не менее стойкое меньшинство каждой богословской партии при возможности готово было воспротивиться его воле, если она противоречила их основным убеждениям. Как Маркиану и Льву не удалось навязать свою волю Тимофею Александрийскому (Элуру) и египетской церкви, так и Анастасий не смог заставить столичных патриархов подтвердить его монофизитское толкование «Энотикона». Однако и монофизиты, и халкидониты были рады заручиться поддержкой императора в борьбе друг с другом, когда предоставлялась такая возможность.    Итак, в 518 г., когда Юстиниан, обладая огромным имперским честолюбием, под патронажем своего дяди Юстина I взял бразды правления в свои руки, ему пришлось столкнуться с довольно парадоксальной ситуацией: в результате политики Анастасия два главных церковных центра — Александрия и Антиохия — находились целиком под контролем монофизитов и весьма умелым руководством лучшего богослова постхалкидонского Востока Севира Антиохийского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

2013/10/24, 03:38:26 Matuchka Presvatay Bogorodica spasibo tebe za pomochi.Ti znaech nachi bedi I pechali pomogi nam finansovo. Ystroy vse po vole Gospoda. Amini. 2013/10/23, 16:27:02 Пресвятая Мати Богородица,заступница наша всещедрая,помолись за меня рабу Б.Лию,чтобы расчет мне вернулся по зарплате,чтобы руководитель наш расчитался с долгами,прости нам все грехи,спаси и сохрани,спасибо,Аминь. 2013/10/23, 08:07:29 Пресвятая Богородица Экономисса!Мольбу свою приношу тебе,помоги в устройстве на достойную работу рабе Божьей Лии и Анастасии с достойной оплатой,не оставь нас в трудную минуту,помогай нам Пресвятая Мати,Во Имя Отца и Сына И святого духа.Аминь. 2013/10/23, 01:35:01 MAtuchka Presvatau bogorodica pomogi mne ystroitsa na rabory I raschitatsa s dolgami. Prochy Matuchka pomogi mneRBElena,pomogi RBVadims finansami.Amini. 2013/10/22, 22:36:21 Пресвятая Богородица!Прошу Твоих Святых молитв о здравии р.Б.Елены,Владимира,О даровании нам мира,любви,терпения,смирения,и создания семьи!аминь. Владимир 2013/10/22, 14:02:55 Матерь Божия, Пресвятая Богородица Экономисса! Помоги моим детям р.б.Павлу, р.б. Наталье и м-цу Василиссе завершить все намеченные дела и выбрать правильный жизненный путь, отведи от них беду, помоги не погибнуть и не упасть духом, пусть в их семье царит мир и согласие, дай и их семью здравие душевное и телесное, а в дом благополучие и достаток , помоги им выйти из финансовых проблем во время декретного отпуска р.б. Натальи. Благодарим Тебя за твои молитвы о нас грешных перед Господом Богом. Спаси и сохрани. Слава Богу за все! ГАЛИНА 2013/10/21, 17:48:06 р.Б.Наталия 2013/10/21, 14:09:13 Пресвятая Богородица Экономисса! На работу где стабильный заработок не могу устроиться, а взяли на торговую точку где у меня товар не покупают. Матерь Божья, помоги! Будь всегда со мною рядом! Защити! Скоро у меня появиться внучка , я не могу сделать никакого подарка. р.Б. Инна 2013/10/19, 09:24:03 Богородица,нам нужна защищенность в будущем.Оберегай нашу семью от презрительного отвержения,от постоянного вмешательства в форме ущемления наших насущных и законных желаний.Вытесни враждебность плохих людей в этом уже не враждебном для нас мире.Пусть никто и никогда не заставит блуждать нас в таинственной мгле.Пусть никто из наших врагов не загонит нас в полную беспомощность перед судьбой, проявлением в негативном плане в ощущении неминуемого рока.Всегда спасай нас от грозящих опасностей.Пусть беда не подойдет к нашему дому.Аминь.

http://isihazm.ru/?id=583&c_pid=59

Четвертая жена Ивана Грозного – Анна Алексеевна Колтовская тоже не задержалась во дворце. Свадьбу сыграли весной 1572 года, а уже в начале сентября царица чем-то прогневала царя Ивана и была пострижена в монахини. Пятый, шестой и седьмой браки царя уже не сопровождались испрашиванием разрешения Собора и венчанием, видимо даже Грозный понимал, что на такое беззаконие уже никто не решится. Но сторонники канонизации нашли остроумный подход для доказательства того, что этих браков и вовсе не было. «Жена – это женщина, прошедшая тот или иной официально признанный обряд вступления в брак с мужчиной» . То есть нет обряда – значит, нет и брака, но тогда получается, что у царя Ивана после пострижения четвертой жены были только прелюбодейные связи. А какое отношение это имеет к святости? В пятый раз царь женился в начале 1575 года (по другим данным, в сентябре-октябре 1574 года) на Анне Григорьевне Васильчиковой, которая умерла в конце 1576 – начале 1577 года. В шестой — на вдове дьяка Мелентия Иванова, Василисе Мелентьевой, и в седьмой раз в 1580 году – на Марии Федоровне Нагой. Но и это еще не все. Находясь в седьмом браке, царь Иван подумывал о восьмом. Кобрин пишет: Слабое здоровье «не помешало, впрочем, царю Ивану завести переговоры с английской королевой Елизаветой о браке с ее племянницей принцессой Мэри Гастингс. В Англии высказали, было, недоумение: царь ведь женат. Но русский посол бойко объяснил, что нынешняя царица – не ровня государю, а потому он может с ней при необходимости быстро развестись. Были даже устроены смотрины. Русский посол, бывший опричник Писемский, при виде принцессы пал ниц на землю, сказав, что красота принцессы его ослепила. Но королева все же жалела племянницу и всячески затягивала переговоры. Они продолжались до самой смерти царственного жениха» . Кроме официальных браков у Ивана Грозного было огромное количество внебрачных связей. Когда Курбский упрекнул царя Ивана в том, что он еще при жизни царицы Анастасии не соблюдал супружеской верности, Грозный откровенно ответил: «А будет молвишь, что яз о том не терпел и чистоты не сохранил, ино вси есмя человецы» . Тут уж никак не спишешь на клевету иностранцев.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Первый вопрос не потребовал больших усилий – бывший римский командующий оказался покладистым человеком и не отказался признать захваченную им Далмацию имперской территорией. Но с вандалами дела обстояли гораздо хуже – посла св. Льва, Филарха, даже не допустили до Гейнзериха: вандалы действовали всё увереннее и наглее. Рехимер, хотя и являлся фактическим правителем Италии, уже не решался вступать с ними в единоборство. Он тайно инициировал посольство римского сената в Константинополь с просьбой дать Италии нового царя. Надо сказать, и Восток совсем не собирался замыкаться в границах своих провинций. Как только Константинополь почувствовал силу, св. Лев Великий удовлетворил просьбу итальянцев и назначил им в 467 г. императором Анфимия (467–472), мужа дочери св. Маркиана. 12 апреля 467 г. новый царь торжественно вступил в Рим, где был радостно встречен местным населением. Правда, Гейнзерих не признал Анфимия в данном качестве и сетовал на нарушение святым императором каких-то неведомых соглашений, но это, скорее, свидетельствовало о слабости варвара, чем о силе 861 . Анфимий, отличавшийся громадным богатством и твёрдостью характера истинного воина, сумел быстро поднять авторитет царской власти в Италии. Он сошёлся с галльской знатью, тоскующей по старым римским временам, и сумел добиться симпатий со стороны германских вождей Испании и Галлии. Он же выступил инициатором грандиозной военной экспедиции против вандалов, аналога которой в истории Рима, по-видимому, ещё не было. Объединение усилий двух частей единой Империи, как в прежние времена, позволило римлянам создать серьёзную угрозу владычеству варваров. За счёт личных средств Анфимия и невероятных усилий государственной казны был снаряжён огромный флот в размере 1113 судов и собрана многочисленная армия. Достаточно сказать, что общая сумма расходов на эту экспедицию исчислялась в размере 65 тыс. фунтов золота и 700 тыс. фунтов серебра. Главнокомандующим объединёнными армиями был назначен Василиск, брат царицы Верины, имевший огромный боевой опыт военных действий в битвах с готами и гуннами, командующий имперскими войсками во Фракии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Точно не известно – когда, но вскоре Зенон испытал ещё одну потерю. Кроме Льва Младшего, он имел другого сына, которого с детства приучал к воинской жизни и готовил к царствованию. Правда, его наставники быстро привили юноше вкус к вину и любострастию, а на лице его часто играла надменная улыбка. Но через короткое время царевич умер, как говорят, по причине своей развратной жизни 891 . Положение Римской империи, как это нередко бывало раньше и как это часто будет впредь, было достаточно тревожным. В Месопотамию сделали набег сарацины, гунны «поохотились» во Фракии, в самом Константинополе взбунтовались готы Теодориха. В царской семье также не было единства, и не успел Зенон собраться с планами, как его трон оказался занятым братом жены св. Льва I Великого, Верины, Василиском. Благодаря её деятельности, заговор против Зенона развивался стремительно. И уже 9 января 475 г. к Зенону, находившемуся на ипподроме, прибыл дворецкий Верины с предложением пройти к ней по важному делу. Император послушался, и наедине коварная женщина посоветовала ему немедленно покинуть Константинополь и отказаться от трона, права на который он всё равно не сможет защитить. Царь немедленно переехал с женой и матерью на азиатский берег Босфора, а затем в сопровождении верных исавров отправился на родину, где надеялся найти защиту. Через короткое время к нему присоединилась и его жена, св. Ариадна, опасавшаяся интриг собственной матери 892 . Так закончилась первая попытка Зенона стать императором. Но ему повезло – он сохранил жизнь, а спустя всего год судьба дарует исавру второй шанс, который он уже не упустит. XII. Василиск (475–476) Глава 1. Вождь национальной партии Что же произошло, и почему Зенон так торопливо искал спасения на родине? В высших кругах Империи было много лиц, не считавших Зенона достойным преемником св. Льва I Великого. Сердцем организующегося заговора была тёща императора, царица Верина. Ещё раньше, понимая, что рано или поздно вопрос о наследнике престола станет актуальным, она подыскивала приемлемую для себя кандидатуру, и делала ставку на своего брата Василиска (по-гречески, «царёк» ). Но после его поражения в войне с вандалами, когда всему римскому обществу открылись его продажность и вероломство, она поспешила поменять фаворита и втайне надеялась сделать царём своего возлюбленного – патриция Патрикия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

План кампании предполагал, что флот Василиска отрежет все морские коммуникации Гейнзериха и обеспечит римское господство на побережье. В это время сухопутная армия во главе с Ираклием, уроженцем Эдессы, высадится в Триполисе и создаст условия для наступления основной массы войск под командованием Василиска. Одновременно с этим Марцеллин обязался овладеть Сардинией, после чего его войска должны были отправиться на юг, чтобы окончательно сломить сопротивление вандалов. Что и говорить – с военной точки зрения замысел был великолепен. К несчастью, действительность оказалась гораздо прозаичнее этих грандиозных планов. Как утверждают многие летописи, и у нас нет оснований для опровержения этого мнения, Аспар совсем не желал этой войны по многим причинам. Он понимал, что победа в ней поднимет престиж императора св. Льва, которого он до сих пор считал своим ставленником, то есть не самостоятельной фигурой; и, конечно, не собирался усиливать его политический статус. Кроме того, как и Гейнзерих, Аспар был арианином и в глубине души сочувствовал вандалам. Не имея шансов предотвратить экспедицию – его жаркие дебаты с царём, в ходе которых он пытался отговорить государя от этой войны, – не дали положительного результата. Поэтому гот задумал свой план, в конечном итоге увенчавшийся успехом. Пока Ираклий громил варваров на пути своего следования, Аспар подкупил Василиска, пообещав ему императорскую диадему, и тот, прельщённый такой перспективой, предал царя и всех римлян 862 . Вместо того, чтобы с налёту взять Карфаген и другие, практически незащищённые города (вандалы срыли все крепостные укрепления, опасаясь восстания местных жителей), Василиск дал Гейнзериху 5 дней перемирия, якобы для подготовки проекта мирного договора. Уже этот шаг являлся прямым отступлением от заранее разработанного плана: разве император начинал эту войну только для того, чтобы вынудить у вандала мирный договор, который мог быть нарушен варваром в любой момент? Но в тот момент времени никто из римлян ещё не почувствовал грозившей им опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русскими не назовешь ни думающих по-французски и наряжающихся в европейское платье дворян, ни рассуждающих об умозрительных преобразованиях интеллигентов. Русак - это взявший топор крестьянин и бородатый барин, стерегущий в лесу Наполеона. Офицер Корнилов, поднимающий по призыву совести восстание, и кавалерист Буденный, разоружающий «золотопогонников». Кинематографичный Колчак, целующий крест перед стоящим на коленях воинством, и фурмановский Чапаев, верящий в жизнь, где не надо будет помирать. Национальный дух народа выражен в сильных духом и полных решимости мужчинах. Женские художественные типажи - это образы смирения, терпения, скромности: Татьяна Ларина (Евгений Онегин), Маша Троекурова (Дубровский), Алена Дмитриевна (песнь о купце Калашникове), Лиза Муромская (Барышня-крестьянка), Мария Болконская (Война и мир), Дарья (Мороз, Красный нос), Матрена Тимофеевна (Кому на Руси жить хорошо), Наталья Мелехова (Тихий Дон), Ефросинья Ярославна (Князь Игорь). В одном ряду с ними героини сказок: сестра Аленушка, Василиса Прекрасная, Настенька (Морозко). В истории русские женщины находились в тени мужей и прославлялись, главным образом, церковной деятельностью. Среди заслуживших народную память отметим: Евдокию Дмитриевну (Ефросинью Московскую), Анастасию Романову (жену Ивана Грозного), Елизавету Федоровну Романову. Особое место в галерее художественных образов занимают «бедовые» героини, причиной трагической судьбы которых стало прелюбодеяние: Лиза (Бедная Лиза), Катерина (Гроза), Соня Мармеладова (Преступление и наказание), Грушенька (Братья Карамазовы), Катюша Маслова (Воскресенье), Аксинья (Тихий Дон). Заслуживает внимания образ бунтовщиц, выступающих против верховной власти, щедро расписанный в произведениях русского искусства. Марфа - посадница, возглавившая борьбу вольного Новгорода против Великого Князя Московского. Ефросинья Старицкая, интриговавшая в интересах сына против Ивана Грозного. Феодосия Морозова, не подчинившаяся церковным нововведениям и лично Алексею Михайловичу. Все они, выразившие непокорность Отечеству, подверглись жестокому наказанию, а дело их - запустению.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010