Несомненно, что императоры второй половины V в., особенно Зенони Анастасий, помнили об этих прецедентах, оказавшись перед лицом сильнейшей оппозиции со стороны огромного числа восточных христиан в отношении халкидонского определения. Вот почему они, сменяя друг друга на престоле, предпочитали самостоятельно решать насущные церковные проблемы и, не прибегая к соборному обсуждению, издавали догматические декреты. Наиболее важным из таких декретов был «Энотикон» императора Зенона (482), существовавший на законных основаниях до 518 г., когда был официально отменен Юстином I, возможно, по совету и, безусловно, с согласия его племянника Юстиниана. Эти в целом неудачные имперские попытки были направлены на успокоение Восточной Церкви, расколотой на две части – сторонников и противников Халкидонского собора. Строгая прохалкидонская политика Маркиана и Льва, явившаяся логическим продолжением собора, подтверждала, что только с помощью силы не удастся сохранить последователей собора на важнейших епископских кафедрах Востока – Александрийской и Иерусалимской. Однако поддержка монофизитов также не принесла результатов: с «Энкиклионом» Василиска (475), отвергавшим Халкидон, успешно боролся Акакий Константинопольский. И сам «Энотикон», образец доктринального компромисса, несмотря на короткий первоначальный успех в восстановлении единства между Константинополем и Египтом, вскоре оказался непригодным. С одной стороны, будучи неопределенным по существу, «Энотикон» не смог предотвратить продолжение давнего противостояния диофизитов и монофизитов на Востоке; с другой стороны, его признание империей привело к непримиримой оппозиции со стороны христианского Запада, возглавляемого римским епископом. Таким образом, на протяжении второй половины V в., когда никто не намеревался в принципе отрицать признанный авторитет императора в религиозных делах, на деле все убежденное меньшинство каждой богословской партии было совершенно готово не подчиниться воле императора, в том случае если она противоречила их основным принципам. Как Маркиану и Льву не удалось навязать свою волю Тимофею Александрийскому (Элуру) и Египетской Церкви, так и Анастасий не смог заставить столичных патриархов подтвердить его монофизитское толкование «Энотикона». Однако и монофизиты, и халкидониты были рады получить поддержку императора в борьбе друг с другом, когда предоставлялась такая возможность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Все эти, приведенные нами, факты и соображения решительно не позволяют относить хронографию Малалы к IX веку, а заставляют приурочить ее происхождение или к концу VI-ro или началу VII-ro столетия, – потому что в ней мы видим весьма частое обозначение события по консулам. В описании события до времени Юстиниана, правда, таких обозначений мы находим мало, но это потому, что Малала и вообще редко датирует исторические факты до – Юстинианова времени; везде же, где он хочет быть точным, он указывает консула; наприм., при восшествия на престол Василиска – Армата 176 , при его низвержении – Теодориха 177 ; в царствование Зенона – Илла и Лонгина 178 ; в царствование Анастасия – Олибрия 179 и самого Анастасия 180 в царствование Юстина: Магна 181 , Филоксена 182 , Виталиана 183 , Олибрия 184 и Маворция 185 ; в царствование Юстиниана: Маворция, 186 самого Юстиниана 187 , Декия 188 , Лампадия и Ореста 189 , Велизария 190 , Иоанна Каппадокийца 191 . Правда, не все годы Юстинианова царствования Малала отмечает консулами, а иногда только индиктами, но это большею частью тогда, когда не было консулов и когда другие ставят post consulatum; напр. 532-й год он обозначает только 10 индиктом, и в этот год действительно было post consulatum Lampadii et Orestis 192 ; а с 541-го года, как мы говорили, до конца царствования Юстиниана консулов совсем не назначалось, так что счет Малалы с этого года по одним индиктам быль даже необходим. – Полагаем, что отмеченные особенности хронографии Малалы не могли бы иметь в ней места, если бы она не была произведением первой половины VII-ro века. Очень характерно еще следующее обстоятельство: эра от основания Константинополя, о которой мы говорили в речи о хронике Марцеллина, насколько нам известно, не упоминается ни у одного писателя VIII-ro и последующих веков; ею пользуется два раза только Марцеллин и один раз Малала – оба при описании царствования Юстиниана 193 . Совпадение загадочное. Не была ли эта эра в употреблении только в царствование Юстиниана? За отсутствием положительных данных сказать, наверное, ничего нельзя, но предположение это не лишено вероятности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

64 Об отзыве Велисария из Италии в «Войне с готами» говорится следующее: «Антонина, жена Велисария, прибыла после смерти василисы в Византии и попросила василевса отозвать туда своего мужа. Она без труда этого добилась. Ибо уже и война с мидийцами лежала на василевсе Юстиниане тяжелым гнетом и побуждала его к этому решению» (B.G. III.30.25). 69 Иоанн, сын Сисиниола, – византийский военачальник, участник войны с вандалами. См.: B.V. II.19.1; 22.3. 73 Часть источников называет Юстина фракийцем, часть – иллирийцем. А. А. Васильев отдает предпочтение фракийскому происхождению Юстина (Vasiliev A. A. Justin the First. An Introduction to the Epoch of Justinian the Great. Cambridge (Mass.), 1950. P. 49) ; Б. Рубин, А. Джонс и др. – иллирийскому (Rubin В. Das Zeitalter... P. 81; Jones A. H. M. The Later Roman Empire. Oxf., 1964. P. 267). 75 Война с исаврами, воинственным народом, обитавшим во внутренних районах Малой Азии, началась сразу же по восшествии на престол Анастасия I (491 – 518) и продолжалась семь лет. Непосредственно ее причиной было оттеснение исавров от высших должностей в военно-административном аппарате империи, которые они занимали при предшественнике Анастасия Зиноне. 77 Прокл – квестор священного дворца (522523 – 525526), в прошлом видный адвокат. Характеризуется в источниках как умный и проницательный государственный деятель. См. о нем также: В.Р. I.11 11 и след. 79 γραφς – это, скорее всего, перо, но неясно, какое, поскольку тростниковое перо именовалось калямом. 82 Амантий – препозит священной спальни 518 г. По другим источникам, он стремился сделать императором своего племянника Феокрита, а когда он ничего не добился, пытался устроить против Юстина I заговор. См.: Malal. Р. 410 – 411; Chron. Pasch. P. 610. 84 О Виталиане, талантливом полководце, консуле 520 г., популярность которого как страстного ревнителя ортодоксии была огромна, см. выше: B. P.I.8.3 и комм. Об убийстве Виталиана во дворце в год его консульства сообщает в Иоанн Малала. Malal. Р. 412. О возможной причастности Юстиниана к убийству Виталиана см.: Vasiliev A. A. Op. cit. Р. 108 – 114; Stew Е. Op. cit. Р. 320.

http://azbyka.ru/otechnik/6/tajnaja-isto...

Прежде всего Анастасию предстояло обезопасить себя против притязаний брата умершего императора Лонгина, который был во главе сената и опирался на стоявшее в Константинополе войско. Лонгин образовал движение против императора и начал бунт, подобно тому как Василиск против Зинона; в Константинополе происходили уличные схватки между бунтовщиками и приверженцами Анастасия, пожар истребил наиболее населенную и лучше застроенную часть города, причем сгорел ипподром. Анастасий лично руководил борьбой с бунтовщиками и не раз находился в весьма затруднительном положении. Современники называли это движение гражданской войной, в которой городское население держало сторону бунтовщиков, «статуи царя и царицы таскаемы были на веревках по улицам города». Пять лет продолжалось такое положение, наконец Анастасию удалось положить предел войне и привлечь на свою сторону войско щедрыми раздачами жалованья. Изгнанные из Константинополя исавры продолжали некоторое время вести партизанскую войну во Фригии, вследствие которой родина исавров, гористая местность близ Тавра, подверглась опустошению и разорению. Часть населения переведена во Фракию, особенные привилегии и денежное жалованье в пользу исаврийцев отменены. Т.к. с народным движением, исходившим из Исаврии, соединилось движение константинопольского городского населения против власти императора, то усмирение исаврийского бунта потребовало чрезвычайно больших жертв и подвергло серьезному испытанию вопрос о национальном войске, который никогда не получил разрешения в Византийской империи. Характерным отличием времени Анастасия нужно признать беспрерывные веденные империей войны и притом не на одном фронте. Хотя нельзя сказать, чтобы эти войны выдвинули в особенном свете слабость или силу империи, но важность их заключается в том, что они обнаружили все реальное значение тех элементов, на которых основывались существование и дальнейшее развитие Византийской империи. Выдвигая в этом отношении внешние и внутренние события времени Анастасия и желая рассмотреть их в надлежащей и свойственной им перспективе, мы находим полезным начать с внешних дел на дунайской границе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Посреди них было двадцать воинов и семеро братьев, недавно усеченные мечем. Явилась также и святая Василисса со всем своим ликом святых дев и возвестила святому Иулиану, что он скоро со своею дружиною совершит подвиг, окончит жизнь земную и с торжеством войдет в небесные селения. – Тебе открыто, – сказала она, – Царство Небесное, и Господь наш Иисус Христос возьмет тебя к Себе, а равно и находящихся с тобою; навстречу вам с торжеством выйдут лики патриархов, пророков, апостолов и мучеников, и вы навеки пребудете с ними. Сказавши это, она стала невидима, а с нею удалились и все явившиеся святые, оставив узников в неизреченной радости и веселии душевном. После сего мучитель снова воссел на судилище и, выведя святых, предал их разным мучениям. Сначала он повелел обвить их пальцы на руках и ногах пряжею, смоченною в масле, и зажечь эту пряжу; но пряжа на руках и ногах святых сгорела, не причинивши им никакого вреда. Потом он повелел содрать с головы святого Иулиана и Кельсия кожу, блаженному же пресвитеру Антонию и Анастасию – выколоть глаза. Когда же хотели мучить святую Мариониллу, то у палачей омертвели руки, и они ее не коснулись. После сего святые были отданы на съедение зверям, но и от зверей они были сохранены силою Божьей, которая заградила уста зверям. Наконец, правитель повелел собрать из всех темниц преступников, осужденных на смерть, чтобы вместе с ними казнить и святых мучеников. И когда это повеление было исполнено, он приказал всех отвести на казнь, а вместе с ними – и святых мучеников, не пощадив при этом своего сына и супруги. Таким образом, святые скончались, будучи усечены мечем вместе с преступниками. Тотчас после казни, совершенной над ними, началось землетрясение, которое разрушило треть городских зданий, причем не уцелело ни одно место, где стоял какой-нибудь идол. В то же время блистала молния, гремел гром и шел град, и от грозы погибло немало язычников. Правитель Маркиан сначала едва не умер страха, а вскоре после этого тяжко заболел и умер: его заели черви, образовавшееся в его теле.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Сведав о сем доносе, изгнанники писали к Царю, требуя суда и очной ставки с обвинителями. Последнего не хотели враги их, представляя ему, что они как василиски ядовиты, могут одним взором снова очаровать его, и любимые народом, войском, всеми гражданами, произвести мятеж; что страх сомкнет уста доносителям. Государь велел судить обвиняемых заочно: Митрополит, Епископы, Бояре, многие иные духовные и светские чиновники собралися для того во дворце. В числе судей были и коварные Монахи, Вассиан Беский, Мисаил Сукин, главные злодеи Сильвестровы. Читали не одно, но многие обвинения, изъясняемые самим Иоанном в письме к Князю Андрею Курбскому. «Ради спасения души моей, – пишет Царь, – приближил я к себе Иерея Сильвестра, надеясь, что он по своему сану и разуму будет мне споспешником во благе; но сей лукавый лицемер, обольстив меня сладкоречием, думал единственно о мирской власти и сдружился с Адашевым, чтобы управлять Царством без Царя, ими презираемого. Они снова вселили дух своевольства в Бояр; раздали единомышленникам города и волости; сажали, кого хотели, в Думу; заняли все места своими угодниками. Я был невольником на троне. Могу ли описать претерпенное мною в сии дни уничижения и стыда? Как пленника влекут Царя с горстию воинов сквозь опасную землю неприятельскую (Казанскую) и не щадят ни здравия, ни жизни его; вымышляют детские страшила, чтобы привести в ужас мою душу; велят мне быть выше естества человеческого, запрещают ездить по Святым Обителям, не дозволяют карать Немцев... К сим беззакониям присоединяется измена: когда я страдал в тяжкой болезни, они, забыв верность и клятву, в упоении самовластия хотели, мимо сына моего, взять себе иного Царя, и не тронутые, не исправленные нашим великодушием, в жестокости сердец своих чем платили нам за оное? новыми оскорблениями: ненавидели, злословили Царицу Анастасию и во всем доброхотствовали Князю Владимиру Андреевичу. Итак, удивительно ли, что я решился наконец не быть младенцем в летах мужества и свергнуть иго, возложенное на Царство лукавым Попом и неблагодарным слугою Алексием?» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В следующем, 478 г., в столицу прибыло посольство Остготского вождя Теодориха Косого, сына Триария. Некогда, при св. Льве Великом , остгот получил титул «царя ( автократора ) готов». Но впоследствии Зенон отозвал его и передал другому Остготскому вождю, Теодориху Великому, сыну Теодемира, которого он даже усыновил  917 . Так, император назвал его «сыном по оружию и своим другом», назначил магистром армии и присвоил титул патриция 918 . Уверенный в себе, сын Триария передал, что не желает воевать с Римской империей, но напомнил, какие беды претерпел от римлян – очевидная ложь, но заявленная с позиции силы. Затем он высказал несколько тяжёлых для Константинополя условий. Для обсуждения предложения царь срочно созвал сенат. Помимо этого, в традициях римского «разделяй и властвуй», следовало определиться, каким способом можно поссорить двух остготских вождей друг с другом, и кого из них предпочесть. В принципе, это дело было не самое сложное для сената, но ситуация была патовая – в казне не осталось средств, чтобы оплачивать мир и верность того или другого. Доходы стремительно падали, и, например, некогда кормилец Империи, Египет в то время присылал только 1/10 прежних доходов (50 литров золота вместо 500 в год). Желая заручиться поддержкой армии, император созвал солдат придворных схолий и выступил перед ними с речью, из которой следовало, что Теодорих Косой изначально был врагом римлян и помогал Василиску в приходе к власти. Не озвучив очевидного вывода, царь по существу подталкивал к нему войско, и солдаты горячо поддержали своего царя, что и требовалось получить. Была разыграна старая как мир комбинация: царь оставлял последнее слово за собой, не давая официального ответа, при этом показывая, что настроение его подданных далеко не миролюбивое. Но и без ответа Теодорих прекрасно знал, что происходит в столице – он имел тайных осведомителей, которых, правда, вскоре раскрыли сенаторы Зенона, но не казнили, а подвергли пожизненному заключению 919 . Однако при всех демаршах всем стало ясно, что готская угроза вновь возникла над Империей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надо Третьяковым поручить, чтобы они создали музей Ирины Николаевны – аутентичную комнату, терем, дворец обставили бы под Ирину Николаевну. Так заново и отстроим наш русский мир. Эталон женщины Анастасия Алексеевна Бармина , врач МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского: – С самого моего рождения семья Третьяковых рядом. Ирина Николаевна для меня – эталон женщины: красивая, умная, хозяйственная. Я всегда восхищалась, какую она вкуснятину готовила, как она непритязательно, но в то же время изысканно одевалась в ею же самой сочиненные сшитые или связанные одежды. И вот она такая на загляденье… Но как она умела сочувствовать! Звонит, скажешь ей: а у нас вот то-то случилось… – Бедные вы, бедные, – только и произнесет, а ты уже ощущаешь, как какая-то новая жизнь во всей этой беде, точно цветок поутру, просыпается, разворачивается: жить, оказывается, можно и дальше! Тебе сопереживают, и душа точно тоже просыпается, восстает. И даже в последние годы, несмотря на возраст, на болезни, Ирина Николаевна принимала всегда и всех – и неизменно с радостью. Вела на кухоньку и чем-то угощала. Стремилась не жаловаться на болезни, а рассказать лучше что-нибудь полезное, передачу какую-нибудь пересказать, чем-то новым поделиться, как куском пирога прямо из печки, – причем было ощущение, что в ее пересказе всё из не таких уж и вкусных порознь ингредиентов готовилось и выпекалось теплом ее души в шедевр. И она, имея этот дар преображающего внимания, до последнего зорко следила за тем, что происходит в мире. У нее оставался вкус к жизни. Москва. Рождество Христово 2019 года. Ирина Николаевна в кругу семьи. Слева направо: Николай (сын), Серафим, Евфросиния, Даниил, Василисса, Анна. На первом плане внуки Иван и Николай У меня и сейчас ощущение, что можно быть с нею всегда на связи. – Тетя Ира, это Настя, – порою и заплаканно произнесешь. И она тут же: – Ну, давай приходи, дорогая, я тебя жду, а то поговорить не с кем, приходи! ( Продолжение следует .) Рейтинг: 10 Голосов: 378 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/138846.html

р.Б.Лариса 2018/03/11, 16:01:14 Пресвятая Богородица,моли Бога о нас.Да будет на то Твоя ,Господи Боже воля,чтобы я была здорова и крепка на радость своей дочере Елене.Помоги мне служить Тебе в истине.И направь ко мне пропитание в достатке и великое преуспевание и благополучие во всем.Пусть я буду осенена здоровьем и всяким добром и благосостоянием.Исполни же все,что я прошу к добру.Господь_моя опора и спасение.Благослови мою внучку р.Б.Василиссу ,чтобы была она крепка телом и разумом,обладала добрым характером.И даруй ей жизнь долгую и благополучную.И избавь ее от дурного глаза и дурных влечений,и от всевозможных несчастий.Небесный наш Отец,спаси нас вместе со всем народом Израиля,и мы удостоимся и неизменно умножим славу Твоего великого Имени.Аллилуия!!! р.Б.Лариса 2018/02/27, 00:48:37 Пресвятая Богородица, спаси Оливию и Лидию. Прости мне мои грехи и вину. Исправь нас, защити от торговли нами, лжи и клеветы о нас, двойников-оборотней-обманщиков! Уповаем на Сына Твоего и на Тебя! На Вашу помощь! Что сделали с сердцем дочери, её душой и разумом! Помилуй! Будь благословенно имя Господне, да будет воля Твоя Господи! Аминь! 2018/02/24, 13:32:54 Богородице Дева ,радуйся,Благодатная Марие,Господь с Тобою,благословенна Ты в жёнах и благословен плод чрева Твоего,яко Спаса родила,еси душ наших.Богородице Иерусалимская,благослови наши жизни в Отчизне нашей,России,излей на нашу семью Твою благодать.Избави нас от семейных настроений,подаждь нам мир и избавление от тяжких бед и несчастий.Да будут бессильны все козни врагов видимых и невидимых.Контролируй наши финансы,и направь наши деньги прямо к нам.Восполни все наши нужды.Насыть нас добротой Твоей.Просите мира Иерусалиму,да благоденствуют любящие тебя!Аллилуия!!! р.Б.Лариса 2018/01/30, 22:01:12 Пресвятая Богородица " Иерусалимская " !Благодарю тебя за всяческую помощь.Вразуми Анастасию, Дмитрия, Ирину,Любовь,Фотинью смягчи их сердца ,помоги быть милостивыми людьми чтобы меня Раису вернули на прежнюю работу. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

http://isihazm.ru/?id=1066&c_pid=1

   Иначе пошли дела при преемниках Льва I. Узурпатор Василиск (475—476) в 475 г. издал знаменитый γκκλιον, которым он отменял обязательность Халкидонского собора. Это — первый опыт разрешения догматических вопросов непосредственно императорской властью. Изменившиеся политические обстоятельства побудили Василиска весьма скоро взять назад свое окружное послание. Император Зинон (474—491) в 482 г. издал свой энотикон, послуживший поводом к разрыву между западной и восточной церковью. В этот период папы в своих посланиях не замедлили указать императору на различие между государственной и церковной властью, на превосходство последней над первой; поставлена была им на вид вся противозаконность их вмешательства в дела церкви; явилась на свете теория о двух мечах. В 493 г. папа Геласий писал императору Анастасию: «Две силы, августейший император, по преимуществу управляют этим миром, это — священный авторитет архиереев и царская власть, и между ними тем важнее значение священников, что они и за самих царей должны дать ответ Господу на суде Его. Ты знаешь, что хотя по своему сану ты стоишь во главе (praesideas) человеческого рода, но и ты склоняешь свою волю перед предстоятелями дел божественных, к ним ты обращаешься в деле твоего спасения, от них ты получаешь небесные таинства. Ты знаешь, следовательно, что в делах веры ты должен подчиняться их законным распоряжениям, а не начальствовать над ними,— не их покорять твоей воле, а сам руководиться их суждением». Восточные епископы, напротив, в большинстве подчинялись формально всем велениям двора после довольно слабого сопротивления.    Нужно, впрочем, прибавить, что не византийский деспотизм и не стремление расширить пределы своей самодержавной власти до абсолютизма заставляли императоров так грубо мешаться во внутренние дела церкви, а можно сказать, печальная необходимость. Споры монофиситов с православными принимали такие размеры и формы, что серьезно угрожали общественному спокойствию. Сами императоры рисковали своим престолом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010