– Тебе открыто, – сказала она, – Царство Небесное, и Господь наш Иисус Христос возьмет тебя к Себе, а равно и находящихся с тобою; навстречу вам с торжеством выйдут лики патриархов, пророков, апостолов и мучеников, и вы навеки пребудете с ними. Сказав это, она стала невидима, а с нею удалились и все явившиеся святые, оставив узников в неизреченной радости и веселии душевном. После сего мучитель снова воссел на судилище и, выведя святых, предал их разным мучениям. Сначала он повелел обвить их пальцы на руках и ногах пряжею, смоченною в масле, и зажечь эту пряжу; но пряжа на руках и ногах святых сгорела, не причинивш им никакого вреда. Потом он повелел содрать с головы святого Иулиана и Кельсия кожу, блаженному же пресвитеру Антонию и Анастасию выколоть глаза. Когда же хотели мучить святую Мариониллу, то у палачей омертвели руки, и они ее не коснулись. После сего святые были отданы на съедение зверям, но и от зверей они были сохранены силою Божьей, которая заградила уста зверям. Наконец, правитель повелел собрать из всех темниц преступников, осужденных на смерть, чтобы вместе с ними казнить и святых мучеников. И, когда это повеление было исполнено, он приказал всех отвести на казнь, а вместе и мучеников, не пощадив при этом своего сына и супруги. Таким образом, святые скончались, будучи усечены мечом вместе с преступниками 316 . Тотчас после казни, совершенной над ними, началось землетрясение, которое разрушило целую треть городских зданий, причем не уцелело ни одно место, где стоял какой-нибудь идол. В то же время блистала молния, гремел гром и шел град, и от грозы погибло немало язычников. Правитель Маркиан сначала едва не умер от страха, а потом вскоре заболел и действительно умер: его заели черви, образовавшиеся в его теле. На следующую ночь после совершения казни над святыми пришли священники с благочестивыми мужами собрать тела мучеников. Но так как эти святые тела находились посреди многих трупов, то они не могли их признать и, преклонив колена, стали молиться. И вот явились им души святых в образе дев, причем каждая душа находилась при своем теле. Узнавши чрез это святые тела мучеников, пришедшие собрали их и похоронили в храме, под алтарем. Бог же, Который прославляет святых Своих, повелел источнику живой и целебной воды открыться на том месте, на котором были погребены тела святых мучеников, и всякие болезни исцелялись тою водою и молитвами святых, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но из них: Максимиан Геркулий, 335 сын его Максенций 336 и Лициний 337 совсем погибли. Напротив, с тех пор, как всехвальный Константин получил верховную власть и с благоговением посвятил Христу славный город своего имени смотри, сделай милость, был ли умерщвлен врагами или своими гражданами хоть кто-нибудь из императоров этого города, кроме Юлиана – твоего жреца и повелителя, и был ли кто-нибудь из них похитителем царской власти, кроме Василиска, который низложил Зенона, а после Зеноном же низложен и предан смерти? Я соглашусь с тобой, если укажешь на Валента, 338 который христианам причинил столько зла. А на кого-нибудь другого из царей не укажешь и ты. Пусть никто не думает, что это не относится к церковной истории, напротив это полезно и нужно; потому что языческие историки любят искажать события. Однако же обратимся к остальным делам Анастасия. 42. Совершив упомянутые мной дела по-императорски, Анастасий произвел другие недостойно прежних. Он выдумал так называемую хрисотелию 339 и увеличил военные издержки к отягощению областных жителей. Кроме того, лишил курии 340 сбора податей, поставив в каждом городе так называемых виндиков, и это сделал, говорят, по совету Марина Сирийца, который был в достоинстве самого высшего государственного сановника, называвшегося в старину начальником двора. 341 Через это доходы курии расстроились и благосостояние городов упало; тогда как исстари в росписях городов записывались люди знатные, которые в курии каждого города составляли как бы Сенат. 43. Против Анастасия восстал Виталиан, 342 родом фракиец. Опустошив Фракию и Мизию до городов Одессы и Анхиала, он пошел к столице с бесчисленным множеством гуннов. Император выслал против него Ипатия. Когда же тот был выдан своими воинами, попал в плен и отпущен за большой выкуп, 343 – начальство над войском получил Кирилл. Битва сперва находилась в сомнительном положении. Потом, после многократных перемен нападения и отступления, когда Кирилл начал было уже одолевать, неприятель снова сделал натиск, – и римские войска произвольно дали тыл.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Это был совершенно рациональный выбор царя. А вот вам пример иррационального «совпадения» - этот самый Никита Курцов приобрел свои земли в Сосенском стану Подмосковья у Кудеяра Ивановича Маркова - одного из прототипов атамана Кудеяра, в образе которого отразилось и народное представление о сыне Соломонии Сабуровой - князе Юрии Васильевиче ! Поистине - тесна история... То, что некоторые представители родов Сабуровых, Пешковых, Годуновых и Вельяминовых были казнены, не повлияло не только на судьбу других представителей, но и напротив - царь Иван Грозный последовательно их возвышал. При этом нужно отметить характерную особенность - при самом царе Иване Васильевиче и его старшем сыне - наследнике престола Иване Ивановиче служили в основном Сабуровы и старшие представители рода Годуновых, а при младшем сыне царя Федоре Ивановиче - младшие представители рода Годуновых, в том числе Борис Годунов. Все было очень логично и закономерно. И Бориса Годунова и будущего патриарха Иова возвысил именно царь Иван Грозный. Не владеющие историческим материалом критики Бориса Годунова иногда говорят о том, что он выдвинулся при царе Федоре Ивановиче и чуть ли не протащил в Патриархи свою кандидатуру - Иова. Это ложь, - именно Грозный царь приблизил к престолу Бориса Годунова и сделал его в 30 лет (!) боярином. Именно Грозный в 1569 году, будучи в Старице, заметил Иова и приблизил его к престолу (к моменту смерти Грозного он уже был епископом Коломенским). О Борисе Годунове и его сестре Ирине мы с вами будем еще говорить специально. А сегодня я расскажу вам о той части их биографий, которая приходится на правление Ивана Грозного. При этом часто будет упоминаться о женах Ивана Грозного, поэтому давайте разберемся сколько же их было: Анастасия Романова, Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Анна Колтовская, Анна Васильчикова, Василиса Мелентьева, Мария Нагая. Итого - семь. С первой женой царь прожил 13 лет и она была, вероятно, отравлена. У них было два сына, которые выжили - это Иван-царевич и Федор-царь. По те временам это считалось немного, так как многие дети не доживали до отроческого возраста. А выживание наследников - это вопрос государственной важности, мы помним это по делу Соломонии Сабуровой.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/18/...

Утром Маркиан велел поместить мучеников в котлы, наполненные смолой и серой, и, не желая видеть гибель сына, удалился, оставив наместника для приведения в исполнение имп. приказа. Дрова, к-рыми были доверху обложены котлы, сгорели, но святые остались невредимыми. Народ и Маркиан, которому донесли о происшедшем, были поражены случившимся. Святых отвели в темницу, куда пришла навестить К. его мать М. (в древнейших текстах - Маркионилла: Halkin. 1980. P. 293; ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 586). Она уверовала во Христа и была крещена пресв. Антонием. Маркиан, узнав об этом, заключил и ее в темницу. Он повелел казнить 20 воинов и 7 братьев царского рода, а И., К., пресв. Антония, Анастасия и М. решил судить позже. В день суда святые сообщили, что готовы поклониться идолам. Когда шествие приблизилось к храму Зевса, И. обратился с молитвой к Богу, и здание рухнуло, задавив тысячу жрецов и множество язычников. Мучеников снова отвели в темницу; во время молитвы им явился в сиянии сонм святых, среди к-рых были 20 воинов, 7 братьев и В. со св. девами, возвестившая И. о предстоящем мученическом подвиге. Перед казнью Маркиан велел пытать узников. Сначала им обернули пальцы на руках и ногах папирусом, смоченным в масле, и зажгли его. Но папирус сгорел, не причинив мученикам вреда. Затем у И. и К. содрали кожу с головы, а Антонию и Анастасию выкололи глаза. Когда палачи начали пытать М., то ослепли. После этого святых бросили на съедение зверям, но те не тронули их. Тогда Маркиан приказал усечь их мечом вместе с осужденными на смерть преступниками. Это произошло прежде 10-х календ июля, т. е. 21 июня ( Halkin. 1980. P. 295), согласно лат. Мученичеству - в 5-е иды янв., т. е. 9 янв. (ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 587). Сразу после казни началось землетрясение, разрушившее треть городских зданий, причем не уцелело ни одно место, где стоял к.-н. идол. Землетрясение сопровождалось молниями, громом и градом, от к-рого погибло немало язычников. Вскоре Маркиан заболел и умер в муках, съедаемый червями.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

Евагрий подчеркивает трусость и малодушие Зинона, проявленные им во время восстания Василиска, и делает вывод, что порок труслив и чужд надежды, он обнаруживает свое малодушие в самом подчинении удовольствиям 37 . Император Анастасий заслуживает похвалы Евагрия своей мирной политикой и стремлением к единству церкви 38 . Он превозносит его за постройку Длинных стен и особенно – за отмену хрисаргира 39 . Однако в целом Евагрий критикует финансовую политику Анастасия. Он осуждает его за введение хрисотелии, увеличение расходов на армию, за притеснение жителей провинций, за лишение курий права сбора податей, приведшее к упадку городов. Особенное недоброжелательство Евагрия вызывает эпарх двора Марин Сириец, по совету которого Анастасий послал по городам виндиков и поручил им сбор налогов, от чего доходы городских курий расстроились и благосостояние городов упало 40 . Император Юстин I не вызывает особых симпатий Евагрия. Он подчеркивает, что Юстин пришел к власти путем предательства, подкупа, а затем и злодеяний. Он обманул и затем убил Амантия и Феокрита, хотевших захватить власть при его помощи; он безжалостно и коварно расправился с возможным соперником Виталианом 41 . Не нравится Евагрию и низкое происхождение Юстина Старшего, незаконно захватившего престол, в то время как было много людей и знатных и богатых, которые состояли в родстве с Анастасием и имели полное право на столь великую власть 42 . Характеристика Юстиниана у Евагрия противоречива, но скорее отрицательна. Сведения о Юстиниане он черпает преимущественно из трудов Прокопия (в том числе – из «Тайной истории»). Это особенно ярко проявляется при описании Евагрием непомерной жадности этого императора. По словам Евагрия, Юстиниан был ненасытным в жажде денег и таким охотником до чужого, что все подвластное себе царство отдал на откуп частью правителям, частью сборщикам податей, частью тем людям, которые без всякой причины любят строить козни другим. У несчетного числа людей богатых под ничтожными предлогами, например, в результате обвинений распутных женщин, он отнял все их имущество 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

3. Поэтому в различных местах некоторые богатые и купающиеся в неге [люди] жаждут детей, но не имеют их, а [люди] бедные часто являются многочадными. Ведь [женская природа] от нужды иссыхает, словно земля, страдающая от отсутствия воды, а поэтому сразу же поглощает влагу брошенного в него семени. Это случается, например, с нашими бедуинами арабами, самыми нуждающимися и бедными [из окружающих народов], почти не имеющими совсем хлеба, но обладающими преизобильным потомством. Кроме того, как говорят весьма искушенные во врачебном искусстве, и в [материнском] молоке [некоторых родов] обнаруживается примесь [какого-то] дурного сока, вредного для младенцев. 4. Если же ты, возражающий мне, спросишь: «Ну и что? А разве не помимо Бога происходит многочадие, а также жизнь и смерть человека?» – то на это я отвечу тебе, что все случающееся естественным образом вследствие [действий] тварей, стихий, воздухов, [различных] соков, [их] смешений, [многообразных сочетаний] воздухов и [пестрого состава материнского] молока происходит не вне Бога. Ибо все твари Его изначала воспринимают от Него свои сущностные и естественные энергии, [осуществляя их] по Воле и Промыслу Его. Иначе откуда, скажи мне, василиску свойственна пагубная сила, а ехидне присущ смертоносный яд? Откуда [некоему] насекомому свойственно исцелять [укусы] смертоносных [тварей]? Почему одни растения являются пагубными [для людей], а другие – безвредными и исцеляющими [раны]? 5. Вследствие чего [некоторые мужи], добросовестно и при научении от Бога исследующие такие и подобные им [явления], когда видят обращающихся к ним женщин, которые кормят грудью первого, второго и третьего своего ребенка, а затем хоронят этих младенцев, то [эти мужи] советуют таким женщинам больше не кормить грудью своих чад. Впрочем, в отношении всего [происходящего в мире] хорошо говорить: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростью сотворил еси» ( Пс. 103:24 ). 6. В добавление к сказанному приведу еще реальные и неложные примеры, могущие убедить и заядлого спорщика в том, что Бог управил Свои [твари] так, чтобы ими руководили и им давали жизнь стихии, а также чтобы наше тело, и не только оно, но и сами движения и действия нашей нетелесной души, осуществлялись [с помощью этих стихий].

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Напившись ее, Савва пришел в себя, и с сего времени получил божественную силу к перенесению трудностей пустынной жизни. Спустя несколько времени, в пятнадцатый год патриаршества Анастасиева в Иерусалиме, великий отец наш Евфимий в мире уснул и почил, яко Господь на уповании вселил его ( Пс.4:9 ). Тогда великий Савва, будучи 35 лет от роду, увидел, что в киновии образ жизни переменился, когда отцы обители скончались; поэтому он удалился в ту восточную Иорданскую пустыню, в которой тогда сиял святой Герасим на подобие светила и сеял семена благочестия. Пребывая в пустыне, Савва самой жизнью своей пел сие Давидово изречение: се удалихся бегая и водворихся в пустыни ( Пс.54:8 ). Там он проводил время в тишине, посте и непрестанных молитвах и, соответственно словам писания упраздните и разумейте, яко аз есмь Бог ( Пс.45:11 ), соделывал ум свой чистым зеркалом Бога и божественных предметов. Диавол, желая отвлечь его от такой жизни, по зависти своей вымышлял для него многие искушения. Так, однажды в полночь Савва лежал на песке, и диавол, преобразившись в змей и скорпионов, старался устрашить его. Хотя Савва сначала сильно устрашился, но скоро понял, что это хитрость диавола. Посему он, оградившись крестным знамением и отогнавши страх, смело встал и сказал: «хотя ты и стараешься устрашить меня, но сам остаешься побежденным, потому что со мною Господь Бог. Он дал нам власть над тобою сими словами: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию» ( Лк.10:19 ). Как скоро он произнес это, то исчезли эти ядовитые животные. Также однажды явился ему сатана в виде самого страшного льва, который шел против него и свирепым своим видом угрожал ему. Савва, увидавши страшное приближение к нему зверя, сказал: «если ты получил надо мною власть, то что медлишь? если же не получил, то для чего напрасно трудишься? Ты не можешь отвлечь меня от Бога; ибо он Сам научил меня мужеству сими словами: на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия» ( Пс.90:13 ). Как скоро Савва произнес эти слова, то зверь стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Никакая диктаторская власть не тяготела над собором 451 г.; обсуждение мнений было горячее, подчас – шумное. Под Халкидонским вероопределением подписались наконец и египетские иерархи (александрийцы), так что в общем процент несогласных не превышал процента не подписавшихся под Никейским Символом на Первом Вселенском соборе: из слишком 600 человек не подписали только 13. Халкидонский собор тем не менее не умиротворил враждующие стороны; монахи распустили слух о гонении на православие, и – вся империя забродила; распри церковных партий продолжаются и становятся удобной почвой и для различных политических смут и движений, и для правительственных мероприятий и распоряжений. Узурпатор Византийского престола Василиск в своих притязаниях ищет опоры у монофизитов; монофизиты же – причина политических волнений в Сирии и Египте. Император Анастасий, желая сохранить за империею монофизитствовавшие окраины ее, правительственным распоряжением «упраздняет» спор об «естествах»; в VII в. Ираклий, во время и после борьбы с персами, хочет увенчать свои военные и политические успехи, приведшие к возвращению восточных окраин империи, восстановлением и церковного единства в империи. Но эта политика императоров большого успеха никогда не имела: в народе отношение к религиозным вопросам было глубже, поэтому ни истинные монофизиты, ни сознательные халкидониты-православные не шли на выдумывавшиеся властью словесные догматические компромиссы, боясь впасть в ересь и погубить свои души. Так, объединение при Анастасии восточных окраин с империей в церковном отношении, установившееся было на некоторое время, был куплено ценою 35-летнего разлада с римскою курией; но народ и особенно монахи-диофизиты поддерживали во все это время общение с папой и не ладили с епископами, соглашавшимися на правительственные компромиссы в деле вероучения. Из выдающихся учителей монофизитов надо назвать Юлиана Галикарнасского и Севера Антиохийского. С ними связаны воспоминания о двух фракциях в монофизитстве: первая – подлинное монофизитство; а вторая, – включавшая очень много кириллиан-староверов, ревнующих только о букве кирилловой формулы, а также и других антихалкидонитов, не желала, главным образом, только признавать Халкидонскую формулу. Эта, хотя и умеренная богословская партия, ратуя против Халкидонской формулы, могла однако легко впадать и в ересь и с течением времени разделять настоящие монофизитские взгляды.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Вскоре наступила развязка. Однажды, воспользовавшись беспечностью врага, император пригласил его с сыновьями к себе во дворец, где телохранители царя убили Аспара и его двух сыновей – Ардабудария и Патрикия. Третий сын гота – Арменрих, приятель Зенона, был спасён им и скрылся в Исаврии, где и проживал долгое время. Там он породнился с Зеноном – говорят, женившись на дочери побочного сына исавра. Лишь после смерти святого императора он вернулся в Константинополь, но более не решался претендовать на государственные должности 877 . Немедленно нашёлся мститель за Аспара, его телохранитель Острис. Вместе с готом Теодорихом он ворвался в Константинополь, но в бою с исаврами мятежники не имели успеха. По словам летописца, только помощь Зенона и Василиска, подоспевших на место боя, спасла государство. Тогда Острис, который за свою храбрость и верность снискал сочувствие даже среди православного населения столицы, перебрался во Фракию, где устроил настоящую войну 878 . Его правой рукой и первой опорой стал остгот Теодорих. Удивительный V b. был временем раскрытия больших талантов и грандиозных изменений на политической карте мира. Среди прочих великих фигур выделяется имя Теодориха Великого, царя остготов, чьё правление составило целую политическую революцию. Как указывалось в предыдущих главах, состоя под властью гуннов, остготы вместе с ними медленно двигались на Запад. Они сохранили свои родовые отношения, насколько это позволялось им Аттилой, и своих царей из рода Амалов. После поражения Гуннского вождя часть остготов осела в Паннонии, и св. Маркиан признал их права на землю при условии, что они примут статус федератов, что и произошло. Около 440 г. умер их царь, и власть над остготами разделили между собой три брата: Валамир, Теодемир и Видимир. Другая часть орды кочевала на другом берегу Дуная и управлялась другим вождём из рода Амалов, Триарием, сын которого, по смерти отца, Теодорих по прозвищу «Косой» принял главенство над этими остготами. Он был в родстве с Аспаром и имел большие планы в отношении своей участи. Теодорих Косой и стал союзником Остриса в борьбе с императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Хронологический перечень римских и греческих императоров, восточных патриархов, римских пап, русских князей, царей и императоров А. Римские и греческие императоры Октавиан Август 30 до P. X. – 14 по P. X. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба, Оттон и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Пертинакс 192. Дидий Юлиан 193. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Макрин 217–218. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–­249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Фацит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283­–284. На востоке. Диоклитиан 284–305. Максимиан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Св. Константин В. 306–337. Ликиний 307–324. Константин II 337–340. Констанций II 337–361. Юлиан Отступник 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На западе. Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций I Хлор 305–306. Св. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций 353–361. Юлиан Отступник 361–863. Иовиан 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Максим 455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Олибрий 472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На востоке. Анастасий I Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий II 578–582. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Константин III 641. Констанс или Константин (1V) 641–668. Константин Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–695. Леонтий 695–698. Тиверий III 698–705. Иустиниан II (вторично) 705–711.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010